Запахи окружают человека с момента рождения и сопровождают его на протяжении всей жизни. Учеными установлено, что ароматы людьми запоминаются лучше, чем звуки, цвета и другие факторы среды обитания. Человек воспринимает запахи носом. Он способен воспринимать и распознавать 4000 различных запахов, а очень чувствительный нос - до 10 000, причем, о каждом отдельном запахе в мозг передаются специальные сигналы. Обонятельные нервы почти никогда не ошибаются. Сигнал запаха перемещается по специальным клеткам непосредственно в гипоталамус мозга. Это очень важно, потому что этот миниатюрный орган регулирует десятки функций организма, такие как температура, жажда, голод, уровень сахара в крови, сон, сексуальное возбуждение и такие эмоции, как гнев и радость. Одновременно сигнал запаха поступает в область, называемую Гиппо-камп- часть мозга, которая отвечает за память и внимание. По этой причине запахи вызывают у нас воспоминания.
Различные запахи и ароматы имеют огромное влияние на человека. Аромат эфирных масел воспринимается обонянием, которое реагирует быстрее остальных наших чувств. Эфирные масла – это летучие вещества, которые вырабатываются эфирномасличными растениями и обуславливают их запах и практическую ценность. Эфирные масла названы эфирными из-за летучести и испаряемости, а маслами – потому что они жирные на ощупь, не смешиваются с водой и легче ее. А могут ли ароматы влиять на психоэмоциональное состояние человека? Могут ли они улучшить плохое настроение или наоборот, его ухудшить?
Актуальность: в 10 классе нагрузка в школе увеличилась, появились профильные предметы, отнимающие много сил. Также часто контрольные работы выпадают на 5-6 уроки, когда эффективность работы снижается. Мы наблюдали за психоэмоциональным состоянием одноклассников, многие после профильных уроков были уставшие и с плохим настроением, и на контрольные работы оставалось мало сил. Но наткнувшись на интересную информацию о свойствах эфирных масел, и их влиянии на состояние человека, мы решили проверить, действительно ли масла могут изменить работоспособность и эмоциональное состояние учащихся. И получить их химическим способом в школьной лаборатории.
Гипотеза: ароматические масла влияют на настроение и работоспособность человека.
Цель работы: получить ароматические масла и изучить их влияние на психоэмоциональное состояние человека.
Задачи:
1. Изучить теоретические материалы об истории, способах их получения и влиянии ароматических масел на работоспособность и эмоциональное состояние человека.
2. Получить ароматические масла из листьев эвкалипта, цедры мандарина и хвои ели.
3. Провести исследования по влиянию ароматических масел на человека.
Объект исследования: ароматические масла.
Предмет исследования: способы получения и влияние ароматических масел на состояние человека.
Методы исследования:
1. Библиографический.
2. Экспериментальный.3. Аналитический.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. I. Теоретическая частьЭфирные масла – это вещества, обладающие сильной испаряемостью и летучестью – они легко распространяются в воздухе; на ощупь они маслянистые, легче воды и нерастворимы в ней. Они образуются под влиянием различных воздействий в частях растений: корнях, древесине, смоле, семенах, коре, плодах, листьях и цветах. Запах ароматических веществ выражен по-разному: одни растения пахнут сильно, и их аромат очень стойкий, а в других эфирные масла находятся так глубоко, что их запах не чувствуется совсем. Цвет эфирных масел зависит от пигментов, содержащихся в растениях. Масло может быть бесцветным, прозрачным, жёлтым, зелёным, сине-зелёным, синим, красным и даже тёмно-коричневым. Эти масла отличаются высокой биологической и химической активностью: они могут растворять полиэтилен, резину, парафин, сургуч, и даже способны вызвать коррозию металлов. Поэтому, работая с эфирными маслами, лучше брать стеклянную посуду и пользоваться деревянными палочками.
Эфирные масла сильно отличаются от обычных растительных масел. Уже при комнатной температуре они улетучиваются, а на бумаге и ткани не оставляют пятен, как обычные жирные масла. Конечно, если масло имеет насыщенный цвет, может остаться лёгкое окрашивание. На свету все эфирные масла быстро окисляются, поэтому хранить их нужно в тёмных стеклянных ёмкостях и в тёмном прохладном месте. Во флакон с эфирным маслом не должен попадать воздух. Чаще всего масла хранят в холодильнике, но некоторые следует хранить при комнатной температуре, и их свойства при этом только усиливаются. Большинство эфирных масел легко воспламеняются, поэтому с ними лучше обращаться осторожнее [1].
Эфирное масло воздействует сразу на химическом, физическом и психологическом уровнях, воспринимается тактильно, через его вдыхание, влияет на обмен веществ. Аромамасла можно использовать для внутреннего применения, в качестве наружного средства, в ингаляционных методах [5].
Противопоказание, которое распространяется абсолютно на все эфирные масла — индивидуальная непереносимость. Она может проявиться в виде покраснения кожи, аллергической сыпи, головной боли, учащенном или затрудненном дыхании, отдышкой или даже обмороком. При обнаружении у себя подобных симптомов (или даже почувствовав общее ухудшение самочувствия) от использования выбранного эфирного масла необходимо отказаться.
Чувствительная кожа нежная и уязвимая, поэтому на многие масла в первую очередь проявляется индивидуальная непереносимость. [5]
Способы получения ароматических масел
Дистилляция (перегонка паром).
Растительное сырье укладывается в перегонный куб на сито, установленное над кипящей водой, с паром из сырья уносятся летучие компоненты, они, охлаждаясь в змеевике, оседают в виде смеси с дистиллированной водой в специальном приемнике. Так как масло не растворяется в воде и имеет плотность ниже чем у воды, то масло поднимается вверх. Нагревание проводится на слабом огне, и этот процесс может занимать длительное время. Зато на выходе будет масло с богатой гаммой ароматов. Для ускорения процесса перегонки применяют более высокие температуры, в результате масло можно получить за несколько минут, но и аромат у такого масла, будет не так многообразен и целебных свойств гораздо меньше. Так что если нарушается технология получения эфирных масел, то и ухудшается их качество. Эфирные масла, полученные методом дистилляции, с годами приобретают еще лучший аромат, а некоторые масла имеют неограниченный срок хранения.
Анфлераж (метод поглощения).
Метод основан на поглощении жирами (свиным или говяжьим) и маслами (ши или кокосовым), которые не имею своего запаха, эфирных масел из цветочного сырья (цветков розы, туберозы, жасмина, белой акации, азалии, цветов фиалки душистой, липы и др.)
Для этого жир намазывают тонким слоем на чистое стекло и раскладывают только что собранные лепестки цветков. Цветочные лепестки выдерживают 1-3 суток, пока они выделяют эфирные масла. Затем использованные цветки удаляют и раскладывают свежие. Эту процедуру можно повторять многократно (20-25 раз).
Мацерация (настаивание, горячий анфлераж).
треть объема банки или фляги с широким горлышком засыпают лепестками (почками, измельченными листьями или корнями) растения;
доливают доверху растительным маслом;
плотно закрывают;
настаивают на солнце несколько дней или пока лепестки не потеряют свою окраску;
увядшие лепестки, извлекают и заменяют на свежие;
процесс повторяют несколько раз (чем многократно повторяется процесс замены сырья; тем насыщеннее будет настоянное масло, которое называют благовонным);
фильтруют и хранят в прохладном темном месте.
Гидродиффузия (перколяция).
Самый современный метод - быстрый, технологичный, простой, не требующий сложного оборудования. Происходит гидродиффузия следующим образом: через растение, которое лежит на специальной решетке, проходит струя горячего пара. Полученную смесь – воды и эфирного масла, охлаждают. В целом способ очень похож на метод дистилляции [9].
Историческая хронология эфирных масел начинается примерно с 4000 г. до н.э., хотя термин «Ароматерапия» вполне современный (появился в начале 20-го века). Египтяне, греки, римляне, персы, индусы и китайцы, как известно, практиковали использование эфирных масел на протяжении многих веков.
II. Практическая частьВ работе были проанализированы четыре образца эфирных масел эвкалипта, лимона розмарина и хвои ели. Анализ проводили как с купленными маслами в аптеке г. Лесосибирска, так и с полученными в лабораторных условиях. Исследовательская работа проводилась в ноябре-декабре 2016 года. В эксперименте участвовало 26 учащихся нашей школы.
В лабораторных условиях мы получили масла из натуральных продуктов: апельсина, эвкалипта, хвои ели. Собрали прибор для получения эфирного масла.
Брали субстраты исследуемых растений по 50 г: хвои молодых побегов ели, листья эвкалипта, цедру цитрусовых. Измельчали их и, пока они ещё влажные, помещали в колбу, находящуюся в песочной бане, добавляли 20-30 мл воды. Первую колбу заполняли на 1/3 водой. Когда получали эфирное масло ели, чтобы кипение было равномерным, добавляли несколько кусочков керамики. Нагревали воду до кипения с помощью спиртовки. Одновременно нагревали колбу на песочной бане с помощью электрической плитки. Перегонку с водяным паром вели 40 мин, с момента закипания воды в первой колбе. Масло и водяной конденсат собирался на выходе в делительную воронку, воды собиралось около 50 мл, а на поверхности её плавали бесцветные капли масла 0,5 мл. Воду отделяли от масла. По запаху полученные масла не сильно отличались от тех масел, которые были куплены в аптеке. На белый лист бумаги наносили каплю эфирного масла. Откладывали лист с каплей в недоступное для света место на сутки. Через сутки смотрели, испарилась капля или нет.
Анализ полученных эфирных масел в лабораторных условиях и купленных эфирных масел показал,
Влияние ароматических масел |
Эфирные масла |
||
Цитрус |
Еловое |
Эвкалипт |
|
Активизация мыслительных процессов |
87% |
- |
- |
Прилив энергии |
80% |
- |
- |
Улучшение настроения |
75% |
93% |
100% |
Успокаивает |
- |
93% |
- |
Следующим этапом нашей работы было изучение влияния полученных масел на психоэмоциональное состояние учащихся. По субъективной оценке респондентов после применения цитрусового масла настроение улучшилось у 80% учащихся, после применения елового масла у 93%, а после применения масла эвкалипта у 46%. Снижение стресса наблюдалось после применения масел ели и эвкалипта [2].
Влияние ароматических масел |
Эфирные масла |
||
Цитрус |
Розмарин |
Эвкалипт |
|
Активизация мыслительных процессов |
90% |
- |
- |
Прилив энергии |
75% |
- |
- |
Улучшение настроения |
80% |
85% |
100% |
Успокаивает |
- |
100% |
- |
в аптеке г. Лесосибирска. В ходе исследования выявлялась субъективная оценка влияния ароматических масел на эмоциональное состояние учащихся. После нанесения повышалась работоспособность, наблюдался прилив энергии у 90% респондентов; улучшалось настроение после применения масла цитрусовых у 80%, у 85% после применения масел розмарина, и у 100% респондентов после нанесения масла. Снижение стресса наблюдалось после нанесения масла розмарина [2].
Далее мы проверили соответствие субъективной оценки учащихся о повышении работоспособности после применения эфирных масел. Для выявления влияния эфирных масел на эффективность работы учащихся, использовали методику Шульте. Для этого использовали таблицы Шульте, в ячейках, которых хаотичным образом были размещены цифры от 1 до 25. Респонденты в быстром темпе находили последовательно все числа, расположенные в таблице. Время фиксировали. И вычисляли эффективность работы (ЭР) по формуле:
Возраст |
5 баллов |
4 балла |
3 балла |
2 балла |
1 балл |
10 лет |
45 и меньше |
46-55 |
56-65 |
66-75 |
76 и больше |
11 лет |
35 и меньше |
36-45 |
46-55 |
56-65 |
66 и больше |
12 лет и старше |
30 и меньше |
31-35 |
36-45 |
46-55 |
56 и больше |
на 1-2 балла).
Следующим этапом нашей работы было выявление психической выносливости по формуле: ПУ= Т4 / ЭР Показатель результата меньше 1,0 говорит о хорошей психической устойчивости, соответственно, чем выше данный показатель, тем хуже психическая устойчивость испытуемого к выполнению заданий. Результаты исследования показали, что после применения эфирных масел ПУ повысилась у 62% респондентов. Следовательно, эфирные масла цитрусовых вызывают положительную динамику в изменении эффективность работоспособности и психической устойчивости.
Респондент |
Таблицы |
ЭР |
ЭР по пятибалльной шкале |
Псих. Уст. |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
1 |
39 |
41 |
37 |
45 |
40 |
40,4 |
3 |
1,11 |
|||
2 |
32 |
34 |
35 |
39 |
33 |
34,6 |
4 |
1,12 |
|||
3 |
42 |
27 |
38 |
47 |
30 |
36,8 |
3 |
1,27 |
|||
4 |
27 |
31 |
32 |
36 |
35 |
32,2 |
4 |
1,11 |
|||
5 |
35 |
30 |
32 |
36 |
37 |
34 |
4 |
1,05 |
|||
6 |
41 |
47 |
35 |
42 |
48 |
42,6 |
3 |
0,98 |
|||
7 |
30 |
28 |
32 |
35 |
29 |
30,8 |
5 |
1,13 |
|||
8 |
37 |
32 |
45 |
36 |
43 |
38,6 |
3 |
0,93 |
|||
9 |
40 |
37 |
42 |
44 |
39 |
40,4 |
3 |
1,08 |
|||
10 |
29 |
33 |
39 |
35 |
37 |
34,6 |
4 |
1,01 |
|||
11 |
33 |
30 |
29 |
25 |
37 |
30,8 |
5 |
0,81 |
|||
12 |
41 |
40 |
38 |
42 |
35 |
39,2 |
3 |
1,07 |
|||
13 |
36 |
32 |
28 |
38 |
33 |
33,4 |
4 |
1,13 |
|||
14 |
31 |
38 |
30 |
29 |
36 |
33 |
4 |
0,87 |
|||
15 |
25 |
30 |
33 |
39 |
27 |
30,8 |
5 |
1,26 |
|||
16 |
27 |
35 |
30 |
40 |
36 |
33,6 |
4 |
1,19 |
|||
17 |
43 |
38 |
40 |
35 |
30 |
37,2 |
3 |
0,94 |
|||
18 |
35 |
30 |
28 |
39 |
25 |
31,4 |
4 |
1,24 |
|||
19 |
47 |
29 |
36 |
33 |
40 |
37 |
3 |
0,89 |
|||
20 |
40 |
35 |
29 |
42 |
38 |
36,8 |
3 |
1,14 |
|||
21 |
30 |
25 |
29 |
37 |
36 |
31,4 |
4 |
1,17 |
|||
22 |
28 |
32 |
38 |
25 |
26 |
29,8 |
5 |
0,83 |
|||
23 |
33 |
30 |
38 |
41 |
33 |
35 |
4 |
1,17 |
|||
24 |
38 |
30 |
42 |
29 |
40 |
35,8 |
4 |
0,81 |
|||
25 |
43 |
32 |
45 |
30 |
31 |
36,2 |
3 |
0,82 |
|||
26 |
29 |
35 |
40 |
37 |
39 |
36 |
3 |
1,02 |
Респондент |
Таблицы |
ЭР |
ЭР по пятибалльной шкале |
Псих. Уст. |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||
1 |
39 |
41 |
37 |
45 |
40 |
40,4 |
3 |
1,11 |
|||
2 |
32 |
34 |
35 |
39 |
33 |
34,6 |
4 |
1,12 |
|||
3 |
42 |
27 |
38 |
47 |
30 |
36,8 |
3 |
1,27 |
|||
4 |
27 |
31 |
32 |
36 |
35 |
32,2 |
4 |
1,11 |
|||
5 |
35 |
30 |
32 |
36 |
37 |
34 |
4 |
1,05 |
|||
6 |
41 |
47 |
35 |
42 |
48 |
42,6 |
3 |
0,98 |
|||
7 |
30 |
28 |
32 |
35 |
29 |
30,8 |
5 |
1,13 |
|||
8 |
37 |
32 |
45 |
36 |
43 |
38,6 |
3 |
0,93 |
|||
9 |
40 |
37 |
42 |
44 |
39 |
40,4 |
3 |
1,08 |
|||
10 |
29 |
33 |
39 |
35 |
37 |
34,6 |
4 |
1,01 |
|||
11 |
33 |
30 |
29 |
25 |
37 |
30,8 |
5 |
0,81 |
|||
12 |
41 |
40 |
38 |
42 |
35 |
39,2 |
3 |
1,07 |
|||
13 |
36 |
32 |
28 |
38 |
33 |
33,4 |
4 |
1,13 |
|||
14 |
31 |
38 |
30 |
29 |
36 |
33 |
4 |
0,87 |
|||
15 |
25 |
30 |
33 |
39 |
27 |
30,8 |
5 |
1,26 |
|||
16 |
27 |
35 |
30 |
40 |
36 |
33,6 |
4 |
1,19 |
|||
17 |
43 |
38 |
40 |
35 |
30 |
37,2 |
3 |
0,94 |
|||
18 |
35 |
30 |
28 |
39 |
25 |
31,4 |
4 |
1,24 |
|||
19 |
47 |
29 |
36 |
33 |
40 |
37 |
3 |
0,89 |
|||
20 |
40 |
35 |
29 |
42 |
38 |
36,8 |
3 |
1,14 |
|||
21 |
30 |
25 |
29 |
37 |
36 |
31,4 |
4 |
1,17 |
|||
22 |
28 |
32 |
38 |
25 |
26 |
29,8 |
5 |
0,83 |
|||
23 |
33 |
30 |
38 |
41 |
33 |
35 |
4 |
1,17 |
|||
24 |
38 |
30 |
42 |
29 |
40 |
35,8 |
4 |
0,81 |
|||
25 |
43 |
32 |
45 |
30 |
31 |
36,2 |
3 |
0,82 |
|||
26 |
29 |
35 |
40 |
37 |
39 |
36 |
3 |
1,02 |
Работа с Таблицами Шульте до и после использования эфирного масла
Подводя итоги нашей работы, нами были сделаны следующие выводы: наша гипотеза о том, что ароматические масла благотворно влияют на организм человека, снимают усталость, повышают работоспособность, подтвердилась. Ароматерапия является уникальным звеном, связывающим наше здоровье с богатствами окружающего нас мира.
В ходе работы так же выяснилось:
Эфирные масла можно получить в лабораторных условиях.
Качество исследуемых эфирных масел как полученных, так и купленных в аптеке высокое.
Ароматические масла положительно влияют на психоэмоциональное состояние подростков как по субъективной оценке, так и по методике Шульте. Если к пятому уроку накапливается усталость, снижается работоспособность, а на уроке предстоит выполнить контрольную работу, необходимо нанести капельку тонизирующего масла на точки пульса (лимон, эвкалипт). Через 10 минут появится прилив энергии. Чтобы прийти в себя после ссоры, достаточно нанести 2-3 капли масла на носовой платок и вдыхать аромат (розмарин, эвкалипт).
Применение методики Шульте показало, что применение эфирных масел повышает и психическую устойчивость подростков. Среди полученных нами масел предпочтение отдаётся цитрусовому аромату.
Большинство учащихся не слышали о действии эфирных масел на организм до нашего эксперимента.
Войткевич С. А. Эфирные масла для парфюмерии и ароматерапии. – М.: “Пищевая промышленность”, 1999. – 284 с.
Головкин Б. Н., Редевская Р. Н. и др. Биологически активные вещества растительного происхождения. В 3 томах – М.: Наука, 2001. – 1т.- 350 с. 2т.- 764 с. 3 т. 250 с.
Гроссе, Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных / Э. Гроссе, Х. Вайсмантель. – М.: Дрофа, 2000. – 125 с.
Колесов Д.В. Биология. Человек: Учебник для 8 классов – М.: Дрофа 2000. – 165 с.
Кэрол Мак-Гилвери, Джими Рид. Основы ароматерапии. Издательский дом «Росмэн», 1997. – 350 с.
Нагорная Н.В. Ароматерапия в педиатрии. - Изд-во Cosmetic Karl Hadek Iternational, 1998. – 288 с.
Николаевский В.В, Еременко А.В. Биологическая активность эфирных масел. – М.: Медицина, 1999. – 220с.
Рубенштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. Практическое руководство// Апрель-Пресс, М., 2004.- 5с.
Стенин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.
Храпковский А.И. Занимательные очерки по химии. – Л.: 1958. – 103 с.