Вода имеет важное значение во всех природных процессах, совершающихся на Земле и играет большую роль в практической деятельности человека. Непрерывно совершающийся круговорот воды в природе обуславливает поступление воды на континенты.
Вода растворяет и механически разрушает горные породы, осуществляет формирование облика земной поверхности.
Многообразие явлений и процессов, происходящих в гидросфере с далеко не всегда разумным и не продуманным использованием воды, привело к обострению водной проблемы. Вода, считавшаяся ранее совсем бесплатным даром природы, приобрела ранг «ресурсов».
Сейчас человек столкнулся с проблемой получения чистой воды, безопасной для здоровья. Проблема состоит не в общем количестве ресурсов ( воды в мире сейчас столько же, сколько было миллион лет назад ),а в том, что 97% мировых запасов – соленая вода, а из оставшихся трех процентов воды 2/3 находится в виде льда, а 1/3 интенсивно растворяет загрязнение, которое дает человек. Основные загрязнения природных вод – техногенные, бытовые и сельскохозяйственные.
Целью исследования является оценка экологического состояния реки на всем ее течении от истока устья; выявление основных источников загрязнения и разработка предложений по проведению мероприятий по оздоровлению реки.
Задачи исследования:
1. Знакомство с теорией по данной проблеме;
2. Составление плана местности;
3. Определение физических и химических показателей воды (прозрачность, реакция среды, запах, жесткость, качественное содержание катионов и анионов в воде).
В течение 2 месяцев мы работали над исследовательским проектом, проводили исследования в группах.
Оценка экологического состояния проводилась на основе проведения химического и животного мира реки, причем особое внимание уделялось видам растений и животных, которые являются индикаторами чистоты и загрязнения вод.
-1-
1. Методика исследования
План работы по проекту «Речка в Южном поселке». Общее исследование качества речной воды:
Взять пробы воды из реки.
Описать состояние дна реки (визуально) и ее берегов (наличие постоянных предметов, мусора).
Исследовать рН и жесткость воды.
Гидрофизические исследования:
Измерить ширину и глубину реки в данном месте.
Описать рельеф берегов реки.
Измерить скорость течения реки.
Определить прозрачность, цвет, запах воды.
Дать воде отстояться, описать осадок.
Гидробиологические исследования:
Собрать водную флору и фауну в сосуд с водой.
Определить виды имеющихся объектов.
Описать внешний вид объектов, отметить изменения.
Гидрохимические исследования:
Обнаружение катионов (кислотно-щелочной метод качественного анализа).
Обнаружение анионов (в основу классификации положена различная растворимость солей бария и серебра).
Социологические исследования:
Составление вопросов.
Опрос родителей и соседей.
Выборочный опрос жителей микрорайона.
Для гидрохимических исследований необходимы банки для забора воды с этикетками и набор реактивов для качественного определения ионов NO3-, NH4+, SO42-, CI-, Fe2+, Fe3+, Cu2+ и др., а также для определения рН и жесткости воды, стеклянная посуда.Для гидрофизических исследований необходимо: резиновый мяч и секундомер для определения скорости течения реки, рулетка, мерный цилиндр и диск для определения прозрачности воды, фильтры, груз на веревке для определения глубины. Для гидробиологических исследований необходимо: сетка, сачок, «грабли» для водорослей, определители водной флоры и фауны, стандартный школьный микроскоп. -2-
1.1 Общее исследование качества речной воды.
Методика определения степени пригодится воды для питья.
Физические свойства питьевой воды: вода прозрачная, без запаха. Без вкуса, в тонком слое бесцветна. А в толстом имеет голубую окраску.
Прозрачность воды определяется по следующим критериям: прозрачная вода, слабо опалесцирующая, слабомутная, мутная, очень мутная.
Прозрачность воды обуславливается ее цветом и мутностью, т.е. содержанием в ней различных окрашенных и взвешенных органических и минеральных веществ.
Для определения количества взвешенных веществ (оценка мутности) необходимо взять до 1 литра воды и бумажный фильтр. После этого фильтр высушивается и взвешивается на весах. Количество взвешенных частиц, осевших на фильтре, определяется по формуле, и полученное значение пересчитывается на 1 литр.
X = (B-A)/V, где X – масса взвешенных веществ в 1 литре воды, г;
B – вес фильтра со взвешенными веществами, мг;
A – вес фильтра до фильтрования, Мг;
V – объем исследуемой воды, мл.
Х = (3200 мг – 500 мг)/250 мл=10,8 мг/мл, в пересчете на 1 литр, получаем 0,0108 мг/л.
Мутность воды должна быть не более 1 мг/л. А в отдельных случаях не более 2.
Для определения цвета берем 0,5 л дистиллированной воды, два химических цилиндра высотой 20 см, лист белой бумаги, бумажный фильтр.
Фильтруем через фильтр исследуемую воду;
Наливаем исследуемую воду в цилиндр;
В другой цилиндр наливаем дистиллированную воду;
Сравним цилиндры с водой над листом чистой бумаги;
Определяем цвет воды4
Окраска не обнаруживается при высоте столба 16 см. Для питья пригодна вода, если ее окраска не обнаруживается при высоте столба более 20 см, а для технический целей – 10 см. Для определения характера и интенсивности запаха питьевой воды используем: 100 мл воды, широкогорлая колба емкостью 1500-2000 мл, часовое стекло, шкала интенсивности запаха. -3-
Наливаем в колбу мл воды;
Закрываем колбу часовым стеклом и нагреваем до 40-50 0С;
Колбу встряхиваем, производя вращательные движения снимаем стекло и определяем обонянием характер и интенсивность запаха.
Качества запаха характеризуется: болотистый, затхлый, гнилостный, хлорный и т.д.
Шкала интенсивности запаха
Интенсивность |
Балл |
Характеристика запаха |
Никакого |
0 |
Запах не ощущается. |
Очень слабый |
1 |
Запах обнаруживается только опытным путем. |
Слабый |
2 |
Обнаруживается только тогда, когда на него кто-то обращает внимание. |
Заметный |
3 |
Запах, который замечается сразу. |
Отчетливый |
4 |
Запах, заставляющий отказаться от питья. |
Очень сильный |
5 |
Настолько сильный, что вода не пригодна для питья. |
Исследуемая вода имеет слабый запах (2 балла).
В питьевой воде при температуре 200С допустимо наличие запаха не более 2 баллов.
Методика определения по запаху воды вида загрязняющего состава.
Запах воды |
Вещества, загрязняющие воду |
Химический |
Промышленные сточные воды, химическая обработка воды. |
Хлорный |
Свободный хлор. |
Углеводородный |
Стоки нефтеочистительных заводов. |
Затхлый |
Органические вещества. |
Лекарственный |
Фенолы и йодоформ. |
Сернистый, неприятный или сильно выраженный |
Сероводород – показатель сильного загрязнения воды гниющими отбросами. |
Землистый |
Сырая земля. |
Гнилостный, канализационный |
Застоявшиеся сточные воды. |
Исследуемая вода имеет канализационный запах.
-4-
1.2. Определение рН раствора
Для определения рН раствора пользуемся желтой универсальной индикаторной бумагой. Желтая индикаторная бумага изменяет свою окраску в широком интервале рН:
рН |
Окраска индикаторной бумаги |
рН |
Окраска индикаторной бумаги |
1 2 3 4 5 |
Красная Розово-красная Интенсивно-оранжевая Светло-оранжевая Светло-желтая |
6 7 8 9 10 |
Темно-желтая Салатовая Зеленая Светло- зеленая, синяя |
Способ определения рН среды с помощью универсальной индикаторной бумаги очень прост и заключается в следующем: на полоску бумаги наносят каплю исследуемого раствора и немедленно сравнивают окраску смоченной части полоски с приведенными выше данными или цветной шкалой, прилагаемой к пачкам бумаги.
В результате работы получаем рН=7.
1.3. Определяем жесткость воды.
Абсолютно чистой воды в природе не существует. Она всегда содержит разные примеси как в растворенном. Так и во взвешенном состоянии. От концентрации природы этих примесей зависит пригодность воды для бытовых и промышленных нужд.
Вода, в которой растворены соли кальция и магния, обладает особыми свойством-жесткостью. Жесткая вода образует плотные слои накипи на внутренних стенках паровых котлов и кипятильников; в ней плохо развариваются пищевые продукты; при стирке белья расходуется много мыла.
Количественно жесткость воды выражают числом миллиэквивалентных масс ионов кальция и магния, содержащихся в 1л. В зависимости от ее значения различают следующие типы вод: очень мягкие менее 1,5 мэкв/л; мягкие-1,5-3,0 мэкв/л; среднежесткие-3,0-4,5 мэкв/л; довольно жесткие-4,5-6,5 мэкв/л; жесткие-6,5-11,0 мэкв/л; очень жесткие - свыше 11,0 мэкв/л.
Жесткость, обусловленная содержанием гидрокарбонатов кальция и магния, называется карбонатной (Жк). Ее определяют титрованием воды раствором хлороводородной кислоты:Ca(HCO3)2+ 2HCI→CaCI2+ 2CO2+ 2H2
-5-
Определение карбонатной жесткости воды.
Помещаем в коническую колбу пробу речной воды объемом 100 мл. Прибавляем 2 капли раствора индикатора метилоранжевого и титруем пробу 0,1 н. раствором хлороводородной кислоты до перехода желтой окраски в устойчивую оранжевую.
Рассчитываем карбонатную жесткость по формуле:
Где V(HCI)-объем хлороводородной кислоты затраченный на титрование, мл; С-концентрация хлороводородной кислоты, экв/л; V(H2O)- объем воды, взятой для анализа, мл.
На определение временной жесткости израсходовано 0,32 мл (среднеарифметическое значение трех измерений) 0,1 н. раствора HCI на 100 мл пробы.
Вода относится к типу очень мягких, т.к. содержит менее 1,5 мэкв/л ионов кальция и магния.
1.4.Химический анализ раствора.
Кислотно-щелочной метод классификации катионов.
В основе кислотно-щелочного метода качественного анализа лежит отношение катионов к важнейшим неорганическим соединениям-кислотам и щелочам. Классификация катионов проводится по следующим признакам: растворимость хлоридов, сульфатов и гидроксидов, основной или амфотерный характер гидроксидов, способность к образованию прочных комплексных соединений-аммиакатов. Все катионы разделяют на 6 аналитических групп с помощью четырех реагентов.
Классификация анионов основана на различной растворимости солей бария и серебра.
-6-
Классификация катионов
Аналитическая группа |
Групповой реагент |
Катионы |
Результат действия группового реагента |
Первая |
2M HCI |
Ag+ , Pb2+ |
Осадок: AgCI,PbCI2 |
Вторая |
1M H2SO4 |
Ca2+, Ba2+ |
Осадок: CaSO4,BaSO4 |
Третья |
2M NaOH |
Al+,Cr3+,Zn2+ |
Раствор: AIO2-,CrO2-,ZnO22- |
Четвертая |
Концентрированный раствор аммиака |
Fe2+,Fe3+,Mg2+,Mn2+ |
Осадок: Fe(OH)2,Fe(OH)3,Mg(OH)2,Mn(OH)2 |
Пятая |
Концентрированный раствор аммиака |
Cu2+,Ni2+,Co2+ |
Раствор: Cu(NH3)42+,Ni(NH3)62+,Co(NH3)62+ |
Шестая |
Отсутствует |
NH4+,Na+,K+ |
………….. |
Классификация анионов
Основана на различной растворимости солей бария и серебра.
Аналитическая группа |
Групповой реагент |
Анионы |
Результат действия группового реагента |
Первая |
Нейтральный или слабощелочной раствор BaCI2 |
SO42-,SO32-,CO32-,PO42-,CrO42-,F- |
Осадок: BaSO4,…………… |
Вторая |
Азотнокислый раствор AgNO3 |
CI-,Br-,I-,S2- |
Осадок: AgCI,AgBr… |
Третья |
Отсутствует |
NO3-,CH3COO-,MnO4- |
………… |
Прежде чем приступить к анализу раствора, необходимо внимательно рассмотреть его окраску, измерить рН. По окраске можно сделать предварительный вывод о присутствии некоторых ионов.
После проведения предварительных испытаний раствор разделяем на 2 части и приступаем к обнаружению катионов и анионов.
Исследуемый раствор имеет нейтральную реакцию и окрашен в слабо-зеленый цвет. Предварительно заключение: могут присутствовать ионы Cr3+,Fe2+. Разделяем раствор на 2 части и приступаем к анализу.
Fe2+ обнаруживаем с помощью K3[Fe(CN)6]3. Образуется слабая синяя окраска турнбулевой сини. -7-
K3[Fe(CN)6]+Fe2+→ Fe4[Fe(CN)6]3 турнбулева синь.
При добавлении растворов HCI и H2SO4 осадок не выпадает. Следовательно, катионы Ag+,Pb2+,Ca2+,Ba2+ отсутствуют, либо содержатся в незначительных количествах…
В присутствии избытка аммиака выпадает осадок Fe(OH)2, а раствор становитсябесцветным, значит, анализируемая проба не содержит солей меди и кобальта (либо незначительное количество).
К отдельной порции раствора прибавляем раствор щелочи кипятим в присутствии пероксида водорода. Образуется осадок (осадок Fe(OH)3, Mn(OH)2). Белый осадок гидроксида марганца на воздухе быстро буреет вследствие окисления Mn2+ до MnO(OH)2
Mn2++2OH-+H2O2→ MnO(OH)2↓+H2O
Прозрачную жидкость над осадком отбираем пипеткой и нейтрализуем кислотой, ожидая выпадения гидроксидов Zn(OH)2,AI(OH)3. Этого не происходит, значит, в исследуемом растворе из катионов имеются Fe2+, могут присутствовать также ионы K+,Na+,Mn2+,Mg2+. Осадок Fe(OH)2 был слегка зеленоватый, значит, содержал небольшую примесь Fe(OH)3.
Проводим реакцию с PbO2 в среде HNO3, к 5-5 каплям раствора добавляем 3-4 капли концентрированной азотной кислоты и 2-3 мг оксида свинца (IV) (на кончике шпателя) и нагреваем на водяной бане, имеется незначительное малиновое окрашивание, значит, небольшое количество ионов Mn2+ в пробе есть.
Проба на окрашивание пламени показывает, что солей K+, Na+ в пробе нет. При добавлении к исследуемому раствору BaCI2 выпадает белый кристаллический осадок, нерастворимый в избытке минеральной кислоты, что свидетельствует о наличии SO42-. Ba2+ + SO42- = BaSO4
При добавлении AgNO3, выпадает белый осадок, свидетельствующий о наличии CI-. Ag+ + CI- = AgCI
Реакция с медью и этанолом в присутствии концентрированной H2SO4 не приводят к положительному результату. Следовательно, в пробе нет нитратов и ацетатов.
Вывод: В растворе имеются ионы Fe2+, Fe3+, Mn2+, SO42-, CI- (другие ионы либо отсутствуют, либо находятся в незначительных количествах).
-8-
2. Результаты исследований.
Вода в реке мутная, зловонная с «канализационным» запахом. По берегам можно видеть осадок поверхностно-активных веществ. Скорость течения около 1 м/сек, ширина потока 0,7 м, глубина 0,5 м. русло завалено мусором - шинами, металлоломом, бытовыми отходами. По левому берегу расположились кирпичные дома, рядом с ними громоздятся свалки бытовых и автомобильных отходов. Строительство домов расширяется. А также с территории предприятий имеется сток в реку. В зоне частного сектора реки превращена в свалку бытовых отходов, регулярная вывозка мусора в этом микрорайоне не налажена. В районе перехода через реку образовалась мощная свалка пластмассовых бутылок, политая нефтепродуктами, размер свалки увеличивается.
Кроме того, на территориях жилых районов, по территории которых протекает река, не налажен вывоз бытового мусора. В русле реки и по берегам свален мусор (в частности, горюче-смазочные материалы и бытовые отходы).
Рассмотрение всех результатов химического анализа воды позволяет сделать заключение о том, что река обладает поразительной способностью к самоочищению, что свидетельствует об уменьшении органического загрязнения.
По-видимому, это обусловлено с одной стороны, влиянием мощной родниковой зоны, разбавлением вод реки протоками, несущими относительно чистую воду. С результатами химического анализа согласуется повышение разнообразия видов растений и животных по мере удаления от истока реки.
Основные источники загрязнения открытые ливневые, в случае аварии – и канализационные стоки, а также мусорные свалки частных и гаражных массивов, протянувшиеся вдоль левого берега. Тем не менее, проведенные исследования свидетельствуют, что река до сих пор живой природный организм и пока обладает достаточным потенциалом для поддерживания своей жизнедеятельности. В долине и по берегам обнаружены значительные участки лугового разнотравья, разнообразной древесиной и кустарниковой растительности, мощные родниковые зоны и притоки, истекающие из родников и питающие и очищающие реку. На отдельных участках в воде живут озерные лягушки – показатели вполне чистой воды. Все это говорит о том, что сегодня еще есть условия для сохранения реки, ее долины вместе с притоками, чтобы в будущем очистить их и превратить в зеленую природную зону внутри города.
-9-
Во время исследования экосистемы реки были зафиксированы следующие гетеротрофные организмы:
Беспозвоночные: пиявки (круглые, плоские), прудовик (большой и малый);
Жуки: вертячки, плавунцы, жужелицы, ручейки;
Птицы: воробьи, синицы, снегири, вороны, ворон, галки, сороки, грачи, трясогузки (белые, желтые), чайки;
Млекопитающие: крысы (серые), мыши;
Амфибии: лягушка прудовая.
От чистоты малых рек, их полноводья зависит не только степень обеспечения потребностей населения и народного хозяйства в воде, но и продуктивность ландшафтов в их бассейнах. Поэтому рациональное использование малых рек имеет важнейшее экономическое и экологическое значение.
Охрана рек от загрязнения должна осуществляться в процессе их использования. На наш взгляд, очень важным фактом, говорящим в пользу охраны реки является то, что она берет исток из родников и на протяжении всего русла подпитывается родниковой водой. Что, несомненно, увеличивает ее ценность как возможного источника питьевой воды.
Следует обговорить значение слова родник. Родники – это естественные выходы подземных вод на поверхность земли. Родники часто дают начало малым рекам, а вслед за исчезновением родников следует обмеление рек, а затем и их исчезновение.
Нужно отметить, что неочищенные канализационные стоки – один их главных источников угрозы для здоровья человека, так как люди ( и другие животные) бывают заражены патогенами (болезнетворными микробами, вирусами и др. паразитами). Если зараженные канализационные стоки опадут в питьевую воду. То они могут инфицировать многих людей. Кроме выше приведенных причин сброс неочищенных стоков в водоемы не только чреват опасностью инфекционных заболеваний и отклонениями в кислотную среду, но и может стать причиной снижения содержания растворенного в воде кислорода, а также деградации водных экосистем. ( Нехватка кислорода в воде приводит иногда к катастрофическим явлениям – заморам.) Анаэробные водоемы (т.е. лишенные кислорода) не только не могут поддерживать жизнь рыб, моллюсков и ракообразных, но и дурно пахнут, так как у многих безкислородных метаболизмов весьма неприятный запах ( этим иобуславливается характерный запах канализационных стоков). Кроме того, истощение запасов растворенного кислорода может увеличить опасность микробного заражения. Многие патогенные организмы гораздо дольше живут в анаэробных условиях. В среде богатой кислородом они быстро -10-
погибают или съедаются другими организмами. В целях улучшения общей обстановки экосистемы реки следует в ближайшее время прекратить сток канализационных вод в реку.
Выводы:
На всем протяжении в черте города русло реки ее берега интенсивно загрязняются бытовым мусором в виде пищевых отходов, шин, пластиковых бутылок и т.п. В реку попадают канализационные стоки в результате аварий.
Бытовое загрязнение реки усугубляется задержкой мусора на переходах и мостиках через реку.
Состав растительного и животного мира реки также резко различается на начальном и конечном отрезках реки: по составу беспозвоночных начальная часть реки характеризуется наличием трубочника и червеобразных пиявок. Водной растительности практически не наблюдается. В среднем течении появляются личинки стрекоз, шаровки, плоские пиявки. В дальнейшем нами обнаружены лягушки. Растительность берегов становится более разнообразной.
Анализ результатов химических измерений и описаний растительного и животного мира позволяет заключить, что река обладает хорошей способностью к самоочищению, что, по-видимому, объясняется с одной стороны влиянием мощной родниковой зоны и чистых притоков.
Заключение:
Развернуть самую широкую пропагандистскую и просветительскую компанию в СМИ по воспитанию бытовой экологической культуры населения.
Соблюдать порядок вывоза бытового мусора в зоне домов частного сектора.
Каптировать и благоустроить родники.
Предприятиям, предлагается осуществить следующие основные мероприятия, способствующие улучшению санитарного состояния водоема:
Строительство эффективных канализационных очистных сооружений.
Глубокая очистка сточных вод.
Внедрение методов многократного использования очищенных производственных сточных вод в технологических процессах.
Создание замкнутых систем водного хозяйства промышленных предприятий без сброса сточных вод в водоем. -11-
Если заключить реку со всеми ее притоками в подземный коллектор то это несомненно повлечет за собой очень неблагоприятные последствия такие как поднятие грунтовых вод, обеднение животный фауны, обеднение флоры, деградации экосистем в целом.
Фото водоёма
-13-
Список литературы:
Астафуров В.И. Основы химического анализа. – М.: «Просвещение», 1982. - 159 с.
Железнякова Ю.В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии// Журнал: «Химия в школе». – 1999. - №3. – С.47-50.
Железнякова Ю.В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии// Журнал: «Химия в школе». –2000. - №3. – С.52-56.
Исаев Д.С. Анализ загрязненности воды// Журнал: «Химия в школе». –2001. - №2. – С.77-78.
Макотрова Г.В. Из опыта организации исследовательских проектов//Журнал: «Химия в школе». –1998. - №1. – С.76-77.
Цитович И.К. Курс аналитической химии. – М.: « Высшая школа», 1997. – 463с.
-14-
Приложения:
Анкета
Ф.И.О.
Дата рождения;
С какого года проживает на улице Озерной;
Как и когда появилось название улицы;
Каких размеров был водоем;
Когда стали засыпать водоем;
Какие изменения произошли после засыпания водоема;
Ваше мнение по этому поводу;
Анкета:
Нохрин Геннадий Николаевич;
1938 г.
С 1973 г. проживает на улице Озерной;
Название улицы связано с тем, что рядом находится озеро;
Озеро было небольшое, но приносило много радости местным жителям;
Когда стали засыпать водоем: точно, не помню, «Реммаш» проводил теплотрассу и начал осушать озеро, но не до конца;
После засыпания озера: чуть дальше образовалось болото, меньше стали держать домашних птиц, некуда теперь выйти летом вечером, отдохнуть;
Мнение ( это плохо или хорошо ):плохо, мы (местные жители) хотели углубить озеро и сделать зону отдыха, даже приглашали работников, чтобы они помогли устроить озеро, но безрезультатно. Новое озеро можно благоустроить, идея хорошая.
Корнецова Дина Викторовна;
1952г.
С 1959 г. проживает на улице Озерной;
Не знаю, когда появилось название. Но в 1959г. улица уже называлась Озерной, т.к. рядом расположено озеро;
Озеро не очень большое, глубиной 1,5 – 2 м.
Озеро стали засыпать в конце 80 – х гг. под строительство школы №16;
Чуть подальше возникло болото, люди перестали разводить уток и гусей;
Не нужно было засыпать водоем, следовало его очистить и углубить. -15-