ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ № 1387 Г. МОСКВЫ.

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ № 1387 Г. МОСКВЫ.

Богомолова А.А. 1Никишова А.В. 1
1
Кравцова Е.Ю. 1Прыгунова Е.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Проблема экологии на сегодняшний день остается наиболее острой в современном обществе. Особенно актуальной она становится в крупных городах. С ростом урбанизации на относительно небольших городских пространствах усиливаются негативные последствия обострения взаимоотношений между обществом и природной средой. Если раньше основной задачей оптимизации развития городов было сдерживание их неуправляемого пространственного, хозяйственного и демографического роста, то на современном этапе все более актуальным становится решение социальных и экологических проблем.

В прошлом учебном году учащиеся нашей школы провели исследование по выявлению изменений, происходящих в природных, экологических и социальных условиях проживания населения на территории микрорайона Куркино. В этой области был обобщен материал и сделаны выводы о природных, экологических и социальных условиях жизни населения района Куркино, были разработаны мероприятия по улучшению комфортности проживания населения.

Организм человека приспособлен к определённому качеству физических, химических и биологических факторов окружающей среды. В настоящее время важно научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – класса, двора, улицы, пришкольного участка, вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.

Школьники проводят в образовательном учреждении не менее 30 часов в неделю. Каким воздухом они дышат, что едят и пьют, в каких экологических программах участвуют? Во многом именно от этого зависит их здоровье и самочувствие. Задача современной школы — создать здоровую среду для развития детей, не ограничиваясь одним лишь соблюдением санитарных норм. Очевидно, что школа должна не только давать знания, но и воспитывать ответственных граждан. Эта ответственность важна как по отношению к другим людям, рядом с которыми мы живем, так и по отношению к природе.

Поэтому в рамках нашей школы мы решили провести экологическое исследование школы и составить экологический паспорт школы.

Проблема исследования состоит в том, что нет обобщенных данных об уровне экологической и социальной комфортности нахождения в школе №1387 Куркино. Нам впервые предстоит собрать и обобщить материал по данной проблеме и сделать выводы об экологических и социальных условиях нахождения в школе и разработать мероприятия по улучшению комфортности нахождения в общеобразовательном учреждении.

Объект исследования – ГБОУ школа №1387

Предмет исследования – качественные и количественные показатели экологического состояния помещений в ГБОУ школе №1387 и окружающей среды нахождения обучающихся.

Цель работы: провести экологическую оценку ГБОУ школы №1387 Куркино г. Москвы и на основании полученных данных составить экологический паспорт школы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить и проанализировать литературу и статистические данные по теме исследования.

2.Составить историческую справку школы.

3. Изучить технические данные о здании.

4. Провести социальный опрос учителей и обучающихся, родителей.

5. Провести соответствующие экспериментальные исследования

Этапы реализации и содержание реализации проекта (Приложение №1)

  1. Обзор литературы по теме исследования

Для документального описания эколого-экономических объектов природоохранной деятельности территории, территорию производственных комплексов и хозяйственных объектов служит экологическая аттестация и паспортизация.

Экологический паспорт разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и анализа вклада различных производственных процессов в общую природоемкость.

Экологический паспорт дает возможность осуществления экологическую аттестацию того или иного хозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории.

Впервые термин «экологический паспорт» был введен законом «Об охране окружающей среды» в 2002 году. Разработка экологического паспорта природопользователе началась в России с 1991 года после принятия ГОСТ 17.0.0.04.-90 «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». В 1995 года был разработан в качестве рекомендатального документа экологический паспорт сельско-хозяйственного предприятия. В 2000 году взамен него был принят ГОСТ 17.00.06.-2000 «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения»

Большую часть своего времени мы проводим в школе и на работе, поэтому очень актуальным является составление экологического паспорта нашего образовательного учреждения. Определение степени комфортности нахождения в школе мы хотим по двум аспектам: экологическому и социальному.

В ходе своей работы мы изучили методики, представленные в экологическом практикуме Муравьева А.Г., Пугала Н.А., Лавровой В.Н, Проведенные исследования позволили нам оценить экологическое и социальное состояние образовательного учреждения.

  1. Практическая часть исследования
2.1. Методы исследования.

В своей работе мы использовали следующие методы:

картографический метод - для отражения существующих природных, социальных и экологических явлений (как элементов системы) современной городской и школьной среды, и для совмещения путём наложения различных картографических баз данных всех составляющих природно-экологической и социальной комфортности проживания населения;

методанализа статистических данных – для оценки комфортности обучения в школе, экологических и социальных условий; освещенности в учебных кабинетах,оценки внутренней отделки помещения классных кабинетов; для изучения вентиляционного режима школьных помещений;

метод наблюдения - для изучения направления ветров; состояния температурного режима учебных кабинетов по сезонам;

метод качественного анализа питьевой воды

метод анкетирования и социального опроса - с целью получения достоверной информации об уровне экологической комфортности обучения в школе №1387 района Куркино.

Перед тем как начать своё исследование мы провели анкетирование среди учащихся и их родителей, а также сотрудников школы. Мы решили узнать мнение об уровне комфортности обучающихся и сотрудников в школе. ( Приложение № 2)

В социологическом опросе участвовал 1500 человек. По данным анкетирования мы получили следующие результаты:

- 70 % респондентов считает, что в школе благоприятные условия для работы и обучения; 30% отмечают, что условия для работы и обучения не благоприятные;

- респонденты отметили, что комфортность обучения в школе зависит от следующих условий: температурного режима, освещенности, внешнего состояния кабинетов, режима проветривания, озеленения, качества питьевой воды, психологической комфортности;

- участники опроса высказали пожелание поставить в отдельные кабинеты кондиционеры; увеличить количество «зеленых уголков» в рекреациях школы и отдельных кабинетов;

- средний балл экологической обстановки в школе, по результатам анкетирования, составил 4 балла из 5.

Вывод: Результаты, полученные в ходе социологического опроса, мотивировали нас на изучение экологической обстановки в школе, составления экологического паспорта.

2.2. Основные этапы проведения оценки комфортности обучения (работы) в школе

2.2.1.Общая характеристика района Куркино и экологическое состояние территории. Условия расположения школы. Природный потенциал территории микрорайона Куркино

Географическое положение. Куркино – район Северо-Западного административного округа г.Москвы. Его площадь составляет более 790 га. Район граничит с городом Химки, районами Митино и Северное Тушино. природного парка "Долина реки Сходни»

Климат. Для исследования климатических показателей мы использовали собственные наблюдения за погодой, данные метеостанции

Климат микрорайона Куркино, умеренно континентальный с хорошо выраженными сезонами года: сравнительно жарким и влажным летом и относительно холодной зимой с устойчивым снежным покровом.

Температурный режим воздуха определяется, в основном радиационными условиями: суммарной солнечной радиацией (таблица 1) и радиационным балансом, т. е. остаточной радиацией (таблица 2). Они определяют основные свойства местного господствующего континентального воздуха умеренных широт (кУВ). Определенное воздействие на температуру и осадки (их количество и режим в течение года) оказывают и воздушные массы, проникающие сюда из других районов: морской умеренный воздух (мУВ), континентальный арктический воздух (кАВ) и морской арктический воздух (мАВ), реже континентальный тропический воздух (кТВ) и морской тропический воздух (мТВ).

Таблица 1.Суммарная солнечная радиация на горизонтальную поверхность (ккал/см2 год)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Год

1,5

3,0

6,0

10,0

14,0

14,5

14,0

11,0

7,0

4,0

2,0

1,0

88,0

Таблица 2. Радиационный баланс (ккал/см 2 год)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Год

-1,0

-1,0

-0,5

3,0

6,0

7,5

7,0

5,0

2,5

0,5

-0,5

-1,0

27,5

Температуры атмосферного воздуха приводятся в таблице 3 и таблице 4.

Таблица 3.Средняя месячная температура воздуха (оС) по данным метеостанции в Тушино

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Среднегодовая

-9,3

-7,7

-2,2

5,8

13,1

16,6

18,2

16,4

11,6

5,1

-1,2

-6,1

5,0

По сравнению с предыдущим столетием, средняя годовая температура воздуха в Москве повысилась на 1,2о в основном за счет зимних температур

Таблица 4. Средняя месячная температура воздуха (°С) по данным метеостанции в Тушино

Средняя месячная температура воздуха (°С) по данным метеостанции в Тушино I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Среднегодовая

-6,0

-6,0

-1,5

7,3

12,1

16,9

19,3

16,3

10,8

5,2

-2,8

-7,3

5,3

Примечание: Метеостанция Тушино расположена на берегу Бутаковского залива Химкинского водохранилища, у автобусной остановки Новобутаково, с внутренней стороны МКАД.

Приведенные данные по метеостанции Тушино за последнее десятилетие свидетельствуют о тенденции ещё большего повышения температуры зимой из-за преобладания в этот период южных ветров.

Из таблиц видно, что зимой при отрицательном радиационном балансе (из-за малого угла наклона солнечных лучей, короткого дня и отражения лучей от снега) температуры воздуха отрицательные. Морской воздух умеренных широт, приносимый западными и юго-западными ветрами, вызывает потепление, иногда вплоть до оттепелей, образует облака, дает фронтальные обложные осадки. С арктическим воздухом, особенно континентальным, связаны сильные морозы и безоблачная сухая погода.

Летом при значительном радиационном балансе (из-за большой высоты солнца над горизонтом, продолжительного дня, малой отражательной способности поверхности) температуры воздуха положительные. Часты внутримассовые ливневые осадки. Вторжение мУВ, кАВ, и мАВ снижают температуру и могут способствовать выпадению фронтальных обложных или ливневых осадков из местного воздуха. С приходом ТВ устанавливается жаркая и сухая погода, а в начале осени с ним связано так называемое "бабье лето" (например, в 2005 году).

Могут представлять интерес абсолютные максимум и минимум температуры воздуха. На метеостанции Тушино они равны : + 34,9 °С (в июле 1996 г.) и - 31,1 ° С (в декабре 1997 г.).

По количеству выпадающих осадков Куркино относится к зоне достаточного увлажнения: годовая сумма осадков около 600 - 700 мм (таблицы 5 и 6), а годовая величина испарения около 400 мм.

Таблица 5. Количество выпадающих осадков (в мм) по данным метеостанции

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Год

42

36

34

44

51

75

94

77

65

59

58

56

691

Таблица 6. Количество выпадающих осадков (в мм) по данным метеостанции в Тушино

I

II

III

IV

V

VI

VII

VII

IX

X

XI

XII

Год

54

46

38

29

50

89

68

81

66

67

51

50

688

Приведенные данные об осадках за вторую половину XX века и на рубеже XX-XXI веков свидетельствуют об увеличении их по сравнению с предыдущим периодом, что хорошо согласуется с преобладанием в это время циклональных погод.

Обычно две трети осадков выпадает в виде дождя, одна треть - в виде снега. Высота снежного покрова достигает до 40 - 45 см к началу марта.

Преобладающие ветры в Москве по многолетним данным юго-западные и западные, а их средняя скорость 1,2 м/сек (зимой чуть больше, чем летом).

Преобладание юго-западного направления 18 %, западного 15 %, северо-западного 14 %.

                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           
                           

Данные о климатических особенностях нашего района были получены нами от работников метеостанции, также использовала результаты исследовательских работ учащихся. Анализ параметров / условий/ среды показывает, что климатические характеристики могут быть разделены на две группы. Первая состоит из критериев, в наибольшей степени влияющих на экологическую комфортность проживания населения. Среди них нужно отметить - годовую суммарную радиацию, термический режим, продолжительность морозного периода, влажность воздуха, ветровой режим, колебания метеорологических элементов. Ко второй группе отнесены критерии, влияющие на социальную комфортность проживания, т .е. влияющие непосредственно на человека, на его хозяйственную деятельность. Наибольшее значение эти критерии приобретают при оценке комфортности проживания сельского населения, так как именно они определяют эффективность сельскохозяйственного труда. К ним относятся годовая суммарная радиация, сумма биологически активных температур, количества осадков, высота снежного покрова и интенсивность снеготаяния, коэффициент увлажнения, ветровой режим и т. д. ( Приложение № 3)

Основные показатели, характеризующие уровень комфортности на территории района Куркино

Таблица 7

Условия /

/ факторы

Среднекомфортные

Повторяемость благоприятных погод, в%.

35 – 40

Продолжительность безморозного периода, в днях за год.

105 - 110

Ультрафиолетовая недостаточность, в днях.

30 – 60

Продолжительность полярного дня или ночи, в днях.

Нет

Отопительный период, в днях.

225 – 250

Средняя температура отопительного периода, в С.

От – 7

До – 2

Сумма активных температур за период со среднесуточной +10С, в С.

1500-2000

В ходе социологического опроса респонденты отмечают, что климатические показатели в последние десятилетия на территории нашего района изменяются. Зима становиться более мягкой, с частыми оттепелями, а лето – более прохладным. Зима данного года была более морозной за последние 5 лет.

Вывод: По климатическим показателям, наш район Куркино, где расположена Школа №1387 относится к относительно комфортной зоне проживания.

2.2.2. Исследование экологических условий

Для исследования экологических условий проживания населения были использованы методики учебного пособия «Экология родного края» Т. Я. Ашихминой:

1.Определение чистоты воздуха по лишайникам

2.Биоиндикация воздушного загрязнения по сосне

3.Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки

4.Снег – индикатор чистоты воздуха

Роль атмосферы в природных процессах биосферы огромна. Наличие её определяет общий тепловой режим поверхности. Для условий средней и нижней тайги наиболее подтверждёнными деградациями являются лесные парковые сообщества.

При хроническом загрязнении лесов наблюдаются повреждения и опадания хвои сосны. Поэтому загрязнения атмосферы мы определяем по хвое сосны обыкновенной.

Разновидность повреждений.

1.Некрозы:

а) хвоинки без пятен

б) с небольшим числом мелких пятен

в) с большим числом чёрных и желтых пятен

2.Классы усыхания хвои:

а) нет сухих участков

б) кончик 2 – 5 мм усох

в) усохла треть хвоинки

г) вся хвоинка жёлтая или более половины её длины – сухая

Повреждение и усыхание хвоинок

1

2

3

4

5

Количество хвоинок с пятнами

5

7

6

8

5

Общее число обследованных хвоинок

50

50

50

50

50

Количество хвоинок с усыханием

2

7

5

4

5

Вывод: состояние атмосферного воздуха удовлетворительное.

Определение состояния генеративных органов сосны обыкновенной (обследование шишек сосны).

 

1

2

3

4

5

Средняя длина шишки (мм)

25

30

27

32

29

Средний диаметр шишки (мм)

120

101

93

115

116

Средний прирост длины от 10 – 15 см.

Определение чистоты воздуха по лишайникам.

Лишайники - широко распространенные организмы с достаточно высокой выносливостью и чувствительностью к загрязнителям окружающей среды. В исследованиях в качестве субстрата используются различные деревья.

дерево

высота

Цвет лишайника

Берёза

54см

Голубо – серый

Сосна

2см

Зелёный

Сосна

В самом низу

Зелёный

Сосна

В самом низу

Зелёный

Сосна

40см

Серый

Сосна

21см

Серо – голубой

Сосна

21см

Серый

Сосна

35см

Серо – зелёный

Берёза

В самом низу

Серо – зелёный

Таким образом, 1согласно результатам исследования состояния атмосферы по хвое сосны и лишайникам можно сделать вывод: состояние воздуха в микрорайоне школы удовлетворительное.

2.2.3. Историческая справка школы

Дата основания школы – 04 сентября 2008 г. ОУ создано распоряжением Правительства Москвы от 4 сентября 2008 г. № 2015-РП «О создании…»Переименовано приказом Департамента образования города Москвы от 20 июля 2011 года № 465 «О переименовании …»Реорганизовано в форме присоединения д/с № 2648 приказом Департамента образования города Москвы от 31 мая 2012 года № 386 «О реорганизации…» Реорганизовано в форме присоединения д/с № 2510 и переименовано приказом Департамента образования города Москвы от 30 июля 2014 года № 485 «О реорганизации…»

2.2.4.Характеристика школьного здания, планировка. Эстетическая оценка

Технические данные о здании:

- общая площадь здания -15789 м2

- количество классных комнат -55,

- наличие спортзала -2 : большой -529 м2, малый -158 м2; актовый зал – 242 м2; столовая – 192 м2 и пищеблок – 181 м2; раздевалки 150 м2, медицинского кабинета – 20 м2; 2 тренажерных зала по 60 м2, бассейн – 448 м2; школьный музей – 60 м2 и др.

- основной строительный материал - монолит

Городские коммуникации находятся в удовлетворительном состоянии. В каждом классе металлопластиковые окна с различными режимами проветривания.

Санитарно-гигиеническая оценка школьного помещения:

Площадь школьного помещения соответствует кубатуре санитарно-гигиеническим нормам.

По проекту строительства года школа рассчитана на 600 мест, но в настоящее время количество учащихся составляет 982 учащихся. Средняя наполняемость классов 27 человек. Ежегодный прирост обучающихся составляет 100 человек, поэтому будет уменьшаться площадь помещения на 1 человека, что приведет к ухудшению экологический и социальной комфортности в школе. Школа работает в одну смену.

В каждом кабинете есть термометры.

Температурный режим в течение года соответствует санитарным нормам.

Таблица 8

 

Оптимальная температура

Допустимая температура

осень

16-22 0С

15-22 0С

весна

18-22 0С

17-23 0С

зима

18-20 0С

17-22 0С

В классных кабинетах и рекреациях показатели соответствуют санитарной норме.

Вытяжки и форточки функционируют в любое время года в каждом кабинете.

Классные кабинеты проветриваются регулярно по необходимости. Оптимальный вариант проветривания через каждые 45 минут.

1 этаж – пол на первом этаже имеет мраморное покрытие, второй, третий, четвертый этажи – линолеум. В классах – линолеум.

Во всех классных кабинетах ежедневно выполняется влажная уборка один раз в день. В конце каждого триместра каждый класс делает генеральную уборку своего кабинета.

Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен.

Таблица 9

Наружная температура воздуха

Длительность проветривания помещений

(в мин)

В малые перемены

В большие перемены

от +10 до + 6 С

4-10

25-35

от + 5 до 0 С

3-7

20-30

от 0 до – 5 С

2-5

15-25

от – 5 до – 10 С

1-3

10-15

ниже – 10 С

1-1,5

5-10

В классах вместо занавеси используют жалюзи. Естественный свет падает с левой стороны. В школьных помещениях используются люминесцентные лампы. Искусственный свет не ослепляет глаза учащихся. Перед доской в некоторых классах есть дополнительное освещение. Естественная и искусственная освещенность достаточная и соответствует требованиям СанПиН.

В школе имеются 3 компьютерных класса. Они находится на первом и втором этажах. Радиационный фон, по итогам замеров работников сан эпидемиологической службы на разных частях здания, в компьютерном классе соответствует норме.

Уровень электромагнитных полей соответствует норме. Накопление и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется через контейнеры. Бытовой мусор вывозится по необходимости по договору с ЖКХ.

В школе для питья используют воду из кулеров. В столовой и туалетах используют воду, которая поступает из городского Мосводоканала. Качество воды постоянно проверяется работниками санэпидстанции.

Почти в каждом классном помещении имеется комнатные цветы. Видовой состав разный. Аквариумов в кабинетах нет. Большой аквариум расположен в холле 1 этажа.

Эстетическая оценка школьных помещений

Визуальная среда школьных помещений благоприятная. В кабинетах и коридорах, где дети ежедневно проходят целый день, обязательно должны быть комнатные растения. Именно цветы помогают создать комфортную визуальную среду и дают отдых детским глазам. Они позволяют улучшить интерьер школы. Наша школа отличается уютом коридоров и учебных помещений, где царит чистота. Кабинеты большие светлые. Школа имеет форму кольца, поэтому окна здания направлены на основные стороны горизонта.

Помещения нашей школы оформлены с учетом влияния цветов интерьера на здоровье обучающихся и сотрудников. По характеру воздействия на нервную систему человека о цветах можно сказать: красный возбуждает, зеленый и голубой успокаивает, черный угнетает, желтый веселит. Поэтому стены в коридоре, на первом этаже стены окрашены в светло-бежевый цвет, на втором этаже голубой цвет, на третьем этаже – бежевый, на четвертом - розовый цвет. Потолок белый.

Все классные кабинеты обеспечены столами и стульями. Ученические столы стоят в три ряда. Столы двухместные ученические. Каждый учащийся обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Вся мебель имеет цветовую маркировку соответственно росту учащихся.

Растения в жизни человека играют огромную роль. Они являются источником кислорода, вносят разнообразие в эстетику интерьера.

Количество и видовое разнообразие растений в кабинетах небольшое. Растения установлены на полу или на шкафах, при этом, не затеняя естественного освещения. Соблюдена техника безопасности: ядовитых и колючих растений нет. Растения неприхотливые в уходе, здоровые и ухоженные, придают помещению более эстетичный вид, являются очистителями воздуха.

Таким образом, степень экологической комфортности условий обучения удовлетворительная.

2.2.5.Практикум по теме исследования

Исследование №1 «Оценка размещения школы в микрорайоне»

Была проведена оценка размещения школы в микрорайоне. Методика исследования следующая:

1.Производился визуальный осмотр территории.

2. Измерены расстояния от здания школы до:

- жилых домов;

- автострады;

- деревьев и кустарников.

3.Данные заносились в таблицу и сопоставлялись с санитарными нормами и правилами безопасности.

Таблица 10

Наименование параметра

Санитарные нормы

Результат исследования

Расстояние от школы до автотранспортной магистрали

100-170 м

165 м до автомагистрали на ул. Соколово-Мещерская , 1 км до автомобильной магистрали

Расстояние до промышленных предприятий

50 м

Промышленных предприятий рядом нет

Расстояние от школы до жилых домов

10м

До магазина – 200 м , до жилых домов – 20 - 40 м.

Расстояние от учебного здания до деревьев и кустарников

Деревья не ближе 15 м, кустарники не ближе 5 м

Расстояние до деревьев - 25 м, кустарники- 40-50 м.

Ограждение участка

Забор высотой 1,5м

Металлический забор высотой 1,5 м

Крупных промышленных предприятий в непосредственной близости нет. Автотранспортная магистраль с регулярным движением на расстоянии соответствующей норме. Однако деревья посажены близко к зданию школы, что не соответствует нормам.

Таким образом, территория школы имеет благоприятное размещение.

Исследование №2

«Оценка внутренней отделки помещения классных кабинетов»

Оценка внутренней отделки помещения классных кабинетов, где проходят уроки, проводились по следующим параметрам:

1. цвет стен;

2. цвет потолков;

3. цвет столов и стульев;

4. цвет полового покрытия;

5. цвет дополнительных аксессуаров интерьера кабинета;

6. количество ламп и количество работающих.

Данные исследования школьных кабинетов (Приложение№4)

На основании составленной таблицы по результатам обследования кабинетов можно сделать вывод, что кабинеты практически все окрашены в холодные цветы (голубой, светло-зеленый), что соответствует рекомендациям. Композиции стендов в основном из сближенных цветов.

Белая окраска потолков делает помещение более высоким и отражает 8 % света, что очень важно. Что касается кабинетов начальных классов, то там преобладают теплые цвета, дети младшего школьного возраста комфортнее себя чувствуют в окружении теплых цветов.

Таким образом, классные кабинеты в нашей школе окрашены в оптимальные цвета (голубой и зеленый), что способствует благоприятному эмоциональному состоянию обучающихся.

Исследование №3 «Изучение освещенности кабинетов»

Освещение кабинета является одним из ключевых факторов, влияющих на уровень здоровья учащихся. Для изучения освещенности кабинетов проводились следующие работы:

Замеры площади окон и площади пола

Определялся световой коэффициент

Определялся отражающая способность стен по таблице

Определялась ориентация окон по сторонам горизонта

Определялась чистота стекол окон

Отражающая способность окрашенных стен (Приложение №5)

Таблица 11

Цвет поверхности

Отражающая способность, %

Белый

80%

Светло-желтый

60%

Светло-зеленый

40%

Светло-голубой

30%

Темно-голубой

6%

Правильная организация освещения позволяет сохранить нормальную работоспособность учащимся и служит профилактикой утомления органов зрения, через которые ученик воспринимает около 80 % информации.

Отношение площади застекленной части окон к площади помещения (световой коэффициент – СК) составляет в кабинетах 1:4 – 1:5. Окна кабинетов чистые. В кабинетах цветы расставлены на подоконниках, однако высота некоторых цветов в кабинетах значительно превышает нормы 30 см. цветы также размещаются на шкафах, крупные экземпляры на полу.

Для искусственного освещения используются люминесцентные энергосберегающие лампы, свет которых по своему спектральному составу близок к естественному. Стены имеют хорошую отражающую способность в пределах нормы. В целом состояние освещенности удовлетворительное.

Исследование №4 «Изучение вентиляционного режима школьных помещений»

Для этого осмотрели все вентиляционные отверстия (фрамуги, форточки), проверили с помощью тонкой бумаги, действуют ли они. Определили общую площадь вентиляционных отверстий. Рассчитали коэффициент аэрации по формуле:

КА= S1: S

где КА – коэффициент аэрации,

S1- площадь всех вентиляционных отверстий,

S- площадь пола.

Коэффициент аэрации должен быть не менее 1:50 площади пола, при условии, что учитываемые вентиляционные отверстия открываются не реже чем один раз в час на 10-15 мин. (Приложение №6)

Таким образом, вентиляционный режим в кабинетах в норме.

Исследование № 5 «Изучение качества питьевой воды»

Качество воды характеризует её прозрачность, мутность, цвет, запах, вкус, реакция среды, содержание растворенных солей, степень загрязнения химического, бактериологического и др.

В СЭС были взяты результаты бактериологического исследования воды на соответствие СанПин 2.1.4.559-96 «Вода питьевая». Вывод: вода пригодна для питья.

Материал и оборудование: пробы воды; стеклянные сосуды; предметное или часовое стекло; дистиллированная вода.

Ход работы

Записали, из какого источника взята проба воды.

Налили в химический стакан эту воду и рассмотрели ее на свет. Определите ее прозрачность. Вода может быть: прозрачная; слабо мутная; сильно мутная.

Определили цвет воды. Для этого опустили в стакан с водой белую пластинку или лист белой бумаги. Цвет воды может быть: бурый; светло-коричневый; желтый; светло-желтый; зеленоватый; бесцветный.

Определили запах воды и его интенсивность. естественный запах может быть болотным, гнилостным, древесным, плесневым, травянистым, сероводородным. В случае попадания в воду инородных веществ она может пахнуть бензином, мазутом, хлором, навозом и т.д. По интенсивности запах может быть: слабый (он обнаруживается, если обратить на него внимание); заметно (легко обнаруживается); отчетливый (обращает на себя внимание); сильный (делает воду негодной для питья). Питьевая вода не должна иметь запах.

Определили вкус воды. Пробовать загрязненную природную (если она не родниковая) воду не рекомендуется. Вода может быть: соленая; горькая; кислая; с хлорным, металлическим или иным привкусом. Питьевая вода должна быть безвкусной или приятной на вкус.

Определили, образуется ли осадок после суточного отстаивания воды в трехлитровом сосуде. Если осадок образуется, он может быть: хлопьевидным слизистым; хлопьевидным желтовато-коричневым; плотным белым (желтоватым); плотным бурым (коричневым); сероватым; в виде песка, глины или растительных остатков.

Определили реакцию водной среды с помощью универсального индикатора. Капнули исследуемой водой на кусочек универсальной индикаторной бумаги. Сравнили полученный цвет воды со шкалой рН. Запишите рН исследуемой воды и по значению РН определите реакцию среды.

Определили наличие растворенных солей. Для приведения исследования подготовили два чистых обезжиренных или часовых стекла. На одно наносили несколько капель исследуемой воды, на другое - дистиллированной. Дистиллированная вода не содержит растворенных солей. Выпарили воду со стекол и сравнили их. Белый налет указал на наличие солей.

Исследовали разные пробы воды, а полученные результаты занесли в таблицу.

Таблица 12

Характеристики воды

Пробы воды

1

2

3

1.Из какого источника взята проба

водопровод

2.Прозрачность

прозрачная

3.Цвет

бесцветный

4.Запахи и его интенсивность

Нет

5. вкус

безвкусная

6.Осадок

нет

7.Реакция воды (рН)

6-7

8.Наличие солей

присутствуют

Вывод: вода пригодна для питья, без цвета, без вкуса, без запаха, рН в норме

Исследование №6 «Определение (качественного) содержания в воде ионов: Fe³+, Ca²+, Clˉ, SO4²ˉ, CO3²-»

Ход работы:

Каждое определение проводится с тремя различными образцами:

раствор сравнения (в нем должен присутствовать интересующий нас ион);

исследуемая вода (может содержать или не содержать тот или иной ион);

контроль (дистиллированная вода, не содержащая ионы).

Сполоснули три пробирки дистиллированной водой.

Налили в каждую из них по 2 мл испытуемой жидкости: в первую - раствор сравнения, во вторую - исследуемую воду, в третью - дистиллированную воду.

Проведем в каждом случае качественные реакции на присутствие ионов.

А. Реакция на ион Fe³+

Налили в первую пробирку 2 мл раствора соли Fe³+.

Добавили в пробирку несколько капель раствора роданида ) калия KSCN.

Тщательно перемешали раствор (для этого надо постучать по пробирке указательным пальцем).

Результаты записали в Таблицу.

Повторили эти реакции на ионы Fe³+ с 2мл исследуемой и дистиллированной воды. Чтобы окраска была лучше заметна, поместили сзади или сбоку от пробирки лист белой бумаги. Результаты наблюдений записали в таблицу.

Вылили растворы из пробирок. Тщательно промыли их и сполоснули дистиллированной водой перед тем, как приступить к следующим опытам.

Б. По такой же схеме провели анализ на присутствие в исследуемых жидкостях других вышеперечисленных ионов, используя соответствующие реактивы.

Для обнаружения ионов Ca²+ используют оксалат натрия Na2C2O4 (или оксалат алюминия) в присутствии разбавленного раствора уксусной кислоты CH3COOH.

Для обнаружения хлорид-иона Clˉ используют раствор нитрата серебра AgNO3 в присутствии разбавленного раствора азотной кислоты HNO3.

Для обнаружения сульфат-ионов SO4²ˉ используют раствор хлорида (или нитрата) бария в присутствии разбавленного раствора азотной кислоты. для обнаружения карбонат - ионов:

в случае присутствия в растворе SO4²ˉ- ионов, CO3²ˉ-ион можно обнаружить солями бария в нейтральной среде;

если SO4²ˉ- ион присутствует в растворе, то для обнаружения CO3²ˉ- ионов в пробирку добавляют раствор соляной кислоты HCl и две-три капли известковой воды. В случае наличия CO3²ˉ-ионов произойдет помутнение раствора.

Все исследования проводились в трехкратной повторности (3 группы учащихся). (Приложение №7)

Из полученных данных, мы видим, что Fe³+-ионы и Ca²+-ионы присутствуют в образцах воды, взятой в туалете. Присутствие ионов Ca²+говорит о том, вода жесткая (постоянная жесткость, которая обусловлена содержанием растворимых средних солей кальция и магния) и не устраняется кипячением, а устраняется содовым способом) Во всех образцах присутствуют Clˉ-ионы (кроме контроля). Ионы SO4²ˉ и CO3²ˉ-отсутствуют во всех образцах, кроме контроля.

Исследование №7 Участие во всероссийском рейтинге «Зеленые школы 2016»

В этом году в нашей стране впервые проходил Всероссийский рейтинг «Зеленые школы 2016». В нем приняло участие 255 школ со всей страны, в том числе и наша школа. Рейтинг состоял из пяти разделов «Общие сведения о школе», «Здание и пришкольная территория», « Расходные материалы», «Экологические материалы и просвещение» и «Дополнительная информация». Наша цель участия в данном рейтинге:

Узнать, насколько школа соответствует современным критериям экологичности и как сделать её ещё экологичнее в будущем.

Приобщиться к мировому тренду экологической ответственности в образовательных учреждениях.

Узнать об опыте и экологических достижениях других школ.

Проанализировать возможности снижения коммунальных платежей в школе (электроэнергия, вода, отходы).

Результаты рейтинга показали, что здание и пришкольная территория соответствуют экологическим стандартам LEED, BREEAM школа сертифицирована как зеленое здание, в отделке здания и в его обслуживании используются экологические строительные материалы и хозяйственные средства. Осуществляется экологическое образование и просвещение школьников через реализацию комплексно-целевой программы «Экологический компас» организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Результат данного участия – школа вошла в состав 30 лучших школ России в рамках рейтинга «Зеленые школы 2016»

Исследование №8 «Анализ состояния здоровья учащихся школы за последние 3 года»

Динамика состояния здоровья учащихся за последние 3 года (численность учащихся, наиболее распространенные нарушения здоровья, изменения в показателях оценки здоровья)

Состояние учащихся и учителей в целом удовлетворительное. Для осеннего и весеннего периода характерно увеличение заболеваемости ОРЗ и ОРВИ. Наблюдается общая тенденция ухудшения зрения, нарушения осанки.

Таблица 13

 

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Общее количество детей

740

850

982

Заболевания опорно-двигательного аппарата

9/13%

10/14%

12/17,6%

Фиксация остроты зрения

13/18,8%

13/18,3%

15/22%

Заболевания желудочно-кишечного тракта

7/10,1%

8/11,3%

10/14,7%

В целях предупреждения заболеваемости учащихся и развития отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся ежегодно проводятся:

медицинский осмотр школьников с привлечением специалистов поликлиники;

выступление врачей поликлиники с лекциями и беседами о болезнях, их предупреждениях;

организация профилактических прививок в целях профилактики заболевания детей;

организация и проведение спортивных мероприятий.

Наши учащиеся активно участвуют на многих городских и окружных спортивных соревнованиях и занимают призовые места.

В зависимости от состояния здоровья учащихся распределяют на 3 медицинские группы - основную, подготовительную, специальную.

К основной медицинской группе относятся учащиеся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма и физическом развитии при достаточной физической подготовленности.

К подготовительной медицинской группе относятся школьники с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности. Учащиеся этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного ее усвоения. Им рекомендуется заниматься в секции общей физической подготовки, выполнять индивидуальные задания по физическому воспитанию в домашних условиях, чаще использовать прогулки, другие формы физкультурно-оздоровительной работы. Учащиеся подготовительной группы допускаются к участию в спортивных соревнованиях и сдаче спортивных нормативов при наличии заключения врача.

К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе реконвалесценты после перенесенных травм и заболеваний.

Группы здоровья учащихся за три года

Таблица 14

Группы здоровья

2014-2015

2015 - 2016

2016 -2017

основная

68%

70%

71%

подготовительная

27%

23%

21%

специальная

5%

7%

8%

Таким образом, в связи с увеличением общего количества учащихся возрастает процент обучающихся в специальной группе.

Психологическая служба и психологический климат в коллективе.

Занятия проводятся в одну смену. В начальном звене, в среднем и старшем - дополнительные занятия по предметам, кружки после уроков.

В целях создания условий для полноценного развития и обучения детей, сохранения их психологического здоровья, оказания квалифицированной помощи, доступной и систематической помощи учащимся с проблемами в обучении, общении создана и действует наша школьная психологическая служба.

Сегодня школьная психологическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, реализующей цели поддержки и сохранения психологического здоровья учащихся.

Целями и задачами психологической службы нашей школы являются:

Цели:

Обеспечение психологического и психического здоровья детей;

Обеспечить психолого-педагогическую поддержку учащихся, родителей, педагогов;

Обеспечить психологическое развитие учащихся.

Задачи:

Осуществлять диагностику-развивающую деятельность;

Осуществлять консультативную деятельность;

Реализовывать в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;

Развитие индивидуальных особенностей детей;

Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата;

Оказание своевременной психологической помощи;

Адаптация вновь поступивших учащихся;

Осуществление профилактической и психодиагностической деятельности;

Оказать помощь классным руководителям в выявлении причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся;

Соблюдение конфиденциальности полученных данных.

В следующем учебном году планируем продолжить работу и изучить психологический климат в школе: рассмотреть процесс общения всех участников образовательного процесса, изучить степень психологического напряжения, оценить учебное расписание, степень учебной нагрузки и объема домашнего задания.

Заключение.

Данная работа позволит обучающимся и сотрудникам школы не только расширить экологические знания, но и оценить уровень экологической комфортности образовательного учреждения (внутреннюю и внешнюю). Наше исследование - это не единичная экологическая акция, оно должно воплотиться в многолетнюю социально-экологическую программу:

  • Создание условий для психологического комфорта сотрудников и обучающихся образовательного учреждения;

  • Содержание в чистоте и порядке помещений школы;

  • Будут созданы условия для проведения дальнейших исследований и мониторинга степени комфортности учащихся и сотрудников школы в образовательном учреждении

Список литературы:
  1. Алексеев С.В. Практикум по экологии [Текст]/ С.В. Алексеев // Москва: АО МДС. - 1996.- 156 с.

  2. Ашихмина Т. Я «Экология родного края»: учебное пособие [Текст] /. Т. Я Ашихмина– Киров, 1999

  3. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. – Тамбов, 1999.

  4. Гриневич В.И. Экологические проблемы и основы природопользования [Текст]/ В.И. Гриневич// Иваново, 1994.

  5. Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В.Гузеев // Директор школы.- 1995.- № 6.- С. 17-22.

  6. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Н.С. Дежникова и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999.

  7. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций [Текст] / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.: ил

Электронные ресурсы:

http://www.baigul-kozlov.edu.cap.ru

(http://mirznanii.com/a/329438/ekologicheskiy-pasport-shkoly-naznachenie-metodika-sostavleniya).

Приложения

Приложение №1

Этапы реализации и содержание реализации проекта

Сроки проекта 2016-2017 г

Этапы проекта

Этапы проекта

Сроки проекта

Содержание работы

Ожидаемый результат

I.подготовительный

Сентябрь 2016-октябрь 2016 г

  • Создание инициативной группы

  • Составление плана работы по теме проекта

  • Распределение функций и обязанностей среди участников проекта

  • Изучение литературы по санитарно-гигиеническим нормам помещения

  • Установление внешних связей со всеми сторонниками проекта (директор, медицинский работник, заместитель директора по хозяйственной части).

  • Создание группы из 2-3 учащихся и педагогов по химии и географии

  • Теоретическая готовность учащихся и педагогов к проведению исследования

  • Материал об исторической справке школы

II.Практический

Октябрь

2016г- декабрь

2016г

  • Анализ литературы по санитарно-гигиеническим нормам помещения;

  • Проведение анкетирования учащихся, сотрудников школы и родителей по теме «Экологическая обстановка в школе»

  • Интервью с медицинским работником школы на тему «Выявление заболеваний у учащихся за последние 3 года»

  • Беседа с директором школы на тему «Анализ численности выпускников 1-х, 5-х, 9-х, 11-х классов за годы существования школы»

  • Мониторинг состояния воздушной и водной среды в школе.

  • Определение степени комфортности нахождения в школе (режим дня, расписание и т.д.)

  • Составление экологического паспорта школы

  • Уточнение санитарно-гигиенических норм помещения

  • Анкетирование позволит определить актуальность исследования

  • Проведение профилактических бесед с учащимися о самых распространенных заболеваниях школьников, их предупреждении, и необходимости сохранения своего здоровья

  • Определение степени комфортности нахождения в школе по двум аспектам:

  • Экологическому

  • Социальному

III. Контрольно-оценочный

Декабрь 2016г

Февраль 2017г

  • Анализ отзывов и предложений родителей, учащихся, сотрудников школы по улучшению экологической обстановке в школе

  • Повторныймониторинг сотрудников обучающихся и родителей.

  • Направление материалов о деятельности на Межрайонную конференцию проектных и исследовательских работ

  • Оценка работы над проектом всеми участниками и составление дальнейшего плана реализации проекта

  • Информирование сотрудников школы, родителей, управы района Куркино о результатах проведенного исследования .

  • Оценка экологической обстановки в школе

  • Внесение корректив

Приложение №2

Социологический опрос по теме исследования:

1.К какой социальной группе Вы относитесь: а) учащиеся; б) сотрудники школы; в) родители

2.Нравиться ли Вам учиться (работать) в своей школе? А)Да Б) Нет

3.Из каких факторов складывается степень комфортности обучения (работы) в общеобразовательном учреждении? Напишите Ваши варианты.

4.Что бы Вам хотелось изменить в школе? Напишите Ваши варианты.

5.Дайте по пяти бальной шкале оценку экологического состояния в школе.

Графики по результатам опроса

  1.  
    1. Структура участников социологического опроса

  1.  
    1. Степень комфортности Вашего пребывания в школе

  1.  
    1. Результаты ответа на вопрос «Что бы Вам хотелось изменить в школе? Напишите Ваши варианты»

Приложение №3

Диаграмма №1 Годовое количество осадков в Куркино

Диаграмма №2 Количество дней с осадками в Куркино

Диаграмма №3 Средняя скорость ветра

Диаграмма №4 Солнечные, облачные и пасмурные дни

Диаграмма №5 Среднесуточное количество солнечных часов

Диаграмма №6 Температура воздуха днем и ночью в Куркино

Приложение №3

Таблица 1

Древостой

Видовой состав

Ярус

Число (шт)

Высота (м)

Диаметр (см)

Жизнен-

ность

Сомкну-

тость %

Следы жизнедеятельности

животных

человека

Сосна обыкновенная

1

9

30-35

50-70

1

60%

+

+

Таблица 2

Кустарниковый ярус

Видовой состав

Ярус

Число (шт)

Высота (м)

Диаметр (см)

Фенофаза

Жизнен-

ность

Сомкну-

тость %

Следы жизнедеятельности

животных

человека

Рябина

2

7

4-6

15

Плодоношение

1

15%

+

+

Черемуха обыкновенная

2

2

6-9

10-15

Плодоношение

1

5%

+

+

Таблица 3

Третий ярус

Видовой состав

Ярус

Число (шт)

Высота (м)

Фенофаза

Жизнен-

ность

Сомкну-

тость, %

Следы жизнедеятельности

животных

человека

Малина лесная

3

Много

0,5-0,7

Роспуск листьев

1

15%

+

+

Бересклет

3

1

1-1,5

Роспуск листьев

1

3%

-

-

Шиповник коричневый

3

2

1

Цветение

1

7%

+

+

Таблица 4

Травяно-кустарниковый покров

Видовой состав

Ярус

Средняя высота

(см)

Обилие

Проектируемое покрытие

Фено

фаза

Жиз

нен

ность

Следы жизнедеяте

льности

животные

человека

Звездчатка лесная

3

15-20

4

30%

цветение

1

-

-

Кислица обыкновенная

2

5-6

3

10%

цветение

1

-

-

Земляника лесная

2

10

3

16%

цветение

2

+

+

Лютик едкий

3

30-40

3

8%

цветение

2

-

-

Живучка ползучая

2

30

2

5%

цветение

1

-

-

Вероника дубравная

2

20

3

10%

цветение

2

-

-

Таблица 5

Мохово-лишайниковый покров

Видовой состав

Высота (см)

Ярус

Обилие

Проектируемое покрытие

Следы жизнедеятельности

Животных

Человека

Плевроциум шверберн

10

5

2

3%

+

-

Фунария

3

5

2

4%

+

-

Приложение№4

Данные исследования школьных кабинетов

Таблица 6

Кабинет

Цвет стен

Цвет потолка

Цвет столов

Аксессуаров, шторы

Цвет пола

Лампы всего

Горит

Биологии №406

(4 этаж)

светло-зеленый

белый

зеленый

бежевые жалюзи

коричневый линолеум

66

64

Русского языка и лит-ры №310 (3 этаж)

светло-персиковый

белый

бежевый

бежевые жалюзи

коричневый линолеум

48

48

Математики №410

(4 этаж)

светло-зеленый

белый

бежевый

персиковые жалюзи

коричневый линолеум

48

48

Английского языка №416 (4 этаж)

светло-зеленый

белый

бежевый

персиковые жалюзи

коричневый линолеум

36

36

Истории №12 (2 этаж)

светло-персиковый

белый

бежевый

зеленые жалюзи

зеленый линолеум

50

50

Русского языка и лит-ры №17 (2 этаж)

светло-сиреневый

белый

бежевый

голубые жалюзи

синий линолеум

50

50

Физики №205

(2 этаж)

светло-сиреневый

белый

бежевый

персиковые жалюзи

зеленый линолеум

68

68

Английского языка №305 (3 этаж)

светло-зеленый

белый

бежевый

персиковые жалюзи

коричневый линолеум

34

34

Географии №405 (4 этаж)

светло-зеленый

белый

бежевый

персиковые жалюзи

коричневый линолеум

36

36

Химии №308

(3 этаж)

светло-зеленый

белый

бежевый

персиковые жалюзи

коричневый линолеум

66

64

Информатики № 204 (2этаж)

персиковый

белый

бежевый

бежевые жалюзи

зеленый линолеум

30

30

Приложение №5

Отражающая способность окрашенных стен

Таблица 7

Кабинет

СК

Чистота стекол

Размещение цветов по норме

Количество искусственного освещения

Отражающая способность стен в %

Биологии №406

(4 этаж)

0,2

1:5

чисто

Светло-зеленый

Голубоватый дневного света

40

Русского языка и лит-ры №310 (3 этаж)

0,2

1:5

чисто

Светло-желтый

Голубоватый дневного света

60

Математики №410

(4 этаж)

0,16

1:5

чисто

Светло-зеленый

Голубоватый дневного света

40

Английского языка №416 (4 этаж)

0,14

1:5

чисто

Светло-зеленый

Голубоватый дневного света

40

Истории №12 (2 этаж)

0,2

1:5

чисто

Светло-бежевый

Голубоватый дневного света

60

Русского языка и лит-ры №17 (2 этаж)

0,16

1:5

чисто

Светло-голубой

Голубоватый дневного света

30

Физики №205

(2 этаж)

0,17

1:5

чисто

Светло-голубой

Голубоватый дневного света

30

Английского языка №305 (3 этаж)

0,17

1:5

чисто

Светло-зеленый

Голубоватый дневного света

40

Географии №405 (4 этаж)

0,15

1:5

чисто

Светло-зеленый

Голубоватый дневного света

40

Химии №308

(3 этаж)

0,17

1:5

чисто

Светло-зеленый

Голубоватый дневного света

40

Информатики № 204 (2этаж)

0,17

1:5

чисто

Светло-бежевый

Голубоватый дневного света

60

Приложение №6

Изучение вентиляционного режима школьных помещений

Таблица 8

Кабинет

Площадь пола кв.м

Площадь всех вентиляционных отверстий, кв.м

КА

Биологии №406

(4 этаж)

70

3,15

0,05

Русского языка и лит-ры №310 (3 этаж)

53,2

1,5

0,03

Математики №410

(4 этаж)

66,1

2,4

0,04

Английского языка №416 (4 этаж)

52,1

1,6

0,03

Истории №12 (2 этаж)

45,6

1,2

0,03

Русского языка и лит-ры №17 (2 этаж)

56,8

2,2

0,04

Физики №205

(2 этаж)

70

3,15

0,05

Английского языка №305 (3 этаж)

41,7

1,5

0,04

Географии №405 (4 этаж)

52

1,6

0,03

Химии №308

(3 этаж)

70

3,15

0,05

Информатики № 204 (2этаж)

61,8

2,2

0,04

Приложение №7

Определение (качественное) содержания в воде ионов: Fe³+, Ca²+, Clˉ, SO4²ˉ, CO3²-

Таблица 9

Исследуемый образец

Наличие ионов

1.Срандартый раствор, содержащий Fe³+-ионы.

2.Исследуемая вода №1 – кулер на 2 этаже

3.Исследуемая вода №2 – вода в туалете

4.Исследуемая вода №3 - вода в туалете

5.Исследуемая вода №4 – кулер на 4 этаже

6.Исследуемая вода №5 – вода в столовой

7.Контроль

присутствуют

отсутствуют

отсутствуют

присутствуют

присутствуют

отсутствуют

отсутствуют

1.Стандартный раствор, содержащий Ca²+-ионы

2.Исследуемая вода №1 – кулер на 2 этаже

3.Исследуемая вода №2 – вода в туалете

4.Исследуемая вода №3 - вода в туалете

5.Исследуемая вода №4 – кулер на 4 этаже

6.Исследуемая вода №5 – вода в столовой

7.Контроль

присутствуют

отсутствуют

присутствуют

присутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

1.Стандартный раствор, содержащий Clˉ-ионы

2.Исследуемая вода №1 – кулер на 2 этаже

3.Исследуемая вода №2 – вода в туалете

4.Исследуемая вода №3 - вода в туалете

5.Исследуемая вода №4 – кулер на 4 этаже

6.Исследуемая вода №5 – вода в столовой

7.Контроль

присутствуют

присутствуют

присутствуют

присутствуют

присутствуют

присутствуют

отсутствуют

1.Стандартный раствор, содержащий SO4²ˉ-ионы

2.Исследуемая вода №1 – кулер на 2 этаже

3.Исследуемая вода №2 – вода в туалете

4.Исследуемая вода №3 - вода в туалете

5.Исследуемая вода №4 – кулер на 4 этаже

6.Исследуемая вода №5 – вода в столовой

7.Контроль

присутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

1.Стандартный раствор, содержащий CO3²ˉ-ионы

2.Исследуемая вода №1 – кулер на 2 этаже

3.Исследуемая вода №2 – вода в туалете

4.Исследуемая вода №3 - вода в туалете

5.Исследуемая вода №4 – кулер на 4 этаже

6.Исследуемая вода №5 – вода в столовой

7.Контроль (дистиллированная вода)

присутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

отсутствуют

1

34

Просмотров работы: 2295