Введение
Проблема экологии на сегодняшний день остается наиболее острой в современном обществе. Особенно актуальной она становится в крупных городах. С ростом урбанизации на относительно небольших городских пространствах усиливаются негативные последствия обострения взаимоотношений между обществом и природной средой. Если раньше основной задачей оптимизации развития городов было сдерживание их неуправляемого пространственного, хозяйственного и демографического роста, то на современном этапе все более актуальным становится решение социальных и экологических проблем.
В прошлом учебном году учащиеся нашей школы провели исследование по выявлению изменений, происходящих в природных, экологических и социальных условиях проживания населения на территории микрорайона Куркино. В этой области был обобщен материал и сделаны выводы о природных, экологических и социальных условиях жизни населения района Куркино, были разработаны мероприятия по улучшению комфортности проживания населения.
Организм человека приспособлен к определённому качеству физических, химических и биологических факторов окружающей среды. В настоящее время важно научиться оценивать состояние окружающей среды ближайшего природного окружения – класса, двора, улицы, пришкольного участка, вносить свой практический вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.
Школьники проводят в образовательном учреждении не менее 30 часов в неделю. Каким воздухом они дышат, что едят и пьют, в каких экологических программах участвуют? Во многом именно от этого зависит их здоровье и самочувствие. Задача современной школы — создать здоровую среду для развития детей, не ограничиваясь одним лишь соблюдением санитарных норм. Очевидно, что школа должна не только давать знания, но и воспитывать ответственных граждан. Эта ответственность важна как по отношению к другим людям, рядом с которыми мы живем, так и по отношению к природе.
Поэтому в рамках нашей школы мы решили провести экологическое исследование школы и составить экологический паспорт школы.
Проблема исследования состоит в том, что нет обобщенных данных об уровне экологической и социальной комфортности нахождения в школе №1387 Куркино. Нам впервые предстоит собрать и обобщить материал по данной проблеме и сделать выводы об экологических и социальных условиях нахождения в школе и разработать мероприятия по улучшению комфортности нахождения в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования – ГБОУ школа №1387
Предмет исследования – качественные и количественные показатели экологического состояния помещений в ГБОУ школе №1387 и окружающей среды нахождения обучающихся.
Цель работы: провести экологическую оценку ГБОУ школы №1387 Куркино г. Москвы и на основании полученных данных составить экологический паспорт школы.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать литературу и статистические данные по теме исследования.
2.Составить историческую справку школы.
3. Изучить технические данные о здании.
4. Провести социальный опрос учителей и обучающихся, родителей.
5. Провести соответствующие экспериментальные исследования
Этапы реализации и содержание реализации проекта (Приложение №1)
Для документального описания эколого-экономических объектов природоохранной деятельности территории, территорию производственных комплексов и хозяйственных объектов служит экологическая аттестация и паспортизация.
Экологический паспорт разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и анализа вклада различных производственных процессов в общую природоемкость.
Экологический паспорт дает возможность осуществления экологическую аттестацию того или иного хозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории.
Впервые термин «экологический паспорт» был введен законом «Об охране окружающей среды» в 2002 году. Разработка экологического паспорта природопользователе началась в России с 1991 года после принятия ГОСТ 17.0.0.04.-90 «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». В 1995 года был разработан в качестве рекомендатального документа экологический паспорт сельско-хозяйственного предприятия. В 2000 году взамен него был принят ГОСТ 17.00.06.-2000 «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения»
Большую часть своего времени мы проводим в школе и на работе, поэтому очень актуальным является составление экологического паспорта нашего образовательного учреждения. Определение степени комфортности нахождения в школе мы хотим по двум аспектам: экологическому и социальному.
В ходе своей работы мы изучили методики, представленные в экологическом практикуме Муравьева А.Г., Пугала Н.А., Лавровой В.Н, Проведенные исследования позволили нам оценить экологическое и социальное состояние образовательного учреждения.
В своей работе мы использовали следующие методы:
картографический метод - для отражения существующих природных, социальных и экологических явлений (как элементов системы) современной городской и школьной среды, и для совмещения путём наложения различных картографических баз данных всех составляющих природно-экологической и социальной комфортности проживания населения;
методанализа статистических данных – для оценки комфортности обучения в школе, экологических и социальных условий; освещенности в учебных кабинетах,оценки внутренней отделки помещения классных кабинетов; для изучения вентиляционного режима школьных помещений;
метод наблюдения - для изучения направления ветров; состояния температурного режима учебных кабинетов по сезонам;
метод качественного анализа питьевой воды
метод анкетирования и социального опроса - с целью получения достоверной информации об уровне экологической комфортности обучения в школе №1387 района Куркино.
Перед тем как начать своё исследование мы провели анкетирование среди учащихся и их родителей, а также сотрудников школы. Мы решили узнать мнение об уровне комфортности обучающихся и сотрудников в школе. ( Приложение № 2)
В социологическом опросе участвовал 1500 человек. По данным анкетирования мы получили следующие результаты:
- 70 % респондентов считает, что в школе благоприятные условия для работы и обучения; 30% отмечают, что условия для работы и обучения не благоприятные;
- респонденты отметили, что комфортность обучения в школе зависит от следующих условий: температурного режима, освещенности, внешнего состояния кабинетов, режима проветривания, озеленения, качества питьевой воды, психологической комфортности;
- участники опроса высказали пожелание поставить в отдельные кабинеты кондиционеры; увеличить количество «зеленых уголков» в рекреациях школы и отдельных кабинетов;
- средний балл экологической обстановки в школе, по результатам анкетирования, составил 4 балла из 5.
Вывод: Результаты, полученные в ходе социологического опроса, мотивировали нас на изучение экологической обстановки в школе, составления экологического паспорта.
2.2. Основные этапы проведения оценки комфортности обучения (работы) в школе2.2.1.Общая характеристика района Куркино и экологическое состояние территории. Условия расположения школы. Природный потенциал территории микрорайона Куркино
Географическое положение. Куркино – район Северо-Западного административного округа г.Москвы. Его площадь составляет более 790 га. Район граничит с городом Химки, районами Митино и Северное Тушино. природного парка "Долина реки Сходни»
Климат. Для исследования климатических показателей мы использовали собственные наблюдения за погодой, данные метеостанции
Климат микрорайона Куркино, умеренно континентальный с хорошо выраженными сезонами года: сравнительно жарким и влажным летом и относительно холодной зимой с устойчивым снежным покровом.
Температурный режим воздуха определяется, в основном радиационными условиями: суммарной солнечной радиацией (таблица 1) и радиационным балансом, т. е. остаточной радиацией (таблица 2). Они определяют основные свойства местного господствующего континентального воздуха умеренных широт (кУВ). Определенное воздействие на температуру и осадки (их количество и режим в течение года) оказывают и воздушные массы, проникающие сюда из других районов: морской умеренный воздух (мУВ), континентальный арктический воздух (кАВ) и морской арктический воздух (мАВ), реже континентальный тропический воздух (кТВ) и морской тропический воздух (мТВ).
Таблица 1.Суммарная солнечная радиация на горизонтальную поверхность (ккал/см2 год)
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VII |
IX |
X |
XI |
XII |
Год |
1,5 |
3,0 |
6,0 |
10,0 |
14,0 |
14,5 |
14,0 |
11,0 |
7,0 |
4,0 |
2,0 |
1,0 |
88,0 |
Таблица 2. Радиационный баланс (ккал/см 2 год)
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VII |
IX |
X |
XI |
XII |
Год |
-1,0 |
-1,0 |
-0,5 |
3,0 |
6,0 |
7,5 |
7,0 |
5,0 |
2,5 |
0,5 |
-0,5 |
-1,0 |
27,5 |
Температуры атмосферного воздуха приводятся в таблице 3 и таблице 4.
Таблица 3.Средняя месячная температура воздуха (оС) по данным метеостанции в Тушино
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VII |
IX |
X |
XI |
XII |
Среднегодовая |
-9,3 |
-7,7 |
-2,2 |
5,8 |
13,1 |
16,6 |
18,2 |
16,4 |
11,6 |
5,1 |
-1,2 |
-6,1 |
5,0 |
По сравнению с предыдущим столетием, средняя годовая температура воздуха в Москве повысилась на 1,2о в основном за счет зимних температур
Таблица 4. Средняя месячная температура воздуха (°С) по данным метеостанции в Тушино
Средняя месячная температура воздуха (°С) по данным метеостанции в Тушино I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VII |
IX |
X |
XI |
XII |
Среднегодовая |
-6,0 |
-6,0 |
-1,5 |
7,3 |
12,1 |
16,9 |
19,3 |
16,3 |
10,8 |
5,2 |
-2,8 |
-7,3 |
5,3 |
Примечание: Метеостанция Тушино расположена на берегу Бутаковского залива Химкинского водохранилища, у автобусной остановки Новобутаково, с внутренней стороны МКАД.
Приведенные данные по метеостанции Тушино за последнее десятилетие свидетельствуют о тенденции ещё большего повышения температуры зимой из-за преобладания в этот период южных ветров.
Из таблиц видно, что зимой при отрицательном радиационном балансе (из-за малого угла наклона солнечных лучей, короткого дня и отражения лучей от снега) температуры воздуха отрицательные. Морской воздух умеренных широт, приносимый западными и юго-западными ветрами, вызывает потепление, иногда вплоть до оттепелей, образует облака, дает фронтальные обложные осадки. С арктическим воздухом, особенно континентальным, связаны сильные морозы и безоблачная сухая погода.
Летом при значительном радиационном балансе (из-за большой высоты солнца над горизонтом, продолжительного дня, малой отражательной способности поверхности) температуры воздуха положительные. Часты внутримассовые ливневые осадки. Вторжение мУВ, кАВ, и мАВ снижают температуру и могут способствовать выпадению фронтальных обложных или ливневых осадков из местного воздуха. С приходом ТВ устанавливается жаркая и сухая погода, а в начале осени с ним связано так называемое "бабье лето" (например, в 2005 году).
Могут представлять интерес абсолютные максимум и минимум температуры воздуха. На метеостанции Тушино они равны : + 34,9 °С (в июле 1996 г.) и - 31,1 ° С (в декабре 1997 г.).
По количеству выпадающих осадков Куркино относится к зоне достаточного увлажнения: годовая сумма осадков около 600 - 700 мм (таблицы 5 и 6), а годовая величина испарения около 400 мм.
Таблица 5. Количество выпадающих осадков (в мм) по данным метеостанции
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VII |
IX |
X |
XI |
XII |
Год |
42 |
36 |
34 |
44 |
51 |
75 |
94 |
77 |
65 |
59 |
58 |
56 |
691 |
Таблица 6. Количество выпадающих осадков (в мм) по данным метеостанции в Тушино
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VII |
IX |
X |
XI |
XII |
Год |
54 |
46 |
38 |
29 |
50 |
89 |
68 |
81 |
66 |
67 |
51 |
50 |
688 |
Приведенные данные об осадках за вторую половину XX века и на рубеже XX-XXI веков свидетельствуют об увеличении их по сравнению с предыдущим периодом, что хорошо согласуется с преобладанием в это время циклональных погод.
Обычно две трети осадков выпадает в виде дождя, одна треть - в виде снега. Высота снежного покрова достигает до 40 - 45 см к началу марта.
Преобладающие ветры в Москве по многолетним данным юго-западные и западные, а их средняя скорость 1,2 м/сек (зимой чуть больше, чем летом).
Преобладание юго-западного направления 18 %, западного 15 %, северо-западного 14 %.
|
Данные о климатических особенностях нашего района были получены нами от работников метеостанции, также использовала результаты исследовательских работ учащихся. Анализ параметров / условий/ среды показывает, что климатические характеристики могут быть разделены на две группы. Первая состоит из критериев, в наибольшей степени влияющих на экологическую комфортность проживания населения. Среди них нужно отметить - годовую суммарную радиацию, термический режим, продолжительность морозного периода, влажность воздуха, ветровой режим, колебания метеорологических элементов. Ко второй группе отнесены критерии, влияющие на социальную комфортность проживания, т .е. влияющие непосредственно на человека, на его хозяйственную деятельность. Наибольшее значение эти критерии приобретают при оценке комфортности проживания сельского населения, так как именно они определяют эффективность сельскохозяйственного труда. К ним относятся годовая суммарная радиация, сумма биологически активных температур, количества осадков, высота снежного покрова и интенсивность снеготаяния, коэффициент увлажнения, ветровой режим и т. д. ( Приложение № 3)
Основные показатели, характеризующие уровень комфортности на территории района Куркино
Таблица 7
Условия / / факторы |
Среднекомфортные |
Повторяемость благоприятных погод, в%. |
35 – 40 |
Продолжительность безморозного периода, в днях за год. |
105 - 110 |
Ультрафиолетовая недостаточность, в днях. |
30 – 60 |
Продолжительность полярного дня или ночи, в днях. |
Нет |
Отопительный период, в днях. |
225 – 250 |
Средняя температура отопительного периода, в С. |
От – 7 До – 2 |
Сумма активных температур за период со среднесуточной +10С, в С. |
1500-2000 |
В ходе социологического опроса респонденты отмечают, что климатические показатели в последние десятилетия на территории нашего района изменяются. Зима становиться более мягкой, с частыми оттепелями, а лето – более прохладным. Зима данного года была более морозной за последние 5 лет.
Вывод: По климатическим показателям, наш район Куркино, где расположена Школа №1387 относится к относительно комфортной зоне проживания.
2.2.2. Исследование экологических условий
Для исследования экологических условий проживания населения были использованы методики учебного пособия «Экология родного края» Т. Я. Ашихминой:
1.Определение чистоты воздуха по лишайникам
2.Биоиндикация воздушного загрязнения по сосне
3.Оценка чистоты атмосферного воздуха по величине автотранспортной нагрузки
4.Снег – индикатор чистоты воздуха
Роль атмосферы в природных процессах биосферы огромна. Наличие её определяет общий тепловой режим поверхности. Для условий средней и нижней тайги наиболее подтверждёнными деградациями являются лесные парковые сообщества.
При хроническом загрязнении лесов наблюдаются повреждения и опадания хвои сосны. Поэтому загрязнения атмосферы мы определяем по хвое сосны обыкновенной.
Разновидность повреждений.
1.Некрозы:
а) хвоинки без пятен
б) с небольшим числом мелких пятен
в) с большим числом чёрных и желтых пятен
2.Классы усыхания хвои:
а) нет сухих участков
б) кончик 2 – 5 мм усох
в) усохла треть хвоинки
г) вся хвоинка жёлтая или более половины её длины – сухая
Повреждение и усыхание хвоинок |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Количество хвоинок с пятнами |
5 |
7 |
6 |
8 |
5 |
Общее число обследованных хвоинок |
50 |
50 |
50 |
50 |
50 |
Количество хвоинок с усыханием |
2 |
7 |
5 |
4 |
5 |
Вывод: состояние атмосферного воздуха удовлетворительное.
Определение состояния генеративных органов сосны обыкновенной (обследование шишек сосны).
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Средняя длина шишки (мм) |
25 |
30 |
27 |
32 |
29 |
Средний диаметр шишки (мм) |
120 |
101 |
93 |
115 |
116 |
Средний прирост длины от 10 – 15 см.
Определение чистоты воздуха по лишайникам.
Лишайники - широко распространенные организмы с достаточно высокой выносливостью и чувствительностью к загрязнителям окружающей среды. В исследованиях в качестве субстрата используются различные деревья.
дерево |
высота |
Цвет лишайника |
Берёза |
54см |
Голубо – серый |
Сосна |
2см |
Зелёный |
Сосна |
В самом низу |
Зелёный |
Сосна |
В самом низу |
Зелёный |
Сосна |
40см |
Серый |
Сосна |
21см |
Серо – голубой |
Сосна |
21см |
Серый |
Сосна |
35см |
Серо – зелёный |
Берёза |
В самом низу |
Серо – зелёный |
Таким образом, 1согласно результатам исследования состояния атмосферы по хвое сосны и лишайникам можно сделать вывод: состояние воздуха в микрорайоне школы удовлетворительное.
2.2.3. Историческая справка школы
Дата основания школы – 04 сентября 2008 г. ОУ создано распоряжением Правительства Москвы от 4 сентября 2008 г. № 2015-РП «О создании…»Переименовано приказом Департамента образования города Москвы от 20 июля 2011 года № 465 «О переименовании …»Реорганизовано в форме присоединения д/с № 2648 приказом Департамента образования города Москвы от 31 мая 2012 года № 386 «О реорганизации…» Реорганизовано в форме присоединения д/с № 2510 и переименовано приказом Департамента образования города Москвы от 30 июля 2014 года № 485 «О реорганизации…»
2.2.4.Характеристика школьного здания, планировка. Эстетическая оценка
Технические данные о здании:
- общая площадь здания -15789 м2
- количество классных комнат -55,
- наличие спортзала -2 : большой -529 м2, малый -158 м2; актовый зал – 242 м2; столовая – 192 м2 и пищеблок – 181 м2; раздевалки 150 м2, медицинского кабинета – 20 м2; 2 тренажерных зала по 60 м2, бассейн – 448 м2; школьный музей – 60 м2 и др.
- основной строительный материал - монолит
Городские коммуникации находятся в удовлетворительном состоянии. В каждом классе металлопластиковые окна с различными режимами проветривания.
Санитарно-гигиеническая оценка школьного помещения:
Площадь школьного помещения соответствует кубатуре санитарно-гигиеническим нормам.
По проекту строительства года школа рассчитана на 600 мест, но в настоящее время количество учащихся составляет 982 учащихся. Средняя наполняемость классов 27 человек. Ежегодный прирост обучающихся составляет 100 человек, поэтому будет уменьшаться площадь помещения на 1 человека, что приведет к ухудшению экологический и социальной комфортности в школе. Школа работает в одну смену.
В каждом кабинете есть термометры.
Температурный режим в течение года соответствует санитарным нормам.
Таблица 8
Оптимальная температура |
Допустимая температура |
|
осень |
16-22 0С |
15-22 0С |
весна |
18-22 0С |
17-23 0С |
зима |
18-20 0С |
17-22 0С |
В классных кабинетах и рекреациях показатели соответствуют санитарной норме.
Вытяжки и форточки функционируют в любое время года в каждом кабинете.
Классные кабинеты проветриваются регулярно по необходимости. Оптимальный вариант проветривания через каждые 45 минут.
1 этаж – пол на первом этаже имеет мраморное покрытие, второй, третий, четвертый этажи – линолеум. В классах – линолеум.
Во всех классных кабинетах ежедневно выполняется влажная уборка один раз в день. В конце каждого триместра каждый класс делает генеральную уборку своего кабинета.
Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен.
Таблица 9
Наружная температура воздуха |
Длительность проветривания помещений (в мин) |
|
В малые перемены |
В большие перемены |
|
от +10 до + 6 С |
4-10 |
25-35 |
от + 5 до 0 С |
3-7 |
20-30 |
от 0 до – 5 С |
2-5 |
15-25 |
от – 5 до – 10 С |
1-3 |
10-15 |
ниже – 10 С |
1-1,5 |
5-10 |
В классах вместо занавеси используют жалюзи. Естественный свет падает с левой стороны. В школьных помещениях используются люминесцентные лампы. Искусственный свет не ослепляет глаза учащихся. Перед доской в некоторых классах есть дополнительное освещение. Естественная и искусственная освещенность достаточная и соответствует требованиям СанПиН.
В школе имеются 3 компьютерных класса. Они находится на первом и втором этажах. Радиационный фон, по итогам замеров работников сан эпидемиологической службы на разных частях здания, в компьютерном классе соответствует норме.
Уровень электромагнитных полей соответствует норме. Накопление и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется через контейнеры. Бытовой мусор вывозится по необходимости по договору с ЖКХ.
В школе для питья используют воду из кулеров. В столовой и туалетах используют воду, которая поступает из городского Мосводоканала. Качество воды постоянно проверяется работниками санэпидстанции.
Почти в каждом классном помещении имеется комнатные цветы. Видовой состав разный. Аквариумов в кабинетах нет. Большой аквариум расположен в холле 1 этажа.
Эстетическая оценка школьных помещений
Визуальная среда школьных помещений благоприятная. В кабинетах и коридорах, где дети ежедневно проходят целый день, обязательно должны быть комнатные растения. Именно цветы помогают создать комфортную визуальную среду и дают отдых детским глазам. Они позволяют улучшить интерьер школы. Наша школа отличается уютом коридоров и учебных помещений, где царит чистота. Кабинеты большие светлые. Школа имеет форму кольца, поэтому окна здания направлены на основные стороны горизонта.
Помещения нашей школы оформлены с учетом влияния цветов интерьера на здоровье обучающихся и сотрудников. По характеру воздействия на нервную систему человека о цветах можно сказать: красный возбуждает, зеленый и голубой успокаивает, черный угнетает, желтый веселит. Поэтому стены в коридоре, на первом этаже стены окрашены в светло-бежевый цвет, на втором этаже голубой цвет, на третьем этаже – бежевый, на четвертом - розовый цвет. Потолок белый.
Все классные кабинеты обеспечены столами и стульями. Ученические столы стоят в три ряда. Столы двухместные ученические. Каждый учащийся обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Вся мебель имеет цветовую маркировку соответственно росту учащихся.
Растения в жизни человека играют огромную роль. Они являются источником кислорода, вносят разнообразие в эстетику интерьера.
Количество и видовое разнообразие растений в кабинетах небольшое. Растения установлены на полу или на шкафах, при этом, не затеняя естественного освещения. Соблюдена техника безопасности: ядовитых и колючих растений нет. Растения неприхотливые в уходе, здоровые и ухоженные, придают помещению более эстетичный вид, являются очистителями воздуха.
Таким образом, степень экологической комфортности условий обучения удовлетворительная.
2.2.5.Практикум по теме исследования
Исследование №1 «Оценка размещения школы в микрорайоне»
Была проведена оценка размещения школы в микрорайоне. Методика исследования следующая:
1.Производился визуальный осмотр территории.
2. Измерены расстояния от здания школы до:
- жилых домов;
- автострады;
- деревьев и кустарников.
3.Данные заносились в таблицу и сопоставлялись с санитарными нормами и правилами безопасности.
Таблица 10
Наименование параметра |
Санитарные нормы |
Результат исследования |
Расстояние от школы до автотранспортной магистрали |
100-170 м |
165 м до автомагистрали на ул. Соколово-Мещерская , 1 км до автомобильной магистрали |
Расстояние до промышленных предприятий |
50 м |
Промышленных предприятий рядом нет |
Расстояние от школы до жилых домов |
10м |
До магазина – 200 м , до жилых домов – 20 - 40 м. |
Расстояние от учебного здания до деревьев и кустарников |
Деревья не ближе 15 м, кустарники не ближе 5 м |
Расстояние до деревьев - 25 м, кустарники- 40-50 м. |
Ограждение участка |
Забор высотой 1,5м |
Металлический забор высотой 1,5 м |
Крупных промышленных предприятий в непосредственной близости нет. Автотранспортная магистраль с регулярным движением на расстоянии соответствующей норме. Однако деревья посажены близко к зданию школы, что не соответствует нормам.
Таким образом, территория школы имеет благоприятное размещение.
Исследование №2
«Оценка внутренней отделки помещения классных кабинетов»
Оценка внутренней отделки помещения классных кабинетов, где проходят уроки, проводились по следующим параметрам:
1. цвет стен;
2. цвет потолков;
3. цвет столов и стульев;
4. цвет полового покрытия;
5. цвет дополнительных аксессуаров интерьера кабинета;
6. количество ламп и количество работающих.
Данные исследования школьных кабинетов (Приложение№4)
На основании составленной таблицы по результатам обследования кабинетов можно сделать вывод, что кабинеты практически все окрашены в холодные цветы (голубой, светло-зеленый), что соответствует рекомендациям. Композиции стендов в основном из сближенных цветов.
Белая окраска потолков делает помещение более высоким и отражает 8 % света, что очень важно. Что касается кабинетов начальных классов, то там преобладают теплые цвета, дети младшего школьного возраста комфортнее себя чувствуют в окружении теплых цветов.
Таким образом, классные кабинеты в нашей школе окрашены в оптимальные цвета (голубой и зеленый), что способствует благоприятному эмоциональному состоянию обучающихся.
Исследование №3 «Изучение освещенности кабинетов»
Освещение кабинета является одним из ключевых факторов, влияющих на уровень здоровья учащихся. Для изучения освещенности кабинетов проводились следующие работы:
Замеры площади окон и площади пола
Определялся световой коэффициент
Определялся отражающая способность стен по таблице
Определялась ориентация окон по сторонам горизонта
Определялась чистота стекол окон
Отражающая способность окрашенных стен (Приложение №5)
Таблица 11
Цвет поверхности |
Отражающая способность, % |
Белый |
80% |
Светло-желтый |
60% |
Светло-зеленый |
40% |
Светло-голубой |
30% |
Темно-голубой |
6% |
Правильная организация освещения позволяет сохранить нормальную работоспособность учащимся и служит профилактикой утомления органов зрения, через которые ученик воспринимает около 80 % информации.
Отношение площади застекленной части окон к площади помещения (световой коэффициент – СК) составляет в кабинетах 1:4 – 1:5. Окна кабинетов чистые. В кабинетах цветы расставлены на подоконниках, однако высота некоторых цветов в кабинетах значительно превышает нормы 30 см. цветы также размещаются на шкафах, крупные экземпляры на полу.
Для искусственного освещения используются люминесцентные энергосберегающие лампы, свет которых по своему спектральному составу близок к естественному. Стены имеют хорошую отражающую способность в пределах нормы. В целом состояние освещенности удовлетворительное.
Исследование №4 «Изучение вентиляционного режима школьных помещений»
Для этого осмотрели все вентиляционные отверстия (фрамуги, форточки), проверили с помощью тонкой бумаги, действуют ли они. Определили общую площадь вентиляционных отверстий. Рассчитали коэффициент аэрации по формуле:
КА= S1: S
где КА – коэффициент аэрации,
S1- площадь всех вентиляционных отверстий,
S- площадь пола.
Коэффициент аэрации должен быть не менее 1:50 площади пола, при условии, что учитываемые вентиляционные отверстия открываются не реже чем один раз в час на 10-15 мин. (Приложение №6)
Таким образом, вентиляционный режим в кабинетах в норме.
Исследование № 5 «Изучение качества питьевой воды»
Качество воды характеризует её прозрачность, мутность, цвет, запах, вкус, реакция среды, содержание растворенных солей, степень загрязнения химического, бактериологического и др.
В СЭС были взяты результаты бактериологического исследования воды на соответствие СанПин 2.1.4.559-96 «Вода питьевая». Вывод: вода пригодна для питья.
Материал и оборудование: пробы воды; стеклянные сосуды; предметное или часовое стекло; дистиллированная вода.
Ход работы
Записали, из какого источника взята проба воды.
Налили в химический стакан эту воду и рассмотрели ее на свет. Определите ее прозрачность. Вода может быть: прозрачная; слабо мутная; сильно мутная.
Определили цвет воды. Для этого опустили в стакан с водой белую пластинку или лист белой бумаги. Цвет воды может быть: бурый; светло-коричневый; желтый; светло-желтый; зеленоватый; бесцветный.
Определили запах воды и его интенсивность. естественный запах может быть болотным, гнилостным, древесным, плесневым, травянистым, сероводородным. В случае попадания в воду инородных веществ она может пахнуть бензином, мазутом, хлором, навозом и т.д. По интенсивности запах может быть: слабый (он обнаруживается, если обратить на него внимание); заметно (легко обнаруживается); отчетливый (обращает на себя внимание); сильный (делает воду негодной для питья). Питьевая вода не должна иметь запах.
Определили вкус воды. Пробовать загрязненную природную (если она не родниковая) воду не рекомендуется. Вода может быть: соленая; горькая; кислая; с хлорным, металлическим или иным привкусом. Питьевая вода должна быть безвкусной или приятной на вкус.
Определили, образуется ли осадок после суточного отстаивания воды в трехлитровом сосуде. Если осадок образуется, он может быть: хлопьевидным слизистым; хлопьевидным желтовато-коричневым; плотным белым (желтоватым); плотным бурым (коричневым); сероватым; в виде песка, глины или растительных остатков.
Определили реакцию водной среды с помощью универсального индикатора. Капнули исследуемой водой на кусочек универсальной индикаторной бумаги. Сравнили полученный цвет воды со шкалой рН. Запишите рН исследуемой воды и по значению РН определите реакцию среды.
Определили наличие растворенных солей. Для приведения исследования подготовили два чистых обезжиренных или часовых стекла. На одно наносили несколько капель исследуемой воды, на другое - дистиллированной. Дистиллированная вода не содержит растворенных солей. Выпарили воду со стекол и сравнили их. Белый налет указал на наличие солей.
Исследовали разные пробы воды, а полученные результаты занесли в таблицу.
Таблица 12
Характеристики воды |
Пробы воды |
||
1 |
2 |
3 |
|
1.Из какого источника взята проба |
водопровод |
||
2.Прозрачность |
прозрачная |
||
3.Цвет |
бесцветный |
||
4.Запахи и его интенсивность |
Нет |
||
5. вкус |
безвкусная |
||
6.Осадок |
нет |
||
7.Реакция воды (рН) |
6-7 |
||
8.Наличие солей |
присутствуют |
Вывод: вода пригодна для питья, без цвета, без вкуса, без запаха, рН в норме
Исследование №6 «Определение (качественного) содержания в воде ионов: Fe³+, Ca²+, Clˉ, SO4²ˉ, CO3²-»
Ход работы:
Каждое определение проводится с тремя различными образцами:
раствор сравнения (в нем должен присутствовать интересующий нас ион);
исследуемая вода (может содержать или не содержать тот или иной ион);
контроль (дистиллированная вода, не содержащая ионы).
Сполоснули три пробирки дистиллированной водой.
Налили в каждую из них по 2 мл испытуемой жидкости: в первую - раствор сравнения, во вторую - исследуемую воду, в третью - дистиллированную воду.
Проведем в каждом случае качественные реакции на присутствие ионов.
А. Реакция на ион Fe³+
Налили в первую пробирку 2 мл раствора соли Fe³+.
Добавили в пробирку несколько капель раствора роданида ) калия KSCN.
Тщательно перемешали раствор (для этого надо постучать по пробирке указательным пальцем).
Результаты записали в Таблицу.
Повторили эти реакции на ионы Fe³+ с 2мл исследуемой и дистиллированной воды. Чтобы окраска была лучше заметна, поместили сзади или сбоку от пробирки лист белой бумаги. Результаты наблюдений записали в таблицу.
Вылили растворы из пробирок. Тщательно промыли их и сполоснули дистиллированной водой перед тем, как приступить к следующим опытам.
Б. По такой же схеме провели анализ на присутствие в исследуемых жидкостях других вышеперечисленных ионов, используя соответствующие реактивы.
Для обнаружения ионов Ca²+ используют оксалат натрия Na2C2O4 (или оксалат алюминия) в присутствии разбавленного раствора уксусной кислоты CH3COOH.
Для обнаружения хлорид-иона Clˉ используют раствор нитрата серебра AgNO3 в присутствии разбавленного раствора азотной кислоты HNO3.
Для обнаружения сульфат-ионов SO4²ˉ используют раствор хлорида (или нитрата) бария в присутствии разбавленного раствора азотной кислоты. для обнаружения карбонат - ионов:
в случае присутствия в растворе SO4²ˉ- ионов, CO3²ˉ-ион можно обнаружить солями бария в нейтральной среде;
если SO4²ˉ- ион присутствует в растворе, то для обнаружения CO3²ˉ- ионов в пробирку добавляют раствор соляной кислоты HCl и две-три капли известковой воды. В случае наличия CO3²ˉ-ионов произойдет помутнение раствора.
Все исследования проводились в трехкратной повторности (3 группы учащихся). (Приложение №7)
Из полученных данных, мы видим, что Fe³+-ионы и Ca²+-ионы присутствуют в образцах воды, взятой в туалете. Присутствие ионов Ca²+говорит о том, вода жесткая (постоянная жесткость, которая обусловлена содержанием растворимых средних солей кальция и магния) и не устраняется кипячением, а устраняется содовым способом) Во всех образцах присутствуют Clˉ-ионы (кроме контроля). Ионы SO4²ˉ и CO3²ˉ-отсутствуют во всех образцах, кроме контроля.
Исследование №7 Участие во всероссийском рейтинге «Зеленые школы 2016»
В этом году в нашей стране впервые проходил Всероссийский рейтинг «Зеленые школы 2016». В нем приняло участие 255 школ со всей страны, в том числе и наша школа. Рейтинг состоял из пяти разделов «Общие сведения о школе», «Здание и пришкольная территория», « Расходные материалы», «Экологические материалы и просвещение» и «Дополнительная информация». Наша цель участия в данном рейтинге:
Узнать, насколько школа соответствует современным критериям экологичности и как сделать её ещё экологичнее в будущем.
Приобщиться к мировому тренду экологической ответственности в образовательных учреждениях.
Узнать об опыте и экологических достижениях других школ.
Проанализировать возможности снижения коммунальных платежей в школе (электроэнергия, вода, отходы).
Результаты рейтинга показали, что здание и пришкольная территория соответствуют экологическим стандартам LEED, BREEAM школа сертифицирована как зеленое здание, в отделке здания и в его обслуживании используются экологические строительные материалы и хозяйственные средства. Осуществляется экологическое образование и просвещение школьников через реализацию комплексно-целевой программы «Экологический компас» организацию проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Результат данного участия – школа вошла в состав 30 лучших школ России в рамках рейтинга «Зеленые школы 2016»
Исследование №8 «Анализ состояния здоровья учащихся школы за последние 3 года»
Динамика состояния здоровья учащихся за последние 3 года (численность учащихся, наиболее распространенные нарушения здоровья, изменения в показателях оценки здоровья)
Состояние учащихся и учителей в целом удовлетворительное. Для осеннего и весеннего периода характерно увеличение заболеваемости ОРЗ и ОРВИ. Наблюдается общая тенденция ухудшения зрения, нарушения осанки.
Таблица 13
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
|
Общее количество детей |
740 |
850 |
982 |
Заболевания опорно-двигательного аппарата |
9/13% |
10/14% |
12/17,6% |
Фиксация остроты зрения |
13/18,8% |
13/18,3% |
15/22% |
Заболевания желудочно-кишечного тракта |
7/10,1% |
8/11,3% |
10/14,7% |
В целях предупреждения заболеваемости учащихся и развития отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся ежегодно проводятся:
медицинский осмотр школьников с привлечением специалистов поликлиники;
выступление врачей поликлиники с лекциями и беседами о болезнях, их предупреждениях;
организация профилактических прививок в целях профилактики заболевания детей;
организация и проведение спортивных мероприятий.
Наши учащиеся активно участвуют на многих городских и окружных спортивных соревнованиях и занимают призовые места.
В зависимости от состояния здоровья учащихся распределяют на 3 медицинские группы - основную, подготовительную, специальную.
К основной медицинской группе относятся учащиеся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма и физическом развитии при достаточной физической подготовленности.
К подготовительной медицинской группе относятся школьники с незначительными изменениями в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, физическом развитии и не имеющих достаточного уровня физической подготовленности. Учащиеся этой группы занимаются по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного ее усвоения. Им рекомендуется заниматься в секции общей физической подготовки, выполнять индивидуальные задания по физическому воспитанию в домашних условиях, чаще использовать прогулки, другие формы физкультурно-оздоровительной работы. Учащиеся подготовительной группы допускаются к участию в спортивных соревнованиях и сдаче спортивных нормативов при наличии заключения врача.
К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, в том числе реконвалесценты после перенесенных травм и заболеваний.
Группы здоровья учащихся за три года
Таблица 14
Группы здоровья |
2014-2015 |
2015 - 2016 |
2016 -2017 |
основная |
68% |
70% |
71% |
подготовительная |
27% |
23% |
21% |
специальная |
5% |
7% |
8% |
Таким образом, в связи с увеличением общего количества учащихся возрастает процент обучающихся в специальной группе.
Психологическая служба и психологический климат в коллективе.
Занятия проводятся в одну смену. В начальном звене, в среднем и старшем - дополнительные занятия по предметам, кружки после уроков.
В целях создания условий для полноценного развития и обучения детей, сохранения их психологического здоровья, оказания квалифицированной помощи, доступной и систематической помощи учащимся с проблемами в обучении, общении создана и действует наша школьная психологическая служба.
Сегодня школьная психологическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, реализующей цели поддержки и сохранения психологического здоровья учащихся.
Целями и задачами психологической службы нашей школы являются:
Цели:
Обеспечение психологического и психического здоровья детей;
Обеспечить психолого-педагогическую поддержку учащихся, родителей, педагогов;
Обеспечить психологическое развитие учащихся.
Задачи:
Осуществлять диагностику-развивающую деятельность;
Осуществлять консультативную деятельность;
Реализовывать в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
Развитие индивидуальных особенностей детей;
Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата;
Оказание своевременной психологической помощи;
Адаптация вновь поступивших учащихся;
Осуществление профилактической и психодиагностической деятельности;
Оказать помощь классным руководителям в выявлении причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся;
Соблюдение конфиденциальности полученных данных.
В следующем учебном году планируем продолжить работу и изучить психологический климат в школе: рассмотреть процесс общения всех участников образовательного процесса, изучить степень психологического напряжения, оценить учебное расписание, степень учебной нагрузки и объема домашнего задания.
Заключение.Данная работа позволит обучающимся и сотрудникам школы не только расширить экологические знания, но и оценить уровень экологической комфортности образовательного учреждения (внутреннюю и внешнюю). Наше исследование - это не единичная экологическая акция, оно должно воплотиться в многолетнюю социально-экологическую программу:
Создание условий для психологического комфорта сотрудников и обучающихся образовательного учреждения;
Содержание в чистоте и порядке помещений школы;
Будут созданы условия для проведения дальнейших исследований и мониторинга степени комфортности учащихся и сотрудников школы в образовательном учреждении
Алексеев С.В. Практикум по экологии [Текст]/ С.В. Алексеев // Москва: АО МДС. - 1996.- 156 с.
Ашихмина Т. Я «Экология родного края»: учебное пособие [Текст] /. Т. Я Ашихмина– Киров, 1999
Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. – Тамбов, 1999.
Гриневич В.И. Экологические проблемы и основы природопользования [Текст]/ В.И. Гриневич// Иваново, 1994.
Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В.Гузеев // Директор школы.- 1995.- № 6.- С. 17-22.
Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Н.С. Дежникова и др.- М.: Педагогическое общество России, 1999.
Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций [Текст] / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003. – 176 с.: ил
Электронные ресурсы:
http://www.baigul-kozlov.edu.cap.ru
(http://mirznanii.com/a/329438/ekologicheskiy-pasport-shkoly-naznachenie-metodika-sostavleniya).
Приложения
Приложение №1
Этапы реализации и содержание реализации проекта
Сроки проекта 2016-2017 г
Этапы проекта
Этапы проекта |
Сроки проекта |
Содержание работы |
Ожидаемый результат |
I.подготовительный |
Сентябрь 2016-октябрь 2016 г |
|
|
II.Практический |
Октябрь 2016г- декабрь 2016г |
|
|
III. Контрольно-оценочный |
Декабрь 2016г Февраль 2017г |
|
|
Приложение №2
Социологический опрос по теме исследования:
1.К какой социальной группе Вы относитесь: а) учащиеся; б) сотрудники школы; в) родители
2.Нравиться ли Вам учиться (работать) в своей школе? А)Да Б) Нет
3.Из каких факторов складывается степень комфортности обучения (работы) в общеобразовательном учреждении? Напишите Ваши варианты.
4.Что бы Вам хотелось изменить в школе? Напишите Ваши варианты.
5.Дайте по пяти бальной шкале оценку экологического состояния в школе.
Графики по результатам опроса
Структура участников социологического опроса
Степень комфортности Вашего пребывания в школе
Результаты ответа на вопрос «Что бы Вам хотелось изменить в школе? Напишите Ваши варианты»
Приложение №3
Диаграмма №1 Годовое количество осадков в Куркино
Диаграмма №2 Количество дней с осадками в Куркино
Диаграмма №3 Средняя скорость ветра
Диаграмма №4 Солнечные, облачные и пасмурные дни
Диаграмма №5 Среднесуточное количество солнечных часов
Диаграмма №6 Температура воздуха днем и ночью в Куркино
Приложение №3
Таблица 1
Древостой
Видовой состав |
Ярус |
Число (шт) |
Высота (м) |
Диаметр (см) |
Жизнен- ность |
Сомкну- тость % |
Следы жизнедеятельности |
|
животных |
человека |
|||||||
Сосна обыкновенная |
1 |
9 |
30-35 |
50-70 |
1 |
60% |
+ |
+ |
Таблица 2
Кустарниковый ярус
Видовой состав |
Ярус |
Число (шт) |
Высота (м) |
Диаметр (см) |
Фенофаза |
Жизнен- ность |
Сомкну- тость % |
Следы жизнедеятельности |
|
животных |
человека |
||||||||
Рябина |
2 |
7 |
4-6 |
15 |
Плодоношение |
1 |
15% |
+ |
+ |
Черемуха обыкновенная |
2 |
2 |
6-9 |
10-15 |
Плодоношение |
1 |
5% |
+ |
+ |
Таблица 3
Третий ярус
Видовой состав |
Ярус |
Число (шт) |
Высота (м) |
Фенофаза |
Жизнен- ность |
Сомкну- тость, % |
Следы жизнедеятельности |
|
животных |
человека |
|||||||
Малина лесная |
3 |
Много |
0,5-0,7 |
Роспуск листьев |
1 |
15% |
+ |
+ |
Бересклет |
3 |
1 |
1-1,5 |
Роспуск листьев |
1 |
3% |
- |
- |
Шиповник коричневый |
3 |
2 |
1 |
Цветение |
1 |
7% |
+ |
+ |
Таблица 4
Травяно-кустарниковый покров
Видовой состав |
Ярус |
Средняя высота (см) |
Обилие |
Проектируемое покрытие |
Фено фаза |
Жиз нен ность |
Следы жизнедеяте льности |
|
животные |
человека |
|||||||
Звездчатка лесная |
3 |
15-20 |
4 |
30% |
цветение |
1 |
- |
- |
Кислица обыкновенная |
2 |
5-6 |
3 |
10% |
цветение |
1 |
- |
- |
Земляника лесная |
2 |
10 |
3 |
16% |
цветение |
2 |
+ |
+ |
Лютик едкий |
3 |
30-40 |
3 |
8% |
цветение |
2 |
- |
- |
Живучка ползучая |
2 |
30 |
2 |
5% |
цветение |
1 |
- |
- |
Вероника дубравная |
2 |
20 |
3 |
10% |
цветение |
2 |
- |
- |
Таблица 5
Мохово-лишайниковый покров
Видовой состав |
Высота (см) |
Ярус |
Обилие |
Проектируемое покрытие |
Следы жизнедеятельности |
|
Животных |
Человека |
|||||
Плевроциум шверберн |
10 |
5 |
2 |
3% |
+ |
- |
Фунария |
3 |
5 |
2 |
4% |
+ |
- |
Приложение№4
Данные исследования школьных кабинетов
Таблица 6
Кабинет |
Цвет стен |
Цвет потолка |
Цвет столов |
Аксессуаров, шторы |
Цвет пола |
Лампы всего |
Горит |
Биологии №406 (4 этаж) |
светло-зеленый |
белый |
зеленый |
бежевые жалюзи |
коричневый линолеум |
66 |
64 |
Русского языка и лит-ры №310 (3 этаж) |
светло-персиковый |
белый |
бежевый |
бежевые жалюзи |
коричневый линолеум |
48 |
48 |
Математики №410 (4 этаж) |
светло-зеленый |
белый |
бежевый |
персиковые жалюзи |
коричневый линолеум |
48 |
48 |
Английского языка №416 (4 этаж) |
светло-зеленый |
белый |
бежевый |
персиковые жалюзи |
коричневый линолеум |
36 |
36 |
Истории №12 (2 этаж) |
светло-персиковый |
белый |
бежевый |
зеленые жалюзи |
зеленый линолеум |
50 |
50 |
Русского языка и лит-ры №17 (2 этаж) |
светло-сиреневый |
белый |
бежевый |
голубые жалюзи |
синий линолеум |
50 |
50 |
Физики №205 (2 этаж) |
светло-сиреневый |
белый |
бежевый |
персиковые жалюзи |
зеленый линолеум |
68 |
68 |
Английского языка №305 (3 этаж) |
светло-зеленый |
белый |
бежевый |
персиковые жалюзи |
коричневый линолеум |
34 |
34 |
Географии №405 (4 этаж) |
светло-зеленый |
белый |
бежевый |
персиковые жалюзи |
коричневый линолеум |
36 |
36 |
Химии №308 (3 этаж) |
светло-зеленый |
белый |
бежевый |
персиковые жалюзи |
коричневый линолеум |
66 |
64 |
Информатики № 204 (2этаж) |
персиковый |
белый |
бежевый |
бежевые жалюзи |
зеленый линолеум |
30 |
30 |
Приложение №5
Отражающая способность окрашенных стен
Таблица 7
Кабинет |
СК |
Чистота стекол |
Размещение цветов по норме |
Количество искусственного освещения |
Отражающая способность стен в % |
Биологии №406 (4 этаж) |
0,2 1:5 |
чисто |
Светло-зеленый |
Голубоватый дневного света |
40 |
Русского языка и лит-ры №310 (3 этаж) |
0,2 1:5 |
чисто |
Светло-желтый |
Голубоватый дневного света |
60 |
Математики №410 (4 этаж) |
0,16 1:5 |
чисто |
Светло-зеленый |
Голубоватый дневного света |
40 |
Английского языка №416 (4 этаж) |
0,14 1:5 |
чисто |
Светло-зеленый |
Голубоватый дневного света |
40 |
Истории №12 (2 этаж) |
0,2 1:5 |
чисто |
Светло-бежевый |
Голубоватый дневного света |
60 |
Русского языка и лит-ры №17 (2 этаж) |
0,16 1:5 |
чисто |
Светло-голубой |
Голубоватый дневного света |
30 |
Физики №205 (2 этаж) |
0,17 1:5 |
чисто |
Светло-голубой |
Голубоватый дневного света |
30 |
Английского языка №305 (3 этаж) |
0,17 1:5 |
чисто |
Светло-зеленый |
Голубоватый дневного света |
40 |
Географии №405 (4 этаж) |
0,15 1:5 |
чисто |
Светло-зеленый |
Голубоватый дневного света |
40 |
Химии №308 (3 этаж) |
0,17 1:5 |
чисто |
Светло-зеленый |
Голубоватый дневного света |
40 |
Информатики № 204 (2этаж) |
0,17 1:5 |
чисто |
Светло-бежевый |
Голубоватый дневного света |
60 |
Приложение №6
Изучение вентиляционного режима школьных помещений
Таблица 8
Кабинет |
Площадь пола кв.м |
Площадь всех вентиляционных отверстий, кв.м |
КА |
Биологии №406 (4 этаж) |
70 |
3,15 |
0,05 |
Русского языка и лит-ры №310 (3 этаж) |
53,2 |
1,5 |
0,03 |
Математики №410 (4 этаж) |
66,1 |
2,4 |
0,04 |
Английского языка №416 (4 этаж) |
52,1 |
1,6 |
0,03 |
Истории №12 (2 этаж) |
45,6 |
1,2 |
0,03 |
Русского языка и лит-ры №17 (2 этаж) |
56,8 |
2,2 |
0,04 |
Физики №205 (2 этаж) |
70 |
3,15 |
0,05 |
Английского языка №305 (3 этаж) |
41,7 |
1,5 |
0,04 |
Географии №405 (4 этаж) |
52 |
1,6 |
0,03 |
Химии №308 (3 этаж) |
70 |
3,15 |
0,05 |
Информатики № 204 (2этаж) |
61,8 |
2,2 |
0,04 |
Приложение №7
Определение (качественное) содержания в воде ионов: Fe³+, Ca²+, Clˉ, SO4²ˉ, CO3²-
Таблица 9
Исследуемый образец |
Наличие ионов |
1.Срандартый раствор, содержащий Fe³+-ионы. 2.Исследуемая вода №1 – кулер на 2 этаже 3.Исследуемая вода №2 – вода в туалете 4.Исследуемая вода №3 - вода в туалете 5.Исследуемая вода №4 – кулер на 4 этаже 6.Исследуемая вода №5 – вода в столовой 7.Контроль |
присутствуют отсутствуют отсутствуют присутствуют присутствуют отсутствуют отсутствуют |
1.Стандартный раствор, содержащий Ca²+-ионы 2.Исследуемая вода №1 – кулер на 2 этаже 3.Исследуемая вода №2 – вода в туалете 4.Исследуемая вода №3 - вода в туалете 5.Исследуемая вода №4 – кулер на 4 этаже 6.Исследуемая вода №5 – вода в столовой 7.Контроль |
присутствуют отсутствуют присутствуют присутствуют отсутствуют отсутствуют отсутствуют |
1.Стандартный раствор, содержащий Clˉ-ионы 2.Исследуемая вода №1 – кулер на 2 этаже 3.Исследуемая вода №2 – вода в туалете 4.Исследуемая вода №3 - вода в туалете 5.Исследуемая вода №4 – кулер на 4 этаже 6.Исследуемая вода №5 – вода в столовой 7.Контроль |
присутствуют присутствуют присутствуют присутствуют присутствуют присутствуют отсутствуют |
1.Стандартный раствор, содержащий SO4²ˉ-ионы 2.Исследуемая вода №1 – кулер на 2 этаже 3.Исследуемая вода №2 – вода в туалете 4.Исследуемая вода №3 - вода в туалете 5.Исследуемая вода №4 – кулер на 4 этаже 6.Исследуемая вода №5 – вода в столовой 7.Контроль |
присутствуют отсутствуют отсутствуют отсутствуют отсутствуют отсутствуют отсутствуют |
1.Стандартный раствор, содержащий CO3²ˉ-ионы 2.Исследуемая вода №1 – кулер на 2 этаже 3.Исследуемая вода №2 – вода в туалете 4.Исследуемая вода №3 - вода в туалете 5.Исследуемая вода №4 – кулер на 4 этаже 6.Исследуемая вода №5 – вода в столовой 7.Контроль (дистиллированная вода) |
присутствуют отсутствуют отсутствуют отсутствуют отсутствуют отсутствуют отсутствуют |
1
34