Яблочный сок – вкусный и ценный питательный продукт несомненно, самый популярный сок в России. Он низкокалорийный, содержит много железа (помогает при малокровии), фруктовые кислоты (препятствуют старению), пектиновые вещества (очищают организм от шлаков).
Он повышает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, помогает при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, почек, проблемы с легкими, противодействует образованию почечных камней, улучшает пищеварение и стимулирует работу кишечника.
Яблочный сок применяют при атеросклерозе, болезнях печени, мочевого пузыря, почек, мочекаменной болезни. Высокое содержание сахаров и органических кислот способствует быстрому восстановлению после физических нагрузок.
Потребление населением соков и сокосодержащих продуктов привело к увеличению числа производителей соков, а увеличение числа производителей привело к падению качества. По данным экспертиз, в продаже имеется большое количество продукции, имеющей отклонения от показателей качества. В кислых соках сахаром поправляют вкус. Пресные соки «исправляют» добавлением органических кислот: лимонной, янтарной и некоторых других. Эти добавки дороже сахара, но дешевле натурального сока.
Цель работы: исследование качества яблочного восстановленного сока различных торговых марок, реализуемых на предприятиях розничной торговли г. Костромы.
Задачи:
изучить литературу с целью установления факторов, определяющих качество и ценность данного продукта;
проанализировать органолептические и физико-химические показатели восстановленных яблочных соков различных производителей, реализуемых в розничной продовольственной сети г.Костромы;
провести анкетирование обучающихся и педагогов
Предмет исследования: органолептические и физико-химические показатели сока яблочного восстановленного.
Объект исследования: сок яблочный восстановленный различных торговых марок.
Методы исследования:
-теоретический (анализ, сравнение, обобщение результатов)
-эмпирический (наблюдение, эксперимент).
В ходе исследования мы использовали методы оценки органолептических (вкус, цвет, запах) и физико-химических свойств восстановленных яблочных соков:
1) Определение титруемой кислотности по ГОСТ Р 51434–99 «Соки фруктовые и овощные. Метод определения титруемой кислотности».
2) Определение сахара и сухих веществ с помощью рефрактометра
3) Определение аскорбиновой кислоты методом йодометрии
4) определение каротиноидов и ароматизаторов
Гипотеза: если провести анализ яблочного сока и выяснить, какой производитель выпускает самый качественный и полезный сок, то можно рекомендовать эту марку для регулярного потребления.
Изучая литературные источники по данному вопросу, я узнала что такое сок, чем он отличается от нектара, классификацию соков, технологию производства, какое сырье используют. Интересна была информация о правилах хранения исследуемых продуктов после вскрытия упаковки, Мы научились обращать внимание на маркировку приобретаемых нами продуктов, сравнивать с нормативной документацией, познакомились с методами количественного определения содержания различных веществ (титрование).
II. Основная часть.
1.1. Объекты исследования и их маркировка.
Для проведения исследования в качестве объектов были выбраны 10 образцов яблочного сока, разных производителей, реализуемые в торговой сети г. Костромы. Все они относятся к восстановленным из концентрированного яблочного сока. Изучение маркировки соков проводилось в соответствии с ГОСТ Р 52186-2003. Характеристика образцов представлена в таблице 1.
Таблица 1. Объекты исследования
№ |
Наименование |
Изготовитель сока |
Нормативный документ |
Объем |
1 |
«Мой» |
ОАО «Сады Придонья», пос. Сады Придонья |
ТУ 9163-007-48089141-2001 |
0,2л |
2 |
2:0 |
ООО Амтел Софт Дринск |
ТУ 9163-015-42235970 |
0,2 л |
3 |
«Любимый» |
ОАО «ВБД Напитки», г.Раменское |
ТУ 9163-053-05269043-05 |
0,2 л |
4 |
Малышам |
ОАО Прогресс |
ТУ 9163-034-180-08485-07 |
0,2 л |
5 |
«RICH» |
ООО «Нидан-Гросс» г.Котельники |
ТУ 9163-005-56232828-2005 |
0,2 л |
6 |
«Добрый» |
ЗАО «Мултон», г. Санкт-Петербург |
ТУ 9163-001-56232828-2002 |
0,2 л |
7 |
«Тёма» |
ООО «Нидан-Гросс», г.Котельники |
ТУ 9163-001-13605199 |
0,2 л |
8 |
«Фруто Няня» |
ОАО «ПРОГРЕСС», г. Липецк |
ТУ 9163-041-18008485-07 |
0,2л |
9 |
«GOLD» |
ОАО «ВБД Напитки», г. Раменское |
ТУ 9163-053-05269043-05 |
0,2 л |
10 |
«Фруктовый сад» |
ОАО «Лебедянский» г.Лебедянь |
ТУ 9163-052-052-69043-53 |
0,2 л |
Таблица 2 – Анализ маркировки исследуемых образцов
№ п/п |
Наименование показателя |
Исследуемые образцы |
||||||||||
Малышам |
Gold |
Любимый |
Тема |
Добрый |
J7 |
2:0 |
Мой |
ФрутоНяня |
Rich |
|||
1. |
Наименование сока |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
2. |
Наименование и местонахождение изготовителя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
3. |
Объем сока, мл |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
4. |
Состав сока |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
5. |
Пищевая ценность 100г продукта |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
6. |
Дата изготовления |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
7. |
Срок годности |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
8. |
Условия хранения |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
9. |
«Осветленный» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
|
10. |
Условия и период хранения после вскрытия упаковки |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
11. |
Обозначение нормативного документа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
12. |
Информация о подтверждении соответствия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Исходя из изучения маркировки видно, что производители достаточно полно указывают всю необходимую информацию. Но зачастую эта информация неразборчива и написана мелким почерком. Единственными соками не указавшим на упаковке состав – изготовлен из концентрированного яблочного пюре – оказался сок Малышам и J7, Добрый.
Некоторые производители дополнительно размешают информацию следующего плана:
-без консервантов: J7, Любимый, Голд, Добрый
-без сахара: Малышам, Мой, Любимый, Добрый
1.2. Органолептические показатели.
Таблица 3. Органолептические показатели.
№ |
Наименование |
Внешний вид, цвет |
Вкус |
Запах |
1 |
«Мой» |
Светлая желтая прозрачная жидкость |
слабый фруктовый вкус, без привкусов, гармоничный по содержанию кислот и сахаров; |
со слабо выраженным фруктовым запахом; |
2 |
2:0 |
Светлая желтая прозрачная жидкость |
слабый фруктовый вкус, без привкуса, не гармоничный по содержанию кислот и сахаров; |
со слабо выраженным фруктовым запахом; |
3 |
«Любимый» |
Светлая желтая прозрачная жидкость |
фруктовый вкус, без привкусов, гармоничный по содержанию кислот и сахаров; |
ароматный, с выраженным фруктовым запахом; |
4 |
Малышам |
Светлая желтая прозрачная жидкость |
фруктовый вкус, без привкусов, гармоничный по содержанию кислот и сахаров; |
ароматный, с выраженным фруктовым запахом; |
5 |
«RICH» |
темно-желтая прозрачная жидкость |
выраженный фруктовый вкус, гармоничный по содержанию кислот и сахаров; |
искусственный аромат, с выраженным фруктовым запахом; |
6 |
«Добрый» |
Светлая желтая прозрачная жидкость |
фруктовый вкус, без привкусов, гармоничный по содержанию кислот и сахаров; |
ароматный, с выраженным фруктовым запахом; |
7 |
«Тёма» |
Светлая желтая прозрачная жидкость |
выраженный фруктовый вкус, гармоничный по содержанию кислот и сахаров; |
ароматный, с выраженным фруктовым запахом; |
8 |
«Фруто Няня» |
Светлая желтая прозрачная жидкость |
фруктовый вкус, без привкусов, гармоничный по содержанию кислот и сахаров; |
ароматный, с выраженным фруктовым запахом; |
9 |
«GOLD» |
очень светлая желтая прозрачная жидкость |
фруктовый вкус, без привкусов, гармоничный по содержанию кислот и сахаров; |
ароматный, с выраженным фруктовым запахом; |
10 |
«Фруктовый сад» |
Светлая желтая прозрачная жидкость |
фруктовый вкус, без привкусов, гармоничный по содержанию кислот и сахаров; |
ароматный, с выраженным фруктовым запахом; |
1.3.Определение растворимых сухих веществ
Таблица 4 – Результаты определения растворимых сухих веществ в исследуемых образцах соков
№ п/п |
Образцы |
Требования по ГОСТ, %, не менее |
По техническому регламенту 2008 г |
Полученные результаты, % |
1. |
«Мой» |
11,2 |
4-16% |
11, 2 |
2. |
2:0 |
11,2 |
4-16% |
12,2 |
3. |
«Любимый» |
11,2 |
4-16% |
11,2 |
4. |
Малышам |
11,2 |
4-16% |
11,2 |
5. |
«RICH» |
11,2 |
4-16% |
11,2 |
6 |
«Добрый» |
11,2 |
4-16% |
11,2 |
7 |
«Тёма» |
11,2 |
4-16% |
11,6 |
8 |
«Фруто Няня» |
11,2 |
4-16% |
11,6 |
9 |
«GOLD» |
11,2 |
4-16% |
11,4 |
10 |
J7 |
11,2 |
4-16% |
11,4 |
Исходя из полученных данных, превышение по показателям растворимых сухих веществ наблюдается у соков торговых марок Тема, ФрутоНяня, Голд и J7. Значительно превышают эти показатели для сока 2:0. В соответствие с ГОСТ Р 552186-2003 содержание сухих веществ должно быть не менее 11,2 %. По ФЗ 178-2008 «Технический регламент на соковую продукцию» для детей раннего возраста должна быть не менее чем 4 процента и не более чем 16 процентов для соковой продукции из фруктов; для детей дошкольного возраста и школьного возраста не более чем 16 процентов для соковой продукции из фруктов и для этой продукции с добавлением овощей.
Все полученные данные соответствуют нормативной документации.
1.4. Определение содержания аскорбиновой кислоты.
По данным ГОСТ содержание витамина С в витаминизированных соках должно быть не менее 0,02 %. На упаковках исследуемых нами соков отсутствует надпись «витаминизированные». Полученные нами результаты оказались не высокими, поэтому употребление данного продукта не может восполнить потребность человека в аскорбиновой кислоте.
Таблица 5. Определение содержания аскорбиновой кислоты.
№ п/п |
Образцы |
Требования по ГОСТ, не менее (для витамин) |
Полученные результаты |
|
мг |
% |
|||
1. |
«Мой» |
0, 02 % |
35,2 мг |
0,38 % |
2. |
2:0 |
0, 02 % |
3,3 мг |
0,352 % |
3. |
«Любимый» |
0, 02 % |
48,4 мг |
0,48% |
4. |
Малышам |
0, 02 % |
38,5 мг |
0,38 % |
5. |
«RICH» |
0, 02 % |
50 мг |
0,5 % |
6 |
«Добрый» |
0, 02 % |
40 мг |
0,4 % |
7 |
«Тёма» |
0, 02 % |
50 мг |
0,5 % |
8 |
«Фруто Няня» |
0, 02 % |
38 мг |
0,38 % |
9 |
«GOLD» |
0, 02 % |
30,8 мг |
0,3 % |
10 |
J7 |
0, 02 % |
38,5 мг |
0,38 % |
Самые высокие показатели по аскорбиновой кислоте имеют соки RICH, Тема, Любимый. Немного им уступают J7, Малышам, Мой. Низкое содержание витамина С отмечено в соке 100% Gold.
1. 5. Определение титруемой кислотности.
По показателям титруемой кислотности отклонений от нормативной документации нет.
Таблица 6. Показатели титруемой кислотности.
№ п/п |
Образцы |
Требования по ГОСТ |
Полученные результаты, |
1. |
«Мой» |
0,3-1,4 |
0,48 |
2. |
2:0 |
0,3-1,4 |
0,44 |
3. |
«Любимый» |
0,3-1,4 |
0,44 |
4. |
Малышам |
0,3-1,4 |
0,40 |
5. |
«RICH» |
0,3-1,4 |
0,48 |
6 |
«Добрый» |
0,3-1,4 |
0,56 |
7 |
«Тёма» |
0,3-1,4 |
0,48 |
8 |
«Фруто Няня» |
0,3-1,4 |
0,44 |
9 |
«GOLD» |
0,3-1,4 |
0,40 |
10 |
J7 |
0,3-1,4 |
0,48 |
По Техническому регламенту массовая доля титруемых кислот в соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детей раннего возраста должна составлять не более чем 1,2 процента для соков из цитрусовых фруктов (в пересчете на безводную лимонную кислоту) и не более чем 0,8 процента для соковой продукции из других видов фруктов и (или) овощей (в пересчете на яблочную кислоту), фруктовых и (или) овощных нектаров и фруктовых и (или) овощных сокосодержащих напитков из цитрусовых фруктов (в пересчете на безводную лимонную кислоту).
Массовая доля титруемых кислот в соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детей дошкольного возраста и школьного возраста должна составлять не более чем 1,3 процента (для соковой продукции из цитрусовых фруктов в пересчете на безводную лимонную кислоту, для соковой продукции из других видов фруктов и (или) овощей в пересчете на яблочную кислоту).
1.6. Определение содержания искусственных красителей и ароматизаторов.
Таблица 7. Содержание искусственных красителей
№ п/п |
Образцы |
Цвет сока |
Наличие искусственных красителей |
||
исходный |
После кипячения |
||||
1. |
«Мой» |
светлый |
немного потемнел |
+ |
|
2. |
2:0 |
светлый |
очень темный |
+ |
|
3. |
«Любимый» |
светлый |
очень темный |
+ |
|
4. |
Малышам |
светлый |
темный |
+ |
|
5. |
«RICH» |
светлый |
темный |
+ |
|
6 |
«Добрый» |
светлый |
очень темный |
+ |
|
7 |
«Тёма» |
светлый |
темный |
+ |
|
8 |
«Фруто Няня» |
светлый |
темный |
+ |
|
9 |
«GOLD» |
светлый |
темный |
+ |
|
10 |
J7 |
светлый |
очень темный |
+ |
По данным наших исследований все соки содержат искусственные красители. Немного меньшее содержание отмечено в соке Мой.
1.7. Анализ потребительских предпочтений сока методом опроса покупателей
Для проведения потребительских предпочтений восстановленных соков была составлена анкета (см. приложение 1).
В результате этого исследования были определены: частота покупок, критерии выбора, рейтинг популярности брендов.
В опросе приняли участие 130 респондентов: студенты и преподаватели колледжа.
Из опрошенных 63% участников – женщины, 37% – мужчины. Основными участниками стали респонденты в возрасте от 20 до 30 лет.
На вопрос «Пьете ли вы соки?» 89, 6 % опрошенных ответили утвердительно, 10,4% – отрицательно, основной причиной отказа от употребления соков служат наличие большого количества сахаров, консервантов, или просто не люблю.
Преобладающим критерием при выборе сока для студента является ценовой фактор (26%) и не малое значение придается качеству продукта (24%). Наименьшее влияние на выбор сока оказывают рекламный фактор (2%) и полнота маркировки (5%) и рейтинг производителя (8%).
Большая часть опрошенных покупает соки один-три раза в неделю.
Упаковка, которую выбирают потребители, представлена в значительной степени (75%) стандартной упаковкой из полимерных комбинированных материалов. Объяснение подобного "предпочтения" заключается не в значительной популярности данного вида упаковки, а в доминирующем положении поставщиков комбинированных упаковочных материалов на российском рынке и в частности на потребительском рынке города Костромы.
После проведения опроса стало известно, что яблочный сок употребляют 30 % опрошенных, подавляющее же число респондентов предпочитают сладкие газированные воды, которые не безвредны для организма человека за счет содержания в них большого количества сахара и наличия красителей и ароматизаторов.
Особых предпочтений в употреблении только одинарных или только купажированных соков не выявлено. Осветленные и естественно мутные соки покупают с одинаковой частотой- 50 %.
Некоторые потребители предпочитают выбирать не соки, а сладкие газированные воды, минеральные воды, питьевую воду – примерно по 15 %.
Итак, наибольшее предпочтение респонденты отдали сокам, производимым ОАО «Лебедянский» – 37% – это “Я”, “Тонус”, “Фруктовый сад”, “Привет”, “Малышам”, “Долька”. Затем идут с примерно равным процентом голосов соки ЗАО «Мултон», такие как “Добрый”, “Nico”, “Rich”(23%) и соки «Вимм-Билль-Данн» (25%) под торговой маркой “J-7”, “Rio-Grande”, “100% - Gold”, “Любимый сад”. 10% от числа опрошенных приходится на соки компании ООО «СП Нидан-экофрукт». Наименее покупаемыми соками оказались соки ООО «САНФРУТ-Трейд», им отдали свое предпочтение только 4% респондентов (“Красавчик”, “Фруктовый остров”).
Наиболее популярна упаковка сока емкостью 1 литр: ей отдали предпочтение 42, 3% респондентов от общего числа. Менее популярными оказались упаковки 0,5 литра (20%) и 1,5 литра (19,2 %).
Так же при анкетировании были получены следующие ответы:
– на вопрос: «Играет ли для Вас роль пищевая и энергетическая ценность сока при покупке?», 78,7% опрошенных ответили нет, соответственно остальные (21,2%) – да;
– при покупке чуть меньше респондентов обращают внимание на срок годности продукта, 19,5% – иногда и только 19% обращают на это внимание, когда есть время или вообще остаются к этому аспекту равнодушными (14 %)
Выводы
Сок яблочный содержит почти все представляющие ценность для питания компоненты: легкоусвояемые углеводы, водорастворимые пектиновые, азотистые, минеральные вещества (повышенное содержание железа) и витамины. Энергетическая ценность яблочного сока равна 42ккал, калорийность продукта в основном обусловлена содержанием углеводов в нем 10,3;
Для анализа качества восстановленного яблочного сока, поддержание которого необходимо для получения высококачественного продукта, способного занять достойное место на рынке потребительских товаров и быть конкурентоспособным, используются органолептические и физико-химические показатели (массовые доли растворимых сухих веществ и титруемых кислот ит. д). Чтобы соответствовать требованиям ГОСТа сок должен быть с натуральными, хорошо выраженными вкусом и ароматом, свойственного цвета.
Анализ маркировки исследуемых объектов показал, что образцы сока «Малышам» и «Добрый» не соответствуют требованиям ГОСТ Р 51074 2003 (не был указан состав сока на маркировке потребительской тары).
Сравнительная характеристика органолептических показателей свидетельствует о том, что исследуемые образцы соответствуют требованиям ГОСТ Р 52186. Орезультаты, полученные в процессе физико-химических испытаний, можно говорить о том, что:
– по показателю массовая доля титруемых кислот все соки не имеют отклонений.
– по показателю массовая доля растворимых сухих веществ отклонений нет. -все соки содержат искусственные красители.
Содержание аскорбиновой кислоты в яблочном соке восстановленном данным стандартом не нормируется, но их наименьшее количество, среди исследуемых образцов, содержит сок 100% Голд и 2:0. Они также имеют самые низкие показатели по органолептическим показателям.
Список литературы.
www.bankreferatov.ru;
www.forstudent.msk.ru;
www.probuy.ru;
Герасимова В.А.Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. СПб.: Питер, 2004. – 416с.;
ГОСТ 13799 Продукция плодовая, ягодная, овощная и грибная консервированная. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение. – М.: Госстандарт России, 1981;
ГОСТ 8756.1-79. Продукты пищевые консервированные. Методы определения органолептических показателей, массы нетто и массовой доли составных частей. – М.: Госстандарт России, 1979. – 12 с.;
ГОСТ Р 51074 – 2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. – М.: Госстандарт России, 2003. – 26 с.;
ГОСТ Р 51433. Соки фруктовые и овощные. Метод определения содержания растворимых сухих веществ рефрактометром. – М.: Госстандарт России, 6 с.;
ГОСТ Р 51434 Соки фруктовые и овощные. Метод определения титруемой кислотности. – М.: Госстандарт России, 19 с.;
ГОСТ Р 52185-2003. Соки фруктовые концентрированные. ТУ. – М.: Госстандарт России, 2003. – 13 с.;
Дубцов Г.Г. Товароведение пищевых продуктов. – М.: «Академия», 2006. 264 с.;
Коренман Я.И. Практикум по аналитической химии. Анализ пищевых продуктов. Книга 2. Оптические методы анализа. – М.: КолосС, 2005. – 288 с.;
Федеральный закон от 27 октября 2008г № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию»
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
Ваш пол: М Ж Возраст: Группа:
1. Пьете ли Вы соки? да; нет. (Если нет, укажите причину)_________________
2. Что чаще всего вы покупаете из нижеперечисленного:
яблочный сок; купажированные соки и нектары; питьевая вода; минеральные воды; сладкие газированные воды, другое.
3. Как часто Вы покупаете соки? несколько раз в день; каждый день; 1-3 раза в неделю; 1-2 раза в месяц.
4. Производителю какого сока отдаете свое предпочтение при его выборе?
ОАО «Лебедянский» “Я”, “Тонус”, “Фруктовый сад”, “Привет”, “Малышам”, “Долька”.
ООО «СП Нидан-экофрукт» “Моя семья”, “Чемпион”, “Сокос”, “Caprice”.
ОАО «Вимм-Билль-Данн» “J-7”, “Rio-Grande”, “100% - Gold”, “Любимый сад”.
ЗАО «Мултон» “Добрый”, “Nico”, “Rich”.
ООО «САНФРУТ-Трейд» “Красавчик”, “Фруктовый остров”.
5. Какие плодово-ягодные соки предпочитаете? одинарные (1 плод); купажированные (2 вида плодов или ягод); мультисок (купажированные более 3 видов); все вышеперечисленные.
6. Чем Вы руководствуетесь при покупке яблочного сока? объем упаковки; качество; полнота маркировка; реклама; наименование сока; ценовой фактор, отсутствие консервантов.
7. Какая цена для Вас наиболее приемлема (1 литр)?
до 30 руб.; 30–40 руб.; свыше 40 руб.; не имеет значения.
8. В какой емкости Вы чаще приобретаете сок? 0,2л; 0,5л; 1л; 1,5л; 2л; 3л.
9. В какой упаковке предпочитаете покупать сок? стеклянная тара; бутылки из полимерных материалов;
упаковка из полимерных комбинированных материалов (Тетра пак, тетра призма и т.д.).
10. Покупая сок, играет ли для Вас роль пищевая и энергетическая ценность? да; нет.
11.Всегда ли обращаете внимание на срок годности? иногда; всегда; никогда; если есть время.
12.Какие соки предпочитаете? прозрачные – осветленные; естественно мутные – неосветленные.
Нужный ответ подчеркнуть.
18