ВВЕДЕНИЕ
Однажды на уроке английского языка я задумался, а как учатся мои ровесники в других странах? И чем отличаются друг от друга начальные школы разных стран?
Этим заинтересовалась и моя учительница английского языка. Она предложила мне сделать работу на тему «Начальная школа в России и в англоязычных странах».
Для исследования я взял школы четырех стран: России, Англии, США,
Канады.
Цель работы:
сравнение начального образования в России и в англоязычных странах.
Чтобы достичь цели, я должен решить следующие задачи:
изучить литературу о зарубежных школах;
провести анкетирование учащихся нашей школы;
провести анализ анкет;
сравнить начальное образование России и англоязычных стран.
разработать буклет - таблицу по школам англоязычных стран и России.
Объект исследования начальная школа англоязычных стран и России.
Предмет исследования изучение начальной школы в англоязычных странах и в России.
Гипотеза: я предположил, что если сравнить начальную школу России со школами англоязычных стран, то они будут отличаться по следующим параметрам:
возраст учащихся в начале обучения
продолжительность обучения
набор учебных предметов
наличие домашних заданий
система оценок
преподаватели
наличие внеурочной деятельности
В ходе работы я применял следующие методы:
беседа
поисковый
анализ и обобщение
Актуальность темы, на мой взгляд, не вызывает сомнения, так как очень многие дети интересуются жизнью и учёбой своих сверстников за рубежом. В своей работе я проверю все предпосылки и сделаю соответствующие выводы.
В начале своего исследования я провел анкетирование среди учеников моего класса на основе выдвинутой гипотезы. Я получил следующие результаты: почти все мои одноклассники не владели информацией о начальных школах англоязычных стран, а сопоставляли их с российской школой (Приложение 1).
RUSSIA - РОССИЯ
В школу дети идут с 6 – 7 лет. Начальная школа длится 4 года. Один учитель по основным предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, трудовому обучению, риторике [2, c.103].
Со второго класса в учебную программу вводят такие предметы как иностранный язык (английский или немецкий языки), основы православной культуры. Физкультура ведётся 3 раза в неделю, музыка и изобразительное искусство 1 раз. Урок длится 45 минут, одна большая перемена 20 минут, остальные – 5 – 10.
В школе бесплатные завтраки, за обед надо платить. Осенние каникулы длятся неделю, зимние – две недели, весенние – неделя, летние – три месяца. В школе есть группа продлённого дня, где дети учат уроки, играют, гуляют и посещают всевозможные кружки. Приблизительно раз в месяц бывают поездки в Москву, Калугу, Тулу по достопримечательностям этих городов и музеям.
2. ENGLAND - АНГЛИЯ
Когда ребёнку исполняется 4 года, то по закону его родители должны вести в школу, в reception class, следующий год – первый класс, но год reception обязательный.
Начальная школа здесь не такая, как в России, а больше похожа на садик – ни уроков, ни домашних заданий, в основном игры, общение. Первые три “infants School” учителя больше озабочены тем, счастлив ли ребёнок, нежели умеет ли он читать, считать и писать. Бесплатный детский сад есть при каждой начальной школе. Ходить туда не обязательно, но желательно. Дети быстро и мягко адаптируются к общественной жизни, получают базовые знания, знакомятся с буквами, начинают читать, считать и писать, поют песенки, танцуют.
В государственный садик можно ходить с трёх лет и только на половину дня. Начальная школа длится 7 лет, с 4 – до 11 лет. В начальной школе сначала один учитель по всем предметам. Со второй ступени начальной школы “Junior School“ появляются” учитель математики, учитель science (природоведение), физкультуры [4,c.13].
В “infants“ (4 – 7 лет) отличие от России большое, так как уроков нет, в “Junior” (7 – 11лет) тоже немного по-другому, всё как – то стихийно – ни расписания, ни уроков, занимаются чем – то и ладно[1,c154] .
В начальной школе есть группа продлённого дня, а называется “ Afterschool club”. Дети там играют, иногда смотрят мультики. Перед школой - “ Breakfast club“ – это посещение бесплатно на час и там дают завтрак (хлопья, тосты).
В младшей школе учащиеся ставят в год три концерта, три дискотеки, 2-3 поездки на экскурсию. Существует школьный лагерь, где занимаются разными экстремальными видами спорта.
В начальной школе родители мало знают об оценках их детей. В конце третьего класса (7 лет) родителям высылают результаты тестирования по шкале “1 – 3” по математике, английскому, природоведению. В шестом, последнем классе (11 лет) тестирование по шкале “1 – 5”.
Каникулы:
октябрь – 1 неделя,
декабрь – 2 недели,
февраль – 1 неделя,
апрель – 2 недели,
май – 1 неделя.
Конец июля – август – летние каникулы 6 недель.
THE USA - США
Система школьного образования в Америке является трёхступенчатой: начальная школа, средняя школа и старшая.
В начальной школе учатся с 6 лет, с 1 по 5 классы. Есть ещё подготовительный класс. Он может быть как в школе, так и в детском саду. Занятия, как правило, ведёт один учитель, но часто есть помощники. Основные предметы: математика, английский, естественные науки, общественные науки, спорт. Количество учеников не должно превышать 24 человек. Время начала и окончания учебного года в разных школах не совпадает. Уроки начинаются в 8 часов утра. Большая часть школ - это государственные. Американские школы прекрасно оборудованы. Спортивные залы с бассейнами и гимнастическими площадками есть, практически, во всех школах [3 ,c.59].
CANADA - КАНАДА
В канадской школе распространено несколько ступеней, по которым двигаются ученики. «Дошкольная школа», называемая Kindergarden. Детей сюда принимают в неполных пять лет и обучают два года, после чего они идут в первый класс. Учеба в это время – на 100 процентов «игровое обучение». Начальная школа, классы с первого по шестой. Занятия в начальной школе начинаются в 9:10 утра и заканчиваются в 15:30. Каждое утро возле входов в школу выстраивается длинная цепочка рюкзаков: в школу учеников запускают только по звонку. Учитывая, что входов обычно 5-6, особой суматохи не возникает. Где теснота и шум – так это в коридорах школы: тут расположены вешалки для одежды и рюкзаков, коробки для сменной обуви. С собой в класс ученик начальной школы берет только дневник (и иногда – любимую игрушку, младшим школьникам разрешают). В классе, куда ни посмотри – плакаты, рисунки, наглядные пособия. Стены используются на все сто процентов. А еще в канадских школах очень много спорта. Спортивные занятия – три-четыре дня в неделю. Это и традиционная физкультура и разнообразные спортивные игры: за один только год ученик может попробовать себя, например, в бадминтоне, футболе, бейсболе, теннисе и танцах. В публичных канадских школах дети приносят еду с собой. Специальные коробочки для ланча выпускаются в тысяче и одной вариации: например, вот эта, с фотографии, «экологически чистая»: всю еду можно раскладывать по отделениям, не используя упаковку [5 ,c.47].
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В данной работе было проведено сравнение систем начального образования России, Англии, США и Канады.
Выявленные черты сходства и различия проведены в таблице:
Russia- Россия |
England-Англия |
Canada-Канада |
The USA-США |
|
1.Возраст продолжительность обучения |
7 лет 4 года 8:30 – 15.00 |
4 года 7 лет 8.00 – 15.00 |
5 лет 6 лет 9.10 – 15. 30 |
6 лет 5-6 лет 8.00 – 15.00 |
2.Школьные предметы |
Стандарт |
Игры Стандарт |
Игры Творчество |
Творчество |
3.Наличие домашнего задания |
Устное, письменное |
Устное |
Устное в виде игры |
Творческие проекты |
4.Система оценок |
Пяти бальная |
1-3, 1-5, А- F |
☺ % |
☺ % |
5.Учителя |
Один классный руководитель |
Один классный руководитель +2 помощника |
Разные |
Каждый год новый классный руководитель |
На основе сравнительной таблицы можно сделать вывод, что занятия начинаются примерно в одно и то же время, возраст и продолжительность обучения немного отличаются. Школьные предметы в англоговорящих странах это игры и творческие занятия. В России по сравнению с англоязычными странами, задают домашнее задание как письменное, так и устное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании я постарался подтвердить свою гипотезу, что начальные школы англоязычных стран и России отличаются: возрастом, продолжительностью обучения, школьными предметами, наличием домашнего задания, системой оценок.
После того как я познакомил моих одноклассников с теоретической частью своего исследования и презентацией, мы провели повторное анкетирование. Результаты значительно изменились (Приложение 2).
С практической стороны был разработан буклет, в который вошли: сравнительная таблица сходств и различий начальной школы англоязычных стран и России, и словарь английских слов по данной теме для пополнения словарного запаса моих одноклассников и всех заинтересованных лиц.
Настоящее исследование я предполагаю продолжить в следующих направлениях:
сравнение школьных систем различных стран на всех уровнях (от дошкольного до высшего образования);
выявление основных типов образования в мире и характеристика их отличительных особенностей;
анализ становления основных систем образования в историческом плане;
подробный анализ системы образования в СССР, характеристика её положительных и отрицательных черт;
подробный анализ системы образования в современной России, влияние реформ разных лет на качество образования;
критерии выбора лучших вузов мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Англо-русский. Русско-английский словарь для школьников с грамматическим приложением.- М.:АСТ, 2010.
Вульсон Б.Л. Проблема национальных образовательных стандартов: компаративистский контекст. / Педагогика, 2009. № 4. – с. 103.
Пинская М., Новикова Т., Прутченков А. Портфолио в зарубежной школе /Директор школы, 2008. - № 7. – с. 59.
Турчанинова Ю., Гусинский Э. Страны разные, а проблемы схожие / Директор школы, 2008. - № 9. – с. 13.
Шапошникова Т.Д. начальная школа разных стран в наднациональном образовании: сходство и различие / Начальная школа: плюс – минус, 2009. - № 8. – с. 47.
Приложение 1
Анкета
Возраст учащихся в начале обучения:
Россия |
Англия |
Канада |
США |
А) в 7 лет |
А) в 7 лет |
А) в 7 лет |
А) в 7 лет |
Б) в 4 года |
Б) в 4 года |
Б) в 4 года |
Б) в 4 года |
В) не знаю |
В) не знаю |
В) не знаю |
В) не знаю |
Продолжительность обучения в начальной школе:
Россия |
Англия |
Канада |
США |
А) 7 лет |
А) 7 лет |
А) 7 лет |
А) 7 лет |
Б) 4 года |
Б) 4 года |
Б) 4 года |
Б) 4 года |
В) не знаю |
В) не знаю |
В) не знаю |
В) не знаю |
Набор учебных предметов:
Россия |
Англия |
Канада |
США |
А) Игры |
А) Игры |
А) Игры |
А) Игры |
Б) Творчество |
Б) Творчество |
Б) Творчество |
Б) Творчество |
В) Стандарт |
В) Стандарт |
В) Стандарт |
В) Стандарт |
Наличие домашнего задания:
Россия |
Англия |
Канада |
США |
А) Есть |
А) Есть |
А) Есть |
А) Есть |
Б) Нет |
Б) Нет |
Б) Нет |
Б) Нет |
В) Творческое |
В) Творческое |
В) Творческое |
В) Творческое |
Система оценок:
Россия |
Англия |
Канада |
США |
А) пяти бальная |
А) пяти бальная |
А) пяти бальная |
А) пяти бальная |
Б) смайлики |
Б) смайлики |
Б) смайлики |
Б) смайлики |
В) % |
В) % |
В) % |
В) % |
Преподаватели:
Россия |
Англия |
Канада |
США |
А) Один учитель |
А) Один учитель |
А) Один учитель |
А) Один учитель |
Б) Разные |
Б) Разные |
Б) Разные |
Б) Разные |
В) Не знаю |
В) Не знаю |
В) Не знаю |
В) Не знаю |
Результаты анкетирования до знакомства с теоретической частью исследования
Приложение 2
Результаты анкетирования после знакомства с теоретической частью исследования