Введение
В современном мире информационная безопасность – жизненно необходимое условие обеспечения интересов человека, общества и государства. Современные информационные технологии существенно меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, их мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти. Они становятся действенным фактором развития личности и общества.
В то же время широкое распространение некоторых информационных технологий сопровождается появлением ряда новых угроз конституционным правам и свободам граждан, формированию здоровья, полноценной духовной жизни. Эти технологии уже используются для целей экономики, торговли, рекламы, политической борьбы, оказывая порой разрушительное воздействие на психику людей, в особенности подростков.
Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми, все больше заменяя физическое воздействие, тысячелетиями считавшееся непременным средством управления. Поэтому, сделать пребывание школьников в Интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве — важная задача .
Теоретическая часть
Актуальность данной работы заключается в том, что в современном мире информационная безопасность – жизненно необходимое условие обеспечения интересов человека, общества и государства.
Объектом исследования безопасность школьников при получении информации в Интернете.
Предмет исследования – правила по безопасности детей при получении информации в Интернет.
Цель исследования – обучение учащихся и их родителей информационной безопасности в Интернете путём развития контрольной деятельности со стороны родителей и самоконтроля учащихся и воспитание внимательного отношения к информационным ресурсам.
Методы исследования - изучение литературы и информационных ресурсов по теме, наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение полученных результатов.
Практическая значимость исследования – формирование навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности, разработка норм и правил поведения детей в сети Интернет.
В ходе подготовки к исследованию по теме «Безопасность современных путей получения информации школьниками» мною был проведен опрос детей 5в, 7б и 10 классов.(Приложение 1) В опросе участвовало 55 человек. Оказалось, более 80% учеников посещают Интернет каждый день. В будние дни 47,27% учеников проводят по 1-2 часа в день, 23,64% учеников проводят по 3-5 часов в день, 25,45% учеников проводят в интернете 5-8 часов в день, 3,64 % учеников живут в интернете. В выходные больше половины учеников проводят по 5-8 часов в день. В основном ученики занимаются поиском информации 54,55%, онлайн играми 27,27% учеников, образовательными сайтами 10,91% и только 5,45% поиском знакомых, созданием сайтов 1,82%. Большинство опрошенных считают себя уверенными пользователями 61,82%. 94,55% учеников пользуются интернетом самостоятельно. Большинство учеников знают, что такое СПАМ и как блокировать сообщения от кого либо(92% учащихся). При этом, ученики 7-5 классов не знают какие сайты таят опасность(47%), и что такое сайты-подделки(55%).(Приложение2)
Интернет таит много опасностей например буллинг как важная проблема общения в сети. Буллинг (от англ. bully - хулиган) - психологическое давление негативного характера на человека со стороны другого - часто агрессивно настроенного индивида. Особо развито сегодня вербальное давление, оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы или видеоролики со сценами издевательств и даже избиений уже давно стали привычной частью Рунета. Существует понятие кибербуллинга – это преследование определенного человека в социальных сетях в Интернет. Это может быть Контакт, Мой мир (почта), Спрашивай.ру, Некто.мне и многое другое, которые очень популярны у школьников. В них можно не только оскорбляют человека в сообщениях, нередки случаи, когда взламывают страницу жертвы или создают поддельную на ее имя, где размещают унизительный контент[1].
Поэтому так важно, что бы школьники знали как защитить себя в сети.
Практическая часть
Мною был разработан сайт на тему «Информационная безопасность», и размещен в Интернете по адресу: http://4school.hol.es.
Для разработки сайта, был использован хостинг hostinger.ru. Для перемещения по сайту использовалась панель навигации, в верхней части страницы. На сайте рассматривается понятие «Информационная безопасность».
Рис 1
Рассмотрены угрозы, которые подстерегают в Интернете.
Рис 2
Рис 3
Рис 4
Подробно рассмотрены правила безопасности и советы для родителей, как обезопасить своих детей от нежелательного воздействия.
Рис 5
Рис 6
Все у кого возникают вопросы могут задать их прямо не сайте.
,
Рис 7
Заключение
Да, прогресс не остановить... Одно можно сказать с уверенностью: интернет невероятно изменил нашу жизнь. Для некоторых интернет — это единственное средство общения. В интернете нас могут подстерегать множество опасностей, но зная правила техники безопасности, применяя их, можно избежать негативных последствий.
Но... пожалуйста — не заменяйте реальное общение — электронным (именно не заменяйте — дополнять, пожалуйста — но не заменять). Не забывайте что с вами может быть человек который любит вас в реале, а не за ваши фотки в интернете. Не забывайте о тех, кому нужна не виртуальная, а реальная помощь. И самое, наверное, главное — не переносите свою личную жизнь в интернет. Там ей не место! Помните, что интернет – это абсолютная коммуникация, но и абсолютная изоляция
Список литературы
Алексенцев А. И. Сущность и соотношение понятий "защита информации", "безопасность информации", "информационная безопасность" // Безопасность информационных технологий. – 1999. – № 1. – С. 44–47.
Белов Е. Б., Лось В. П. Основы информационной безопасности. – М. : Горячая линия : Телеком, 2006. – 544 с.
Васильева Т. Г. Законы информации. – М. : Амрита : Русь, 2002. – 320 с.
Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. М. Информационная безопасность и защита информации. – 3-е изд. – М. : Академия, 2008 – 336 с.
Интернет-ресурсы:
http://ligainternet.ru/
http://chopsarmat.ru/articles/informatsionnaya_bezopasnost_detey.html
Приложение 1
Анкета
Как часто вы пользуетесь Интернетом?
Каждый день
1-2 раза в неделю
Реже 1-2 раз в месяц
Сколько времени вы проводите в Интернете в будние дни?
1-2 часа в день
3-5 часов в день
5-8 часов в день
Живу в Интернете
Сколько времени вы проводите в Интернете в выходные дни?
1-2 часа в день
3-5 часов в день
5-8 часов в день
Живу в Интернете
Что вы делаете в Интернете?
Поиск информации
Онлайн игры
Писк новых знакомых
Пользование образовательными порталами
Создание сайтов
Насколько уверенным пользователем вы себя чувствуете?
Очень уверенным
Не очень уверенным
Совсем неуверенным
Затрудняюсь ответить
Ты выходишь в Интернет:
Самостоятельно
Самостоятельно, но под контролем родителей
Вместе с родителями
7. Что такое спам?
Острая ветчина
Массовая рассылка электронных сообщений коммерческого или некоммерческого содержания
Потеря личных данных
Умеете ли вы блокировать сообщения от кого-либо?
Да
Нет
Умеете ли вы изменять настройки профиля в социальной сети?
Да
Нет
Знаете ли вы, что такое сайты-подделки?
Да
b. Нет
Знаете ли вы, какие сайты таят опасность?
Да
Нет
Приложение 2
Результаты анкетирования
Диаграмма1
Диаграмма 2
Диаграмма 3