мечтать, то можешь и
воплотить свои мечты в жизнь.
Уолт Дисней
Введение.
Актуальность.
Все дети и большая часть взрослых любят мультфильмы. Мультфильмы находят в сердцах людей большой отклик, вызывают живой интерес. Дети всегда сопереживают персонажам мультфильмов, которые в свою очередь учат их таким качествам, как добро, сострадание и дружба. На сегодняшний день существует огромное количество мультипликационных фильмов, разобраться в котором совсем не просто.
Тема проекта: «Что такое мультфильм?».
Объект исследования: мультипликационные фильмы.
Цель исследования:
Выяснить, что такое мультфильм, какие бывают мультфильмы и способы их создания.
Задачи исследования:
Изучить, какие бывают категории мультфильмов, их виды по способу создания, основные этапы становления мультипликации.
Выяснить, какие существуют способы создания мультфильмов своими руками.
Самостоятельно создать мультфильм.
Сделать выводы по работе.
Методы исследования:
Изучение и анализ источников информации по данной теме.
Систематизация собственного опыта участия в создании мультфильма.
Практический – самостоятельное создание мультфильма.
План работы:
Изучить источники информации по теме.
Проанализировать полученную информацию.
Определение цели и задач.
Выбор методик исследования.
Оформление теоретической части работы.
Анализ собственного опыта участия в создании мультфильма.
Самостоятельное изготовление мультфильма.
Формулирование выводов по результатам работы.
Презентация и защита проекта.
Подготовительный этап.
Мультфильм – что это?
В разных толковых словарях («Новый словарь русского языка» Ефремовой Т.Ф., «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова) слово «мультфильм» характеризуется одинаково.
Мультфильм – это мультипликационный фильм.
Следовательно, нужно узнать, что такое мультипликация.
Толковый словарь Ожегова: мультипликация – киносъёмка рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения, а также фильм, полученный такой съёмкой.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка: мультипликация – киносъёмка последовательных фаз движения рисованных или объемных фигур, в результате которой при показе на экране у зрителя создается иллюзия их движения; фильм, сделанный посредством такой съемки.
Слова «Мультипликация» и «Анимация» в современном русском языке нередко используются в качестве синонимов, несмотря на их различное происхождение и значение. В интернет-энциклопедии «Википедия» даны следующие определения.
Мультипликация (от лат. multiplication – умножение, увеличение, разрастание, размножение) – технические приемы получения движущихся изображений.
Анимация (от фр. animation) – оживление, одушевление.
Основные этапы становления мультипликации.
Когда появились первые мультфильмы, точно не известно. С давних времен люди пытались «оживить рисунки». Впервые анимация, то есть оживление картинок, появилась в 1 веке. Потом в Китае появились теневые представления. Они очень были похожи на будущие мультики.
В XV веке появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свернутые в рулон, а затем мгновенно разворачивающиеся, эти книжки создавали иллюзия оживших рисунков.
В 1646 году монах Киршер сконструировал «волшебный фонарь». Этот прибор высвечивал изображение на прозрачном стекле. С тех пор на протяжении веков такие приборы усовершенствовались, и изобретались разные способы демонстрации изображений.
Все изменилось с изобретением кинокамеры. Братья Люмьер в 1895 г. разработали конструкцию киноаппарата для съемки и проекции движущихся фотографий. В 1898 г. Джеймс Стюарт Блэктон и Альберт Э. Смит сняли первый кукольный фильм "Цирк лилипутов". Они использовали деревянные игрушки. Джеймса Блэктона называют отцом американской мультипликации.
Новая эра в развитии мультипликации началась с момента основания студии Уолта Диснея. 1928 год - Рождение Мышонка Микки Мауса, самого популярного рисованного персонажа в истории анимационного кино.
Первым русским мультипликатором был Александр Ширяев создавший в 1906 году первый отечественный кукольный мультфильм, в котором изображены 12 танцующих фигурок на фоне неподвижных декораций.
В 1935 году была основана студия «Союзмультфильм», на которой были сняты лучшие советские мультфильмы. В период с 40-ых по 60-ые годы в истории советской мультипликации появилось много ярких имен и их известных работ. Это мультфильмы: «Шайбу, шайбу» Бориса Дежкина, «Золотая антилопа» и «Снежная королева» Льва Атаманова и появившийся позднее «Кто сказал «Мяу» Владимира Дегтярева. Все эти работы можно по праву назвать классикой советской мультипликации.
Виды мультфильмов.
Все существующие мультфильмы делятся на несколько категорий.
Современные и несовременные.
Отечественные и зарубежные.
По типу аудитории мультфильмы бывают:
Взрослые.
Детские.
Для всей семьи.
По продолжительности:
Полнометражные – около 60 минут и более.
Короткометражные – менее 1 часа (5-10 минут, 20-25 минут и т.п.).
По способу создания:
Художник рисует на прозрачной пленке или кальке отдельные сцены. Эти сцены располагаются последовательно и объединяются в монтажной программе. Такая анимация выглядит очень естественно и интересно. Также она очень дорогая по причине того, что все делается вручную, и долгого срока изготовления мультфильма. Примером такой анимации могут послужить мультфильмы студий «Дисней» и «Союзмультфильм» (Приложение 1 Рис. 1).
Художник-мультипликатор рисует масляными красками по стеклу. Полученная картинка снимается, таким образом получается один кадр мультфильма, художник делает следующие мазки кистью – следующий кадр. И так далее. Ярким примером такой анимации является произведение Александра Петрова "Старик и море", которое было удостоено премией "Оскар" (Приложение 1 Рис. 3).
Старинный вид анимации. Все куклы и декорации в кукольной анимации изготавливаются вручную, что делает ее такой же дорогой, как и классическая анимация. Тем не менее, такой вид анимации очень популярен даже сегодня (несмотря на распространение компьютерной 3D анимации). Одним из лучших считается советский мультфильм «38 попугаев» (Приложение 1 Рис. 4).
В данном виде анимации объекты для съемки лепятся из пластилина. Пластилиновая анимация вышла из кукольной анимации и стала популярной в России после появления мультфильмов "Падал прошлогодний снег" режиссера Александра Татарского(Приложение 1 Рис. 5).
6. Компьютерная 2D анимация.
Такой вид анимации, в котором изготовление мультфильмов происходит при помощи специальных компьютерных программ. В настоящее время компьютерной 2D анимацией занимаются почти все студии. Именно такую анимацию мы видим сегодня в сериалах по телевизору, в интернете и т. д. Кадр из анимационного сериала "Симпсоны" (Приложение 1 Рис. 6).
7. Компьютерная 3D анимация.3D анимация - вид мультипликации, созданный на базе компьютерных 3D программ. Это самый молодой и самый перспективный вид анимации. С развитием компьютерных технологий стало возможным не только рисовать графику и анимацию в двухмерной плоскости (2D анимация), но и оживлять трехмерные формы. Технология эта очень сложная. Сначала рисуются модели героев, по этим рисункам создают трехмерную геометрию модели. Аниматоры получают подготовленную модель для движений и начинают ее оживлять. Чем лучше подготовлена модель, тем ее движения получаются естественнее и пластичнее (Приложение 1 Рис. 7).
Основной этап.
Анкетирование.
В начале своей работы я решила выяснить, что мои друзья и одноклассники знают о мультфильмах, какие мультфильмы им нравятся, и хотели бы они создать свой мультфильм.
Для этого я составила анкету и попросила ребят ответить на следующие вопросы.
Вопросы анкеты:
Смотришь ли ты мультфильмы?
Какие мультфильмы тебе нравятся?
Какой твой любимый мультфильм?
Знаешь ли ты, каким способом он создан?
рисованный;
кукольный;
пластилиновый;
рисование на стекле;
методом 2D;
методом 3D.
Хотел бы ты сам создать мультфильм?
Если ДА, то каких знаний тебе для этого не хватает?
Результаты анкетирования показали следующее:
Все ребята любят смотреть мультфильмы.
Их любимые мультфильмы – это современные компьютерные фильмы, снятые методом 2D и 3D. Некоторые ребята не знают таких названий, я сделала выводы исходя из названий мультфильмов.
Многие ребята хотели бы создать свой мультфильм, но не знают, как это сделать.
Способы создания мультфильмов своими руками.
В Интернете много статей и обучающего видео на тему самостоятельного создания мультфильмов. Оказывается, много людей занимается съемкой собственных мультфильмов, и они готовы обучать этому всех желающих.
Для создания мультфильма, анимации, существует несколько разных способов. Самый простой способ - это покадровая съёмка, последовательная фотосъёмка изменяющегося положения любых стационарных объектов.
Это может быть что угодно - пластилиновая кукла, герои из конструктора LEGO, аппликация или коллаж из любых подручных материалов, рисунки на бумаге и так далее.
Для этого необходима хорошая камера с разрешением HD , обязательно со штативом и несколько приборов освещения, которые помогут создать качественную подсветку всего происходящего.
Создатель в соответствии с сюжетом изменяет положение или состояние объектов, которые были выбраны для анимации и фотографирует каждый отдельный «кадр». Все кадры в дальнейшем объединяются в выбранной компьютерной программе (Windows Movie Maker, Киностудия Windows live и др.), накладывается звуковой ряд, музыка или озвучивание текстом, и мультфильм готов.
Создание компьютерной анимации основано практически на тех же принципах - создание последовательности изменяемых изображений - только в этом случае последовательность кадров создаётся с помощью специальных программ, которых существует довольно много, от самых простейших, до профессиональных, например, iStopMotion, Anime Studio Pro и др.
2.3 Мое участие в создании мультфильма.
Когда мне было шесть лет, я занималась в детской студии анимации «Мультики своими руками». Вместе с другими ребятами я участвовала в создании мультфильма «Супергерой и Скуби-Ду спешат на помощь». Этот процесс занял несколько месяцев.
Сначала мы работали над идеей, придумывали сюжет, характеры героев, костюмы. Каждый из ребят мог внести что-то от себя, предложить свой вариант развития событий, добавить героям те или иные черты. Мы фантазировали на тему Скуби-Ду, героя известного мультсериала. В друзья ему мы взяли выдуманного нами Супер героя.
Далее шла подготовка декораций и героев. Мы нарисовали деревья, дом, «актеров» и все необходимые для передачи сюжета предметы.
После этого началась съемка. Мы выкладывали элементы декораций и фигурки героев на больших листах в нужном порядке, фотографировали их, потом перекладывали или накладывали друг на друга так, как этого требовал сюжет, и опять фотографировали. Это долгая и кропотливая работа.
После этого наш руководитель объединил все кадры в специальной программе и наложил звуковой ряд.
Таким образом, у нас получился мультфильм «Супер герой и Скуби-Ду спешат на помощь. Я хочу представить его Вашему вниманию (Приложение 3).
.
Изготовление мультфильма своими руками.
После того, как я узнала, что при создании мультфильма можно пользоваться не только рисованными изображениями героев и декораций, но и предметами (куклами, слепленными из пластилина фигурками, деталями конструктора и т.п.), я решила попробовать сделать мультфильм самостоятельно.
Я большая поклонница конструктора LEGO FRIENDS, у меня дома много наборов этого конструктора. Среди его деталей есть фигурки юношей и девушек, их я и решила использовать для создания мультипликации.
В конструкторе у меня нашлись декорации для изображения концертного зала и сцены. Сюжетом фильма стало исполнение творческим дуэтом песни, передвижение актеров по сцене и движения певцов.
Я подготовила рабочее место и установила освещение (Приложение 2 Фото 1).
Я установила основные декорации: концертный автобус и сцену (Приложение 2 Фото 2).
Затем я установила дополнительные декорации (Приложение 2 Фото 3).
После этого я ввела в героев – фигурки юношей и девушки (Приложение 2 Фото 4).
На рабочем столе я установила штатив и зафиксировала на нем телефон со встроенной камерой (Приложение 2 Фото 5,6).
Затем я приступила к фотосъемке (Приложение 2 Фото 7). Я делала кадр, чуть-чуть передвигала героев и опять делала кадр. Так я отсняла 120 кадров.
После этого мама помогла мне объединить все отснятые материалы в программе Киностудия Widows Live. Продолжительностью каждого кадра мы взяли минимальное время, предлагаемое этой программой – 1 секунду. Для минутного мультфильма было взято 60 кадров. Наложили звуковой ряд – песню моей любимой группы «Время и стекло». Таким образом, у нас получился анимационный музыкальный клип.
Представляю его Вашему вниманию (Приложение 3).
Заключительный этап.
Самооценка.
Таким образом, при работе над проектом, я узнала:
что такое мультфильм;
какие существуют категории мультфильмов;
какие бывают виды мультфильмов по способу создания.
Я изучила:
основные этапы развития мультипликации;
простейшие способы создания мультфильма своими руками.
Я провела
анкетирование своих друзей и знакомых на тему «Что вы знаете о мультфильмах?».
Я проанализировала:
результаты анкетирования и сделала выводы;
свой опыт участия в создании мультфильма в составе судии «Мультики своими руками.
Я создала
мультфильм самостоятельно.
3.2 Выводы.
В результате я сделала следующие выводы:
1. Мультипликация – это древнее и интересное искусство.
2. Для разных групп людей предназначены разные категории мультфильмов.
3. Существует несколько видов мультфильмов по способу создания. Каждый из них, по своему, интересен. Отходят в прошлое мультфильмы, сделанные без использования компьютерных технологий, по причине их трудоемкости, дороговизны и длительного времени создания. На современном этапе для широкого зрителя создаются компьютерные мультфильмы в технологии 2D и 3D .
4. Дети любят смотреть разные, но, по большей части, современные мультфильмы.
5. Сделать мультфильм своими руками возможно. Для этого требуется фантазия, трудолюбие, терпение и большое желание. Я хочу дальше совершенствовать свои умения в создании мультфильма и освоить для этого специальные компьютерные программы, которые дадут мне больше возможностей.
Библиографический список:
«Вред и польза мультиков» Л.Г.Евстигнеева.
«О нашем «Союзмультфильме», Г. Бородин, 2005
Материалы из Википедии — интернет-энциклопедии.
Статьи из Интернета.
Приложение 1 «Виды мультфильмов по способу создания»
Рисунок 1
Кадр из мультфильма «Белоснежка и семь гномов» студии «Дисней».
Рисунок 2
Кадр из мультфильма «Ежик в тумане» режиссера Юрия Норштейна.
Приложение 1 «Виды мультфильмов по способу создания» (продолжение)
Рисунок 3
Кадр из анимационного фильма «Старик и море» режиссера Александра Петрова.
Рисунок 4
Кадр из мультфильма «38 попугаев» режиссера Ивана Уфимцева.
Приложение 1 «Виды мультфильмов по способу создания» (продолжение)
Рисунок 5
Кадриз мультфильма «Падал прошлогодний снег» режиссера А.Татарского.Рисунок 6
Кадр из анимационного сериала «Симпсоны».
Приложение 1 «Виды мультфильмов по способу создания» (продолжение)
Рисунок 7
Приложение 2 «Как я создавала мультфильм»
Фотография 1
Фотография 2
Приложение 2 «Как я создавала мультфильм» (продолжение)
Фотография 3
Фотография 4
Приложение 2 «Как я создавала мультфильм» (продолжение)
Фотография 5 Фотография 6
Фотография 7
Приложение 3 «Как я создавала мультфильм»
Мультфильм «Супергерой и Скуби-Ду спешат на помощь»
https://youtu.be/B0Bjaum22Fg
Мультфильм «Песня 404»
https://youtu.be/NdwaoLjYwCQ