КОНЦЕПТ "ENVIRONMENT" В АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КОНЦЕПТ "ENVIRONMENT" В АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Орлова Е.Р. 1
1МОУ гимназия №9 Кировского района г. Волгоград
Гречко С.Ю. 1
1МОУ гимназия № 9 г. Волгограда
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В современном обществе экологические проблемы приобретают большое значение, с каждым днем занимая все более важное место в жизни людей. Проблема предотвращения экологической катастрофы и сохранения естественной среды обитания человека – биосферы вошла в ряд глобальных проблем человечества, решается она и в локальном, и в региональном, и в глобальном масштабе. Этим объясняется то, что экологическая тематика и проблематика затрагиваются в различных типах текста, а такие ключевые экологические термины, как, например, экологическая безопасность, экологический риск, загрязнение окружающей среды, экологическая катастрофа приобретают статус не просто терминов, а терминов-концептов [6, с. 230].

Концепт — это содержание понятия, т. е. смысл слова, сгусток культуры в сознании, основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Концепты возникают в сознании человека не только на основе словарных значений слов, но и на основе личного и народного культурно-исторического опыта, и чем богаче этот опыт, тем шире границы концепта.

В ХХ в., в связи с загрязнением окружающей среды и усилившимся воздействием человека на природу, концепт «environment» приобрел особое значение. Воздействие человека на окружающую среду становится всё более ощутимым, причём особенно резко оно усилилось в условиях современной научно-технической революции. В разной степени изменению подверглись все природные компоненты окружающей среды. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит к перестройке сложившейся структуры природно-территориальных комплексов. Эти экологические изменения отражаются и в языке. Появляются понятия, характеризующие процессы, которые происходят в окружающей среде в результате хозяйственной деятельности человека- экологические неологизмы.

Как показывают наблюдения, понятие «environment» в лингвокультурологии является одним из наименее изученных и однозначно определенных, в то время как его значимость и ценность достаточно высоки. В силу того, что активный интерес к окружающей среде возник у человека лишь в начале XX века, когда проблема ее загрязнения и сохранения стала острой, концепт «environment» состоит в основном из понятий, относительно недавно появившихся в языке. Поэтому представляется целесообразным попытаться определить понятийный, образный и ценностной компоненты концепта «environment», а также рассмотреть способы вербализации данного концепта на примере экологических новообразований.

МОУ Гимназия № 9 участвует в международном проекте «Global Scholars». В процессе общения в рамках проекта школьники разных стран обсуждают различные проблемы общества, в том числе и проблемы состояния экологии в мире. Для того чтобы сделать общение наиболее эффективным и понятным, необходимо изучение способов вербализации концепта «environment» в английском языке.

Также, 5 января 2016 года президент РФ подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году». Цели тематического года: привлечь внимание граждан к проблемам экологии, обезопасить существующие экосистемы, сохранить многообразие биологических видов. В то же время Волгоград является одним из тех городов России, в котором существует неблагоприятная экологическая обстановка. Экология города требует оперативного внедрения новых программ, направленных на улучшение экологической ситуации. В частности, разработаны и успешно реализуется долгосрочная целевая программы: «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Волгоградской области», «Чистый Волгоград», «Озеленение Волгограда» на 2012-2018 годы.

Этими обстоятельствами и объясняется выбор темы и объекта исследования.

Целью исследования является изучение способов вербализации концепта «environment» в английском языке.

В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:

1. Определить понятийный компонент концепта «environment» в английской лингвокультуре.

2. Определить ценностной и образный компоненты концепта «environment», рассматривая примеры экологической рекламы и интернет-блогов, посвященных проблемам экологии, а так же фильмов об экологических катастрофах.

3. Изучить особенности понимания концепта «environment» жителями других стран мира в рамках программы «Global Scholars» путём опроса, проанализировать, обобщить полученные данные.

4. Составить выборку английских экологических терминов, выделить определенные тематические группы, на которые можно разделить изучаемую лексику. Составить словарь экологических неологизмов.

Объектом является концепт «environment», а также английская экологическая терминология, описываемые лингвистическими средствами английского языка.

Актуальность: для понимания культурной специфики языка необходимо прежде всего проанализировать основные ценностные ориентиры, к числу которых, бесспорно, относится и «environment». Изучение проблемы поможет людям разных стран объединить свои усилия в борьбе за сохранение окружающей среды.

Методы исследования: семантический анализ английских лексических единиц, анализ, систематизация, классификация научной информации и практического материала, социологический опрос.

Гипотеза: Человеку в процессе коммуникации требуется новое слово, которое выражает его коммуникативное намерение в момент речи. Тогда и появляются новообразования, в частности,- экологические. Велики ли шансы для закрепления их в языке, в силу узкого спектра ситуаций и небольшого количества людей, использующих их? Экологические неологизмы имеют шансы закрепиться в языке благодаря жизнеспособности самих объектов действительности, которые они представляют.

Я видел сон... не все в нем было сном.Погасло солнце светлое - и звездыСкиталися без цели, без лучей

В пространстве вечном; льдистая земляНосилась слепо в воздухе безлунном.Час утра наставал и проходил,Но дня не приводил он за собою...И люди - в ужасе беды великойЗабыли страсти прежние...

© Darkness

(by Lord Byron)

1788-1824

перевод И.С. Тургенева(1818-1883)

Глава 1. Понятийный компонент концепта «environment»в английской лингвокультуре

1.1. Определение понятия «концепт» и способы его описания

«Концепты – это ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта. Типизируемость этих единиц закрепляет представления в виде различных стереотипов, их осознаваемость дает возможность передать информацию о них другим людям, их значимость закрепляет в индивидуальном и коллективном опыте важные (и поэтому эмоционально переживаемые) характеристики действительности. Эти характеристики концептов представляют собой их образно-перцептивную, понятийную и ценностную стороны.» [1, с. 8]

Основные характеристики лингвокультурного концепта могут быть выявлены только при комплексном его изучении. В своих работах В. И. Карасик определяет концепт как «многомерное (как минимум трехмерное) ментальное образование, имеющее три важнейших измерения - образ­ное, понятийное, ценностное» [2, c.5]. Эта модель взаимодействующих способов по­знания послужит основой построения топологии концепта «environment» в английском языке.

Понятийный компонент включает в себя языковую фиксацию концепта, его описание, признаковую структуру, дефиницию, «сопоставительные характеристики данного концепта по отношению к тому или иному ряду концептов, которые никогда не существуют изолированно, их важнейшее качество - голографическая встроенность в систему нашего опыта» [3, с.6]. Понятие как одна из составляющих концепта является отправной точкой в его изучении.

Понятийный компонент представляет собой совокупность сведений, фактов об объекте, которая служит основой для образования концепта. Понятие – это “целостная совокупность суждений (…), в которых что-либо утверждается об отличительных признаках исследуемого объекта, ядром которой являются суждения о наиболее общих и в то же время существенных признаках этого объекта. (…) Понятие – это итог познания предмета, явления” [4, с.720].

Концептосфера английского языка, как и любое другое явление такого же порядка, не остается без изменений. Она динамична, и время от времени пополняется новыми концептами. В частности, это касается и многослойного концепта «environment», который, в связи с увеличением интереса к защите окружающей среды, приобретает целый пласт новых составляющих.

Насколько же важен концепт «environment» и что в общем смысле он в себя включает?

1.2. Изучение словарных статей в англоязычных словарях

Исследование понятийной составляющей содержательной структуры концепта «environment» с точки зрения его воспроизведения в современном английском языке выполнялось с применением метода дефиниционного анализа существительных, прилагательных и глаголов, в семантике которых присутствуют соответствующие маркеры. Рассмотрены словарные статьи различных англоязычных толковых словарей.

Англоязычные толковые словари:

  1. окружение; среда.[ER,RED, 1983]

Environment (n):

  1. Surroundings, circumstances, influences (Окрестности, обстоятельства, влияние)[OSDCE, 1984]

  2. environment: surrounding or associated matters that influence or modify a course of development (окрестности или связанные с ними предметы, которые влияют или меняют ход развития чего-л.)syn. Ambience, ambient, atmosphere, climate, medium, milieu, mise-en-scene, surroundings (син. окружение, внешняя среда, атмосфера, климат, условия, окружающая среда, окружающая обстановка, окружение) [MWCT, 1993]

IV. 1. The conditions in which you live, work, etc; (Условия, в которых Вы живете, работаете и т.д.)

2. The environment the natural world, eg land, air, water, etc in which people, animals and plants live (природный мир, например земля, воздух, вода, и т.д. среди которых люди, животные и растения существуют)[OWD, 1998]

V. [COUNTABLE] the place in which people live and work, including all the physical conditions that affect them ([ИСЧИСЛЯЕМОЕ] обстановка, в которой люди живут и работают, включая все физические обстоятельства, которые влияют на людей)

  1. the conditions and influences in which people carry on a particular activity (условия и факторы, в которых люди продолжают заниматься определенной деятельностью)

  2. the system that a computer or computer program operates in (система, в которой компьютер или компьютерная программа работает)

2. the environment the natural world, including the land, water, air, plants, and animals, especially considered as something that is affected by human activity (природный мир, включающий в себя сушу, воду, воздух, растения и животных, главным образом рассматриваемый как то, на что может повлиять деятельность человека)[MEDAL, 2002]

VI. 1. conditions of the place where you are (обстоятельства места, в котором Вы находитесь)

  1. the environment the natural world (природный мир) [OCDSE, 2002]

  1. 1. the environment the land, water; and air that people, animals and plants live in (земля, вода и воздух среди которых люди, животные и растения живут)

  1. the people and things around you that affect your life (люди и вещи вокруг Вас, которые влияют на Вашу жизнь) [LASD, 2004]

  1. 1. The environment the air, water, and land on Earth, which can be harmed by man’s activities (воздух, вода, и суша на Земле, которые могут пострадать из-за человеческой деятельности)

  1. The people and things that are around you in your life, for example the buildings you use, the people you live or work with, and the general situation you are in (люди и вещи в Вашей жизни, которые окружают Вас, к примеру используемые Вами здание, живущие либо работающие с Вами люди, и общая ситуация, в которой Вы находитесь)

  2. The natural features of a place, for example its weather, the type of land it has, and the type of plants that grow in it (природные особенности места, например погода, рельеф и виды растущих на этой территории растений)[LED, 2006]

  1. Environment: Environmental adj; environmentalist n; environmentally adv. [LED, 2006]

  2. 1. the air, land, and water where people, animals, and plants live (земля, воздух, вода, и т.д. среди которых люди, животные и растения существуют)

2. the situation that you live or work in, and how it influences how you feel (обстановка, в которой Вы живете или работаете, и как это влияет на Ваше состояние)[CLD,2011]

  1. noun, surroundings, atmosphere; climate, habitat, setting, situation, status, surroundings, ambiance, aura, backdrop, background, circumstances, conditions, context, domain, element, encompassment, entourage, hood, jungle, locale, medium, milieu, neighborhood, purlieus, scene, scenery, terrain, territory, turf, zoo, neck of the woods, stomping ground

noun earth's system of natural resources; atmosphere, ecosystem, biosphere, environs, Gaia, ecosphere [10]

Вывод: Проведенный нами анализ словарей английского языка позволяет сделать вывод о том, что с течением времени вербализация концепта «environment» расширялась: от «окрестности, обстоятельства места, в котором Вы находитесь» в 1993 году; «природный мир, например земля, воздух, вода, и т.д. среди которых люди, животные и растения существуют» в 1998 году; «природный мир, включающий в себя сушу, воду, воздух, растения и животных, главным образом рассматриваемый как то, на что может повлиять деятельность человека» в 2002; «люди и вещи вокруг Вас, которые влияют на Вашу жизнь» в 2004; «воздух, вода, и суша на Земле, которые могут пострадать из-за человеческой деятельности; люди и вещи в Вашей жизни, которые окружают Вас, к примеру используемые Вами здание» в 2006 , «обстановка, в которой Вы живете или работаете, и как это влияет на Ваше состояние» в 2011. От простого определения «окрестности», до понятия, включающего в себя взаимовлияние, взаимодействие человека и окружающей его живой среды, а, в дальнейшем, и не живой (здания).

Таким образом, семантическое содержание концепта «окружающая среда» в англоязычной лингвокультуре к 2011 году сформировалось как обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем, включая неживую природу, флору и фауну, и их взаимодействие с человеком (т.е. влияющих на него, и, одновременно, могущих пострадать из-за человеческой деятельности). Человек, являясь неотъемлемой частью окружающей среды, не может существовать параллельно и независимо, наоборот, он существенно изменяет окружающую среду в процессе ее хозяйственного освоения. В свою очередь, состояние окружающей среды влияет на здоровье и жизненные процессы человека. Нередко в понятие «окружающая среда» включают элементы, составляющие искусственную среду (жилые строения, промышленные предприятия и инженерные сооружения и проч.)[LED, 2006.]

1.3. Экологические неологизмы и перспективы использования их в английском языке

Актуальность концепта «environment» подтверждается важностью проблем экологии в современном мире и, в связи с этим, появлением неологизмов.

Лексика любого языка постоянно пополняется, обогащается, обновляется. Одни слова выходят из употребления, другие, наоборот, появляются, начинают активно использоваться носителями языка.

Лексический запас языка может обогащаться разными путями. Основным источником пополнения словарного запаса является образование новых лексических единиц на базе родного языка путем использования разных способов словообразования. Слова и словосочетания, созданные для обозначения новых явлений действительности, новых предметов или понятий, называются неологизмами (от греч. neos - новый и logos - слово). [5, с.1]

Причиной появления неологизмов является общественный и научно-технический прогресс. Признаком неологизма является абсолютная новизна слова для большинства носителей языка. Слово является неологизмом очень непродолжительное время. Как только слово начинает активно употребляться, оно теряет признак новизны и становится общеупотребительным.[8, с.10]

Состав неологизмов неоднороден по причинам своего появления, по своей устойчивости в языке, по частоте употребления, по дальнейшей судьбе, когда одни из них прочно входят в язык, а другие могут выйти из употребления через какой-то относительно короткий период времени.

В Приложении 3 данной работы приводится «Словарь экологических неологизмов», составленный нами путем выборки английских экологических терминов и содержащий переводы используемых в главе английских слов.

Рассмотрим наиболее распространенные в экологической тематике способы словообразования.

Аффиксальный. В почвоведении активно используется новый суффикс –sol (от латинского solum почва) для определения различных видов почв: aridisol, histosol, vertisol, hioxisol. Также имеют место суффиксы –ery: greenery; –ism: greenism; –ist: environmentalist.

Префиксальный. Основной источник префиксов – латинский, французский и греческий языки: acro-, bio-, xeno-, micro-, euro-, tele-, eco- и т. д. В частности, префикс eco-, в сфере экологии: eco-concious, eco-tourism, eco-refugee, eco-labelled, eco-freak; ecofriendly; ecoterrorism; ecowarriors, biodiversity.

Словосложение. Одним из наиболее распространенных способов словообразования в английском языке является словосложение. Процесс словосложения представляет собой слияние двух основ - омонимичных словоформ. Например, cruelty-free, , ozone-friendly.

Возрастает количество сложнопроизводных единиц. Основным продуктивным суффиксом является суффикс –er: tree-hugger, monkeywrencher.

Сокращение. Среди сокращений большое место занимают аббревиатуры и акронимы. Как правило, аббревиатуры произносятся по буквам. EQI (environmental quality index). Когда аббревиация встречается только на письме, она читается как полное слово. Новым является отсутствие точек после каждой буквы аббревиатур, что приближает их к акронимам. Акронимы произносятся как полные слова. Например: в сфере охраны окружающей среды: UNEP (United Nations Environmental Program).

Рассмотрев способы образования неологизмов, остановимся на причинах, вызвавших их появление.

Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда положительно изменяет на состояние экологии. Эти экологические изменения отражаются и в языке. Появляются понятия, характеризующие процессы, которые происходят в окружающей среде в результате хозяйственной деятельности человека (agroforestry, overfishing, bioregionalism, desertification).

Особенно серьёзную угрозу для окружающей среды представляет интенсивное развитие ряда ведущих отраслей энергетики и обрабатывающей промышленности (переработка нефти, ядерная энергетика, химическая промышленность, цветная металлургия и др.), химизация сельского хозяйства, рост автомобильного, водного и авиационного транспорта. Как следствие, в языке появляются понятия waste-to-energy facilities; materials-recovery facilities; fallout; strontium 90; bioweapon .

Активизация внимания к утилизации отходов жизнедеятельности человека обусловила появление новых наименований для профессии мусорщик (cantosser, garbage man, garbage collector, garbage compactor, garbitrageur); появляется целая наука, изучающая отходы жизнедеятельности человека (garbology); человека, занимающегося этой наукой, стали называть garbologist.

На рубеже XX-XXI веков становятся популярными общественно-политические движения, выступающие в защиту окружающей среды. Появляются наименования этих движений, которые тоже составляют содержание концепта «environment». Так, в семантической структуре слова «green» появился еще один лексикосемантический вариант (при этом ранее существовавшее значение сохранилось): 1) связанный с защитой окружающей среды; 2) представитель партии защитников окружающей среды.

Эти изменения в семантике слов послужили причиной появления целого класса двухкомпонентных неологизмов, в основе которых лежит перенос значения со свойства на субъект. Например, метонимический перенос признака на предмет: a green. Кроме этого, отмечены случаи образования новых устойчивых сочетаний по аналогии: the green revolution; green consumers; green party; green politics. В этих сочетаниях значение первого элемента уточняет значение целого словосочетания (компонент green предписывает свойство «иметь отношение к защите окружающей среды» всему словосочетанию). Проведем анализ неологизмов по степени их устойчивости в языке.

В процессе коммуникации, людям необходимы новые слова, которые могут выразить его коммуникативные намерения в момент речи. Благодаря этому, появляются такие новообразования, как ecotage; environmentalism; tree-huggers; monkeywrencher.

Данные новообразования неустойчивы, так как спектр ситуаций, в которых они используются узок, а количество людей, которые использует такие новообразования, зачастую очень мало. Слова, созданные для конкретной речевой ситуации недолговечны, так же, как и понятие, которое выражают.

Несмотря на это, морфологические неологизмы с префиксом eco-, имеют высокие шансы устояться в языке благодаря частому употреблению и способности к образованию новых словоформ. Также, к этой группе словоформ можно отнести и неологизмы с элементом -friendly: environmentally-friendly; ozone-friendly; ecofriendly.

Так, двухкомпонентные неологизмы, в составе которых есть слова garbage (garbage collector); green (green consumers); urban (urban greenways) закрепятся в языке в силу «ненавязчивости» понятия, так как первый компонент новообразований - это нейтральное слово, давно известное, и только в сочетании с другими словами языка появляется неологизм.

Еще одна группа новообразований, которая прочно войдет в лексику языка благодаря их краткости, емкости, точности и легкости воспроизведения - это аббревиатуры и акронимы (аббревиатуры EPA; акронимы OSHA, HAZMAT).

В заключение следует отметить, что экологические неологизмы имеют шансы закрепиться в языке благодаря жизнеспособности самих объектов действительности, которые они представляют.

Глава 2. Образный и ценностный компоненты концепта «environment». Особенности понимания концепта «environment»

участниками международной программы «GlobalScholars»

  1.  
    1. Понятие образного и ценностного компонента концепта

В.И. Карасик выделяет три компонента лингвокультурного концепта: ценностный, понятийный и образный. Понятийный компонент – это словесное оформление концепта, при его помощи концепт воспроизводится в речи, тогда как образный компонент не передается словесно, его можно только описать. Ценностный же компонент лингвокультурного концепта обусловлен тем, что при помощи концептов изучают культуру, а поскольку система ценностей является неотъемлемой частью культуры, то и концепт включает в себя ценностную составляющую, которая отличает его от других ментальных единиц (прототип, фрейм, сценарий, кластер и др.). [2, c.57]

Образный компонент концепта В. И.Карасик связывает с образным познанием, который представляет собой процесс образования наглядных чувственных представлений. Образный компонент включает в себя «зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, воспринимаемые обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти» [2, с.57].

По мнению Г. Г.Слышкина, в «образный компонент концепта входят все наивные представления, закрепленные в языке, внутренние формы слов, служащих выражению данного концепта, устойчивые мыслительные картинки (кит – это рыба, смерть – скелет с косой)» [7, c36]

Ценностный компонент В. И. Карасик считает основным. Он показывает важ­ность концепта, как для индивидуума, так и для коллектива: «Совокупность концептов, рассматриваемых в аспекте ценностей, образует ценностную картину мира. В этом сложном ментальном образовании выделяются наиболее существенные для данной культуры смыслы. Ценностные доминанты, совокупность которых и образует опреде­ленный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке» [2, с. 59].

Для анализа ценностного компонента концепта необходимо, как отмечает В.И. Карасик, рассмотреть те языковые высказывания, в которых дается выраженная оценка поведению человека, к числу которых относятся пословицы, афоризмы, в нашем случае - слоганы экологической рекламы и кинофильмы об экологических катастрофах.

  1.  
    1. Концепт «environment» в английской экологической рекламе

и зарубежных кинофильмах

Реклама, господствуя в СМИ, обладает огромными возможностями изменения общественных эталонов и принадлежит к очень небольшой группе институтов, оказывающих влияние на общество в целом. Как одна из форм психогенного воздействия, реклама играет важную роль в формировании определенных психологических и поведенческих стереотипов. Реклама способна не только создавать новые потребности, но и может влиять на формирование куда более сложных психических образований, таких как мировоззрение, эстетические вкусы, социальные ценности, стиль жизни, нравственные ценности и т. д. Таким образом, формируя ценностный и образный компоненты, в нашем случае,- концепта «environment».

При этом следует различать коммерческую и социальную рекламу. Коммерческая и социальная реклама преследуют различные цели, поэтому их эстетика тоже различна. Экологическая реклама является подвидом социальной рекламы, это новое направление, посвященное защите и охране окружающей среды.[12] История экологической социальной рекламы (и вообще социальной рекламы) началась в 1906 году, когда «Американская общественная ассоциация» организовала кампанию по защите Ниагарского водопада от вреда, который ему причиняли энергетические компании. Более сотни лет «зеленая» реклама воспитывает экологически сознательных людей, становясь все более яркой и выразительной.

Необходимость изучения медийной коммуникации и её взаимосвязи с общественно-политическими процессами сегодня очевидна. Так как основная функция средств массовой информации - создание определённого отношения к происходящему, то исследование концептуальной метафоры как средства формирования образа экологической ситуации в медийном экологическом дискурсе и создания у потребителей информации определённого отношения к окружающему миру и природным катастрофам приобретает высокую научную и гуманитарную ценность.[16]

Для изучения форм, методов, используемых экологических терминов, сделан перевод, изучены и включены в работу слоганы экологической рекламы, взятые с вебсайтов экологической тематики. (Приложение 1) (Приложение 2) [5]

В результате нашего анализа вышеуказанного материала можно сделать вывод о том, что ценностная сторона концепта «environment»заключается в признании окружающей среды важнейшим аспек­том жизни человека и вытекающей отсюда системы приоритетов его поведения. Экологическая реклама характеризуется эмоциональной насыщенностью и экспрессивностью. Она обращается к эмоциям, изображая экологические катастрофы и катаклизмы, что ждут человека в будущем как следствие его необдуманного и безответственного вмешательства в природные процессы. Кроме этого, авторы экологической рекламы часто прибегают к таким методам, как манипуляция и внушение. Поскольку экологическая реклама направлена на увеличение уровня информированности населения о проблемах окружающей среды, она использует разные виды стилистических средств и приемов, чтобы привлечь к себе внимание общества и побудить его к бережному отношению к окружающей среде. [14]

В рекламе часто используются повелительные, вопросительные и восклицательные предложения, метафоры («…горячая тема»), пословицы и поговорки («What Goes Around Comes Around»), превосходная степень («Frightening vs. More Frightening»), одушевление неодушевленных предметов («Plastic Bags Kill»). Также упоминается краткость временного промежутка для действий («Each Minute Counts»), информация об угрозе жизни человека («Air Pollution Kills 60.000 People A Year») и др.

Будучи ориентированной на широкий круг, экологическая реклама должна быть понятна всем и каждому. Поэтому в большинстве случаев она строится вокруг таких понятий как жизнь, благосостояние и здоровье человека, являющихся для каждого наибольшей ценностью.

Уроки природы: экологические катастрофы в кино:

Огромное количество фильмов, посвященных экологическим катастрофам, появившееся на экранах в последнее время, свидетельствует о том, насколько эта проблема волнует человечество, ведь нормальное существование, да и существование вообще, всего живого на Земле и самого человека, как вида, напрямую зависит от состояния экологии.

Рассмотрим капризы природы, показанные в кино, и проанализируем, сможем ли мы с ними столкнуться в ближайшем будущем, на примере 6 кинокартин, посвященных основным экологическим проблемам (Приложение 5).

Рассматривая приведённые примеры, мы можем сделать следующий вывод: На протяжении веков человеком двигал прогресс. Этот прогресс неизбежен, и направлен на создание комфортных условий для его существования. Однако, несмотря на все современные технологии, на значительную технику безопасности, пока мы не поймём, что именно в наших силах предотвратить последствия экологических катастроф, что именно мы являемся виновниками крупнейших аварий, именно из-за человеческого безразличия, алчности, жадности, жажды сэкономить наши потомки могут очутиться в крайне плачевной ситуации, где природные ресурсы исчерпаны, плодородной земли не останется, а наши моря и реки будут навеки утеряны в следствии загрязнений.

Приведённые аварии, не являются последними в своём роде, они лишь начало. Самый страшный враг человека, он сам. И пока мы не поймём, что в нашей компетенции сохранить зелёный вид нашего общего дома, мы продолжим осознанно создавать, не выносимые условия, своим же потомкам.

Фильмы из данной категории показывают насколько разрушительна деятельность человека для природы и экологии. Стремясь к вечному прогрессу, неконтролируемому потреблению ресурсов и достижению власти над природой люди тем самым уничтожают не только самих себя, но и всю планету.

Образность и реалистичность демонстрируемого на экранах дает понять человеку, что данные события возможны, тем самым побуждая его к действиям и подтверждая важность сохранения окружающей среды. Ценностная сторона концепта «environment» заключается в признании окружающей среды важнейшим аспектом жизни человека и вытекающей отсюда системы приоритетов его поведения (неравнодушное отношение к состоянию окружающей среды, ведение здорового образа жизни, бережное отношение к природным ресурсам, флоре и фауне, соблюдение правил пребывания на природе и др.).

2.3. Изучение особенностей понимания концепта «environment»

участниками международной программы «GlobalScholars»

Тот факт, что МОУ Гимназия № 9 участвует в международном проекте Global Scholars и имеет контакты с учениками школ разных стран, позволил провести социологический опрос учащихся США.

С учетом изученного материала, о котором говорилось выше, были подготовлены и направлены с помощью сервиса Survey Monkey анкеты (Приложение 4), что позволило провести опрос подростков в возрастных группах: 11-13 лет, 17-18 лет учебных заведений США и гимназии непосредственно. Также были опрошены люди от 19 до 65 лет. Всего в социологическом опросе участвовало 43 человека.

Его результаты представлены на диаграммах: (Приложение 6).

Результаты социологического опроса:

Проведенный анализ результатов социологического опросапоказывает, что наибольшее количество респондентов понимает концепт «environment», как все то, что окружает человека- воздух, земля и вода. Также в это понятие входят: животные, растения и люди, живущие на Земле. Респонденты считают, что всё, что происходит в окружающей среде, влияет на человека, потому что он живет в этом месте, и обязан подстраиваться под условия окружающей среды, т.е. стремиться к ее сохранению. 96% участников опроса считают экологическую рекламу необходимой, а её важность объясняют необходимостью лучшей осведомленности о проблемах окружающей среды и привлечения внимания людей к теме важности заботы о нашей планете. Также они обратили внимание на необходимость увеличения количества информации данного вида в средствах массовой информации. 100% опрашиваемых подтвердили влияние окружающей среды на их душевное и физическое состояние. Самым опасным последствием деятельности промышленных предприятий 70% респондентов считают загрязнение окружающей среды, а самыми известными организациями по защите окружающей среды считаются «Green Peace» и «World Wildlife Fund»1.

Заключение

Целью данной работы было изучение способов вербализации концепта «environment» в английском языке. Рассмотрев словарные статьи английских словарей, концепт «environment» в английских экологических рекламах и кинофильмах, и изучив особенности понимания концепта участниками опроса, мы пришли к следующим выводам:

  1. Семантическое содержание концепта «окружающая среда» в англоязычной лингвокультуре представляется как обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности.

  2. Проанализировав способы образования, причины и виды экологический неологизмов, проведя их классификацию, мы выяснили, что морфологические неологизмы с префиксом eco- и с элементом –friendly (environmentally-friendly, ozone-friendly, ecofriendly) имеют высокие шансы устояться в языке благодаря частому употреблению и способности к образованию новых словоформ.

  3. Еще одна группа новообразований, которая прочно войдет в лексику языка благодаря их краткости, емкости, точности и легкости воспроизведения - это аббревиатуры и акронимы (аббревиатуры EPA; акронимы OSHA, HAZMAT).

  4. Таким образом, экологические неологизмы имеют шансы закрепиться в языке благодаря жизнеспособности самих объектов действительности, которые они представляют.

Практическое применение:материалы данной работы будут использованы на занятиях участников международного проекта “Global Scholars”. Также запланировано выступление перед учениками МОУ гимназии № 9 в рамках экологической недели и в День Земли (12 апреля) по проекту школ ЮНЕСКО, к которым и относится указанная выше гимназия.

Список литературы

  1. Карасик В. И. Языковые ключи – Волгоград: «Парадигма», 2007.

  2. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

  3. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. – Волгоград – Архангельск: Перемена, 1996. – С. 3-16.

  4. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. – М.: Наука, 1975. – 720 с.

  5. Котелова Н. З. Неологизмы // Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1990. — С. 331.

  6. Руденко Н.С. Экологические термины-концепты: лингвокультурный аспект // Південний архів. Філологічні науки: Збірник наукових праць. Випуск ХХІV. – Херсон: Вид-во ХДУ, 2004. – С. 230-234

  7. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. – М.: Академия, 2000. – 128 с.

  8. http://www.ecoterica.com/ekologicheskaya-sotsialnaya-reklama-8.html

  9. http://www.lookatme.ru/flow/posts/film-radar/102083-uroki-prirody-ekologicheskie-katastrofy-v-kino

  10. http://dictionary.cambridge.org/dictionary/learner-english/

  11. United States now holds more oil reserves than Saudi Arabia, by Per Magnus Nysveen, July 4,2016// http://www.rystadenergy.com/NewsEvents/PressReleases/united-states-now-holds-more-oil-reserves-than-saudi-arabia

  12. https://sites.google.com/site/reclambox/ekologiceski-prodvinutaa-reklama/ekologiceskaa-reklama

  13. Thesaurus.com, Dictionary.com, LLC, 2016// http://www.thesaurus.com/

  14. http://zavantag.com/docs/2053/index-26480-1.html

  15. Кузнецова Н.В., Лебедева А. Н., Лингвистическая реализация концепта «Environment» в английском языке. (на примере экологических новообразований)//http://cyberleninka.ru/article/n/lingvisticheskaya-realizatsiya-kontsepta-environment-v-angliyskom-yazyke-na-primere-ekologicheskih-novoobrazovaniy#ixzz4VS3ZO8rY

  16. http://www.dissercat.com/content/metaforicheskaya-kontseptualizatsiya-prirodnykh-katastrof-v-ekologicheskom-diskurse-na-mater#ixzz4QuiYAdN3

Лексикографические источники

  1. [OSDCE, 1984] OXFORD Student’s Dictionary of Current English A.S.Hornby 1984.

  2. [OCDSE,2002] – OXFORD Collocations Dictionary for students of English, Oxford University Press, 2002

  3. [MWCT, 1993] – Merriam-Webster’s Collegiate Thesaurus, Inc. Springfield, Massachusetts, USA, 1993.

  4. [LED, 2006] – Longman Exam Dictionary, Pearson Longman, 2006.

  5. [OWD, 1998] – Oxford WORDPOWER Dictionary, Oxford University Press, 1998

  6. [ER,RED, 1983] – English-Russian, Russian-English Dictionary, Euramerica Translations, Inc., Katzner, Kenneth, Washington D.C. September 1983

  7. [CLD,2011] – Cambridge Learner's Dictionary, Cambridge University Press, 2011

  8. [MEDAL, 2002] – Macmillian English Dictionary for Advanced Learners, Macmillian Education, 2002

Приложение 12

1. Save Paper – Save The Planet (Сохранибумагу – спасипланету)

Advertising Agency: Saatchi & Saatchi, Copenhagen, Denmark

2. World Wide Fund For Nature: Frightening vs. More Frightening (Всемирный Фонд Дикой Природы: Ужасающее против Более ужасающего)

Advertising Agency: DDB&CO., Istanbul, Turkey

3. Deforestation Continues With The Turn Of A Page( Вырубка лесов продолжается с каждой страницей)

Advertising Agency: LINKSUS, Beijing, China

4. Air Pollution Kills 60.000 People A Year (Загрязнение воздуха приводит к 60.000 смертям в год)

Advertising Agency: unknown

5. Bird Conservation: If You Don’t Pick It Up They Will (Сохранение птиц: Если ты это не уберешь – они проглотят)

Advertising Agency: TBWAHuntLascaris, Johannesburg, South Africa

6. Every 60 Seconds a Species Dies Out. Each Minute Counts(Каждые 60 секунд исчезает редкий вид. Каждая минута на счету)

Advertising Agency: Scholz & Friends, Berlin, Germany

7. Global Action In The Interest of Animals: Plastic Bags Kill (В интересах животных: Пластиковые пакеты убивают)

Advertising Agency: BBDO Malaysia, MALAYSIA, Kuala Lumpur / Advertising Agency: Duval Guillaume, Belgium

8. Animal Anti-Cruelty League: That’s Not A Football (Лига «Нет Жестокости к Животным»: Это не футбол)

Advertising Agency: Lowe Bull, Cape Town, South Africa

9. What Goes Around Comes Around. Keep The Sea Clean (Как аукнется так и откликнется: Следи за чистотой моря)

Advertising Agency: JWT, Dubai, UAE

10. Sea Shepherd Conservation Society: When You See A Tuna, Think Panda Общество охраны морской фауны: Видишь тунца – думай о пандах) 11. Deforestation And The Air We Breathe: Before It’s Too Late (Вырубка лесов и Воздух, которым мы дышим: Пока не поздно) 12. Don’t Buy Exotic Animal Souvenirs (Не покупайте сувениры из экзотических животных)

Приложение 2.

19 Экологических слоганов, которые заставят Вас задуматься3

Вы когда-нибудь создавали эко-слоган? Я все думаю о тех особых словах, которые заставляют людей понять, что мы должны быть хорошими хозяевами своей планете, своему дому. Несмотря на это, в большинстве случаев по настоящему людей заставляют задумываться факты; они должны увидеть причиненный ущерб своими глазами.

Вернемся к теме. Я решил выбрать несколько самых лучших девизов, из тех что мне встречались с тех пор как я осознал, что мы должны изменить наш образ жизни, дабы сохранить и защитить наш родной дом – планету Земля. Нам не важно, собираетесь ли вы использовать эти фразы в листовках, баннерах или футболках, но мы были бы очень благодарны, если бы вы оставили комментарии со своими собственными девизами, чтобы мы дополнили свой лист.

Давайте начнем, ниже представлены 19 эко-слоганов, которые заставят вас задуматься.

1.Will Work for Trees. (Работаем ради деревьев).

2. Reduce, Reuse&Recycle. (Сокращай, Используй заново, Перерабатывай).

3. GreenforBikes. (Растения за Велосипеды).

4. It’sCoolto Be an Eco-school. (Это классно быть эко-классом).

5. Green. That’s how we’d like the world to be. (Зеленый. Именно такой, каким мы хотим видеть мир)

6. KicktheCO2 Habit. (Выдворим-ка углекислый газ).

7. Delivering Environmental Innovation Through Sustainable Practices. (Создаем экологические инновации через экологичную деятельность).

8. MeltingIce – AHotTopic! (Таящий лед – горячая тема!).

9. See Green, See Life. (Есть зелень, есть жизнь).

10. What Will Your Children Drink? (Что твои дети будут пить?).

11. What Will Your Children Breathe? (Чем твои дети будут дышать?).

12. Ignore It And It Will Go Away. (Сделай вид, что не замечаешь, и все пройдет).

13. Hear the Trees Falling?(Слышишь как падают деревья?).

14.Can You Hear the Eco? (Слышишь голос природы?*).

15.I Object to NOT Saving our Planet. (Я против НЕ сохранения окружающей среды).

16. What Would Nature Do? (Что бы сделала природа?).

17. Where Do You Think the Environment Is?. (А где по-твоему находится окружающая среда?).

18. Every Time History Repeats Itself the Price Goes Up. (Каждый раз, когда история повторятся, цены растут).

19.You Must Be the Change You Wish to See in the World. (Ты должен изменить себя так, как хотел бы изменить мир).

Приложение 3.

Словарь общеупотребительных экологических неологизмов

 

Слово

Перевод

 

Слова с префиксом eco-

a green

человек, связанный с защитой окружающей среды

agroforestry

повышение плодородности почвы за счет посадки деревьев

Aridisol

почва пустынь

AU(antitoxic unit)

Единица антитоксичности

BANS(biologically active nutrition supplements)

Биологически активные пищевые добавки

BAPMON(Background Air Pollution Monitoring Network)

Наблюдательская сеть фоновой загрязненной атмосферы

BEI (biological exposure index)

Биологический индекс экспозиции

BELLE(biological effects of low level)

Биологические последствия низкоуровневого лучевого воздействия

BER (biological equivalent of Roentgen)

Бэр (внесистемная единица ионизирующего излучения)

Bioch (biochemistry)

Биохимия, биохимический

biodiversity

Биологическое разнообразие

Biofilter

Сооружение для биологической очистки сточных вод

bioregionalism

философия жизни в гармонии с окружающей средой’

biosphere reserve

Ландшафтная единица, выделяемая с целью её сохранения, исследования (и/или мониторинга). Может включать абсолютно не тронутые хозяйственной деятельностью или мало изменённые экосистемы, нередко окружённые эксплуатируемыми землями

bioweapon

биологическое оружие

BOD(biochemical oxygen demand)

Биохимическая потребность в кислороде, БПК

BV(biological value)

Биологическая ценность

CA(controlled atmosphere)

Регулируемая атмосфера

CACGP(Commission of Atmospheric Chemistry)

Комиссия по атмосферной химии и глобальному загрязнению

CAFF(Conservation of Arctic Flora and Fauna)

Охрана арктической флоры и фауны, ОАФФ

Cantosser, garbage man, garbage collector, garbage compactor, garbitrageur

мусорщик

CBCC (chemical biological coordination)

Химико-биологический координационный центр

CCA(Caribbean Conservation Association)

Ассоциация сохранения природных ресурсов в зоне Карибского моря

CCE (Closed Controlled Environment)

Замкнутая контролируемая среда

CEHI (Caribbean Environmental Health Institute)

Институт охраны здоровья и окружающей среды в Карибском бассейне

CELSS(controlled ecological life support system)

Управляемая экологическая система жизнеобеспечения

CEPEX(Controlled Ecosystem Pollution Experiment)

Эксперимент по контролируемому загрязнению экосистем

CES(Centre for Environmental Studies)

Центр исследований окружающей среды

CIRED(International Research Centre on Environment and Development)

Международный исследовательский центр по проблемам окружающей среды и развития

Cybele

Экологически анонсированная флора, флористический список

desertification

прогрессирующее образование пустынь

EBA (extent of bioavailability)

Степень биологической доступности

ECDIN(Environmental Chemical Data and Information Network)

Информационная ситсема о химических продуктах, имеющих значение для окружающей среды, ИСХОС, страны ЕС

Ecoactivism

Деятельность, связанная с окружающей средой

Ecoactivist

Человек, активно участвующий в защите окружающей среды

ecoactivity

Борьба с загрязнением биосферы

ecoadventure

Экоприключение (путешествия по сохраняемым территориям, с минимальным вмешательством со стороны человека)

Eco-balance

Равновесие между использованием и восстановлением природных ресурсов, между процессами нарушения и восстановления нормальной экологической обстановки.

Ecobiomorphe

Экобиоморфа (совокупность растений, не обязательно родственных, но обитающих в сходных условиях среды и имеющих определённый тип приспособительной структуры и связанных с ней физиологических особенностей.)

Ecobiotic

Экобиотический (приспособленный к экологическим условиям)

Eco-catastrophe

Экологическая катастрофа (разрушение основных экосистем Земли)

Ecocentrism

Экоцентризм (воззрение, согласно которому природе во взаимодействии с человеком принадлежит доминирующая роль)

Ecocide

Экоцид (преднамеренное губительное воздействие на окружающую среду)

Eco-city

Эко-город (теоретический образец города будущего, в котором все бытовые и производственные процессы будут осуществляться по безотходному циклическому методу)

Ecoclimate

Экоклимат (климатические условия, непосредственно окружающие особь)

Ecoclimax

Экоклимакс, градиент экосистемы; клин адаптаций вида или сообщества к градиенту условий среды

Ecocline

Экоклин, градиент экосистемы (клин адаптаций вида или сообщества к градиенту условий среды)

Eco-concious

Заботящийся о природе

Ecodemography

Экодемография, экология населения

Ecodevelopment

Экоразвитие, экологически приемлемое развитие (которое наносит наименьшее негативное воздействие окружающей среде)

Ecoefficiency

Экоэффективность, эффективность природосбережения (сочетание экологической и экономической эффективности)

Ecoeponimics

Экоэпонимика

Eco-equity

Экосправедливость (справедливое распределение экологических ресурсов)

Ecofacism

Экофашизм (крайняя форма экоцентризма, при которой люди приносятся в жертву в интересах природы)

Ecofeminism

Экофеминизм (экологическое движение феминисток)

Ecofriendly

Экологичный (напр. проект), не оказывающий неблгоприятного воздействия на среду

Ecogenesis

Экогенез (1. Возникновение новых форм под влиянием среды 2. Происхождение экологических факторов 3. Развитие среды, генезис среды)

Ecogeography

Экогеография, география экосистем

Ecograph

Экологический график

Ecoid

Экоид (совокупность всех экологических факторов)

Eco-label(l)ing

Экомаркировка, экологическая маркировка (сведения об экологическом качестве продукта)

Ecolaw

Экологическое право

Ecological

Экологический

ecological world outlook

глубокое осознание жизненной необходимости сохранения общей для всего человечества среды жизни.

Ecologist

  1. Экологист (обычно представитель социальной экологии, нередко алармист)

  2. Эколог

Ecology

Экология (1. отрасль биологии, изучающая взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой 2. научная дисциплина, изучающая взаимосвязь между человеком и природой 3. комплекс дисциплин об антропогенном воздействии на окружающую среду)

Ecometry

Экометрия (количественное определение и оценка параметров природной среды с позиций полезности для биоты)

Eco-mindedness

Эко-сознание

Ecopathology

Экопатология

Ecophene

биол. Экофен

Ecophenotype

Экофенотип (признаки организма, обусловленные окружающей средой)

Ecopolitics

Экологическая политика (мероприятия, направленные на обеспечение экологической безопасности и рациональное природопользование)

Eco-refugee

Человек, который вынужден был покинуть свой дом из-за внезапных или длительных изменений в местной окружающей среде

Ecospecies

Эковид, экологический вид (вид, отличающийся от другого по различной приспособленности к условиям обитания)

Ecosphere

Экосфера (совокупность всего живого на Земле во взаимодействии с атмосферой, гидро- и литосферой)

Ecostandard

Экологические нормы, экостандарт

Ecostress

Экологический стресс

Ecosystem

Экосистема (основная экологическая система, включающая флору и фауну в их взаимодействии с окружающей средой)

Ecotage

Экологический саботаж (саботаж, организованный по экологическим причинам)

Eco-tax

Экологический налог, эконалог

Eco-taxation

Экологическое налогообложение

Ecoterrorism

умышленное масштабное загрязнение окружающей среды

Ecotoilet

Экологический туалет, экотуалет

Ecotone

Экотон (переходная зона между двумя биомами или другими сообществами, напр. в среде между пресной и соленой водами в устье реки)

Ecotop

Экотоп (местообитание биологического сообщества)

Eco-tourism

форма устойчивого туризма, сфокусированная на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий

Ecotoxicology

Экотоксикология (отрасль, изучающая последствия антропогенных воздействий на живые организмы на лабораторных моделях)

Ecotype

Экотип (1. генетическая вариация вида, адаптировавшегося к определенной окружающей среде 2. группа биотипов одного вида, характеризуящаяся определенной комбинацией аллелей)

Eco-warriors

Защитники окружающей среды

EE(ecological effiency)

Экологическая эффективность

EEA(European Environment Agency)

Европейское агентство по окружающей среде

EEB(European Environment Bureau)

Европейское бюро по окружающей среде

EEF (European Environment Foundation)

Европейский фонд окружающей среды

EERO(European Environment Research Organization)

Европейская научно-исследовательская организация по окружающей среде

EHC(environmental health criteria)

Критерии здоровья окружающей среды

EHO(environmental health officer)

Специалист по вопросам экологии человека

EIS (environmental impact statement)

Заявление о воздействии на окружающую среду

EMASAR( Programme for Ecological Management of Arid and Semi-Arid Rangelands)

Экологическое управление засушливыми и полузасушливыми пастбищными угодьями, ФАО

ENDA(Environment and National Development in Africa)

Окружающая среда и национальное развитие в Африке

endemic

местный вид, обитающий только в данном регионе и не живущий в других.

environmentalism

направление в науке, пропагандирующее защиту окружающей среды

environmentalist

учёный, занима́ющийся защи́той окружа́ющей среды́

environmentally-friendly

экологически чистый

EODIN(European Environmental Chemical Data and Information Network)

Общеевропейская информационная сеть по окружающей среде

EPA(Environment Protection Agency)

Агентство охраны окружающей среды, США

EPT(Environmental Policy and Technology)

Природоохранная политика и технология

EQI(environmental quality index)

Шкала качества окружающей среды

ERICAM (environmental risk international through capital markets)

Учет экологического риска через рынок капиталов

ETS (environmental tobacco smoke)

Табакокурение в помещениях

fallout

радиоактивные осадки

garbologist

человек, занимающийся гарбологией

garbology

наука, изучающая отходы жизнедеятельности человека как способ для понимания современного общества

GARP (Global Atmospheric Research Programme)

Программа исследований глобальных атмосферных процессов, ВМО

GAW (global atmospheric watch)

Глобальные наблюдения атмосферы

GCOS (Global Climate Observing System)

Глобальная система наблюдений за климатом

GEC (global environmental change)

Глобальные изменения окружающей среды

GEF(globalEnvironmentFacility)

Всемирный фонд по окружающей среде

GEMI (Global Environmental Management Initiative)

Всемирная инициатива по охране окружающей среды

GEP (good environmental practice)

Надлежащая экологическая практика

GIMPE( Global Investigation of Pollution in the Marine Environment)

Глобальное исследование проблем загрязненности морской среды

green consumers

люди, покупающие только те продукты, которые произведены без ущерба для окружающей среды

green party

партия «зеленых»

green politics

политика охраны окружающей среды

greenery

зелень, растительность

greenism

забота об охране окружающей среды

GTOS(Global Terrestrial Observing System)

Программа глобального наблюдения за сушей

HazDat(Hazardous Data)

Компьютерный банк данных о химически опасных соединениях и их воздействии на здоровье

HEBE (Human-Economics-Biota-Environment)

Система «Человек-Экономика-Биота-Среда»

hioxisol

тропические почвы

histosol

влажные почвы

IABO (International Association of Biological Oceanography)

Международная ассоциация биологической океанографии, МАБО

IAWPR (International Association on Water Pollution Research)

Международная ассоциация по исследованию загрязнения воды

ICE (International Centre for Environment)

Международный центр по окружающей среде, ООН

IEB (International Environmental Bureau)

Международное бюро по окружающей среде

IHHSF (International Habitat and Human Settlements Foundation)

Международный фонд среды обитания и населенных пунктов

IIED (International Institute for Environment and Development)

Международный институт по окружающей среде и развитию, МИОСР

INEM (International Network for Environmental Management)

Международная сеть по охране окружающей среды

  1. Landfill

помещение отходов под землю, в геологические выработки или глубочайшие впадины морского дна без возможности обратного извлечения.

LTER (Long-term Ecological Research Programme)

Программа длительных экологических исследований (США)

materials-recovery facilities

Предприятия, занимающиеся утилизацией отходов

monkeywrencher

фанатичный защитник окружающей среды

NEAP( National Environmental Action Programme)

Национальная программа действий по охране окружающей среды, НОПДООС

NIPCC (National Industrial Pollution Control Council)

Национальный совет по борьбе с загрязнением среды промышленными отходами

NPDES (National Pollution Discharge Elimination System)

Национальная система ликвидации загрязняющих стоков, США

Overfishing

сокращение числа рыбы в морях

ozone-friendly

озонобезопасный

Polluter

Источник загрязнения

Rad(radiation absorbed dose)

Рад (единица поглощенной дозы радиации)

relict

вид или сообщество, ранее в геологической истории широко распространённые, а теперь занимающие небольшие территории.

SACEP (South Asia Cooperative Environment Programme)

Совместная программа по окружающей среде стран Южной Азии

soil salinization

повышение содержания в почве легкорастворимых солей

TEGS-agreement (Toxic Effluent Guidelines Settlement Agreement)

Соглашение о контроле за выбросами токсичных веществ

the green revolution

«Зеленая» революция увеличение урожайности с/х культур

tree-huggers

активисты, срывающие коммерческие мероприятия, которые кажутся угрозой окружающей среде

UNCED (United Nations Conference on Environment and Development)

Конференция ООН по охране и развитию окружающей среды (Рио-де-Жанейро, 1992)

UNEP(United Nations Environmental Program)

Программа ООН по окружающей среде

urban greenways

необработанная земля для рекреационных целей около городов

vertisol

глиняные почвы

waste-to-energy facilities

Объект по переработке твердых отходов для получения из них энергии

WCED (World Commission on Environment and Development)

Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию

Приложение 4.

Анкета Environment&You

  1. Let's begin with the easy question. How old are you?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. What do you think is the meaning of «environment»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Do you think that the environment affects you? How?

  1. Yes 2) No______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Can you remember any environmental advertisement/ commercial? What was it about?

  1. Yes 2) No_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Do you think that environmental advertising is necessary?Why is it necessary?

  1. Yes 2) No______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Which terms are used in environmental ads for description eco-produce? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Which consequences of factories activities do you consider the most harmful?

1. Environmental pollution

2. Energy crisis

3. Global warming

4. Possibility of radiation contamination

5. Extinction of various

8. Which measures are taken to reduce harmful impact of the factories on the environment?

1. Creating treatment facilities

2. Creating and using alternative energy sources (such as solar panels, usage of wind and water energy etc)

3. Creating and using environmentally friendly produce

4. Creating natural preserves, improving endangered species hunting restrictions.5. Creating recycling factories

9. Because of aggravation of ecology on our planet, do you have any concerns about probability of ecological disasters?

  1. Yes 2) No

10. Name the organizations, trying to protect the environment

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 5

Проблема

Краткое содержание фильма

Реальность

Глобальное

потепление

«Послезавтра» (2004): Основной темой блокбастера стали последствия влияния глобального потепления на климатические условия Земли. Из-за таяния ледников в США началась вечная зима, в Токио пошел град, Канаду охватили смертельные торнадо. Американцы эвакуировались в Мексику, а астронавты наблюдали превращение северного полушария Земли в ледяную пустыню.

С начала XX века средняя температура Земли возросла на 0,7 °C. Официальной причиной повышения температуры признаны продукты человеческой деятельности и их выброс в атмосферу. Последствиями же глобального потепления являются повышение уровня Мирового океана, изменения в количестве и распределении осадков.

Энергетический

кризис

«Безумный Макс» (1979):боевик повествует о том, что могло бы произойти с планетой, если бы человечество продолжило потребление энергетических ресурсов, которые невозможно восстановить.

По данным компании Rystad Energy4 мировые запасы нефти составляют около 2,092 трлн. баррелей, в год добывается 30 млрд. баррелей необработанной нефти. Несмотря на то, что нефти хватит еще примерно на 40 лет, она является невозобновляемым ресурсом и может рано или поздно кончиться. [11]

Энергетические кризисы: в 1973 году закончился объявлением эмбарго на поставку нефти западным странам со стороны стран ОПЕК. В 2008 году кризис привел к резкому падению цен на нефть и подрывом мировой экономики.

Загрязнение окружающей

среды

«ВАЛЛ-И»(2008): В альтернативном будущем Земли, монопольная корпорация Buy 'n Large полностью контролирует сферу экономики. Количество неперерабатываемых отходов этой корпорации выросло настолько, что вся территория планеты была покрыта мусором. Человечество покинуло свою родную планету на кораблях этой же мегакорпорации и оставила на планете лишь роботов, запрограммированных на уборку мусора.

Твердые бытовые отходы составляют основную массу мусора на планете. Каждый год количество таких отходов увеличивается на 3%. Свалки бытовых отходов являются одним из источников опасности для природы. Во многих странах проблема переработки и утилизации отходов очень актуальна. Самыми опасными видами отходов являются индустриальные, которые могут уничтожать реки и загрязнять почву, и радиоактивные, для полной утилизации которых требуются тысячелетия.

Всемирный

потоп

«Водный мир» (1995): фильм повествует о последствиях таяния полярных льдов и исчезновения земли под водой. Люди перемещаются на больших кораблях и живут на небольших, искусственно созданных остатках суши. За валюту принят океанский ил, а авантюристы ищут легендарную затерянную землю.

Вполне вероятно, что земля полностью погрузится в воду, если человечество продолжит бесконтрольно тратить полезные ресурсы и загрязнять окружающую среду, а средняя температура воздуха достигнет 12°C.

Экологическое бесплодие

«История служанки» (1989) и «Дитя человеческое» (2006): В первой картине способность иметь детей связана с войнами и загрязнением воздуха, что в итоге привело к фашистскому устройству государств и скорому вымиранию человека, как биологического вида. В фильме же Альфонсо Куарона массовое бесплодие поразило всех.

для любого вида утрата способности к размножению означает исчезновение. Нарушение гормонального баланса является основной причиной появления бесплодия. Этому может способствовать загрязнение окружающей среды, в том числе и выброс в атмосферу опасных для здоровья человека веществ.

Глобальная

деградация

«Идиократия» (2006): картина повествует о всеобщем отупении человечества и резком увеличении населения Земли, из-за чего средний уровень IQ за 500 лет снизился на 90 баллов (со 110 до 20). В связи с деградацией людей произошла деградация страны в целом – промышленность и инфраструктура разрушены, мусор образовал огромные кучи, экология практически уничтожена, а вместо воды используется энергетик.

Даже в развитых странах мы можем наблюдать проблему глобальной деградации. На уровне государственных институтов и политики наиболее четко видно эту проблему – вместо решения имеющихся экологических проблем и предупреждения катастроф, власть ведет себя беспомощно и недальновидно. Примером тому служат пожары в Германии, ураганы в США, пожары в России и т.д. [9]

Приложение 6

1 Всемирный фонд дикой природы

2 http://www.demilked.com/social-advertisement-powerful-ads/

3 http://www.greenpacks.org/2008/12/06/environment-slogans-that-will-get-you-thinking/

4 http://www.rystadenergy.com/

Просмотров работы: 874