ГЕРМАНСКАЯ ГОТИКА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГЕРМАНСКАЯ ГОТИКА

Михайлова А.И. 1
1
Лисовская Л.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Когда мы думаем о готике, первое, что приходит в голову – это образ мрачного средневекового собора, печально устремившего свои острые шпили высоко в далёкое от земли небо… Такой образ возникает не случайно: он традиционен, типичен и привычен, если мы имеем хотя бы отдалённое представление о средних веках.

Знаменитый толковый словарь русского языка под редакцией Сергея Ивановича Ожегова так определяет готику: «…стиль средневековой западноевропейской архитектуры, характеризующийся остроконечными сооружениями, стрельчатыми сводами, обилием каменной резьбы и скульптурных украшений»[8].

Задумавшись над этим определением, мы заинтересовались вопросом: а только ли архитектура является воплощением готического стиля?

Средневековая Европа демонстрировала истинные чудеса творений человека-художника. Мы остановимся на особенностях германской готики в основных её проявлениях.

В силу объективных причин школьный предмет «немецкий язык» не может в полном объёме дать представление о богатстве немецкоязычной культуры, а в ситуации снижения интереса к изучению немецкого языка тема нашего исследования весьма актуальна.

Целью нашего исследования являлось расширение знаний о германском готическом искусстве как части историко-культурного богатства страны изучаемого языка.

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

  1. найти и систематизировать информацию по данному вопросу;

-2-

  1. выявить уровень осведомлённости учащихся МОУ «СОШ № 30» о готическом искусстве;

  2. найти способ применения полученных знаний для повышения интереса к немецкому языку и культуре.

В качестве гипотезы мы выдвинули тезис о том, что готика осталась в далёком прошлом и не находит применения в современной жизни.

Объектом исследования является готическое искусство Германии.

Предмет исследования – особенности германской готики в различных сферах материальной культуры.

Методы исследования:

  • поиск, систематизация и анализ информации по заявленной теме;

  • социальный опрос;

  • подбор и классификация иллюстративного материала.

Проведённый социальный опрос 37 учащихся нашей школы показал, что ассоциативный ряд к понятию «Готика» у ребят не отличается разнообразием. Результаты таковы, что на первом месте в этом ряду «остроконечные здания», на втором месте – «чёрный цвет», на третьем – «витражи». Далее ассоциации расположились в следующем порядке: Средневековье, фильм «Готика», Германия, тёмная одежда, готы и крест, компьютерная игра. Результаты данного опроса усилили наш интерес к исследуемой теме.

-3-

Глава 1. Готика в архитектуре и скульптуре.

Готический стиль создал своеобразную систему форм и новое понимание пространства. Чертами готической архитектуры являются вертикальность композиций, стрельчатая арка, сложная каркасная система опор и ребристых сводов, устремлённость ввысь, лёгкость и ажурность образа. К каркасной системе привело стремление максимально увеличить высоту и уменьшить массивность сооружения.

Главной задачей строителей было создание прочного, лёгкого и высокого свода, с помощью которого можно было устраивать перекрытия высоко над землёй. Этой задаче соответствовал готический ребристый свод, который был настолько усовершенствован, что система несущих перекрещивающихся рёбер будущего перекрытия образовывала упругий каркас, который заполнялся облегчённой кладкой. Главным строительным материалом был камень. Готический каркас не прятался в стену, а формировал не только техническую, но и художественную основу архитектурного образа готики.

Определяющими типами готических сооружений были собор (die Kathedrale) - крупный христианский храм и ратуша (das Rathaus) - здание городского самоуправления. Городской кафедральный собор строился на протяжении многих лет на средства всех горожан и являл собой воплощение их представлений о мире земном и небесном. Собор был центром культурной и общественной жизни. Здесь проходили богослужения, городские собрания, театрализованные представления, даже читались университетские лекции.

Лев Любимов писал: «Устремлённость ввысь, в небо, в те райские дали, где душе праведника обещан вечный покой, - вот что по церковным велениям была призвана выразить громада готического собора. …Но в громаде собора наш современник видит уже не знак божественной силы, а

-4-

великое свидетельство творческого порыва человеческого гения, и он любуется этой громадой с благодарностью к её создателям»[7].

Ратуши строили чаще всего на центральной площади, и они должны были олицетворять не столько могущество города, сколько богатство и силу городской знати. Ратуши имели два-три этажа.

Жилые дома строились из дерева и камня (Fachwerkhȁuser). Их каркасные конструкции образовывались соединением вертикальных и горизонтальных деревянных брусьев, а заполнением служил кирпич или бутовый камень на глиняном растворе. В Германии характерной чертой жилых домов были крутые двускатные крыши, которые над торцевой стеной, выходящей на улицу, образуют высокий треугольный фронтон.

Готическая скульптура находилась во власти архитектуры. В изображении человека ещё чувствовалась скованность, но удлинённые, спрятанные в складках одежды фигуры, округляются и оживают. В беспокойных складках появляется динамика, а в лицах – живая мимика. Стараясь передать внутреннее состояние, готические скульпторы подмечают характерные черты

лица, поражая конкретностью и многообразием. Рост интереса к человеческой личности всё чаще сказывается в трактовке библейских персонажей. При выборе сюжетов и размещении фигур скульпторы руководствовались установленными церковью правилами. Центральный портал западного фасада собора, как правило, посвящался Христу или Мадонне, правый – Богоматери, а левый – какому-либо святому. В период зрелой готики приходит новое понимание Христа и Богоматери. Христос из грозного Судьи и Вседержителя превращается в мудрого проповедника. А с утверждением в рыцарских кругах поклонения прекрасной даме культ Богоматери приобретает особую популярность.

-5-

В храме помещались мемориальные скульптуры церковных и светских властителей, которые носили портретный характер. В соборе в Наумбурге представлена целая портретная галерея «первооснователей храма». Это были знатные феодалы, которые пожертвовали деньги на строительство храма.

В Германии готика начала развиваться позже, чем во Франции, но это не помешало немцам внести свой, достаточно весомый вклад в историю готической архитектуры, а также создать абсолютно новый тип — “кирпичную готику”. Немцы утверждают, что только в их зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности: только в их готике порыв действительно неудержим, действительно поднимает к небу всю массу здания, создает и во внешнем его облике и под его сводами впечатление чего-то необъятного и непостижимого.

Самыми образцовыми немецкими готическими соборами являются знаменитый Кёльнский собор, высоченный Ульмский собор и Фрайбургский Мюнстер, ставший знаменитым благодаря венчающему его башню шпилю, который называют чудом христианского мира (См. Приложение 1, 2, 3).

Кроме того, что Кёльнский собородин из самых больших и красивых готических соборов в Европе, он ещё и был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год. Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры, Кельнский собор Святых Петра и Марии поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью устремленных ввысь форм.

Собор имеет площадь около 8500 кв.м. Длина собора 144 метра, ширина 83 метра, высота здания около 60 метров. На западном фасаде собора расположены две башни, увенчанные остроконечными шпилями. Они поднимаются в высоту на 157 метров.

-6-

Огромный основной зал собора окружен множеством часовен и капелл, звездчатые своды поддерживают колонны высотой в 44 метра.

Стены, своды, пол собора выложены из серого рейнского камня. Две крутые винтовые лестницы — в 509 ступенек каждая — ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах обрамляющих фасад башен. Отсюда, с высоты около 100 метров, открывается великолепная панорама Кельна и окрестностей.

Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города, но особо потрясающее впечатление собор производит в вечернее время — благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне.

Кельнский собор — это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей. Среди них в первую очередь следует назвать такие памятники средневекового искусства, как ряды скамей в хоре, фрески над ними, главный алтарь, 14 скульптур — Христос, Дева Мария и 12 Апостолов на ограде хора. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи. Окна Королей, а также Библейские окна и окна

Святых волхвов, расположенные в галерее хора, в боковой капелле, сохранились с 1280 года.

5 июля 2004 года комитет всемирного наследия ЮНЕСКО на заседании, проходящем в китайском городе Сучжу, включил собор в список объектов всемирного наследия, оказавшихся под угрозой. Кёльнский собор был включен в список охраняемых памятников всемирного наследия в 1996 году.

Ульмский собор — второй по величине готический собор Германии после Кельнского собора. Построен он был на средства зажиточных горожан. В эпоху Средневековья под мощными сводами собора могли разместиться более 20 000 верующих. Массивная западная башня собора высотой 161 метр является самой

-7-

высокой церковной башней в мире. Башня была достроена только в 1890 году, после многовекового перерыва в строительстве, и именно тогда собор приобрел мировую известность. Со смотровой площадки на башне открывается захватывающая панорама, а в хорошую погоду оттуда видны даже Альпы.

Собор является посещаемым, а значит действующим, выполняющим как и в далеком прошлом свою миссию на германской земле Баден-Вюртемберг. Он насчитывает в год более 1000 евангелических богослужений и подобных других мероприятий.

Фрайбургский Мюнстер — собор из красного песчаника, построенный в стиле высокой готики в двенадцатом-шестнадцатом веках. Тонкая резная башня собора высотой 116 метров — символ города, на неё можно подняться и полюбоваться на черепичные крыши, улочки, мощёные рейнскими камнями, Швабские ворота XIII века, университет им. Альберта-Людвига и море зелени, окружающее Фрайбург. Чудом христианского мира называют венчающий башню шпиль. И действительно: много есть в Европе храмов

куда грандиозней этого, но такого легкого, ажурного, насквозь прозрачного шпиля, как во Фрайбурге, вы не увидите больше нигде.

Главным строительным материалом являлся песчаник. Фрайбургский мюнстер — единственная сохранившаяся до сих пор готическая церковь Германии такого типа, строительство которой было закончено ещё в средневековье. Даже во время сильной бомбардировки города во время второй мировой войны, мюнстер остался практически не повреждённым, хотя почти все здания вокруг были разрушены и центр Фрайбурга превратился в руины.

Во время строительства Фрайбург не был резиденцией епископа, став таковой только в 1827 году, поэтому в отличие от многих других готических соборов, у мюнстера спереди только одна башня, так как соборы с двумя башнями были эксклюзивной привилегией эпископов.

-8-

Кирпичная, или северогерманская, готика — разновидность готического стиля архитектуры, распространённая в Северной Германии. Для кирпичной готики характерны, с одной стороны, отсутствие скульптурных украшений, которые невозможно выполнить из кирпича, и, с другой стороны, богатство орнаментальных деталей кладки и структуризация плоскостей за счёт чередования красного либо глазурованного кирпича и известковой побелки стен. Наиболее известными образцами северогерманской готики являются Собор цистерцианского монастыря в Бад-Доберане, Ратуша и церковь Св. Николая в Штральзунде, Церковь Святой Марии в Любеке. Любекская Мариенкирхе, построенная в 1250—1350 гг., сыграла огромную роль в развитии местной архитектуры. Её называют матерью северогерманской кирпичной готики, ведь она послужила образцом для 70 храмов в этом стиле в балтийском регионе. В этой церкви готический стиль был воплощён в северогерманском красном кирпиче. Своды Любекской Мариенкирхе являются самыми высокими в мире для кирпичных церквей (См. Приложение 4).

«…Поворот к готике начался с архитектуры и уже потом распространялся на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза… Средневековые художники страстно любили чистые, звучные краски: это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Ходячее представление о мрачности готических соборов сильно преувеличено»[5].

-9-

Глава 2. Готика в германской живописи.

Стены готических зданий, прорезанные огромными окнами, не представляли достаточно места для живописи; поэтому последняя обратилась в росписи оконных стекол к витражам и довела их производство до большого совершенства. В Германии предтечей готической живописи можно считать так называемый 'угловатый' стиль, вариации которого развивались в середине 13 века. Самый типичный его образец - заалтарный образ, созданный для Визенкирхе в Зосте около 1250 года. Заостренные складки одежд придают фигурам особую энергию и выразительность, резко контрастируя с популярным в то время изображением драпировки в романском стиле.

«Угловатый» стиль оказал на развитие ранней готической живописи в Германии весьма существенное влияние, хотя период его популярности был недолог. Следы 'угловатого' стиля можно обнаружить на фресках, украшающих сводчатый потолок церкви Санкт-Мария-Лизкирхен в Кельне. Сохранился этот стиль, хотя и в смягченной, ослабленной форме, в работах кельнских мастеров 14 века. Однако полностью сводить истоки ранней кельнской живописи к 'угловатому' стилю было бы неверно. В тот период на нее влияло слишком много разнообразных факторов, и отдать предпочтение

какому-либо одному из них невозможно. Более того, полагать, будто в 14 - 15 веках в Кельне доминировал какой-либо единый стиль, также ошибочно. Этот город лежал на перекрестке важнейших транспортных путей Европы, а жители его были непревзойденными мастерами в деле добывания у архиепископа вольностей и привилегий. Множество художников приезжало сюда работать из дальних краев; правда, за редкими исключениями, имена их нам неизвестны.

Кульминацию кельнской готической живописи представляют собой

-10-

произведения Стефана Лохнера. Этот живописец, прибывший в Кельн из окрестностей озера Констанц, впервые упомянут в официальных записях в 1422 году. Работал в Кёльне с начала 1430-х гг. Рассматривается историками искусства как главный мастер кёльнской школы. Для художников этой школы характерны лиризм и мягкость в трактовке образов Священного Писания. В 1447 году Лохнер становится членом городского совета Кёльна. Величайшим шедевром Лохнера стал заалтарный образ «Поклонение волхвов» (См. Приложение 5), расписанный в начале 50-х годов 15 века для капеллы Богоматери; только в 1810 году его перенесли в еще не достроенный на тот момент собор Кельна.

Другая работа Лохнера – «Мадонна в розовой беседке» (См. Приложение 5). Золотой фон, на котором изображена здесь Богоматерь, расчленен на мельчайшие орнаментальные детали и структурирован в роскошную сетку из растительных побегов и цветов. Густой ковер листьев, травы и цветов раскинулся у ног Богоматери, скрытых широкими складками темно-синего одеяния. Дополняют эту сцену, как в композиционном отношении, так и в плане цветовой гаммы, музицирующие ангелы в золотых и пурпурных одеждах.

После смерти Лохнера стиль, доведенный им до совершенства, пришел в

упадок.

Творчество дортмундского живописца Конрада фон Зоста также следует рассматривать в контексте ранней кельнской живописи. «Рождество Христово» работы Конрада - прекрасная жанровая сцена (См. Приложение 5). Иосиф стоит на коленях, раздувая огонь в жаровне. Судя по лицу этого персонажа, его мир - мир простого, недалекого крестьянина, поглощенного суетными земными делами. Так элементы повседневной жизни обогащали религиозную живопись разнообразием впечатлений и тем.

-11-

Мастер Бертрам из Миндена пользовался теми же живописными приёмами, что и Конрад фон Зост. Главная его забота - не столько реалистическое изображение предметов, сколько сам способ их представления. Такое внимание к реалистическим деталям, охватывающее весь спектр библейских образов - от добра до зла, от смирения до насилия, - позволяет предположить, что заказчиком работы в данном случае было частное лицо. Мастер Бертрам, родился в 1340 году в Миндене и впервые был упомянут как житель Гамбурга в 1367 году (См. Приложение 5) .

Переход от 'жесткого' стиля к 'мягкому' в 30-е годы 15 столетия предвосхитил формирование новых концепций формы и композиции. Если живописное пространство мастера Бертрама еще требовало представления элементов изображения в определенной последовательности, то мастер Франке*, работавший около 1410 года, первым из североевропейских художников попытался интегрировать все разнообразие элементов в единое, связное и внутренне согласованное живописное пространство. Эту концепцию можно обнаружить уже во франкфуртской картине «Райский сад», написанной около 1410 года в одной из нижнерейнских мастерских. Все изображенные здесь сцены фиксируют единый момент времени, в который помещены и святые, и Дева Мария, и Младенец Христос, и вся окружающая

их обстановка с тщательно прописанными деталями изумрудно-зеленой лужайки, нежными весенними цветами, Древом Познания Добра и Зла, два ствола которого грациозно переплетены между собой, и птицами, сидящими на деревьях и на стене сада.

Предположительно, в годы ученичества он был во Франции, где испытал влияние франко-бургундской книжной миниатюры. Около 1410—1425 работал в Гамбурге и Вестфалии, поэтому его принято было считать немецким художником. Наиболее известные работы: «Алтарь св. Варвары»

-12-

1410—1415 (Хельсинки, Национальный музей), «Алтарь св. Фомы» около 1424 (Гамбург) (См. Приложение 5).

Однако первым теоретиком искусства среди германских художников принято считать Альбрехта Дюрера. Именно он является автором практического руководства для художников на немецком языке, основоположником сравнительной антропометрии и первым из европейских художников, написавшим автобиографию. Одна из его известнейших работ « Голгофа Вассерфассов» (См. Приложение 5) 1420—1430 (Музей Вальрафа-Рихарца. Кёльн).

Говоря о готической живописи, нельзя не обратить внимание на орнаментальную составляющую. Средневековое искусство орнаментально богато и символично. В период готики был создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк (Maswerk). Этот готический орнамент основан на сложном переплетении прямых и дугообразных линий. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырёхлистники. Другими элементами, фигурами и характерными мотивами готического орнамента являются пламя свечи, фантастические существа, шипы, углы и заострения, стрельчатые

арки, сферические 3- и 4-угольники, жёсткий растительный рисунок, сетчатые узоры, эпизоды из Библии (См. Приложение 6).

Глава 3. Готическая мода.

Готика неимоверно красива, но красива своеобразной мрачной, строгой и холодной красотой, поскольку зарождалась в Европе во времена того самого тёмного средневековья. Характерный готический костюм появился в конце ХVI столетия. Его отличительными признаками были острые манжеты, стоячие воротники, длинные рукава, наличие треугольного выреза на груди и

-13-

спине, обувь с острыми носами.

Готический образ мрачен и суров, однако и он предполагает элегантность и красиво смотрится. Яркий макияж на фоне мрачного одеяния, драпировки и складки производят должное впечатление. Доминирующим в палитре красок является чёрный цвет. Однако в ансамбле и гардеробе находят место тёмные тона пурпурного, фиолетового, красного и синего цветов. В небольшом количестве может присутствовать и белый цвет. В готическом стиле популярны пышные юбки в пол, декорированные воланами и роскошными кружевами, прозрачные перчатки, корсеты, высокие воротники, облегающие фасоны, подчёркивающие талию, V-образные вырезы.

Обувь имеет массивный толстый каблук либо толстую платформу. Это могут быть ботинки или сапоги на шнуровке. На обуви должны отсутствовать пряжки и иные украшения, а цвет должен оставаться чёрным.

Нельзя обойти вниманием и особенности готических украшений. Чаще всего серьги, подвески и кулоны выполнены в форме крестов, готических кругов, орнаментальных фигур, сказочных существ и насекомых. Кольца могут напоминать массивное зеркало в тяжёлой кованой оправе (См. Приложение 7).

-14-

Глава 4. Готическое письмо.

Готическое письмо представляет собой семейство почерков латинского письма эпохи средневековья и возникло в ХI веке.

С появлением книгопечатанья появились наборные готические шрифты. С.И.Ожегов так их толковал: «Готический шрифт – латинское письмо с угловатыми, вытянутыми и заострёнными буквами»[8].

Знаменитая Библия Гутенберга была набрана вариантом текстуры. Итальянцы считали такие шрифты варварскими и противопоставляли их древнеримской письменности. Это послужило толчком к разработке новых шрифтов, напоминающих древнеримское начертание. Так появилась антиква, которая была принята сразу на замену готическому письму в романских и восточноевропейских западнохристианских странах.

Однако у германских народов стала применяться фрактура, представлявшая собой дальнейшее развитие готического письма. Фрактура чётко противопоставлялась антикве как иная система письменности и никогда не использовалась для письма на языках, где готическое письмо ко времени издания уже не использовалось.

Готические шрифты широко употреблялись в Германии до начала ХХ века, но некоторые из них были запрещены во времена Третьего рейха (в 1941 году).

Сейчас шрифты на основе готического начертания используются в

декоративных целях, а также для некоторых математических обозначений.

Общий вид готических символов определяется использованием гусиных перьев, обрезанных по диагонали. Пишущая кромка располагается под углом 45° к линии строки. Буквы расположены очень плотно, а ширина

-15-

межштриховых промежутков близка к ширине самих штрихов. Это объяснялось необходимостью экономии дорогостоящего пергамента.

К основным разновидностям готического письма относятся:

  • Текстура (Textur) – «острое письмо»

  • Фрактура (Fraktur) – «острое письмо» с ломаными очертаниями

  • Швабахер (Schwabacher) – ломаное письмо с округлёнными очертаниями некоторых букв

  • Ротунда (Rundgotisch) – переходный вид письма от готического к антикве

  • Куррент (Kurschrift) – готический курсив (См. Приложение 8).

Заключение.

«Я хочу сравнить развитие человеческого общества от времён раннего Средневековья с ростом человека. Ребёнок рождается, растёт, учится, узнаёт всё больше и больше…И раньше существовали великие цивилизации, но именно в эпоху Готики возникло нечто совершенно новое. Впервые человечество получило идею ценности каждого человека. Каждый человек сопричастен Богу, он «куплен дорогой ценой», он сам создаёт свою жизнь». Эти слова принадлежат известному в России философу, писательнице Татьяне Литвиновой. И проведя своё исследование, мы не можем не согласиться с ней.

Выводы по работе:

  1. Возвращаясь к словарному определению готики, как только архитектурного стиля, можно сделать вывод, что такое трактование носит односторонний характер, тогда как понятие это многогранно и концептуально. При доминирующей роли архитектурной уникальности готических сооружений не менее интересны и другие сферы

-16-

  1. деятельности человека в эпоху средневековья, в которых нашли отражение особенности готики как стиля, способа выражения существовавшего тогда мироощущения, миропорядка. Иными словами готическая материальная культура – это не только архитектура, и наше исследование послужило этому доказательством.

  2. Сравнивая имеющуюся ранее у нас информацию о германском готическом искусстве и полученную в результате исследования, можно с уверенностью утверждать, что тема действительно интересна и глубоко не изучена. Об этом же свидетельствует тот факт, что литературы по данному вопросу также недостаточно, особенно литературы современной.

  3. Поскольку одной из основных задач исследования был поиск способа использования готики для повышения интереса к изучению немецкого языка, мы смоделировали игру-презентацию «Готиколомка», с помощью которой можно знакомиться с готическим письмом, научиться его читать, а также изучать немецкую лексику.

  4. Цель нашего исследования - расширение знаний о германском готическом искусстве как части историко-культурного богатства страны изучаемого языка - была достигнута, а гипотеза о том, что готика осталась в далёком прошлом и не находит применения в современной жизни, опровергнута.

Список используемой литературы:

  1. Бойцова М., Шакуров Р. История средних веков. М.: АО Моск. Учеб., МИРОС, 1996.

  2. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1996.

  3. Гофф Ле Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс-Академия, 1992.

  4. Гузик М.А., Кузьменко Е.М. Культура Средневековья. М.: Просвещение, 1999.

  5. Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1969.

  6. Литвинова Т.Н. Великие мысли великих людей. Санкт-Петербург: Лениздат, 2007.

  7. Любимов Л. Искусство Западной Европы. М.: Просвещение, 1982.

  8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1994.

  9. R.Kȍster, W.Müller. Das Fremdwȍrterbuch. Mannheim: DUDEN, 1990.

Интернет:

lifeglobe.net

secreti.info

artyx.ru

de-web.ru

Приложения

Приложение 1. Кёльнский собор

Приложение № 2. Ульмский собор

Приложение № 3. Фрайбургский мюнстер

Приложение № 4. Любекская Мариенкирхе

Приложение № 5. Стефан Лохнер «Поклонение волхвов» «Мадонна в розовой беседке»

Конрад фон Зост «Рождество Христово»

Мастер Бертрам из Миндена

«Створка главного алтаря Санкт-Петер в Гамбурге»

Мастер Франке «Алтарь Святой Варвары»

Альбрехт Дюрер «Автопортрет» «Голгофа Вассерфассов»

Приложение № 6. Готический орнамент

Приложение № 7. Готическая мода: тогда и сейчас

Украшения в стиле «готик»

Приложение № 8. Готическое письмо

Тезаурус

Алтарь – восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделённая от общего помещения иконостасом).

Антиква – от латинского «древний шрифт»; обозначение для распространённого сегодня книжного шрифта на немецком языке.

Антропометрия – изучение относящихся к человеку явлений, событий, а также реакции человека на происходящее вокруг.

Архиепископ – епископ, надзирающий над несколькими епархиями, почётный титул епископа, а также лицо, имеющее этот титул.

Бутовый камень – крупный строительный камень, применяющийся главным образом для возведения фундамента.

Витраж – картина или узор из цветного стекла.

Епископ – высшее духовное лицо в православной, англиканской, католической церквах, глава церковного округа.

Капелла – в католической архитектуре домашняя церковь или часовня.

Миниатюра – небольшой рисунок в старинной рукописи, книге; небольшая картина тщательной и изящной отделки с тонким наложением красок.

Песчаник – осадочная горная порода из спрессовавшегося песка.

Портал – архитектурно оформленный вход в здание.

Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей сырой штукатурке.

Фронтон – треугольная или циркулярная верхняя часть фасада здания, ограниченная двускатной крышей, а также подобное украшение над окнами, дверьми.

Просмотров работы: 1848