Введение
Я родилась и живу в Москве. Я люблю этот город: он очень красивый, в нем много возможностей для интересной жизни и развития человека. Но жители больших городов часто сталкиваются с различными проблемами – социальными, демографическими, экологическими.
Проблема проекта. Нередко можно услышать: «В Москве нечем дышать», «В Москве нет воздуха». Конечно, это не так. Воздух есть, но какого он качества, как влияет на здоровье, что можно (нужно) делать, чтобы остаться здоровым в условиях такого мегаполиса как Москва? Наверняка, такие вопросы задают себе многие москвичи. Я решила разобраться в этой проблеме и сделать проект на тему «Чем дышат москвичи?».
Эта проблема очень актуальна, потому что, к сожалению, мы мало внимания уделяем воздуху, которым дышим. А ведь, сами того не замечая, мы ежеминутно совершаем (в спокойном состоянии) порядка 10-15 вдохов и выдохов, наполняя наши легкие не совсем качественным воздухом с содержанием большого количества вредных для здоровья химических соединений, которыми воздух просто переполнен.
Гипотеза. Предполагаю, чтов некоторых округах Москвы, где есть промышленные предприятия, состояние воздуха неблагополучное, но в районе, где я живу и учусь, воздух достаточно чистый.
Цель моего проекта. Познакомить одноклассников и других москвичей с информацией о состоянии атмосферного воздуха в Москве, его влиянием на организм человека и рецепте сохранения здоровья для жителя столицы.
Перед собой я поставила следующие задачи:
Изучить информацию о влиянии состояния воздуха на организм человека
Выявить основные факторы загрязнений воздуха в Москве
Провести собственное исследование состояния воздуха в доступных мне районах города
Разработать рекомендации для москвичей по сохранению здоровья в условиях проживания в мегаполисе
Создать проектный продукт, который поможет мне в достижении цели
Проектный продукт. Слайд-шоу«Чем дышат москвичи?» для презентации на неделе Естествознания размещения его на сайте школы и в других ресурсах Интернета, чтобы все москвичи в сжатой и доступной форме смогли узнать об этой очень важной проблеме.
Основная часть
Я собрала и изучила много информации. Основным источником информации стали ресурсы Интернета. Но я также беседовала со своим руководителем проекта – учителем химии, учителем биологии, читала брошюры по сходным темам, сделанные другими ребятами нашей школы. Я тщательно отбирала информацию по проблеме проекта и продумывала образ проектного продукта.
Я выяснила, что, оказывается, дышать городским воздухом также вредно, как выкуривать в день 15 пачек сигарет. Я нашла информацию о влиянии загрязнителей воздуха на здоровье, карту очагов загрязнения московского воздуха, влияние транспорта на состав воздух и зависимость загрязненности воздуха от высоты над землей. Меня очень удивила оценка экологов о состоянии воздуха в помещениях: в доме, квартире, офисе воздух в 4-6 раз "грязнее" и в 8-10 раз токсичнее наружного. А ведь в «четырех стенах» мы проводим значительную часть своей жизни!
Очень важной и интересной частью моей работы стал экологический мониторинг воздуха на 4-х территориях района, где я учусь и живу: по загрязнению снежного покрова и по изменению формы, размера и цвета лишайника «пармелия». Образцы лишайника были взяты на территории лесопарка Лапса (поселок Томилино Люберецкого района). Оба исследования дали интересные результаты.
Как я и предполагала: самый чистый воздух среди исследуемых районов – в парке Царицыно, немного загрязнен вдоль проезжих улиц, а самый загрязненный – около Каширского шоссе. Это вполне объяснимо: в Москве и ближайшем Подмосковье большое количество автотранспорта и промышленных предприятий, загрязняющих воздух. То есть мы все живем в зоне риска для своего здоровья.
Собранная информация и мои исследования убедительно доказали актуальность разработки советов для москвичей по сохранению здоровья в условиях проживания в столице.
Дальнейшей задачей для меня была работа над проектным продуктом. Необходимо было максимально сжать большое количество информации. Мне хотелось, чтобы проектный продукт был необычным, ярким, интересным, наглядным, доступным. В результате я решила сделать слайд-шоу «Чем дышат москвичи?» и озвучить его. Информация, иллюстрации, дизайн отбирались и продумывались очень тщательно. Я специально составила текст для озвучивания слайдов, а после записи звука я его соединила со слайдами.
Заключение
Я многое узнала о состоянии московского воздуха и влиянии его на здоровье, создала проектный продукт об этом и познакомила с ним одноклассников, других школьников, учителей и сотрудников школы.
Обсуждение презентации моего Слайд-шоу и результаты анкетирования подтвердили, что проблема чистоты воздуха актуальна и волнует всех нас. Было отмечено, что важнейшим достоинством моего проекта и, соответственно, проектного продукта, является социальная направленность.
Всех, как и меня, поразила высокая смертность, связанная с проживанием в районах с неблагополучным состоянием воздуха –каждый год от грязного воздуха в Москве умирают 3 - 3,5 тысячи горожан. Оказалось, что там, где я живу, воздух также загрязнен. Очевидно, каждый задумался о воздухе и в своем районе. Поэтому все поддержали призыв к активной позиции по сохранению чистого воздуха.
Я надеюсь, что после размещения моего Слайд-шоу «Чем дышат москвичи?» на сайте школы, а также на учительском сайте моего руководителя проекта, еще большее число москвичей в сжатой и доступной форме узнают о воздухе, которым они дышат, и примут во внимание советы по сохранению здоровья в условиях проживания в крупнейшем мегаполисе. Москвичи-руководители промышленных компаний подумают о более эффективной системе контроля на предприятиях, влияющих на экологическую ситуацию в городе. В каких-то организациях серьезнее задумаются о природоохранных мероприятиях, связанных с транспортом.
Закончив свой проект, я могу сказать, что у меня в основном все получилось и мне удалось достичь цели проекта – я познакомила одноклассников и других москвичей с информацией о состоянии атмосферного воздуха в Москве, его влиянием на организм человека и рецепте сохранения здоровья для жителя столицы. И в этом мне помог мой проектный продукт – слайд-шоу «Чем дышат москвичи?»
Я поняла, что работа над проектом — это серьезное дело, которое требует много внимания, организованности, умений и времени. Необходимо четко следовать поставленному плану, самостоятельно принимать решения. Я многому научилась, мне было интересно работать над проектом и результат моей работы мне тоже нравится.
Мой проектный продукт размещен на google диске по ссылке https://drive.google.com/open?id=1Izk2p51uEk0YRPgy_eVsoeLhFQr-YQ8G
Список источников информации
1. Воздух в Москве [Электронный ресурс]: информ. сайт «Мусорка.рф».- Режим доступа: http://xn--80atfiken.xn--p1ai/polezn-info/vozduh-moskva.htm, свободный.- Загл. с экрана.
2. Каким воздухом дышат москвичи [Электронный ресурс]: СМИ: радио Свабода.- Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/transcript/ 24492864.html, свободный.- Загл. с экрана.
3. Каким воздухом дышат москвичи? [Электронный ресурс]: информ. сайт «MoscowFAQ».-Режим доступа: http://www.moscowfaq.ru/all_question/wayoflive
/zdorove/ 2008/January/3785/9217, свободный. - Загл. с экрана.
4. Москвичи дышат грязным воздухом [Электронный ресурс]: период. изд. «MK.RU».- Электрон. журн.- Режим доступа: http://www.mk.ru/old/article/2007/ 10/12/75987-moskvichi-dyishat-gryaznyim-vozduhom.html, свободный.- Загл. с экрана.
5. Московский воздух стал опасен для здоровья воздухом [Электронный ресурс]: период. изд. «INDEPENTNEWS.RU».- Электрон. журн.- Режим доступа: http://www.independent-news.ru/?p=1128, свободный.- Загл. с экрана.
6. О воздухе, которым мы дышим [Электронный ресурс]: офиц. сайт лаборатория ТЕСТЭКО. -Режим доступа: https://testeco.ru/ecodict/ hymyja_vozduha.html, свободный. - Загл. с экрана.
9