Введение
Тема: Экология и производство: возможен ли компромисс?
Проблема: Из большого количества причин, несущих вред экологии Земли, выделяется производство, негативное влияние которого приводит к сокращению популяций многих видов флоры и фауны, снижению урожая сельскохозяйственных культур, ухудшению здоровья людей. Озабоченность вопросами экологии отмечается повсеместно, эта тема регулярно освещается печатными изданиями и СМИ, совершенствуется законодательство, однако особых сдвигов в улучшении экологии не заметно. Неужели нельзя разумно сочетать экологию и производство?
Цель: Информировать общественность о существующих проблемах экологии и производства, а также о возможных путях их примирения.
Задачи
1. Анализ предложенных проблем и выбор проблемы для своего проекта
1.1. Выбор одной из предложенных тем
1.2. Поиск материалов по интересующей меня проблеме
1.3. Обсуждение темы и уточнение ее формулировки с руководителем проекта
2. Сбор информации по теме
2.1. Поиск информации в Интернете
2.2. Поиск информации в печатных изданиях (учебники, журналы и др.)
2.3.Обсуждение информации с руководителем проекта.
3. Анализ собранной информации
3.1. Изучение собранного материала
3.2. Отбор самой интересной и острой информации, соответствующей теме и проблеме проекта
3.3. Разделение информации по разделам
3.4. Обсуждение с руководителем проекта
4. Подготовка к предзащите и предзащита
4.1. Составление плана работы
4.2. Ознакомление с критериями оценивания
4.3. Написание введения
4.4. Составление предварительного списка источников информации
5. Практическая часть
5.1. Консультация с руководителем проекта
5.2. Подготовка к экскурсии
5.3. Экскурсия на предприятие ООО «ТНК СИЛМА»
5.4. Интервью с сотрудниками производства
5.5. Анализ наблюдений, собранных материалов, выводы
6. Создание проектного продукта
6.1. Ознакомление с критериями оценивания проектного продукта
6.2. Создание сжатого текста к слайдам
6.3. Подбор иллюстраций, фото- и видеоматериалов
6.4. Оформление слайдов виртуальной экскурсии по предприятию
7. Завершение работы над проектным продуктом и его презентация
7.1. Получение экспертной оценки
7.2. Ознакомление с критериями оценивания презентации
7.3. Подготовка и репетиция выступления
7.4. Составление анкеты для ребят и взрослых
7.5. Презентация проектного продукта
7.6. Анкетирование и анализ
8. Работа над письменной частью
8.1. Ознакомление с критериями оценивания
8.2. Доработка введения и написание заключения
8.3. Оформление всей письменной части
8.4. Консультация с руководителем
9. Подготовка к защите и защита проекта
9.1. Доработка проектного продукта
9.2. Ознакомление с критериями оценивания при защите проекта
9.3. Составление текста выступления
9.4. Репетиция выступления
9.5. Защита проекта и рефлексия
Проектный продукт: «Решение проблем» – виртуальная экскурсия на предприятие, осуществляющее меры, которые сводят к минимуму его вредное влияние на окружающую среду.
Основная часть
Проблемы экологии очень актуальны. Особенно часто их обсуждают в связи с промышленным производством, которое, как правило, негативно влияет на окружающую среду. Но ведь без производства различных нужных человеку товаров, лекарств, материалов мы не сможем жить и развиваться! Неужели нельзя разумно сочетать экологию и производство?
Мои родители и дядя работают на одном из предприятий российской фармацевтической компании ООО «ТНК СИЛМА». По их мнению, это современный высокотехнологичный комплекс по производству, контролю и хранению лекарственных препаратов, соответствующий требованиям природоохранной деятельности.
Я решила разобраться - так ли это и могут ли в принципе существовать в содружестве экология и производство? Для этого я решила сама побывать на предприятии, побеседовать с его сотрудниками, познакомиться с условиями их работы, организацией самого производства.
Но сначала я собрала общую информацию о влиянии промышленного производства на окружающую среду и выяснила, что промышленность является одной из самых главных причин большей части экологических проблем и представляет наибольшую угрозу здоровью людей, загрязняя техногенными отходами и выбросами воздух, почву, водные объекты.
В осенние каникулы я посетила фармацевтическое предприятие в г. Данкове по производству Энтеросгеля, на котором работают мои родственники, чтобы узнать о мерах, которые там принимаются для сведения к минимуму вреда, приносимого промышленностью окружающей среде.
Я побывала в различных зонах предприятия, наблюдала условия работы сотрудников, брала у них интервью, делала фотографии и видео, ознакомилась с документацией по природоохранной деятельности этого предприятия. Я поняла – на этом предприятии осуществляют целый комплекс необходимых природоохранных мер, поэтому окружающая среда не страдает и жизнедеятельность людей в безопасности.
К предзащите я уже собрала основную информацию, фото- и видеоматериалы, четко сформулировала проблему и цель. Совместно с руководителем проекта мы завершили работу над развернутым планом, который в дальнейшем помог мне организовать свою работу.
Было решено, что проектным продуктом будет виртуальная экскурсия на предприятие, где я побывала, т.к. эта форма позволяла наглядно продемонстрировать природоохранную деятельность конкретного производства, сравнить ее с комплексом предполагаемых стандартных природоохранных мер и показать возможность «решения проблем», существующих между промышленным производством и экологией.
Предзащита прошла успешно, я поняла что я работаю правильно. Далее я делала проектный продукт. Я использовала некоторые статьи из Интернета и печатных изданий, отбирала материал из собранного во время поездки на производство, располагала его в соответствии с технологической цепочкой производства, составляла текст к слайдам, а затем их оформляла. При создания продукта я обращалась за помощью к своему руководителю, а также к родителям.
Я провела презентацию проектного продукта в своем классе на уроке химии, презентация прошла успешно, вызвала интерес у ребят. Они задавали вопросы про то, как я собирала информацию на предприятии, про свойства и использование Энтеросгеля, рассматривали образцы субстанции, Энтеросгель-пасту, экологические журналы – все это я привезла с моей экскурсии.
Я также получила положительную рецензию на мой проектный продукт.
Я считаю, что мне удалось достичь цели проекта, т.к. я не только сама много узнала о проблеме между промышленным производством и экологией, но познакомила с сутью этой проблемы одноклассников и рассказала им о возможных направлениях установления компромисса в системе «экология и производство». В этом мне помог мой проектный продукт.
После презентации проектного продукта я приступила к продолжению работы над письменной частью проекта: познакомилась с критериями оценивания, изучила требования к письменной части, обсудила неясное с руководителем проекта. Это мне, конечно, помогло, но написание основной части и заключения оказалось делом очень непростым.
Заключение
Мои наблюдения, экскурсия на предприятие, анализ найденной мной информации, мнения специалистов по проблеме позволяют сделать вывод: жизнь человека в настоящем и будущем имеет перспективу только при оптимальном сочетании, компромиссе, промышленного производства и чистоты окружающей среды. Компромисс возможен при условии, что всю ответственность за него возьмет на себя человек, ведь именно он является активной стороной в системе «экология и производство».
Самым трудным для меня был отбор нужной и наиболее важной информации, написание письменной части, оформление источников информации. Я также боялась, что не успею все доделать вовремя, но с помощью моего руководителя мне удалось решить некоторые организационные моменты.
Очень интересной для меня была экскурсия на настоящее производство и сбор информации на предприятии. Это было абсолютно новым и необычным делом, ведь я впервые посетила подобное предприятие. Я познакомилась и общалась с людьми, которые там работают. От них я получила много интересной и полезной для моего проекта информации.
В ходе работы над проектом я училась собирать и анализировать информацию, находить главное, делать выводы, планировать работу и действовать в соответствии с планом, брать интервью, представлять свой проектный продукт, дорожить временем. Я считаю, что приобрела важный опыт работы над проектом.
Закончив работу над проектом, я снова посмотрела на мой план, просмотрела электронную презентацию «Решаем проблему» и могу сказать, что все задуманное, было выполнено.
Я довольна своей проделанной работой и ее результатом – ведь в итоге я решила проблему и достигла поставленной цели с помощью проектного продукта.
Тем, кому интересны экологические проблемы и хочет разрабатывать их дальше, например, мою тему, я советую присмотреться к причинам этих проблем, выяснить, что и кто их создает. Это поможет найти пути для решения проблем. Мой личный интерес к экологическим проблемам не исчерпан, ведь их так много в нашем мире. Возможно, я еще вернуть к этой теме.
За помощь в работе над проектом я благодарна, в первую очередь, своему руководителю Галине Георгиевне, она мне очень помогала на протяжении всей работы, а также своим родителям, которые помогли мне определиться с темой моего проекта и организовали поездку на производство. Также хотелось бы поблагодарить сотрудников предприятия, которые нашли для меня время и помогли со сбором информации, и особенно тех специалистов, которые отвечают за экологию и охрану труда на данном предприятии.
Мой проектный продукт размещен на google диске по ссылке: https://drive.google.com/file/d/1b84KeLFN9PiWUIM9mkCpgBTKra8GoQOe/view?usp=sharing
Список источников информации
Руководство по охране здоровья и труда.- [Электронный ресурс]: офиц. сайт.- Режим доступа: http://www.ifc.org/wps/wcm/connect/aca6fd8048855a.- Загл. с экрана. (дата обращения: 01.02.2018)
Экология производства. - [Электронный ресурс.- Режим доступа: http://zeleneet.com/ekologiya-proizvodstva/13148/ свободный.- Загл. с экрана. (дата обращения: 15.01.2018)
Охрана окружающей среды на предприятии. - [Электронный ресурс.- Режим доступа: http://zeleneet.com/ekologiya-proizvodstva/13148/ свободный.- Загл. с экрана. (дата обращения: 15.01.2018)
Журавлева Л.В. Актуальные проблемы охраны окружающей среды в Российской Федерации (Материалы научно практической конференции) // Государство и право. - 2005. - № 4..
Гаджисамедзаде С. Д. Правовая охрана окружающей среды в промышленности // Молодой ученый. — 2016. — №10.3. — С. 4-5.
11