Как подсластить себе жизнь

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как подсластить себе жизнь

Юрцев К.В. 1
1МБОУ СОШ № 13
Юрцева П.В. 1Демичева Е.А. 2
1ГАОУ ДПО "КГИРО"
2МБОУ СОШ № 13
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я видел, как многие дети пьют кока – колу, жуют жевательную резинку. Мне тоже очень хотелось попробовать. Родители всегда говорили, что это не вкусно и вредно. Один раз я уговорил маму купить мне кока - колу. Я попробовал продукт, и вкус мне не понравился. Я задумался: неужели всем детям, которые ее пьют, нравится вкус? От чего зависит вкус сладких продуктов? Это и стало темой моего исследования.

Цель работы: выяснить, отличаются ли на вкус продукты, в состав которых входит натуральный сахар, от продуктов, в состав которых, входят сахарозаменители.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Выяснить, в процессе изучения литературы, какие сахарозаменители используют в пищевой промышленности.

Проанализировать состав некоторых продуктов, предлагаемых в магазинах.

Исследовать вкусовые предпочтения окружающих.

Приготовить в домашних условиях желе с сахаром и сахарозаменителем.

Провести дегустацию.

Сделать вывод на основе данных, полученных при анкетировании после дегустации.

Объект исследования: продукты, содержащие сахар и сахарозаменитель.

Предмет исследования: вкусовые предпочтения

Гипотеза: предпочтительнее употребление продуктов с сахаром, а не с заменителем сахара – аспартамом.

Методы исследования: изучение и анализ литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование, эксперимент.

Практическая значимость моей работы в привлечении внимания к качеству употребляемой детьми продукции.

Глава I. Сахар и сахарозаменитель

1.1 Вкусовые предпочтения.

Изучив литературу, я узнал, что многие люди, как и я, любят сладкие продукты.

Даже в древние времена люди использовали подсластители, чтобы придать еде сладкий вкус, например, на Руси использовали мёд. Было замечено, что «натуральный» столовый сахар очень сконцентрирован и поэтому его чрезмерное потребление может привести ко многим проблемам со здоровьем. Кроме того, в нем содержится много калорий. Химики изобрели заменители «сахара», которые позволяют делать продукты «сладкими», но содержат при этом гораздо меньше калорий.

Отличаются ли продукты с натуральным сахаром от продуктов с аспартамом? Чувствуют ли разницу люди? Что им нравится больше? Готовы ли люди полностью перейти на продукты с сахарозаменителями?

1.2 История возникновения сахара

Откуда появился сахар и почему мы стали употреблять его в пищу?

Сахар – бытовое название сахарозы. Первыми европейцами, которые увидели в Индии и попробовали сахар, были воины Александра Македонского. Спустя несколько сотен лет плантации сахарного тростника появились в Китае, а затем и в Персии (приложение 2, фото 1).Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии. Производить сахар самостоятельно у европейцев не получалось, а заграничный был страшно дорог.

В течение веков сахаром в нашей стране услаждались лишь избранные – слишком дорог был заморский деликатес (который многие считали лекарством). И хотя с начала XVII столетия в России были уже сахарные головы – о засахаренных фруктах и прочих способах будничного использования сахара наши предки не могли и мечтать. Сахарные леденцы позволяли себе только знать. Кондитеры, занимавшиеся их изготовлением, работали с сахаром как ювелиры с золотом, ценя каждый грамм. Больше сахара – разумеется, тростникового – стали ввозить в середине XVII века вместе с другим колониальным товаром – чаем, а потом и кофе, но стоил он так дорого, что встал вопрос о собственном российском производстве. Разумеется, речь шла только об очистке тростникового сырца – дороже всего ценился белый кристаллический сахар. При Петре I в Кремле появилась Сахарная палата. И в 1719-м первый российский сахарозаводчик Павел Вестов основал в Санкт-Петербурге на Выборгской стороне, на берегу Большой Невки, завод по обработке привозного тростникового сырца. 600 пудов в год (1 пуд – 16,38 кг) – таков был первый собственный сладкий «урожай» России. Причем сахар этот был не хуже и не дороже привозного – таково было условие, поставленное Петром. Ситуация изменилась в 1747 году, когда немецкий химик Андреас Маргграф догадался, что добывать кристаллический сахар можно из свеклы. В результате этого открытия продукт чрезвычайно подешевел, и стал доступен почти всем слоям населения (приложение 2, фото 2).

Сегодня все врачи считают, что чрезмерное потребление сахара приводит к ожирению, так как сахар высококалорийный продукт, который практически не содержит витаминов, минеральных веществ или клетчатки. Соответственно, тот, кто употребляет в пищу много сахара, должен есть что-то еще. Кроме того, считается, что природные сахара, которые содержатся в овощах и фруктах, полезнее, чем чистая сахароза в виде сахарного песка.

Так сколько же сахара можно съесть без ущерба для здоровья?

Много лет ученые бились над этой проблемой. И вот в апреле 2003 года авторитетнейшая Всемирная организация здравоохранения выяснила, что у здорового человека с сахаром должно поступать в пищу не больше 10% калорий дневного рациона. Если пересчитать это в граммах, то получается, что взрослый мужчина в день должен есть не больше 60 граммов, а женщина – 50 граммов чистого сахара. Много это или мало? На первый взгляд, прилично: по 10-12 стандартных кусочков. Но следует учесть, что сюда входит не только «чистый» сахар, который мы сыплем в чай или в кашу, но и все сахара, которые содержатся в остальной пище. И тут нас ждет неприятный сюрприз. Например, в одной банке сладкой газировки содержится примерно 40 граммов сахара. Выпив такую баночку днем и попив сладкого чая утром, мы уже перекрываем максимальный лимит. А что, если нам предложат конфетку? Дотошные американцы подсчитали, что среднестатистические гражданин США в день съедает в пище по 190 граммов сахара. В три раза больше допустимой нормы. В России, по данным «Союзроссахара», в среднем только в чистом виде (песок и кусок) съедают по 100 граммов в день.

1.3 История возникновения сахарозаменителя

История сахарозаменителей началась в 1879 году. В лаборатории американского профессора Ремсена работал никому не известный химик Фальберг, эмигрант из России. Однажды за обедом он обратил внимание на необычный вкус хлеба — тот был сладким. Но домашние никакой сладости не ощущали. Тогда Фальберг понял: сладок не хлеб, а его пальцы - до обеда ученый возился с препаратом со страшным названием сульфаминбензойная кислота. После трапезы изобретатель помчался в лабораторию проверить догадку. Предположение подтвердилось: соединения сульфаминбензойной кислоты действительно были изумительно сладкими. Так был синтезирован сахарин. Новоявленное вещество обладало одним удивительным качеством: оно было в 450 раз слаще сахара.

Одним из самых популярных заменителей сахара считается аспартам– это один из самых популярных заменителей сахара, синтезированный в 70-х годах компанией «Monosanto». Сейчас на него приходится около 25% всей потребляемой «сладкой синтетики». Несмотря на такую распространенность, аспартам таит в себе потенциальную опасность. Проблема заключается в химическом строении этого вещества: оно состоит из двух аминокислот, соединенных между собой молекулой метилового спирта (метанола). В процессе проводимых исследований метанол превращается в ядовитое вещество-формальдегид. Врачи не рекомендуют аспартам детям и подросткам, однако добиться исключения этого заменителя из их рациона очень сложно.

Дело в том, что этот заменитель сравнительно хорошо растворим в воде. Это свойство нашло широкое применение в пищевой промышленности: аспартам используется сейчас почти во всех «облегченных» лимонадах. Именно благодаря ему продаваемые напитки могут похвастаться минимальным содержанием калорий. Конечно же, умеренное количество такой «газировки» никакого вреда не принесет. Однако ежедневно выпиваемые литры могут неблагоприятно отразиться на здоровье. Особенно это актуально в отношении нагретых напитков: при повышенной температуре аспартам разрушается с выделением метанола, который является довольно агрессивным химическим веществом. На лимонадных этикетках аспартам обычно маскируется под аббревиатурой Е951.

Надо сказать, что этот заменитель достаточно редко используется в чистом виде. Чаще всего его смешивают с другим подсластителем нового поколения (ацесульфам К).Считается, что по вкусу такая смесь максимально приближена к натуральному сахару: ацесульфам К отвечает за «мгновенную сладость», а аспартам обеспечивает длительное послевкусие. Именно поэтому смесь этих веществ лежит в основе большинства промышленных аналогов сахара.

Безусловно, передозировка любого вещества может принести вред здоровью. Именно поэтому так важно соблюдать правила «допустимой дневной нормы». Для этого надо покупать только те препараты, на этикетке которых указан тип подсластителя и его вес. Эта предосторожность позволяет точно рассчитать безопасное количество заменителя сахара.

В России использование Е591 аспартама разрешено, но нормировано – не более 40 мг на кг веса.

Глава II. Анализ вкусовых предпочтений

2.1 Сравнительная характеристика сахара и сахарозаменителя

Сегодня заменители сахара используются повсюду, - в десятках тысяч продуктов питания и напитков.

Исходя из выше сказанного, мы составили таблицу «Сравнительная характеристика сахара и сахарозаменителя». В состав сахара входят натуральные вещества, а сахарозаменитель состоит из химических соединений. Если сравнивать сахар и сахарозаменитель по вкусу. Сахар обладает более сладким вкусом и не имеет не приятного послевкусия. Польза сахара получение энергии, а сахарозаменителя мало калорий. Вред сахара несравним с вредом сахарозаменителя (приложение 4, таблица1).

Вывод. Сахар полезнее сахарозаменителя по многим показателям.

2.2 Исследование этикеток на современных продуктах.

Проанализировав этикетки: Этикетка 1. Кола Лайт, Этикетка 2. Кока – Кола, Этикетка 3. Жевательная резинка Дирол я выяснил, что в состав этих продуктов входит аспартам. (приложение 2, фото 1-3)

2.3 Вкусовые предпочтения. Опыты. Анкетирование

2.3.1 Анкетирование.

С целью выявления предпочтений употребления продуктов с сахаром и сахарозаменителем я провёл анкетирование среди одноклассников (приложение 3, анкета 1).

В результате мы выяснили, что большинство одноклассников предпочитают продукты с сахаром, чем продукты с сахарозаменителем (приложение 4, таблицы 1-2).

Полученные данные мы приставили в виде диаграмм (приложение 5, диаграммы 1-2).

Выяснив, что большая часть учащихся пьёт чай и ест конфеты каждый день, а газированные напитки и жвачку лишь иногда. Мы решили проверить, что одноклассникам больше нравится продукты подслащенные сахаром или сахарозаменителем. Для этого мы провели два опыта.

2.3.2 Опыты

Цель опытов. Выяснить вкусовые предпочтения одноклассников

Опыт № 1[2]

Оборудование: одна упаковка сухой смеси для желе с сахаром, одна упаковка сухой смеси для желе без сахара (того же вкуса и одинаковой фирмы), мерный стакан, одноразовые ложки, 2 миски, вода, карандаши или ручки, листочки.

Ход опыта. В супермаркете найти смесь для желе с сахаром и смесь для желе с заменителем сахара одной компании – производителя. Купить по одному пакетику каждой смеси одинакового вкуса. Приготовить два вкуса желе: с сахаром и с заменителем сахара. Внимательно читать инструкцию на упаковке. В этом эксперименте вкус десертов будет постоянным, а сладость десертов будет переменной.

Приступим к опыту. Берем большую миску, переворачиваем и прикрепляем на ее дно кусок липкой ленты с надписью на ней «с сахаром». Наливаем в эту миску желатин на основе сахара. На боковой стороне миски наклеить ленту с надписью «Образец 1».

Точно так же на дно другой миски прикрепить ленту с надписью «без сахара». Налить в миску желатин без сахара (на основе заменителя сахара). На боку миски поместить ленту и надпись «Образец 2». Поставить обе миски в холодильник, что бы желе остыло и затвердело.

Для достоверности эксперимента нужно будет обследовать несколько человек. Мы возьмем класс. Нужно положить ложку желе из миски 1 в одноразовый стаканчик и еще одну ложку желе из миски 2 в другой стаканчик. Дать каждому попробовать желе из мисок 1 и 2 и записать на бумажке, желе из какой миски им понравилось больше.

Подсчитать, сколько опрошенных предпочитают желе из миски 1 и сколько из миски 2. Какой вкус им понравился больше всего?

Опыт № 2 [2]

Оборудование: чай без добавления ароматизаторов но с сахаром и с сахарозаменителем, одноразовый стакан, вода, карандаши или ручки, листочки.

Ход опыта. Заварить в один термос чай без добавления ароматизаторов, добавить туда сахар; заварить во второй термос чай без добавления ароматизаторов, добавить сахарозаменитель. В этом эксперименте вкус десертов будет постоянным, а сладость десертов будет переменной.

Приступим к опыту. Берем термос, переворачиваем и прикрепляем на дно кусок липкой ленты с надписью на ней «Образец 1». Наливаем в термос чай с сахаром.

Точно так же на дно другого термоса прикрепить ленту с надписью «Образец 2». Налить в термос чай без сахара (на основе заменителя сахара).

Для достоверности эксперимента нужно будет обследовать несколько человек. Мы возьмем класс. Нужно налить в одноразовый стакан из первого термоса чай и в другой одноразовый стакан из второго термоса чай. Дать каждому попробовать чай из термоса 1 и 2 и записать на бумажке, Какой чай им понравился больше.

Подсчитать, сколько опрошенных предпочитают чай из термоса 1 и сколько из термоса 2. Какой вкус им понравился больше всего?

Проанализировав результаты ответов одноклассников, мы получили следующие данные: 24 ученикам понравилось желе с сахаром и 5 учеников желе с сахарозаменителем. 23 ученикам понравился чай с сахаром и 6 ученикам с сахарозаменителем (приложение 4, таблица 4).

Полученные результаты мы оформили в виде диаграммы (приложение 5, диаграмма 3).

В результате проведённого исследования мы сделали следующие выводы:

Большая часть одноклассников предпочитают чай и желе с сахаром.

В анкетирование участвовали 29 учеников класса. Из них 59% пьют чай с сахаром каждый день, 34% пьют чай иногда и оставшиеся 7% не пьют чай с сахаром.

Опыт показал, что большинству учеников класса понравился чай с сахаром. 79% испытуемых считают, что вкус чая с сахаром лучше, чем с сахарозаменителем.

Большинство детей жевательную резинку жуют иногда, так же как и газированные напитки. Интересен тот факт, что те дети, которые часто пьют газировку, выбрали продукты с сахарозаменителем.

Детей, которые не едят конфеты нет, все или каждый день или иногда едят их. Процент детей, которые не пьют газированные напитки и не жуют жевательную резинку, составил 17%.

Заключение

1. Проанализировав литературу по теме исследования, мы сделали вывод, что если хочешь сладкого, то употребляй продукты с сахаром, а не сахарозаменителем.

2. Сравнительная характеристика показала, что хотя, употребляя продукты с сахарозаменителем, мы получаем меньше калорий, но можем отравиться образующимися при их использовании ядовитыми веществами.

3. Учащиеся 3 «А» класса предпочитают продукты с сахаром: 59% постоянно пьют чай с сахаром, предпочитая его газированным напиткам; жевательной резинкой поголовное большинство учащихся класса пользуются иногда, а пятеро – никогда.

4. Опыты показали, что большая часть класса (79%) предпочитают вкус сахара, а не сахарозаменителя.

5. Необходимо донести полученные знания до всех учащихся класса, так как выдвинутая гипотеза верна лишь на 79%.

Литература

  1. Биндер Ф. и ВалерИ. Сахар – сладкое искушение. – Диля, 2009. – 256 с.
  2. Боннет Б. и КинД. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения – Москва АСТ «Астрель», 2008. – 127 с.
  3. Интернет источник: http://www.povarenok.ru/contests/mistral_sugar/historyrussia
  4. КановскаяМ. Сахар. – АСТ, 2005. – 160 с.
  5. Корпачев В.В. Сахар и сахарозаменители. - Книга плюс, 2004. — 320 с.
  6. МакинисП. История сахара. – Альпина Паблишер, 2016. – 208 с.
  7. МитчеллХ. Подсластители и сахарозаменители. – Профессия, 2010. – 512 с.
  8. Тейтельбаум Дж. и ФидлерК. Без сахара. – Манн, 2015. – 240 с.
  9. ФадееваН. Мифы о сахаре. – Эксмо, 2015. – 200 с.

Приложения

Приложение 1

Фото 1. Плантации сахарного тростника Фото 2. Урожай сахарной свеклы

Приложение 2

Фото 1 Этикетка 1. Кола Лайт. Фото 2 Этикетка 2. Кока – Кола.

Состав: Е951 аспартам Состав: аспартам

Фото 3 Этикетка 3. Жевательная резинка Дирол.

Состав: Е 951 аспартам.

Приложение 3

Анкета «Выяснение вкусовых пристрастий учащихся 3 «А» класса»

Как часто вы пьете газированные напитки?

а) каждый день

б) иногда

в) не пью

2. Как часто вы пьете чай с сахаром?

а) каждый день

б) иногда

в) не пью

3. Как часто вы жуете жевательную резинку?

а) каждый день

б) иногда

в) не жую

4. Как часто вы едите конфеты?

а) каждый день

б) иногда

в) не ем

Приложение 4

Таблица 1. «Сравнительная характеристика сахара и сахарозаменителя»

Признаки сравнения

сахар

сахарозаменитель

состав

сахароза

Соединение двух аминокислот: аспарагиновой кислоты и фенилалалина

вкус

сладкий

сладость ощущается не сразу, остается послевкусие.

польза

получение энергия

мало калорий

вред

высокая калорийность

образование метанола

Таблица 2. Сравнение напитков

 

каждый день

иногда

не пью

Газированные напитки

2

22

5

Чай с сахаром

17

10

2

       

Таблица 3. Сравнение продуктов

 

каждый день

иногда

не ем

Жевательная резинка

2

22

5

Конфеты

15

14

0

Таблица 4. Сравнение продуктов с сахаром и сахарозаменителем

 

Число учащихся, которым понравился продукты с сахаром

Число учащихся, которым понравился продукты с заменитель

Желе

24

5

Чай

23

6

Приложение 5

Диаграмма 1. Продукты Диаграмма 2. Напитки

Диаграмма 3. Продукты с сахаром и сахарозаменителем

Приложение 6

Фото 1. Желатин. Фото 2.Сахарозаменитель

Фото 3. Сахар Фото 4. Наливаем стакан воды Фото 5. Насыпаем желатин

Фото6.Ягоды Фото7.Добавляем ягоды в две кастрюли Фото8.Сахарозаменитель

Фото 9. Сахар Фото 10. Процеживаем желе Фото 11. Желе с сахаром

Фото 12. Желе с сахарозаменителем Фото 13. Пробуем желе на вкус

Фото 14.Пробуем желе с сахаром Фото 15. Пробуем желе с сахарозаменителем

Фото 16 Чай с сахаром Фото 17 Чай с сахарозаменителем

Просмотров работы: 220