Введение
Актуальность. Земледелием люди занимаются с давних пор. С каждым годом интерес к земледелию усиливается, так как многие стремятся использовать в пищу экологически чистые овощи и фрукты. Чтобы точно знать, что ты ешь, лучше всего вырастить это самому, начиная с рассады и заканчивая готовыми овощами и фруктами. Хорошая питательная почва – основа для получения высокого урожая овощей. Где её взять, в магазине, в лесу или на своём огороде? Стоит ли платить за то, что уже есть, или, может быть, природная земля не отвечает требованиям, предъявляемым к питательной субстанции? На эти вопросы мы решили ответить, выполнив исследовательскую работу.
Цель: выяснить влияние природных почв на рост растений, на примере выращивания лука.
В рамках достижения поставленной цели были обозначены следующие задачи:
Проанализировать литературу по данной теме.
Изучить физический и химический состав образцов природной почвы.
Сравнить с помощью ряда опытов эффективность прорастания и роста лука в природной почве и воде (контрольный образец).
Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Объект: образцы природной почвы хвойного леса, лиственного леса, заброшенного дачного участка сада «Ярино», собственного дачного участка, расположенного на улице Калинина и заброшенного участка соседа.
Предмет:свойства природной почвы: структура, содержание основных катионов и анионов, гумуса, воды и кислотность почвы, и их влияние на рост растений, на примере выращивания лука.
Гипотеза:предположим, что природная почва из-под лиственных деревьев, характеризуется улучшенными физическими и химическими свойствами и более плодотворно (эффективно) влиять на прорастание и рост растений (лука), чем природная почва других объектов.
Научное и практическое значение работы: Результаты работы можно будет использовать не только на занятиях внеурочной деятельности, кружковых занятиях, при проведении агротехнических профильных проб по изучению состава почвы, но и для выбора почвы для выращивания экологически чистых овощей рассадным способом.
В ходе работы были использованыследующие методы:
теоретическое изучение различных источников и анализ материала;
сравнение информации различных источников;
практическое исследование физического и химического состава почвы;
постановка опыта по выращиванию лука в разных образцах почвы и воды и их сравнение;
сравнительный анализ, описание и наблюдение проводимых опытов;
обобщение полученных результатов и формулирование выводов.
Общая характеристика почв Добрянского района
Почва – особое природное образование, обладающие рядом свойств,присущих живой и неживой природе, сформировавшееся в результатедлительного преобразования поверхностных слоев литосферы под совместным взаимообусловленным взаимодействием гидросферы, атмосферы, живых и мертвых организмов.
На территории России существует несколько типов почвы: тундровые ,слабоподзолистые и подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые,бурые и солончаковые почвы.
Согласно почвенно-климатическому районированию Пермского края, почвы Добрянского района относятся к Бореальному поясу, Северорусской таежно-лесной области, к зоне дерново-подзолистых почв южной тайги, входят в состав фации умеренных промерзающих почв.
Основными почвами Добрянского района являются подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Последние считаются для района наиболее характерными. В них, как правило, хорошо развит дерновый горизонт. В свою очередь дерново-подзолистые почвы подразделяются на ряд разновидностей. На красно-бурых и красно-малиновых суглинках отложений Пермской системы сформировались дерново-подзолистые тяжелосуглинистые и среднесуглинистые почвы, их естественное плодородие достаточно низкое.
Более высоким плодородием отличаются дерново-среднеподзолистые легкосупесчаные, легко и среднесуглинистые почвы, образовавшиеся на песчаных отложениях, располагающихся на глинах и суглинках Пермской системы.
Богатый гумусовый горизонт имеют дерново-луговые почвы в их разных вариантах. Они сформировались на делювиальных и аллювиальных отложениях и распространены в пониженных местах вдоль рек и в их долинах. Торфяные почвы, сформировавшиеся насупесчаных и суглинистых отложениях, распространены во впадинах и речных долинах с застойными водами. Такие почвы сильно увлажнены и небогаты питательными веществами. Бедный и незначительный гумусовый горизонт характерен также для подзолистых легкосупесчаных почв, которые сформировались на песчаных аллювиальных отложениях. [3]
Состав почвы
Изучением почв занимается почвоведение, основателем которогоявляется Василий Докучаев. 1883 год становится годом рожденияпочвоведения - новой науки, науки о почвах. В состав почвы входят четыре важнейших компонента: минеральная основа (50-60 % от общего объёма); органическое вещество (до 10 %); воздух (15-25 %); вода (25-35 %).
Почвы состоят из частиц различного размера. Обычно частицы, составляющие почву, делят на глину (мельче 0,002 мм в диаметре), ил (0,002-0,02 мм), песок (0,02-2,0 мм) и гравий (больше 2 мм). Хорошие почвы содержат примерно одинаковое количество песка и глины; они называются суглинками. Преобладание песка делает почву более рассыпчатой и лёгкой для обработки; с другой стороны, в ней хуже удерживается вода и питательные вещества. Глинистые почвы плохо дренируются, являются сырыми и клейкими, но зато содержат много питательных веществ и не выщелачиваются.
Органические вещества в почве образуются из остатков растений иживотных. Важную роль в процессе разложения играют сапрофиты. Врезультате образуется аморфная масса - гумус - тёмно-коричневого или чёрного цвета. Химический состав гумуса - фенольные соединения, карбоновые кислоты, эфиры жирных кислот. В почве частицы гумуса прилипают к глине, образуя единый комплекс. Гумус улучшает свойства почвы, повышая ееспособность удерживать влагу и растворённые минеральные вещества.
Минеральный состав почвы отличается от состава породы, на которойона образовалась, чем старше почва, тем сильнее это отличие. Около 50—60 % объёма и до 90—97 % массы почвы составляют минеральные компоненты.
Почвенный воздух заполняет поры между частицами почвы, находясь внепосредственном контакте с атмосферным воздухом, отличается по составу от атмосферного. Если в атмосферном воздухе содержание кислорода достигает 21%, то в почвенном воздухе содержание кислорода значительно меньше - 18- 19%. [4]
Жизнь растений тесно связана с почвой. Только воздействуя на почву, на ее свойства, определяющие плодородие, человек может повлиять на рост и развитие растений, т.е. на величину и качество урожая.
Характеристики почвы, влияющие на плодородие:
механический состав;
минералогический и химический состав;
физические свойства почвы;
водный, воздушный и тепловой режим почвы;
живые организмы и т д.
Основными агрохимическими показателями анализа почвы, без которых не обходится ни одно окультуривание земель, создание газона или посадка растений, является содержание гумуса, подвижных форм фосфора и калия, кислотность почвы.
Практическая часть.
С целью выяснить влияние природных почв на рост лука, были проведены следующие исследования: физический, химический анализ природных почв, а также проведен опыт по прорастанию лука в данных образцах почв.
Образцы природной почвы были взяты на участке, расположенном на улице Калинина, в заброшенном саду «Ягодка», в хвойном лесу и лиственной части смешанного леса Добрянского района, Пермского края.
Почва хвойного леса
Почва лиственной части смешанного леса
Почва огорода
Почва сада
Почва заброшенного участка соседа.
Физический анализ.
Физический анализ почвы был проведен по следующим показателям: гранулометрический состав, влагоемкость, содержание кислорода, структура почвы, водопроницаемость.
Гранулометрический (механический) состав. Свойства почвы в значительной мере зависят от состава почвы и величины частиц. Встречаются в ней крупные частицы – камни, остатки горных пород и минералов, размеры которых могут варьировать от 2-3 см в диаметре, до 10-12 cм. Большую часть занимают мелкие частицы, которые не видны вооруженным глазом. Имеются частицы, которые можно заметить только в микроскоп при увеличении в сотни раз. И есть еще меньшие частицы, различаемые только в электронном микроскопе. Единой классификации частиц не существует. В российском почвоведении принята шкала Н. А. Качинского. (Приложение 1)
Опыт 1. Определение механического состава почвы по методу «Зеркало»
Оборудование: воздушно-сухая почва, ёмкость для стряхивания почвы.
Ход работы.
1. Взять в правую руку кусочек воздушно-сухой почвы размером с горошину.
2. Растереть эту горошину пальцами и высыпать на ладонь левой руки.
3. Втереть почву указательным пальцем правой руки в кожу.
4. Ладонь с растёртой почвой перевернуть вниз и слегка стряхнуть.
На ладони остаётся так называемое «зеркало» за счёт оставшихся в бороздах и порах кожи мелких глинистых частиц. Более крупные частицы песка размером более 0,001 мм не остаются в порах и отряхиваются с ладони. (приложение 1)
№ образца |
Результат исследования |
Тип почвы |
1 |
«Зеркало» слабое, прерывистое |
Супесь (супесчаная почва) |
2 |
«Зеркало» слабое, прерывистое |
Супесь (супесчаная почва) |
3 |
«Зеркало» сплошное, есть комочки |
Суглинок (суглинистая почва) |
4 |
«Зеркало» сплошное, светится |
Глинистая почва |
5 |
«Зеркало» сплошное, есть комочки |
Суглинок (суглинистая почва) |
Опыт 2. Определение механического состава почвы (по Качинскому)
(Эта методика соответствует методике Н.А.Пугал, И.Д.Зверева, В.Н.Лавровой).
Оборудование: почва, лоток для раскатывания, линейка, полотенце, весы.
Ход работы:
Взять 50 г почвы, положить её на лоток.
Смочить исследуемую почву водой до состояния жидкой массы.
Эту массу скатать в шар. Шар раскатать в шнур.
Шнур согнуть в кольцо диаметром 3 см. [6]
Результат исследования:
№ |
Результат |
Тип почвы |
1. |
Ни шар, ни шнур не образовался |
Песчаная |
2. |
Шар сформировался, но кольцо сильно растрескалось |
Супесь (супесчаная почва) |
3. |
Шар сформировался, но кольцо растрескалось |
Суглинок (суглинистая почва) |
4. |
Шар сформировался. Кольцо цельное, без трещин |
Глинистая почва |
5 |
Шар сформировался, но при образовании кольца небольшие трещины |
Суглинок (суглинистая почва) |
Сравнили результаты определения механического состава почвы по обоим методам. Исследованные нами образцы, основываясь на вышеприведенных показателях, являются по механическому составу - № 4 глинистые, № 3 и 5 – суглинок, № 1 и 2 супесчанные(супесь). Супесчаные почвы лучше по своим качествам. Они воздушны, хорошо прогреваемы, их легко обрабатывать, хорошо пропускают воду. После дождя они быстро просыхают, не образуется корка. Минеральные удобрения также вносятся небольшими дозами, но часто, так как такие почвы бедны питательными веществами. Вносят торф, навоз, мульчируют. Такие почвы задерживают воду и хорошо связывают минеральные питательные вещества. Глинистые почвы - тяжелые, медленно пропускающие воду и медленно прогревающиеся весной, но часто весьма плодородные. Легко уплотняются и могут спечься и затвердеть летом. Суглинистые почвы – это промежуточные между песчаными почвами и глинистыми. Такие почвы содержат частицы пыли, обладают большим запасом питательных веществ, доступных растениям, отличаются подходящей зернистой структурой и легко обрабатываются. Если почва не кислая и богатая гумусом, она дает богатый урожай.
Вывод: гранулометрический состав образцов почв является благоприятным для роста растений, хотя преимущество остается за суглинистой почвой природного происхождения. [1]
Определение влагоемкости почвы.Влагоемкостъ почвы (влагоудержание) — это способность почвы вмещать или удерживать при определенных условиях некоторое количество влаги. Именно она и доступна для питания растений. Влагоёмкость зависит от состояния увлажненности, пористости, температуры почвы, концентрации и др. С повышением температуры почвы и воздуха влагоемкость уменьшается, за исключением почв, обогащенных перегноем. Водопроницаемость почв, то есть способность почвы пропускать через себя воду, зависит от механического состава почвы, ее структурного состояния и т. д
Опыт 3. Определение влагоёмкости и влагопроницаемости почвы
Оборудование: почва, воронка, стакан, мензурка, секундомер, весы.
Ход работы:
В воронку положить 50 грамм почвы и поместить воронку в стакан.
Отмерить мензуркой 50 мл воды и вылить в стакан через воронку с почвой.
Определить время, в течение которого вода выльется в стакан.
Вычислить массу воды, просочившейся сквозь почву.
Определить влагопроницаемость почвы по времени просачивания воды.
Определить влагоёмкость по массе собранной воды в стакане.
№ образца |
Время прохождения воды через почву (водопроницаемость) |
Объём оставшейся воды (влагоёмкость)V2/ V1 *100% |
1 |
1 минута 42 секунды |
18 мл – 36% |
2 |
2 минуты 15 секунд |
16 мл – 32 % |
3 |
2 минуты 30 секунд |
16 мл – 32 % |
4 |
4 минуты |
11 мл – 22% |
5 |
3 минуты |
14 мл – 28% |
Вывод: Время прохождения 50 мл воды через 50 г природной почвы зависит от её вида. Самое большое время просачивания наблюдается у образца № 4 – глинистая почва, а наименьшее – у образца № 1 – песчаная почва. Сама почва имеет среднюю влажность и должна постоянно подвергаться дополнительному поливу. Для суглинистых и глинистых почв характерно более длительное просачивание воды, поэтому она будет покрываться коркой и плохо пропускать воздух. Для такой почвы необходимо частое рыхление. Для песчаных и супесчаных почв характерно небольшое время просачивания, поэтому их необходимо чаще поливать. Наименьшее количество воды задержано образцом № 1, а наибольшее количество – образцом № 4.
Определение содержания воздуха в почве.Наличие воздуха является необходимым условием жизни всех живых организмов. Все организмы, заселяющие почву, дышат. Для растений кислород необходим начиная с прорастания семян и до конца периода вегетации. При недостатке кислорода в почве, например, при заболачивании, растения резко снижают урожай, а иногда и гибнут. Почвенный воздух отличается от атмосферного прежде всего меньшим содержанием кислорода и большей концентрацией углекислого газа.
Опыт 4. Определение наличия воздуха в образцах почвы
Оборудование: почва, стакан с дистиллированной водой, мензурка, секундомер, весы.
Ход работы:
Отмерить 50 г почвы
Отмерить100 мл дистиллированной воды
Определить время выделения пузырьков воздуха
Определить величину и интенсивность выделения пузырьков воздуха
№ |
Время выделения пузырьков воздуха |
Величина выделения пузырьков воздуха |
Интенсивность выделения пузырьков воздуха |
1 |
3 минуты |
Крупные пузырьки |
средняя |
2 |
1 минута 40 секунд |
Средней величины |
маленькая |
3 |
2 минуты 15 секунд |
Мелкие |
маленькая |
4 |
2 минуты 30 секунд |
Мелкие |
большая |
5 |
4 минуты |
Мелкие |
средняя |
Вывод: Наиболее богата почва кислородом образца № 3. Так как самое большое время выделения и средняя интенсивность, меньше всего обогащена почва образца № 2. Почва содержит достаточно количество кислорода, а значит, благоприятна для выращиваемых в ней растений.
Определение структуры почвы. Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки, называется структурой почвы. Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почвы, поэтому является одним из признаков её плодородия. Известно, что структурная почва – комковатая или зернистая, состоящая из комочков до 10 мм в диаметре; бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц – до 0,001 мм в диаметре. [5]
Опыт 5. Определение структуры почвы
Оборудование: почва, линейка, фарфоровая чашка, весы.
Ход работы:
Отмерить 10 г почвы и высыпать её в фарфоровую чашку.
Рассмотреть внешний вид почвы.
Измерить комочки почвы.
№ |
Наличие комочков и их размеры |
Вид почвы |
1 |
Комочков нет |
Почва рыхлая |
2 |
Комочки 2-6 мм |
Почва рыхлая, зернистая |
3 |
Комочки 5 мм – 1 см |
Почва рыхлая, комковатая |
4 |
Комочки 1-3 мм |
Почва рыхлая, мелкоструктурная |
5 |
Комочки 3-6 мм |
Почва рыхлая, зернистая |
Вывод: Во всех образцах почва рыхлая структурированная. Почва состоит из частиц, связанных в отдельные комочки разнообразной формы и величины. В зависимости от величины комочков промежутки между ними больше или меньше. Через эти промежутки проходят вода и воздух, крайне необходимые для нормального бактериального процесса в почве и развития в ней хорошей корневой системы растений. После дождя на участке, где почва комковатая, рыхлая, вода быстро впитывается. Однако в образце № 4 почва мелкоструктурная. В основу этих почв входят очень мелкие частички. В таких почвах плохо проходит вода и воздух. После дождя бесструктурные (мелкоструктурные) почвы образуют сплошную массу, а после высыхания становятся твердыми и трескаются.
Химический анализ почвы.
Определение кислотности почвы.Кислотность почвы – это важный показатель анализа почвы. Он выражают величиной рН. в единицах от 0 до 14.Кислотность почв можно разделит на три вида: слабокислая (выше рН7), нейтральная (рН7), кислая (ниже рН7).Кислотность зависит от наличия и количества извести в земле. Если в земле мало извести – то почва становится кислой.Большинство растений лучше всего произрастает при нейтральной или слабокислой реакции почвы. Кислотность почвы является важным параметром, поскольку он влияет на:
1) доступность питательных веществ, макро- и микро-элементов;
2) растворимость токсичных веществ;
3) микробиологическую активность почвы;
4) развитие и функционирование клеток корней растений.
Опыт 6. Исследование кислотности почвы
Оборудование и реактивы: пробирки, фильтровальная бумага, воронка; дистиллированная вода, универсальный индикатор, образцы почвы.
Ход работы:
В пробирку поместите почву (столбик почвы должен быть 2-3 см).
Прилейте дистиллированную воду, объем которой должен быть в три раза больше объема почвы.
Закройте пробирку пробкой, тщательно встряхивали в течение 1-2 минут.
Профильтруйте полученную смесь почвы и воды в другую пробирку, и получите почвенную вытяжку (почвенный раствор)..
На универсальный индикатор, нанесите палочкой почвенный раствор.
Определите по окраске универсального индикатора рН почвенного раствора. (Если бумага окрашивается в красно-розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то-щелочной).
Результаты исследований внесите в таблицу.
№ образца |
ПоказательрН |
Тип почвы |
1 |
5,0 |
Слабокислая |
2. |
7.0 |
Нейтральная |
3. |
6,0 |
Слабокислая,близкая к нейтральной |
4 |
7,0 |
Нейтральная |
5 |
6,5 |
Слабокислая, близкая к нейтральной |
Вывод: Образца почвы № 2, 4 с нейтральной реакцией среды, что не благоприятно, хотя не критично, для выращивания в ней лука, так как лукпредпочитает почву слабокислую, с реакцией среды ниже 7. (приложение2)
Качественное определение химических элементов почвы
Опыт 7. Определение карбонатов, хлоридов, сульфатов в образцах почвы.
Оборудование и реактивы: весы (с точностью до 0,1 г) и разновесы, мерный цилиндр, пипетка, пробирки, воронка, колбы, химические стаканы, фильтровальная бумага, соляная кислота (10%), соляная кислота (конц.), растворы азотной кислоты (10%), хлорида бария (20%), нитрата серебра (2%), дистиллированная вода.
Ход работы
1. Обнаружение карбонатов в почве. К пробе почвы добавили несколько капель 10%-й соляной кислоты. Если почва содержит карбонат-ион, то под действием кислоты начнется выделение углекислого газа. Почва как бы «вскипает». Почвы, вскипающие от 10%-й соляной кислоты, относят к карбонатным. Интенсивность образования углекислого газа, т.е. интенсивность «вскипания» (бурное, среднее, слабое), дает предварительную количественную оценку содержания карбонат-иона в почве. Уравнение реакции: Nа2СО3+2НCl=2NаСl+CО2+Н2О Присутствие заметных количеств карбонатов препятствует развитию кислотности, а иногда приводит к возникновению щелочности, что оказывает важное влияние на подвижность многих веществ в почве. Вывод: При действии соляной кислоты на образцы почв, вскипания не наблюдалось. Следовательно в почвах карбонаты не содержатся, что подтверждается и анализом среды почв. (нет щелочности в почвах)
2. Определение наличия хлоридов в почве:
1. Подготовка водной вытяжки почвы. Для этого поместили 25 г почвы в коническую колбу, добавили 50 мл дистиллированной воды. Взболтали содержимое колбы, дали отстояться в течение 5-10 мин. Еще раз взболтали и после отстаивания профильтровали.
2. Отлили в пробирку 5 мл почвенной вытяжки, добавили несколько капель 10%-й азотной кислоты. По каплям добавляли раствор нитрата серебра. Если хлориды присутствуют, то образуется белый хлопьевидный осадок хлорида серебра. Если признаком реакции при анализе образца будет хорошо различимый белый творожистый или хлопьевидный осадок, то данный образец содержит десятые доли процента хлорид - ионов. Если раствор только мутнеет, т. е. теряет прозрачность, то в почве содержатся сотые и тысячные доли процента хлорид-ионов. Уравнение реакции:AgNО3+NаCl= AgCl+ NаNО3
3. Обнаружение сульфатов в почве. К 5 мл почвенной вытяжки прилили несколько капель концентрированной соляной кислоты и 3 мл раствора хлорида бария. Если почва содержит сульфат-ион, то появляется белый тонко дисперсный, или, как говорят, молочный осадок сульфата бария. О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени прозрачности полученной смеси (густой осадок, мутный или почтипрозрачный раствор). Уравнение реакции: ВаCl2+Nа2SO4= BaSO4+ 2NаCl Хлориды и сульфаты снижают плодородие почвы, поэтому их наличие снижает хозяйственную ценность почвы и требует их удаление. [3]
№ |
Проба на карбонат ион |
Проба на хлорид ион |
Проба на сульфат ион |
1 |
Вскипания нет |
Сильное помутнение, белый осадок |
Нет изменений |
2. |
Вскипания нет |
Нет изменений |
Нет изменений |
3. |
Вскипания нет |
Слегка помутнело |
Нет изменений |
4 |
Вскипания нет |
Сильное помутнение, появился белый осадок |
Нет изменений |
5 |
Вскипания нет |
Нет изменений |
Нет изменений |
Вывод: во всех образцах нет карбонатов, это доказывает, что почва имеет не щелочную, а нейтральную или слабокислую среду. К этому же выводу пришли в предыдущем опыте при определении среды. Сульфатов также не обнаружено. Содержание хлоридов присутствует в образцах № 1,4,и небольшое в образце № 3, что указывает на вредное воздействие данной почвы на растения, в результате выращивания на такой почве у растений появляются пережжённые или коричневые листья, нарушается нормальный процесс дыхания и фотосинтеза. Самой благоприятной почвой, по химическому составу, для выращивания растений является почва № 5.
Качественное определение гумуса. Одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают чёрную, тёмно-серую и серую окраски. Гумусовые вещества - это органическая часть почвы, которая образуется при разложении и гумификации органических остатков растительного и животного происхождения [2]. Для определения гумуса в почве разработаны различные методики. Для школьной лаборатории эти методики не приемлемы, поэтому доступна визуальная оценка образцов почвы по их цвету (прилож. 3)
Опыт 8. Определение содержания гумуса почвы
Оборудование: почва, фарфоровая чашка, весы.
Ход работы:
Отмерить 10 г почвы и высыпать её в фарфоровую чашку.
Рассмотреть внешний вид почвы.
Определить окраску почвы.
Результаты исследования занести в таблицу.
№ |
Окраска почвы |
Содержание гумуса, % |
Категория почвы |
1 |
Чёрная |
7-10 |
Гумусная, плодородная |
2 |
Очень чёрная |
10-15 |
Высокогумусная, очень плодородная |
3 |
Тёмно-серая |
4-7 |
Среднегумусная, среднеплодородная |
4 |
Серая |
2-4 |
Малогумусная, среднеплодородная |
5 |
Чёрная |
7-10 |
Гумусная, плодородная |
Вывод: В образцах № 1.2,5 наиболее богата почва гумусом, самой бедной почвой является почва образца № 4.
Опыт 9 «Проращивание лука в различных образцах почв».
В качестве посадочного материала были выбраны луковицы лука (весом 78-80г), так как это растение неприхотливо, достаточно быстро даёт зелёные листья. Луковицы посажены одновременно в горшки с разными образцами природной почвы и контрольный в воду – 25.12.2017 г. Горшки стояли на подоконнике и были в одинаковых условиях освещения и полива. Затем велись наблюдения и фиксировались результаты по следующим показателям: появление ростка на поверхности земли, длина проростков, последующее появление листьев, длина коней корневой системы. Наблюдения осуществлялись в течение месяца.
Первым росток появился на 3 день - 28.12.17 г - в образце № 5, последний на 10 день в образце № 2.
Далее замеры провели через две недели. Длина пера больше всего была в образце № 5, а меньше всего в образце № 2. Длина пера лука образца № 2 была меньше контрольной. Визуально толщина листьев в образце № 5 была гораздо выше, размер и количество листьев был одинаков (по три пера).
Следующие замеры были проведены на 21 день после появления проростков- 19.01.18 г. Ситуация не изменилась, больше всего размеры пера достигали в образце № 5, а меньше всего в образце № 2. Толщина стебля, размер листьев и их количество не различалось.
При последующих наблюдениях различий выявлено не было. Опыт прекращен – 28.01.2018 г. (Приложение 4)
Вывод: скорость прорастания лука и интенсивность роста растения выше, чем в контрольном в образцах № 5 и 3, по остальным показателям существенных различий не обнаружено. После месяца наблюдений эксперимент прекращен. Для лука хорошими почвами являются почвы легкого механического состава — слабо- или среднесуглинистые, достаточно плодородные, с небольшим содержанием солей, не содержащие хлориды и сульфаты. Хорошим показателем для луков считается рН 6...6,5. Такими являются почвы под номерами 5 и 3. (приложение 5 – фотоотчёт эксперимента)
Заключение
В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:
В ходе исследования физического состава образцов природной определили:
- Гранулометрический состав образцов почв: супесь и суглинок, является благоприятным для роста растений, хотя преимущество остается за суглинистой почвой природного происхождения;
- Природная почва имеет влагоемкость выше 12%, все образцы, по данному показателю благоприятны для выращивания растений;
- Все образцы почвы содержат кислород, а образец № 3 (мой огород) содержит набольшее количество кислорода, а значит, более благоприятен для выращиваемых в нем растений, хотя в других образцах его тоже достаточно.
- Реакция среды образцов почвы нейтральная, или слабокислая, образцы почвы 2 и 4 с нейтральной реакцией среды, что неблагоприятно, хотя не критично, в образцах почвы 1,3,5 среда слабокислая, что более благоприятно.
-Образцы почвы содержат небольшое количество солей, а самой благоприятной почвой, по химическому составу, для выращивания растений является почва № 5, так как в ней нет хлоридов и карбонатов.
- Во всехобразцах почва рыхлая структурированная.
- Все образцы почвы содержат гумус.
- В ходе постановки и проведения опыта по проращиванию лука определили: скорость прорастания интенсивность роста растения выше в образце № 5 (сосед) до 13-15 дня наблюдения, по остальным показателям существенных различий не обнаружено. После 30 дня наблюдений – различий не обнаружено.
Вывод по практической части работы: анализируя полученные результаты, приходим к выводу, что для выбора в качестве питательной среды для высаживания рассады, посадки растений можно использовать природную почву. Гипотеза не подтвердилась, почва из под лиственного дерева оказалась, менее пригодная для выращивания рассады. Наиболее пригодной оказалась почва с соседнего участка, который давно не использовался.
Источники
Жуков А.И., Попов П.Д. Регулирование баланса гумуса в почве. – М.: Росагропромиздат, 1988.
Дьякович С.В. «Почва как объект изучения на уроках химии». Москва: «Просвещение» 1985г.
Калинин, М.А.1996; КоротаевН.Я., 1962; Атлас Пермской области, 2000). Природно-климатические условия Добрянского района https://revolution.allbest.ru/agriculture/00506556_0.html
Качинский Н.А., Механический и микроагрегатный состав почвы, методы его изучения, М., 1958.
Методы контроля качества почвы: Учебно-методическое пособие для ВУЗов. – Воронеж, 2007
МуравьевА. Г., ПугалН.А., ЛавроваВ.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к. х. н. А.Г.Муравьева. – СПб.: Крисмас+, 2003
Приложение 1 Гранулометрический состав почвы по методу Карчинского
Характеристика гранулометрического (механического) состава почвы даётся на основании содержания фракции физической глины (частиц менее 0,01 мм) и физического песка (более 0,01 мм) с учётом типа почвообразования.
Шкала определения механического состава почвы.
Шнур не образуется – песок (песчаная почва).
Образуются зачатки шнура – супесь (супесчаная почва).
Шнур дробится при раскатывании и сгибании в кольцо – суглинок (суглинистая почва).
Шнур сплошной – кольцо цельное – глина (глинистая почва).
Состав почвы по механическому составу |
Шарик |
Шнур |
Песок |
не скатывается |
не скатывается |
Супесь |
скатывается с трудом |
не скатывается |
Суглинок легкий |
скатывается легко, рассыпается |
скатывается |
Суглинок средний |
скатывается, при раздавливании дает крупные трещины |
скатывается |
Суглинок тяжелый |
скатывается, при раздавливании дает мелкие трещины |
скатывается |
Глина |
скатывается, при раздавливании трещин не образует |
скатывается, дает кольцо размером с монету |
Шкала для определения механического состава почвы по методу «Зеркало».
1. «Зеркала» почти нет – песок.
2. «Зеркало» слабое, прерывистое – супесь.
3. «Зеркало» сплошное, есть комочки – суглинок.
4. «Зеркало» сплошное, светится – глина.
Приложение 2 Определение кислотности почвы
Диапазон рН 6.5-7.0 является оптимальных для выращивания большинства культур. Когда рН выходит за эти рамки, можно ожидать появления каких-либо проблем.
pH |
Проблема |
Влияние на урожайность |
8.4 |
Фактически, свидетельствует о том, что почва является натриевой. |
Очень плохие физические условия, фильтрация и перколяция чрезвычайно затруднены. Возможно растворение органических веществ почвы (гумуса). рН опасен для корней растений |
Об уровне pHможно судить по цвету индикаторной бумаги.
Показатель кислотности:
Тип почвы |
рН |
Сильнокислая |
менее 4,5 |
Среднекислая |
до 5 |
Слабокислая |
до 5,5 |
Близкая к нейтральной |
до 6,4 |
Нейтральная |
до 7,3 |
Слабощелочная |
до 8 |
Щелочная |
до 8,5 |
Сильнощелочная |
более 8.5 |
Как определить кислотность почвы народным способом?
Для определения кислотности почвы проще всего взять 3—4 листка черной смородины или черемухи и заварить в стакане кипятка, остудить, затем опустить в стакан комочек почвы. Если вода приобретет красноватый цвет, то реакция почвы кислая, если зеленоватый — слабокислая, а если синеватый — нейтральная..
Есть и другой, тоже простой способ. Берут 2 столовые ложки с верхом почвы и всыпают в бутылку с узким горлышком, наливают в нее 5 столовых ложек воды комнатной температуры. Одну чайную ложку измельченного мела заворачивают в небольшой кусочек бумаги (5x5 см) и проталкивают в бутылку. Скатывают резиновый напалечник и надевают на горлышко бутылки (напалечник остается в сплюснутом состоянии). Бутылку оборачивают газетой, чтобы не нагревалась от руки, и энергично встряхивают 5 минут! Если грунт кислый, то при взаимодействии с мелом в бутылке начнется химическая реакция - выделением углекислого газа, давление станет повышаться, и резиновый напалечник полностью выпрямится. Если грунт слабокислый, то напалечник распрямится наполовину, если нейтральный — не распрямится вовсе, оставаясь сплюснутым.
Приложение 3 Категории почвы по окраске, содержанию гумуса и плодородию
Окраска почвы |
Содержание гумуса, % |
Категория почвы |
Очень чёрная |
10-15 |
Высокогумусная, очень плодородная |
Чёрная |
7-10 |
Гумусная, плодородная |
Тёмно-серая |
4-7 |
Среднегумусная, среднеплодородная |
Серая |
2-4 |
Малогумусная, среднеплодородная |
Светло-серая |
1-2 |
Малогумусная, малоплодородная |
Приложение 4 Сводная таблица результатов опыта по выращиванию лука
№ образца |
Вес луковицы |
Первый проросток |
Размер пера на 12.01.2018 |
Размер пера на 19. 01.2018 |
Размер пера на 26.01.2018 |
Корневая система, длина корней |
вода |
78 |
31.12.2017 |
10 см |
21 см |
36 см |
40 см |
1 |
78 |
08.01.2018 |
1 см |
4 см |
16 см |
7 см |
2 |
79 |
10.01.2108 |
0,5 см |
1 см |
11 см |
9 см |
3 |
80 |
01.01.2018 |
12 см |
28 см |
48 см |
28 см |
4 |
78 |
05.01.2018 |
6 см |
13 см |
26 см |
10 см |
5 |
80 |
28.12.2017 |
25 см |
36 см |
55 см |
31 см |
Приложение 5 Фотоотчёт эксперимента