Определение белковых веществ и фосфора в зернах злаковых, бобовых, орехах и семенах масличных

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Определение белковых веществ и фосфора в зернах злаковых, бобовых, орехах и семенах масличных

Нургалиева А.И. 1Погрешаева Е.О. 1Никифорова А.Д. 1
1МАОУ "Гимназия №37" Авиастроительного района г.Казани
Бухарова А.В. 1
1МАОУ "Гимназия №37" Авиастроительного района г.Казани
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Мы все окружены изобилием информации о продуктах питания из различных источников (реклама продуктов, массивный маркетинг, доступность промышленных продуктов питания и современный, интенсивный образ жизни) и не всегда знаем, что полезно для нас. Между тем среди населения растет интерес к «здоровой» пище и возвращению к традициям. Всем известно такое понятие как пищевая пирамида. Основание ее содержит три группы продуктов. К ним относят овощи и фрукты, цельнозерновые продукты - источники так называемых «длинных углеводов», и растительные жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (оливковое масло, подсолнечное, рапсовое и другие). Продукты из этих групп следует по возможности употреблять с каждым приёмом пищи. На второй ступени пирамиды находятся белоксодержащие продукты растительного происхождения: орехи, бобовые, семечки (семена подсолнуха, тыквы и др.).

Мы решили обратить наше внимание именно на эти продукты, так как они (как показывают справочные данные) содержат много полезных веществ и макроэлементов, такие как белок и фосфор. Последний нам особенно необходим в период усиленной подготовки к экзаменам. Мы поставили перед собой цели:

- определить колориметрическим методом содержание фосфора и азота (белковых веществ) в злаковых, бобовых, орехах и семенах масличных представленных на рынке;

- сравнить полученные данные с данными из источников;

- составить приблизительный рацион питания с учетом полученных данных.

Пищевая ценность злаковых, бобовых, орехов и масличных

Злаки сопровождают человека с момента появления на Земле. Это его самая первая и самая естественная пища, не только дающая силы, но и положительно влияющая на здоровье. Польза злаковых обусловлена их высокой энергетической ценностью в сочетании со сбалансированным витаминно - минеральным набором. В этом плане особо ценными считаются оболочки и зародыши зерен. Кроме растительной клетчатки, все злаковые культуры содержат крахмалистые углеводы, протеины и жиры. Крупы хороши еще и тем, что все блюда на их основе превосходно перерабатываются и отлично усваиваются.

Основная пищевая ценность бобовых культур заключается в высоком содержании в них белков. Они не имеют равных среди овощных растений. Бобы содержат необходимые организму витамины, а также такие важные минеральные вещества, как фосфор и железо. Бобы используют для приготовления супов, салатов, гарниров и для консервирования. Бобы могут долго храниться, не теряя своих качеств.

Орехи - богатейший источник белков и жиров растительного происхождения, поэтому некоторые народы по праву относят их к отличному заменителю мяса. Примечательно, что в составе орехов содержится приблизительно 60-70 процентов жиров, которые очень полезны и питательны. Они отличаются от животных жиров практически полным отсутствием холестерина и содержат жирные кислоты, поддерживающие в норме жировой обмен. Обладая повышенной калорийностью, орехи способны надолго насыщать человека, устраняя чувство голода. Помимо этого, состав орехов просто изобилует полезными минералами – магнием, калием, кальцием, железом, фосфором и другими.

Анкетирование

С целью определения ситуации, связанной с потреблением рассматриваемых нами продуктов, мы провели небольшое анкетирование среди 297 учащихся старших классов нашей гимназии. Мы попросили ответить респондентов на следующие вопросы:

1. Знаете ли вы о пользе употребления в пищу злаковых, орехов, семечек?__________

2. Считаете ли вы свой рацион питания сбалансированным?_________

3.Сколько раз в неделю в вашем рационе каша из злаковых или бобовых?

4. Какая каша ваша любимая?________________

Результаты опроса показали (приложение 1, диаграммы 1-4):

- более 90% старшеклассников знают о пользе злаков, орехов, семечек;

- при этом только 64% считают свой рацион сбалансированным (очевидно, понимая недостаточное потребление круп);

- совсем не едят каши 11%, тех, кто ест их 1-2 раза в неделю – около 55%, лишь треть опрошенных едят каши более 2-х раз в неделю;

- самыми любимыми крупами являются – овсяная, гречневая, манная, рисовая.

3. Экспериментальная часть

Из большого числа питательных веществ зерновых, бобовых и орехов в условиях школьной лаборатории возможно определить только белковый азот и фосфор. Для проведения экспериментов нами были взяты следующие образцы, купленные в крупном сетевом супермаркете:

Злаковые

Бобовые

Масличные

Орехи

Пшено (просо)

Горох

Подсолнечник

Кешью

Рис

Фасоль красная

Кунжут

Фундук

Пшеничная крупа

Нут

Лен коричневый

Грецкий орех

Кукуруза

Чечевица красная

Лен белый

Кедровые орехи

Перловка (ячмень)

   

Миндаль без скорлупы

Хлопья овсяные быстрого приготовления

Чечевица зеленая

Тыква свежая

Миндаль в скорлупе

Овес

Арахис

Тыквенная мука

 

Хлопья овсяные

     

Гречка

     

Все образцы были подвергнуты мокрому озолению.

3.1. Мокрое озоление растительной навески

Перед озолением мы размололи зерна и орехи, предварительно подсушенные. Для размола мы использовали бытовую кофемолку, далее пропустили материал через сито. Отбор производили методом квартования.

Принцип метода[2]. Навеску вещества озоляют концентрированной серной кислотой и перекисью водорода. В полученном растворе после озоления можно определить азот и фосфор.

Ход анализа. Для сжигания навеску анализируемого вещества (около 0.2 г) перенесли в плоскодонную колбу емкостью 50 мл, прилили 1 мл перекиси водорода, затем через несколько минут, когда навеска намокла, добавили точно 2 мл серной кислоты (уд. вес 1.84) и перемешали круговыми движениями. Затем мы поставили колбу на заранее подогретую плитку и нагрели до побурения жидкости и выделения белых паров. При этом началась бурная реакция, в результате которой навеска полностью растворилась, а содержимое колбы стало слабоокрашенным. После сняли ее с плитки, немного охладили и добавили 2 капли перекиси водорода (до обесцвечивания жидкости) (приложение 2, рис.1,2,3) . После сжигания мы охладили колбу и разбавили ее содержимое дистиллированной водой до 50 мл.

Реакции при сжигании. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с органическим веществом происходит отщепление воды и обугливание с выделением углерода, а также гидролиз белков на пептиды и аминокислоты. Одновременно, взаимодействуя с растительным веществом, серная кислота распадается: 2H2SO4→2SO2+2H2O+2O

Выделившийся атомарный кислород окисляет углерод органических веществ до углекислоты, а водород до воды: C+2O→2CO2 2H+O→2H2O

Аналогичным образом взаимодействует и перекись водорода: в присутствии растительного материала она распадается на воду и атомарный кислород H2O2→H2O+O, а последний окисляет органические соединения до воды и углекислоты: C2H12O6+12O→6H2O+6CO2

Азотистые соединения (белки, аминокислоты и другие) окисляются атомарным кислородом, выделяющимся при разложении серной кислоты и перекиси водорода до углекислоты, воды и аммиака, который связывается свободной серной кислотой по схеме:

R∙CH∙NH2∙COOH+nO→nCO2+nH2O+nNH3

2NH3+H2SO4→(NH4)2SO4

Выделяющийся в процессе озоления растительного вещества сернокислый газ, оксид углерода и вода улетучиваются.Фосфор органического вещества превращается в ортофосфорную кислоту.

3.2. Фотоколориметрическое определение

Концентрацию окрашенных веществ очень удобно определять фотоколориметрическим методом — по интенсивности поглощения света. Интенсивность поглощения света характеризуется оптической плотностью. При неизменной толщине слоя окрашенного вещества и при определённой длине волны света оптическая плотность прямо пропорциональна концентрации вещества (закон Бера). Следовательно, зная величину оптической плотности, можно определить концентрацию вещества в растворе [3], [4]. Сделать это можно используя метод градуировочного графика. Для этого готовят серию растворов окрашенного вещества разной концентрации и строят график зависимости оптической плотности от концентрации раствора (градуировочный график). Измеряют оптическую плотность анализируемой пробы и, используя градуировочный график, определяют концентрацию вещества в пробе. Для фотоколориметрического метода подбирают такую длину волны, чтобы поглощение было максимальным[5].

3.2.1.Определение азота [2], [6]

Азотистые вещества, содержащиеся в растениях, представлены преимущественно белком. Кроме того, азот входит в состав нуклеиновых кислот, хлорофилла, алкалоидов и фосфатидов. Количество небелковых веществ в растениях обычно не превышает 10% от общего содержания азотистых веществ.

Принцип метода. При взаимодействии солей аммония с реактивом Несслера образуется комплексная соль желтого цвета. Интенсивность окраски раствора пропорциональна концентрации аммония и может быть измерена колориметрически. Реактив Несслера – щелочной раствор йодистой ртутнокалиевой соли – образует с аммонийными солями в сильнощелочной среде йодистый меркураммоний.

(NH4)2SO4 + 8KOH + 4K2(HgI4) = 2HgOHg(NH2)I + 14KI + K2SO4 + 6H2O

Ход анализа.

1 мл раствора, получившегося озолением, перенесли в мерную колбу емкостью 50 мл. Для нейтрализации избытка серной кислоты в эту колбу добавили 1 мл 2,5%-ного NaOH (KOH). Налили в колбу дистиллированной воды до 45 мл, взболтали, добавили 1 мл реактива Несслера, долили водой до метки, перемешивали и колориметрировали (приложение 3, рис.4,5).

Одновременно готовили образцовые растворы для построения калибровочной кривой.

После приготовления серии растворов окрашенного вещества разной концентрации (приложение 3, рис.6) произвели калибровку прибора и зафиксировали длину волны, на которой будут производиться измерения – 396,9 нм (приложение 4, рис.7).

Построили график зависимости оптической плотности от концентрации раствора - градуировочный график (приложение 4, рис.8).

V(NH4Cl), мл

3

4

5

6

7

8

9

10

V(H2O), мл

7

6

5

4

3

2

1

0

Оптическая плотность

0,273

0,476

0,686

0,881

1,081

1,263

1,451

1,649

C (NH4+), мг/мл

0,0015

0,002

0,0025

0,003

0,0035

0,004

0,0045

0,005

Измеряли оптическую плотность анализируемой пробы и, используя градуировочный график, определили концентрацию вещества в пробе. Измерения проводились с помощью спектрофотоколориметра SpectroVisPlus (Vernier) (приложение 4, рис.9). Построение градуировочного графика и анализ данных осуществлялся с использованием программного приложения Loger Pro 3.8.6 [7]. Значения оптической плотности растворов выводился на монитор с точностью до 0,001, концентрация вещества с точностью до 0,00001. Результаты измерений представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты фотоколориметрического определения азота в бобовых

Исследуемый образец

Объем р-ра, полученного озолением, мл

Объем аликвоты, мл

Оптическая плотность

Концентрация раствора мг/мл

Содержание аммонийного азота, %

Содержание элементарного азота, %

Горох

50

1

0,770

0,0027

3,38

2,63

Фасоль кр.

50

1

0,651

0,0024

3,00

2,33

Нут

50

1

0,713

0,0026

3,25

2,53

Чечевица красная

50

1

0,574

0,0022

2,75

2,14

Чечевица зеленая

50

1

0,891

0,0031

3,88

3,01

Арахис

50

1

1,079

0,0035

4,38

3,40

Таблица 2

Результаты фотоколориметрического определения азота в орехах и семенах масличных

Исследуемый образец

Объем р-ра, полученного озолением, мл

Объем аликвоты, мл

Оптическая плотность

Концентрация раствора мг/мл

Содержание аммонийного азота, %

Содержание элементарного азота, %

Кешью

50

2

1,071

0,0035

2,19

1,70

Миндаль (в скорл.)

50

1

0,834

0,0029

3,63

2,82

Миндаль

50

1

0,842

0,0029

3,63

2,82

Фундук

50

1

0,690

0,0025

3,13

2,43

Грецкий орех

50

1

0,750

0,0027

3,38

2,63

Кедровые орехи

50

2

0,925

0,0031

1,94

1,51

Подсолн.

50

1

0,640

0,0024

3,00

2,33

Кунжут

50

1

0,878

0,0030

3,75

2,92

Лен кор.

50

1

0,855

0,0029

3,63

2,82

Лен белый

50

1

0,645

0,0024

3,00

2,33

Тыква св.

50

1

1,272

0,0040

5,00

3,83

Тыкв.мука

50

1

1,092

0,0036

4,50

3,50

Таблица 3

Результаты фотоколориметрического определения азота в злаках

Исследуемый образец

Объем р-ра, полученного озолением, мл

Объем аликвоты, мл

Оптическая плотность

Концентрация раствора мг/мл

Содержание аммонийного азота, %

Содержание элементарного азота, %

Пшено

50

2

0,961

0,0032

2,00

1,56

Рис

50

2

0,626

0,0024

1,50

1,17

Пшеничная крупа

50

1

0,548

0,0022

2,75

2,14

Кукуруза

50

1

0,395

0,0018

2,25

1,75

Овес

50

1

0,531

0,0021

2,63

2,04

Хлопья овсяные

50

1

0,662

0,0025

3,13

2,43

Хлопья овс.быстр.

50

1

0,514

0,0021

2,63

2,04

Гречка

50

1

0,506

0,0021

2,63

2,04

Перловка

50

1

0,442

0,0019

2,38

1,85

Формула для определения содержания аммонийного, элементарного азота, а также пример вычислений в приложении 8.

3.2.2.Вычисление содержания белковых веществ в образцах

Азот, входящий в состав белка, называют белковым азотом; азот, входящий в состав других веществ – небелковый. Суммарный азот – общий. Небелковых веществ в растениях ≈ 10%. Кроме белка в растениях содержатся и другие азотсодержащие вещества – аминосахара, нуклеиновые кислоты, мочевина, свободные орг. кислоты и т.д.

На долю небелковых форм азота приходится в вегетативных органах 10-30% от общего азота, а в зерне - не более 10%. Содержание небелковых веществ к концу вегетации снижается, поэтому при анализе часто долей небелковых веществ пренебрегают. Определяют в этом случае общий азот (в процентах) и его содержание пересчитывают на белок [6].

Расчет количества белковых веществ ведут по количеству общего азота, умноженному на коэффициент, экспериментально установленный для различных видов белковых веществ в зависимости от содержания в них азота. Т.е. расчет содержания белка в образце выглядит следующим образом:

X% белка=(mбелка/mобразца)*100%

mбелка = mазота в образце/Wазота в молекуле белка = mазота в образце*K

X%белка=(mазота в образце*K/mобразца)*100%

Коэффициенты пересчета белковых веществ для различных пищевых продуктов взяты на основе ГОСТ Р ИСО 16634-1-2011 [10]. Физический смысл коэффициента - это величина обратная массовой доли азота в молекуле белка (не в продукте или образце, а в белке).

Таблица 4

Содержание белковых веществ в исследуемых образцах

Исследуемый образец

Содержание элементарного азота, %

Коэффициент пересчета

Содержание белковых веществ в образце,%

Бобовые

Горох

2,63

6,25

16,44

Фасоль красная

2,33

6,25

14,56

Нут

2,53

6,25

15,81

Чечевица красная

2,14

6,25

13,38

Чечевица зеленая

3,01

6,25

18,81

Арахис

3,40

5,46

21,25

Орехи и масличные

Кешью

1,70

5,30

9,01

Миндаль (в скорл.)

2,82

5,18

14,61

Миндаль

2,82

5,18

14,61

Фундук

2,43

5,30

12,88

Грецкий орех

2,63

5,30

13,94

Кедровые орехи

1,51

5,30

8,00

Подсолнечник

2,33

5,30

12,35

Кунжут

2,92

5,30

15,48

Лен коричневый

2,82

5,41

15,26

Лен белый

2,33

5,41

12,61

Тыква свежая

3,83

5,41

20,72

Тыквенная мука

3,50

5,41

18,94

Злаковые

Пшено (просо)

1,56

5,68

8,86

Рис

1,17

5,95

7,12

Пшеничная крупа

2,14

5,83

12,48

Кукуруза

1,75

6,25

10,94

Овес

2,04

5,5

11,22

Хлопья овсяные

2,43

5,83

14,17

Хлопья овсяные быстрого пригот.

2,04

5,83

11,89

Гречка

2,04

5,53

11,28

Перловка (ячмень)

1,85

5,83

10,79

3.2.3. Определение фосфора

Метод основан на частичном восстановлении Mo6+ фосфорномолибденовой гетерополикислоты до низших степеней валентности, в результате чего образуется «молибденовая синь», интенсивность окраски которой пропорциональна содержанию фосфорной кислоты в растворе.

PO43- + 12MoO42- + 3NH4+ +24H+→(NH4)3[PMo12O40]↓+ 12H2O

Восстановление молибдена может быть произведено различными восстановителями: хлоридом олова (+2), аскорбиновой кислотой. Синяя окраска раствора пропорциональна содержанию фосфатовлишь в узких пределах кислотности и при определенном соотношении молибденовокислого аммония и восстановителя (в нашем случае хлористого олова). Оптимальная кислотность при восстановлении молибдена хлористым оловом соответствует 0,2 – 0,5 н. концентрации кислоты. При содержании кислоты, равном 0,8 – 1,0 н. окраска слабеет, а при концентрации выше 1,0 н. не появляется вообще. Окрашивание раствора проводят в сернокислой среде как более индифферентной по отношению к молибденовой сини по сравнению с растворами других кислот [6], [8], [9].

Мы приготовили серию эталонных растворов окрашенного вещества разной концентрации. Взяли 10 мерных пробирок емкостью 10 мл и в каждую из них прилили бюреткой нижеследующие количества рабочего (т. е. разбавленного) раствора KH2PO4 (приложение 5, рис.11).

V(КH2PO4), мл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

V(H2O), мл

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

Оптическая плотность

0,220

0,415

0,631

0,840

1,043

1,255

1,495

1,715

1,924

2,091

C (PO43-), ммоль/л

0,05

0,1

0,15

0,2

0,25

0,3

0,35

0,4

0,45

0,5

Произвели калибровку прибора и зафиксировали длину волны, на которой будут производиться измерения – 844 нм (приложение 6, рис. 12). Построили график зависимости оптической плотности от концентрации раствора - градуировочный график (приложение 6, рис.13). Измеряли оптическую плотность анализируемой пробы и, используя градуировочный график, определили концентрацию вещества в пробе. Измерения проводились с помощью спектрофотоколориметра SpectroVisPlus (Vernier) (приложение 6, рис.14). Построение градуировочного графика и анализ данных осуществлялся с использованием программного приложения Loger Pro 3.8.6. Значения оптической плотности растворов выводился на монитор с точностью до 0,001, концентрация вещества с точностью до 0,00001.

Выполнение определения[9]. С помощью пипетки мы взяли 4 мл раствора и поместили в химический стаканчик емкостью 50 мл. Затем добавили 1 мл 2,5%-ного раствора молибденовокислого аммония в серной кислоте и перемешали раствор круговыми движениями, после чего внесли 2 капли свежеприготовленного раствора хлористого олова, долили дистиллированной водой до метки, закрыли сухими чистыми пробками и снова перемешали раствор 3–4-х-кратным перевертыванием колбы (приложение 7, рис.15). Вследствие того, что испытуемые растворы содержат разное количество фосфатов, интенсивность окраски была различной. Сравнения окрасок испытуемых и эталонных растворов произвели через 5 – 10 мин после прибавления олова.

Результаты измерений представлены в таблицах 5,6,7.

Таблица 5

Результаты фотоколориметрического определения фосфора в бобовых

Исследуемый образец

Объем р-ра, полученного озолением, мл

Объем аликвоты, мл

Оптическая плотность

Концентрация раствора ммоль/л

Содержание фосфора в пересчет на P2O5, %

Содержание фосфора, %

Горох

50

4

0,113

0,0259

0,658

0,248

Фасоль красная

55

4

0,145

0,0336

0,746

0,320

Нут

50

4

0,122

0,0281

0,639

0,279

Чечевица красная

50

4

0,274

0,0640

1,420

0,620

Чечевица зеленая

50

4

0,231

0,0540

1,207

0,523

Арахис

50

4

0,109

0,0250

0,568

0,248

Таблица 6

Результаты фотоколориметрического определения фосфора в злаках

Исследуемый образец

Объем р-ра, полученного озолением, мл

Объем аликвоты, мл

Оптическая плотность

Концентрация раствора ммоль/л

Содержание фосфора в пересчет на P2O5, %

Содержание фосфора, %

Пшено

50

4

-

-

0

0

Рис

50

4

-

-

0

0

Пшеничная крупа

50

4

-

-

0

0

Кукуруза

50

4

0,433

0,1020

2,263

0,988

Овес

50

4

0,147

0,0339

0,746

0,329

Хлопья овсяные

50

4

0,226

0,0531

1,175

0,513

Хлопья овс.быстр. пригот.

50

4

0,262

0,0610

1,353

0,590

Гречка

50

4

0,118

0,0272

0,599

0,261

Перловка

50

4

0,268

0,0630

1,397

0,610

Таблица 7

Результаты фотоколориметрического определения фосфора в орехах и семенах масличных

Исследуемый образец

Объем р-ра, полученного озолением, мл

Объем аликвоты, мл

Оптическая плотность

Концентрация раствора ммоль/л

Содержание фосфора в пересчет на P2O5, %

Содержание фосфора, %

Кешью

50

4

0,170

0,0388

0,865

0,377

Миндаль (в скорл.)

50

4

0,204

0,0481

1,065

0,465

Миндаль (без скор.)

50

5

0,201

0,0470

1,042

0,455

Фундук

50

4

-

-

0

0

Грецкий орех

50

4

0,123

0,028

0,627

0,274

Кедровые орехи

50

4

0.211

0,0491

1,087

0,475

Подсолнечник

50

4

0,178

0,0410

0,909

0,397

Кунжут

50

4

0,611

0,1440

3,195

1,395

Лен кор.

50

4

0,145

0,0341

0,754

0,329

Лен белый

50

4

0,139

0,0320

0,710

0,310

Тыква св.

50

4

0,506

0,1190

2,640

1,152

Тыкв. мука

50

4

0,411

0,0971

2,152

0,939

Пример измерений и вычислений содержания фосфора для образца «Чечевица красная» (приложение 7, рис.16).

Выводы

В ходе выполнения нашей работы мы выяснили, что достаточно высокий (>90%) процент учащихся знает о важности использования в своем рационе питания злаковых, бобовых и орехов. Тем не менее, лишь 33,5% употребляют регулярно каши, хотя многие любят. Мы постараемся их переубедить, так как результаты наших измерений показывают, что исследованные образцы круп из бобовых и злаковых, а также орехи и масличные, богаты содержанием белка и фосфора. Содержание белковых веществ в бобовых- 13,38% - 21,25%. Эти значения меньше, найденных нами в литературе данных (приложение 8, диаграмма 1). Содержание белковых веществ в орехах от 8,0% до 14,1%. Значения отличаются от справочных в меньшую сторону (приложение 8, диаграмма 2). Богаты содержанием белковых веществ и семена масличных культур: от 12,35% до 20,72%. Полученные значения также меньше справочных данных (приложение 8, диаграмма 3). Несколько меньше содержание белковых веществ в крупах из злаковых: от 7,12% -до 14,17%. Однако в данном случае почти все найденные нами значения выше справочных показателей (приложение 9, диаграмма 4). Анализ исследуемых образцов на содержание такого макроэлемента как фосфор показал, что его содержание высоко в красной чечевице – 0,62% (620 мг в 100 г продукта), семенах кунжута – 1,39% (1390 мг в 100г продукта), кукурузной крупе – 0,98% (980 мг в 100 г продукта). Это превышает значения, найденные нами в справочной литературе (приложение 9, диаграммы 5,6, приложение 10, диаграммы 7,8).

Учитывая, что вкусовые пристрастия формируются в детском возрасте, и что приготовлением еды занимаются взрослые члены семьи, необходимо уже в подростковом возрасте закладывать основы здорового питания, чтобы воспитать здоровую нацию.

Список литературы

1

Личко Н.М.. Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции. Учебник для вузов. — М.: ДеЛи плюс, 2013. — 512 с.

2

Лабораторный практикум по агрохимии для агрохимических специальностей: учебное пособие/ А.Н.Есаулко, В.В.Агеев, Ю.И.Гречишкина и др. – Изд.2-е, перераб. и доп.- М.:Колос; Ставрополь:АГРУС, 2008.-260с

3

Д. М. Жилин. ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С AFSТМ. Химия. Методическое пособие для учителя. Москва, 2011

4

Д. М. Жилин. УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ С AFSТМ .Химия. Методическое пособие для учителя. Москва, 2011

5

Д. М. Жилин. ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ С AFSТМ .Химия. Методическое пособие для учителя. Москва, 2011

6

Агрохимия: учебно-методическое пособие для подготовки аспирантов

по направлению 35.06.01 «Сельское хозяйство», профиль «Агрохимия» /

сост: А.Х.Шеуджен., В.ВДроздова - Краснодар: КубГАУ, 2014.-102 с

7

Logger Pro. Описание программного обеспечения. Краткое руководство пользователя. Производственно-консультационная группа «Развитие образовательных систем»

8

Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв / Е.В. Аринушкина. – Изд-во Московского ун-та 1961г. – 492 с

9

Большой практикум «Биохимия». Лабораторные работы: учеб. пособие / сост. М.Г. Кусакина, В.И. Суворов, Л.А. Чудинова; Перм. гос. нац. исслед. ун- т.- Пермь, 2012.- 148 с.

10

ГОСТ Р ИСО 16634-1-2011 Продукты пищевые. Определение общего содержания азота путем сжигания по методу Дюма и расчет содержания сырого протеина.

Приложение 1

Результаты анкетирования старшеклассников

Диаграмма 1. Статистика ответов на вопрос 1 (Знаете ли вы о пользе употребления в пищу злаковых, орехов, семечек?)

Диаграмма 2. Статистика ответов на вопрос 2 (Считаете ли вы свой рацион питания сбалансированным?)

Диаграмма 3. Статистика ответов на вопрос 3 (Сколько раз в неделю в вашем рационе каша из злаковых или бобов?)

Диаграмма 4. Статистика ответов на вопрос 4 (Какая каша ваша любимая?)

Приложение 2

Рис.1. Подготовка проб к озолению

 

Рис.2. Начало озоления

Рис.3. Процесс озоления

Приложение 3

Рис.4.Подготовка образцов к колориметрированию

Рис.5. Образцы, подготовленные для анализа

Рис.6. Серия стандартных растворов для определения азота

Приложение 4

Рис.7. Определение длины волны по спектру (для фотоколориметрического определения азота)

Рис.8. Калибровочный график для определения азота

Рис.9. Спектрофотоколориметр SpectroVisPlus (Vernier)

Приложение 5

Рис.10.Результаты определения азота в злаковых (пшено, рис, кукуруза, пшеничная, перловка)

Рис. 11. Серия стандартных растворов для определения фосфора

 

Приложение 6

Рис.12.Определение длины волны по спектру (для фотоколориметрического определения фосфора)

Рис.13.Калибровочный график для определения фосфора

Рис.14. Фотоколориметрическое определение.

Приложение 7

Рис.15. Подготовка образцов к анализу

Рис.16. Результаты определения фосфора в бобовых (нут, фасоль, красная чечевица)

Пример вычисления содержания фосфора для образца «Чечевица»

n(PO43-) = (0,064ммоль/л * 0,05л)*50/4 = 0,00004 моль

m(P) = 0,00004моль*31г/моль = 0,00124г

%P = 0,00124г/0,2г*100% = 0,62%

n(P2O5)= 0,00004моль/2 = 0,00002 моль

m (P2O5)=0,00002моль*142г/моль=2,84 мг

% P2O5= (2,84мг/200мг)*100% = 1,42%

Приложение 8

Формулы для вычисления аммонийного азота:

N = (a*C* А *100)/(H* b *1000), где

N – содержание аммонийного азота, %

a – количество раствора, полученного озолением, мл (50 или 100 мл)

C – концентрация азота по калибровочному графику, мг/л (приложение 5, рис.10)

b – количество раствора, взятого в колбу для колориметрирования, мл (1 мл)

А – количество раствора, в котором производили колориметрирование

H – навеска вещества, взятая для озоления, г (0,2г)

100 – для выражения в процентах

1000 – для пересчета граммов в миллиграммы

Пример вычислений по указанной выше формуле для образца «Перловая крупа»:

N = (0,05л*0,0019г/л*50мл*100)/0,2г*1мл=2,375 %

Диаграмма 1. Содержание белковых веществ в бобовых

Диаграмма 2. Содержание белковых веществ в орехах

Диаграмма 3. Содержание белковых веществ в семенах масличных

Приложение 9

 

Диаграмма 4. Содержание белковых веществ в злаках

 

Диаграмма 5. Содержание фосфора в бобовых

Диаграмма 6. Содержание фосфора в семенах масличных.

Приложение 10

Диаграмма 7. Содержание фосфора в злаках

Диаграмма 8. Содержание фосфора в орехах

Просмотров работы: 309