Что такое вулкан?

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Что такое вулкан?

Попов Ф.А. 1
1МОУ "СОШ №14"
Огородникова С.Б. 1
1МОУ "СОШ №14"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрал эту тему потому, что, однажды посмотрел телепередачу про вулканы. Это очень интересное и необычное явление природы. И мне захотелось узнать как можно больше о вулканах.

Цель исследования: изучить строение вулкана и расширить знания о вулканах.

Задачи исследования:

1.Изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения о том, что же такое - вулкан.

2. Выяснить как устроен вулкан

3.Узнать какие бывают вулканы.

4.Чем опасны вулканы.

5. Провести опрос одноклассников

6. Сделать модель действующего вулкана и провести эксперимент «извержение вулкана».

Гипотеза: считаю, что модель действующего вулкана можно сделать в домашних условиях.

Объект исследования: домашние условия для проведения эксперимента

Предмет исследования:эксперимент.

В работе использовал следующие методы и приёмы исследования:

-наблюдение;

- опрос;

- метод статистической обработки;

- анализ литературы, электронных ресурсов;

- беседа;

- работа с текстом.

Глава I. Вулкан – геологическое образование.

Как образуется вулкан?

Я просмотрел много интересных передач, прочитал энциклопедии, и узнал, что вулкан – это отверстие в земной коре , через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов , пара , пепла и наполовину расплавленной породы (Приложение 1).

Внешне вулкан напоминает гору. Внутри него есть разлом. В науке вулканом принято называть образование из геологической породы , которое находится на поверхности земли.

Мне стало интересно, что значит слово «геологической». В словаре сказано, что геология - это наука, которая изучает состав, строение планеты Земля.

А как устроен вулкан?

Учёные определии такое строение вулкана (Приложение 2):

Кратер – чашеобразное углубление на вершине горы через которое на поверхность земли выходит лава , пепел, пар, вулканические бомбы.

Жерло – канал по которому движется лава.

Очаг магмы – это место под земной корой, где собирается магма.

Лава- раскалённая, огненно- жидкая или очень вязкая масса.стекающая на земную поверхность при извержении вулкана.

Магма- это масса расплавленной породы, находящаяся под твердой землей.

Если кратко объяснить как образуется вулкан, то это будет выглядеть следующим образом. Под земной корой расположен особый слой. Он находится под сильным давлением .Этот слой состоит из расплавленных горных пород , его и называют магмой.В земной коре иногда возникают трещины.На этих местах могут появиться возвышенности. Через них то и выходит наружу магма под сильным давлением. На поверхности земли она выходит раскаленной лавой, которая затем застывает.Так вулканическая гора становится все больше и больше.

1.2 Какие бывают вулканы?

Вулканы бывают разных видов. Всё зависит от их активности. Так выделяют действующие, потухшие, спящие вулканы.

Действующие- это вулканы, которые извергаются в наши дни или на памяти человечества.

Потухшие- это вулканы, действие которых прекратилось и они больше не извергаются.

Уснувшие- это вулканы, которые считались потухшими, но вдруг начали действовать.

Опасностей от действующих вулканов очень много. Извержение вулканов разрушают дома, сжигают поля, уничтожают скот и убивают людей.

Спящий вулкан тоже опасен.Он в любое время может « проснуться» и начать извергать потоки лавы, которые могут протекать на много километров.

Оказывается,вулканы не только опасны, но и полезны. Почва вокруг вулканов очень плодородная, на ней выращивают хороший урожай.Энергию вулканов перерабатывают в электрическую энергию, а вулканическая грязь и пепел обладают целебными свойствами. Поэтому люди лечатся, посещая грязевые водоемы возле вулканов.

1.3.Вулканы России

Мне стало интересно, есть ли в нашей стране вулканы? Какие из них действующие, потухшие и уснувшие?

Из литературы я узнал, что в нашей стране находится около 200 разнообразных вулканов. Большая часть распологается на территории Камчатки и Курильских островов (Приложение 3). Вот 10 из них, которые извергались за последние 10 лет:

Вулкан Берга ( последнее извержение в 2005 году)

Вулкан Чикурачки ( последнее извержение в 2008 году)

Вулкан Сарычева ( последнее извержение в 2009 году)

Вулкан Эбеко ( последнее извержение в 2010 году)

Вулкан Плоский толбачик ( последнее извержение в 2012 году)

Вулкан Кизимен ( последнее извержение в 2013 году)

Вулкан Безымянный ( последнее извержение в 2013 году)

Вулкан Ключевая Сопка ( последнее извержение в 2013 году)

Вулкан Карымская Сопка ( последнее извержение в 2014 году)

Вулкан Шивелуч ( последнее извержение в 2015 году).

Уснувшие вулканы:

Вулкан Камень ( Камчатский край)

Вулкан Корякская сопка (Камчатский край)

Вулкан малый Семячик( Камчатский край).

Потухшие вулканы:

1.Вулкан Бакенинг (Камчатский край)

2.Вилючинский вулкан (Камчатский край)

3.Вулкан Голая (полуостров Камчатка).

А в центральной части России вулканов нет. А хотелось бы но-настоящему увидеть вулканы.

Глава II. Эксперимент в домашних условиях

2.1.Опрос одноклассников

Из разной литературы я узнал много интересного о вулканах. Поэтому я решил поделиться своими знаниями с одноклассниками. Но для начала решил провести опрос. Узнать, что знают мои одноклассники. Будет ли интересна им эта тема.

Я составил вопросы:

Что такое вулкан?

Как образуется вулкан?

Какие вулканы ты знаешь?

В опросе участвовало 27 человек.

Результаты опроса можно посмотреть в приложении 4.

Из полученных ответов я могу сделать вывод, что не все одноклассники знали, что такое вулкан. Хотя многие слышали, и даже смотрели передачи о них.

Поэтому я решил рассказать всё, что знал сам (Приложение 5). Показал картинки. Ребятам очень понравилось.

2.2. Модель действующего вулкана

После того как я узнал столько всего нового о вулканах и их извержениях, я приступил к самому интересному, созданию модели вулкана. Для этого нам понадобились следующие материалы:

1)мука-400 г.,

2)соль-200г,

3)150 мл. воды,

4)лист фанеры(для подножия макета),

5)стакан,

6)краски,гуашь,

7)кисть,

8)уксус,

9)сода.

Сначала нужно было приготовить солёное тесто для изготовления макета вулкана. Для приготовления теста понадобились мука, соль и вода. Когда тесто стало готово, приступил к работе (Приложение 6).

Перед тем как начать делать модель вулкана, приготовил лист фанеры- это будет подножье вулкана ( его я закрасил зеленым цветом). Потом положил тесто на подножье, в центре сделал отверстие и поставил в него стеклянный стакан, который выполнял роль жерло. Придал форму макету.

Я подождал сутки, чтобы тесто высохло. После того как макет высох, начал красить, использовал краски-гуашь. Нижнюю часть склона окрасил зеленым цветом, добавил несколько светлых тонов зеленой краски. Среднюю и верхнюю часть склона макета покрыл коричневой краской. Подождал, пока краска высохла. Потом сверху нарисовал красной краской след стекающей лавы. Макет вулкана готов к проведению эксперимента.

Для опыта мне понадобились подкрашенный красной гуашью уксус и сода в небольшом количестве. В жерло макета я насыпал соду, а затем налил подкрашенный уксус. Вулканизм начался!Наблюдаем как лава стекает по склону (Приложение 7).

Из этого небольшого эксперимента можно по-настоящему увидеть вулкан, самому его сделать, и увидеть как он извергается. Это очень интересно!

ВЫВОД

В результате исследовательской работы я узнал много нового и интересного о вулканах.

Изучил дополнительную литературу и отобрал интересные сведения о том, что же такое – вулкан. Выяснил как устроен вулкан. Узнал какие бывают вулканы, чем опасны и полезны вулканы.

Мне было интересно и удивительно узнать, что в нашей стране есть разные виды вулканов. Все они находятся на Камчатке и Курильских островах.

Изучив нужную литературу, поделился знаниями с одноклассниками. Провел опрос. Выяснил, что знают о вулканах мои одноклассники. Из опроса сделал вывод, что не все знают. Но тема актуальна и интересна.

Раз в наших краях нет вулканов, я предположил, что можно их изучить по моделям. А эти модели можно сделать в домашних условиях.

Так, у меня получилось создать модель вулкана и провести опыт извержения.

Таким образом моя гипотеза подтвердилась.

Литература

Ананьева, Е.Опасная природа. Необычные и грозные явления природы / Е.Ананьева. - ЭКСМО, Москва, 2013.-196 с.

Википедия. Статья «Вулканы» . – Режим доступа: http://wikipedia.org/wiki/

Виды вулканов. – Режим доступа: http://vulcanism.ru

Купер, Д. Большая книга для любознательных / Д.Купер. - Москва «РОСМЭН», 2001. – 201 с.

Кустова,Т.Н. Первая книга знаний для школьников / Т.Н.Кустова. - ЭКСМО, Москва, 2015. – 160 с.

Руднева, Е. Самая первая энциклопедия / Е.Руднева. - Москва «РОСМЭН», 2008. – 120 с.

Хочу все знать. Извержение вулкана. Умка. Увлекательные эксперименты. - ЭКСМО, Москва, 2010. – 160 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Изучение литературы

Приложение 2

Строение вулкана

Приложение 3

Вулканы России

Вулкан Безымянный.

Вулкан Берга.

Вулкан Карымская Сопка.

Вулкан Кизимен.

Вулкан Ключевая Сопка.

Вулкан Плоский Толбачик.

Приложение 4

Итоги опроса одноклассников

Вопросы

Знают

Не знают

1

Что такое вулкан?

20

7

2

Как образуется вулкан?

-

27

3

Какие вулканы ты знаешь?

2

25

Приложение 5

Выступление перед одноклассниками

Приложение 6

Изготовление модели вулкана

Приложение 7

«Извержение» вулкана

Просмотров работы: 241