Использование художественных текстов на уроках химии

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Использование художественных текстов на уроках химии

Мезенцева  К.Н. 1
1МБОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»
Федорова  Н.В. 1
1МБОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа Волоконовского района Белгородской области»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Мы часто замечаем связь естественных наук: химии, физики, биологии, экологии, географии. Какая связь между химией и литературой? Знакомство с литературой мы начинаем с детства. Ведь книги наши друзья. А узнав предмет «химия», вспоминаем некоторые отрывки, начинаем их анализировать, появляются вопросы, в которых порой хотелось бы убедиться экспериментально.

Химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала поэтов и писателей включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Всё это делало их произведения более яркими, образными, колоритными. Оказывается связь химии с литературой тоже есть. Это я и докажу в своей работе.

Связь химии и литературы – настоящая кладезь для реализации творческих замыслов учащихся по развитию познавательного интереса и их мыслительных способностей. Если на уроках химии использовать художественную литературу, то это поможет пробудить и поддержать стойкий познавательный интерес к предмету.

Фрагменты литературных произведений могут быть иллюстрацией к формируемым у учащихся химическим понятиям, источником знания, увлекательным началом или формой введения в тему, а также применяться как исследовательская задача при изучении основополагающих понятий химии.

Цель работы: выявить родство двух наук - литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений.

Задачи:

изучить и проанализировать отрывки из произведений художественной литературы, в которых упоминаются химические реакции и опыты;

определить роль каждого предмета по отношению друг к другу.

постараться проделать серию экспериментов, аналогичных сюжетам произведений;

сформулировать выводы.

Объект исследования: являются произведения русской и зарубежной

литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их

превращений, что делает прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях.

Предмет исследования: процесс формирования элементов познавательной активности в сознании учащихся 8-9 классов через преподавание школьного курса химии средствами художественной литературы.

Актуальность темы исследования: В последнее время у школьников наблюдается низкая мотивацию к обучению. Не секрет, что большинство учащихся мало читают художественной литературы, что уроки химии не всегда вызывают интерес к предмету. Являясь ученицей 9 класса, я осознала важность заинтересованности изучаемыми предметами. Такого интереса можно добиться разными путями. Один из них - на основе художественных произведений. Литература помогает нам по - новому раскрыть привычную для нас науку, показать ее в увлекательном, игровом ключе.

Гипотеза: Можно ли на уроках химии и литературы для повышения интереса к учебному предмету использовать художественные произведения и химические опыты при объяснении нового материала; всегда ли писатели и поэты в своих произведениях правильно описывают химические вещества и процессы?

Методы исследования:

- поиск и анализ литературы;

- анкетирование;

- беседа с обучающимися и взрослыми.

Результатом работы будет рассмотрение некоторых литературных произведений с точки зрения химии и их сравнительная характеристика.

Основная часть.

Глава 1. Химия в художественной литературе.

«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…» - писал академик А.Е. Арбузов.

Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными музыкантами и поэтами. Можно вспомнить имена М.В. Ломоносова, Н.А. Морозова, А.П. Бородина, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У. Шекспира, Д. Байрона, И.Ф. В.М. Гюго Шиллера, И.В. Гете, а также В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф.Купера, А.Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов можно использовать на уроках химии, т.к. они изобилуют химическими описаниями.

Готовясь к исследовательской работе, я провела анкетирование среди обучающихся школы (6-11 классы), с целью выяснения: «Связаны ли такие предметы, как литература и химия между собой? Есть ли у них точки соприкосновения?»

В исследовании приняло участие 29 человек. Анализ анкеты показал: 7 обучающихся считают, что данные предметы имеют между собой точки соприкосновения, а 22 обучающихся ответили, что химия и литература между собой не связаны.

Проанализировав ответы обучающихся, я решила найти ответы на интересующие меня вопросы.

1.1. Родоначальники российской химии и литературы.

Дмитрий Иванович Менделеев и Михаил Васильевич Ломоносов, посвятивших себя науке – химии, но связанных и с литературой.

В 1903 году знаменитый поэт А.Блок женился на Любови Менделеевой (старшей дочери Д. И. Менделеева), героине его первой книги стихов “Стихи о Прекрасной Даме”.

Также всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. В «Оде на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года» поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых. Ломоносов был убежден в том, что занятия науками должны сделать человека счастливым:

1.2.Химия в прозе. Химические сюжеты. Приложение 1

При первом знакомстве с химией важно показать огромную роль этой науки в жизни человека, в природе, обществе, истории. Очень образно и эмоционально о безграничной власти химии сказано одним из героев романа У.Коллинза “Женщина в белом” – графом Фоско: “Химия всегда имела для меня неотразимую привлекательность благодаря огромной, безграничной власти, которую она дарует тем, кто ее познает. Химики – я утверждаю это с полной ответственностью – могут, если захотят, изменить судьбы человечества. …Говорят, разум управляет Вселенной. Но что правит разумом? Тело находится во власти самого всесильного властителей – химии. Дайте мне, Фоско, химию – и, когда Шекспир задумает Гамлета и сядет за стол, чтобы воспроизвести задуманное, несколькими крупинками, оброненными в его пищу, я доведу его разум посредством воздействия на его тело до такого состояния, что его перо начнет плести самый несообразный вздор, который когда-либо осквернял бумагу. При подобных же обстоятельствах воскресите мне славного Ньютона. Я гарантирую, что, когда он увидит падающее яблоко, он съест его, вместо того чтобы открыть закон притяжения. Обед Нерона, прежде чем он его переварит, превратит Нерона в кротчайшего из людей, а утренний завтрак Александра Македонского заставит его днем удирать во все лопатки при первом же появлении врага. Клянусь своей священной честью, человечеству повезло: современные химики по большей части волею непостижимого счастливого случая – безобиднейшие из смертных…”.

Часто можно встретить такие литературные выражения: «стальной характер», «железные нервы», «золотое сердце», «свинцовый кулак», «серебряный иней», «золотая заря», «свинцовые тучи».

Опыты алхимиков описаны в произведении Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень». В средние века у алхимиков обязательной составной частью «философского камня» и выражением одного из «основных начал природы» была сера. В романе А.Дюма «Граф Монте-Кристо» герой-аббат Фариа притворился, что у него кожная болезнь, и ему для её лечения дали серу, которую предприимчивый аббат использовал для изготовления пороха.

В далекие времена поваренная соль (хлорид натрия NaCl) представляла собой очень большую ценность, о чем рассказывается в таких произведениях как «Петр Первый» А.Н.Толстого, «Князь Серебряный» А.К.Толстого.

При изучении способов разделения смесей, методов очистки воды можно использовать отрывок из сказки “Мороз Иванович”:

Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь угольки и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…”.

Эту же сказку можно использовать при изучении темы «Кислородные соединения углерода»

“– А, зачем ты, Мороз Иванович, – спросила Рукодельница, – зимою по улицам ходишь да в окошко стучишься?

А я затем в окошки стучусь, – отвечал Мороз Иванович, – чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть, не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно”. (Вопросы: Почему нельзя закрывать трубу, когда не все угли прогорели? Что такое угар? Почему от угара можно умереть?). Речь идет о сильном яде – оксиде углерода (II), угарном газе (CO). Уравнение химической реакции образования угарного газа: C + CO2 ↔ 2CO – 175кДж

В произведении А. Конан Дойл «Случай с переводчиком» используются тривиальные названия соединений углерода. « - Угарный газ! – вскричал Холмс. – Подождите немного, сейчас он уйдет. Заглянув в дверь, мы увидели, что комнату освещает только тусклое синее пламя, мерцающее в маленькой медной жаровне посредине… В раскрытую дверь тянуло страшным ядовитым чадом, от которого мы задыхались и кашляли.»

В другом произведении В. Короткевич. « Черный замок Ольшанский» используется еще одно тривиальное название химического вещества.

« - Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

- Почему?

- Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он тяжелее воздуха, то остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья- нет…

В романе А. Конан Дойла «Маракотова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу и их батискаф остается на дне океана: «Воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно еще было глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше.» Из критической ситуации исследователей выручили подводные жители, обитатели затонувшей Атлантиды. «Наш новый знакомый привязал нам по два ящичка на плечи…Внезапно я начал понимать, что в этом не было ничего сверхъестественного, ничего противоречащего законам природы: один из ящичков был, несомненно, оригинальным источником свежего воздуха, а другой – поглотителем продуктов дыхания.» Именно гидроксид кальция был применен в кислородных аппаратах закрытого типа, используемых альпинистами в Гималайском плоскогорье. Кроме того, изолирующие противогазы пожарных, шахтеров, военных обязательно имеют поглотитель для отработанных продуктов дыхания.

В произведении Б. Штерна. «Недостающее звено» речь идет об углекислом газе « Я… понимаю, что это обыкновенные камни, причудливо обработанные ветром и газированной водой.

- Почему газированной?

- А как прикажете называть эту замерзшую воду с углекислым газом?»

« …притащили.. изрядную груду известняка, весьма распространенной горной породы… Из этих камней, рассыпавшихся при прокаливании их на огне, получалась жирная негашенная известь, которая сильно вспучивалась и бурлила при гашении, известь такая же чистая, как та, что получается при обжигании мрамора и мела.»

( Ж. Верн. «Таинственный остров.»). Ответьте на вопрос: из-за чего Известняк получил свое название? СаСО3 = СаО + CO2

Что произошло с жемчужиной и почему Клеопатра смогла выпить « крепкий уксус»? «…она вынула уха одну из огромных жемчужин и …опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли.»

( Г. Р. Хаггард. «Клеопатра»). Все карбонаты растворяются в кислотах с выделением углекислого газа. Такую операцию проводят геологи, когда находят и исследуют минералы.

Кислые соли, как правило, растворимы в воде. Реакции превращения карбонатов в гидрокарбонаты и обратно играют огромную роль в формировании облика нашей планеты. Углекислый газ, как ваятель и зодчий, создает подземные дворцы в толщах карбонатных пород. В земной коре в разных частях света есть бездонные пещеры – своеобразные черные дыры, происхождение которых овеяно легендами и преданиями. Решающую роль в появлении этих пещер играет углекислый газ, который извлекается из воздуха дождевой водой. Потоки дождевой воды попадают на пласты известняка- карбоната кальция- и превращают его в растворимый гидрокарбонат кальция, который уносится подземными водами. Внутри подземных известковых пластов образуются огромные полости- карстовые пещеры. В недрах Земли грунтовые воды могут подвергаться нагреванию. Стекая со стен пещеры, раствор гидрокарбоната кальция начинает испаряться, а сама соль разлагается с образованием кристаллов нерастворимого карбоната кальция. Так природа создает сталактиты и сталагмиты, похожие на колонны сказочных дворцов.

С детства всем известны рассказы писателя Николая Носова. Один из них – «Бенгальские огни»: “По целым дням он (Мишка) толок в ступе серу и сахар, делал алюминиевые опилки и поджигал смесь на пробу”; “ Вдруг бенгальские огни вспыхнули, засверкали и рассыпались кругом огненными брызгами. Это был фейерверк! Нет, какой там фейерверк - северное сияние! Извержение вулкана! Вся ёлка сияла и сыпала вокруг серебром. Мы стояли как зачарованные и смотрели во все глаза”; “Наконец огни догорели, и вся комната наполнилась каким-то едким, удушливым дымом”.

4Al + 3O2 = 2Al2O3

Эта химическая реакция используется для изготовления бенгальских огней и фейерверков и легла в основу рассказа Н.Носова.

При изучении вопросов, связанных с кристаллизацией веществ, а также с условиями их растворения можно использовать отрывок из романа К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз» : «…Мирабилит в заливе начинает кристаллизоваться в половине ноября; а к половине марта кристаллизация прекращается и начинается обратный процесс – растворение мирабилита в воде. В связи с этим мирабилит был назван «периодическим минералом». Учащимся на данном уроке можно дать задание найти ответ на вопрос: «Почему мирабилит был назван «периодическим минералом»?»

Рассказывая о процессе кристаллизации, можно использовать отрывок из повести К.Г. Паустовского «Золотая роза» -« Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства» Вопрос: Объясните данное явление. Как оно используется в технике? ( Ветка или гвоздь выполняют в данном случае роль затравки, на которую нарастают кристаллы из насыщенного раствора.)

«Химической энциклопедией» можно назвать роман Ж. Верна «Таинственный остров». Для многих учащихся нелюбимыми темами являются темы по производству неорганических и органических веществ. Но если обратиться к данному роману, то мы увидим, как писатель рассказывает в нём о таких химических понятиях как:

Получение железа и его сплавов. (чугун и сталь)

Обработка стали.

Получение серной кислоты.

Получение стекла.

Получение глицерина и нитроглицерина.

Получение мыла.

В романе Ж.Верна вода рассматривается как эффективное топливо будущего « -Какое топливо заменит уголь?

-Вода, - ответил инженер.

-Вода? Переспросил Пенкроф…

-Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайерс Смит. – Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день, и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых оно состоит, будут применятся и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в тюрьмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей…Вода – это уголь грядущих веков».

Писатель-фантаст Ж.Верн обладал великим даром предвидения. В его произведениях содержится более ста научных предсказаний, многие из которых уже получили технические решения.

При изучении темы «Производство серной кислоты» можно использовать отрывок из повести К. Паустовского «Бросок на Юг», иллюстрирующий окислительно-восстановительные реакции, происходящие с соединениями серы:

«На поворотах Келасура намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек – веселых и невеселых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это №не золото, а серный колчедан». (К.Паустовский «Бросок на юг»).

Для иллюстрации такого свойства серы, как горючесть, можно привести отрывок из романа С. Вилар «Замок на скале» - разговор старого война и мальчика из благородной семьи: «Этот серый порошок, малыш, - говорил он маленькому лорду, - самая сатанинская вещь на свете. Маленькой искры достаточно, чтобы все вокруг превратилось в ад и полыхнуло огнем. У основания башни есть каморка, где твой батюшка хранит запас пороха, и она всегда под замком, дабы какой-нибудь бедолага не вздумал зайти туда с факелом».

Сернистый газ, образуемый при горении серы:

«Собрав охапку сухой травы, Хуан Дарьен достал из кармана кремень, огниво, фитиль и серную палочку, высек огонь и сунул горящую серную палочку под собранную охапку. На миг взвилось и быстро погасло яркое пламя».

Нахождение серы в природе:

Говоря о нахождении серы в природе, можно отметить, что она встречается в природе как в самородном виде, так и в виде соединений, о чем можно прочитать не только в учебнике, но и в художественной литературе. В фантастическом романе В.А. Обручева «Плутония», повествующем об экспедиции ученых в неведомый мир под земной поверхностью читаем: «За площадкой круто поднималась противоположная стена, густо покрытая белыми, желтыми и красными налетами и натеками. В желтых налетах нетрудно было узнать самородную. Серу в виде мелких и крупных кристаллов, сидевших в пустотах лавы или покрывавших ее поверхность нетолстым слоем».

Среди природных соединений серы большое значение минерал пирит. Жюль Верн в «Таинственном острове» описал получение из пирита серной кислоты. Учитель обращает внимание на название материала: прослеживается связь с греческим «пирос» - огонь. Исходя из этого, пирит – огненный камень, и именно в этой роли он был известен еще на заре человечества. Вот как пишет Э.Штерх в своей книге «Охотники на мамонтов» о жизни первобытного человека:

«Копчем увидел у нее на ладони блестящий камушек…вдруг несколько лучей снова упали на камень, и он весь заискрился…Насколько тверд этот блестящий камень? Кремень скользнул по камню…светящиеся искры разлетелись в стороны и исчезли в темноте…Появление светящихся искр в темной пещере тотчас заинтересовало охотников. Они повскакивали со своих мест, в восторге глядя на руки Копчема, которые так и мелькали, выбивая из огненного камня разлетающие искры.

-Огненный камень! У него есть огненный камень! У нас будет огонь! Будет все!.

Кусок пирита выполнял функцию огнива. Этот достаточно распространенный материал стал для наших далеких предков ступенькой к цивилизации.

Тема: Фосфор и его соединения

«Крыша в хижине была худая, с потолка падали дождевые капли, но в очаге слабо мерцало голубое пламя…Концы хвороста тлели голубоватым огнем. О фосфоре, воспламеняющемся от воды, они не вспоминали, им было не до химии…» (Р.А. Штильмарк. «Наследники из Калькутты»).

При изучении сложных эфиров на уроке можно использовать строки из “Консуэло” Жорж Санда.

“… Ей уже и раньше приходило в голову, что гармония звуков отвечает гармонии красок. А гармонией гармоний ей казался аромат…. Роза говорила о страстной любви, лилия о своей непорочности, пышная магнолия втихомолку поведала о чистых радостях святой гордости, а крошечная маргаритка шептала о прелестях простой, укромной жизни”. (Вопрос. А что такое запахи с химической точки зрения? Ответ. Тысячи ароматов дарит нам природа. В школьной лаборатории можно получить в пробирках вещества с запахом фруктов и цветов. Это пахнут сложные эфиры, которые образовались в результате химических реакций. Например: уксусная кислота + изоамиловый спирт -> запах груши.)

Большую помощь художественная литература может оказать на уроке при опросе учащихся. На основе фактов, взятых из фантастической или приключенческой литературы, можно составить расчетные и экспериментальные задачи. Такие задания помогут определить уровень усвоения материла учащимися, их эрудированность. При опросе по теме: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений» можно использовать отрывок из романа Л. Буссенара «Похитители бриллиантов»: «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу извести. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился, угольная кислота выделилась, и получилось именно, то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести, она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимавший её уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

В произведениях детективного жанра К. Дойла, А. Кристи, А. Маклина чаще всего встречается описание действия хлороформа на живые организма и применение его в криминальных целях.

В художественной литературе много материала для украшения уроков по органической химии. Это описание физических свойств, веществ, действия их на организм человека и области применения.

Систематическое использование литературных произведений побуждает учащихся самим сочинять стихи, сказки, внимательнее читать и находить отрывки из произведений, где даны описания физических и химических процессов или явлений.

1.3. Химические ошибки в литературных произведениях. Приложение2

Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие научную ошибку. Авторы художественных произведений нередко допускают ошибки в описании химических веществ и процессов:

А. …Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль

И долговечней – царственное слово…

(А. Ахматова. Из.сб. «Бег времени»)

Б. А какую неточность можно заметить в стихотворении Л. Лавренева «Нобуж»?

…В озон превращается воздух…

В. Писатели-фантасты часто используют химическую терминологию, при этом нередко допуская неточности и ошибки. Например, в романе А. Беляева «Продавец воздуха» читаем:

«Мистер Бейли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, его вода отличалась необычайно красивым голубым цветом…

-Жидкий воздух, - сказал Бейли .

Я был поражен. До сих пор мне приходилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории».

Г. Как вы думаете, имеет ли запах серная кислота? Обратимся к популярной повести А.Н. Рыбакова «Приключения Кроша»:

«…Стоящий в электроцехе запах серной кислоты напомнил мне о сожженных в Липках брюках…».

Что хотел сказать автор повести, и как следует видоизменить фразу, чтобы она звучала химически грамотно? Разумеется, в цехе дуговой электросварки не могло пахнуть серной кислотой – ей там просто неоткуда взяться. Тогда что имел ввиду автор? При дуговой электросварке материалы, чаще всего металлы, сплавляются теплом электрической дуги, температура которой достигает 5000 градусов. При столь высокой температуре могут образовываться: озон, оксид азота(II).

Д. Крылатая фраза «без фосфора нет мысли» появилась после установления Генсингом наличия ионов фосфора в мозговой ткани. Особенно любили применять ее механистические материалисты прошлого века.

Е. Нередко высказывания требуют соответствующих пояснений. К примеру, у И. Сильвинского мы читаем:

Видишь – мрамор:

Это просто кальций…

Мрамор – это не кальций, а соль, карбонат кальция. Это ошибка.

Ж. И конечно, нельзя не вспомнить отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей» А.К.Дойла, в котором допущена существенная химическая ошибка: “…Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас, смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьём воспалённом мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пёс, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

Фосфор, - сказал я”.

З. В научно-фантастическом романе Александра Богданова «Красная звезда» приведено описание космического корабля. При этом сказано: «Это была «кислородная комната». В ней хранились запасы кислорода в виде 25 т бертолетовой соли, из которой можно было выделить по мере надобности 10 тыс. кубических метров кислорода».

З а д а н и е : По уравнению реакции разложения бертолетовой соли(хлората калия)

2KClO3= 2KCl + 3O2 проверьте вычислением правильность утверждения автора.

И. Литературный критик В. Огнев в статье, опубликованной в журнале «Юность», привёл фразу из дневника поэта Ильи Сельвинского «Ртуть стоит в таблице элементов рядом с золотом, ей не хватает всего двух нейтронов, чтобы стать золотом».

К. « Тогдашняя весна застала меня в Красноводске… Пахнущий нефтью и негашеной известью город встретил меня не так радушно, как мне хотелось бы…»

Л. « … А знаете, товарищи, - объявил он, - эти статуи кто-то облил уксусной кислотой. Кислота разъела гипс, и он за ночь отвалился. Объяснение было правдоподобно».

М. «Царю и знати принадлежали поля и виноградники, тучные стада и бронзовая руда, которую добывали в горах Урарту»

Заключение.

В ходе работы я познакомилась с новыми литературными произведениями и открыла для себя то, что на самом деле содержание предметов литература и химия взаимосвязаны.

Использование отрывков из художественных произведений на уроках способствует пробуждению и поддержанию познавательного интереса учащихся к химии. Учащиеся выполняют творческую, поисковую самостоятельную работу, находят отрывки из художественной литературы, которые содержат интересные описания тех или иных химических явлений, физических и химических свойств различных веществ и их применение в самых необычных ситуациях.

Я считаю, что произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, могут оказать благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи, т.е. тех качеств, которые необходимы для научного творчества.

Чтение отрывков из художественных произведений может открыть для учащихся не только новые и интересные стороны химической науки, как и наоборот знание химии позволит глубже понять некоторые моменты в произведениях, в общем-то от химии далеких.

Фрагменты литературных произведений, используемые на уроках химии, несут эмоциональную и познавательную нагрузку. Цель таких уроков - не только обобщение знаний, но и установление связей между химией и литературой, историей, биологией, физикой.

В ходе изучения литературных произведений, были выявлены взаимосвязи химии и литературы.

В своей работе я пытаюсь убедиться , что науку надо принимать не только умом, но и сердцем. А это возможно только через высоты поэзии, картины живописи и хорошей музыки. Ведь на протяжении всей истории человечества химия представлялась предметом романтическим.

В заключение своей работы хотелось бы отметить, что истины, облачённые в поэтические одежды, порой влияют на сознание гораздо сильнее, чем простые высказывания. Союз химии и литературы поражает своей изобретательностью и значимостью. Монументальность химии, её логика, сложность, формулы, законы и понятия так гармонично сочетаются с изящной, напевной, лиричной поэзией и фантастической прозой!

Список источников и литературы

1.Беляев А. «Продавец воздуха». М.: «Эксмо», 2008. 25-26 с.

2. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. 1999. 86 с.

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006. Серебро

4. Верн Ж. Собрание сочинений. М.: Азбука – классика, 2004. 321 с.

5. Верн Ж. Опыт Доктора Окса/Пер. с фр. Алма – Ата: МГП, 1993. С. 238

6. Вилар С. «Замок на скале». М.: «Эксмо»,1994.54 с.10.

7. Занимательно об азоте и фосфоре: Методическая разработка для студентов-практикантов. / Под. Ред. В.И. Толкунова, Л.К. Гиренковой. Куйбышев, 1978. 19 с.

8. Казанцев А.П. «Пылающий остров». М.: Молодая гвардия, 1983.С. 45-48

9. Карпова А.А. Химия и литература// Химия в школе. 2003. №1. С.23-26.

10. Кусаинова К.М. Художественная литература о предмете химия// Химия в школе. 2004. №6. С.60-61.

11. Корнева Н.В. Интегрированные уроки химии и литературы. 2006. http:// festival. 1 september.ru/articles/211159.

12. Леднев О.Б. Как химический язык попал в литературу// Химия в школе.2001. №6. 63.с

13. Лупаков В.Э. Использование литературных произведений на уроках химии: учебное пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006, 147 с.

14. Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т.1, М.: Правда, 1989.

15. Пушкин А.С. Евгений Онегин // Собр.соч.: В 10-и т. Т.1. М.: Художественная литература, 1960. 78 с.

16. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии в 8 классе: Методическая разработка для студентов-практикантов. Куйбышев, 1983.

17. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Использование художественной литературы при изучении серы // Хмия в школе. 2001. №8. С. 27-29.

18. Роллинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень. М.: ООО «Росмэн – Издат», 2000. С. 258-268.

19. Смолеговский А.М. Химия. Энциклопедия химических элементов. М.: Просвещение. 2000. 335 с.

Приложение 1

Произведения художественной литературы, в которых можно встретить описание химических элементов и опытов.

М. Васин «Два шага до чуда» (Тема «Первоначальные химические понятия»)

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович» (Тема «Чистые вещества и смеси. Способы очистки смесей.»)

А. и С. Голон. «Анжелика» (Тема «Закон сохранения массы веществ»)

М. И. Алигер. «Ломоносов» (Тема «Первоначальные химические понятия»)

Ж. Верн. «Опыт доктора Окса» (Тема «Кислород и его свойства»)

Ж. Верн «Таинственный остров» (Тема «Водород и его свойства. Применение водорода как экологически чистого топлива»)

Б. Прус «Фараон» (Тема «Вода. Значение воды в природе и сельском хозяйстве»)

Л. Н. Мартынов «Вода» (Тема «Вода»)

Ж. Верн «20 000 лье под водой» (Тема «Основания. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов»)

С. П. Щипачев «Читая Менделеева» (Тема «Периодический закон и периодическая система периодических элементов Д. И. Менделеева»)

Ф. Романцева «Рожденная атомом» (Тема «Теория строения атомов»)

Г. Б. Адамов «Тайна двух океанов» (Тема «Окислительно-восстановительные процессы. Электролиз»)

Г. Б. Адамов «Тайна двух океанов» (Тема «Окислительно-восстановительные процессы. Электролиз.»)

«Нехожеными тропами». Сост. С. Берносов (Тема «Галогены. Значение соединений фтора»)

А. П. Беляев «Голова профессора Доуэля» (Тема «Галогены. Свойства хлора»)

М. Ильин, Е. Сегал «Бородин» (Тема «Галогены. Свойства брома»)

Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» (Тема «Галогены. Значение и свойства йода»)

А. С. Пушкин «И дале мы пошли – и страх обнял меня…» (Тема «Соединения серы. Сероводород и сернистый газ.»)

П. П. Бажов «Медной годы хозяйка» (Тема «Соединения серы. Сульфиды в природе»)

К. Г. Паустовский «Бросок на юг» (Тема «Соединения серы. Серный колчедан»)

Ж. Верн «Таинственный остров» (Тема «Производство серной кислот»)

А. П. Казанцев «Пылающий остров» (Тема «Основные закономерности химических реакций»)

А. И. Насибов. «Безумцы» (Тема «Азот и его свойства»)

А. и С. Голон «Анжелика» (Тема: «Аммиак»)

Ж. Верн «Таинственный остров» (Тема «Азотная кислота. Нитраты»)

А. К. Дойль «Собака Баскервилей» (Тема «Фосфор»)

А. И. Куприн «Суламифь» (Тема «Аллотропия углерода. Свойства алмаза»)

Г. Уэллс «Человек, который делал алмазы» (Тема «Аллотропия углерода. Свойства алмаза»)

А. К. Дойл «Голубой карбункул» (Тема «Аллотропия углерода. Свойства алмаза»)

И. А. Ефремов «Алмазная труба» (Тема «Аллотропия углерода. Свойства алмаза.»)

А. К. Дойл «Случай с переводчиком» (Тема «Оксиды углерода. Оксид углерода (II)»)

В. С. Короткевич «Черный замок Ольшанский» (Тема «Оксиды углерода. Оксиды углерода (IV)»)

А. Н. Ефремов «Звездные корабли» (Тема «Кремний»)

С. С. Гагарин «Три лица Януса» (Тема «Общие свойства металлов. Никель»)

Г. Б. Адамов «Тайна двух океанов» (Тема «Металлы и сплавы»)

Л. Буссернар «Похитители бриллиантов» (Тема «Кальций и его свойства»)

Г. Б. Адамов «Тайна двух океанов» (Тема «Жесткость воды и способы ее устранения»)

Н. Г. Чернышевкий «Что делать?» (Тема «Алюминий и его свойства»)

Ж. Верн «С Земли на Луну» (Тема «Алюминий и его свойства»)

А. И. Куприн «Суламифь» (Тема «Соединения алюминия»)

А. М. Горький «Сказки об Италии» (Тема «Соединения алюминия»)

А. Ивич «Семьдесят богатырей» (Тема «Железо»)

Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие…» (Тема «Предельные углеводороды. Свойства метана»)

Д. П. Патни «Розы любви» (Тема «Предельные углеводороды. Свойства метана»)

«Нахоженными тропами» сост. С. Бердоносов (Тема «Непредельные углеводороды. Свойства полиэтилена»)

Л. Буссенар «Похитители бриллианотов» (Тема «Каучук и его свойства»)

С. П. Щипачев «Размышления о нефти» (Тема «Природные источники углеводородов. Нефть»)

Д. Лондон «Сердца трех» (Тема «Природные источники углеводородов. Нефть»)

Ж. Верн «Таинственный остров» (Тема «Многоатомные спирты»)

Г. Р. Хаггард «Клеопатра» (Тема «Карбоновые кислоты»)

Ж. Верн «Таинственный остров» (Тема «Сложные эфиры»)

Ж. Верн «Таинственный остров» (Тема «Углеводы»)

Приложение 2 Ответы на химические ошибки в литературных произведениях.

А Ответ: конечно, золото не ржавеет, не коррозирует. Это ошибка, но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора!

Б. Ответ: в озон превращается не воздух, а кислород.

В. Ответ: Хочется заметить, что температура, при которой воздух становится жидким, должна быть ниже минус 196 градусов. Человеку при этой температуре невозможно находиться вблизи этого «озера», он погибнет от переохлаждения.

Г. Поэтому фразу в тексте следовало бы изменить так:

«…Стоящий в электроцехе запах озона, оксидов азота и азотной кислоты напомнил мне о сожженных в Липках брюках…»

Д. Хотя все важнейшие физиологические процессы в организме человека, начиная с сокращения мышц и кончая мышлением, связаны с химическими превращениями фосфора, но это не дает повода считать, что присутствие только фосфора обеспечивает свойство мозга – мыслить. Называя фосфор «белым», следует иметь ввиду, что мы допускаем ошибку. В чистом виде белый фосфор бесцветное прозрачное вещество.

Кристаллы белого фосфора очень сходны с алмазами, они совершенно бесцветны, идеально прозрачны и настолько сильно преломляют свет, что на солнце играют всеми цветами радуги.

Е. Мрамор – это не кальций, а соль, карбонат кальция. Это ошибка.

Ж. Светится в темноте белый фосфор, а он, во-первых, ядовит, а во-вторых, самовоспламеняется на воздухе, поэтому его нельзя использовать для нанесения на тело животного.

В о п р о с ы : какими свойствами обладает фосфор? Возможны ли явления, описанные в повести А. Конан Дойля?

О т в е т ы : Аллотропное видоизменение фосфора-белый фосфор- действительно светится в темноте, что объясняется окислением его паров Р4 кислородом воздуха. Мелкодисперсный фосфор (например, выделенный из его раствора в сероуглероде после испарения последнего) самовоспламеняется. Загорается он и при трении. Белый фосфор ядовит : 0,1 г вещества – смертельная доза. Из свойств белого фосфора следует, что если бы и удалось каким-то образом «расписать» содаку не только снаружи, но и её пасть, то она немедленно бы погибла от отравления, а её труп превратился бы в пылающий костёр.

З. Р е ш е н и е : 2KClO3= 2KCl + 3O2

M(KClO3) = 122,5 г/моль

m (KClO3) = 245 т

Vm = 22,4 л/моль

V(O2)= 67200 м3

Из 245 т KClO3 можно получить 67200 м3 кислорода? А из 25 т - х м3. Составив пропорцию и решив её, получаем ответ: из 25 т бертолетовой соли можно получить около 6,8 тыс. м3 кислорода (н.у.), на 32% меньше указанного в отрывке из романа объёма.

И. О т в е т : Поэт И. Сельвинский, а следом за ним и критик В. Огнев допустили ошибку: изменение числа нейтронов в ядре атома не приводит к образованию нового химического элемента(образуется другой нуклид). Чтобы перейти от ртути к золоту ( порядковый номер 79) надо из ядер атомов ртути ( порядковый номер 80) убрать по одному протону.

К. О т в е т ы : Негашёная, или жжёная известь – оксид кальция CaO . Это твёрдое кристаллическое вещество без запаха. Автор, по – видимому, имел в виду хлорную известь – продукт взаимодействия гидроксида кальция (гашёной извести) с хлором. Хлорная известь обладает сильным запахом и применяется для дезинфекции.

Л. О т в е т : Природный гипс представляет собой двуводный сульфат кальция CaSO4* 2H2O. Для изготовления скульптур и в строительстве применяют полуводный гипс 2 CaSO4* H2O или безводный – ангидрит, получаемые обезвоживанием при нагревании природного гипса. Полуводный гипс и ангидрит- прекрасные вяжущие материалы. С уксусной кислотой гипс не неправдоподобно. Другое дело, если бы скульптуры были изготовлены из мрамора.

взаимодействует, поэтому объяснение, приведённое автором в отрывке,

М. О т в е т : Название «бронзовая руда» ошибочно. Бронза – это сплав меди и олова.

Просмотров работы: 7272