Введение
Врачи и психологи утверждают, что смех является неотъемлемой частью здоровой, счастливой жизни. Ничто так не расслабляет после трудного дня как юмор.Что-то магическое происходит в нашем мозгу, когда мы смеемся. Эндорфины выделяются, и мы получаем чувство эйфории, даже если оно мгновенно.Есть одна интересная фраза: «Жизнь слишком серьёзная штука, чтобы не смеяться над ней». Умение смеяться над серьёзными жизненными ситуациями, в которые мы попадаем — это признак высокоразвитого эмоционального интеллекта.
Актуальность исследованиязаключается в том, что, так называемые, интернет-мемы стали очень популярны. Их можно увидеть во многих социальных сетях. Не зная каких-то событий очень трудно понять их смысл и происхождение. Каждый день в интернете и социальных сетях появляется что-то новое. Часто это «новое» не всегда понятно простому обывателю. А между тем, именно интернет-мемы являются современным проявлением юмора, неким юмористическим отражением действительности.
Цель: создать свои интернет-мемы на подобии существующих, выразив в них свое отношение к различным проблемам современного общества.
Задачи:
Изучить понятие «мемов» и историю их появления.
Выявить особенности строения и функционирования интернет-мемов
Изучить механизм создания интерент-мемов.
Опубликовать интернет-мемы собственного сочинения в социальных сетях с целью получения обратной реакции
Объектом исследования являются юмористические интернет-мемы, а предметом исследования - особенности строения и функционирования интернет-мемов
Наша работа основывается на трудах английского этолога и эволюционного биолога Ричарда Докинза, который впервые предложил концепцию мема в 1976 году, а также психолога Сьюзен Блэкмор, Ричарда Броуди, Дугласа Рашкоффа и других. В своей работе мы анализируем различные интернет-мемы, рассматриваем историю их появления, особенностях строения, функционирования, описываем алгоритм создания мемов. Использованные методы:эмпирический, сравнительно-сопоставительный анализ, синтез.
Что такое «мемы»?
Впервые понятие «мем» появилось в книге «Эгоистичный ген» Ричарда Докинза в 1976 году. Он отождествлял мем с геном, и определял его как единицу передачи информации в человеческой культурной эволюции, которая способна очень быстро размножаться [4]. Дуглас Рашкофф в книге «Медиавирус» так же рассматривает меметику, но как одну из форм медиавируса [8]. Сьюзен Блэкмор определяет мем, как копирование информации от одного к другому [1]. Развитие мемов происходит по принципу выживания не всех, а лишь некоторых. Распространяются мемы путем имитации и в таком виде запоминаются людям. Таким образом, происходит и мутация мема. Отлагаясь в памяти у человека, мем передается дальше уже от него, но в виду особенности запоминать в обобщенном виде, он каждый раз претерпевает некие изменения [6]. T-meme – определение мема, которое дала Блэкмор для обозначения цифрового копирования [2]. Но существует и другое понятие: Internet phenomenon, которое дали англичане, не желая отождествлять искусственное порождение такой культуры с биологическими понятиями [3].
Интеренет-мем в свою очередь – это информация в той или иной форме (медиаобъект, то есть объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами [5]. Есть и такое определение «интернет-мема» – это информация о каком-то явлении в жизни, переданная с сарказмом или иронией, размещенная на картинке или фотографии. Мемы – это короткие высказывания или забавные картинки, которые мгновенно привлекают к себе внимание; чаще всего их создатели руководствуются такими популярными темами, как политика, спорт, учеба, бытовая жизнь (ранние подъемы, к примеру). Зачастую Интернет-мемы используются в форме комиксов или отдельных картинок, так же возможно распространение в форме звуков.
Мемы очень быстро распространяются по интернету и социальным сетям, именно потому, что они вызывают улыбку и смех. Пользователи, впервые увидевшие какой-то мем, чаще всего отсылают его своим друзьям, а те в свою очередь своим. Изначально так быстро распространялись анекдоты, шутки и смешные видео, но в начале нашего века люди придумали подписывать картинки смешными фразами. Это оказалось очень популярно и востребовано в интернете, так как не многие пользователи социальных сетей готовы читать большие посты до конца (существует даже фраза «не осилил, многа букоф»).
Как же появляются и распространяются мемы? Каковы механизмы этих процессов? Мем стремится к популярности за счет распространения первоисточника. Например, в сети появляется видеоролик. За короткий промежуток времени он набирает миллионы просмотров. Популярность ролика настолько высока, что его рассказывают и пересказывают. Цитирование мемов может быть прямым и обезличенным. Фраза из ролика может начать самостоятельную жизнь. Зачастую сюжет, содержание ролика знают не все, а слова из него сохраняются.
В целом можно сделать вывод, что развитие этого направления скорее можно охарактеризовать как реакцию на социально острые проблемы, а не только на бытовые ситуации. Из этого можно сформулировать и задачу интернет-мема – в сатирической и комической форме показать существующие проблемы, высмеять ситуацию, обратить на нее внимание, показать комичность обыденных и распространенных ситуаций. Основными источниками появления и распространения Интернет-мемов являются социальные сети, форумы, блоги. Главные принципы интернет-мема – актуальность и юмор. Интернет-мем не может существовать обособленно – он всегда ассоциируется с «первоисточником». В пространстве этих источников существуют пользователи, которые серьезно заняты созданием идей и форм мема.
Виды интернет-мемов и их классификация
У Интернет-мемов имеется своя классификация. Первая группа – это графические мемы. Для этого вида мемов выбирается реальный прообраз, зачастую комический вид знаменитости, переносится в графическое изображение и изображению приписывается какая-то определенная эмоция. (см. Рисунок 1)
Рисунок 1
Вторая группа - текстовые, или иначе «демотиваторы». Демотиваторы появились в русскоязычном интернете раньше, чем мемы, некоторые даже считают, что они являлись прародителями последних. Демотиватор – исходя из названия, пародия на мотиватор. Это картинка, которая не мотивирует людей, а наоборот, демотивирует. Картинки, обрамленные черной рамкой с подписями. Зачастую в качестве образа берется реальная фотография, которая обрамляется черной рамкой и подписывается определенным текстом, который может быть, как высмеивающим представленный образ, так и сопровождаться философской подписью. Например, на Рисунке 2 мы видим стюардессу в спасательном жилете, и ниже надпись гласит: «Если я вдруг надела вот это, то дальше каждый сам за себя». Тем самым мем намекает на то, что в случае катастрофы пассажирам помощи ждать неоткуда. Это, так называемый, черный юмор.
Рисунок 2
И третья группа – смешанные мемы. Изображение с соответствующей подписью. Обычно это популярные фотографии или картинки с текстом, который подходит к изображению на визуальном уровне. Так на Рисунке 3 мы видим, как «ученики» радуются, что урока не будет.
Рисунок 3
И так, видов интернет-мемов существует великое множество. Но даже здесь есть свои «тренды». Например, «Philosoraptor» («Филосораптор») — картинка динозавра, который любит пофилософствовать. Его постоянно «мучают» вечные, философские, глубокие и очень важные вопросы (см. Рисунок 4). Название возникло путём соединения слова «philosophy» («философия») и названия вида двуногих динозавров — «велоцираптор».
Рисунок 4
Очень часто в подобных мемах используется такой юмористический прием как «каламбур». Стоит отметить, что каламбур (англ., фр. calembour) – фигура речи, состоящая в юмористическом (пародийном) использовании различных значений одного и того же слова или двух, сходно звучащих слов. [7]. Например, на Рисунке 5 мы видим интернет-мем, в котором обыгрывается двузначность слова «orange» - это и «апельсин» и «оранжевый». Соответственно, филосораптора «мучает» резонный вопрос – если апельсин оранжевого цвета («An orange is orange»), то почему виноград («grapes») нельзя называть «purples», если он фиолетовый («purple»)? Тем самым создается своеобразный комический эффект.
Рисунок 5
Мем «One does not simply …» («Нельзя просто взять и …») или, как его еще называют «Боромир-мем», берет свое начало из популярного фильма «Властелин Колец: Братство кольца». Оригинальная фраза одного из главных героев Боромира звучала так: «One does not simply walk into Mordor», то есть «Просто так в Мордор не попадёшь» или же «Нельзя просто так взять и прийти в Мордор». "Мордор" - в переводе "Чёрная сторона", в легендарном романе Толкина область на юго-востоке Средиземья, в востоке от Андуина, владения Саурона. Фродо и Сему нужно отправиться туда, чтобы уничтожить Кольцо Всевластья. Мордор неприступен благодаря огромным горным хребтам, окружающим его с севера, запада и юга, и защищающим от неожиданного нападения. Также Мордор кишит орками и другими ужасными созданиями. То есть просто так в Мордор не попасть никому, какими бы средствами он не пользовался. Другими словами, «пройти в Мордор» - это непосильная, невыполнимая задача – сделать это невозможно. Это и является сутью данного мема. В подобных мемах как правило высмеивается нечто трудное, сложное. Это могут быть и взаимоотношения людей, и какие-то бытовые ситуации. Например, многие мужчины согласятся, что очень трудно, почти невозможно переспорить женщину (см. Рисунок 6). А те, у кого дома есть маленькие дети и Lego знают, насколько болезненно наступить голой ступней на деталь данного конструктора, «притаившуюся» где-то на полу. (см. Рисунок 7)
Рисунок 6
Рисунок 7
Одним из популярных и распространённых интернет-мемов является мем про Вилли Вонку. «Ну давай расскажи мне» — фраза, которая сопровождается изображением персонажа из фильма «Вилли Вонка, и шоколадная фабрика». Обычно означает недоверие к говорящему, который вот-вот собирается привлечь к себе внимание болтовнёй или враньём. Поводом для создания этого мема послужило хроническое пристрастие многих пользователей интернета рассказывать о себе неправдивые истории или привлекать к своей персоне внимание многообещающими фразами, которые, по их мнению, действительно должны заинтересовать своим содержанием широкий круг аудитории. На картинке изображен персонаж актера Джина Уайлдера из фильма) под названием «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» (1971 год выпуска). Его лицо якобы выражает эмоцию заинтересованности, но со скрытой злорадной усмешкой и проницательным взглядом, который видит собеседника насквозь. Впервые этот мем появился в 2011 году, тогда он использовался с надписью: «You must be new here», которая в русском переводе означает «Должно быть, ты здесь новенький». Но вскоре на картинке появилась другая надпись: «Ну давай, расскажи мне…». Иногда также Вилли Вонка как бы «задает» риторический вопрос, который начинается с междометья «Oh» («Ой»). Это символизирует тот факт, что человек уже догадался о возможном обмане, но готов понаблюдать, каким способом оппонент собирается подобное действие осуществить. Обычно этим мемом пользуются тогда, когда пытаются намекнуть собеседнику о недоверии и поддают сомнению подлинность его рассказов, но в тоже время, заинтересованы в том, чтобы его выслушать.
Например, на Рисунке 8 мы видим, как автор мема с сарказмом относится к субкультуре, так называемых, хипстеров и их внешнему виду. Он высмеивает их желание быть «уникальными», «неповторимыми», намекая на то, что по сути они ничем не отличаются друг от друга, а лишь копируют модный стиль в одежде, прически и так далее.
Рисунок 8
Один из популярных и современных мемов – это мем «Highway exit drift». В этом меме мы видим большое шоссе и съезд с него, на который очень резко поворачивает спортивный автомобиль, как будто водитель вспомнил про поворот в последний момент. В центре фотографии располагается большой дорожный знак, на котором указаны направления «вперед» и «вправо». Эти направления имеют надписи, но не такие как должны быть на реальном дорожном знаке. Там как правило указаны две противоположности, идеи (в виде фразы или целого предложения), абсолютно исключающие друг друга. Например, на Рисунке 9 мы видим две совершенно противоположные надписи: «Взять один пончик и закрыть коробку» и «Съесть всю коробку пончиков и тут же об этом пожалеть». Водитель спортивного автомобиля поворачивает на право, следовательно, он выбирает второй вариант. В этом и заключается суть данного мема – из двух вариантов выбирать самый предпочтительный, самый удобный, самый соблазнительный или самый простой, не требующий никаких усилий. Так в данном примере автор дает понять, что никто не может устоять и не съесть целую коробку вкусных пончиков за один присест, ограничившись лишь одним.
Рисунок 9
Еще один популярный мем – это «Roll safe». В данном меме изображен афроамериканец, который хитро, ехидно улыбается и касается указательным пальцем своего виска как бы говоря «Подумай!». Эти мемы обычно начинаются фразой «You can't …» («Ты не сможешь…») или «You don't have to …» («Тебе не придется»). Дальше как правило следует абсурдное продолжение. Суть данного мема заключается в следующем – чтобы избежать неудачи или чего-то негативного, нужно просто вообще ничего не делать, никак не пытаться преуспеть. Например, тебя не уволят с работы, если у тебя ее нет (Рисунок 10). И действительно, с этим не поспоришь. В этом и состоит юмор данного мема.
Рисунок 10
И последний интернет-мем, который мы рассмотрим – это «Good grades and success» («Хорошие отметки и успех)» (см. Рисунок 11). Данный мем всегда поделен на две части. В верхней части мы видим странного серого «человечка». Этот персонаж завороженно улыбается и тянется к большому золотому шару, на котором написано «Girlfriend» («Девушка»). Здесь подразумевается стремление молодого человека встречаться с девушкой, иметь серьёзные отношения. Но в нижней части мема мы видим того же персонажа, которого обнимает некое существо розового цвета. На нем написано «Gaming» («Компьютерные игры»). Этот розовый персонаж не дает серому человечку дотянуться, достать до золотого шара с надписью «Girlfriend» («Девушка»). Мы видим, как золотой шар уже располагается дальше, вне досягаемости главного героя. Он находится в тени, и уже не такой яркий как прежде. Также стоит обратить внимание на лицо серого человечка. Взгляд его обращен на «Gaming» («Компьютерные игры»). Мы видим каплю потопа, которая символизирует отчаянные попытки сопротивления. Но он не в силах ничего изменить. Розовый «монстр» побеждает. Тяга к компьютерным играм не дает молодому человеку найти себе девушку, уделять ей много внимания, так как все его свободное время занято играми. Подобные мемы можно охарактеризовать как высмеивание невозможности некоторых людей достичь желаемого их-за прокрастинации или каких-то препятствий, по мнению автора мема являющихся несерьёзными, нелепыми или выдуманными. В таких мемах всегда есть стремление к чему-то (надпись на золотом шаре) и то, что препятствует этому (надпись на розовом существе).
Рисунок 11
Итак, мы нашли, перевели и проанализировали в общей сложности 34 мема: 10 про «Филосораптера», 10 про «Боромира», 7 про «Вилли Вонку», 2 про «Highway exit drift», 3 про «Roll safe» и 2 про «Good grades and success» (ознакомиться со всем списком мемов и их переводами можно в Приложении 1).
Стоит отметить, что это лишь небольшая часть ныне существующих интернет-мемов. Практически каждый день появляются новые или вариации на уже популярные мемы. Интернет-мем всегда высмеивает то или иное явление, ситуацию, поведение или проблему. Чем точнее автор мема подметит их, тем смешнее мем, и тем больший отклик он найдет в обществе. Мем всегда нацелен на то, с чем сталкиваются большинство людей или определенная группа каждый день. Потому-то мемы и пользуются такой популярностью.
Алгоритм создания мема
Чтобы создать удачный мем, нужно тщательно следить за тем, что происходит в мире, владеть актуальной информацией. Ну и, разумеется, обладать чувством юмора. Ведь, если мем не будет смешным, забавным, то он просто не станет популярным, так как основная задача мема как раз и заключается в том, чтобы вызвать улыбку на лицах пользователей социальных сетей. К примеру, после фиаско сборной России по футболу на Чемпионате Европы-2016 стали очень быстро разлетаться мемы на тему несостоятельности российских футболистов. Создатели таких мемов просто «попали в струю» и поняли, что интересует интернет-пользователей на данный момент. Всегда очень быстро расходятся мемы на бытовые темы, люди начинают ассоциировать себя с ними. Например, если создать мем на тему лени или постоянных опозданий на учебу или работу и сделать его по-настоящему смешным, то реакция не заставит себя долго ждать – вы получите много лайков и репостов.
После того, как мем создан, можно выгружать его в ваши аккаунты в социальных сетях и наблюдать, ставят ли вам лайки. В социальной сети Вконтакте существуют специальные группы, где пользователи могут выкладывать мемы собственного сочинения. Если они понравятся другим людям, то вы сможете быстрее «раскрутить» свой мем.
Таким образом, чтобы сделать хороший мем, нужно проанализировать ситуацию в мире или писать о явлениях, знакомых каждому, или определенной группе людей (например, класс или школа)
Для создания мемов существуют специальные редакторы или, как их принято называть, генераторы мемов. Это может быть отдельный сайт. Самыми популярными мем-генераторами можно считать следующие:
http://risovach.ru/mem-generators
http://memeonline.ru/generate
https://memegenerator.net/
https://imgflip.com/memegenerator
https://mr-mem.ru/
Также мем-генератор может быть приложением для Adroid или IOS. Для создания и редактирования собственных мемов мы использовали приложение Meme Generator Free, который можно найти в GooglePlay. Нам он показался наиболее удобным. Кроме того, приложение для смартфона выигрышнее сайта в том случае, если идея нового мема пришла «на ходу», например, в автобусе.
Как правило принцип работы сайта и приложения для создания мемов примерно одинаков – из большой галереи предлагается выбрать картинку, фон, так называемую заготовку для мема. Затем нужно напечатать текст в специально отведенных полях, характерных для этого мема. Когда редактирование мема будет завершено, пользователю предлагается либо сохранять получившийся мем на жесткий диск компьютера или карту памяти смартфона. В некоторых приложениях и сайтах можно «поделиться» созданным мемом с другими пользователями или выложить его в своем аккаунте в популярных социальных сетях.
Проанализировав найденные мемы, поняв, как они устроены, нами были созданы собственные мемы – всего 16 штук (см. Приложении 2). Опубликованные в социальной сети «В контакте» мемы собрали большое количество «лайков» (см. Рисунок 12), что говорит об их удачности.
Рисунок 12
Заключение
Итак, мы изучили понятие «мема». Мемы, или интернет-мемы – это юмористическое явление, в виде картинки или серии из нескольких картинок, фотографий или рисунков с подписями. Они являются юмористическим отражением, «зеркалом» действительности. Интернет-мемы затрагивают все сферы жизни. Они рассказывают и высмеивают события, связанные с проблемами человечества, общества, политикой, спортом, социальной, бытовой сферой, оплошностями известных людей. Эти события могут быть локальные, которые поймут лишь определенный круг людей (школа, класс, жители одного города), либо глобальными, общемировыми, которые известны и понятны в разных странах. Современный человек даже может узнавать множество новостей именно с помощью интернет-мемов, а не с помощью радио или телевидения.
Также интересной особенностью стоит считать и тот факт, что интернет-мемы постоянно сменяются один за другим - словно как события в реальном мире. Нужно постоянно «держать руку на пульсе», чтобы знать, что происходит и откуда берутся те или иные мемы.
Что касается непосредственно истории возникновения отдельных мемов, то она чрезвычайно разнообразна – от мультфильмов, художественных фильмов и сериалов, до случайных комических ситуаций и политических решений. Картинкой, фотографией или рисунком для мема может послужить практически что угодно. Здесь нет каких бы то ни было ограничений.
Цель нашей работы была достигнута - выявив особенности создания и функционирования современных интернет-мемов, мы создали свои собственные на подобии уже существующих.
Практическая значимость нашей работы заключается в следующем – во-первых, мы подробно описали механизм создания интерент-мемов, что позволит в дальнейшей не только нам, но и другим людям создавать собственные интерент-мемы. Во-вторых, теперь мы можем высказывать свое отношение к тем или иным проблемам, ситуациям, явлениям в современном мире. С помощью юмора, иронии, сарказма мы можем привлекать внимание людей, к тем вещам, о которых они не задумывались раньше.
Список используемых источников
Блэкмор С. Т-мемы. https://www.youtube.com/watch?v=9KbsP_1jP4U
Блэкмор С. Сила мемов. https://www.susanblackmore.co.uk/
Броуди Р. Психические вирусы. Как программируют ваше сознание / Пер. с англ. Л. Афанасьева. — М.: Поколение, 2006
Докинз Р. Эгоистичный ген / пер. с англ. Н. Фоминой. — М: АСТ:CORPUS, 2013
Гарнцева Н. М. Сознание как комплекс мемов // В кн.: Философия сознания: классика и современность: Вторые грязновские чтения. М: Савин С. А., 2007.
Кожаринова А. Р. Медиавирусы как носители идеологических кодов // «Знание. Понимание. Умение». — М.: МосГУ, 2013
Ожегов С.И. Словарь русского языка, М.: Русский язык, 1989
Рашкофф Д. Медиавирус! Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Пер. с англ. Д. Борисова. — М.: Ультра.Культура, 2003.
http://risovach.ru/mem-generators
http://memeonline.ru/generate
https://memegenerator.net/
https://imgflip.com/memegenerator
https://mr-mem.ru/
Приложение 1
Приложение 2