Дидактические материалы “Видовременные формы и залог личного глагола» для систематизации грамматического материала в 10-11 классах и подготовки к выполнению заданий по грамматике в формате ЕГЭ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дидактические материалы “Видовременные формы и залог личного глагола» для систематизации грамматического материала в 10-11 классах и подготовки к выполнению заданий по грамматике в формате ЕГЭ

Карасева А.А. 1Дьячкова В.Э. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобазовательная школа № 10"
Кондратова Е.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеоба-зовательная школа № 10"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Формирование грамматических навыков у изучающих иностранный язык является одним из важнейших процессов обучения. Мы не можем точно сказать, что развитие навыков устной и письменной речи при изучении иностранных языков невозможно без знания грамматики и владения ею. Но учащийся не поймет смысла высказывания, даже зная все слова в нем, если он не видит взаимосвязи между словами, т. е. если он не знаком с основами грамматики. Изучив данный раздел языка, и, овладев его принципами, учащийся сможет не только правильно воспроизводить предложения на иностранном языке, как в устной, так и в письменной речи, но также и понимать речь других людей при аудировании и чтении.

Обучаясь в 10м классе, мы обнаружили, что большинство наших одноклассников, даже имея запас лексики, не могут грамотно строить предложения, а, следовательно, говорить и писать на английском языке. Зачастую, изучая английский язык со второго класса, они освоили отдельные связки и правила, но соединить их в единую систему языка не могут. Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся при изучении грамматики английского языка, как нам кажется, – это употребление видовременных форм личного глагола. Чаще всего такие проблемы возникают из-за нечеткого представления о категории времени, вида и залога. В учебнике «Spotlight» правила по этой теме представлены разрозненно и громоздко, и при их виде у обучающихся складывается неверное впечатление об объеме и сложности материала. Скорее всего, с подобной проблемой сталкиваются не только наши одноклассники, но и обучающиеся других школ.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что систематизация и обобщение знаний, полученных за все время обучения, является одной из главных задач изучения английского языка в 10-11х классах, а материал, представленный на эту тему в большинстве современных учебников, не всегда эффективен. Более того, именно эти знания проверяются в заданиях на грамматику в ЕГЭ. Поэтому мы решили изучить различные подходы к изучению видовременных форм и залога личного глагола в английском языке и разработать алгоритм действий, который поможет учащимся быстрее и проще понять и систематизировать этот грамматический материал.

Новизна нашего исследования заключается в попытке найти альтернативный, отличный от представленного в учебнике подход к систематизации данного грамматического материала, который поможет учащимся разобраться в употреблении видовременных форм и залога глагола английского языка.

Цель: разработка алгоритма действий направленного на обобщение и систематизацию грамматического материала по теме: «Видовременные формы личного и залог глагола английского языка».

Объект исследования: Учащиеся 10-11 классов МБОУ «СОШ№10»

Предмет исследования: Различные подходы к изучению и систематизации видовременных форм и залога личного глагола английского языка и их эффективность.

Гипотеза: Разработанный алгоритм поможет более эффективно и быстро обобщить и систематизировать знания учащихся 10х-11х классов по теме: «Видовременные формы и залог личного глагола английского языка».

Тема исследования: «Видовременные формы и залог личного глагола английского языка».

Задачи:

  • Провести констатирующий эксперимент для выяснения наиболее проблемных для изучения разделов грамматик.
  • Определить проблемы в понимании грамматического материала учащимися 10х-11х классов.
  • Изучить литературу по заданной теме.
  • Проанализировать различные подходы к изучению и систематизации видовременных форм и залога личных форм глагола английского языка.
  • Выбрать элементы подходов, наиболее отвечающих нашей цели.
  • Выявить наиболее эффективный метод и на его основе разработать и апробировать
  • Проанализировать результат опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, анкетирование, опрос, анализ материала.

Источники информации: учебник английского языка «Spotlight» 10 класс, интернет ресурсы, учебно-методические пособия, учебники по грамматике. (приложения 12-14)

Структура работы:

В 1ом разделе рассматривается теоретический материал по теме работы:

В 1ой главе: подходы к изучению видовременных форм личного глагола английского языка с точки зрения разных лингвистов и подача материала в различных популярных УМК по английскому языку.

Во 2ой главе: краткий анализ пособий по грамматике и учебника «Spotlight» для 10 класса, с точки зрения систематизации грамматического материала.

В выводах 1го раздела подводится итог анализа литературы.

2 раздел посвящен практической работе по проекту и состоит из 3 глав.

В 1ой главе: представлены результаты констатирующего эксперимента.

Во 2ой главе: посредством формирующего эксперимента был апробирован разработанный нами алгоритм действий и даны методические рекомендации по его использованию.

В 3ей главе: приводятся результаты контрольного эксперимента с целью выявления эффективности нашего алгоритма.

В выводах ко 2му разделу проводится сравнительный анализ данных экспериментов.

В заключении подводится итог работы, анализируются данные, полученные в ходе экспериментов.

РАЗДЕЛ 1

Теоретическая часть

1. Общая характеристика глагола – как объекта лингвистического изучения Глагол (от лат. Verbum) – часть речи, выражающая грамматическое значение действия (т.е. признака подвижного, реализующегося во времени) и функционирующая по преимуществу в качестве сказуемого. [6]

Как специфически предикативное слово, глагол противопоставлен имени (существительному); само выделение частей речи в античной (уже у Платона), древнеиндийской, арабской и других лингвистических традициях началось с функционального разграничения имени и глагола.

Характерной особенностью английского глагола является наличие у него двух типов форм: предикативных и непредикативных. По сочетаемости с другими словами в словосочетании между предикативными и непредикативными формами принципиальной разницы нет. Однако они резко отличаются друг от друга по функциям в предложении. Предикативные формы глагола употребляются в функции сказуемого. Непредикативные формы не могут сами играть роль сказуемого; они могут играть в предложении роль любых его членов, кроме сказуемого.[6]

Предикативные формы глагола часто называются также личными, а непредикативные – неличными или именными.

Традиционно глаголы подразделяются на многочисленные и разнообразные группы, основанные на различных принципах классификации. Общее признание получила морфологическая подгруппа, основанная на способе образования форм.[6]

Таким образом, при объяснении необходимо донести до учащихся следующее:

Глаголом называется часть речи, обозначающая действие или состояние лица, или предмета и выполняющая роль сказуемого в предложении.

Важно обратить внимание на то, что глагол может быть личным и неличным. Личный глагол в предложении играет роль сказуемого. Неличный глагол – выполняет функцию любого члена предложения, кроме сказуемого. Нас, в данной работе интересует только личная форма глагола.

Правильные/неправильные глаголы.

Все глаголы делятся на две группы: 1) правильные (образующие прошедшее время и причастие 2 с помощью суффикса – ed), 2) неправильные (глаголы, образующие прошедшее время и причастие 2 любым другим способом, например, чередованием, суффиксацией).

Подразделение глаголов на правильные и неправильные охватывает все глаголы английского языка и в ее основу положен четкий и объективный признак. Ни одна другая классификация глаголов, существующая в современной лингвистике, не обладает этим достоинством.[6]

То есть это одна из немногих классификаций, которая не подвергается сомнениям и одинаково трактуется большинством лингвистов.

Глаголы знаменательные и служебные.

В зависимости от полнозначности (и, следовательно, от функции в предложении) различают глаголы знаменательные и служебные. Знаменательные глаголы имеют полное лексическое значение; в предикативной форме они обычно играют роль глагольного сказуемого. Сюда относится подавляющее большинство глаголов, например:

In his own small room Martin lived, slept, studied, wrote and kept house.[6]

В отношении деления глаголов на полнознаменательные и служебные нет полной ясности, так как одни и те же формы лексических единиц могут выступать и как знаменательные и как служебные. Например, глагол is в сочетаниях типа he is here принято считать полнознаменательным, тогда как в структурах he is walking эта же форма выступает как служебный глагол. Естественно встает вопрос, считать ли форму в двух приведенных случаях употребления одним и тем же глаголом или более логично рассматривать эти формы как омонимы разных глаголов. Сохранение одной и той же парадигмы дает основание рассматривать приведенные формы как один глагол в двух возможных типах его употребления.

Служебные глаголы в отличие от знаменательных полного лексического значения не имеют; их функция – оформлять определенные члены предложения (чаще всего сказуемое). Употребляться самостоятельно, без сопровождения слов полного лексического значения, они не могут. Среди служебных глаголов выделяются две основные группы – модальные и связочные.

Модальные глаголы обычно даются списком и включают следующие единицы: can, may, must, shall, will, should, would, ought to. Эти глаголы обладают четкими морфологическими характеристиками – имеют дефектную парадигму и ограниченную способность сочетаться только с инфинитивом.

В связи с тем, что нет единого мнения по данному вопросу, мы берем за основу разделение глаголов на две категории смысловые (имеющие самостоятельное значение) и вспомогательные, не подразделяя их на модальные и связочные, основываясь на их неполно- значности.

Категории времени и вида английского глагола.

Время - это грамматическая категория глагола, являющаяся специфическим языковым отражением объективного времени и служащая для временной локализации события или состояния, о котором говорится в предложении. Эта локализация соотносится прямо или косвенно с реальным или воображаемым hic et nunc ‘здесь и теперь‘. Она заключается в указании на одновременность, предшествование или следование события моменту речи или в случае относительной временной ориентации – какой-то другой точке отсчета.[6]

Существование категории времени у английского глагола не вызывает сомнения у исследователей языка, однако соотношение временных планов объективного времени и языкового трактуется по-разному, поэтому нет единства мнений о количестве времен в современном английском языке. Среди грамматистов (например, О. Есперсен) принято представление объективного времени в виде прямой, на которой точка, нулевой пункт. Она отмечает момент речи и является границей между прошлым и будущим. [11] Однако, за пределами этой прямой остаются некоторые глагольные формы английского языка, для которых нет соответствующих отрезков на прямой. Например, длительные и перфектно-длительные формы. Таким образом, эта схема перестала удовлетворять лингвистов, и в дальнейшем были предложены различные ее модификации.(Приложение 1)

Следует отметить, что, несмотря на признание деления объективного времени на настоящее, прошедшее и будущее, все же высказывалось сомнение в существовании в английском языке глагольного будущего времени. Это сомнение основано на том, что формы будущего времени с shall, will сохраняют особое модальное значение и не могут, поэтому рассматриваться как формы чистого будущего времени. Однако, как показывает языковой материал, глаголы shall, will в большинстве случаев утратили свое самостоятельное значение и употребляются как вспомогательные в аналитической форме выражения будущего действия.

Как уже говорилось выше, момент речи является важным понятием для категории времени, для соотнесения действия, о котором говорится, с объективным временем. Именно поэтому мы приводим модификацию модели О. Есперсена для наглядности в своём дидактическом материале.

Однако временные глагольные формы ориентируют описываемое ими действие в отношении не только момента речи, но и какого-то другого действия. Соответственно в грамматике выделяются такие формы, которые соотносят действие непосредственно с моментом речи, и такие, которые соотносят действие с каким-то другим действием. Времена, непосредственно направленные на момент речи, могут проецировать действие на прошлое, настоящее или будущее. Их называют абсолютными, основными или главными. Отечественные лингвисты говорят о независимых временах. Такими независимыми являются все времена группы

Indefinite и настоящие времена всех остальных групп. Остальные времена – зависимые, так как соотнесены с каким-то другим действием или с каким-то мгновенно прошлого, переданным лексически. Они обозначают, что действие происходит одновременно с этим моментом, или имело место до него или будет иметь место после него. Следовательно, зависимые времена передают значение одновременности, предшествования или следования. Такие времена английские лингвисты называют соответственно относительными, вторичными или подчиненными. Различие зависимого и независимого употребления глагольных форм очень существенно для английского языка. Особенностью английского языка, как известно, является согласование времен, заключающееся в обязательном употреблении относительных глагольных форм в придаточном предложении в зависимости от одновременности или разновременности описываемого действия относительно действия, о котором говорится в главном предложении.

Значения одновременности, предшествования и следования действий и другие временные отношения между действиями, выражаемые глагольными формами, некоторыми языковедами выделяются в особую категорию – таксис.

Наиболее сложным и дискуссионным является вопрос о существовании категории вида в английском языке и о характере значений глагольных временных форм.

Вид – грамматическая глагольная категория, указывающая на характер протекания действия. В отличие от категории времени, вид связан не с временной локализацией действия, а с его внутренней структурой, с тем, как она интерпретируется говорящим.

Вопрос о существовании категории вида в германских, и в частности в английском, языках подвергается обсуждению, поскольку нет единства мнений на суть этой категории.

Профессор И.П. Иванова считает, что вид является постоянной характеристикой глагольной формы, а время – обязательной, но переменной величиной. Поскольку вид и время являются взаимосвязанными понятиями, она называет группы времен разрядами и рассматривает содержание каждого из них с точки зрения свойственного ему видового и временного значения.[3]

Первый – основной – разряд, объединяющий формы Indefinite, характеризуется отсутствием видового значения и считается на этом основании нулевой формой вида. Таким образом. Формы разряда Indefinite чисто временные. Три остальных разряда – Continuous, Perfect, Perfect Continuous – видовременные. Для разряда Continuous основным видовым значением является значение процессуальности, для разряда Perfect – значение полноты действия, и для разряда Perfect Continuous – значение полноты развертывания действия.[3]

Проанализировав позицию профессора И.П.Ивановой, мы поддерживаем ее мнение о форме разряда Indefinite, считая ее нулевой формой вида, сочетающейся с временной категорией. Тем не менее, в своей работе мы останавливаемся на двух разрядах Continuous и Perfect, не вынося Perfect Continuous в отдельный разряд, т.к. полагаем, что по функциям и форме он образуется из сочетания двух вышеназванных категорий.

Спорным в отечественной англистике является вопрос о наличии особых видовых характеристик у форм Indefinite и Perfect. Группа форм Indefinite часто противопоставляется группе Continuous как временная, так как формы Indefinite обладают неопределенным и очень широким значением. Еще более противоречиво толкование форм Perfect. Профессор А.И. Смирницкий предложил точку зрения, согласно которой противопоставление перфектных и неперфектных форм образует грамматическую категорию временной отнесенности.[10] Похожую трактовку перфектных форм предложил Л.С. Бархударов, заимствуя термин у А.И. Смирницкого.

В большинстве зарубежных исследований вопросы грамматической категории вида у английского глагола либо не рассматривались, либо не связывались с категорией времени. Довольно распространенным является утверждение о существовании видового значения только у одной группы глагольных форм – Continuous.

Эти формы, называемые “ расширенными “ (Expanded), длительными (Durative), продолженными (Continuous), прогрессивными (Progressive), передают способ протекания действия, характеризуют его как процесс. Остальные формы рассматриваются как чисто временные. (Приложение 2)

Таким образом, подводя итог рассмотрению категорий вида и времени в английском языке, следует отметить, что данные вопросы не имеют единственного решения. Исследователи единодушно признают наличие видовых и временных характеристик у глагольных форм. Теория выделения категории временной отнесенности не однозначна. Бесспорно, однако, то, что категории вида и времени в английском языке тесно связаны.

В нашем алгоритме мы взяли за основу следующую теорию: Категория времени соответствует виду Indefinite (Simple), принятой нами за нулевую, которая и противопоставляется категориям Continuousи Perfect. (Приложение 3)

Категория залога.

Залог (греч. Diathesis ) – грамматическая категория глагола, выражающая в соответствии с широко распространенной до недавнего времени точкой зрения, субъектно-объектные отношения. Однако общепринятого определения залога в лингвистике нет. Категория залога в большей степени, чем другие глагольные категории, связана с построением предложения в целом, выражая отношение личной формы глагола – сказуемого к подлежащему и дополнению. Основным залогом является действительный, показывающий, что предмет или лицо, выраженное подлежащим, производит действие. В сопоставлении с действительным залогом в современном английском языке выделяется страдательный залог, показывающий, что действие глагола-сказуемого направлено на лицо или предмет, выраженный подлежащим, и возвратный залог (выделяемый далеко не всеми авторами) с общим значением сосредоточенности действия в самом производителе.[6]

Формы страдательного залога и современные формы возвратного залога, возникшие в ранний новоанглийский период, являются аналитическими. Первая представляет собой сочетание вспомогательного глагола to be с причастием II, вторая – сочетание глагола с возвратным местоимением в его служебной функции.[7]

Итак, залог – это категория, основанная в семантическом плане на возможности несовпадения логической (субъект- предикат- объект) и синтаксической (подлежащее – сказуемое – дополнение) направленности действия. На морфологическом уровне категория залога представлена формами действительного и страдательного залогов.[8]

Сначала следует остановиться на их общепризнанном противопоставлении. В соответствии с основными направлениями анализа исследователи обращают внимание на семантические признаки противопоставления действительного и страдательного залога. В центре внимания большинства лингвистов находится такой признак, как направленность действия. Следуя за традиционным определением русистики и отечественной германистики, многие авторы (Б.А. Ильиш, Л.С. Бархударов, В. Н. Жигадло, И.П. Иванова, Л.Л. Иофик) пишут о выраженном в глагольной форме отношении действия к его субъекту. Форма действительного залога, по их мнению, обозначает, что процесс исходит от предмета, выраженного тем словом, с которым грамматически соотнесена глагольная форма, и направлен от него вовне. Форма страдательного залога же указывает на то, что процесс направлен на предмет, обозначенный словом, с которым соотнесена глагольная форма, извне, т.е. появляется представление о производителе действия, который может находиться за пределами предложения. Авторы имеют в виду грамматическую направленность действия, а не ту или иную направленность, вытекающую из собственно лексического значения глагола.[8]

Пассив употребляется для подчеркивания безактивности подлежащего, для создания особой коммуникативной структуры предложения, иного фокусирования информации. Форма пассива (to be + причастие II) способна выражать двойственную семантику.

Именно эту позицию мы представили в памятке, для наглядности, противопоставив активный и пассивный залоги, при этом считая активный залог за нулевую категорию. Не стоит забывать, что категория залога также тесно связана с видовременными категориями и может быть представлена в одной системе с ними, не нарушая логики построения формул. (Приложение 3)

2. Представление классификации глагола в английском языке в различных учебных пособиях

Существует большое количество учебно-методических пособий, направленных на решение заданий по грамматике. Данные пособия содержат в себе различные принципы и способы облегчить понимание заданий и способствовать их решению. [6]У каждого автора свои методы выполнения данных заданий и подход к построению последовательности действий. Именно поэтому каждая книга по-своему уникальна. Но сложности с выполнением заданий на грамматику с глаголом, с которыми сталкивается большинство учеников, вызваны тем, что в английских учебниках нет четкого теоретического материала о значении и функциях форм английских глаголов, который позволял бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в английском языке нужны такие категории, как "время", "вид", "залог", чтобы понятно и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм в процессе изучения английского языка.

Для начала мы обратились к учебно-методическому пособию Г.А.Вейхмана. Цель настоящего пособия – «изложить явления английской грамматики, не освещенные или не нашедшие адекватного отражения в существующих грамматических пособиях».[1]

Итак, мы пришли к выводу, что в пособии представлены все 12 времен, но они разбиты на группы Indefinite и Continuous, что очень неудобно при запоминании. Кроме того, отдельно представлен только пассивный залог, про активный ничего не указано, что дает не полное представление информации.

Далее, мы изучили учебно-методическое пособие И.А.Абрамовой.[2] Пособие включает теоретические сведения по грамматическим аспектам английского языка, необходимые для правильного выполнения контрольных заданий. В нем представлены12 времен, но Participle I и Participle II разделены и представлены на разных страницах учебника, что путает учащегося.

Обратившись к учебнику «Теоретическая грамматика современного английского языка» Ивановой И. П.[3] , мы нашли отличие от ранее рассмотренных учебников: при описании частей речи учитывается их полевая структура, введены новые типы синтаксических связей. В учебнике так же представлены все времена, но тема о видовременных формах глагола представлена в параграфах, которые находятся через несколько других тем, что затрудняет нахождение информации и ее понимание.

3.Краткий анализ УМК «Spotlight»

В нашей школе используется учебно-методический комплекс «Spotlight» для изучения английского языка, поэтому мы проанализировали структуру учебника Spotlight 10 и дополнительные материалы для изучения правил грамматики в нем.

УМК «Английский в фокусе» для 10 класса общеобразовательных учреждений. (авторы О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс)вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях. Издательство «Просвещение», 2013 год.

Учебник “Spotlight” для 10 класса основывается на повторении пройденного и движения вперед за счет постепенного наращивания возможностей учащихся в освоении и использовании лексики и грамматики английского языка из года в год.[4]

В данной работе нас интересует работа над грамматическим строем, поэтому внимательно рассмотрим именно его.

В конце учебника представлены дополнительные материалы, в которых дан справочный материал по всем изученным в течение года аспектам грамматики, разделенный по модулям (Grammar Reference Section). Мы выделили только материал, относящийся к видовременным формам глагола.

Module 1:

  1. Present Simple (приложение1)
  2. Present Continuous (приложение2)
  3. Present Perfect (приложение3)
  4. Present Perfect Continuous (приложение4)

Module 2:

Во втором модуле дается следующий материал:

  1. ingform
  2. Infinitive

Module 3:

Future Simple (приложение 4.5)

Future Continuous (приложение 4.6)

Future Perfect (приложение 4.7)

Prеsent Simple with Future meaning (приложение 4.8)

Present Continuous with Future meaning (приложение 4.9)

Module 5:

Past Simple (приложение 4.10)

Past Continuous (приложение 4.11)

Past Perfect (приложение 4.12)

Past Perf. Cont. (приложение 4.13)

Module 7:

В седьмом модуле дается материал по активному/пассивному залогу.

Из этого видно, что видовременные формы глагола изучаются в трех модулях из восьми. Однако, эти модули изучаются с некоторой разницей во времени, и материал в них рассматривается как отдельные элементы системы, из-за чего ученики сложнее усваивают материал. Категория активного/пассивного залога вынесена отдельно для каждого времени в 7 модуле, что так же усложняет систематизацию материала.

Выводы к Разделу I

Проанализировав различные источники можно прийти к выводу, что большинство авторов выделяют следующие основные грамматические характеристики глагола одинаково.

Глаголом называется часть речи, обозначающая действие или состояние лица или предмета и выполняющая роль сказуемого в предложении.

Глагол может быть личным и неличным. Личный глагол в предложении играет роль сказуемого. Неличный глагол – выполняет функцию любого члена предложения, кроме сказуемого.

Традиционно глаголы также подразделяются на правильные и неправильные и в этом все ученые сходятся во мнениях.

По своему значению и выполняемой в предложении роли, глаголы делятся на смысловые, вспомогательныеглаголы: Смысловые, вспомогательные, глаголы-связки, модальные глаголы, но в связи с тем, что нет единого мнения по данному вопросу, мы берем за основу разделение глаголов на две категории смысловые (имеющие самостоятельное значение) и вспомогательные, не подразделяя их на модальные и связочные, основываясь на их неполно- значности.

Личные формы глагола служат в предложении в функции сказуемого и всегда употребляются при наличии подлежащего (существительного или местоимения) с которым глагол-сказуемое согласуется в лице и числе.

Личные формы глагола выражают следующие категории:

1 Лицо: 1-е (I, we), 2-е (you), 3-е (he, she, it, they).

2 Число: единственное и множественное.

3 Время: настоящее (Present), прошедшее (Past), будущее (Future – выражение будущего через модальный глагол will), а также форма будущее в прошедшем (FutureinthePast – выраженная прошедшей формой модального глагола will).

Нам ближе точка зрения о том, что времени всего два – настоящее и прошедшее, что подтверждается правилом согласования времен, в котором формы будущего времени не могут быть представлены в большинстве придаточных предложений, тем не менее, при объяснении целесообразно включить их в категорию времени, что наиболее привычно для русскоговорящей аудитории.

Зачастую выделяются следующие виды и формы: неопределенный (Indefinite), длительный (Continuous), совершенный (Perfect), совершенный - длительный (Perfect Continuous).Тем не менее, в своей работе мы останавливаемся на двух разрядах Continuous и Perfect, не вынося Perfect Continuous в отдельный разряд, так как полагаем, что по функциям и форме он образуется из сочетания двух вышеназванных категорий и, считая форму разряда Indefinite нулевой формой вида, сочетающейся с временной категорией.

Залог в большинстве случаев разделяют на действительный (Active) и страдательный (Passive). В нашей работе мы противопоставляем активный и пассивный залоги, при этом считая активный залог за нулевую категорию. Не стоит забывать, что категория залога также тесно связана с видовременными категориями и может быть представлена в одной системе с ними, не нарушая логики построения формул. (Приложение 3)

Наличие категории времени у английского глагола не вызывает сомнения у исследователей, а рассматривают и классифицируют эту категорию разные лингвисты по-разному, поэтому нет единства мнений о количестве времен в современном английском языке.

В языке существует ряд явлений, интерпретируемых по-разному различными лингвистами. Некоторые факты языка вызывают трудности анализа, и тогда предлагается только возможный, но не окончательно доказанный путь к их решению. Именно этим обстоятельством обусловлено существование различных теорий одного и того же явления языка, но в практических грамматиках таких расхождений нет или они минимальны.

Так, мы выяснили, что в каждом учебном пособии представлено много информации. Однако, некоторые темы рассматриваются без указания взаимосвязи между элементами, что не дает представления о всей структуре видовременных связей личного глагола и затрудняет их понимание.

РАЗДЕЛ II

1. Констатирующий эксперимент

Мы провели тестирование среди учеников 10х-11ых классов, для выяснения, почему обучающиеся допускают ошибки при выполнении заданий на грамматику, а именно какие части речи вызываю у них наибольшую сложность. Для проведения мониторинга мы организовали тестирование (приложение 5), составленное из информации, взятой с сайта Fipi.ru.[5]

В тестировании приняли участие 63 обучающихся из 10а, 10б, 11а и 11б классов. Проанализировав полученные данные, мы получили результаты, представленные а приложение 6.

После проведения тестирования, мы выяснили, что большинство ошибок делается при выполнении заданий с глаголом, что очевидно, т.к. именно он обладает наибольшим количеством грамматических форм и категорий. А тот факт, что с заданиями на преобразование существительных, местоимений и наречий они справились на достаточно высоком уровне, что позволяет сделать вывод о том, что они имеют представление о грамматике английского языка, в общем и целом. Мы предположили, что и формы глагола, изучаемые в течении 8-9 лет не должны вызвать у них сложность, при условии указании на форму, необходимую для преобразования в каждом, конкретном случае.

Чтобы проверить это предположение мы провели дополнительное тестирование, попросив учащихся преобразовать глагол «GO», указав форму, в которую необходимо его поставить (приложение 7).

Полученные результаты теста подтвердили наши предположения, так как общий процент правильных ответов (38%) стал выше, чем при первом опросе (20%), при этом очевидно понимание структур, не осложненных формами Continuous, Perfect и залогом, что говорит о том, что простые видовременные формы глагола, такие как Simple им в основном известны, а вот применить их вместе они уже не могут.(приложение 8)

Выявив проблему, мы решили попытаться разработать алгоритм действий, систематизирующий знания, в котором информация будет представлена кратко и удобно для запоминания, где будет показана взаимосвязь её элементов.

2.Формирующий эксперимент

Мы разработали следующий алгоритм действий для выполнения задания по грамматике в формате ЕГЭ, способствующий систематизации информации по видовременным формам личных глаголов, который и применяли на занятиях (приложение 3). Для проверки этой системы, во внеурочное время, мы собрали экспериментальную группу из 20 человек, остальные 43 человека составили контрольную группу, не участвующую в формирующем эксперименте. С экспериментальной группой мы провели сдвоенный урок (1,5 часа), который имел следующую структуру:

1. Лекция, на которой объясняется алгоритм использование наглядного материала в виде схемы (Приложение 3).

2. Объяснение использования данного материала на примерах.

Алгоритм работы

  1. Определить часть речи. (глагол)
  2. Определить местоположение глагола в предложении. (сказуемое)
  3. Только убедившись, что в данном случае личная форма глагола приступить к работе по схеме. Важно, что каждый элемент системы рассматривается сверху-вниз независимо друг от друга. Формулы же применяются снизу-вверх.
  4. Определить время глагола: Past; Present; Future; Future in the Past. Временную отнесенность можно определить либо по контексту (форма глагола в соседних предложениях), либо с помощью слов-маркеров.
  5. Определить залог предложения. Если подлежащее – субъект, то залог действительный. Если подлежащее – объект, то залог пассивный, и используется формула «Passive Voice» - to be (в нужной форме) +II (V3).
  6. Определить длительность действия, выраженного глаголом. Если действие выражает процесс, то применяем формулу «Continuous» to be (в нужной форме) + причастие первое (Ving).
  7. Определить завершенность действия. Если есть возможность подставить в предложение «already, yet, just», то действие является завершенным, и применяется формула «Perfect» have (в нужной форме)+ причастие II (V3).
  8. Далее, исходя из того, что мы подбираем формулы в обратном порядке, т.е. снизу-вверх:
  9. Пишем формулы в этом порядке, записывая каждую последующую под последним элементом предыдущей, например:

To have (f) +PII(V3)

To be(f) + PI(Ving)

Tobe(f)+PII(V3)

Где: V – это глагол; PI – это причастие настоящего времени =Ving;

PII – это причастие прошедшего времени =V3;(f) – это необходимая форма глагола.

10. Первый элемент формулы ставим в форму соответствующего времени (Past; Present; Future; FutureinthePast), с учетом числа и лица.

11. Находящиеся друг под другом элементы, объединяются;

HAD +PII(V3)

To be(f) + PI(Ving)

Tobe(f)+PII(V3)

12. Ставим элемент в форму, оказавшуюся над ним.

HAD BEEN

BEING

+PII(V3)

13. Последний элемент, заменяем смысловым глаголом в указанной форме

HAD BEEN BEIN GDONE

14.Подставляем получившийся результат в предложение.

3. Практикум применения с последующим разбором.

В приложении 13 приводится краткое изложение объясняемого материала. [приложение 13]

3.Контрольный эксперимент

После констатирующего эксперимента для дальнейшего исследования мы разделили работы всех учащихся, а именно 63, на 2 группы: экспериментальную и контрольную по 20 и 43 работы соответственно, чтобы выяснить, будет ли какая-нибудь разница. Высчитали процент правильных ответов, взяв за основу задания только с глаголом, и получили результаты (приложение 9):

При этом нам уже известно, что среднеарифметическое всех правильных ответов 33,33%.

Заметно, что разница у экспериментальной группы и контрольной группы небольшая, всего 1,94%. При этом у экспериментальной группы, на результаты которой мы будем в дальнейшем опираться, процент правильно выполненных заданий меньше, чем у контрольной.

Через неделю после проведения формирующего эксперимента всем обучающимся были выданы задания на грамматику по видовременным формам личного глагола, взятые с открытого банка заданий ЕГЭ на Fipi.ru. [5] Мы решили не переделывать задания, выданные во время констатирующего эксперимента, а лишь внести в них небольшие корректировки, поменяв их очередность. В этот раз учащимся экспериментальной группы разрешалось пользоваться справочным материалом в виде разработанного нами алгоритма, а контрольной группе справочным материалом из учебника.

По итогам тестирования, мы получили следующие результаты, которые оказались выше предыдущего исследования.

Анализируя полученные результаты (приложение 10), мы заметили, что у экспериментальной группы, которая пользовалась разработанным нами алгоритмом, результат выше, чем у контрольной группы и выше, чем при тестировании в констатирующем эксперименте. Мы пришли к выводу, что на уроках удобно применение разработанного материала.

Кроме того, мы высчитали среднеарифметическое (57%) правильных ответов всех учащихся после контрольного эксперимента и выяснили, что после нашего объяснения в формирующем эксперименте процент выполнения задания по грамматике на видовременные формы личного глагола стал выше (приложение 11), чем был первоначально не только у экспериментальной группы, но и у контрольной. Это значит, то общий процент правильного выполнения заданий стал выше.

Вывод к разделу II

Итак, в ходе констатирующего эксперимента, который проходил в два этапа, мы выяснили, что у обучающихся 10х-11х классов имеются проблемы с систематизацией знаний о применении видовременных форм личного глагола. (Приложение 6) Выявив проблему, мы создали свой алгоритм действий и памятку (Приложение 3), имеющий следующие преимущества:

- информация представлена кратко, в виде формул, что позволяет уместить громоздкие правила из традиционно используемых таблиц, на одном листе формата А4;

- алгоритм предполагает все возможные 32 варианта изменения форм личного глагола, в отличии от традиционно представляемые в учебных пособиях 12 видовременных форм активного залога, категорию Future in the Past, и формы пассивного залога;

- наглядно, модифицированная шкала О. Есперсена, иллюстрирует форму временной локализации события или состояния, о котором говорится в предложении;

- удобно для применения и запоминания, все преобразования личной формы глагола сводятся к применению трех формул.

Для чистоты эксперимента учащиеся были разделены на экспериментальную и контрольную группы, с примерно равными исходными данными (Приложение 9).

На этапе формирующего эксперимента было проведено полуторачасовое занятие с экспериментальной группой, на котором учащимся объяснили алгоритм работы по разработанной нами схеме, показывающий взаимосвязь всех её элементов. Алгоритм был отработан на основе выполнения задания по грамматике в формате ЕГЭ, способствующий систематизации информации по видовременным формам и залога личных глаголов.

На этапе контрольного эксперимента было проведено повторное тестирование двух групп (Приложение 10) с возможностью использования справочного наглядного материала. (Приложение 3,4)

Анализируя результаты контрольного эксперимента, мы пришли к выводу, что применение разработанного нами алгоритма действий является эффективным, т.к. процент правильного выполнения заданий при повторном тесте у экспериментальной группы стал гораздо выше в сравнении с их результатами на этапе констатирующего эксперимента. (Приложение 11) Более того, применение разработанного нами материала оказалось более эффективным, чем использование справочных материалов учебника, которыми пользовались участники контрольной группы. (Приложение 4)

Заключение.

Освоение иностранного языка невозможно без изучения грамматики. Спросите у любого изучающего английский язык, какую грамматическую тему он считает самой проблемной и непонятной - в 80% случаях вы услышите: «Времена глагола». Чаще всего под этим неофициальным названием подразумевается видовременные формы и залог личного глагола, а проблему вызывает даже не они сами, а отсутствие системных знаний по их образованию. Именно такие проблемы показал констатирующий эксперимент, проведенный нами в 10-11 классах. (приложение 5,6).

В связи с этим, целью данного исследования стала разработка алгоритма действий, который поможет учащимся быстрее и проще понять и систематизировать грамматический материал по теме: «Видовременные формы и залог личного глагола английского языка».

Изучив различные источники по заданной теме, мы выяснили, что большинство авторов одинаково определяют наличие у глагола личной и неличной формы, формы лица и числа, категории времени и вида, залог. Тем не менее, у лингвистов нет единого мнения насчет разделения глагола по значению, по количеству временных и видовых форм. Поэтому нет единства мнений о количестве времен и они по-разному представлены в современных грамматических пособиях и учебниках.

Проанализировав различные подходы к изучению и проведя краткий анализ различных пособий, в том числе и учебника «Spotlight 10», мы пришли к выводу, что большинство из них не эффективны для систематизации знаний из-за отсутствия наглядности взаимосвязи между элементами, что не дает представления обо всей структуре видовременных связей личного глагола и затрудняет их понимание. Принимая это во внимание, мы выбрали элементы подходов, наиболее отвечающие нашей цели и на их основе, разработали алгоритм действий и методические рекомендации по работе с ним; (приложение 3).

Для анализа эффективности, предложенного нами материала, была проделана следующая работа:

  • Участники эксперимента были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную;
  • На формирующем этапе была проведена апробация разработанного алгоритма на экспериментальной группе;
  • Был проведен контрольный эксперимент с участием и экспериментальной и контрольной группы; (приложение 5)
  • Анализ результатов позволил прийти к выводу, что применение разработанного нами алгоритма действий является более эффективным, чем использование справочного материала учебника (приложения 9, 10, 11, 12) .

Результаты экспериментальной работы позволяют нам говорить, что задачи исследования выполнены, а цель исследования достигнута.

Список используемой литературы:

1. Абрамова И. Б., Кириченко О. П., Сковитина В. Н., Чернявская Л. Ф. Английский язык, 2005 - 142с.

2. Афанасьева О. В., Дули Д., Михеева И. В., Оби Б., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» для 10 класса общеобразовательных учреждений. 5-е изд., 2012 - 248 с.

3. Бархударов Л. С., Штелинг Д. А. Грамматика английского языка. Учебник. — М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1960. — 422 c.

4. Васильев А. Английский: правила произношения и чтения, грамматика, разговорный язык. Учебник. 2005-322 с.

5. Вейхман Г. А. В 26 Новое в английской грамматике: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. Высш. шк. 1990.-128с.

6. Иванова И. П., Бурлакова В. В., Почепцов Г. Г. Теоретическая грамматика современного английского языка: Учебник./ — М.: Высш. школа, 1981 - 285 с.

7. Майкл Суон, Кэтрин Уолтер, How English Works. A Grammar Practice Book., Английский. Oxford University Press 2001 – 358 с.

8. Майкл Суон, Кэтрин Уолтер, Oxford English Grammar Course: Intermediate (+ CD-ROM). Английский. Oxford University Press 2011- 386с.

9. Michael Vince, Macmillan English Grammar: In Context, intermediate with key. Elt Skills and Grammar Series. Macmillan Еnglish grammar. Macmillan Publishers, 2008 – 232 с.

10. Смирницкий А. И., Синтаксис английского языка Москва 1957 - 263 с.

11. Холодович А.А. Проблемы грамматической теории.М.: Наука, 1979 - 304 с.

12. http://fipi.ru/

13. http://lektsii.com/2-39807.html

14. http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:a6oQexvSxjgJ:lektsii.com/2-39807.html+&cd=2&hl=ru&ct=clnk&gl=ru

Приложение 1. Приложение 2. Расширенная таблица действительного залога. Приложение 3 Памятка. Дидактические материалы по теме «Видовременные формы и залог личного глагола английского языка». (3 листа)

Tenses

Past

Yesterday, old, ago, etc.

Present

Every dayweekmonth…

always, usually, often, never

Future

Tomorrow, in a weekmonth…, next weekmonth…

Future in the past

I thought I…, he dreamed he

+ V2ed

-didn’t +V1

? Did V1

“to be”

was were

+ V1s

-don’tdoesn’t V1

? Dodoes +V1

“to be”

amisare

+will +V1

-won’t +V1

? will +V1

“to be”

will be

+would +V1

-wouldn’t+V1

? would +V1

“to be”

would be

               

1

Active

Subject Action (Vf)Object

 

Passive

Object to be(f)+PII(V3(by subject)

     

to be(f)+PII(V3)

       

2

Simple

 

Continuous

_(__|_)_____(_|__)_____(_|__)__

5a.m now 5p.m

 

(Non continuous)

 

to be(f)+PI (Ving)

       

3

Simple

(Non perfect)

 

Perfect

_____|_________|_________|____

5a.m now 5p.m

to have(f) +PII(V3)

Приложение 4. Таблица активного пассивного глагола из УМК «Английский в фокусе» для 10 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс.

Приложение 5. Пример заданий теста констатирующего и контрольного эксперимента (2 листа).

George Calvert __________________ the first Lord of Baltimore and the first English proprietor of the then-Maryland colonial grant.

BE
With its close proximity to the nation's capital, and a highly diversified economy spanning manufacturing, services, and biotechnology, Maryland __________________ the highest median household income of any state HAVE
Maryland__________________ one of the smallest states in terms of area, as well as one of the most densely populated, with around six million residents. BE
_______ a key role in establishing the institutions that evolved into the European Union, Luxemburg today hoststhe secretariat of the European Parliament. PLAY
The sari evolved from three-piece attire__________________ as Antariya lower garment, Uttariya veil worn over shoulder or head and Stanapatta a chestband, which finds mentioned in Sanskrit literature and Buddhist Pali literature during 6th century B.C. KNOW

The city__________________ at the confluence of the Rivers Ouse and Foss on a terminalmoraine left by the last Ice Age.

BUILD
During Roman times, the land__________________the rivers Ouse and Foss was marshy, making the site easy to defend SURROUND

Tourism__________________ an important element of the economy, with the city offering a wealth of historic attractions, of which York Minster is the most prominent, and a variety of cultural activities.

BECOME
In 2009 York__________________the 7th most visited city by UK residents and the 13th most visited by overseas visitors BE

3D printing__________________ to processes used to synthesize a three-dimensional object in which successive layers of material are formed under computer control to create an object.

REFER
Large 3D printers __________________ for industrial, education, and demonstrative uses. DEVELOPE
A large delta-style 3D printer __________________in 2014 by SeeMeCNC. Another type of large printer is Big Area Additive Manufacturing (BAAM). BUILT
This story is about a very simple country-woman who went to the doctor to tell him that her husband __________________ a very severe headache. HAVE
Christmas cards __________________ messages of greeting exchanged between friends and family members during the weeks preceding Christmas Day ILLUSTRATE
Several Indian languages including Bengali and Hindi are descended from Sanskrit, and while the language is not widely spoken in India today, there __________________ some movements to revive spoken forms, and the influences of this language can be seen on many levels of Indian culture and across Southeast Asia. BE

Nouns

Adjectives

Adverbs

Pronouns

Numbers

Verbs

73,30%

60%

86,87%

80%

66,67%

20%

 

 

 

 

Приложение 6. Результаты констатирующего эксперимента при первом тестировании на все части речи.

Приложение 7. Результаты 2го теста констатирующего эксперимента

Present Simple (80%) – 51 ч.

Present Continuous (64%) - 41 ч.

Present Perfect (56%) – 35 ч.

Present Perfect Continuous (28%)– 18 ч.

Past Simple (78%) – 49 ч.

Past Continuous (62%) – 39 ч.

Past Perfect (47%)– 30 ч.

Past Perfect Continuous (17%) – 11 ч.

Future Simple (82%) – 52 ч.

Future Continuous (52%)– 33 ч.

Future Perfect (17%) – 11 ч.

Future Perfect Continuous (8%) – 5 ч.

Future in the past (11%) – 7 ч.

Future in the past Continuous (6%) – 4ч.

Future in the past Perfect (6%) – 4 ч.

Future in the past Perfect Continuous (4%) – 3 ч.

Present Simple Passive (33%) – 21 ч.

Приложение 8. Сравнительный анализ процента правильных ответов при первом и втором тестировании в констатирующем эксперименте.

Приложение 9. Результаты констатирующего эксперимента в сравнении 2х групп.

Эксп.группа Контр.группа
32,36% 34,30%

Приложение 10. Сравнительная диаграмма контрольного эксперимента по группам.

Эксп.группа

Контр.группа

69%

45%

Приложение 11. Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного эксперимента, без разделения на группы.

До

После

33,33%

57%

Приложение 12. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Приложение 13

Предположим, что нам предстоит выполнить следующее задание:

The third task _______________(do) when my mother ____________(come) home yesterday.

«Вчера, когда пришла мама, делалось уже третье задание»

Разбираем предложение по предложенному методу.

Это предложение является сложноподчиненным, в котором «Когда пришла мама» “when m mother ____________(come) home yesterday” - придаточная часть, и не вызывает затруднений, т.к. глагол стоит в форме простого прошедшего времени (came), как чаще всего и бывает в придаточных предложениях. Тогда как вторая часть, главная, «Делалось уже третье задание» The third task _______________(do), вызывает затруднение в определении видовременной формы глагола и залога. Рассуждаем согласно алгоритму:

  1. Время рассматриваемого глагола – прошедшее, т.к. есть маркер прошедшего времени в виде слова «вчера».
  2. Рассматриваемый глагол является пассивным, т.к. задание само себя делать не могло, следовательно, подлежащее является объектом, а не субъектом предложения.
  3. Действие в предложении является продолженным, т.к. мы заинтересованы в процессе, т.е. задание еще делается, в тот момент, когда пришла мама. Следовательно, имеет форму «Continuous».
  4. Рассматривая законченность действия, обращаем внимание на слово «уже», что является маркером формы «Perfect».

Таким образом, получается, что форма глагола – Past Passive Continuous Perfect.

Теперь подбираем формулы в обратном порядке, т.е. снизу вверх:

  1. Формула «Perfect» - have (в нужной форме) плюс причастие II (V3).
  2. Формула «Continuous» to be (в н
  3. Формула «Passive Voice» - to be (в нужной форме) плюс причастие II (V3).

Пишем формулы в этом порядке, записывая каждую последующую под последним элементом предыдущей:

To have (f) +PII(V3)

To be(f) + PI(Ving)

To be(f)+PII(V3)

Рассматриваем, начиная с первого:

To have (f) где (f) – это необходимая форма глагола, в нашем случае had, так как мы определи время, как прошедшее. Получилось:

HAD +PII(V3)

To be(f) + PI(Ving)

To be(f)+PII(V3)

Теперь объединяем находящиеся друг под другом элементы

HAD +PII(V3)

To be(f) + PI(Ving)

To be(f)+PII(V3)

Теперь нам нужно употребить причастие второе и одновременно глагол to be в нужной форме, вот и ставим глагол to be в форму причастия второго, то есть в третью форму глагола – получается been.

HAD +BEEN

+ PI(Ving)

To be(f)+PII(V3)

Далее, по такому же принципу ставим глагол to be в форму причастия первого – being

HADBEEN

BEING

+PII(V3)

Теперь, остался последний элемент, именного его мы заменяем смысловым глаголом, то есть ставим глагол “do” в форму причастия второго в соответствии с формулой - done.

HAD BEEN BEING DONE

В итоге у нас получилось следующее предложение:

The third task HAD BEEN BEING DONE when my mother CAME home yesterday.

Очевидно, что такие примеры, редко встречаются на практике, но с помощью разработанного алгоритма становится понятна система работы с данным наглядным примером, так как в этом случае глагол осложнен и категорией вида и залога.

Рассмотрим другой пример по той же схеме:

Я думал, что к вечеру задание будет сделано.

I thought, the task _______(do) by the evening.

Рассуждаем согласно схеме:

  1. Основное действие в данном предложении происходит в прошлом, т.к. есть глагол think, стоящий в форме прошедшего времени ‘thought', при этом интересующее нас действие направлено на будущее. Будущее, как мы уже знаем, выражается с применением модального глагола “will”, который имеет форму прошедшего времени “would”. В памятке это форма для удобства названа “Future in the Past” (Будущее в прошедшем) и отображена формулой Would + bare infinitive (начальная форма глагола без частицы to).
  2. Рассматриваемый глагол, как и в прошлом примере, стоит в пассивном залоге, т.к. задание само себя делать не могло, следовательно, подлежащее является объектом, а не субъектом предложения.
  3. Действие в предложении не является продолженным, т.к. оно не представлено в процессе, неизвестно, когда оно начало совершаться и сколько длилось. Следовательно, имеет формы «Continuous» иметь не будет.
  4. Рассматривая законченность действия, обращаем внимание на то, что мы заинтересованы в результате. Проверяем себя и пробуем подставить один из маркеров «already, yet, just» - «Уже, ещё, только что».

Я думал, что к вечеру задание УЖЕ будет сделано.

I thought, the task ALREADY_______ (do) by the evening.

Убеждаемся, что подставленное нами слово вполне уместно и не меняет смысл предложения, следовательно, нам понадобиться формула «Perfect».

Делаем вывод, что форма глагола – Future in the Past Passive Perfect.

Теперь подбираем формулы в обратном порядке, т.е. снизу вверх:

  1. Формула «Perfect» - have (в нужной форме) плюс причастие II (V3).
  2. Формула «Passive Voice» - to be (в нужной форме) плюс причастие II (V3).

Пишем формулы в этом порядке, записывая каждую последующую под последним элементом предыдущей:

To have (f) +PII(V3)

To be(f)+PII(V3)

Рассматриваем, начиная с первого:

To have (f), где (f) – это необходимая форма глагола, в нашем случае would have, так как мы определи время, как будущее в прошедшее. Получилось:

WOULDHAVE +PII(V3)

To be(f)+PII(V3)

Теперь объединяем находящиеся друг под другом элементы

WOULD HAVE +PII(V3)

To be(f)+PII(V3)

Теперь нам нужно употребить причастие второе и одновременно глагол to be в нужной форме, вот и ставим глагол to be в форму причастия второго, то есть в третью форму глагола – получается been.

HAD + BEEN +PII(V3)

Теперь, остался последний элемент, именного его мы заменяем смысловым глаголом, то есть ставим глагол “do” в форму причастия второго в соответствии с формулой - done.

WOULD HAVE BEEN DONE

В итоге у нас получилось следующее предложение:

I thought the third task WOULD HAVE BEEN DONE by the evening.

Пользуясь справочным материалом учебника правильно решить такую задачу практически невозможно, так как подобные случаи не предусмотрены программой, основанной на учебнике “Spotlight”, но пользуясь данным алгоритмом и памяткой, это становится возможным.

6.Дискуссия и применение на практике.

В данной части участникам экспериментальной группы предлагается самостоятельно выполнить задание по той же схеме.

  1. Я уже два часа делаю это задание.

I ________already (do) this task for two hours.

  1. Я буду делать задания, когда придет мама.

I ________(do) this task when my mother comes.

  1. Вчера к двум часам это задание уже было сделано.

This task ____________(do) by 2 o’clock yesterday.

По мере выполнения каждого примера всеми участниками экспериментальной группы проходило обсуждение правильного ответа и обсуждение по каждому пункту плана.

1.Present Active Continuous Perfect

Have (f) +PII

To be (f) +PI

I have already been doing this task for two hours.

2. Future Active Continuous

To be(f) +PI

I will be doing this task, when my mother comes.

3.Past Passive Perfect

Have (f)+ PII

To be(f)+PII

This task had been done by 2 o’clock yesterday.

Просмотров работы: 325