Введение
Цель работы: Определить от чего зависит степень усвоения английского языка. Определить какие способы освоения английской лексики являются более эффективными.
Задачи работы:
познакомиться с типами восприятия у детей;
изучить интересные способы освоения английской лексики;
провести анкетирование среди учащихся начальной школы.
Предмет исследования: способы пополнения и расширения словарного запаса у учащихся начальных классов.
Объект исследования: учащиеся начальной школы.
Гипотеза исследования: существует ли универсальный способ выучить английский язык и в частности английскую лексику.
Методы исследования:
- анкетирование;
- изучение и анализ литературы по данной теме;
- самостоятельная работа.
Актуальность:
Очень часто изучение иностранного языка не вызывает у многих учащихся большого интереса. В английском языке много грамматических правил, большое количество лексических единиц и устойчивых выражений – все это сложно понять и, главное, запомнить учащимся начальной школы, что негативно сказывается на изучении предмета, иногда внушает страх. Но нельзя знать иностранный язык, не зная слов, так же, как нельзя научиться читать, не зная букв.
Таким образом, чтобы сделать процесс запоминания новой лексики более интересным и легким, существуют множество приёмов (методов). Эти методы будут наиболее эффективными, если вызовут интерес у учащихся. Ведь как сказал Alfred Mercier, «What we learn with pleasure we never forget» («То, что мы учим с удовольствием, мы никогда не забудем»). К тому же, необходимо учитывать, что дети обладают различными типами восприятия информации.
Типы восприятия у детей
Необходимо помнить, что люди обладают неодинаковыми типами восприятия, мышления и памяти. Нейрофизиологические исследования показали, что учащиеся усваивают информацию, включая все чувствительные каналы восприятия: слух, зрение, осязание, обоняние и вкус. Дети младшего школьного возраста легче воспринимает и запоминает язык при включении всех сенсорных каналов. Ситуации, игры, рифмовки и песни, основанные на движении, способствуют развитию ассоциативной памяти учащихся, поскольку при определённых движениях ребёнок непроизвольно вспоминает связанные с ними слова и выражения. Необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Психологи выделяют три основных типа усвоения информации [1]:
1. Визуальный (визуалы)
Эти дети воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда.
2. Аудиальный (аудиалы)
Эти дети лучше воспринимают информацию на слух. Как это использовать? Малышам необходимо читать вслух. Школьники-аудиалы будут учиться лучше, если информация в большинстве будет подаваться не через печатный текст, а устно.
3. Кинестетический (кинестетики)
Дети с кинестетической памятью усваивают информацию с помощью касаний и движения. Кинестетики больше всего любят учебные занятия, во время которых можно что-нибудь делать руками, проводить наглядные опыты и эксперименты, строить модели. Во время занятий с таким ребенком следует делать небольшие перерывы, в течение которых ребенок бы активно отдыхал.
Анализ и результаты исследовательской работы
Прежде, чем попытаться выяснить какой же способ изучения английского языка является более интересным и эффективным для ребят, мы решили поинтересоваться у учащихся о том, как они подходят к процессу изучения английского языка, и провели небольшое анкетирование.
Мы с моим руководителем составили анкету для учащихся 4 «А» класса (см. Приложение 1).
Было опрошено 27 учащихся.
Цель: узнать какие трудности ребята испытывают при изучении английского языка и выяснить, какими способами они пользуются, для освоения языка.
После обработки анкет мы получили следующие результаты:
23 опрошенным из 27 нравится изучать английский язык (см. приложение 2). Значит, не очень хорошая успеваемость по данному предмету не связанна с отсутствием интереса к языку.
Из второго вопроса выяснили, что самое большое затруднение у ребят вызывает чтение и перевод текстов (11 ребят). Затем понимание на слух англоязычную речь (10 человек) и только у 6 вызывает затруднение грамматика.
Из третьего вопроса выяснили, что при заучивании новой лексики большая часть ребят использует метод прописывания новых слов (14 человек).
Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что ребятам интересен процесс изучения языка, но они испытывают с этим определенные затруднения. Как же можно помочь ребятам в данной ситуации? Большая часть ребят ответила, что им сложно читать, переводить и понимать английскую речь на слух. А это напрямую связано с заучиванием новой лексики. Ведь нельзя понять текст не зная значения слов. Большинство ребят при заучивании слов просто прописывают их. Мы решили найти более интересные и возможно, более эффективные методы.
Интересные способы освоения английского языка
Существуют несколько способов, которые можно использовать дома, после основных занятий в школе. Они могут помочь повторить пройденный материал для его лучшего усвоения.
1. Метод прописывания
Данный способ хорошо подходит для визуалов. Берешь слово и прописываешь его несколько раз. Очень действенный метод [2]. Но у такого метода есть существенный недостаток – достаточно скучное занятие. Но можно сделать этот процесс немного увлекательней. Для этого можно предложить ребятам прописывать слова разноцветными ручками.
Например: шесть раз прописываем на альбомном листе цифру «one» красной ручкой в разных частях листа. С обратной стороны листа красной ручкой пишем перевод «один». Цифру «two» прописываем фиолетовой и перевод на обороте пишем фиолетовой ручкой и т.д.
2. Метод карточек
Тоже очень популярный способ. Берем и нарезаем карточки или покупаем квадратные блоки для заметок. На одной стороне пишем слово, на другой – перевод. Перебираем карточки по кругу, откладываем те, которые знаем хорошо. Данный способ хорошо подойдет для визуалов и аудиалов при условии, что все слова на карточках ребята проговаривают вслух. [2]
3. Метод «Полстранички»
Необходимо согнуть лист пополам, с одного края пишем слово, с обратной (внутренней) стороны – перевод. Можно быстро себя проверить. Этот способ очень хорошо подойдет, если ребенок визуал.
4. Метод «Дизайнер интерьеров»
Если вы учите какую-то конкретную лексику, которая вас окружает, можно везде наклеить стикеры с названиями предметов на английском языке. Например: на зеркале в комнате наклеить стикер со словом «a mirror».
Данный способ подходит для визуалов и кинестетиков. Только у кинестетиков срабатывает при этом не зрительная память. Вы будете дотрагиваться до предмета, и ассоциировать его название со своими ощущениями. [3]
5. Метод «Мнемотехника»
Суть этого метода в придумывании смешных и абсурдных ассоциаций к слову, которое никак не получается запомнить. Хорошо подойдет для кинестетиков.
6. Метод «Прослушивания слов»
Если ученик аудиал, самое главное правило для него всегда проговаривать вслух то, что он учит. Если он пользуется карточками, пусть проговаривает их вслух.
Можно ставить аудиозаписи списков слов и повторять вслед за диктором. Обычно в учебниках прилагаются аудиозаписи к урокам.
На сайте Forvo.com можно послушать звучание любого слова столько раз, сколько будет нужно.
Заучивать диалоги наизусть
Заучивание небольших диалогов и текстов с полезной лексикой наизусть – один из верных способов того, что ребята в нужный момент вспомнят и правильно употребят слово в нужном контексте. Этот способ хорошо подойдет для аудиалов и кинестетиков, при условии, что изучаемый диалог разыгрывается по ролям.
Метод «Vanishing Dialogue»
Хорошо подойдет для визуалов и аудиалов. Суть метода заключается в следующем:
Берем из учебника небольшой диалог, который вы хотите выучить, переписываем его на доску.
Включаем аудио и слушаем диалог, глядя на доску. Снова включаем аудио, но теперь уже слушаем по одной реплике, останавливаем аудио – дети повторяют (если ребенок уже хорошо читает, то можно это пропустить и перейти сразу к чтению).
Читаем диалог вслух.
Затем в каждой строчке стираем самое простое слово. Ребенок должен снова прочитать диалог вслух. Стираем еще по одному-два простых слова в каждой строчке и снова читаем. Так продолжаем, пока от каждой реплики не останется только черточка.
Диалог выучен.
Данный метод также хорошо подходит при изучении алфавита (ребята называют букву и стирают ее) или отдельных лексических единиц (ребята стирают названное взрослым слово по буквам). [2]
Метод «Spaced Repetition»
Этот метод удержания в памяти необходимой лексики, заключается в повторении усвоенного учебного материала по определенным, постоянно возрастающим интервалам. По факту вы устанавливаете на телефон приложение, и программа автоматически будет показывать вам слова в заданном порядке с нужной частотой. Ребята смогут использовать как готовые списки слов, так и создавать свои.
Самая популярная программа для этого метода – Anki. Подойдет для визуалов.
Игра «Try to guess»
Идеальный способ тренировки для кинестетиков: небанально, весело, интересно. Очень хорошо отрабатывается новая лексика с помощью игры «Try to guess» (схожей по правилам с игрой «Крокодил»). В ней игрок должен жестами и движениями показать загаданное ведущим слово, остальные отгадывают его. Можно играть с друзьями, изучающими английский. [3]
Заключение
Необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Если регулярно производить смену заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, то это поможет во время занятия зафиксировать внимание ребят на обучаемом материале. Благодаря современным технологиям процесс изучения английского языка становится более интересным и увлекательным. А использование рассмотренных выше методов, помогут ребятам с разным типом восприятия в более быстром усвоении материала.
Список литературы
1. Гутфраинт М.Ю. Учет индивидуальных особенностей восприятия на уроке английского языка // Иностр. языки в школе.- 2009. - № 6. – С. 35-37.
2. Кулиш В.Г. Способы запоминания английских слов.–Д.: Сталкер, 2002.– 302, [2] c.
3. http://englex.ru/types-of-perception-in-learning-english/
Приложения
Приложение 1 «Анкета»
Уважаемые ребята!
В целях совершенствования нашей работы мы просим вас заполнить эту анкету.
Анкета.
Нравиться ли Вам изучать английский язык?
да;
нет
С чем больше всего Вы испытываете затруднений при изучении английского языка?
понимание грамматики;
чтение и перевод;
понимание на слух англоязычной речи;
ваш ответ: _______________________________________
Каким методом Вы заучиваете новые слова?
прописывая новые слова;
используя карточки с новыми словами;
слушая аудиозапись с новыми словами;
используя мобильные приложения на телефоне;
ваш ответ: _______________________________________
Приложение 2 «Результаты опроса»