Немецкий календарь. О чём могут рассказать названия дней недели и месяцев

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Немецкий календарь. О чём могут рассказать названия дней недели и месяцев

Ермакова В.В. 1
1Муниципальное казенное образовательное учреждение «Среднесибирская средняя общеобразовательная школа»
Бельских  А.В. 1
1Муниципальное казенное образовательное учреждение «Среднесибирская средняя общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

вВЕДЕНИЕ

Данное исследование посвящено изучению тематической группы слов «Дни недели и месяцы» в немецком языке с целью выявления происхождения этих названий.

Как известно, в языке любого народа отражается система взглядов и представлений о мире, сложившаяся в данной культуре. Можно сказать, что язык помогает понять национальную специфику той или иной страны.

В современной лингвистике существует термин «языковая картина мира», или «исторически сложившаяся совокупность представлений народа о мире, нашедшая отражение в его языке». На сегодняшний день возрастает интерес к изучению данного явления. Познать национальную культуру можно через язык народа.

Актуальность темы обосновывается тем, что изучение любого языка не обходится без изучения названий дней недели и месяцев. Каждый день любой человек в своей речи использует какой-то день недели или месяц. Но не все знают, откуда появились эти слова в немецком языке.

При изучении темы «Дни недели и месяцы» на уроках немецкого языка было трудно запомнить названия дней недели. Чтобы облегчить процесс запоминания, мы решили выяснить происхождение этих слов. Мы провели опрос среди учащихся 3 и 4 классов, чтобы выяснить необходимость нашей работы. (Приложение 2, 3). Оказалось, что из 22 опрошенных только 1 респондент знает о происхождении названий дней недели в немецком языке и 20 хотели бы узнать, почему дни недели и месяцы так называются. При этом о происхождении названий месяцев никто из опрошенных не знает.

Поэтому целью нашей исследовательской работы стал поиск способов для запоминания названий дней недели и месяцев через изучение их происхождения.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материала и результатов данного исследования для повышения образовательного уровня на уроках немецкого языка и во внеурочной деятельности.

Область исследования – стихотворения, рифмовки, письма друзьям по переписке.

Предмет исследования – тематическая группа слов по теме «Дни недели и месяцы».

Целью данной работы является выявление происхождения в немецком языке названий дней недели и месяцев, их значение и употребление.

Для достижения этой цели предстояло решить следующие задачи:

изучить литературу по теме исследования;

проанализировать полученную информацию;

найти примеры употребления дней недели и месяцев;

провести социологический опрос среди учащихся школы и выяснить отношение сверстников к исследуемому явлению;

оформить результаты исследования в виде презентации.

Гипотеза: современные школьники не знают историю происхождения названий дней недели и месяцев.

Для проведения данного исследования применялись методы:

поисковый;

историко-этимологический;

описательный;

анкетирование;

анализа;

обобщения.

Что такое «неделя»?

Передо мной стояла задача определить значение слова «неделя». Для этого я обратилась к словарям, потому что значения слов фиксируются именно в них.

Прочитав словарные статьи, я составила сводную таблицу. В ней указан словарь, его автор и значение слова «неделя».

Ожегов С.И.

Толковый словарь русского языка.

1. Единица исчисления времени, равная семи дням.

Этимологический словарь русского языка Семенова

Слово «неделя» обозначает промежуток времени, состоящий из семи дней, начиная с понедельника и заканчивая воскресеньем. (Заимствовано из старославянского языка в XI веке.)

Первоначальное значение этого слова было «день неделания», то, что мы часто называем «воскресенье».

На основе данных таблицы делаем вывод, что слово «неделя» – это современное название воскресенья. Поэтому понедельник – это день после «недели», вторник – второй день и т.д.

В современном русском языке слово «неделя» обозначает промежуток времени, равный семи дням.

2. Сколько дней в неделе и о чём они могут нам рассказать?

Итак, мы выяснили, что в неделе семь дней. Но откуда же взялись такие названия?

Изучив литературу по теме исследования, мы выяснили, что названия дней недели в немецком языке связаны с религией. Германские племена прославляли германо-скандинавских богов, поэтому и появились такие названия:

Дни недели

Немецкий язык

Понедельник

Montag

Вторник

Dienstag

Среда

Mitwoch

Четверг

Donnerstag

Пятница

Freitag

Суббота

Samstag/Sonnabend

Воскресенье

Sonntag

Основываясь на данной таблице, делаем вывод, что первая часть слова происходит от названия богов или планет, а вторая часть слова (tag)c немецкого языка переводится «день».

Давайте рассмотрим происхождение этих слов (Приложение 1)

Montag – день луны.

Dienstag – связан с богом неба.

Mittwoch – это середина недели, названа в честь Бога Водан (или связана с богом Меркурием).

Donnerstag – связан с богом грома Донар.

Freitag – день недели получил свое название от германо-скандинавской богини любви и плодородия Фрейя.

Samstag – в основе слова лежит сочетание «звезда Сатурна».

Sonntag – день солнца.

В Германии дни недели пишутся с заглавной буквы, даже в случае сокращённой формы.

3. Происхождение месяцев в немецком языке

Существует мнение, что названия месяцев произошли от латинских слов.

Januar (январь) – Janus (Янус) бог дверей и ворот.

Februar (февраль) – Februa (римский праздник очищения). В древности дома выглядели очень грязными, и то время, которое занимал этот месяц, считалось благоприятным для очистки дома.

März (март) был первым месяцем года – Mars (бог войны).

April (апрель) – от латинского Aperire – «раскрывать», так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях.

Mai (май) получил своё название в честь римского бога Maius, которого считали покровителем земли и роста.

Juni (июнь) –Juno (Юнона-богиня брака). До сих пор некоторые люди верят и предпочитают вступить в брачные узы в июне.

Juli (июль) – Julius (Ю. Цезарь родился в этом месяце, реформировал римский календарь).

August (август) (Октавиан Август завершил составление календаря).

September (сентябрь). До реформы календаря сентябрь был седьмым месяцем, так как год начинался с марта («septem» = sieben).

Oktober (октябрь) – Ochto = acht – 8).

November(ноябрь)– (novem = neun – 9).

Dezember (декабрь) – (decem = zehn – 10).

Таким образом, названия месяцев связаны с именами великих людей или с названиями праздников.

Названия месяцев в немецком языке также пишутся с заглавной буквы.

4. Примеры употребления дней недели и месяцев в немецком языке

Дни недели часто употребляются в немецком языке:

в приглашениях на день рождения:

Ich habe am Freitag Geburtstag und lade dich herzlich zum einem Gartenfest ein.

в стихотворениях:

Jede Woche bringt uns wieder

Arbeit, Freitag, Bücher, Lieder.

Monntag, Dienstag, Mittwoch, seht –

wie die Woche schnell vergeht.

Donnerstag und Freitag nun –

Haben wir noch viel zu tun.

Sonnabends und Sonntags dann –

machen wir einen neuen Plan.

в рифмовках:

WelcherWochentagistheute? Sagtmirbitte, liebeLeute!

Dienstagoder Montag?MittwochoderDonnerstag?

Freitagoder Sonntag?Samstagoder Montag?

4) в рассказахотом, чтомыделаемвтечениенедели: Am Montag, amDienstag, am Mittwoch, am Donnerstag, am Freitaggehenwir in die Schule. Am Samstag und am Sonntag gehenwir in die Schulenicht.

5) вличныхписьмах(другупопереписке): Dienstag, 5. Oktober 2017.

Месяцы используются не так часто, как дни недели в немецком языке:

1) когда мы говорим, в каком месяце у нас день рождения: Ich habe am September Geburtstag.

2) в личных письмах: 5. Оktober 2017 или Dienstag, 5. Oktober 2017.

3) в рассказах о своих планах на будущее: Im Juli fahre ich nach Deutschland.

4) когда говорим, какой сегодня день недели: Heute ist der 9. (neuente) November.

5. Результаты социологического опроса

Чтобы выяснить отношение к проблеме происхождения дней недели и месяцев наших сверстников, мы предложили им ответить на вопросы анкеты (Приложение 2).

Среди учащихся 3 и 4 классов нашей школы был проведён социологический опрос по проблеме исследования. Его результаты:

Большинство школьников родились в июне и в сентябре.

Любимый месяц у многих декабрь, так как в конце этого месяца Новый год. А также июнь, потому что нет снега, начинается лето и каникулы. У некоторых любимый месяц тогда, когда у них день рождения.

Мы заметили, что у многих школьников любимые дни недели – суббота и воскресенье, потому что выходные дни. У 10 человек любимый день недели – пятница, потому что это последний рабочий день. У 3-х человек любимый день недели – понедельник, потому что начало учебной недели, а у одного школьника в этот день физкультура.

Мы сделали вывод, что школьники любят выходные, поэтому они у них ассоциируются с яркими цветами, такими, как красный, оранжевый, жёлтый, розовый.

Начало недели у многих ассоциируются с белым, синим, зелёным.

А со среды по пятницу – с коричневым, фиолетовым, жёлтым и красным.

Результаты анкетирования говорят о том, что многие школьники 3 и 4 классов не знают происхождение названий дней недели и месяцев и хотели бы узнать.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проведённого исследования состоит в том, что, изучив происхождение названий дней недели и месяцев в немецком языке,

мы смогли расширить наш кругозор;

теперь нам легче будет запоминать немецкие названия дней недели и месяцев с помощью стихотворений, рифмованного материала;

мы сможем написать письма нашим немецким друзьям по переписке,

а также рассказать по-немецки, когда у нас день рождения.

При выполнении данной работы мы познакомились с историей возникновения календаря (с происхождением названий дней недели и месяцев в немецком языке), а также узнали, что эти названия используются в личной переписке, в стихотворениях и рифмовках.

Используя знания теоретического материала, связанные с изучением объекта, были выполнены поставленные задачи:

изучена литература по теме исследования;

проанализирована полученная информация;

найдены примеры употребления дней недели и месяцев;

проведён социологический опрос среди учащихся школы и выяснено отношение сверстников к исследуемому явлению.

Благодаря данному исследованию, мы познакомились с историей возникновения немецкого календаря и пришли к следующим выводам:

1. Дни недели в немецком языке связаны с названием планет и названы в честь германо-скандинавских богов.

2. Названия месяцев произошли от латинских понятий.

ЛИТЕРАТУРА

Бим И. Л., Рыжова Л. И. Немецкий язык, 3 класс, учебник для общеобразовательных организациях с приложением на электроном носителе в двух частях, часть 1 – Москва: «Просвещение», 2013. – 126 с.

Бим И. Л., Рыжова Л. И. Немецкий язык, 4 класс, учебник для общеобразовательных организациях с приложением на электроном носителе в двух частях, часть 2. – Москва: «Просвещение», 2014. – 113 с.

Электронные ресурсы сети интернет

intensiv. ru/blog/blog_1/18.php.

intensiv. ru/blog/blog_1/20. php.

http: // что – означает.рф/неделя

http: // semenov. academic. ru/852/неделя

Приложение 1

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Приложение 2

Социологический опрос среди учащихся МКОУ «Среднесибирская сош»

В каком месяце у Вас день рождения?

Какой у Вас любимый месяц и почему?

Какой у Вас любимый день недели и почему?

С каким цветом у Вас ассоциируются дни недели?

Знаете ли Вы происхождение названий дней недели и месяцев в немецком языке?

Да –

Нет –

А хотели бы узнать, почему они так называются?

Да –

Нет –

Приложение 3

Приложение 4

Просмотров работы: 8258