Можно ли в современном мире прожить без знания иностранного языка

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Можно ли в современном мире прожить без знания иностранного языка

Любимкин  Д.В. 1
1Муниципальное казенное образовательное учреждение «Среднесибирская средняя общеобразовательная школа»
Марова  О.А. 1
1Муниципальное казенное образовательное учреждение «Среднесибирская средняя общеобразовательная школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Человеку невозможно жить без языка. Язык – основа общения. Он необходим для выражения наших мыслей и чувств. В мире существует множество стран, а языков, на которых говорят их жители, ещё больше. Как же населению Земли понять друг друга? Вот для этого и существуют международные языки, которые позволяют общаться друг с другом независимо от национальности и места проживания. Английский – один из таких языков.

Такой предмет есть и в расписании школьников. Я изучаю английский язык четвёртый год, это один из моих самых любимых предметов. Сначала я думал, что с окончанием урока заканчивается роль английского языка в нашей жизни. Но постепенно стал замечать, что даже после уроков я периодически сталкиваюсь с английскими словами и фразами в повседневной жизни: в магазинах, на телеэкранах, в Интернете, в компьютерных играх. И мне стало интересно, в каких странах говорят на английском и почему он так распространён во всём мире. Поэтому темой исследовательской работы я выбрал «Можно ли в современном мире прожить без знания иностранного языка?»

Актуальность темы определяется возросшей популярностью английского языка в мире и интересом к нему российского общества.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования материала и результатов данного исследования для повышения образовательного уровня на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Объект исследования – языки мира.

Предмет исследования – английский язык.

Целью данной работы является выявление роли английского языка и исследование необходимости его изучения. Для достижения этой цели предстояло решить следующие задачи:

изучить литературу по теме исследования;

познакомиться с историей английского языка;

выяснить, в каких странах говорят по-английски;

узнать, для каких профессий необходимо знание английского языка;

провести социологический опрос среди учащихся школы и выяснить отношение сверстников к исследуемому явлению;

на материале исследования выявить причины изучения английского языка учащимися МКОУ «Среднесибирская сош».

Гипотеза: знание английского языка позволяет человеку успешно ориентироваться в современном мире.

Для проведения данного исследования применялись методы:

поисковый;

сравнительный;

наблюдение;

описательный;

анкетирования;

анализа;

обобщения.

Моя работа состоит из двух частей: теоретической и практической.

В теоретической части я рассмотрел историю английского языка, с которой познакомился в энциклопедии О. В. Мартыновой «Я познаю мир: Английский язык» и в иллюстрированном энциклопедическом словаре под редакцией В. И. Борондулина, А. П. Горькина и др. Из электронного словаря Wikipedia я узнал, в каких странах говорят по-английски и почему он так широко распространён в мире. А также выяснил, почему люди изучают английский язык.

Во второй части работы представлены результаты социологического опроса и анкетирования среди учащихся МКОУ «Среднесибирская сош».

1. ИСТОРИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ЕГО РОЛЬ В МИРЕ

У истоков английского языка

История английского языка неразрывно связана с историей Англии. Многие племена и народы внесли свой вклад в зарождение и формирование английского языка: кельты, римляне, англы, саксы, юты, французы. Первое упоминание в древних летописях о жителях Британских островов (бриттах) относится к 800 году до нашей эры.

Лингвисты делят историю английского языка на 3 периода: древнеанглийский (или англосаксонский), среднеанглийский и новоанглийский.

Древнеанглийский (англосаксонский) период (450 – 1066). Непосредственными прародителями английского языка являются германские племена англов, саксов и ютов. Они начали первые набеги на острова в V веке. Язык завоевателей, в который добавилась лишь малая толика кельтских слов, стали называть англосаксонским. С этого времени принято отсчитывать историю английского языка.

Язык древнеанглийского периода существенно отличался от современного английского языка. Перемены, которые происходили в то время, носили естественный характер. Люди старались говорить так же, как говорили их соседи. Но лондонский диалект был везде узнаваем.

Среднеанглийский период (1066 – 1500). В середине XI века Франция завоёвывает Британию. В истории страны начинается эпоха трёх языков: французский (язык аристократии), латынь (язык науки), англосаксонский (язык простого народа).

Начало книгопечатания в 1476 году (с его центром в Лондоне) значительно усилило влияние лондонского диалекта на другие части страны. Заметные различия в произношении до сих пор являются одной из характерных черт областей Англии, однако письменный английский остаётся единым для всей страны. В 1477 году появилась первая печатная книга на английском языке. Книгопечатание закрепило орфографию, и у множества слов узаконило такое написание, которое значительно отличается от их произношения.

Новоанглийский период(с 1500 года и до наших дней). Новоанглийский период стал периодом языкового объединения страны и вытеснения нормированным английским других языков и диалектов. Англия завоевала ряд стран и превратила их в свои колонии. Английский язык проник в Китай, Индию, Новую Зеландию, Канаду и Америку. Он распространился по всему миру.

В XX-XXI веке английский язык становится глобальным. Создание и быстрое развитие интернета совершили революцию в языке. Благодаря социальным сетям английский стал важной частью нашей жизни

Современный английский язык не является статичным: постоянно появляются неологизмы, а некоторые слова уходят в прошлое. Современный английский язык сохранил свои традиции смешения языков и в наши дни.

1.2 Английский язык среди языков мира

В сети Интернет (8) я узнал, что сегодня в мире существует примерно 1,5 миллиарда людей, говорящих на английском языке, 1 миллиард изучает его. Более 450 миллионов человек во всём мире считают английский язык родным, а ещё для 98 миллионов человек он является вторым языком. Английский язык – родной язык 12 наций и официальный и полуофициальный язык ещё 33 наций. Это значит, что каждый седьмой человек в мире говорит на английском языке.

Во Франции в государственных школах для учащихся обязательно изучение в течение четырёх лет английского языка. В Японии учащиеся должны изучать английский язык в течение шести лет до окончания средней школы. В России, где изучение иностранных языков для детей обязательно, большинство учат английский язык. Из всех европейских стран, не считая Великобритании, Голландия находится на первом месте по количеству знающих английский язык. В Токио существует 1300 англоязычных школ. Даже в некоторых детских садах уже изучается английский язык. Это ещё раз показывает, что английский язык распространён по всему миру.

Английский, являющийся наиболее преподаваемым языком, не заменяет другие языки, а дополняет их. 500 миллионов китайцев – больше, чем всё население США, – учат английский язык. В 90 странах английский – либо второй язык, либо широко изучается. В Гонконге учащиеся девяти из десяти средних школ изучают английский язык.

Так уж сложилось исторически, что английский язык стал официальным языком Великобритании и США; на нём говорят и пишут жители Ирландии, Канады, Мальты, Австралии и Новой Зеландии.

По этим данным можно сделать вывод, что английский язык распространён и географически. Знание английского языка может помочь вам объясниться в любой точке земного шара.

Рольанглийского языка в жизни современного человека

Какую же роль играет английский язык в нашей жизни? Английский язык – язык международного воздушного контроля, медицины и полиции. Это язык международного бизнеса и научных конференций, а также основной язык туризма. Это главный язык поп-музыки, рекламы, телевидения, компьютеров и видеоигр.

В целом, политическая, экономическая, научная, спортивная жизнь всего мира протекает на английском языке. Английский определён официальным и рабочим языком Организации Объединённых Наций. Саммиты и встречи глав государств, подписание законов и указов, переговоры – всё это проводится на английском языке. Международная торговля, работа банковской системы, транспорта на суше, на море и в воздухе осуществляется на английском языке (4).

На этом языке общаются академики, доктора наук, учёные всего мира, так как международные конференции, изучение мирового опыта и обмен информацией происходит лишь с использованием английского языка. Олимпийские игры и соревнования между странами выбрали официальным языком именно английский.

Английский язык – это язык программирования. Клавиатура всех компьютеров имеет клавиши на английском языке. Английские слова и выражения доносятся с наших телеэкранов. Многие передачи имеют названия на английском языке.

Сегодня открыты границы в разные страны, широко развит туристический бизнес, многие едут за границу работать, учиться, отдыхать.

Вывод: значение английского языка в современном мире трудно переоценить. Знание английского языка является своеобразным окном в мир новых возможностей.

1.4 Профессии, для которых необходимо знание английского языка

Одной из причин для изучения английского языка является профессиональная необходимость. Заполняя анкету при устройстве на работу, вы можете столкнуться с пунктом «Владение иностранным языком». При сегодняшней конкуренции на рынке труда знание иностранного языка сыграет положительную роль. Хотя и знание языка не гарантирует получение престижной работы, но при одинаковых профессиональных навыках это будет огромным плюсом (2).

Сегодня многие профессии требуют знание английского языка (7): дипломат, журналист, научный работник, турагент, юрист, менеджер, маркетолог, экскурсовод и другие.

В настоящее время идёт повсеместная компьютеризация, поэтому набирают популярность такие профессии, как программист, системный администратор, разработчик операционных систем, веб-дизайнер.

Очень важно знать английский при работе в модной индустрии, так как почти вся профессиональная терминология имеет англоязычное происхождение.

Знания английского языка необходимы журналистам. Им часто приходится общаться с иностранцами, их деятельность сопровождается частыми зарубежными командировками.

Один из самых востребованных видов деятельности – профессия редактора. Редактор – это человек, который перерабатывает информацию до того, как она попадёт в печать.

Гид (или экскурсовод) рассказывает о достопримечательностях иностранцам, а иногда и сопровождает туристические группы за границей. Для этого, конечно же, требуется безупречно грамотная речь и владение языком.

Профессия – дипломат. В этой сфере знание иностранного языка является, скорее, дополнительным навыком, чем основной обязанностью.

Вывод: для успешной карьеры необходимо знание английского языка.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИЧИН ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

2.1 Результаты социологического опроса

Чтобы убедиться в актуальности проблемы изучения английского языка, среди учащихся 7 – 11 классов (возраст: 14 – 17 лет) был проведён социологический опрос (Приложение 1). Школьникам предложено было ответить на вопросы:

Важно ли изучение английского в наше время? Почему?

Нравится ли Вам изучать английский язык? Почему?

Будет ли Ваша жизнь в дальнейшем связана с английским языком?

Опрос учащихся 6, 7 классов показал, что они хотят изучать язык

для пользования сетью Интернет – 27 %

для просмотра мультфильмов – 18%;

для компьютерных игр – 17%;

для прослушивания музыки – 14%;

для путешествия – 13%;

для будущей профессии – 7%;

затрудняюсь ответить – 2%;

чтобы родители не ругали за плохие оценки – 1%.

8, 9 классы. В этой возрастной группе самыми популярными ответами были:

для пользования сетью Интернет – 31%;

для понимания английских песен – 19%;

для путешествия – 18%;

для будущей профессии – 13%;

для компьютерных игр – 11%;

для чтения книг в оригинале – 6%;

затрудняюсь ответить – 1%;

не считаю важным изучение иностранного языка – 1%.

Ответы выпускников (10, 11 классы):

для будущей профессии и карьеры – 58%;

для пользования сетью Интернет – 17%;

для путешествия – 12%;

для прослушивания музыки – 10%;

для просмотра кинофильмов – 3%.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что почти все учащиеся отметили важность и необходимость изучения иностранного языка. Однако цель изучения зависит от возраста, образования и интересов этих групп респондентов.

Изучение английского языка для учащихся 6 – 9 классов имеет практическую цель: для общения в сети Интернет, для компьютерных игр и понимания прослушанных песен. В то время как большинство выпускников считает, что английский язык им необходим в первую очередь для будущей профессии и карьеры.

2.2 Результаты анкетирования

Чтобы выяснить отношение к проблеме изучения английского языка учащимися МКОУ «Среднесибирская сош», мы предложили им ответить на вопросы анкеты (Приложение 2). Были опрошены 56 учащихся 2 – 5 классов.

По итогам анкетирования делаем следующие выводы:

большинство учащихся считают, что английский язык нужно изучать (97%);

больше половины учащихся имеют отличные и хорошие оценки по предмету (72%), и только 28% – удовлетворительные.

Домашние задания по английскому языку выполняют

регулярно – 54%, почти всегда – 42%,

иногда не выполняют – 4%.

При выполнении домашнего задания

испытывают трудности – 13%, не испытывают – 26%,

иногда испытывают – 61%.

Обращаются за помощью к

учителю – 28%, одноклассникам – 15%,

родителям – 39%, брату/сестре – 18%.

В своей повседневной жизни встречаются с английскими словами

часто – 76%, редко – 23%, никогда – 1%.

Английский язык – это

просто урок в школе – 4%,

знание языка помогает в повседневной жизни – 93%,

затрудняюсь ответить – 3%.

Знание языка помогает в

компьютерных играх – 37%, Интернете – 32%,

магазине – 12%, слушать и понимать песни – 9%,

смотреть мультфильмы – 6%, читать книги – 2%.

В будущем знание английского языка пригодится

для путешествия – 77%, для учёбы – 18%,

для будущей профессии – 15%.

На основании полученных данных можно сделать вывод, что учащиеся понимают важность изучения английского языка для реального общения и практического использования в будущей профессии, во время путешествий, прослушивания иностранной музыки и просмотра фильмов в оригинале.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проведённого исследования состоит в том, что рассмотрение проблемы изучения английского языка в современных условиях особенно значима.

Благодаря данному исследованию, приходим к выводу, что английский язык – это язык, на котором говорят во многих странах мира. В наши дни знание английского языка особенно важно, ведь он помогает людям в работе, путешествиях, в различных занятиях и увлечениях. Английский язык является языком общения, бизнеса, науки, культуры, спорта, моды, туризма, языком неба и моря.

Используя знания теоретического материала, связанные с изучением объекта, проанализировав изучение английского языка в разных сферах жизни и проведя опрос учащихся нашей школы о роли английского языка в их повседневной жизни, были выполнены поставленные задачи:

проанализирован материал, связанный с темой исследования;

рассмотрена история английского языка;

проанализировано применение английского языка в разных сферах жизни;

выявлены профессии, для которых необходимо знание английского языка;

проведено анкетирование и соцопрос.

На основании изученной информации, а также результатов проведённого исследования можно сделать вывод: наша гипотеза о том, что знание английского языка позволяет человеку успешно ориентироваться в современном мире, подтвердилась. Английский язык помогает делать уверенные шаги на пути к успешному будущему.

Древние мудрецы говорили: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». И действительно, это так, потому что владение другими языками наряду с родным даёт возможность не только приобщаться к культуре разных народов, но и глубже познать красоту и уникальность своего наследия.

ЛИТЕРАТУРА

Дугин С. П. Читать, писать, говорить по-английски – СПб: 2009.

Кубарькова Г. Л. Английский язык без проблем – «Рипол Классик», 2006.

Крысин Л. П. Иноязычные слова в современной жизни // Русский язык конца XX столетия. – М., 1996.

Мартынова О. Ю. Я познаю мир: Английский язык: Энциклопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ЗАО НПП «Ермак», 2004.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М., 2003.

Ощепкова В. В., Шустилова И. И. Краткий лингвострановедческий словарь – М.: Флинта: Наука,1999.

Иллюстрированный энциклопедический словарь. Ред. Кол.: В. И. Борондулин,А. П. Горькин, А. А. Гусев, Н. М. Ланда и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998.

Электронный словарь Wikipedia [электронный ресурс]. – http//www.Wikipedia.org.

Приложение 1

Социологический опрос

Важно ли изучение английского в наше время? Почему?

Нравится ли Вам изучать английский язык? Почему?

Будет ли Ваша жизнь в дальнейшем связана с английским языком?

Опрос учащихся 6,7 классов показал, что они хотят изучать язык

для пользования сетью Интернет – 27 %

для просмотра мультфильмов – 18%;

для компьютерных игр – 17%;

для прослушивания музыки – 14%;

для путешествия – 13%;

для будущей профессии – 7%;

затрудняюсь ответить – 2%;

чтобы родители не ругали за плохие оценки – 1%

8,9 классы. В этой возрастной группе самыми популярными ответами были:

для пользования сетью Интернет – 31%;

для понимания английских песен – 19%;

для путешествия – 18%;

для будущей профессии – 13%;

для компьютерных игр – 11%;

для чтения книг в оригинале – 6%;

затрудняюсь ответить – 1%;

не считаю важным изучение иностранного языка – 1%

Ответы выпускников (10,11 классы):

для будущей профессии и карьеры – 58%;

для пользования сетью Интернет – 17%;

для путешествия – 12%;

для прослушивания музыки – 10%;

для просмотра кинофильмов – 3%

Приложение 2

Анкета для учащихся 2-5 классов

В каком классе Вы учитесь?

Какую оценку имеете по предмету?

отлично

хорошо

удовлетворительно

Нужно ли изучать английский язык?

да

нет

затрудняюсь ответить

Для чего, по Вашему мнению, необходимо изучать английский язык? (напишите)

Всегда ли Вы выполняете домашнее задание по английскому?

регулярно

почти всегда

иногда не выполняю

Испытываете ли Вы трудности, выполняя домашние задания?

да

нет

иногда

К кому обращаетесь за помощью, если возникают затруднения?

учитель

одноклассники

родители

брат сестра

Забываете ли Вы дома тетрадь, словарь или учебник?

никогда не забываю

иногда

часто

Часто ли Вы встречаете английские слова в Вашей повседневной жизни?

часто

редко

никогда

Что для Вас английский язык?

просто урок в школе

знание языка помогает мне в повседневной жизни

затрудняюсь ответить

Где и в чём, по Вашему мнению, помогает Вам знание английского языка сейчас?

(напишите)

Где и в чём, по Вашему мнению, пригодится Вам знание английского языка в будущем?

(напишите)

Просмотров работы: 2196