1. Введение
Актуальность. С каждым годом желающих изучать английский язык становится все больше. Ведь на сегодняшний день известно, что он очень популярен, хотя и занимает 3 место в списке самых используемых языков в мире после китайского и испанского. Более 700 миллионов человек пользуются им как иностранным, и мы не исключение.
В российских школах английский язык начинают изучать со 2 класса. И первое, с чем встречаются школьники – это английский алфавит (alphabet).
На уроках учащиеся знакомятся с буквами, учатся их правильно писать и называть, произносить по буквам (спеллинговать) английские слова, пользоваться англо-русским словарём с применением знаний алфавита.
Стоит отметить, что не всем учащимся удается с этим быстро и успешно справиться. В большинстве случаев ребята механически учат и рассказывают наизусть буквы от начала и до конца, не понимают того, насколько важен английский алфавит. Ведь именно с него начинается изучение любого иностранного языка, который сегодня должен обязательно знать успешный современный человек. Эта проблема и делает тему актуальной.
Цель исследования: выяснить степень необходимости и важности изучения английского алфавита.
Задачи исследования: изучить литературу, найти информацию об истории английского алфавита, интересных фактах, собрать наглядный, дидактический материал по теме, провести анкетирование, проанализировать полученные результаты.
Объект исследования: английский алфавит.
Предмет исследования: способы эффективного запоминания букв английского алфавита.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, изучение и анализ литературы, материалов сети Internet, анализ полученных результатов.
Гипотеза: важно знать английский алфавит.
2. Основная часть
2.1. История английского алфавита
Что такое алфавит?
В занимательном этимологическом словаре (Н.М. Голь, 2007) сказано, что «алфавит»/«азбука» - список всех букв, которые есть в языке, расположенных по порядку.
Слово «алфавит» состоит из первых букв древнегреческого алфавита: альфа (alpha) и бета (beta), произошедших от двух первых букв финикийского алфавита (алеф и бет), возникшего приблизительно в 1050 г. до нашей эры (или даже раньше).
В основе создания английского алфавита лежит англосаксонский рунический алфавит (руны), использовавшиеся для записей с V века н.э. А с VII века произошла замена рун на латинские буквы.
В 1011 году алфавит включал в себя только 23 буквы (J, U, W не было), символ «&» («амперсенд»/«амперсанд»), а так же 4 латинские буквы, основанные на англосаксонских рунах «ȝ» (yoȝ, йоуг), Вуньо (ƿ), Торн (þ), «Ð» и лигатурой «Æ». Выглядел он так:
A B C D E F G H I K L M N O P Q R S T V X Y Z & Ȝ Ƿ Þ Ð Æ.
Современный английский алфавит в основе своей имеет латинский алфавит, состоит из 26 букв, 20 гласных и 6 согласных. 2 из 4 букв, основанных на рунах, были заменены звуком “th”, в XIV веке из алфавита исчезла буква «вуньо», которая была заменена на “UU”, а в конечном итоге на “W”. В XV веке были введены в использование буквы U и J, стала самостоятельной и буква W. Таким образом, и сложился современный алфавит, который сегодня выглядит так:
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Названия английских букв существенно отличаются от других языков и исходных — латинских.
Поскольку звуков в английском языке больше (44 звука), чем букв, многие буквы имеют несколько вариантов произношения, например, буква Gg в словах dog и giraffe обозначает звуки [g] и [ʤ], соответственно.
В письменном английском используются диграфы (две буквы для обозначения звука), но они не считаются частью алфавита.
В основном названия согласных букв оканчиваются на [i:]:
B, C, D, G, P, T, V.
или начинаются с [e]:
L, M, N, S.
Исключениями являются буквы:
H, J, K, Q, R
Существуют определённые сложности при освоении звукобуквенных соответствий. Некоторые звуки и буквы совпадают по форме и похожи по звучанию. Например, буква m [em] передаёт звук [m]-[м], буква n [en] – звук [n]-[н], также с буквами l, t, f и др. Но звуки и буквы путать нельзя. Хотя они и выглядят одинаково, но произносятся по-разному.
К тому же путают между собой эти пары букв, они очень похожи:
b d
t f
n h
i j
Буквы современного английского алфавита
№ |
Буква |
Произношение названия буквы |
Русская запись названия буквы |
1 |
Aa |
[eɪ] |
эй |
2 |
[biː] |
би |
|
3 |
Cc |
[siː] |
си |
4 |
Dd |
[diː] |
ди |
5 |
Ee |
[iː] |
и |
6 |
Ff |
[ef] |
эф |
7 |
Gg |
[dʒiː] |
джи |
8 |
Hh |
[eɪtʃ] |
эйч |
9 |
Ii |
[aɪ] |
ай |
10 |
Jj |
[dʒeɪ] |
джей |
11 |
Kk |
[keɪ] |
эй |
12 |
Ll |
[el] |
эл |
13 |
Mm |
[em] |
эм |
14 |
[en] |
эн |
|
15 |
Oo |
[əʊ] |
эу |
16 |
[piː] |
пи |
|
17 |
|
[kjuː] |
кью |
18 |
Rr |
[ɑː, ar] |
а, ар |
19 |
[es] |
эс |
|
20 |
Tt |
[tiː] |
ти |
21 |
Uu |
[juː] |
ю |
22 |
Vv |
[viː] |
ви |
23 |
Ww |
['dʌbljuː] |
даблъю |
24 |
Xx |
[eks] |
экс |
25 |
Yy |
[waɪ] |
уай |
26 |
Zz |
[zed, ziː] |
зэд, зи |
2.2. Интересные факты об английском алфавите
Изучая литературу, я обнаружила много интересных фактов об английском алфавите.
Английский алфавит когда-то насчитывал 27 букв. Этой буквой был символ &(«амперсенд»/ «амперсанд»), которая располагалась в конце алфавита. Сегодня этот символ официально не является частью алфавита и употребляется лишь в значении слова “and” («и»).
Все буквы английского алфавита можно найти в панграмме (предложение, содержащее все буквы алфавита) “The quick brown fox jumps over the lazy dog” («Быстрая бурая лиса прыгает через ленивую собаку»).
Буквы A, E, I, O, U считаются гласными, а Y – полугласной. Однако в некоторых случаях может выполнять функцию гласной, например в словах “try”, “cry” .
Буква E,T чаще всего используется в английском языке, а буквы Q, Z реже.
Если убрать последние четыре буквы в слове queue (очередь), то его произношение не изменится.
Точки над буквами i и j называются tittle («мельчайшая частица, чуточка, капелька»).
Букву Z в Великобритании, Австралии, Канаде произносят как [zed], а в Америке [zi:].
Отличается произношение буквы R. Британский вариант – [a:] (а), американский вариант – [a:r] (ар).
В таблице элементов Менделеева не встречается буква J.
Согласные буквы в словах, как правило, передают только один звук. Буква X - исключение. Она передается сразу двумя звуками - [ks] (кс) или [gz] (гз).
В слове “almost” буквы расположены в алфавитном порядке.
Если сложить первые буквы месяцев July, August, September, October, November, то получится имя собственное Jason.
Если внимательно посмотреть на клавиатуру, то в среднем ряду на клавишах мы увидим буквы в алфавитном порядке DFGHJKL, кроме E и I.
Названия нот обозначаются английскими буквами: C (до); D (ре); E (ми); F (фа); G (соль); А (ля); В (си). Музыкантам хорошо знаком музыкальный алфавит.
А – высшая оценка, «отлично».
Букву В американцы смело используют для того, чтобы не писать полностью такое слово, как «be» (быть). Кроме того, американцы ленятся писать «you» (ты/вы), поэтому если вы увидели в тексте песни «I wanna B with U», то не думайте, что здесь поется о любви буквы B к букве U.
B – отметка «хорошо». B flat - си-бемоль, B sharp - си-диез, B natural - си-бекар, D major – ре-мажор, D minor – ре-минор.
Идиомы с буквами алфавита: toknowsmth. fromAtoZ – знать что-л. как свои пять пальцев/знать что-л. в совершенстве; to catch some Z’s - «поспать, вздремнуть»; not to know B from a bull’s foot/fromabattledore (амер. fromabroomstick) - «не знать ничего/не знать ни аза/быть круглым невеждой/не разбираться в элементарных вещах»; to get straight A’s – «быть круглым отличником»; to cross one’s t’s and dot one’s i’s – «расставить все точки над «и»; to mind one’s Р’s and Q’s – «соблюдать приличия, вести себя по-светски, быть предупредительным».
VitaminD – витамин D (№4 в серии витаминов).
R months – месяцы, в названии которых есть буква r (September, October, November, December, January, February, March, April).
T-shirt – футболка (дословно: рубашка в форме буквы T). Сюда же можно добавить A-shirt – (дословно: рубашка в форме буквы А);
В речи англоязычных людей наблюдаются варианты, оканчивающиеся на –shaped: L-shaped, O-shaped, C-shaped – то есть нечто, имеющее форму определенной буквы. L-образный, О-образный, С-образный.
2.3. Исследование знаний английского алфавита и степени важности, необходимости его изучения
Проводя исследование по этой теме, я решила выяснить степень необходимости, важности изучения и знания английского алфавита школьниками начальных классов. Для этого я решила провести анкетирование, проанализировать полученные результаты, собрать наглядный материал.
Изучение любого иностранного языка начинается с алфавита. Во 2 классе все ученики изучают английские буквы, учатся их правильно писать и называть, читать слова. И мне, ученице 4 класса, стало интересно, а знают ли ученики моей школы буквы, легко им было их учить, как они это делали, понимают ли они важность изучения и знания букв английского алфавита.
Среди учащихся 2-4 классов МБОУ «Лицей» г. Протвино было проведено анкетирование. Всего в анкетировании приняли участие 101 человек. Была разработана анкета (приложение №1) из 7 вопросов.
В первом вопросе учащиеся отметили в анкете класс, в котором они учатся.
Вторым вопросом мы выявили количество человек, которые знают или не знают английский алфавит. 86 из 101 знают.
Третий вопрос, который был задан учащимся, касался количества букв в английском алфавите.
Правильный ответ (26 букв) дали 64 ученика. Больше всех детей из 3 «Б» и 4 «А» классов ответили неправильно, либо затруднялись с ответом.
В четвертом вопросе учащихся спрашивали о том, где они сталкиваются с английскими буквами. Ответы были самыми разными: слова (18), учебник (13), рабочая тетрадь (1), алфавит (3), песни (2), компьютерные игры (8), урок (25), сайты, этикетки товаров (продукты, вещи) (3), вывески магазинов (2), канал YouTube (1), интернет (1), аэропорт (1), кино (1), метро (1), билеты (1), телефон (1), логины (1), пароли (1), адрес электронной почты (1), книги/газеты/журналы (13), зарубежные страны (24), словарь (1), названия на коробках (1), тренажеры (1), лекарства (4), улица (1).
Итак, как показывают данные, английские буквы можно встретить абсолютно в любой сфере жизни. Будь-то быт или сфера услуг. Тому подтверждения можно посмотреть в приложение 2.
Хотелось бы добавить, что буквы мы можем встретить:
Аббревиатуры (сокращения), которые в английском языке очень распространены. Буквы произносятся как в алфавите: названия стран – the UK, the USA, телекомпании – BBC, CNN; персональный компьютер – PC и др.
Нередко возникает ситуация, когда в ходе разговора какое-то слово непонятно, и тогда вежливо будет попросить собеседника произнести это слово по буквам («spelling»). How do you spell the word …? Как произнести слово …?
Английские буквы встречаются в названиях адресов электронной почты. Не забываем, что знак «@» по-английски читается как «at», а точка – «dot».
Зная порядок букв в алфавите, легче будет ориентироваться в словаре.
С английским алфавитом мы сталкиваемся при нумерации разделов в учебниках (1A, 3D), секторов трибун на соревнованиях.
Чтение слов, где гласные буквы читаются так, как называется соответствующая им буква (name [eɪ] имя).
Дальше им предстояло ответить на вопрос (пятый вопрос) о том, легко ли было выучить буквы английского алфавита. 56 человек ответили «да», а 45 – нет, не очень. Больше всего таких детей оказались во 2 «А», 3 «Б», 4 «А».
В шестом вопросе учащимся предлагалось назвать способы эффективного запоминания букв.
Респонденты предложили следующие способы: учить (25), в том числе по картинкам (1), в песне про алфавит (19), рифме (1), блоками (1), в компьютерных играх (1), повторять буквы (15) каждый день, прописать несколько раз (4), пользоваться помощью другого человека (член семьи, репетитор) (2), «зубрить» (5), запоминать зрительно (4), думать по-английски (1), говорить на языке (1).
7 учащихся не знали, как ответить на этот вопрос и ничего не могли предложить.
Можно сделать вывод, что наиболее успешный способ запоминания букв английского алфавита это: слушать, петь песни и повторять буквы каждый день.
Для лучшего запоминания английского алфавита мне хотелось бы поделиться тем наглядным и дидактическим материалом, который я собрала и подготовила по этой теме и предложить еще несколько способов.
Способ эффективного запоминания букв английского алфавита
При изучении английского алфавита ученики понимают, что они должны выучить его наизусть, быстро запомнить названия всех букв и их правильно произносить.
Как быстро и самое главное эффективно это сделать на уроках и дома?
Приемы
Начинать учить буквы не по отдельности, а блоками, по порядку.
На каждую букву придумать стих-рифму; по одному слову.
Использовать стихи и песни про алфавит, игры и кубики.
Всевозможные книги, плакаты, обучающие фильмы и DVD, игры, магниты.
Мнемонические алфавитные стихотворения (так называемые Alphabet Rhymes или ABC Poems) (рифмованное запоминание).
Разные упражнения и игры, видео уроки на YouTube.
Карточки, картинки с буквами.
Вязаные буквы.
Изготовление азбук, букв. Во 2 классе учащиеся с удовольствием участвуют в проекте «The ABC». Вместе с родителями готовятся к празднику английского алфавита.
Все эти приемы сделают процесс усвоения, запоминания букв интересным, эффективным, осознанным и результативным.
Примеры игр, песен, стихов, коллекцию азбук и другой наглядный материал можно найти в приложении №3.
В седьмом вопросе анкеты спрашивалось о том, нужно ли знать английский алфавит и почему. 86 человек ответили утвердительно. Просматривая ответы учащихся на вопрос о пользе алфавита, я обнаружила, что они отождествляют алфавит и английский язык. Ученики считают, что это поможет им читать (14), писать (3), составлять слова (2), поизносить слова по буквам (1), получать пятерки (1), учить дальше, понимать язык (4), общаться (11), пригодиться в жизни/будущем (15).
Алфавит надо изучать, ведь при изучении языка, где произношение слов почти всегда не совпадает с написанием – он просто необходим.
Вывод: результаты анкетирования показали, что ученикам начальной школы необходимо знать английский алфавит. Большинство респондентов знают алфавит, правильно называют количество букв, разные приемы помогают эффективнее запомнить буквы, понимают важность изучения и знания букв английского алфавита.
3. Заключение
В процессе выполнения данной исследовательской работы мы решили все поставленные задачи и пришли к выводу, что:
Английский алфавит имеет давнюю историю. В основе его создания лежит англосаксонский рунический алфавит (руны). В основе современного (26 букв) - латинский алфавит.
Обнаружено много интересных фактов об английском алфавите.
Английские буквы можно встретить абсолютно в любой сфере жизни. Будь-то быт или сфера услуг.
Приемы, описанные в работе, наглядный и дидактический материал делают процесс усвоения, запоминания букв интересным, эффективным, осознанным и результативным.
Результаты анкетирования показали, что большинство респондентов начальной школы знают алфавит, правильно называют количество букв, разные приемы помогают эффективнее запомнить буквы английского алфавита.
Таким образом, в результате проведенного исследования была подтверждена изначальная гипотеза «важно знать английский алфавит». И доказана актуальность работы.
Хотелось бы отметить практическую значимость, так как материал, представленный в работе, можно использовать во 2 классе при изучении темы «Английский алфавит», а в 1 классе на внеурочной деятельности по английскому языку.
Список использованных источников и литературы
Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык. Сборник игр для детей 6-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.
Карпенко Е. Задания для начинающих: Тексты и упражнения / Елена Карпенко – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
Открытые уроки и праздники на английском языке в детском саду и школе / авт.-сост. В.Г. Миронова. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: феникс, 2008. – 187 с.: ил. – (Здравствуй, школа!)
Песни для детей на английском языке. Книга 4. School and Friends. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 32 с. ил. – (Songbirds). – На англ.яз.
Песи для детей на английском языке. Games and Activities. Книга для учителя / Пер. Н.С. Платоновой. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 48 с.: ил. – (Songbirds).
АЯШ учебно-методический журнал «Английский язык в школе / English at school» №1 (33)/2011, - О.: Титул, 2011. – 80 с.
АЯШ учебно-методический журнал «Английский язык в школе / English at school» №3 (35)/2011, - О.: Титул, 2011. – 80 с.
Английский язык журнал English №20, М.: Первое сентября, 2004. – 48 с.
https://iloveenglish.ru/stories/view/english-alphabet
http://www.myshared.ru/slide/926264/
http://www.myshared.ru/slide/926264/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B0%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82
https://www.youtube.com/watch?v=ciCDWGXdmd8
https://lim-english.com/posts/angliiskii-alfavit-s-proiznosheniem-po-rysski/
http://micscapital.com/lessonContent-003722.html
http://togetherclub.ru/abc-thorn-xyz/
https://shkolazhizni.ru/school/articles/22361/
https://www.englishdom.com/blog/anglijskij-alfavit-s-transkripciej/
https://lifehacker.ru/2015/09/22/7-facts-about-english/
http://100-faktov.ru/100-interesnyx-faktov-ob-anglijskom-yazyke/
Приложения
Приложение 1
Анкета
Класс
Вы знаете английский алфавит? Да или нет? Напишите.
Сколько букв в английском алфавите?
Где мы сталкиваемся с английскими буквами?
Вам было легко выучить буквы английского алфавита?
Как проще запомнить буквы английского алфавита?
Нужно знать английский алфавит? Почему?
Приложение 2
Изображения с английскими буквами
Приложение 3
Игры
1. Put Them in Order
Реквизит:
карточки с буквами алфавита (не менее двух комплектов)
Ход игры:
1) У каждой команды должен быть свой комплект карточек.
2) Карточки перемешивают и кладут в кучку, так чтобы не было видно букв.
3) Учитель говорит: “Go!”, и команды раскладывают карточки в алфавитном порядке.
4) Побеждает команда, которая делает это первой
Можно попросить детей рассортировать прописные и строчные буквы или соотнести их друг с другом.
2. Hold Up!
Реквизит:
карточки с буквами алфавита
Ход игры:
1) Учитель раздает карточки с буквами так, чтобы у каждого ребенка их оказалось одинаковое количество.
2) Под музыку дети поднимают карточку с буквой тогда, когда эта буква поется в песне.
Можно попросить детей вспомнить слово, которое начинается с той или иной буквы.
3. Alphabet Body
Реквизит:
Обруч, палочка, ленты, глина и т.д.
Ход игры:
Дети «строят» буквы при помощи рук, ног и подручных материалов.
4. AlphabetPiano
Реквизит:
длинный рулон бумаги и черный мелок
Ход игры:
1. На длинном рулоне бумаги рисуют клавиатуру фортепиано и кладут ее на пол. На каждой клавише пишут букву английского алфавита (клавиш должно быть 26).
2. Учитель произносит вслух слово, а ученик пытается правильно составить его. поочередно наступая на клавиши с нужными буквами.
3. Можно использовать руки, палку или какой-то другой предмет, чтобы дотянуться до клавиши с необходимой буквой.
5. Игра «Буква по воздуху»
Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к классу, пишет по воздуху крупную букву. Все остальные отгадывают ее. Буквы можно писать по воздуху плечом, головой, ногой, коленкой.
6. Игра «Хоровод»
Ученики, сцепившись за руки, «пишут» своим хороводом заданную учителем букву: письменную или печатную (А, В, С и т. д.). До начала письма все должны стоять в хаотическом порядке, каждый сам по себе. Если детей много, то можно задать короткое слово, например: a cat, a ball, a doll и т. д.Упражнение «Хоровод-письмо» выполняется легко, если хоровод послушен и сообразителен, если ведущий хорошо пишет, т. е. знает, как начинать писать букву. Для такого хоровода нужно 10-12 человек.
7. Игра «Строим букву»
Группа детей «строит» из себя какую-то букву, как застывшую живую пирамиду, а все остальные зарисовывают, записывают, отгадывают ее. (Можно использовать игру для коротких слов-загадок).
8. Игра «Живой алфавит»
Ведущий распределяет буквы алфавита между всеми учащимися и задает слово, например, а саке. После этого по сигналу к доске должны выйти те ребята, буква которых входит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове. Впоследствии можно заменить выход к доске тем, что ученики будут по очереди отхлопывать в ладоши свою букву — первым хлопает в ладоши тот, у кого буква С и т. д.
Эта игра дает положительные результаты, особенно при закреплении понятий открытый и закрытый слог.
9. Игра «по алфавиту»
Участникам ряда, линии парт по сигналу на скорость предлагается выстроиться по алфавиту первых букв фамилий или имен участников игры.
Задание нужно выполнять молча. Задание возможно только в группе, где все знают фамилии друг друга и алфавит. Группа должна молча перемещаться, пока каждый не займет своего места.
10. Игра «Японская машинка» (на отработку алфавита)
Все участники выполняют синхронно ряд движений (как машина):
хлопают перед собой в ладоши;
двумя руками хлопают по коленям, правая — по правому, левая - по левому;
не выпрямляя локоть, выбрасывают через верх правую руку вправо, щелкая при этом пальцами;
то же самое делают левой.
11. Игра «Буква потерялась»
Перед началом урока прячу букву где-нибудь в классе. Дети должны разыскать уже знакомую им букву и правильно назвать ее, затем написать.
12. Игра «Угадай букву»
На наборном полотне находятся изученные буквы. Верхняя или нижняя часть букв закрыта бумагой. Дети должны узнать букву по ее половине. Игра развивает воображение, точность, способствует развитию абстрактного мышления.
13. Игра «Я – буква»
На столе разложены буквы алфавита, уже знакомые детям. Участники игры разбирают их и сами «превращаются» в буквы. Затем играют в «Знакомство»:
Good morning!
What is your name?
My name is A.
Let’s play.
Игра способствует более эффективному запоминанию буквы, закреплению элементарного диалога общения.
14. Игра «Жук»
Часто для ознакомления с новой буквой алфавита я приношу ее (букву) в корзиночке, в ней живут изученные буквы. Проходит некоторое время, дети узнают несколько букв, и тут случается что-то невероятное: в корзинке поселяется жук (игрушка). Он прожорливый и «грызет» буквы. Сначала дети угадывают букву, глядя на нее. Потом игра усложняется. Дети на ощупь с закрытыми глазами угадывают букву. Игра интересна, позволяет развивать у детей психические и физические способности, способствует запоминанию букв иноязычного алфавита.
15. Найди буквы, которых не хватает. Назови их и напиши.
16. The Letter Parade. «Парадбукв»
Детям раздают карточки с буквами.
«Главнокомандующий» (преподаватель или ребенок) дает команду, например взмахивает рукой.
Дети поднимают карточки с изображением названной буквы — буквы «строятся на парад».
17. The First Letter.«Перваябуква»
Детям раздают карточки с буквами. Преподаватель показывает предмет (или карточку с изображением предмета). Дети поднимают карточку с изображением буквы, с которой начинается слово.
18. ThePairs. «Найди пару»
Детям раздают карточки со звуками. Преподаватель называет букву (показывает карточку). Дети должны поднять карточку с соответствующим названной букве звуком и назвать его.
Вариант: преподаватель называет звук, дети поднимают карточку с буквой, дающей этот звук.
19. Guess the Word. «Полечудес»
Преподаватель изображает на доске пустые клетки, количество которых соответствует количеству букв в загаданном им слове. Дети по очереди предполагают, какие буквы могут быть в слове. Угаданная буква вписывается в соответствующую клетку.
Когда слово угадано, происходит смена ведущего—слово загадывает кто-либо из ребят.
Вариант: карточки с буквами, составляющими слово, расставляются на дисплее в нужном порядке, изображением внутрь. При угадывании карточка переворачивается.
20. TheLettersranoff. «Буквы разбежались»
По всей комнате раскладываются карточки с изображением букв. По команде преподавателя дети начинают собирать их и выкладывать в том порядке, в каком они стоят в алфавите.
Игру можно проводить на любом этапе изучения алфавита, предлагая детям собирать его фрагмент.
21. The ABC race. «Эстафета «Алфавит»
Цель этой игры — сложить карточки с буквами в алфавитном порядке.
Дети делятся на две команды.
На финише перед каждой командой находится стол с разложенными на нем в произвольном порядке карточками с буквами. Первый игрок каждой команды подбегает к столу, находит и откладывает букву «Аа», второй игрок—букву «ВЬ», третий игрок—букву «Сс» и т. д.
Выигрывает команда, правильно «собравшая» алфавит или его фрагмент быстрее других.
Методики
1.«Изображение пальцами букв английского алфавита». Автор: Л.И. Шелковская, учитель английского языка г. Заполярный Мурманской области.
2. «Алфавит на кончиках пальцев». Автор: Я.М. Банбан, заместитель директора по УВР, учитель английского языка МОУ СОШ г. Пионерский Калининградской области.
Использование мультисенсорного подхода (письмо на спине, письмо в воздухе, по шероховатым поверхностям помогают запоминать образы букв не только на зрительном и аудиальном уровнях, но и на уровне тактильных ощущений. Я.М. Банбан использует массажные коврики с достаточно жесткой шероховатой поверхностью. Их главное предназначение – тренировка в письме букв английского алфавита с использованием различных игровых приемов. Поделки букв, выставки. Использование магнитной азбуки: ощупывание, сравнение букв, определение букв с закрытыми глазами. Использование букв, сделанных из наждачной бумаги с шероховатой, грубой поверхностью. Создание азбуки из различных материалов. Письмо в манной крупе, песке, сахаре и т.п. Предугадывание букв по данным точкам. Поиск спрятавшихся букв, дописывание букв по предложенным элементам. Для букв bd, которые часто путают, использую ассоциацию с букв с определенным положением рук, пальцев. The body alphabet – создание букв с использованием собственного тела.
3. «Английский алфавит в стихах для малышей и младших школьников». Автор: Роман Важинский. http://www.myshared.ru/slide/926264/
4. Наиболее удачные рифмы на запоминание букв английского алфавита, придуманные учениками 4 «А» класса.
Драгоценную букву F скорее спрячь ты в сейф. (Никитина Ксения)
Букву X запомнить просто.
Х+8- это просто.
Уравненья мы решаем и английский изучаем. (Евменова Валерия)
БукваCнужна везде,
В нотах и английском.
Ты скорей ее учи.
До ре ми фа соль ля си. (Никитина Ксения)
Сосиска в тесте есть.
Ее вот можно съесть.
А букву C вот съесть нельзя.
И это плохо для меня. (Борисова Галина)
E, котенка покорми,
А затем иди гулять.
Бегать, прыгать и скакать. (Мельников Иван)
Есть букваZна свете.
И заяц тоже есть.
Чтоб не забыть об этом.
Давайте все дружить. (Борисова Галина)
Пищит цыпленок у наседки
Пи-пи-пи, пи-пи-пи.
Птенчик знает букву P. (Никитина Ксения)
Песни про алфавит
Наглядный материал
Вязаные буквы
Автор вязаных букв: Светлана Харлампиева
(учитель английского языка)