Эффективность изучения английского языка с помощью интернет – ресурсов и компьютерных программ (на примере использования обучающих сайтов учащимися 8 класса МБОУ «СОШ № 4 г. Осы»)

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эффективность изучения английского языка с помощью интернет – ресурсов и компьютерных программ (на примере использования обучающих сайтов учащимися 8 класса МБОУ «СОШ № 4 г. Осы»)

Мазунин Г.А. 1
1МБОУ "СОШ № 4 г.Осы"
Самкова О.С. 1
1МБОУ "СОШ № 4 г.Осы"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Современный мир невозможно представить без  компьютерных технологий и сети Интернет, широко используемых во всех областях жизнедеятельности человека. Одним из полезнейших  качеств мировой паутины является возможность использования ее ресурсов для самостоятельного изучения разных наук с помощью многочисленных онлайн программ, тренажеров, электронных справочников, видеоуроков, на образовательных сайтах.  Английский язык не является исключением. Поскольку компьютер, по своей сути, устройство интерактивное, возможно, он является наиболее подходящим помощником в изучении иностранных языков.

Проблема: наряду с традиционным способом изучения английского языка на уроке, сегодня у школьников  есть возможность использовать современные компьютерные и интернет – ресурсы, однако, неизвестно, насколько они эффективны.

Актуальность данного исследования заключается в том, что оно наглядно  показывает, насколько интернет - ресурсы эффективны при изучении английского языка.

Объект исследования: интернет - ресурсы (на примере обучающих сайтов).

Предмет исследования: эффективность использования интернет -  ресурсов (на примере обучающих сайтов) при изучении английского языка.

Цель работы – выявление эффективности использования интернет - ресурсов, таких как обучающие сайты, при изучении английского языка школьниками.

Задачи:

  1. Выяснить, что такое электронное обучение, выявить разновидности электронных обучающих ресурсов, изучить наиболее популярные сайты для изучения английского языка.
  2. Подобрать диагностические материалы для обследования уровня владения английским языком учащимися 8-х классов МБОУ «СОШ № 4 г. Осы», провести входное тестирование.
  3. Организовать работу по изучению английского языка учащимися 8 класса МБОУ «СОШ № 4 г. Осы» с использованием интернет - ресурсов (обучающих сайтов).
  4. Провести повторное тестирование, сравнить результаты.

Контингент: учащиеся 8-х классов МБОУ «СОШ № 4 г. Осы».

Гипотеза: предполагается, что интернет - ресурсы эффективны в повышении уровня владения английским языком учащихся, особенно в увеличении их словарного запаса, в улучшении грамотности речи, в развитии  умений аудирования и чтения.

Новизна работы заключается в том, что в работе изучены не только виды интернет – ресурсов и компьютерные программы для изучения английского языка, но и выявлена эффективность их использования при помощи диагностических материалов, разработанных по инициативе Рособрнадзора.

Методы исследования: изучение информационных источников, эксперимент, тестирование, сравнительный анализ полученных результатов, анкетирование.

Исследование носит как теоретический, так и практический характер.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для демонстрации эффективности изучения английского языка при помощи электронных ресурсов, а следовательно, включение интернет - ресурсов в процесс обучения английскому языку в школе.

Глава1 Методика исследования

Рассмотрев различные виды электронных ресурсов для изучения английского языка, выявив их достоинства и недостатки, автор  данного исследования пришел к выводу, что наиболее подходящими для проведения исследования являются обучающие сайты. Проанализировав доступные сайты, предлагающие бесплатный контент, наиболее подходящими оказались  «Puzzle English» и «Linualeo.com», поскольку они русскоязычные и просты в использовании, а также эти сайты являются одними из самых популярных для изучения английского языка в нашей стране. Кроме того, до начала работы они дают возможность определить личный уровень владения языком, выполнив тесты. В соответствии с полученными результатами и поставленной целью обучения программа сама подбирает индивидуальные задания для ежедневного выполнения. На момент выполнения экспериментальной работы некоторые учащиеся уже имели опыт работы с этими сайтами.

Для проведения исследования были выбраны учащиеся восьмого класса школы №4 г. Осы. Данная категория учащихся соответствует необходимым требованиям, а именно их уровень владения языком позволяет самостоятельно работать с англоязычными материалами без помощи учителя. Кроме того, они постоянно используют компьютерные технологии, как в учебе, так и для досуга; в их учебной программе есть курс информатики, на котором они учатся самостоятельно работать с компьютером.

В исследовании участвовало 23 учащихся из 8-го класса, изучающих английский язык (две подгруппы):

  • контрольная группа – школьники, изучающие английский язык, традиционным способом, то есть, используя на уроках учебник («Английский язык» для 8 класса под редакцией В.П. Кузовлева);
  • экспериментальная группа – школьники, изучающие английский язык, используя обучающие сайты;

Экспериментальная работа проводилась в течение четырех недель: с 15 января по 09 февраля 2018 года. Работа велась как в школе, так и дома:

  • в школе учащиеся самостоятельно изучали английский язык, используя сайты во время уроков английского языка, то есть 3 урока в неделю по 45 минут, при этом учитель выполнял роль консультанта и контролера (при необходимости давал советы по выбору дополнительных заданий и контролировал выполнение ежедневного индивидуального плана каждым учащимся);
  • дома учащиеся работали на сайтах по 30 минут в день (домашняя работа);
  • дополнительно участникам экспериментальной работы было предложено по желанию изучить курс видеоуроков по английскому языку «Полиглот. Выучим английский за 16 часов», а также изучать материалы в языковых группах с социальной сети «Вконтакте».

Для проведения тестирования использовались диагностические материалы по английскому языку для 8 класса, предложенные программой «Национальные Исследования Качества Образования» (НИКО), разработанной по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации [5]. Эти тесты позволяют получить надежную информацию о качестве подготовки школьников по английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС.  

Для выявления эффективности использования интернет - ресурсов было проведено 2 тестирования школьников:

  • замер 1 – тестирование школьников до проведения экспериментальной работы;
  • замер 2 – тестирование школьников после проведения экспериментальной работы.

Каждый вариант диагностической работы состоял из двух частей: письменной и устной. Письменная часть содержала задания по аудированию, смысловому чтению, грамматике и лексике. Устная часть включала задания по чтению текста вслух и по говорению (монологическая речь). Максимальное количество баллов, которое участник мог получить за выполнение работы – 30. Распределение баллов по видам деятельности:

  • аудирование – 5 баллов;
  • смысловое чтение – 5 баллов;
  • грамматика – 5 баллов;
  • лексика – 5 баллов;
  • чтение вслух – 2 балла;
  • говорение – 8 баллов.

Шкала перевода баллов в оценку [5]:

Отметка «2»

0 – 9 баллов

Отметка «3»

10 – 20 баллов

Отметка «4»

21 – 26 баллов

Отметка «5»

27 – 30 баллов

Глава 2 Результаты исследования

Результаты первоначального обследования школьников, т.е. выявление уровня развития  иноязычных умений и сформированности навыков до проведения экспериментальной работы, представлены в рисунке 1. 

Рисунок 1. Распределение участников по группам в соответствии с полученными отметками (замер 1)

23%

10%

77%

80%

0%

10%

Было выявлено:

  • участники экспериментальной группы справились с работой хуже, чем участники контрольной группы: средний балл в контрольной группе – 3.0, средний балл в экспериментальной группе – 2.7;
  • в экспериментальной группе отметки «5» и «4» не получил ни один участник;
  • большинство участников тестирования получили отметку «3» в обеих группах.

Результаты первоначального обследования участников экспериментальной группы по видам деятельности представлены в Приложении 2.

Было выявлено:

  1. участники экспериментальной группы лучше всего справилась с заданиями по смысловому чтению (средний балл за выполнение задания – 3.2) и чтению вслух (средний балл – 1.2);
  2. участники хуже справились с выполнением заданий по аудированию (средний балл – 2.2) и говорению (средний балл – 3.5);
  3. наибольшие трудности вызывали задания по грамматике (средний балл – 1.2) и лексике (средний балл – 0.8).

Таким образом, во время экспериментальной работы наибольшее внимание следует уделять заданиям для тренировки лексики и грамматики и аудирования.

Поскольку обучающие сайты не предлагают задания для развития умений говорения, предполагаем, что экспериментальная работа не повлияет на развитие  этих умений.

Результаты повторного обследования школьников, т.е. выявление уровня развития умений и сформированности навыков после проведения экспериментальной работы, представлены в рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение участников по группам в соответствии с полученными отметками (замер 2)

 

90%

0%

10%

0%

85%

15%

Было выявлено:

  • после проведения экспериментальной работы участники экспериментальной группы справились с работой немного лучше, чем участники контрольной группы: средний балл в контрольной группе – 2.9, средний балл в экспериментальной группе – 3.1;
  • по сравнению с первичным замером результаты тестирования в экспериментальной группе улучшились, то есть ни один участник не получил отметку «2», количество учащихся, получивших отметку «3» увеличилось, появились участники, получившие отметку «4»;
  • прирост в баллах у участников экспериментальной группы после проведения экспериментальной работы составил 0.4 балла.

Сравнение результатов тестирований (замер 1 и замер 2) по видам речевой деятельности представлено в Приложении 3.

Было выявлено:

  1. после проведения экспериментальной работы у участников улучшились результаты по аудированию (прирост – 1.5 балла), грамматике (прирост – 1.1 балл) и лексике (прирост – 0.6 балла); вероятно, это связано с тем, что большинство выполняемых заданий было в основном направлено на тренировку именно этих умений и навыков;
  2. наибольшие трудности в письменной части вызывало задание по лексике, несмотря на то, что показатели второго замера увеличились, результат выполнения задания остался низким; известно, что формирование словарного запаса – длительный процесс, поэтому,  возможно, для существенного расширения словарного запаса времени, отведенного для проведения экспериментальной работы, оказалось недостаточно;
  3. после проведения экспериментальной работы у участников ухудшились результаты по смысловому чтению (снижение показателей на 0.7 балла) и чтению вслух (снижение на 0.4 балла); вероятно, это связано с тем, что участники экспериментальной работы выполняли мало заданий на тренировку смыслового чтения и совсем не читали тексты вслух;
  4. результаты по говорению остались практически без изменения; вероятно, это произошло, потому что все выполняемые на сайтах задания носили письменный характер, то есть учащиеся совсем не тренировались в устной речи.

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод, что использование интернет - ресурсов для изучения английского языка в целом достаточно эффективно. Обучающие сайты целесообразнее использовать для совершенствования умений аудирования, грамматических и лексических навыков. Однако для всестороннего развития иноязычных умений и навыков использования лишь обучающих сайтов недостаточно, то есть необходимо применять и другие виды электронных ресурсов. Для тренировки смыслового чтения можно порекомендовать сайт “Free English Tests and Exercises Online for ESL, TOEFL, TOEIC, GRE, SAT, GMAT” – англоязычный сайт с тестами для подготовки к сдаче международных экзаменов по английскому языку, предлагающий множество текстов с заданиями трех уровней: легкий, средний и сложный. Недостаток сайта – отсутствие справочных материалов [12]. Для развития умений чтения вслух можно рекомендовать использовать аудиовизуальный курс  «Профессор Хиггинс. Английский без акцента». Для развития умений говорения наиболее подходящим будет использование возможностей Skype для общения с преподавателем или с носителем языка.

Самостоятельное изучение иностранного языка – трудоемкий процесс, требующий от обучающихся высокой самоорганизации и самомотивации. Учитель, поддерживая, направляя и консультируя школьников в подборе заданий и составлении индивидуальной программы занятий, нацеленной на совершенствование всех видов иноязычной речевой деятельности, может помочь им достичь лучших результатов.

 Изучив результаты диагностических исследований, автор работы заинтересовался, каким способом участникам экспериментальной группы было интереснее изучать английский язык. Для этого было проведено анкетирование среди школьников. Большинство опрошенных ответило, что заниматься на сайтах более увлекательно по сравнению с традиционным способом изучения языка. К наиболее часто отмеченным причинам относятся следующие:

  • материал легче запоминается – 8 человек
  • большой выбор заданий – 4 человека
  • игровая форма заданий – 2 человека;
  • работать на сайтах проще и быстрее – 2 человек.

Учащимся понравилось выполнять задания по переводу слов, работать с текстами песен, составлять из слов предложения. Поэтому упражнения  по переводу слов с английского языка на русский и по составлению  предложений оказались наиболее легкими для участников экспериментальной работы. Учащимся не понравилось читать, слушать, переводить большие тексты и записывать слова на слух. А наиболее сложными оказались задания по переводу предложений, по аудированию и по переводу слов с русского на английский язык. Практически все учащиеся продолжают изучение английского языка при помощи обучающих сайтов. В основном учащиеся занимаются по 1 часу 2-3 раза в неделю.

Заключение

         Цель исследовательской работы заключалась в выявлении эффективности использования интернет - ресурсов при изучении английского языка школьниками. Было выявлено несколько видов обучающих электронных ресурсов. К наиболее распространенным ресурсам относятся мультимедийные курсы, видеоуроки, обучающие сайты, участие в языковых группах в социальных сетях, а также использование программы Skype. Экспериментальная работа проводилась при помощи обучающих сайтов «Lingualeo» и «Puzzle English».

            Для выявления эффективности использования ресурсов было проведено два тестирования: до и после проведения экспериментальной работы. Сравнение результатов тестирований показало, что использование интернет – ресурсов в целом эффективно при изучении английского языка: средний балл за выполнение диагностической работы увеличился с 2.7 до 3.1, то есть выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась. Улучшились результаты за выполнение заданий по аудированию, грамматике и лексике. Однако результаты по смысловому чтению и чтению вслух ухудшились. Наименьшее количество баллов участники повторного тестирования получили за чтение текста вслух – оно оказалось наиболее трудным. Результаты по говорению не изменились.

      Для всестороннего развития иноязычных умений и навыков целесообразно применять разные виды интернет – ресурсов: обучающие сайты и языковые группы в социальных сетях – для расширения словарного запаса, тренировки правил грамматики, развития умений аудирования и чтения; аудиовизуальный курс  «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» - для развития умений чтения вслух; технологии Skype - для развития умений говорения.

            Анкетирование школьников показало, что использование интернет – ресурсов для них более привлекательно, чем традиционный способ изучения английского языка благодаря применению игровых форм, а также большой выбор заданий.

Список литературы

  1. Егорова Т.В. Словарь иностранных слов современного русского языка. – М.: «Аделант», 2014. – 800 с.
  2. Сатунина А. Е.Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования : журнал. — 2006. — № 1. — С. 89—90.
  3. Сараев В.Неленинский университет миллионов // Эксперт: журнал. — М., 2014. — № 28 (907). — ISSN 1812-1896.
  4. «Визуальный английский/English» [Электронный ресурс]: группа для изучения английского языка. URL: https://vk.com/learnenglish
  5. Концепция национальных исследований качества образования (НИКО) [Электронный ресурс]   https://www.eduniko.ru/kopiya-it-obrazovanie-8-9
  6. «Полиглот. Выучим английский за 16 часов!» [Электронный ресурс]: курс видеоуроков.URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/14505/episode_id/114802/video_id/
  7. BBC Learning English [Электронный ресурс]: сервис для изучения английского языка. URL: http://www.bbc.co.uk/learningenglish
  8. «Begin English. Английский для всех» [Электронный ресурс]: группа для изучения английского языка. URL: https://vk.com/beginenglish_ru
  9. «Bridge to English» - «Мост в Английский язык»: компьютерный курс английского языка на 12 дисках. Интенс, 2008. URL: http://frenglish.ru/bridge_to_english
  10. Kneller, G.Kneller, W.Shephard, В.Сборщиков, Г.Смехова. Цифровой образовательный ресурс «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!»: аудиовизуальный курс для изучающих английский язык. ИстраСофт, 2001. URL: https://www.istrasoft.ru/programmy/professor-higgins-anglijskij-bez-akcenta.html
  11. «English Everyday - Английский Язык Легко» [Электронный ресурс]: группа для изучения английского языка. URL: https://vk.com/wordsteps_com
  12. «Free English Tests and Exercises Online for ESL, TOEFL, TOEIC, GRE, SAT, GMAT» [Электронный ресурс]: сервис для изучения английского языка. URL: http://www.Englishteststore.net
  13. «Just English» [Электронный ресурс]: группа для изучения английского языка. URL: https://vk.com/just_eng
  14. «Lingualeo» [Электронный ресурс]: сервис для изучения английского языка. URL: http://lingualeo.com/ru
  15. «Movies in English★Фильмы на английском СУБТИТРЫ» [Электронный ресурс]: группа для изучения английского языка. URL: https://vk.com/english_movies
  16. «Puzzle English» [Электронный ресурс]: сервис для изучения английского языка. URL: https://puzzle-english.com/
  17. Skype [Электронный ресурс]. URL: https://www.skype.com

Приложение 1

Использование интернет – ресурсов и компьютерных программ в изучении иностранного языка

1.1 Электронное обучение

Сегодня в период глобализации и интеграции общества английский язык окружает нас повсюду, поэтому владение языком является важным умением современного человека. Знание английского языка позволяет получить престижную работу не только в нашей стране, но и за рубежом, общаться с людьми по всему миру, не испытывать проблем в путешествиях. В более  успешном изучении языка неоценимую помощь могут оказать интернет-ресурсы, используемые в электронном обучении, под которым понимают систему обучения при помощи информационных и электронных технологий.

Специалисты ЮНЕСКО дают следующее определение электронному обучению: «e-Learning — обучение с помощью интернета и мультимедиа».

К электронному обучению относится:

  • самостоятельная работа с электронными материалами, с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, DVD-проигрывателя, телевизора и других устройств;
  • получение консультаций, советов, оценок у удалённого (территориально) эксперта (преподавателя), возможность дистанционного взаимодействия;
  • создание распределённого сообщества пользователей (социальных сетей), ведущих общую виртуальную учебную деятельность;
  • возможность развивать учебные веб-ресурсы;
  • возможность в любое время и в любом месте получить современные знания, находящиеся в любой доступной точке мира;

В становлении электронного обучения можно выделить три этапа:

  1. курсы на носителях CD-ROM;
  2. дистанционное обучение у живых преподавателей;
  3. собственно электронное обучение с использованием специальных интерактивных программ, нередко на специальных носителях (электронные учебники) [2].

В 2010 году появилась ещё одна форма обучения — массовые открытые онлайн-курсы, которые позволяют одновременно обучать сотни тысяч студентов [3].

1.2 Виды электронных ресурсов, используемых для изучения иностранного языка

Мультимедийные учебники и курсы

Сегодня в свободном доступе существует множество разных мультимедийных  учебников, в которых предлагаются материалы для изучения английского языка, подходящие для всех возрастов и разных уровней знания. Большой популярностью пользуется такой курс, как «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!», который может помочь в совершенствовании английской фонетики, грамматики и лексики.  «Профессор Хиггинс. Английский без акцента!» – это полный фонетический, лексический и грамматический мультимедийный справочник-тренажер, предназначенный для желающих (независимо от их начального уровня знаний) научиться понимать разговорную речь и говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением (вариант «Би-би-си»), являющимся нормой речи на английском телевидении. Обучение основано на сравнении собственного произношения с эталонным не только на слух, но и визуально, по графику на экране монитора, что стало возможным благодаря оригинальным технологиям выделения и распознавания звуковых частей слова – фонем [10].

Еще один популярный курс – «Bridge to English». Это полный компьютерный курс английского языка на 12 дисках. Комплект программ предназначен для изучающих английский язык или желающих усовершенствовать умения чтения, письма, произношения и понимания на слух. Курс разработан в Великобритании издательством Оксфордского университета для профессионального использования, он не имеет себе равных по эффективности обучения. Гарантированный результат достигается применением многочисленных методических приемов и жесткой системы контроля за успеваемостью. Результаты обучения фиксируются и наглядно отображаются при помощи цветных диаграмм [9].

Видеоуроки

 
 

Видеоуроки являются одним из самых важных помощников  для изучения иностранного языка. Они позволяют не только слышать, но и видеть учителя, что очень важно. Мы воспринимаем не только слова, но и мимику, движения тела собеседника. А невербальная информация более важна в общении между людьми, чем вербальная. Всемирная паутина предлагает большое количество разнообразных видеоуроков, раскрывающих как отдельные темы по английскому языку, связанные с употреблением тех или иных лексических единиц, правил грамматики или произношения, так  и целые курсы видеоуроков, среди которых можно выделить такой курс как  «Полиглот. Выучим английский за 16 часов». Он дает возможность за короткий промежуток времени повысить уровень знаний английского языка до разговорного уровня, чтобы элементарно научиться понимать людей и быть понятым [6].

Языковые группы в социальных сетях

Благодаря социальным сетям появился новый интересный способ изучения иностранного языка. Он удобен тем, что дает возможность изучать английский язык в подходящее для вас время и находясь в любом месте, используя лишь собственный телефон с доступом к социальным сетям, таким как, например, «Вконтакте» и «Одноклассники». Учащиеся с любым уровнем знаний могут использовать материалы в этих группах для изучения английского языка.

Наиболее популярными группами, имеющими более миллиона участников, являются:  «Just English», «Begin English. Английский язык для всех», «Movies in English★Фильмы на английском СУБТИТРЫ», «EF English First», «English Everyday - Английский Язык Легко» и др. В результате поиска было обнаружено более 30000 языковых групп.

Just English содержит шпаргалки с правилами, различные разговорные фразы с переводом. Для лучшего запоминания фраз изучающим язык  предоставлены забавные картинки с английскими подписями к ним [13].
Begin English. Английский язык для всех. Особенность данной группы в том, что любой её участник может перевести слово или целый текст с английского языка на русский и наоборот, всего лишь написав в сообщение боту группы. В группе также есть правила по английской грамматике, интересные картинки с подписями на английском, аудио и видеоматериалы [8].

Визуальный английский | English имеет более широкие возможности. Открыв меню группы ученик может выбрать нужный ему раздел из предложенных: грамматика, инфографика, каталог картинок,  пособия в электронном варианте, расширение словарного запаса, интересные и полезные материалы. В последних даются ссылки на другие сайты, которые тоже могут помочь в изучении языка [4].

EF English First – это крупная языковая школа, предоставляющая как очное обучение в России и за рубежом, так и онлайн обучение. Школьная группа в «Вконтакте» проводит обучение для начинающих в игровой форме, дает возможность изучать новые слова и правила английского языка, учит говорить как носители английского языка.

Movies in EnglishФильмы на английском СУБТИТРЫ. В этой группе любой желающий может найти видеозаписи на оригинальном языке, у некоторых из них есть английские субтитры, которые помогут понять смысл фильма, при этом расширяя словарный запас зрителя [15].

Skype

         Skype (скайп) – самая популярная программа для общения по Интернету. Благодаря ей можно совершенно бесплатно не только общаться с преподавателем, но и разговаривать с людьми из других стран. Технологии Skype позволяют отправлять текстовые сообщения,  совершать голосовые и видеозвонки, то есть  легко взаимодействовать с теми людьми, кто вам важен, где бы они ни были [17].    Таким образом, программа позволяет вам получить консультацию, советы, оценки у удалённого эксперта, при желании носителя языка, взаимодействовать с преподавателем дистанционно.

1.3 Обучающие сайты

Разнообразные сайты по изучению иностранного языка – еще один вид интернет – ресурсов. Они предоставляют всем желающим возможность изучать язык в интерактивном режиме. Различные задания представлены в виде игр, тестирований, упражнений для развития навыков распознавания речи на слух, для увеличения словарного запаса, а также для отработки грамматических правил и  структуры предложений.

Lingualeo.com – этот сайт для изучении английского языка примечателен тем, что он русскоязычный, поэтому все задания будут понятны обучающимся. Ресурс позволяет учить слова и составлять фразы, читать статьи, прослушивать песни и смотреть видео с текстами к ним, параллельно переводя незнакомы слова, и добавляя их в свой словарь. Ресурс включает несколько разделов:

  • раздел «Задания» включает задания для ежедневного выполнения, назначаемые программой по результатам проведенного тестирования словарного запаса и уровня владения грамматикой, а также учитывая поставленную школьниками цель обучения;
  • раздел «Тренировки» включает упражнения для отработки слов из личного словаря в режиме перевода с английского языка на русский и наоборот, конструировании слов из букв, записи произнесенных диктором слов;
  • раздел «Грамматика» включает задания типа «конструктор предложений» для тренировки различных грамматических явлений, таких как, времена глагола, артикли, страдательный залог, числительные и др. Для каждого упражнения есть правило для изучения или повторения материала;
  • раздел «Материалы» предлагает видеофрагменты, песни и тексты для изучения и тренировки языка;
  • раздел «Курсы» предлагает платные курсы для подготовки к экзаменам, для общения, для работы и для увлечений [14].

Puzzle English дает возможность самостоятельно изучить английской язык с нуля или повысить свой уровень до желаемого. Для определения своего уровня владения языком предлагается тест. Все материалы разбиты по уровням и отнесены к разным категориям. Курс состоит из трех разделов: Puzzle English, Puzzle Movies и Метод Тичера.

  • Раздел Puzzle English предлагает следующие задания: видеопазлы, грамматика, транслейты, аудиопазлы, рассылки, подкасты и песни. «Видеопазлы» и «Грамматика» построены по одному принципу. Они дают возможность просмотреть видеоматериал и составить предложения по прослушанному. «Аудиопазлы» также предлагают прослушать и составить предложения из представленных слов, выбирая правильный вариант. «Транслейты» - это небольшие тексты для перевода с русского языка на английский; в качестве подсказки предлагается список слов на английском языке. «Рассылки» - это авторские разработки, представляющие собой короткие экскурсии в мир английского языка. Наблюдая за носителями, мы учимся думать как они, перенимаем их секреты. «Подкасты» представляют собой живые разговоры с носителями языка. Синхронные подкасты имеют подробный английский текст и перевод на русский язык, синхронизированные со звуковой дорожкой. Текст читается очень разборчиво, в медленном темпе. Песни представлены в формате аудио + караоке с субтитрами на русском языке.
  • Раздел Puzzle English предлагает следующие игры: «данетка», «дуэль умов», «багаж слов», «мастер фраз», «переводилка дня» и тесты. «Данетка» и «Багаж слов» направлены на проверку знания значения и написания английских слов. «Дуэль умов» предлагает ответить на вопросы в течение ограниченного времени. Играя в «Мастер фраз», необходимо прослушать видеофразу и, определяя первую букву в каждом слове, восстановить произнесенную фразу. «Переводилка дня» предлагает по одной фразе для перевода с английского языка на русский каждый день. Свой ответ можно сравнить с правильными ответами других участников. В разделе «Тесты» можно выполнить тесты по различным темам, включая тест на уровень языка и на объем словарного запаса.
  • Раздел Puzzle English Словарь предлагает различные задания для тренировки слов в вашем личном словаре.
  • Раздел Puzzle Movies предлагает более пятисот фильмов, мультфильмов и сериалов разного уровня сложности с субтитрами на английском и русском языках.
  • Раздел Метод Тичера включает 5 уровней для самостоятельного изучения английского языка по авторской методике с объяснениями на видео от учителей метода и разнообразные тренировки, составленные экспертами. Этот курс подойдет тем, кто хочет выучить английский, но не знает с чего начать и как двигаться дальше [16].

Можно также порекомендовать следующие сайты:

Speakspeak.com – на этом сайте вы найдете множество упражнений для тренировки слов и правил грамматики, а также он подойдет для тех людей, которые хотели бы изучить деловой английский. Здесь предлагаются упражнения для отработки фраз, которые могут пригодиться на деловых встречах и переговорах.

Englishlearner.com помогает изучать английский, при помощи упражнений по грамматике, чтению, аудированию, а также для расширения словарного запаса. Имеются упражнения разного уровня сложности.

BBC Learning English - англоязычный сайт, предлагающий множество аутентичных аудио и видео материалов по таким разделам, как “The Grammar Gameshow”, “The Experiment”, “News Review”, “English You Need”  и др., сопровождающиеся небольшими упражнениями. При необходимости есть возможность открыть транскрипт каждой записи [7].

На основании анализа изученного материала можно сделать следующие выводы:

  1. Электронное обучение является очень удобным способом изучения иностранного языка, поскольку оно доступно любому желающему. Основная часть материала доступна бесплатно.
  2. Для изучения иностранного языка можно использовать такие ресурсы, как видео-уроки, обучающие сайты, мультимедийные учебники и др. Есть возможность использовать не только русскоязычные разработки, но и англоязычные ресурсы.
  3. Плюсы использования интернет – ресурсов и компьютерных программ для изучения иностранного языка:
  • подходит для людей с разным уровнем владения языком; на обучающих сайтах есть возможность пройти тестирование для определения своего уровня, поставить цель обучения и получать соответствующие задания;
  • можно учиться в любом месте и в удобное время: каждый самостоятельно составляет график занятий;
  • электронные ресурсы предлагают огромное количество материалов, направленных на отработку таких видов речевой деятельности, как аудирование и чтение, а также на формирование и совершенствование словарного запаса, умений применять правила грамматики, фонетики и орфографии языка;
  • при необходимости, с материалом, вызывающим затруднения, можно работать более интенсивно;
  • некоторые сайты предлагают мобильные приложения;
  • электронные ресурсы дают возможность изучать иностранные языки учащимся с ОВЗ, которые не могут посещать школу.
    1. Минусы электронного обучения:
  • для обучения нужен доступ к сети интернет;
  • бесплатный материал ограничен;
  • иногда трудно разобраться в работе программ;
  • не все могут квалифицированно разработать для себя план работы, обучение происходит хаотично;
  • долгое нахождение перед монитором компьютера наносит вред здоровью.

Приложение 2

Результаты обследования участников экспериментальной группы по видам деятельности (замер 1)

Приложение 3

Сравнение результатов тестирований (замер 1 и замер 2) по видам речевой деятельности

Приложение 4

Диагностические работы

Диагностическая работа 1

(для проведения первоначального замера)

Задание 1. Вы услышите пять коротких диалогов, обозначенных цифрами от 1 до 5. Установите соответствие между диалогами и местами, где они происходят: для каждого диалога подберите соответствующее место действия из выпадающего списка. Используйте каждое место действия только один раз. В задании есть одно лишнее место действия. Вы услышите запись дважды.

Диалог

1

2

3

4

5

Место действия

1. At a railway station

2. At school

3. At a party

4. In a shop

5. In a bus

6. In a hotel

 

Задание 4. Установите соответствие между текстами и их темами, выбрав тему из выпадающего списка. Используйте каждую тему только один раз. В задании одна тема лишняя.   

  1. Museums
  2. Electric cars
  3. Ecological problems
  4. A transport system
  5. A popular entertainment
  6. Education

A.    Which is the best cinema in London for watching the latest Hollywood blockbuster? Where do you go if you want to see a film but don’t want to spend a fortune on a ticket? On our website you will find everything you want to know about London movie theatres from beloved small local film houses to big out-of-town multi-screen ones.

B.     London underground provides the quickest and easiest method of getting from one part of London to another. More than 3 million passengers travel on the Underground every day. Another 6 million use buses every weekday. Many people still travel in private cars. There are even some electric cars in the street.

C.     This collection was founded in 1856. Its purpose is to illustrate British history, literature, arts, and science by means of portraits of the most outstanding men and women. The collection now numbers over 4,500 paintings, sculptures, and drawings representing about 3,500 people. It includes many paintings by outstanding British artists.

D.    For centuries, London was famous for its smog. Smog is a type of air pollutant. The word "smog" was made out of words smoke and fog. This kind of smog is caused by the burning of large amounts of coal in a city. Coal is no longer used and there are electric cars but smog caused by traffic pollution, however, still occurs in modern London.

E.     One of the most famous public schools, Harrow School, is situated in the town of Harrow, near London. This is a school for boys only. 7 UK Prime-Ministers are this school graduates. Besides academic programmes, much attention is given to sports and arts. Harrow has its own unique style of football called Harrow Football. The school has its own uniform.

Задание 5. Прочитайте текст и вставьте вместо каждого пропуска нужную грамматическую форму, выбрав её из выпадающего списка.

The Sydney Opera House

For many years there was no good opera house in Australia. In 1954, Jorn Utzon from Denmark _A_ (1.win /2.won /3.has won /4.was winning) a competition organized by the Australian government to build an opera house. The construction took fourteеn years and the project  _B_ (1.has finished /2.finished /3.finishes /4.was finished) only in 1973.

Since then, the building   _C_ (1.has become /2.became /3.was becoming /4.is becoming) the symbol of Australia. It is also  _D_(1.it’s /2.its /3.his /4.it) most famous landmark. The  _E_ (1.good /2.more good /3.best /4.better) way to visit the Sydney Opera House is to see a show. In sunny weather visitors can take a picnic basket and enjoy walking around the Botanic Gardens near the Opera House.

Задание 6. Прочитайте текст и вставьте вместо каждого пропуска подходящее слово, выбрав его из выпадающего списка. Два слова в списке лишние.

  1. afraid
  2. alike
  3. another
  4. enjoy
  5. every
  6. nothing
  7. pleased

You are Wonderful

It happened several years ago in the Paris Opera House. A famous singer was invited to sing. On the night of the concert the house was packed and (_A_) ticket was sold. The feeling of excitement was in the air as the house manager came to the stage and said, "Ladies and gentlemen, thank you for your enthusiastic support. I am (_B_) that due to illness, the man whom you've all come to hear will not be performing tonight. However, we have found (_C_) singer. I hope you will (_D_) his performance. The crowd was disappointed and didn’t even hear the singer’s name.

The singer gave the performance everything he had. When he finished, there was (_E_) but silence. No one applauded. Suddenly, from the balcony, a little boy stood up and shouted, "Daddy, I think you are wonderful!" The crowd broke into applause.

We all need people in our lives who are willing to stand up once in a while and say, "I think you are wonderful."

 

Задание 2.  Прочитайте текст вслух. У Вас есть полторы минуты на подготовку и полторы минуты, чтобы прочитать текст вслух.

 

Диагностическая работа 2

(для проведения повторного замера)

 

  1. A. In the street
  2. In a supermaket
  3. At a travel agency
  4. At a bus stop
  5. In a café
  6. At a hotel

A 1) run 2) ran 3) has run 4) was running

B 1) good 2) more good 3) best 4) Better

C 1) master 2) masters’ 3) master’s 4) Masters

D 1) her 2) hers 3) him 4) His

E 1) was given 2) gave 3) was giving 4) has given

 Приложение 5

Вопросы анкеты для участников экспериментальной работы

  1. Как вам больше нравится изучать английский язык: традиционным способом по учебнику или на сайтах? Почему?
  2. Какие задания больше всего понравилось выполнять на сайтах? Какие задания показались наиболее легкими?
  3. Какие задания не понравилось выполнять? Какие задания показались наиболее сложными?
  4. Продолжаете ли вы изучать английский язык на сайтах? Если да, то, как часто?

 Глоссарий

  1. Аудирование - слушание звучащих текстов с учебной целью для тренировки восприятия и понимания их содержания на слух.
  2. Вербальный – словесный, устный, выраженный словами.
  3. Виртуальный - мнимая реальность - имитация реальной обстановки с помощью компьютерных устройств (звуком, зрительными образами, телесными, тактильными ощущениями, напр., сенсорными перчатками); используется гл. обр. в учебных целях.
  4. Грамматика - раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии (учения о сочетании морфем в формах слов) и синтаксиса (учения о сочетании слов в предложении).
  5. Дистанционный - совершаемый на расстоянии.
  6. Интерактивный – основанный на непосредственном взаимодействии с участниками коммуникации (слушателями, зрителями и пр.); происходящий в прямом эфире.
  7. Контент - Информационное наполнение - тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение информационной системы. Существенными параметрами информационного наполнения являются его объем, актуальность и релевантность.
  8. Лексика - совокупность слов, входящих в состав какого-л. языка.
  9. Мультимедиа - электронный носитель информации, включающий несколько ее видов (текст, изображение, анимация и пр.)
  10. Невербальный - Без слов. Обычно относится к аналоговой части нашего поведения, например, тону голоса или другому внешнему поведению
  11. Фонетика - Отдел языкознания, изучающий звуковой строй языка. 2. Звуковая сторона речи, звуковой состав языка.
Просмотров работы: 1236