Ложные друзья переводчика

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ложные друзья переводчика

Софейкова  К.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63» города Магнитогорска
Тимеева  Т.И. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №63» города Магнитогорска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Иностранные языки, а особенно английский, играют огромную роль в жизни человека. Знание английского языка помогает с трудоустройством (ведь число вакансий со знанием английского все растет), в общении с жителями других стран и просто для собственного развития.

Но так же важно, знать язык хорошо. А для этого нужно изучать множество особенностей и нюансов. Одна из таких особенностей, группа слов, которая называется ложные друзья переводчика.

Эта тема заинтересовала меня на уроке английского языка, когда я узнала. что «magazine», переводится как журнал, а не как магазин. Я задалась вопросами «А откуда берутся слова созвучные в двух, совершенно неродственных словах и как в следующий раз не допустить ошибку при переводе похожих слов».

Цель данного исследования: изучить «ложных друзей переводчика», предупредить ошибки, возникающие из-за схожести с существующими русскими словами и выражениями. Данная цель предполагает решение следующих задач:

Провести критический обзор литературы по теме исследования.

Изучить, что такое ложные друзья переводчика.

Изучить степени сложности их перевода.

Предупредить ошибки обучающихся и помочь обучающимся найти правильные способы их перевода.

Объект исследования: обучающиеся 7 классов, их способность работать с текстами, содержащими слова, которые относятся к группе «ложных друзей переводчика» Предмет исследования: языковое явление, называемое «ложные друзья переводчика».

Методы, использованные в работе: теоретические (анализ литературы, обобщение, семантизация);

- практические (выполнение перевода текста).

Актуальность исследования заключается в том, что в близжайшем будущемя и мои одноклассники будем сдавать английский язык как обязательный для сдачи предмет. В связи с этим знание таких тонкостей языка поможет мне и моим одноклассникам в том числе успешно пройти экзаменационные испытания. Так же я хочу идти в ногу со временем и свободно владеть этим языком, поэтому считаю, что эта тема очень важна в изучении английского языка, так как она может предотвратить ошибки общения на английском языке.

Гипотеза исследования: явление «ложные друзья переводчика» - это вполне распространенное явление в английском языке. Не владение информацией о данном явлении может привести к возникновению речевых и логических ошибок при общении и работе на данном языке.

Глава 1 Что такое ложный друг переводчика?

1.1 История происхождения ложных друзей переводчика

История перевода уходит своими корнями в глубокое прошлое, к тем далеким временам, когда начался распад праязыка на отдельные языки, и люди, владевшие несколькими языками, стали востребованы в качестве посредников между представителями разных языковых общин. Однако, по ряду причин, статус самостоятельной науки перевод приобрел лишь в начале ХХ столетия. В современных условиях, когда происходит стремительное расширение международных связей и интенсивный обмен информацией, переводоведение по мере своего развития охватывает все большее количество проблем и спорных положений. В последние десятилетия резко возрос интерес исследователей к категории слов, объединенных общим названием «ложные друзья переводчика» (калька с фр. faux amis du traducteur). Эти слова представляют собой межъязыковые относительные синонимы, омонимы и паронимы сходного вида. При переводе данной категории слов могут иметь место ложные отождествления, поскольку межъязычные аналогизмы обладают некоторой графической, фонетической, грамматической, а зачастую и семантической общностью. Анализ примеров «ложных друзей переводчика» показывает, что самое большое количество ошибок появляется при переводе интернациональной лексики. Интернациональные параллели легко отождествляются при переводе, поскольку они имеют общую смысловую структуру. В результате таких отождествлений нередко возникают ложные эквиваленты из-за того, что в их смысловых структурах наблюдаются и существенные различия, о которых переводчик порой просто забывает.

Один из видов образования: разное развитие слова из праязыка в языках потомках, что приводит к его разному лексическому значению в близкородственных языках. Например: gift - подарок – в английском языке, в его близкородственном, немецком обозначает - яд. В процессе исторического развития слова, его значение может расширяться или сужаться. Так денотативное значение речевой единицы может не изменяться, а коннотативное меняться.

Еще одна причина появления ложных друзей переводчика – заимствование из других языков. Old-timer – старик, ветеран, с английского, во многих других языках получило значение старый автомобиль.

Так же заимствованное слово может обрести «вторую» жизнь в новом языке (как правило, более узкое). Rough – грубый, жестокий (англ.), на японском означает «повседневный» (стиль одежды); salary man – наемный работник (первоначально «наемник») по-английски, по-японски «работник компании».

Также причиной возникновения ложных друзей переводчика является заимствование слов в языки из одного и того же языка, то есть заимствование языком a и языкомb одного и того же слова из языкаd (у таких русско-английских слов общий предок чаще всего латынь).

Так как заимствованные слова в первоначальном языке могут быть многозначны, в другой язык они попадают в одном значение, которое затем начинает развиваться в узкую область. Например, слово blank (из французкого- белый) означает: в русском языке - формуляр для заполнения, в английском – пробел, в немецком - начищенный.

Последняя причина появления ложных друзей переводчика – это случайные совпадения. В английском mist – туман, а в немецеом навоз; magazine – журнал (с английского), в русском языке слово «магазин» обозначает место для покупок.

1.2 Как распознать «ложных друзей переводчика»

Ложные друзья переводчика составляют опасность как для студентов, только начинающих изучение языка, так и для опытных переводчиков, которые даже в большей степени делают ошибки при переводе таких слов. Это происходит потому, что переводчики уверенны в знании языка и не утруждают себя лишний раз заглянуть в словарик.

Так как существуют слова, которые в отличие от ложных друзей переводчика имеют похожие произношение и значение в языках, то распознать «ложных друзей», с одинаковым произношением, но с разным значением очень трудно.

Что бы правильно перевести «ложного друга», нужно опираться на весь личный опыт и пользоваться словарями. А выучить все ложные друзья переводчика наизусть зная «Это ложный друг переводчика» невозможно, так как их очень и очень много.

Так как ложные друзья могут иметь несколько значений, выбирать одно из значений нужно опираясь на специфику тематики и контекст.

1.3 Ложные друзья переводчика в структуре английского языка. Способы перевода.

«Ложные друзья переводчика» в английском языке составляют довольно большую группу слов, представляющих собой довольно сложную проблему, которая становится тем сложней, чем тоньше нюансы различий в значении сталкивающихся слов. При переводе этой категории слов необходимо обращаться к словарю, обращая особое внимание на их многозначность, а не исходить лишь из сходства их формы или звучания.

В ходе исторического развития некоторые синтаксические структуры английского языка получили двойную функцию, причем нередко эти функции прямо противоположены друг другу, т.е. амбивалентны. Их смысловое значение раскрывается в зависимости от контекста и обстановки, но все же не всегда легко установить, в какой из функций использована данная конструкция.

В практике перевода остаётся несистематизированным и неизученным другой вид «ложных друзей», где причиной ошибки служит не слово, а целое высказывание, неправильно понятое переводчиком. По ложному пути могут направить мысль переводчика и структуры таких высказываний, как You can't be too careful или I don't think much of him. Действительно, можно ошибиться и перевести их соответственно как «Нельзя быть слишком осторожным» (вместо правильного варианта «Лишняя осторожность не помешает») и «Я не так много о нём думаю» (вместо «Я о нём невысокого мнения»). В последнем примере весьма сложным для русского языкового мышления образом выражается мысль, что при указанном условии, как бы вы ни были осторожны, это никогда не будет «слишком». То есть вам советуют быть как можно осторожнее. В основе английского высказывания лежит особое ударение на понятии «слишком». В той же роли может выступать и понятие «достаточно», с помощью которого создаётся вариант «ложного друга». Например, английской хозяйке дома надоели засидевшиеся гости, и она может произнести следующую фразу: They can not go fast enough. То есть, как бы скоро они ни ушли, это не будет для неё достаточно быстро. Дело не в том, что гости не умеют двигаться, а просто за этим «ложным другом» скрывается пожелание: «Скорее бы они ушли».

Опытный переводчик знает, что public house - это не «публичный дом», а британская разновидность пивной, а public school - вовсе не публичная, а частная школа в Британии. Однако и его может озадачить английское высказывание типа: I am satisfied that I alone am guilty of the disaster, поскольку выражение to be satisfied он во многих случаях переводил «быть удовлетворенным, довольным» и не встречал его в значении «быть убежденным, уверенным».

Кроме этого, часто встречаются такие неправильные вещи, совершенные переводчиком на основе не так понятой синтаксической структуры группы слов, связанных по смыслу. Под синтаксическими структурами понимают «чистые» схемы высказываний или его частей, определяемых по составу частей речи и словоизменительных форм.

He came in to find her in bed. В отличие от чисто синтаксических структур в лексико-синтаксические конструкции обязательно включены конкретные лексические единицы. Примером такой конструкции является оборот «подлежащее + глагольное сказуемое + only + инфинитивная группа»: He drove all the way to Wyoming, only to find that his friend could not meet with him. К лексическим единицам, встречающимся как устойчивая часть лексико-синтаксических конструкций, относятся союзы, местоимения, местоимённые наречия и другие служебные слова. Теперь посмотрим, при каких обстоятельствах подобные конструкции могут вводить переводчика в заблуждение: He did not leave you because of my influence. Возможны два варианта перевода:

а) Он не ушёл от тебя, потому что это я повлиял на него.

б) Он ушёл от тебя не потому, что это я повлиял на него.

Разница в смысле этих двух предложений огромна: в первом предложении речь о том, как был предотвращён разрыв отношений, во втором - о том, из-за чего такой разрыв состоялся. Что же является причиной ошибки переводчика, если он дал неверный ответ и исказил смысл высказывания? Видимо, неправильный перевод структуры высказывания, которая допускает два варианта логико-семантических связей между его компонентами. В первом случае отрицание относится к сказуемому, в другом - к обстоятельству.

Теперь рассмотрим другой тип неопределённости внешней структуры высказывания, реализованный в предложении: He went to the United States to settle down there. Данное предложение может быть истолковано двояко:

а) Он уехал в Соединенные Штаты, чтобы обосноваться там навсегда.

б) Он уехал в Соединенные Штаты и обосновался там.

Различие в двух высказываниях определяется разными логическими значениями обстоятельства, выраженного инфинитивом: в одном случае это значение цели (намерения), а в другом — значение последующего действия. Я.И. Рецкером был предложен специальный термин «амбивалентные синтаксические конструкции». Он выделил следующие амбивалентные синтаксические конструкции:

- «глагол have + существительное + причастие» (пример: He had his horse killed), которая может обозначать либо действие, совершённое без участия или даже против желания субъекта, либо действие, инициатором которого был сам этот субъект («Он отправил свою лошадь на живодёрню»);

- «глагол be + the + порядковое числительное + инфинитив» (пример: He was the first to speak), которая может иметь модальное значение долженствования («Он должен был выступать первым») или значение изъявительного действия («Он выступал первым»);

- «существительное либо местоимение во множественном числе + плюс группа однородных глаголов» (пример: He begged and bribed and threatened the others»): такая конструкция может обозначать либо последовательные действия в отношении группы лиц или объектов («Других он то уговаривал, то задабривал, то угрожал им»), либо параллельные действия в отношении нескольких разных лиц или объектов («Одних он завербовал уговорами, других — задабриванием, третьих — угрозами»);

- «as + прилагательное или наречие + as + any» (пример: I learned to dance as well as any of them) — сравнительный оборот со значением либо равенства объектов, сопоставляемых по какому-то признаку («Я научилась танцевать не хуже любой из них»), либо превосходства одного объекта над другими («Я научилась танцевать, как ни одна из них»).

- Категории, выделенные Я.И. Рецкером показывают, что среди амбивалентных конструкций есть как чисто синтаксические конструкции, так и лексико-синтаксические обороты.

Как видно из приведённых примеров, английское высказывание может направить переводчика по ложному пути либо всем своим содержанием в целом, либо вследствие наличия в нём слов или словосочетаний, которые переводчик привык понимать совсем иначе. Эту интересную тему стоит изучать и дальше. Возможно, удастся выявить другие категории синтаксических структур, вызывающих трудности в истолковании и переводе.

Глава 2 Изучение умений и навыков обучающихся МОУ «СОШ №63» переводить тексты, содержащие «ложных друзей переводчика»

С целью проверки нашей гипотезы, а также с целью изучения умений и навыков обучающихся МОУ «СОШ №63» переводить тексты, содержащие «ложных друзей переводчика», нами было проведено исследование, в котором принимали участие обучающиеся 7 классов МОУ «СОШ №63». Суть исследования состояла в том, что данный эксперимент состоял из двух этапов. Так называемый, этап «до» предполагал, что обучающимся будет предложен текст для перевода (см. приложение 1), содержащий большое количество «ложных друзей переводчика». При этом с ребятами не было поведено никакой подготовительной работы по данной теме. Задание было сформулировано коротко: «переведите предложения». Обучающимся было предложено пятнадцать минут для перевода девяти небольших предложений.

Анализ данных работ показал, что в большинстве случаев, обучающиеся интуитивно переводят «ложных друзей переводчика», ориентируясь не на данные словаря, а на схожесть и созвучность английских слов со словами русского языка. Соответственно, большинство предложений было переведено неверно, в них содержалось много лексических ошибок, которые существенно затрудняли понимание смысла предложений. Из 10 предложенных «ложных друзей переводчика» ребята уверенно и правильно перевели только одно слово «artist» (художник), которое входит в базовый набор лексических элементов начальной школы. Таким образом, мы наблюдаем, что только десять процентов предложений было переведено правильно.

После проведенного анализа для обучающихся был проведен мини семинар на тему «Ложные друзья переводчика», на котором обучающимся в доступной и понятной форме было объяснена суть данного явления. Кроме этого, для ребят была разработана брошюра (памятка), содержащая самые распространенные выражения, которые относятся к категории ложных друзей переводчика (см. приложение 2).

По окончании данного семинара обучающимся седьмых классов снова было предложено поработать с предложениями, содержащими «ложных друзей переводчика». И, как и в эксперименте «до», ребятам давалось около пятнадцати минут на выполнение данного задания.

Проведя анализ выполнения работ в эксперименте, проведенном после мини семинара, можно смело говорить, что обучающиеся хорошо усвоили особенности перевода данных выражений. В процессе работы они активно пользовались розданной им брошюрой. При проверке качества перевода выяснилось, что около 90% предложений было переведено совершенно правильно. То есть мы наблюдаем, что изучив, информацию о ложных друзьях, и углубившись в эту тему, обучающиеся 7 классов МОУ «СОШ №63» смогли успешно справиться с заданием.

Значит можно сделать следующий вывод: проблема перевода «ложных друзей переводчика» существует. Есть необходимость знакомить обучающихся с данным явлением, оказывать им помощь при выполнении заданий такого типа, дабы в последствии избежать ошибок в разных речевых ситуациях.

Заключение

Подводя итог, хочется сказать, что ложные друзья переводчика довольно частое явление. И если не знать слова и выражения, которые относятся к данной категории, можно допустить довольно серьезные лексические ошибки при переводе текста, которые могут привести к недопониманию партнеров, и соответственно, коммуникативная задача не будет выполнена. Поэтому ложные друзья нужно изучать, так как они имеют множество особенностей.

В школе же о ложных друзьях переводчика иногда даже не упоминают. Школьники плохо знают эту группу слов и часто совершают в них ошибки как, и студенты, и профессиональные переводчики. Поэтому тема моего проекта достаточна актуальна. Мини семинар по теме «Ложные друзья переводчика» был полезен для обучающихся седьмых классов МОУ «СОШ №63». Доказательством этому служит проведенный эксперимент.

Я выполнила стоящие передо мной задачи. В дальнейшем я планирую использовать данный материал для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, а также при работе с аутентичными текстами.

Библиографический список

Ссылки на электронные ресурсы.

ru.wikipedia.org›

EnglishFull.ru›…lozhnye-druzya-perevodchika.html

ienglish.ru›Блог›

study-english.info›

blog.englishvoyage.com›

Приложение 1

Предложения, предложенные обучающимся седьмых классов МОУ «СОШ №63» для перевода.

All the pills are kept in the medicine cabinet.

She liked potatoes baked in their jackets.

He needed aninstrument to extract the stopper.

Eddie thought that sport can transform a weakling into an athlete.

I saw a man with a bad complexion.

The disease can be fatal.

Еhe record will be the participants of the Olympiad tomorrow.

Тhe artist painted the picture.

The officer helped the orphans.

You pretended to be sick.

Приложение 2

Ложные друзья переводчика

Ло́жные друзья́ перево́дчика( — пара слов в двух языках, похожих по написанию и/или произношению, часто с общим происхождением, но отличающихся в значении.

Примеры «Ложных друзей» переводчика.

Английское слово

Верный перевод

Accurate

Точный

Babushka

Косынка

Baton

Жезл

Camera

Фото-камера

Medicine cabinet

аптечка

jackets

мундир

stopper

пробка

athlete

спортсмен

complexion

цвет лица

fatal

смертельный

record

запись

artist

художник

officer

чиновник

pretended

притворяться

Compositor

наборщик

Conductor

Проводник

Colon

Двоеточие

Data

Данные

Fabric

Ткань

Family

Семья

Lunatic

сумасшедший

Intelligence

ум

mark

оценка

Mayor

Мэр

Macaroon

Печение (миндальное)

Matrass

Больничная утка

Motorist

Автомобилист

Personal

Личный

Prospect

Вид, обзор, панорама

Repetition

Повторение

Replica

Репродукция, точная копия

Resin

Смола

Satin

Атлас

Speculation

Предположение

Spectacles

Очки

Spectre

Дурное предчувствие

Spirt

Струя, рывок

Servant

Слуга

Trace

След

Velvet

Бархат

Virtuous

Добродетельный

Wagon

Фургон, повозка

Wallet

Бумажник

Просмотров работы: 2345