СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ АНГЛИЙСКИХ НЕПРАВИЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ

V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ АНГЛИЙСКИХ НЕПРАВИЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ

Фадеева А.С. 1
1ГБОУ СОШ №5 "ОЦ "Лидер" г.о. Кинель Самарской области
Дворцова Т.В. 1
1ГБОУ СОШ №5 "ОЦ "Лидер" г.о. Кинель Самарской области
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация к работе

Основное внимание в представляемой работе автор уделяет проблеме запоминания английских неправильных глаголов, возникающей у большинства учащихся средних классов (5-7) при изучении английского языка.

Проблемный вопрос

Каков наиболее легкий и эффективный способ запоминания трех форм английских неправильных глаголов для учащихся 5 – 7 классов?

Гипотеза решения проблемного вопроса

Неправильные глаголы легче и надежнее запоминаются, когда они представлены в виде небольших стихов-рифмовок.

Цель исследования

Найти наиболее лёгкий способ изучения трёх форм неправильных глаголов.

Автор работы предполагает, что представляемая работа окажется интересной как для учащихся, изучающих английский язык, так и для преподавателей иностранного языка.

Оглавление

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы исследования 7

1.1. Память. Типы, виды памяти 7

1.2. Способы и приемы запоминания иностранных слов 9

Глава 2. Практическая часть исследования 11

2.1. Понятие “неправильные глаголы” в английском языке 11

2.2. Выбор способа запоминания неправильных глаголов 12

2.3. Метод звуковых ассоциаций Аткинсона 12

2.4. Проведение учебного эксперимента 14

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Приложение 19

Введение

Качественное и эффективное усвоение того или иного материала зависит от умения учителя доходчиво и увлекательно его преподнести, так, чтобы у учеников появилось желание самим попытаться разобраться и найти ответы на оставленные учителем вопросы. Однако существует ряд тем, где не всегда применим подобный метод. При изучении английского языка учащимися приходится заучивать большое количество слов, необходимых для осуществления коммуникативной деятельности. Заучивание просто слов скучно, длительно и малоэффективно. Сложности начинаются, когда недостаточно знания одного лишь основного значения слова, необходимо знать много значений одной лексической единицы, а также все формы данного слова. Таковыми являются английские неправильные глаголы, имеющие несколько форм, знание которых необходимо для изменения его по временам. Изучение и запоминание данных форм нельзя назвать легкой и увлекательной работой, и на выручку должно приходить мастерство и талант учителя, только благодаря которому можно придумать множество способов и приемов для облегчения и эффективного усвоения различных грамматических тем.

Английский язык я начала изучать в начальной школе. Я полюбила этот предмет с первого урока. Особых проблем с изучением языка у меня не было до тех пор, пока не пришла пора грамматических времен, а, следовательно, и неправильных глаголов. Неправильные глаголы мне приходилось буквально зазубривать. Думаю, меня поймут многие ученики. Учитель английского языка предложила нам стихи-помощники, благодаря которым неправильные глаголы запоминаются быстрее.

Мне стало интересно, как же можно быстро и надежно выучить неправильные глаголы.

Данная работа посвящена изучению наиболее рациональных и эффективных способов запоминания английских неправильных глаголов.

Исследование наиболее эффективных способов запоминания неправильных глаголов английского языка стало следствием проблемы, возникающей у большинства учащихся при изучении английского языка и связанной в первую очередь с тем, что у большинства учащихся возникают значительные затруднения в изучении и запоминании данной категории слов.

Актуальность выбранной темы обусловлена следующими факторами:

1) Всем учащимся необходимо обогащать свой словарный и грамматический запас при изучении английского языка. Порой объем данных лексических и грамматических единиц очень большой. Нужны эффективные методы и способы сделать это в кратчайшие сроки.

2) Исследования в данной области будут во многом востребованы учителями при изучении грамматического материала по временам английского глагола. Материал можно использовать как дополнительную информацию на уроках английского языка.

Цель данной работы – найти наиболее лёгкий способ изучения трёх форм неправильных глаголов.

Задачи исследования:

1) Изучить и проанализировать различную литературу, описывающую понятие “память”, типы, виды, особенности памяти, разные способы и виды работ по заучиванию иностранных слов.

2) Определить свой (наиболее эффективный и рациональный с моей точки зрения) способ запоминания английских неправильных глаголов. Выбор остановился на использовании метода рифмовки форм английских глаголов и русских слов, связанных по смыслу.

3) Провести учебный эксперимент по использованию выбранного способа запоминания английских слов (форм неправильных глаголов).

4) Рассмотреть, сравнить и проанализировать использование выбранного метода по сравнению с традиционным заучиванием.

5) Систематизировать дополнительный материал (рифмовки с неправильными глаголами).

5) Подвести итог о ходе исследования в выбранной области и оформить исследовательскую работу по выбранной тематике.

Объект исследования - наиболее известные и рациональные способы и методы запоминания английских неправильных глаголов.

Гипотеза исследования – неправильные глаголы легче и надежнее запоминаются, когда они представлены в виде небольших стихов-рифмовок.

Способы и методы исследования:

1) Работа с научной литературой

2) Работа с учебной и справочной литературой

3) Проведение учебного эксперимента

4) Опросы, посвященные данной теме

5) Анализ и сравнение способов и методов запоминания английских неправильных глаголов

Для людей, изучающих английский язык, данная тема представляет особый интерес.

Глава 1. Теоретические основы исследования 1.1. Память. Типы, виды памяти

Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по време­ни сохранения материала, другое — по преобладающему в про­цессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратко­временную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и дру­гих видах памяти. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная,илииконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной ин­формации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Это — память-образ.

Кратковременнаяпамять представляет собой способ хране­ния информации в течение короткого промежутка времени. Дли­тельность удержания информации здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторе­ния). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного сро­ка, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, встав­шей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оператив­ной памяти.

Долговременная это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроиз­водиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной инфор­мации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

Генетическую память можно определить как такую, в кото­рой информация хранится в генотипе, передается и воспроиз­водится по наследству.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведе­нием зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное вос­произведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим ино­странные языки, акустикам, музыкантам. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тес­ным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и со­хранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участ­вует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор­тивных, умений и навыков.

Эмоциональная память это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непос­редственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запомина­ется им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоцио­нальной памятью ограничены.

Рассмотрим теперь некоторые особенности и взаимосвязь двух основных видов памяти, которыми человек пользуется в по­вседневной жизни: кратковременной и долговременной.

Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормаль­ное функционирование долговременной памяти. Кратковремен­ная память выступает в роли обязательного промежуточного хра­нилища и фильтра, который пропускает нужную, уже отобран­ную информацию в долговременную память.

Переход информации из кратковременной в долговремен­ную память связан с рядом особенностей. В кратковременную память попадают последние 5 или 6 единиц информации, по­ступившие через органы чувств, они-то и проникают в первую очередь в долговременную память. Сделав сознательное уси­лие, повторяя материал, можно удерживать его в кратковре­менной памяти и на более длительный срок, чем несколько де­сятков секунд. Этот механизм лежит в основе запоминания путем повторения.

1.2. Способы и приемы запоминания иностранных слов

Существует много теорий и методик, которые призваны облегчить запоминание иностранных слов. От традиционных мнемонических схем, структурного метода до совсем экзотических, вроде 25-го кадра или заучивания во сне. Стоит отметить, что новаторские технологии не оправдывают возложенных на них надежд, поэтому для достижения результата люди, изучающие иностранные языки, все равно вынуждены обращаться к старым проверенным методикам – время, зубрежка, нервы.

Если сравнить взрослого человека и ребенка, то психологи склонны объяснять детскую "способность к языкам" нелогичностью и абстрактностью мышления детей в раннем возрасте. Слыша новые слова на разных языках, ребенок проще и живее связывает их в единое целое, у него не происходит замещения образов и стремления образовать логическую цепочку - он просто ставит их в своем сознании "на одну полку".

У взрослого же человека стремлениепостроить рациональные, логические связи между предметами, явлениями, процессами и словами, их обозначающими, настолько велико, что, узнав новое слово, он начинает неосознанную работу по поиску места этого слова в уже имеющейся картине мира. Слово запоминается не само по себе, как смысловая единица, а лишь как логическое продолжение того, что человек уже знает.

Изучение человеческой памятии многочисленные опыты по запоминанию, поставленные учеными во многих странах мира, позволяют выделить основные особенности, имеющие значение при заучивании иностранных слов. Так, при процессе обучения иностранному языку в первую очередь задействуется кратковременная память. Она устроена таким образом, что для эффективной работы с новыми словами необходимо:

1. Нормировать количество информации, запоминаемой за один раз. Увеличение объема приводит к тому, что материал "наслаивается", что приводит к потере информации.

2. Устраивать во время заучивания паузы, в течение которых нужно постараться дать мозгу передышку. Ученые считают, что в такие периоды отдыха происходит неосознанное повторение новых слов, что приводит к успешному запоминанию. В целом, схема повторений должна выглядеть таким образом – повтор новых слов через 10 минут, а затем обязательное повторение через 24 часа. Это позволит новым словам гарантированно попасть в долговременную память.

3. Запоминать слова блоками или учить группы словосочетаний. В среднем, человек способен без труда запоминать блоки информации, состоящие из семь слов, а при небольшой тренировки довести блоки и до 25- 30 смысловых единиц.

4. Распределять слова по блокам таким образом, чтобы они были максимально неоднородны. Слова, имеющие характерные признаки, яркие "смысловые метки", запоминаются гораздо легче.

Яркие и запоминающиеся образыдействуют не только при работе с кратковременной памятью, но помогают надежнее закрепить новые слова и в долговременной памяти, основном хранилище языковой информации. Метод ярких образов и необычных ассоциаций положен в основу эффективного запоминания иностранных слов. Связав в своем сознании какое-то слово с красочным образом, желательно необычным, можно значительно облегчить запоминание слов. Это может быть не статичная картинка, а небольшое действо, по ходу которого герой предпринимает какие-то действия, испытывает влияние чего-то. Воссоздавая потом в памяти небольшие "фильмы", гораздо легче запомнить группу слов, и чем необычнее, абсурднее будет картинка, тем легче мозг ее запомнит.

Существуют и другие способызапоминания иностранных слов. Например, ритмический метод запоминания, в котором главной целью является не осмысление слова, а его повторение в определенном ритмическом рисунке. Или имитационный метод, при котором обучаемые должны изображать определенное действо и называть слова, связанные с ним. Однако это требует большой фантазии и определенного актерского мастерства, поэтому этот метод доступен далеко не всем.

Какой бы метод не выбрал человек, простых путей для изучения иностранного языка не существует. Проведенные учеными опыты наглядно показали, что метод непроизвольного запоминания, без активной работы обучаемого, не дает результатов. Нужно знать свойства человеческой памяти и свои собственные особенности, чтобы сделать процесс запоминания новой информации более продуктивным и быстрым.

Глава 2. Практическая часть исследования 2.1. Понятие “неправильные глаголы” в английском языке

В английском языке используются так называемые "нестандартные" или "неправильные" глаголы (irregular verbs), тогда как большинство английских глаголов являются "правильными" или "стандартными" (regular verbs). Они образуют вторую и третью форму простым добавлением окончания – ed или - d. Поняв это простое правило, образовать любую форму правильного глагола совсем нетрудно, а, повстречав правильный глагол в любой из основных форм, легко можно узнать его, сведя к простейшей первой форме. С неправильными глаголами дело обстоит иначе. Изучающему английский язык каждый из этих глаголов необходимо запоминать во всех трёх формах, которые образуются не по правилу. Более того, многие неправильные глаголы имеют несколько вариантов написания во II и III форме, сложившихся исторически или по-разному применяемых в разных странах. Анализируя таблицу неправильных глаголов, которая есть в каждом учебнике английского языка или англо-русском/ русско-английском словаре, мы выяснили, что глаголы можно систематизировать по сходству звучания (например: feel-felt-felt, sleep-slept-slept). Также глаголы можно систематизировать по тому, как чередуются корневые гласные или согласные (to build-built-built, send-sent-sent).

2.2. Выбор способа запоминания неправильных глаголов

После окончания этапа изучения литературы раскрывающей нам тайны памяти, было решено разработать обязательные критерии для разработки нового метода запоминания английских слов, в частности, трёх форм неправильных глаголов: Созданный способ должен быть обязательно эффективен как для “визуалов” и “аудиалов”, так и для “кинестетов”. Способ должен быть нестандартным по содержанию и иметь графического помощника. На этапе нахождения и анализа информации о существующих способах запоминания мы пришли к выводу, что существующие способы скучны и занимают много времен. В течение месяца подбиралась литература, на основе которой и составлялась классификация способов запоминания: по созвучию, написанию, заглавным буквам, по смыслу; классификации способов запоминания неправильных глаголов по авторам, работающим с данной темой Клементьева, Верещагина, Старков, Бонк и т.д.; классификация по способам запоминания: заучивание различных форм по видам, многократное прописывание, запись с многократным прослушиванием, создание карточек для систематического повторения, использование перфокарт (одна из 3-х форм неправильных глаголов отсутствует), запоминание рифмовок на основе ассоциаций; классификация по видам написания форм неправильных глаголов: по схожести написания /put-put-put/, по окончаниям /build-built-built/, по различиям в написании /see-saw-seen/, изменение гласных внутри слова /drink-drаnk-drunk/

2.3. Метод звуковых ассоциаций Аткинсона

Какие же методы и способы позволят нам эффективно запомнить иностранные слова, избежать однообразного повторения и даже превратить запоминание слов в интересное и увлекательное занятие? Ответ на данный вопрос мы нашли у “Аткинсонцев” - это метод фонетических ассоциаций. Суть метода заключается в подборе созвучных слов к запоминаемому иностранному слову из слов родного языка. Мы не знаем, кто был первым автором этого метода, но упоминание похожих способов запоминания иностранных слов встречается уже в литературе уже очень давно. Описание одного из первых научных исследований, посвящённых этому методу, встречаются в статьях Аткинсона и группы авторов (там он носит название метода ключевых слов key word method). Эксперимент проводился в Стенфордском университете. Англоязычным студентам, участвовавшим в этом эксперименте, было предложено запомнить русские слова с использованием метода фонетических ассоциаций и без него. К сожалению, время от времени встречаются публикации, где авторы приписывают себе изобретение этого метода. Мы же, для краткости, будем называть этот метод методом Аткинсона.

И вот что еще не менее важно, мы выяснили, что метод фонетических ассоциаций еще более эффективен при комбинировании его с методом последовательных ассоциаций. На это указывает и Аткинсон. В данном случае под последовательными ассоциациями мы имеем в виду составление сюжета (связки) для перевода и созвучия. Именно при использовании этого метода звучание слова и перевод связываются воедино, и вспоминание одного влечет за собой припоминание другого.

Для того чтобы лучше запомнить английские слова методами фонетических и последовательных ассоциаций, надо, прежде всего, правильно, желательно вслух, прочитать английское слово, сконцентрировав внимание на его звучании, а не написании. Лучше прочитать его 2-3 раза, затем прочитать перевод и предложенную звуковую ассоциацию, данную в сюжете. Для того чтобы звуковая ассоциация “не терялась”, она и дается вместе с переводом в едином сюжете. Есть слова, с которым у всех людей возникают стереотипные ассоциации, например buy |БАЙ |- Бай купил бамбук. Если ассоциация или сюжет покажется вам неудачным, можете придумать свою ассоциацию или сюжет. Дальше можно использовать метод оживления, т.е. постарайтесь ярко представить картинку /бай идёт по базару/. Услышать хруст денег и звон монет (метод соощущений) или же превратить картинку в фильм, оказавшись его участником (метод вхождения) (вы тоже стоите рядом с баем и покупаете бамбук). Психологи отмечают, что чем комичней, необычней ситуация, тем лучше срабатывает непроизвольная память и полученная таким образом информация дольше хранится в долговременной памяти. Напомним, что звуковая ассоциация не является полным звуковым аналогом запоминаемого английского слова, а лишь словом, близким по звучанию, помогающим припомнить нужное слово, своеобразным ключом к нему. Как луч фонарика выхватывает часть предмета в темной комнате, и мы сразу узнаем, что это за предмет, так и созвучие помогает узнавать английское слово. Созвучие тоже необходимо прочитать вслух, прежде всего, из-за того, что написанное русское слово может меньше походить на английское, чем тоже слово, но произнесенное вслух. Естественно, мы не могли пренебречь правилами орфографии и написать русские слова-созвучия так, как они слышаться. Ассоциация и называется звуковой, так как используются звучание, а не написание. Изучив методы, мы пришли к выводу, что наиболее удачным решением проблемы будет создание способа, в котором бы все представленные методы нашли своё отражение. Таковым, на наш взгляд, является способ рифмовки английских слов с русскими с учетом использования разработанных нами критериев, в результате чего родилась идея рифмовки русских и английских слов. Например: “Он Shoot-shot-shot и ранил утку прямо в живот”. Слово “shoot” переводится, как “ стрелять’’, таким образом, не сложно догадаться о значении слова, а рифмовка помогает запомнить и наталкивает на перевод.

Не все стихи-запоминалки я сочиняла сама, подборка материала из Интернета и стихи из книги «Family English. Английский в семейном кругу». (Пыльцин А.А.) также легли в основу моего учебного эксперимента.

2.4. Проведение учебного эксперимента

После получения собственного способа запоминания форм неправильных глаголов, следующим этапом нашей работы явилось исследование с целью выявления наиболее лёгкого и результативного способа запоминания слов. Для эксперимента были взяты две группы из 5 класса по 10 человек в каждой группе. До проведения эксперимента ребята не знали английских глаголов с тремя формами. Эксперимент проводился в два этапа:

1) Изучение эффективности воспроизведения трёх форм неправильных глаголов после работы по стандартному заучиванию и с использованием разработанных рифмовок.

2) Сравнительный анализ итогов работы с рифмовками в группе с использованием алгоритма работы и без него.

На первом этапе одной группе было предложено запомнить все три формы 9 глаголов при помощи любого знакомого им способа запоминания слов. Второй группе были даны эти же глаголы, но в виде рифмовок. Время было ограничено 20 минутами. По окончании первого этапа эксперимента были получены следующие результаты: учащиеся 1 группы воспроизвели 50% информации, полученной ими в течение 20 минут. Учащиеся 2 группы воспроизвели 70% после работы с рифмовками. Основываясь на полученных результатах, был сделан вывод, что при заучивании формы неправильных глаголов при помощи рифмующихся русских и английских форм степень запоминания выше, чем при использовании стандартных способов.

Однако, исходя из наблюдений за 2 группой, стало ясно, что ребятам трудно собраться и сосредоточиться на чём-то одном, ведь предложенные им рифмовки были интересны, что и затрудняло организовать процесс запоминания, к тому же нашей целью было перевести запоминание из кратковременной памяти в долговременную. Рифмовки были дополнены графическим помощником (обязательное условие при выборе иллюстраций – необычность, с целью лишь подведения к теме рифмовки, а не полное ее иллюстрирование, для развития воображения и установление логических связей).

Кроме того, был необходим порядок-алгоритм работы для облегчения запоминания и организации работы с рифмовками. Такой алгоритм был составлен на основе метода Аткинсона (метод последовательных ассоциаций). Мы изменили и адаптировали его метод для работы с нашими рифмовками и назвали его “шаговым методом” (ввиду его последовательности - “step” (шагов-анг.яз.)).

Алгоритм:

STEP 1: Внимательно прочитай рифмовку (3 раза)

STEP 2: Догадайся о значении всех 3-х форм глагола

STEP 3: Изучи иллюстрацию, мысленно проговаривая рифмовку

STEP 4: Представь себя в данной ситуации

STEP 5: Найди отличие в написании 3-х форм глагола

STEP 6: Напиши по памяти всю рифмовку

STEP 7: Проверь себя

Проводя второй этап учебного эксперимента, в ходе которого 1 группа работала с рифмовками без алгоритма, мы обнаружили, что учащиеся воспроизвели 70% от полученного материала. Однако 2 группе был предоставлен алгоритм работы с рифмовками, и результаты были выше, чем в первой группе - 90% от полученной информации. Результаты, полученные нами, подтвердили наше предположение, что использование рифмующихся русских и английских слов в связке с интересным сюжетом и подкрепленные каким-либо графическим образом облегчают запоминание и сокращают время работы с ними благодаря “шаговому методу”.

Через неделю мы проверили надежность запоминания выученных глаголов. Уже на начальном этапе мы выяснили, что зарифмованные в стихи глаголы запоминаются быстрее, а контроль степени запоминания неправильных глаголов через неделю подтвердил не только скорость, но и надежность их запоминания.

Заключение

В завершение нашего исследования хотелось бы подвести некоторые итоги проведенной работы, позволяющие сделать следующие выводы:

1) В ходе заучивания трех форм неправильных глаголов у большинства учащихся возникают значительные затруднения, связанные с достаточно большим объемом информации, которую необходимо запомнить достаточно быстро.

2) Традиционные способы запоминания информации (заучивание) оказывается мало эффективным и скучным способом для большинства учащихся.

3) Использование рифмующихся русских и английских слов в связке с интересным сюжетом и подкрепленных каким-либо графическим образом облегчают запоминание.

4) Созданный алгоритм (шаговый метод) для запоминания стихов-рифмовок облегчает их запоминание, сокращает время работы над ними.

Работая над темой, я расширила свой кругозор, узнала дополнительную информацию по языкознанию и психологии. Я научилась анализировать и систематизировать дополнительный материал по грамматике английского языка и применять его на практике, изучила теоретический материал по проведению учебного эксперимента и провела его на практике, подтвердила гипотезу, выдвинутую в своей исследовательской работе.

Список использованной литературы

1. Матюгин Т.Ю. “Как запоминать английские слова”. – М.: Рипол Классик, 2001

2. Петрова А. В. “Самоучитель английского языка”. – М.: Ростинтер, 1992

3. Петроченков А. В. 400 неправильных глаголов английского языка: Англо-русский учебный словарь. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002.

4. Пыльцын А.А. Английский в семейном кругу. Family English. А.А. Пыльцын.-Х.: Прапор, 1994.- С. 9.

5. Рогов Е. И. “Настольная книга психолога”. 2-е изд. Кн.1. – М.: Владос, 1998

6. Фурсенко, С.В. Веселые грамматические рифмовки английского языка / С.В. Фурсенко.-М.: ТЦ Сфера, 2001.- С. 153.

7. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык./ глав. ред. Н.Д. Аксенова. М.: «Аванта+», 2000, 704с.

8. Интернет-источники:

http://www.english-in-memory.com/WrongVerbs.aspx

http://nayazyke.ru/pravilno-uchim-nepravilnyie-glagolyi/

Просмотров работы: 1110