ВВведение
Почва - сложная система. Общими физическими свойствами почвы являются механический состав, структура и влажность.
Механический состав почвы обусловлен наличием в ней глины, песчаника, мелких камней, биогенных и антропогенных включений.
Структура почвы (зернистая, комковатая) определяет ее уплотненность и наличие воздуха, необходимого для жизненных процессов (дыхания).
Влажность почвы обуславливает возможность минерального питания растений и является необходимым фактором окружающей среды для всех почвенных организмов. Влага в почве является антагонистом воздуха, поэтому избыточная влажность так же вредна, как и дефицит влаги.[1]
Я решила изучить физические свойства почвы пришкольного участка МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк, который существует с 1933 года.
Предмет исследования: анализ почвы пришкольного участка
Объект исследования: образцы почвы
Гипотеза: почва пришкольного участка школы благоприятна для роста и развития сельскохозяйственных культур
Цель: исследовать почву пришкольного участка
Задачи:
проанализировать имеющиеся литературные источники;
изучить различные методы исследования почв. Выбрать те их них, которые возможно реализовать в условиях школьной лаборатории;
провести исследование почвы пришкольного участка;
на основе полученных фактов дать общую характеристику состоянию почвы на пришкольном участке;
предложить способы повышения плодородия почвы на пришкольном участке, не требующие особых затрат и физических усилий.
Методы исследования:
изучение и анализ соответствующей литературы, сайтов Интернет
эксперимент
Актуальность темы заключается в том, что в связи с изменившимися климатическими условиями требуется хорошее знание почв имеющих чрезвычайно важное значение в земледелии.
Значимость: знание физических и химических свойств почвы позволит определиться со временем весеннего сева.
Новизна: снежный покров в последние годы устанавливается в позднее время, а осенние морозы могут погубить будущий урожай.
Исследование проводилось в течении 2017 – 2018г.
Глава 1.Общая характеристика исследуемого объекта
Площадь участка 1,2 га. Находится на территории школы и состоит из двух частей. Наибольшая часть участка обращена к улице с движением транспорта. С этой стороны он ограничен цветниками и живой изгородью и кустов красной и черной рябины. Вблизи пришкольного участка нет промышленных и сельскохозяйственных предприятий, автомобильных трасс (с. приложение 1)
Учащимися школы регулярно осуществляется уборка территории от мусора. Бытовой мусор складируется в специально отведенном для этого месте, затем по мере наполнения емкости вывозится на свалку. Естественный мусор складируется в компост или закапывается.
Глава 2.Физические свойства почвы
пришкольного участка МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк
Структура почвы - это комочки разного размера. Лучшая структура - мелко комковая. Внутри комочков складываются условия для деятельности микроорганизмов – гумификаторов, образующих гумус, а между комочками – для микроорганизмов, которые разлагают гумус до доступных растений минеральных соединений. [4]
2.1.Определение состава, структуры и влажности почвы
Эксперимент №1
Цель: определить механический состав почвы визуально и на ощупь
Оборудование: лопатка, образцы почвы
Ход эксперимента:
Использовала метод раскатывания.[5]
Почву смочила водой до консистенции теста так, чтобы вода из почвы не отжималась, но почва была достаточно пластичной. Затем размяла пальцами до полного разрушения структурных отдельностей. Хорошо размятую почву раскатала на ладони ребром другой руки в шнур толщиной около 3 мм и свернула в кольцо диаметром около 3 см. Рассматривала простым глазом и в лупу.
Результат: при раскатывании образец №1 легко образуется шнур, в кольцо свертывается, не дает трещин. Образцы №2,3 формируют сплошной шнур, который при раскатывании в колечко распадается на дольки. Образец №4 при раскатывании в шнур легко распадается на дольки. Образец №5 образуется шнур, кольцо свертывается, но дает трещины.
Вывод: по механическому составу
образец №1 соответствует типу почвы – глина,
образцы №2,3 – средний суглинок,
образец №4 – легкий суглинок,
образец №5 – тяжелый суглинок.
Эксперимент №2
Цель: определить состав и структуру почвы
Оборудование: лопатка, лабораторные стаканы, весы технические, лист линолеума размером30х30см
Ход эксперимента:
Лопаткой отбирала пробу по 50 г в различных точках пришкольного участка
Пробы разместила в лабораторные стаканы. На этикетке записала номер образца. Пробы разместила ровным слоем на линолеум. Перемешала пробы лопаткой. Убрала камни, корни, древесину, остатки организмов, мусор (см. приложение 2)
Результат:
№ пробы |
Место отбора пробы |
Структура почвы |
Состав почвы |
1 |
Отдел лекарственных растений |
Хорошо пластичная, мажущаяся, липкая масса |
Очень тонкая однородная масса, трудно растираемая в порошок, тип почвы - глина |
2 |
Овощной отдел |
Пластичная |
Примерно одинаковое количество песка и глинистых частиц, тип почвы – средний суглинок. |
3 |
Альпийская горка |
Пластичная |
Примерно одинаковое количество песка и глинистых частиц, тип почвы – средний суглинок |
4 |
Отдел смородина |
Слабопластичная |
Значительное количество глинистых частиц, тип почвы – легкий суглинок |
5 |
Отдел капусты |
Хорошо пластичный |
Небольшая примесь песчаных частиц |
Вывод: В основном на пришкольном участке почва пластичная, преобладающий тип почвы – суглинок.
Эксперимент №3
Цель: определить влажность почвы
Оборудование: лопатка, стакан алюминиевый, весы, микроволновка
Ход эксперимента:
Взяла образец №1 и №5. Определила вес пустого стакана (m0), который предварительно высушила. Образцы почвы поместила в стакан и взвесила. Определила массу стакана с образцом (mвл). Стакан с почвой поставила в духовку при температуре 2000С на 2 часа затем стакан с образцом охладила в течении 1 часа до комнатной температуры. После сушки почва стала светлой и легко распадающейся. Определила массу остывшего стакана с образцом (mс) Рассчитала влажность образца W=(mвл-mс)ː(mс-m0)*100%
Результат:
№ пробы |
Место отбора пробы |
Результаты определения влажности почвы |
|||
Вес пустого стаканчика m0,г |
Вес стаканчика с почвой до высушивания mвл,г |
Вес стаканчика с почвой после высушивания mс,г |
Влажность W, % |
||
1 |
Отдел лекарственных растений |
40,500 |
250,0 |
200,800 |
30,7 |
2 |
Отдел капусты |
45,0 |
225,0 |
168,500 |
45,7 |
Вывод: Влажность почвы образца №5, находящегося ближе к речке, больше, чем влажность почвы образца №1.
2.2.Температура почвы
От температуры почвы зависят такие процессы, как движение влаги и воздуха в почве, диффузия газов, биологическая деятельность и жизнь микроорганизмов.
Температура почвы не бывает постоянной, поэтому под влиянием температурных колебаний происходит изменение объема воздуха в промежутках между почвенными частицами. Часть воздуха вытесняется, а при понижении температуры вновь засасывается в почву[6]
Эксперимент №4
Цель эксперимента: измерить температуру почвы на различных глубинах
Оборудование: лопата, линейка, термометр спиртовой лабораторный
Ход эксперимента:
Для установки термометра в почве лопатой сделала разрез, в который осторожно опустила термометр на глубину: 1, 5см. Затем термометр закапала, почву осторожно уплотнила.
Результат: при температуре воздуха +2 0С
в 12 ч дня, проба №5 |
в 15 ч дня, проба №1 |
||
Глубина, см |
Температура, 0C |
Глубина, см |
Температура, 0C |
1 |
3 |
1 |
5 |
5 |
0 |
5 |
3 |
х |
х |
10 |
0 |
Выводы:
1.Днем на солнце наиболее высокую температуру имеет поверхность почвы, не покрытая растительностью
2.Глубокие слои почвы (5-10 см) днем меньше нагреваются, а ночью меньше остывают.
2.2.1.Способы изменения температуры почвы
Основным способом изменения температурного режима почвы является механическая обработка. Когда необходимо увеличить температуру в поверхностном слое почвы на глубине заделки семян изменяют состав почвы, добавляя в почву торфяную крошку и навоз, а пористость увеличивается рыхлением почвы (при вспашке, бороновании, культивации)
На изменение теплового состояния почвы влияет ветер. С появлением ветра, перемещающего слои воздуха в горизонтальном направлении, усиливается перемещение теплого и холодного воздуха, причем с поверхностью почвы успевают соприкасаться, а значит, и обмениваться теплом все большие и большие массы воздуха. Если перемещается холодный воздух(ветер с севера), почва охлаждается, а если перемещается сухой и нагретый воздух (ветер с юга) – температура почвы повышается.
Светлые покрытия (мел, древесные опилки) повышают отражательную способность почвы, в результате чего понижается температура. Черные покрытия (тонкомолотый уголь, торфяной порошок, прочные сорта бумаги, пропитанной черными веществами, например битумом, смолами) усиливают поглощение поверхность почвы солнечного излучения, в результате чего температура ее верхних слоев повышается. При одних и тех же условиях температура почвы, покрытой тонким слоем битума, на 10-12 0С выше температуры почвы, мульчированной мелом.[3]
2.3.Теплопроводность почвы
Знание теплопроводности почвы в своей местности позволяет определиться со временем весеннего сева на приусадебном участке.
Способность почвы передавать тепло от слоя к слою называется теплопроводностью. Мерой теплопроводности служит коэффициент теплопроводности, численно равный количеству тепла (Дж), проходящему за 1 с через сечение в 1м2 слоя толщиной 1 м при разности температур на границах слоя, в 1 °С. Теплопроводность зависит от состава почвы, ее влажности и содержания воздуха в порах почвы.
С увеличением пористости теплопроводность почвы уменьшается. Это объясняется увеличением объема промежутков между частицами почвы, занимаемым воздухом, теплопроводность которого мала. При увеличении влажности почвы теплопроводность её постепенно приближается к теплопроводности воды[5]
Теплопроводность при температуре 200С сухой земли λ=0,14Вт/(м*К), влажной λ=0,67Вт/(м*К)[2]
Эксперимент №5
Цель эксперимента: определить теплопроводность различных образцов почвы
Оборудование: теплоприемник, манометр, кольцо из картона, почва, внутренний сосуд калориметра с горячей водой.
Ход эксперимента:
На один теплоприемник насыпала образец одной почвы слоем 1-2 см, а на другой теплоприемник- образец другой почвы слоем такой же толщины. На поверхность каждой почвы одновременно поставила сосуды с горячей водой, взятой в равных объемах и при одинаковой температуре. Уровни жидкости в манометрах, соединенных с теплоприемниками, изменяются, что свидетельствует об изменении давления воздуха в теплоприемниках, происходящем вследствие изменения температуры воздуха за счет количества теплоты, переданного через слой почвы.
плотная влажная, рыхлая сухая
Результат:
Образцы почвы |
Показания манометров, МПа |
Плотная |
0,0026 |
Сухая |
0,0006 |
Влажная, рыхлая |
0,0022 |
Вывод: теплопроводность влажной почвы больше, чем сухой; плотной больше, чем рыхлой. Различные образцы почвы обладают различной теплопроводностью.
Теплоемкость – способность почвы удерживать тепло. Она измеряется количеством тепла (в Дж), которое необходимо для нагревания на 1° почвы 1 г (весовая теплоемкость) или 1 см3 (объемная теплоемкость).
На зависимости теплоемкости почвы от влажности основаны способы предупреждения перегревания почвы и корней растений в жаркие дни и их нежелательного охлаждения при кратковременных заморозках. [6]
Эксперимент №6
Цель эксперимента: определить удельную теплоемкость сухой и влажной почвы
Оборудование: плитка лабораторная, образцы почвы, внутренний стакан калориметра, весы, термометр лабораторный, часы
Ход эксперимента:
С помощью весов определила массу образца земли. На плитку поставила стакан с образцом почвы. Нагрела образец на 100 С. С помощью секундомера определила время нагревания.
Результат:
Мощность плитки, Вт |
Изменение температуры, 0С |
Теплоемкость калориметра, Дж/кг*0С |
Влажная |
Сухая |
|||||||
350 |
10 |
920 |
Масса калориметра, *10-3кг |
Масса земли, 10-3 кг |
Время, с |
Удельная теплоемкость земли, кДж/кг* 0С |
Масса калориметра, *10-3кг |
Масса земли, 10-3 кг |
Время, с |
Удельная теплоемкость земли, кДж/кг* 0С |
|
43,2 |
97,4 |
130 |
4,6 |
44,920 |
89,6 |
70 |
2,7 |
Qплитки=Pt
Qк=cкmкΔt
Qз=cзmзΔt
Qплитки= Qк+Qз
Pt=cкmкΔt+cзmзΔt
Pt - cкmкΔt =cзmзΔt
cз= (Pt - cкmкΔt)/mзΔt
св=4,2 кДж/кг*0С
Вывод: Нагревание сухой почвы происходит медленнее, чем с повышенной влажностью.
2.3.1.Способы изменения теплопроводности
Чтобы увеличить теплопроводность почвы, необходимо повысить её влажность или увеличить ее плотность. Первое достигается поливом, второе – прикатываем почвы. Так поступают, когда необходимо ускорить прогреваемость почвы на сравнительно большей глубине.
При увеличении теплопроводности почвы тепло от поверхности почвы передается в более глубокие слои и поверхность ее днем нагревается не так сильно, а ночью меньше охлаждается, так как к поверхности почвы передается тепло из ниже расположенных и прогретых за день слоев почвы. Колебания температуры за сутки у такой почвы незначительные. Это благоприятно сказывается на росте и развитии сельскохозяйственных культур.
Чтобы уменьшить теплопроводность почвы, надо внести в нее менее теплопроводные вещества, увеличить пористость и уменьшить влажность. При уменьшенной теплопроводности почвы верхние слои ее в течение дня могут сильно нагреваться, а ночью сильно охлаждаться. Изменение пористости почвы достигают ее обработкой: вспашкой, боронованием.[3]
Глава 3. Химические свойства пришкольного участка МОБУ СОШ № 2 с.Бижбуляк
Почвы на территории Башкортостана различны по составу (содержат значительное количество кремния и алюминия, кальций и магний, фосфор, азот, калий, железо, марганец, в небольшом количестве другие элементы, а также продукты распада растительных остатков). Различные почвы отличаются по внешнему виду. Черноземные почвы, содержащие много перегноя, окрашены в темный цвет, подзолистые – сероватые.
Эксперимент №7
Для приготовления водной вытяжки достаточно 20 г воздушно – сухой просеянной почвы. Почву поместила в колбу на 100 мл, добавляла 50 мл дистиллированной воды и взбалтывала в течении 5 - 10 минут, а затем фильтровала.
3.1 Определение кислотности почв
Кислотность почв имеет важное значение. Чрезмерно высокая (выше 9) или низкая (ниже 4) pН почвы токсична для корней растений. В пределах этих значений рН определяет поведение отдельных питательных веществ, осаждение их или превращение в неусваиваемые растениями формы.
В кислых почвах (рН 4.0-5.5) железо, алюминий и марганец находятся в формах доступных растениями, а их концентрация достигает токсического уровня. При этом затруднено поступление в растения фосфора, калия, серы, кальция, магния, молибдена. На кислой почве может наблюдаться повышенный выпад растений – вымочка, гибель от мороза, развитие болезней и вредителей. В щелочных почвах (рН 7.5-8.5) железо, марганец, фосфор, медь, цинк, бор, большинство микроэлементов становятся менее доступными растениям. Оптимальной считается рН 6.5 – слабокислая реакция почвы. При этом большинство основных питательных веществ доступны растениям.
Эксперимент №8
Цель эксперимента: определить кислотность почв
Ход эксперимента:
Капли отфильтрованных водных вытяжек из почвы перенесла на индикаторную бумагу. По изменению окраски бумаги можно судить о кислотности проб почвы.
Результат:
Проба №1 |
Проба №2 |
Проба №3 |
Проба №4 |
Проба №5 |
рН 4-5.5 кислая |
рН 4-6 слабо-кислая |
рН 8-10 слабо-щелочная |
рН 4-6 слабо-кислая |
рН 8-10 слабо-щелочная |
3.2 Качественное определение химических элементов в почве
Важным показателем состава почвы является содержание в ней углекислого газа, карбонатов. Наличие или отсутствие свободных карбонатов – диагностический признак почв и их отдельных генетических горизонтов. Наличие в почве заметных количеств карбонатов препятствует развитию кислотности, а иногда может приводить к возникновению щелочности, что оказывает важное влияние на подвижность многих веществ в почве и на агроэкологические особенности почв. Количественное определение карбонатов проводят в тех почвах, где они обнаружены качественно (проба с соляной кислотой) хотя бы в некоторых горизонтах. Основание для определения карбонатов является также значение рН.
Эксперимент №9
Цель эксперимента: определения карбонат – ионов
Ход эксперимента: небольшое количество почвы с разных участков поместила в фарфоровые чашки и в каждую капнула пипеткой несколько капель 10%-го раствора соляной кислоты.
Результат:
Проба №1 |
Проба №2 |
Проба №3 |
Проба №4 |
Проба №5 |
Выделение пузырьков газа |
Пузырьков газа практически не наблюдаю |
Выделение пузырьков газа |
Пузырьков газа практически не наблюдаю |
Выделение пузырьков газа |
Эксперимент №10
Цель эксперимента: определение сульфат – ионов
Ход эксперимента:
В пробирку налила 5 мл фильтрата, добавила несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2-3 мл 20%-го раствора хлорида бария.
Результат:
Эксперимент №11
Цель эксперимента: определение соединений железа
Ход эксперимента:
В пробирки налила по 3 мл вытяжки и добавила несколько капель 10%-го раствора роданида калия.
Результат:
Во всех пробах почвы на разных участках соединений железа (III) не обнаружено.
Эксперимент № 12
Цель эксперимента: определение соединений алюминия
Ход эксперимента:
К 5 мл почвенной вытяжки добавила по каплям 3%-ый раствор фторида натрия до появления осадка.
Результат:
Проба №1 |
Проба №2 |
Проба №3 |
Проба №4 |
Проба №5 |
Небольшой белый осадок, что говорит о присутствии соединений алюминия. |
Небольшое количество мути, что говорит о малом содержании соединений алюминия. |
Небольшое количество мути, что говорит о малом содержании соединений алюминия. |
Небольшой белый осадок, что говорит о присутствии соединений алюминия. |
Небольшой белый осадок, что говорит о присутствии соединений алюминия. |
Эксперимент № 13
Цель эксперимента: определение соединений свинца
Ход эксперимента:
В пробирки, содержащие 5 мл фильтрата с каждой исследуемой части пришкольного участка добавила раствор соляной кислоты.
Результат:
Проба №1 |
Проба №2 |
Проба №3 |
Проба №4 |
Проба №5 |
Образование мути |
Образование мути |
- |
- |
- |
Все наблюдения, полученные при проведении опытов на содержание в фильтрате ионов и соединений, их определение кратко записаны в таблице:
№ пробы/определяемый ион |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Карбонат-ион |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Сульфат-ион |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Соединения железа(III) |
- |
- |
- |
- |
- |
Соединения алюминия |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
Соединения свинца |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Заключение
В ходе работы я выяснила, что чем больше в почве воздуха и органического вещества, тем хуже она проводит тепло и дольше его сохраняет. Сухие бесструктурные, плотные почвы нагреваются быстрее, но они быстрее и теряют это тепло. Увлажненные, рыхлые, богатые органическим веществом почвы нагреваются медленнее, но зато излучают его постепенно; в таких почвах дольше удерживается аккумулируемая ими солнечная энергия, что благоприятнее для роста и развития сельскохозяйственных культур. Тепловой режим почвы регулируют с помощью орошения, снегозадержания, мульчирования и рыхления почвы.
Проведя исследования, я пришла к выводу: почва пришкольного участка МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк благоприятна для роста и развития сельскохозяйственных культур.
Для сохранения плодородия почвы пришкольного участка МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк я предлагаю:
- для предотвращения ветровой эрозии использовать кулисы – полосы из высокорослых растений (подсолнечника, кукурузы). Кулисы необходимо располагать поперек направления господствующих ветров.
- для сохранения гумуса при копке земли не переворачивать пласт, а заменить рыхлением. Для этого использовать плоскорез.
- севооборот- чередование по годам на одном участке разных культур.
- вносить органические удобрения (навоз).
- сухое земледелие. На орошаемых участках выращивать только требовательные к влаге овощи (капусту, огурцы).
Со своими задачами я справилась. Поставленную цель достигла. Свои исследования я продолжу после изучения курса химии.
Список источников информации
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьев А.Г., Грущина Э.В. Практикум по экологии: Учебное пособие –М.: АО МДС, 1996
Енохович А.С. Справочник по физике. М., Просвещение, 1978
Куприн М.Я. Физика в сельском хозяйстве. Пособие для учащихся. М., «Просвещение», 1977
Миркина Б.М., Наумова Л.Г. Экология Башкортостана Уфа, «Китап», 1999
Пособие по проведению анализов почв и составлению агрохимических картограмм. М.,Россельхозиздат, 1965
Усова А.В. , Антропова Н. С. Связь преподавания физики в школе с сельскохозяйственным производством. М., Просвещение, 1976
http://chem21.info/info/1792046/
http://mirznanii.com/a/325215/opredelenie-soderzhaniya-v-pochve-sulfat-ionov
http://www.eco.nw.ru/lib/data/06/3/040306.htm
Приложение 1
План схема УОУ МОБУ СОШ №2 с.Бижбуляк
1
2
3
5
4
Приложение 2
Показатели механического состава почвы для определения его визуально и на ощупь
Группа почв и грунтов по механическому составу |
Ощущение при растирании почвы, грунта на ладони |
Вид в лупу и простым глазом |
Состояние сухой почвы и грунта |
Состояние влажной почвы и грунта |
Отношение к скатыванию в шнур |
Пески |
Ощущение песчаной массы |
Состоит почти нацело из зерен песка |
Сыпучие |
При увлажнении образуют текучую массу «песок – плывун» |
Не скатывается в шнур (рис 1) |
Супеси |
Неоднородные, ощущается песок (в основном) и слабо- суглинок |
Преобладают частицы песка, более мелкие являются примесью |
Комья легко распадаются при надавливании рукой и при подкидывании на лопате |
Непластичные |
При раскатывании в шнур распадаются на мелкие кусочки (2) |
Легкий суглинок |
Неоднородный, значительное количество глинистых частиц |
Преобладает песок, глинистых частиц 20-30% |
Для разрушения комьев в руке требуется небольшое усилие |
Слабопластичный |
При раскатывании в шнур легко распадающийся на дольки (3) |
Средний суглинок |
Ощущается примерно одинаковое количество песка и глинистых частиц |
Ещё ясно видны песчаные частицы |
Сухие комья с трудом разрушаются в руке |
Пластичный |
При раскатывании формируется сплошной шнур, который при свертывании в колечко распадается на дольки (4) |
Тяжелый суглинок |
Ощущается небольшая примесь песчаных частиц |
Преобладают пылеватые глинистые частицы, песчаных почти нет |
Сухие комья невозможно разрушить сжатием в руке |
Хорошо пластичный |
При раскатывании легко образуется шнур, в кольцо свертывается, но дает трещины (5) |
Глина |
Очень тонкая однородная масса, трудно растираемая в порошок |
Однородный тонкий порошок, песчаных частиц нет |
Образует твердые комья, не распадающиеся от удара молотка |
Хорошо пластичная, липкая, мажущаяся масса |
При раскатывании в шнур легко свертывается в колечко, не трескаясь (6) |