Роль СМИ в формировании культурных стереотипов на примере российской и американской аудитории.

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль СМИ в формировании культурных стереотипов на примере российской и американской аудитории.

Демина А.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Демина О.В. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель исследования:

Изучить роль СМИ в формировании культурных стереотипов на примере российской и американской аудитории.

Задачи:

Определить, что такое СМИ, массовое сознание, социальная установка, стереотип.

Провести социологический опрос среди жителей города Заводоуковска.

Проанализировать результаты опроса и прийти к выводу о влиянии СМИ на жизнь общества.

Объект исследования: роль средств массовой информации в формировании стереотипов у людей.

Предмет исследования: средства массовой информации.

Актуальность: Роль СМИ в формировании культурных стереотипов очень актуальна, поскольку отношения между Соединенными Штатами Америки и Россией очень напряженные. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что в нём становится сложно разобраться, поэтому сильное воздействие оказывают именно средства массовой информации. СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, что делает тему влияния СМИ на жизнь общества очень актуальной.

Методы:

Теоретический: анализ литературных источников

Эмпирический: социологический опрос - анкетирование

Роль СМИ в формировании культурных стереотипов на примере российской и американской аудитории.

Демина Елена Владимировна,

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, город Заводоуковск,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя

общеобразовательная школа №2», 11 класс

Научная статья

Сре́дства массовой информации -совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств; до сих пор более употребительное в русском языке обозначение средств повседневной практики сбора, обработки и распространения сообщений массовым аудиториям [2].

История понятия «СМИ».

Термин «средство массовой информации» появился в русском языке в 1970-х годах как перевод французского термина moyens d'information de masse. Во французском языке этот термин практически ушёл из употребления во второй половине 1960-х годов.

Термин «массмедиа» является повторением английского «massmedia». В английском языке этот термин является вошедшим в обиход сокращением mediaofmasscommunication, то есть средств массовой коммуникации (СМК).

Термин «средства массовой коммуникации» был введён в русский язык советскими исследователями в 1960-х годах как перевод английского «media of mass communication». Слово «коммуникация» означает в этом случае «связь и общение».

Виды СМИ.

К основным видам средств массовой информации относятся:

пресса (газеты, журналы);

радиовещание;

телевидение;

интернет.

Пресса - часть средств массовой коммуникации, совокупность массовых периодических печатных, а также электронных изданий для массового читателя: газетжурналов, сборников, альманахов. Термин происходит от названия первой массовой газеты «La Presse», вышедшей в Париже в 1836 году [2].

Пресса появилась ещё в далёкой древности. «Ежедневные дела римского народа» - популярное ежедневное издание Древнего Рима просуществовало до конца III века. Следом подобные новостные издания, называвшиеся типао, появились в Китае и были в обращении вплоть до появления газет. Таким образом, до изобретения газет в XVII веке существовали их подобия, но самым близким были циркуляры, называемые awiso. Это были рукописные новостные бюллетени, освещавшие политические и экономические события по всей Европе. Они появились в Италии в XVI веке и наиболее популярны были в Риме и Венеции. Тогда же вошло в обиход название «газета» - по наименованию мелкой итальянской монеты (gazzetta), которую обычно платили за рукописный листок новостей в Венеции [14].

Французская юмористическая газета «La Bougie du Sapeur» («Свеча сапёра») выходит раз в четыре года, по 29-м февраля. Всего к настоящему времени вышло 9 выпусков газеты. Среди прочего в ней печатается кроссворд, ответы на который можно узнать в следующем номере через четыре года. В 2004 году вышел специальный воскресный выпуск газеты, так как в этом году 29 февраля пришлось на воскресенье, а второй воскресный номер намечен на 2032 год. На «La Bougie du Sapeur» можно оформить подписку стоимостью €100 на целый век [14].

В июне 2004 года каждый подписчик либертарианского журнала Reason с тиражом в 50 000 экземпляров получил персонализированный выпуск. На обложке присутствовали имя и фамилия подписчика, а также спутниковый снимок с пометкой, где находится его дом.

С 1970 года американская национальная библиотечная служба выпускает журнал Playboy с шрифтом Брайля для слепых.

Радиовещание - технология передачи по радио неограниченному числу слушателей речимузыки и других звуковых эффектов или звуковой информации в радиоэфире, также в проводных сетях (проводное радиовещание) или в сетях с пакетной коммутацией (в компьютерных сетях — интернет-радио) [2].

Из истории радиовещания мне известно, что:

Первую радиограмму в марте 1896 года отправил один из самых знаменитых людей России - русский физик Александр Попов. Она содержала всего 2 слова: «Генрих Герц»

После окончания Первой мировой войны появилась группа энтузиастов-радиослушателей, а их хобби - послужило "стартом" в развитии мирового радиовещания.

Первые опыты по радиотелефонии проводились в 1903 г А.С.Поповым и С.Я.Лифшицем, а первый радиотелефонный передатчик был построен Александром Мейсснером в Германии в 1913 г

Первым в мире политическим событием, информация о котором была передана по радио, стала Октябрьская революция 1917 года. 

В 1920 г в Питтсбурге (США) начала работать первая крупная радиовещательная станция, которая была построена под руководством Ф.Конрада. К 1922 г в США их уже имелось 30, а к 1924 г - свыше 500.

Эйфелева башня напрямую была связана с радио. Строилась она для Всемирной выставки 1889 года, через 20 лет ее планировали демонтировать. Но с появлением радио, на самой высокой башне в Париже стали устанавливать антенны, это и спасло знаменитое строение, являющееся сейчас визитной карточкой Франции. 

Телевидение - технология электросвязи, предназначенная для передачи на расстояние движущегося изображения. В большинстве случаев одновременно с изображением передаётся звуковое сопровождение. Со второй половины XX века телевидение стало наиболее влиятельным средством массовой информации, пригодным для развлеченияобразования, передачи новостей и рекламы [2].

Первой работающей телевизионной системой считается изобретение немецкого инженера Пауля Нипкова, сделанное еще в 1884 году. Конструкция положила начало созданию так называемого механического телевидения.

Первое время развитие телевидения шло в двух направлениях - электронном и механическом (иногда механическое телевидение называют еще и «малострочным телевидением»). Причем развитие механических систем происходило практически до конца 40-х годов XX века, прежде чем было полностью вытеснено электронными устройствами.

СNN — первый канал круглосуточного вещания 
СNN стал первым каналом круглосуточного вещания новостей. В Америке канал получил прозвище «Сеть куриной лапши» (англ. — Chicken Hoodie Network). Телекомпания вещает на шести континентах и четырех языках — английском, испанском, турецком и немецком, а ее аудитория насчитывает более миллиарда зрителей. СNN одна из первых перешла на цифровую технику.

История платной телерекламы ведет свой отчет с 1 июля 1941 года. Именно в этот день в США по телевидению был показан десятисекундный ролик часовой фирмы «Bulova Watch Company». Заказчику он обошелся в девять долларов, включая изготовление.

В эпоху черно-белого телевидения ведущие перед эфирами использовали зеленую помаду. Она больше, чем красная выделялась при переходе картинки через красные фильтры камер, а красная помада делала губы на экранах телевизоров бледными.

Интернет - всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации [2]. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть. На основе Интернета работает Всемирная паутина (World Wide Web, WWW) и множество других систем передачи данных.

В 1969 году, в Соединенных штатах была совершена первая попытка объединить в сеть два компьютера. Первопроходцами стали компьютеры Стэнфордского и Калифорнийского университетов, расстояние между которыми было около 500 километров. Различные эксперименты по созданию сети в вышеуказанных университетах проводились на протяжении двух месяцев, а завершились успехом лишь 29 октября 1969 года - ровно в 22:30, точное время взято из журнала одной из лабораторий Калифорнийского университета.

Каждую минуту на сервисе YouTube появляется около ста часов новых видеоматериалов. Чтобы посмотреть все фильмы, которые добавили на этот сайт только в течение одного дня, вам понадобится более шестнадцати лет.

Еще в этом году доступ к сети будут иметь три миллиарда человек, то есть почти половина населения нашей планеты. 2,4 миллиарда человек пользуется интернетом на мобильных устройствах

В мире есть семь очень тщательно отобранных человек, которые хранят так называемые «ключи от Интернета». Это электронные карты, содержащие шифр, который позволяет в буквальном смысле слова перезагрузить весь Интернет. В случае глобальной хакерской атаки «стражи Интернета» будут немедленно доставлены на военную базу в США, где они активируют свои ключи и тогда глобальная сеть будет отключена.

Формы предоставления информации:

Символьная форма. Основана на использовании символов – букв, цифр, знаков и т.п. Является наиболее простой, практически применяется только для передачи несложных сигналов о различных событиях. Примером может служить свет уличного светофора.

Текстовая форма является более сложной. Здесь также как и в предыдущей форме используются символы: буквы, цифры, математические знаки. Однако информация заложена не только в этих символах, но и в их сочетаниях, порядке следования. Например, слова КОТ и ТОК имеют одинаковые буквы, но содержат различную информацию.

Графическая форма является наиболее сложной и емкой. К этой форме относятся фотографии, схемы, чертежи, рисунки и т.п. [2]

Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Массовое сознание - тип общественного сознаниясовокупность различных взглядовпредставленийнастроенийсоциальныхчувствэмоций и тп., разделяемых большими социальными общностями: народамиклассами и тп.  Специфика массового сознания состоит в томчто в нем проявляются интересы и социальные позиции социальных общностей — массвыражающиеся в форме оценокустановокубеждений и т.д. [1].  Оно формируется всей массой членов обществаа не только представителями различных видов духовно-познавательной деятельности.

По структуре, массовое сознание включает, основной (первичный), эмоционально-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность. Это может быть революция, масштабный экономический кризис и тд. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жизни — групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно порождает потребность в немедленных действиях — потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда — как “ядро”) массового сознания. Когда объявляется война, у части людей (формирующей данную массу) возникает состояние своеобразной анемии, разрушения в сознании привычных норм поведения.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное — неорганизованное, но одинаковое и относительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Примерами стихийного массово­го поведения являются, стихийная массовая агрессия в периоды войн и политических потрясений или, напротив, стихийная массовая паника, связанная с поражениями в войнах и восстаниях.

В первую очередь массовое поведение зависит от того, какой из двух основных уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в массовом сознании. В зависимости от этого оно будет более или менее стихийным или управляемым. Во вторую очередь, оно зависит от эффективности (объема и качества) самого внешнего воздействия, оказываемого на массовое сознание. В принципе, до определенных моментов массовое сознание (и поведение массы) податливо по отношению к внешним воздействиям.

Развитие массового сознания зависит от масштаба охвата людей общими психическими состояниями. Созревая первоначально в рамках традиционно выделяемых групп, отдельные компоненты массового сознания могут распространяться, захватывая представителей других групп и слоев общества и увеличивая тем самым массу, а могут, напротив, и сокращаться, сужая размеры субъекта массового сознания и поведения.

Самое большое влияние СМИ оказывает на социальную установку. СМИ выступают одним из главных источников получения информации, являются зеркалом, в котором общество наблюдает все процессы своей жизни. Тем не менее, в этом зеркале предметы отображаются выборочно, и в поле зрения аудитории попадает лишь то, что считается значимым.

Социальная установка (аттитюд) -  предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определённого социального поведения; при этом предполагается, что аттитюд имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определённым образом.

Функции аттитюда:
1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;
4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;
5) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях [3].

 СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, формируя определённые стереотипы.

Стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления.

Стереотип, как готовая схема восприятия, позволяет человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, стереотип может препятствовать возникновению новых мыслей и представлений. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные стереотипные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. 

Выделяются различные виды стереотипов на уровне языка, способных создавать помехи в межкультурном общении:

1) расовые;

2) этнические;

3) географические;

4) гендерные;

5) социальные;

6) политические;

7) культурные.

Расовые стереотипы – устойчивый образ или представления о той или иной расе.

Этнические стереотипы -схематичный стандартизованный образ или представление о представителях того или иного этносаобычноэмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью.

Географические стереотипы– устойчивый образ или представлениям о жителях той или иной страны.

Гендерные стереотипы- cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины.

Социальные стереотипы-  устойчивые и упрощенные образы социальных объектов — группы, человека, события, явления и т.п.

Политические стереотипы- устойчивые и упрощенные представления о политическом строе, ситуации, обобщенные и эмоционально насыщенные образы проводимой политики.

Культурные стереотипы – устойчивые и упрощённые представления о культуре другого народа [4].

Методы создания стереотипов

Исходя из определений психологии, стереотипы основываются на пережитом прошлом. Полученный опыт и завершающий итог и есть механизм зарождения образцов. Закреплённый результат будет передаваться из поколения в поколение, закрепляясь в сознании и укореняясь в обществе. 

Механизм формирования стереотипов является сохранение в социуме строгого запрета на совершение какого – либо действия, ранее имевшего практический смысл, после того, как реальные основания для запрета уже перестали действовать.

Роль стереотипов в формировании социальных мифов и смысловых матриц в информационной сфере жизни.

Стереотипы играют большую роль в восприятии, осмыслении и оценке окружающей реальности, прогнозировании событий и реакции на них. Наличие стереотипов, как правило, не рефлектируется сознанием: они воспринимаются как нечто объективное и редко подвергаются переосмыслению.

«Такие оценки принимаются и используются в повседневном речевом общении, даже при полном отсутствии конкретного личного опыта с представителями упомянутой национальности».

Встречаясь с представителями других культур, человек проявляет естественную склонность воспринимать их поведение с позиции своей собственной. Никто не способен составить себе совершенно объективное представление об определенной группе лиц или постоянно воспринимать огромное количество аспектов окружающего мира во всех подробностях. В этом отношении склонность подводить под уже имеющиеся категории неизвестные и сложные явления действительности является естественным свойством человеческой натуры.

СМИ создают этнокультурные стереотипы восприятия любой страны. СМИ в состоянии сделать образ любой страны узнаваемым в нужной интерпретации. Опросы общественного мнения являются индикатором тех представлений, которые существуют у людей о самих себе, своих властях, своей стране и других государствах. [14]

Так, по результатам ежегодных опросов общественного мнения, проводимых социологической службой ВВС, сложилась следующая картина. (Приложение I).

Таким образом, к России благоприятно отнеслись 47% американцев и 45% неблагоприятно. Для большинства американцев Россия, разумеется, не является

фаворитом, но и не вызывает каких-то массовых негативных эмоций –

ненависти и антирусских настроений. [15]

Современное российское общество воспринимает США, как внешнюю угрозу более серьезно. Как выяснилось в ходе опроса общественного мнения, проведенного Фондом Общественного Мнения, США и Китай воспринимаются российским обществом в качестве главной угрозы национальным интересам и безопасности России. На вопрос социологов, существуют ли страны, которые в настоящее время представляют реальную угрозу для России, 47% респондентов ответили утвердительно. Из них 26% называли главным противником России Соединенные Штаты Америки. [16]

В США всё обстоит иначе. На вопрос, какая страна в настоящее время представляет угрозу для Соединенных Штатов Америки, только 2% назвали Россию. (Приложение II)

По данным опроса ВЦИОМ 7% россиян признались в «очень плохом» отношении к Америке. В «основном плохо» к США относятся 22% россиян, в «основном хорошо» – относятся 52 – 54% и «очень хорошо» 3 – 5% респондентов. В таких масштабах антиамериканизм в России (около 30% населения) – это массовое явление.[17]

Общественное мнение россиян отражает уже в целом сформированные в России стереотипы Соединенных Штатов, преподносимые в СМИ. В российских СМИ Соединенные Штаты Америки занимают первое место по количеству упоминаний, а второе место – по количеству негативных упоминаний. Причем все остальные

страны уже идут с большим отрывом. Например, негативных сообщений о США имеется 9000, а о Великобритании, следующей сразу за США, всего 1700 сообщений.

К основным стереотипам США в российских СМИ относят следующие:

1.США – эгоистическое государство, стремящееся решить свое проблемы за счет других.

2. США – страна, навязывающая всему миру свои правила и представления, в том числе и силой.

3. США – потенциальный агрессор. [18]

Роль СМИ в формировании культурных стереотипов на примере российской и американской аудитории.

Демина Елена Владимировна,

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, город Заводоуковск,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя

общеобразовательная школа №2», 11 класс

Практическая часть.

Одним из основных методов исследования является анкетирование. Данный метод предполагал составление целостной картины влияния СМИ на формирование культурных стереотипов. Для проведения анкетирования использовался опросный лист для людей старше 30 лет, чтобы выяснить, как влияет СМИ на общественное сознание людей (опросный лист представляет собой анкету формата А4, содержащую 6 тематических вопросов). При подготовке к анкетированию я хотела узнать роль СМИ в формировании культурных стереотипов.

Зона распространения анкет: г. Заводоуковск.

Социальный портрет анкетируемых: лица старше 30 лет.

Количество распространенных анкет: среди жителей города Заводоуковска – 46 штук.

Анализ результатов анкет показал, что на вопрос:

«Какие сообщения вы слышите в СМИ о США?»

13% ответили «Положительные»

87% ответили «Отрицательные» (приложение III)

На вопрос «Верите ли вы СМИ?»

67% ответили «Да»

22% ответили «Нет»

11% ответили «Затрудняюсь ответить» (приложение IV)

На вопрос «Как вы относитесь к Соединенным Штатам Америки?»

7% - ответили «положительно»

26% - ответили «в основном положительно»

15% - ответили «отрицательно»

48% - ответили «в основном отрицательно»

4% - ответили «затрудняюсь ответить» (приложение V)

На вопрос «США для вас – это эгоистическое государство, стремящееся решить свое проблемы за счет других?»

15% - ответили «Да»

9% - ответили «Нет»

52% - ответили «Больше да, чем нет»

24% - ответили «Больше нет, чем да» (приложение VI)

На вопрос «США для вас – это страна, навязывающая всему миру свои правила и представления, в том числе и силой?»

13% - ответили «Да»

11% - ответили «Нет»

50% - ответили «Больше да, чем нет»

26% - «Больше нет, чем да» (приложение VII)

На вопрос «США для вас – это потенциальный агрессор?»

14% - ответили «Да»

10% - ответили «Нет»

25% - ответили «Больше да, чем нет»

51% - ответили «Больше нет, чем да» (приложение VII)

Роль СМИ в формировании культурных стереотипов на примере российской и американской аудитории.

Демина Елена Владимировна,

Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, город Заводоуковск,

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Заводоуковская средняя

общеобразовательная школа №2», 11 класс

Заключение.

Средства массовой информации всегда оказывали огромное влияние на жизнь общества. Под влиянием СМИ формируются стереотипы, такие как культурные, политические, географические, а это в свою очередь оказывает влияние на восприятие событий, формирования реакции на них, не зря СМИ называют четвертой ветвью власти.

Анализ ответов 46 респондентов не позволяют сделать однозначный вывод о влиянии СМИ на жизнь общества, но результаты анкетирования показали, что отношение респондентов к Соединенным Штатам Америки больше негативное, чем положительное.

Библиографический список

Массовое сознание – словарь Академик. Электронный ресурс. Режим доступа: https://human_ecology.academic.ru/1578/%D0%9C%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 Дата обращения: 28.03.2018.

Файловый архив студента. Электронный ресурс. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/935623/. Дата обращения: 28.03.2018.

База знаний. Электронный ресурс. Режим доступа: https://psyera.ru/2806/socialnaya-ustanovka-lichnosti. Дата обращения: 28.03. 2018.

Глоссарий. Психологический словарь. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.psychologies.ru/glossary/17/stereotip/ Дата обращения: 29.03.2018.

Студопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: https://studopedia.su/13_137929_vidi-stereotipov.html Дата обращения: 29.03.2018.

Психология. Электронный ресурс. Режим доступа: http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1599-sotsialnye-stereotipy.html Дата обращения: 29.03.2018.

Национальная политическая энциклопедия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://politike.ru/termin/stereotipy-politicheskie.html Дата обращения: 29.03.2018.

Anima Vita. Электронный ресурс. Режим доступа: http://anima-vita.ru/2015/04/predrassudki/ Дата обращения 29.03.2018.

Всё о психологии. Электронный ресурс Режим доступа: https://psiho.guru/tipologiya-i-harakter/rol-stereotipov-v-mehanizmah-zarozhdeniya-stereotipnogo-myshleniya.html. Дата обращения: 03.04.2018.

Научно-методический электронный журнал. Электронный ресурс Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/15107.htm. Дата обращения: 03.04.2018.

Научная лаборатория. Электронный ресурс. Режим доступа: http://oursociety.ru/publ/istorija_veshhej_i_javlenij/istorija_pojavlenija_gazet_i_pressy/13-1-0-103. Дата обращения: 11.04.2018.

РИА Новости. Электронный ресурс. Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20071121/88907533.html . Дата обращения: 11.04.2018.

Ретро база. Электронный ресурс. Режим доступа: http://retrobazar.com/journal/interesting/988_istorija-pojavlenija-interneta.html. Дата обращения 11.04.2018.

Цели России в мире: развитие или сверхдержавность? Выпуск №1576. Электронный ресурс. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=459&uid=13799. Дата обращения 12.04.2018

Views of US Continue to Improve in 2011 BBC Country Rating Poll. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.worldpublicopinion.org/pipa/articles/views_on_countriesregions_bt/680.php. Дата обращения 12.04.2018.

News.ru Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.newsru.com/russia/15jul2011/ugrozy.html. Дата обращения: 12.04.2018.

Газета.ru . Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/comments/2012/03/13_e_4089809.shtml. Дата обращения: 13.04.2018.

Стратегия эффективности. Электронный ресурс. Режим доступа: http://stratagema.org/russia-image/item_320.html. Дата обращения: 13.04.2018.

Приложение I

приложение II

приложение III

приложение IV

приложение V

приложение VI

приложение VII

приложение VIII

Просмотров работы: 780