Стереотипы американского общества о россиянах (русских)

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стереотипы американского общества о россиянах (русских)

Калита А.А. 1
1ГБОУ НАО "СШ п.Красное"
Калита К.В. 1
1ГБОУ НАО "СШ п.Красное"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Зачастую в современном обществе, мы попадаем под влияние общественного мнения. Наверняка каждый из нас произносил, либо слышал фразу «а что скажут люди?». Многие из нас порой не задумываясь «навешивают ярлыки», обосновываясь лишь на стереотипном суждении.

На сегодняшний день Россия и США во многом имеют прямо противоположные интересы. Сложно представить страны более непохожие друг на друга страны во всех проявлениях: культуре, политике, национальном самосознании. Непростой характер отношений набрал полную силу и укрепился во времена «холодной войны». «Железный занавес» Советского Союза способствовал изолированности общества от внешнего мира. В свете недостатка информации и продвижения антисоветской пропаганды объективная реальность подменялась стереотипами. Актуальность проблемы обусловлена тем, что, несмотря на тенденцию к культурной глобализации в современном мире, несмотря на расширение связей между людьми на частном, независимом от государства, уровне, сохраняется большое количество стереотипов о русских в представлении современного американского общества. В ходе исследования мы выдвинули гипотезу о том, что если существуют стереотипы одних наций о других, то это является свидетельством недостаточно глубокого и всеобъемлющего межкультурного диалога.

Целью данного исследования является выявление роли стереотипов о русских в американском обществе. Поставленная цель потребовала решения следующих задач:

Выявить основные стереотипы о россиянах (русских).

Изучить причины возникновения этих стереотипов.

Определить самые последние тенденции в стереотипах на примере современной массовой культуры Америки, а именно – американского кинематографа.

Исследовать наличие стереотипов американцев о русских в интернет-среде.

Исследовать наличие автостереотипов, то есть стереотипы русских о русских.

Дать описание роли стереотипов о россиянах (русских) в американском обществе.

Таким образом, объектом исследования выступают стереотипные представления о русских. Предмет исследования – стереотипы в межкультурной коммуникации США и России.
Новизна работы заключается в том, что в данной работе исследуются самые последние тенденции стереотипного восприятия русских американцами.

Методы исследования: изучение и анализ литературы о стереотипах, видеоанализ кинофильмов, анализ интервью и медиаконтента, анкетирование.

ГЛАВА I. Основные стереотипы о России и история их возникновения.

Первым ученым, который использовал слово «стереотип» по отношению к психологическому явлению, был американский журналист Уолтер Липпман.
По исследованию Уолтера Липпмана все стереотипы обладают четырьмя признаками:

они схематичны, не отображают реальность в полном объеме;

они ложны, не дают действительного представления о человеке или объекте;

они живучи, для разрушения стереотипа требуется время;

они редко воссоздаются одним человеком, это обычно плод работы общества в целом [5].

Стереотипы в восприятии людей существовали всегда. Психологическая предпосылка формирования стереотипов состоит в необходимости обобщения информации об окружающих нас людях. Следуя стереотипу, мы упрощаем картину мира, делаем её более понятной. Поэтому использование стереотипов — целесообразная стратегия социального познания. Проблемы возникают тогда, когда стереотипы оказываются чрезмерно обобщёнными или неверными. Таким образом, стереотипные суждения присущи каждому человеку, более того, они характерны для целых наций. Эти представления могут быть как представлениями о самих себе, так и об окружающем мире, о других народах и культурах. Преимущественно стереотипы носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей (социальную, этническую, религиозную, расовую и так далее) часто приобретают негативный оттенок.

Тема стереотипного восприятия русского человека не раз поднималась в научном сообществе. Приведем очень точную цитату: «Если сложить все самые известные стереотипы воедино и на их основе попытаться составить портрет русского человека, то получится высокий, сильный богатырь, проживающий в суровом климате (с круглогодичной зимой, не иначе), но спасающий себя горячительным спиртным напитком и веселыми песнями под балалайку, на которой играет ручной медведь. Кроме того, этот персонаж страшно суеверен, он панически боится свистеть в доме, поцеловаться через порог или вернуться за случайно забытой вещью. Жена нашего героя красивая… Живет наша стандартная российская семья по всем правилам коммунизма, слепо влюблена в своего президента и для общения использует очень сложный, буквально невыговариваемый язык»[15]. Довольно специфичное описание русского человека, полностью основанное на национальных стереотипах. Наиболее подробно остановимся на некоторых из них:

1.1.Медведь

Символ русского медведя обозначает больше, чем просто животное. Медведь в данном случае выступает политическим стереотипом, этот символ подразумевает агрессивность, дикость, не цивилизованность проводимой русскими политики. Примечательно, что образ медведя закреплен в представлении иностранцев уже многие столетия. В письменных источниках медведи фиксируются еще со времен европейских путешествий в Московию в XVI веке. Путешественники-послы повествовали о свирепых медведях, их рассказы трансформировались и обрастали фантастическими подробностями. Постепенно сложилось клише, что Россия — страна медведей. Но карикатурный политический образ агрессора появился благодаря англичанам. Метафоре «Russian bear» почти 300 лет, хотя можно найти и более ранние эпизодические изображения, самым ранним появлением медведя можно считать польскую ксилографию 1611 года. Однако по всей Европе образ распространился благодаря английским гравировщикам, первое изображение России в образе медведя было напечатано в 1737 г. в серии английских гравюр под названием «The European Race» — «Европейская раса», в России это времена Анны Иоанновны и годы Русско-турецкой войны 1735–1739 гг. [21]. В современном мире газеты также пестрят заголовками о противостоянии Америки и «русского медведя», что еще раз доказывает существование данного стереотипа. В этом свете довольно оригинальным кажется тот факт, что мы, русские, не так давно стали сами поддерживать «медвежью идею». Например, символом Олимпиады 1980 стал классический медведь. Наверняка практически каждый россиянин видел картинку с президентом Путиным на медведе. Примечательно, что в марте этого года именно американская журналистка спросила у Путина, действительно ли он катался на медведе. Все это говорит о том, что данный стереотип стал неотъемлемой частью нашей русской культуры.

1.2. Матрешка

Русская матрешка возникла в России в конце 19 - начале 20 века и получила большую популярность и признание, многие художники и ремесленники стали повторять ее, придумывая, свои собственные рисунки. В конце XIX века экономический рост российской империи шел быстрыми темпами. В это же время происходит подъём национального самосознания, стал проявляться интерес к русской культуре. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Мода на все русское практически сразу приходит и в Европу. В начале XX века благодаря "русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже только укрепляется любовь европейцев ко всему русскому [3]. Для матрешки были созданы идеальные условия для получения популярности. Сейчас сложно представить себе русский магазин сувениров без этого атрибута. Но, опять-таки, вопреки популярному у иностранцев мнению, матрешки есть далеко не в каждом доме.

1.3. Шапка-ушанка.

Шапка-ушанка стала головным убором масс только после Великой Отечественной войны. Относились к ней с особой любовью. Занашивали до дыр. На больщей части территории России – суровые зимы, а шапка-ушанка по-настоящему теплая и идеально подходит для зимы. Но есть и другие варианты теплых головных уборов, использовавшиеся и используемые россиянами. Однако, во всем мире наша страна – страна тех, кто носит только шапки-ушанки. В английском языке на этот счет даже есть отдельные термины, произносимые вполне по-русски, shapka и ushanka [2]. Леонид Брежнев, один из бывших Генсеков СССР, ценил шапки-ушанки, и в 1974 году он подарил ушанку лидеру США того времени Джеральду Форду, в качестве символа образа советского человека [14]. Естественно, после этого поступка советского лидера, американское общество стало расценивать шапку-ушанку как неотъемлемую часть каждого жителя нашей страны. Одним из подтверждений данной мысли является появление экс-госсекретаря США Хиллари Клинтон с русской шапкой-ушанкой на церемонию вручения дипломов Йельского университета 21 мая 2018 года, где она выступала с напутственной речью перед выпускниками. Таким образом, дама поддержала университетскую традицию надевать необычные головные уборы. «Если вы не можете победить их, то присоединитесь к ним», — сказала политик и продемонстрировала студентам шапку-ушанку, которую, однако, надевать не стала [20].

1.4. Холод.

Первые европейские послы, описывая свои впечатления о визите в Россию, особо отмечали холода: «когда ночью приходилось спать в пустыне, то мы находили свою бороду, брови и веки обмерзлыми от дыхания человеческого и полными льдинок, так, что, проснувшись, едва можно открыть глаза»; «Эта истинно боевая жизнь Русских под ледяным небом Севера — какой сильный упрек женоподобной изнеженности наших Князей, которые, в климате несравненно лучшем, употребляют теплые сапоги и шубы!...» [22].

Клише о суровой российской зиме, безусловно, имеет климатическое оправдание. Однако прогресс в XX веке изменил немало факторов и существенно снизил зависимость человека от природы. Поэтому утрирование и абсолютизация холода иностранцами — стереотип.

1.5. Отсутствие улыбки.

Многие иностранцы, в том числе и американцы, считают, что русские мрачны и угрюмы. Этот стереотип основан на нашем особом отношении к улыбке. Известный ученый, профессор Иосиф Стернин называет бытовую неулыбчивость одной из особенностей русского характера и объясняет ее нашим менталитетом [7]. У русского человека улыбка редко бывает дежурной, он начинает улыбаться тогда, когда действительно проникается симпатией к человеку, либо в моменты веселья. Иностранцы же улыбкой показывают лишь вежливость. Чтобы русский улыбался, у него должна быть для этого достаточная причина, очевидная для других. Это даёт человеку право улыбаться — с точки зрения других. В русском языке появилась уникальная поговорка, которой нет в других языках: «Смех без причины — признак дурачины».

1.6. Водка.

Само слово "водка" появилось в России в XVII-XVIII столетиях и, скорее всего, является производным от "воды".

Из рассказа журналистки: Я сама неоднократно видела растерянность в глазах моих иностранных собеседников, когда говорила им: «Да, я русская, нет, я не пью водку». На этой стадии разговора, на их лицах явно читалось недоумение: возможно только одно: или она не русская, или не хочет признать, что пьет водку». Но, «заглянув» в историю, мы узнаём, что водка в Росси впервые появилась в конце XIV века: в 1386 году генуэзское посольство привезло в Москву первую водку (aqua vitae - "живая вода") и представило ее князю Дмитрию Донскому. То есть водка не является «изобретением» русских. Способ производства водки стал предположительно известен в России во второй половине XV века и, вероятно, был обусловлен появлением хлебных излишков, требовавших быстрой обработки. И уже в начале XVI столетия "горящее вино" повезли не в Россию, а из нее. Это был первый опыт русского водочного экспорта, которому позднее было суждено завоевать мир.По мере развития и совершенствования производства водки в России достигнуты замечательные результаты с точки зрения очистки и вкусовых характеристикнапитка.Как элемент бытовой культуры водка заняла специфическое место в истории российской жизни, отмеченное многими словесными символами, как "катенька", "монополька", "андроповка", "смирновка", а также стала неизменной твердой платежной единицей ("бутылка водки"), особенно в сельской местности [19].

Многие вышеперечисленные стереотипы зачастую можно увидеть в американских фильмах.

ГЛАВА II. Стереотипы в американском кинематографе.

Стереотипы о России, как и о любом другом государстве, начали складываться задолго до возникновения кинематографа. Так, выражение «развесистая клюква», которым принято обозначать различные неточности, ляпы, клише и стереотипы в фильмах появилось еще до изобретения кинематографа — в начале XIX века. Происхождение выражения уходит сначала в лингвистические особенности английского языка, где, в отличие от русского, нет отдельного обиходного слова для обозначения дерева калины - из-за сходства плодов калины обыкновенной с таковыми у клюквы, англичане прозвали её «развесистой клюквой» [6].

Данная лингвистическая особенность, в свою очередь, породила целый ряд подобных ошибок, связанных с описанием природы России европейскими авторами. Впоследствии, выражение «развесистая клюква» установилось, как шутка о любых нелепых и неправильных представлениях европейцев о России [10]. Как символ всех неточностей и нелепостей, связанных с Россией. Само выражение по своей сути являет собой яркий пример оксюморона. Низкорослое стелющееся растение, клюква, никак не может быть развесистой. В кинематографе данный термин особенно закрепился после окончания второй мировой войны, когда диаметральные геополитические интересы Соединенных Штатов и Советского Союза начали обостряться. Кинематограф использовался обеими державами как оружие пропаганды против чуждого и угрожающего строя противоположного государства, его уклада и системы социокультурных ценностей. Советский Союз в разное время выпустил целую серию документальных фильмов, обличающих проблемы капиталистического и империалистического строя Соединенных Штатов Америки. США, в свою очередь, использовали не только документальный, но и художественный жанр кино как средство борьбы с Советским Союзом. Так, даже названия многих фильмов содержали в себе слово «красный», как один из символов советской власти. Например, художественные фильмы: «Красный Дунай», «Красный монарх» «Красный рассвет», «Красный жар» и «Красная жара», а также и документальный «Красный Кошмар. Свобода и Вы».

Американский кинематограф на большую часть состоит из фильмов американского производства. Кроме развлекательной функции, кино естественным образом сочетает в себе и познавательную. Таким образом, обычные американские люди воспринимают как норму и правду изображения тех или иных персонажей. Одной из поставленных нами задач, было обнаружение стереотипов американской массовой культуры на примере кинематографа. Для этого мы провели поиск кинофильмов американского производства с разными кадрами стереотипного представления о России. Найденные яркие примеры:

Кадр из х/ф «Армагеддон» (приложение, рис.1) 1998г. Российский космонавт Лев Андропов в исполнении Петера Стормаре находится на борту российской орбитальной станции «Мир» в шапке-ушанке, состоянии алкогольного опьянения и прослушивает русскую народную музыку.

Карта Российской Федерации из х/ф «День Независимости» 1996г. Красным треугольником отмечен НЛО и несколько важных населенных пунктов, как уже несуществующие, например, Петроград, так и с непроизносимыми названиями, пример – «Новосйойрск» (приложение, рис.2).

Российский пилот (в тельняшке, которые пилоты не носят) получает сообщение от американских военнослужащих. Что примечательно - штаб располагается в часовне. Кадр из х/ф «День Независимости» (изображение №3). Российский штаб авиационного подразделения, х/ф «День независимости» 1996г. (приложение, рис. №4)

Бывший резидент неизменной организации КГБ, с редким русским именем Иван (Симонов) в исполнении Брайана Кокса, х/ф «РЭД», 2010г. в расписном пиджаке пьет водку и рассуждает о жизни: «Я скучаю по былым временам. Я уже тысячу лет никого не убивал» (приложение, рис.5).

Агенты ЦРУ в исполнении Брюса Уиллиса (в рубахе и картузе) и Джона Малковича (в белой рубахе с красной вышивкой в русском народном стиле) маскируются под «типичных» жителей глубинки и спасаются от погони при помощи деревянной тачки - телеги, х/ф «РЭД», 2010г. (приложение, рис.6)

Российский боец воздушно-десантных войск Николай в исполнении одного из немногих русских актеров, сделавших карьеру в Голливуде - Олега Тактарова, х/ф «Хищники», 2010г. В фильме представляет собой образ русского богатыря – не самого умного, но могучего и надежного. Николай экипирован одним из самых брутальных видов стрелкового вооружения – пулеметом системы Гатлинга с вращающимся блоком стволов. Использовать этот пулемёт в качестве ручного оружия невозможно, но десантника Николая это не останавливает (приложение, рис.7).

Кадр из х/ф «Железный Человек 2», 2010г. сочетает в себе сразу полдесятка стереотипов о России. Действие фильма разворачивается в наши дни, хотя общее состояние и антураж квартиры скорей подходят для очень неблагополучного жилья начала девяностых. В кадре — умнейший советский ученый Антон Ванко и его сын Иван. В левом углу жилища видно какое-то оборудование. На столе перед героями стоит бутылка водки, которую Иван пьет из горла. Справа мы видим «русский народный» музыкальный инструмент — аккордеон, а комнату освещает неизменная «лампочка Ильича» (первая бытовая лампа накаливания, появившаяся в домах крестьян и колхозников еще в СССР) (изображение №8). Кроме того, по сюжету фильма в Америке теплое лето, но в России – неизменная зима (приложение, рис №9).

Агент неназванной российской спецслужбы Иван Егоров в исполнении Маттиаса Шонартса, х/ф «Красный Воробей», 2018. Иван готов пойти на всё, чтобы добиться своих целей. Черты лица, мимика и жесты невероятно напоминают президента Российской Федерации Владимира Путина (приложение, рис.10).

Х/ф «Красная жара» 1988 г. стал одним из первых ярких примеров «развесистой клюквы» в кинематографе. Советский милиционер Иван Данко (актер – Арнольд Шварценеггер) носит весьма странную форму, в которой есть элементы, по крайней мере, шести униформ различных советских войск и служб. Момент, где Иван после поимки преступника, ломает его протез и высыпает из него «кокаинум» (приложение, рис.11) стал одним из самых известных примеров стереотипного изображения русских американцами.

ГЛАВА III.Американские стереотипы о русских в интернет-среде.

В наши дни интернет стал неотъемлемой частью жизни практически каждого человека. И ни для кого не секрет, что благодаря интернету можно ознакомиться с информацией любого содержания. Для более полного исследования стереотипов и для доказательства того, что в американском обществе они ещё существуют, мы нашли несколько пользователей, приехавших в Россию из США, которые поделились своим мнением о нашей стране во всемирной сети.

Американец Максвэлл Уильям приехал в Россию из Каламазу, штат Мичиган, преподает в английском разговорном клубе в Санкт-Петербурге. «В моём понимании существует два вида стереотипов. Одни – близкие к реальности, другие – просто смешные. Информацию о медведях, играющих на балалайках и свободно гуляющих по городам России в сопровождении суровых мужчин в шапках-ушанках, я воспринимал как забавный образ, не более. Однако в нём всё же есть доля правды: русские действительно очень суровы и не так часто улыбаются, особенно в общественных местах…В детстве я очень интересовался историей. Я всегда интересовался историей. Я изучал Советский Союз. Мне кажется, что многие стереотипы о русских, много разных мыслей, которые у меня были о России точно связанны с Советским Союзом… Но сегодня нам мало чего показывают о России. В кино, скорее всего, покажут сцены в России, когда идет снег, зима в Москве, на заднем плане конструктивистская архитектура, какая-нибудь бабушка ждет трамвая, очень печальная и несчастная. И мне казалось, что это то, как Россия себя чувствует… Российская культура особо не распространилась через Атлантику на США. Я думаю, люди не знают, какая Россия на самом деле» [11].

Некоторые стереотипы только укрепляются, например, о холоде: «Больше всего, я помню, шокировал холод. Я сам тоже из северной части США, Мичиган довольно близко к Канаде. У нас бывает холодно, у нас идет снег, наступает зима, но здесь было минус сорок по Цельсию в первую неделю, когда я прилетел в Екатеринбург. Я вышел на улицу, и мои веки от холода примерзли друг к другу. Такого я никогда не испытывал, и больше не хочу». Миф о русских мафиози: «Я думаю, в самом начале у меня были свои стереотипы, которые я проецировал на людей. Когда я видел большого лысого мужчину, очень сильного с виду, я думал «О, он точно из мафии!». Как-то так»[12].

Другой американский путешественник Леопольд, проживший в России 8 месяцев, подтверждает укоренившееся представление о радушии и гостеприимстве русских людей: «Ходить в гости к русским — это всегда праздник! Можно быть уверенным, что там будет еда, чай, развлечения и что-то более тяжёлое, чем чай. Оказавшись в качестве гостя в российской квартире, знайте, что вас ждёт только угощение и удовольствие. Например, если вы попытаетесь вымыть за собой посуду — это могут расценить как оскорбление. Лучше расслабиться и вспомнить, что вы сейчас в России» [18]. Американец Адам Робертсон, переехавший жить в Россию, пишет: «Перед тем как оказаться в России, я думал, что здесь половина людей — мафия. Это неправда. И то, что все пьянствуют и ходят в ушанках, — тоже неправда. Я любил историю в детстве и много читал про коммунизм. Когда приехал, обрадовался, что его здесь нет. А ведь в книжках по истории и фильмах только и говорят, что о КГБ». Он же отмечает стереотип о суеверии русских: «Суеверия есть в каждой культуре, но в России они совсем нелогичные. И люди относятся к ним чересчур серьезно. Зачем, к примеру, мыть руки на улице во время похорон? Я не верю ни в приметы, ни в знаки судьбы. Они мешают людям жить» [23].

В Сети набирает популярность YouTube-канал «Американец в России», на котором его автор, зарегистрированный под именем Дека Мэтью, выкладывает видеоролики о своей жизни в нашей стране. «Для моих земляков большая загадка, почему я люблю Россию и говорю по-русски. Они всегда задают мне много смешных вопросов по этому поводу. Например, а правда ли, что в России вообще нет лета, все пьют водку, а русские девушки — самые красивые в мире и всегда ходят на каблуках?» [17].

Известный писатель и журналист из США Джеймс Брэдли был в шоке от того, что увидел в Москве. По итогам трехнедельного посещения столицы России, в издании «The Duran» он написал эмоциональную статью: «Я смотрел крайне внимательно, однако от жилых районов до индустриальных зон, от центра города до дремучего пригорода, я не нашёл ни единой ямы на дороге. Московские зимы гораздо более жестокие, однако дороги гладкие, как шёлк…«Разрушенная экономика»?! Да, Москва действительно не представляет всю Россию, но и Нью-Йорк не представляет все США. Я вырос, читая неточную и поверхностную советскую пропаганду о США. Сейчас у меня вызывает вопросы американская пропаганда насчёт России. Возможно, транспортным властям крупных городов США стоит съездить в Москву, и отправить своим коллегам несколько фотографий того, как городу с крайне жёсткими зимними погодными условиями удаётся сохранять безупречную инфраструктуру, и сделать это из такси, оборудованного Wi-Fi. И возможно нам, американцам, стоит пересмотреть наше отношение к непрекращающемуся потоку негатива и лжи со стороны наших властей по отношению к России» [13]. На наш взгляд, мнение Джеймса Бредли об идеальных российских дорогах ошибочно, возможно в Москве действительно инфраструктура находится на высшем уровне, но лишь в развитых городах. Однако в его статье красной нитью проходит мысль о том, что, к большому сожалению, огромную роль в становлении и укреплении стереотипного мышления одной нации о другой играют политика и пропаганда.

ГЛАВА IV. Стереотипы русских о русских

При формулировании задач данного исследования, мы предположили мысль о существовании автостереотипов, то есть стереотипов русских (россиян) о русских. Это предположение, мы посчитали необходимым проверить опытным путем, для чего нами было проведено анкетирование среди учащихся основной (6-7 классы) и старшей (11 класс) школы. Суть анкетирования заключалась в том, что респондентам было необходимо написать первые пришедшие на ум ассоциации с русскими. Вопрос был сформулирован как открытый для того, чтобы не оказывать влияния на мнение респондентов и узнать, является ли их ассоциативное мышление стереотипным. Ответы оказались разнообразными, но самыми популярными словами и словосочетаниями были следующие: сила и мужество, медведи, сильная армия, масленица, мороз, шапка-ушанка, матрешка. Были и негативные ассоциации, например — плохие дороги. Но мнение о плохих дорогах сложно отнести к стереотипному, это отражение реальных особенностей жизни в современной России. По рейтингу Всемирного экономического форума дорожной полотно России находится на 123 месте из 138 стран [16]. Результаты анкетирования для большей наглядности мы представили в форме гистограммы. Количество респондентов-школьников составило 40 человек.

После рассмотрения всех вариантов ответов, мы пришли к выводу, что большинство из них являются растиражированными национальными стереотипами. Чуть позднее, для составления более полной картины мнений, мы решили опросить и педагогов нашей школы. Количество опрошенных педагогов – 25 человек.


Из результатов опроса педагогов, мы видим, что их ответы оказались более разнообразными, и что примечательно, всего три ответа отразили самые популярные стереотипы: холод, матрешка и водка (причем последние 2 – ответ одного респондента).

Совершенно неожиданным открытием для нас стал тот факт, что школьники- респонденты продемонстрировали по большей части схожее с американским стереотипное восприятие нашей нации. На наш взгляд, это говорит о недостаточном уровне культурного самосознания и, возможно, образования. В отличие от старшей по возрасту группы респондентов - педагогов, ученики не так широко и разносторонне ответили на вопрос. Также это может являться следствием того, что учащиеся школы, в отличие от преподавателей, с самого детства «потребляют» западную, в том числе американскую массовую культуру, в большем объеме.

ВЫВОДЫ:

Стереотипы — это принятые в исторической общности образцы восприятия. В ходе проведенного исследования были выявлены наиболее часто встречающиеся в американском обществе стереотипы о русских: медведь, шапка-ушанка, матрёшка, холод, отсутствие улыбки, водка

История их возникновения показывает, что людям свойственно «экономить» на собственных умственных усилиях, не пытаясь разобраться в тех или иных явлениях осознанно в подробностях.

В ходе исследования мы также увидели, что система стереотипов в американском кино не только сокращённый и упрощённый путь восприятия русских, но и средство воспитания американского общества, способ защиты и укрепления своего положения в мире.

Исследование интернет-контента американцев о русских показало, что, стереотипы, под влиянием разных факторов, могут разрушаться, в тот же момент могут появляться новые стереотипы.

Исследование подтвердило и существование автостереотипов, то есть русских (россиян) о русских. Автостереотипы демонстрируют наши чувства, приязнь или неприязнь и ассоциируются с самыми разными эмоциями. Интересным фактом исследования стал факт поверхностного осознания наших культурных ценностей у большинства респондентов школьного возраста. Респонденты-школьники (их подавляющее большинство) показали сходство своих стереотипов со стереотипами американских граждан.

К большому сожалению, огромную роль в становлении и укреплении стереотипного мышления одной нации о другой играют политика и пропаганда.

Данное исследование подтвердило гипотезу о том, что если существуют стереотипы одних наций о других, то это является свидетельством недостаточно глубокого и всеобъемлющего межкультурного диалога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, стереотипам отведена роль упрощения восприятия информации об окружающем мире. К сожалению, это упрощение становится настолько гипертрофированным, что искажает действительность, несмотря на реальную историческую обоснованность.

Стереотипы – неотъемлемая часть культурного самосознания. Даже если попытаться опровергнуть какие-либо стереотипы, взамен всегда появятся новые. Они существовали и будут существовать всегда, так как им отведена роль упрощения восприятия информации об окружающем мире. Стереотип начинает действовать ещё до того, как включается разум. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия. Важно, чтобы стереотипы не были обидными, гипертрофированно искажающими действительность, переходящими в абсурдные предрассудки.  История знает случаи отказа от типизаций. Те, кого мы любим, кем искренне интересуемся, кого стремимся понять, как правило, отвечают нам тем же, а не подводят нас под какую-то классификацию. Именно поэтому важно в международном общении выстраивать глубокий и всеобъемлющий межкультурный диалог.


Список литературы:

1. Азаров В. Н. К вопросу об отношениях России и Европы в ХУП—ХУШ веках / В. Н. Азаров // Научный диалог. - 2013. - № 11 (23) : История. Социология. Философия. - С. 6-12.

2. Большой оксфордский толковый словарь английского языка = Oxford school dictionary : 45000 слов и выражений / под ред. А. Делаханти и Ф. Макдональда. – М. : АСТ ; Oxford : Астрель, 2005. - 807 с.

3. Горожанина С. Русская матрешка. – М.: Интербук-бизнес, 2012. – 208 с.

4. Лаптева, Е.В. Американское россиеведение: стереотипы и мифы: моногр. – Уральский гос. университет, 2004. – 143 с.

5. Липпман У. Общественное мнение. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 384 с.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений - 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. — 944 с.

7. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. – М.: Флинта: Наука, 2006. - 238 с.

8. Сергеева А.В.: Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. – М.: Флинта, 2018. – 320 с.

9. Фёдорова Л.Л. Стереотипы в языке, коммуникации и культуре М.: Изд. центр РГГУ, 2009. С. 11–21.

10. Храппа. В. От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений. — М.: ЭНАС, 2009. – 176 с.

11. Американец Максвэлл Уильям о России: «В США это считается дурным тоном» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://x-true.info/59984-amerikanec-maksvell-uilyam-o-rossii-v-ssha-eto-schitaetsya-durnym-tonom.html

12. Американец в России [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://pikabu.ru/story/amerikanets_v_rossii_5322579

13. Американец в России: дороги, такси и разрушенная экономика [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://ru-open.livejournal.com/326990.html

14. История ушанки [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.1tv.ru/shows/dobroe-utro/moda/istoriya-ushanki?start=0

15. Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам LI студенческой международной заочной научно-практической конференции. – М.: «МЦНО». – 2017. – № 11 (50) / [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/11(50).pdf

16. Рейтинг стран по качеству дорог [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://nonews.co/directory/lists/countries/quality-roads

17. Лаврова А. «У меня дома есть пакет с пакетами!»: как американец обрусел [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.ridus.ru/news/253095
18. Лаврова А. «Добро пожаловать в страну безумия!»: американец рассказал о жизни в России [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.ridus.ru/news/262211

19. Пацкин М.Ю. История водки [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5%2824%29.pdf

20. Хиллари Клинтон пришла на выпускной Йельского университета с русской шапкой-ушанкой [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.1tv.ru/news/2018-05-21/345827-hillari_klinton_prishla_na_vypusknoy_yelskogo_universiteta_s_russkoy_shapkoy_ushankoy

21. Хрусталев Д. Происхождение «русского медведя» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://m.polit.ru/article/2011/05/17/russianbear/

22. «Russac is Moscova». Какой увидели Россию первые гости из Европы [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.aif.ru/society/history/russac_is_moscova_kakoy_uvideli_rossiyu_pervye_gosti_iz_evropy

23. Экспаты о России и русских: американец Адам » [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://www.moya-planeta.ru/travel/view/jekspaty_o_rossii_i_russkih_amerikanec_adam_22381/

Приложения

Рис.1 Кадр из художественного фильма «Армагедон», 1998г.
 

Рис.2 Кадр из художественного фильма «День независимости», 1996г.

Рис.3 Кадр из художественного филма «День независимости», 1996г.

Рис.4 Кадр из художественного фильма «День независимости», 1996г.

Рис.5 Кадр из художественного фильма «РЭД», 2010г

Рис.6 Кадр из художественного фильма «РЭД», 2010г

Рис.7 Кадр из художественного фильма «Хищники», 2010г

Рис.8 Кадр из художественного фильма «Железный Человек 2», 2010г

Рис.9 Кадр из художественного фильма «Железный Человек 2», 2010г

Рис.10 Кадр из художественного фильма «Красный Воробей», 2018г.

Рис.11 Кадр из художественного фильма «Красная жара», 1988г.

Просмотров работы: 2008