Английские сокращения в речи подростков

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Английские сокращения в речи подростков

Клачкова М.А. 1
1МБОУ ООШ №1 им. М.А. Погодина
Карасева О.В. 1
1МБОУ ООШ №1 им. М.А. Погодина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В сети интернет, общаясь с друзьями в ВКонтакте, я очень часто встречаю незнакомые мне слова, которые не могу перевести с помощью словаря, а также наборы заглавных букв, которые мне не понятны. Кроме того, в учебнике английского языка я также встречала подобные сокращенные формы. Учитель английского языка объяснила мне, что это сокращения, или акронимы. Термин был мне незнаком, но очень заинтересовал.

Таким образом, появилась проблема: что такое акронимы, как они появляются и какую роль играют в современном языке.

Актуальность моей работы заключается в том, что английский язык является открытой системой и постоянно изменятся. Увеличивается объем информации, которой люди ежедневно обмениваются. Это приводит к тому, что в процессе общения слова сокращаются. Сокращения применяются практически во всех сферах нашей жизни. Среди молодежи сокращения возникают как сознательное нарушение нормы. Привлекает и определенная свобода в создании новых слов, отсюда их близость к жаргонам и просторечию. Этот процесс имеет стихийный характер, и зачастую подростки используют сокращения неправильно и неуместно.

Новизна исследования заключается в том, что я не только рассмотрела и классифицировала английские сокращения, но и создала словарь наиболее распространённых сокращений для правильного их использования.

Я выдвинула следующую гипотезу: если процесс использования английских сокращений в речи подростков неизбежен и популярен, то разъяснительная работа будет способствовать их правильному употреблению.

Цель – исследование использования английских сокращений в речи подростков.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность сокращений как языкового явления.

2. Исследовать причины возникновения сокращенных лексических единиц.

3.Рассмотреть виды и способы сокращений в современном английском языке.

4. Создать карманный словарь наиболее употребляемых английский сокращений.

Объект исследования – английские сокращения в речи подростков.

Предмет исследования – правильность использования английских сокращений в речи подростков.

Методы исследования:

анализ литературных источников и сведений, полученных из Интернет-источников;

приемы лингвистического наблюдения и сравнения;

описательный метод с приёмами наблюдения языковых явлений;

приём систематики и классификации;

социологический опрос, анкетирование.

1. Основная часть

1.1. Сокращения в речи как языковое явление

Первым этапом моего исследования является сбор информации по предмету исследования. В словаре Ожегова [5] я нашла определение понятия «сокращение» с лингвистической точки зрения:

«Сокращение - усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения».

Понятие «акроним» в словаре Ожегова я не обнаружила, но нашла его в словаре иностранных слов [4].

«Акроним - выражение (слово), образованное от начальных букв. То же, что буквенная аббревиатура».

На моем исследовательском пути появляется еще один термин – «аббревиатура».

Определение этого понятия я также взяла из словаря Ожегова [5]:

«Аббревиатура - существительное, образованное из усечённых отрезков слов, из таких же отрезков в сочетании с целым словом, а также из начальных звуков слов или названий их начальных букв, сложносокращённое слово».

Изучив определения понятий, я составила следующую схему, которая демонстрирует взаимосвязь этих понятий:

Рис. 1. Взаимосвязь понятий «сокращение», «аббревиатура», «акроним»

Таким образом, сокращение является наиболее общим понятием по отношению к аббревиатуре и акрониму. Аббревиатура и акроним - родственные понятия и отличаются тем, что акроним является самостоятельной лексической единицей.

1.2. Лексический анализ текстов учебника и речи

На следующем этапе своего исследования, воспользовавшись методом лексического анализа текста, я проанализировала наш учебник по английскому языку “Starlight”, а также вела наблюдения на уроках английского языка, в повседневном общении, в сети Интернет.

Сначала я выписывала все встречающиеся мне сокращения в блокнот. Для удобства результаты моих наблюдений представлены в виде таблицы:

Таблица 1.

Результаты лексического анализа

На уроке, в учебнике

SB, WB, H/W, 1st, 2nd, 6th, Ex., p., V, I’m, He’s, She’s, It’s, They’re, You’re, We’re, do, «ЮНЕСКО», «НАТО», USA, UK, GB, ad, Mon., fridge, phone

В повседневном общении

«Го», «Бро», «ЛОЛ», «ИМХО», «ХАЙП», «Ок», CD, DVD, ТВ, «смс», «вай-фай», «вип», «инфа», SOS, «OMG», HD, mms

В сети интернет

Пин, www, e-mail, @, LOL, IMHO, ASAP, IDK, BBC, Lc, l8, w8, u, r, cul8r, b4, 4get, XO-XO

Таким образом, в ходе наблюдения я выяснила, что английские сокращения часто используются на уроках английского языка и в повседневной жизни. Также я заметила, что сокращения образованы разными способами, а это затрудняет их изучение и запоминание.

1.3. Причины появления сокращений и их классификация

Далее я решила выяснить, как и почему образуются сокращения и каким образом их классифицируют.

Еще раз изучив результаты лексического анализа, я пришла к выводу, что одной из основных причин появления сокращений как в устной, так и в письменной речи, является стремление сэкономить время [6]. В настоящее время люди все больше общаются в сети Интернет, с помощью различных месседжеров и социальных сетей. И чтобы сократить время, которое тратится на набор текста сообщения, используют сокращения.

Безусловно определенную роль в появлении сокращений играет научно-технический прогресс. С появлением компьютеров, мобильных телефонов, различных гаджетов и девайсов, рождаются все новые сокращения, например: sms, Wi-Fi, mms, DVD, CD и т.д.

Пересмотрев данные, полученные в ходе лексического анализа, я пришла к выводу, что по способу образования существуют следующие типы сокращений:

а) сокращения, образованные по начальным буквам в словах и словосочетаниях;

б) сокращения, образованные в результате опущения гласных букв;

в) комбинированные сокращения с использованием символов;

в) частичные сокращения, состоящие из буквы или слога и полного слова;

г) слоговые сокращения;

д) цифровые сокращения;

е) грамматические сокращения.

Сокращения, образованные по начальным буквам в словах и словосочетаниях

Данный вид сокращений образуется следующим способом: берется первая буква каждого слова из фразы. Если при чтении сокращения каждая буква произносится отдельно, например, smsshort message service, то такое сокращение является аббревиатурой. ДругиепримерыаббревиатурCD (compact disk), DVD (digital versatile disc), TV (television), HD (high definition).

Если сокращение читается не по буквам, а единым словом, например, VIPvery important person (очень важный человек), то такое сокращение называют акроним. К акронимам относятся популярные в наши дни LOL, IMHO, OMG.

Сокращения, образованные в результате опущения гласных букв

Такие сокращения образуются путем опущение гласных букв. В результате остается каркас из согласных букв, который напоминает слово целиком. Подобного рода сокращения часто используются в словарях, письмах личного характера:

pls = please,

txt = text,

abt = about.

Комбинированные сокращения с использованием символов

Подобных сокращений сравнительно немного, но они довольно часто используется в повседневной жизни и в сети интернет. В них целое слово или его часть заменятся на символ. Символ @ - заменяет предлог «at» в сообщениях:

@wrk (at work) – на работе;

c u @ 7 (see you at 7) – встретимсяв 7.

Частичные сокращения, состоящие из буквы или слога и полного слова

Такие сокращения образованы путем усечения части слова. Как правило подобным образом сокращаются сложные слова или словосочетания:

e – mail – electronic mail;

T – shirt.

Слоговые сокращения

Образованы путем усечения частей слова или слов в словосочетании:

Wi – Fi – wireless fidelity;

Internet – international network.

Цифровые сокращения

Данный способ образования сокращений является один из самых популярных в sms- и Интернет-переписке и основан на схожести звучания некоторых числительных и слогов, например: число 8 – eight, поэтому слово wait (ждать) в sms-сообщении выглядит так. Другие примеры, b4 (before), 2day (today). При этом сохраняется только фонетический облик числительного.

Данный тип сокращений относят к фонетическим сокращениям, в которых используют не только цифры, но и буквы английского алфавита: Uyou, rare, uryour, C - see. Вот так можно сократить целое предложение: C u l8r = See you later! How are you? = How r u?

Грамматические сокращения

Довольно часто используются в устной и письменной речи в повседневном общении.

Такие сокращения образуются путем усечения, как правило, вспомогательных глаголов и глагола to be, а также в сочетании этих глаголов с отрицательной частицей not: I’m, don’t, you’ve.

Таким образом, сокращения образуются разными способами. Некоторые являются устоявшимися, носят повседневный характер и знакомы всем. Другие направлены на узкий круг пользователей, так как имеют узкую специализацию. Сокращения постоянно обновляются, но их главная особенность состоит в передаче смысла и звучания слова без сохранения его формы. При помощи данной классификации можно наблюдать, что, как правило, сокращаются слова, которые не несут особой лексической нагрузки в сообщении, либо словосочетания по начальным буквам, что помогает достаточно сэкономить место и время.

2. Практическая часть

На следующем этапе своего исследования методом анкетирования я провела опрос, с целью выяснить, что знают мои сверстники о сокращениях, используют ли они их в своей речи и для чего. Я предложила ребятам ответить на следующие вопросы:

1. Встречали ли вы английские сокращения?

Нет

Да

2. Где чаще всего вы встречаете английские сокращения:

В учебнике

В интернете

В книгах и/или журналах

В повседневном общении.

3. Какие английские сокращения вы знаете? _________________________

_______________________________________________________________

4. Для чего вы используете английские сокращения?

Для экономии

Потому что это модно

Не использую

5. Зашифруй следующее сообщение, используя английские сокращения:

See you later. _________________________________________

How are you? ________________________________________

I will be there before eight. _____________________________________

You forgot your coat. _____________________________________

Where are you? _____________________________________

I’m waiting for you outside. _____________________________________

What are you doing today? _____________________________________

В опросе приняло участие 50 учеников 6-х классов. Результаты анкетирования представлены в Приложении 1.

Таким образом, я выяснила, что всего лишь 8% ребят никогда не слышали о сокращениях, что говорит о распространенности сокращений в речи подростков (Приложение 1 рис.1).

Чаще всего они встречают сокращения в сети интернет и учебнике английского языка (Приложение 1 рис.2).

Чаще всего учащиеся используют сокращения, потому что это модно, а также в целях экономии времени (Приложение 1 рис.3).

Часто используемые сокращения : «Го», «Бро», «ЛОЛ», «ИМХО», «ХАЙП», «Ок», CD, DVD, ТВ, «смс», «вай-фай», «вип», «инфа», SOS, «OMG», HD, mms

Также я отметила, что многие ребята употребляют английские сокращения, не зная их точного определения, что может вызвать недопонимание.

Выполнение последнего задания вызвало затруднения: никто из учащихся не сумел записать предложения в сокращенной форме правильно.

Поэтому в рамках недели иностранных языков я провела для ребят мастер-класс, на котором познакомила их со способами аббревиации. Также я подготовила буклет, в который включила сокращения из разных сфер жизни, образованные разными способами (Приложение 2).

Я предложила моим сверстникам выполнить еще раз задание. Теперь с ним справились 67% ребят. Это говорит о том, что в результате работы с буклетом и проведения мастер-класса ребята запомнили английские сокращения и употребляют их правильно.

Рис.2. Результаты повторного выполнения задания

Заключение

В ходе исследовательской работы я выполнила все поставленные задачи. Я рассмотрела сущность сокращений как языкового явления, определила причины использования сокращений в речи подростков. Также я рассмотрела виды и способы сокращений в современном английском языке. Методом анкетирования установила, что мои сверстники используют английские сокращения, часто не понимая их значения. Я провела мастер-класс, на котором рассказала об английских сокращениях и способах их образования. Также я создала буклет, в который включила наиболее употребляемые английские сокращения, образованные разными способами.

Таким образом, моя гипотеза полностью подтвердилась: разъяснительная работа способствует правильному употреблению английских сокращений в речи подростков.

Считаю, что цель моего исследования полностью достигнута.

В будущем я хочу исследовать современные Интернет-сокращения.

Список литературы

Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель Науч.-ред.совета Ю.С. Осипов. Отв.ред. С.Л. Кравец. Т.12. Исландия – Канцеляризмы. – М.: Больщая Российская энциклопедия, 2008. – 767 с.: ил.: карт.

Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 1888с.: ил.

Захаренко Е. Н. Новый словарь иностранных слов : [свыше 25 000 слов и словосочетаний : толкование, этимология, примеры употребления] / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва : Азбуковник, 2008.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред.докт.филол.наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 15-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1984 – 816с.

Ступин Л. П. Аббревиатуры и проблема их включения в толковые словари. // Вопросы теории и истории языка. – С-Пб, 2003г.

Приложения

Приложение 1. Результаты первичного анкетирования

Рис.1

Рис.2

Рис.3

Приложение 2. Буклет «Современные английские сокращения»

Просмотров работы: 423