Введение
В сети интернет, общаясь с друзьями в ВКонтакте, я очень часто встречаю незнакомые мне слова, которые не могу перевести с помощью словаря, а также наборы заглавных букв, которые мне не понятны. Кроме того, в учебнике английского языка я также встречала подобные сокращенные формы. Учитель английского языка объяснила мне, что это сокращения, или акронимы. Термин был мне незнаком, но очень заинтересовал.
Таким образом, появилась проблема: что такое акронимы, как они появляются и какую роль играют в современном языке.
Актуальность моей работы заключается в том, что английский язык является открытой системой и постоянно изменятся. Увеличивается объем информации, которой люди ежедневно обмениваются. Это приводит к тому, что в процессе общения слова сокращаются. Сокращения применяются практически во всех сферах нашей жизни. Среди молодежи сокращения возникают как сознательное нарушение нормы. Привлекает и определенная свобода в создании новых слов, отсюда их близость к жаргонам и просторечию. Этот процесс имеет стихийный характер, и зачастую подростки используют сокращения неправильно и неуместно.
Новизна исследования заключается в том, что я не только рассмотрела и классифицировала английские сокращения, но и создала словарь наиболее распространённых сокращений для правильного их использования.
Я выдвинула следующую гипотезу: если процесс использования английских сокращений в речи подростков неизбежен и популярен, то разъяснительная работа будет способствовать их правильному употреблению.
Цель – исследование использования английских сокращений в речи подростков.
Для достижения цели я поставила следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность сокращений как языкового явления.
2. Исследовать причины возникновения сокращенных лексических единиц.
3.Рассмотреть виды и способы сокращений в современном английском языке.
4. Создать карманный словарь наиболее употребляемых английский сокращений.
Объект исследования – английские сокращения в речи подростков.
Предмет исследования – правильность использования английских сокращений в речи подростков.
Методы исследования:
анализ литературных источников и сведений, полученных из Интернет-источников;
приемы лингвистического наблюдения и сравнения;
описательный метод с приёмами наблюдения языковых явлений;
приём систематики и классификации;
социологический опрос, анкетирование.
1. Основная часть
1.1. Сокращения в речи как языковое явление
Первым этапом моего исследования является сбор информации по предмету исследования. В словаре Ожегова [5] я нашла определение понятия «сокращение» с лингвистической точки зрения:
«Сокращение - усечение слова, а также часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения».
Понятие «акроним» в словаре Ожегова я не обнаружила, но нашла его в словаре иностранных слов [4].
«Акроним - выражение (слово), образованное от начальных букв. То же, что буквенная аббревиатура».
На моем исследовательском пути появляется еще один термин – «аббревиатура».
Определение этого понятия я также взяла из словаря Ожегова [5]:
«Аббревиатура - существительное, образованное из усечённых отрезков слов, из таких же отрезков в сочетании с целым словом, а также из начальных звуков слов или названий их начальных букв, сложносокращённое слово».
Изучив определения понятий, я составила следующую схему, которая демонстрирует взаимосвязь этих понятий:
Рис. 1. Взаимосвязь понятий «сокращение», «аббревиатура», «акроним»
Таким образом, сокращение является наиболее общим понятием по отношению к аббревиатуре и акрониму. Аббревиатура и акроним - родственные понятия и отличаются тем, что акроним является самостоятельной лексической единицей.
На следующем этапе своего исследования, воспользовавшись методом лексического анализа текста, я проанализировала наш учебник по английскому языку “Starlight”, а также вела наблюдения на уроках английского языка, в повседневном общении, в сети Интернет.
Сначала я выписывала все встречающиеся мне сокращения в блокнот. Для удобства результаты моих наблюдений представлены в виде таблицы:
Таблица 1.
Результаты лексического анализа
На уроке, в учебнике |
SB, WB, H/W, 1st, 2nd, 6th, Ex., p., V, I’m, He’s, She’s, It’s, They’re, You’re, We’re, do, «ЮНЕСКО», «НАТО», USA, UK, GB, ad, Mon., fridge, phone |
В повседневном общении |
«Го», «Бро», «ЛОЛ», «ИМХО», «ХАЙП», «Ок», CD, DVD, ТВ, «смс», «вай-фай», «вип», «инфа», SOS, «OMG», HD, mms |
В сети интернет |
Пин, www, e-mail, @, LOL, IMHO, ASAP, IDK, BBC, Lc, l8, w8, u, r, cul8r, b4, 4get, XO-XO |
Таким образом, в ходе наблюдения я выяснила, что английские сокращения часто используются на уроках английского языка и в повседневной жизни. Также я заметила, что сокращения образованы разными способами, а это затрудняет их изучение и запоминание.
Далее я решила выяснить, как и почему образуются сокращения и каким образом их классифицируют.
Еще раз изучив результаты лексического анализа, я пришла к выводу, что одной из основных причин появления сокращений как в устной, так и в письменной речи, является стремление сэкономить время [6]. В настоящее время люди все больше общаются в сети Интернет, с помощью различных месседжеров и социальных сетей. И чтобы сократить время, которое тратится на набор текста сообщения, используют сокращения.
Безусловно определенную роль в появлении сокращений играет научно-технический прогресс. С появлением компьютеров, мобильных телефонов, различных гаджетов и девайсов, рождаются все новые сокращения, например: sms, Wi-Fi, mms, DVD, CD и т.д.
Пересмотрев данные, полученные в ходе лексического анализа, я пришла к выводу, что по способу образования существуют следующие типы сокращений:
а) сокращения, образованные по начальным буквам в словах и словосочетаниях;
б) сокращения, образованные в результате опущения гласных букв;
в) комбинированные сокращения с использованием символов;
в) частичные сокращения, состоящие из буквы или слога и полного слова;
г) слоговые сокращения;
д) цифровые сокращения;
е) грамматические сокращения.
Сокращения, образованные по начальным буквам в словах и словосочетаниях
Данный вид сокращений образуется следующим способом: берется первая буква каждого слова из фразы. Если при чтении сокращения каждая буква произносится отдельно, например, sms – short message service, то такое сокращение является аббревиатурой. Другиепримерыаббревиатур – CD (compact disk), DVD (digital versatile disc), TV (television), HD (high definition).
Если сокращение читается не по буквам, а единым словом, например, VIP – very important person (очень важный человек), то такое сокращение называют акроним. К акронимам относятся популярные в наши дни LOL, IMHO, OMG.
Сокращения, образованные в результате опущения гласных букв
Такие сокращения образуются путем опущение гласных букв. В результате остается каркас из согласных букв, который напоминает слово целиком. Подобного рода сокращения часто используются в словарях, письмах личного характера:
pls = please,
txt = text,
abt = about.
Комбинированные сокращения с использованием символов
Подобных сокращений сравнительно немного, но они довольно часто используется в повседневной жизни и в сети интернет. В них целое слово или его часть заменятся на символ. Символ @ - заменяет предлог «at» в сообщениях:
@wrk (at work) – на работе;
c u @ 7 (see you at 7) – встретимсяв 7.
Частичные сокращения, состоящие из буквы или слога и полного слова
Такие сокращения образованы путем усечения части слова. Как правило подобным образом сокращаются сложные слова или словосочетания:
e – mail – electronic mail;
T – shirt.
Слоговые сокращения
Образованы путем усечения частей слова или слов в словосочетании:
Wi – Fi – wireless fidelity;
Internet – international network.
Цифровые сокращения
Данный способ образования сокращений является один из самых популярных в sms- и Интернет-переписке и основан на схожести звучания некоторых числительных и слогов, например: число 8 – eight, поэтому слово wait (ждать) в sms-сообщении выглядит так. Другие примеры, b4 (before), 2day (today). При этом сохраняется только фонетический облик числительного.
Данный тип сокращений относят к фонетическим сокращениям, в которых используют не только цифры, но и буквы английского алфавита: U – you, r – are, ur – your, C - see. Вот так можно сократить целое предложение: C u l8r = See you later! How are you? = How r u?
Грамматические сокращения
Довольно часто используются в устной и письменной речи в повседневном общении.
Такие сокращения образуются путем усечения, как правило, вспомогательных глаголов и глагола to be, а также в сочетании этих глаголов с отрицательной частицей not: I’m, don’t, you’ve.
Таким образом, сокращения образуются разными способами. Некоторые являются устоявшимися, носят повседневный характер и знакомы всем. Другие направлены на узкий круг пользователей, так как имеют узкую специализацию. Сокращения постоянно обновляются, но их главная особенность состоит в передаче смысла и звучания слова без сохранения его формы. При помощи данной классификации можно наблюдать, что, как правило, сокращаются слова, которые не несут особой лексической нагрузки в сообщении, либо словосочетания по начальным буквам, что помогает достаточно сэкономить место и время.
2. Практическая часть
На следующем этапе своего исследования методом анкетирования я провела опрос, с целью выяснить, что знают мои сверстники о сокращениях, используют ли они их в своей речи и для чего. Я предложила ребятам ответить на следующие вопросы:
1. Встречали ли вы английские сокращения?
Нет
Да
2. Где чаще всего вы встречаете английские сокращения:
В учебнике
В интернете
В книгах и/или журналах
В повседневном общении.
3. Какие английские сокращения вы знаете? _________________________
_______________________________________________________________
4. Для чего вы используете английские сокращения?
Для экономии
Потому что это модно
Не использую
5. Зашифруй следующее сообщение, используя английские сокращения:
See you later. _________________________________________
How are you? ________________________________________
I will be there before eight. _____________________________________
You forgot your coat. _____________________________________
Where are you? _____________________________________
I’m waiting for you outside. _____________________________________
What are you doing today? _____________________________________
В опросе приняло участие 50 учеников 6-х классов. Результаты анкетирования представлены в Приложении 1.
Таким образом, я выяснила, что всего лишь 8% ребят никогда не слышали о сокращениях, что говорит о распространенности сокращений в речи подростков (Приложение 1 рис.1).
Чаще всего они встречают сокращения в сети интернет и учебнике английского языка (Приложение 1 рис.2).
Чаще всего учащиеся используют сокращения, потому что это модно, а также в целях экономии времени (Приложение 1 рис.3).
Часто используемые сокращения : «Го», «Бро», «ЛОЛ», «ИМХО», «ХАЙП», «Ок», CD, DVD, ТВ, «смс», «вай-фай», «вип», «инфа», SOS, «OMG», HD, mms
Также я отметила, что многие ребята употребляют английские сокращения, не зная их точного определения, что может вызвать недопонимание.
Выполнение последнего задания вызвало затруднения: никто из учащихся не сумел записать предложения в сокращенной форме правильно.
Поэтому в рамках недели иностранных языков я провела для ребят мастер-класс, на котором познакомила их со способами аббревиации. Также я подготовила буклет, в который включила сокращения из разных сфер жизни, образованные разными способами (Приложение 2).
Я предложила моим сверстникам выполнить еще раз задание. Теперь с ним справились 67% ребят. Это говорит о том, что в результате работы с буклетом и проведения мастер-класса ребята запомнили английские сокращения и употребляют их правильно.
Рис.2. Результаты повторного выполнения задания
Заключение
В ходе исследовательской работы я выполнила все поставленные задачи. Я рассмотрела сущность сокращений как языкового явления, определила причины использования сокращений в речи подростков. Также я рассмотрела виды и способы сокращений в современном английском языке. Методом анкетирования установила, что мои сверстники используют английские сокращения, часто не понимая их значения. Я провела мастер-класс, на котором рассказала об английских сокращениях и способах их образования. Также я создала буклет, в который включила наиболее употребляемые английские сокращения, образованные разными способами.
Таким образом, моя гипотеза полностью подтвердилась: разъяснительная работа способствует правильному употреблению английских сокращений в речи подростков.
Считаю, что цель моего исследования полностью достигнута.
В будущем я хочу исследовать современные Интернет-сокращения.
Список литературы
Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель Науч.-ред.совета Ю.С. Осипов. Отв.ред. С.Л. Кравец. Т.12. Исландия – Канцеляризмы. – М.: Больщая Российская энциклопедия, 2008. – 767 с.: ил.: карт.
Большой Российский энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 1888с.: ил.
Захаренко Е. Н. Новый словарь иностранных слов : [свыше 25 000 слов и словосочетаний : толкование, этимология, примеры употребления] / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва : Азбуковник, 2008.
Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред.докт.филол.наук, проф. Н.Ю. Шведовой. – 15-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1984 – 816с.
Ступин Л. П. Аббревиатуры и проблема их включения в толковые словари. // Вопросы теории и истории языка. – С-Пб, 2003г.
Приложения
Приложение 1. Результаты первичного анкетирования
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Приложение 2. Буклет «Современные английские сокращения»