«Сам себе режиссёр» или использование видеороликов на уроках английского языка

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Сам себе режиссёр» или использование видеороликов на уроках английского языка

Митякина П.Ю. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос.Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области (ГБОУ СОШ пос.Кинельский)
Тарасова Е.В. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос.Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области (ГБОУ СОШ пос.Кинельский)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Но работа над фильмом - это более эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует, внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.

На уроках английского языка в нашей школе мы часто просматриваем презентации с картинками, прослушиваем аудиофайлы по темам. Я узнала, что многие материалы к уроку наша учительница создает самостоятельно. И мне стало интересно, что если мне снять видеоролики для наших уроков, сможет ли наша учительница использовать их в своей работе. Это и послужило гипотезой для моей работы. Для подтверждения данной гипотезы я поставила цель – создание видеороликов и использование их на уроках английского языка.

Задачи данной работы – изучить литературу по данной тематике, составить список тем для видеороликов, снять видеоролики, обработать отснятый материал, представить видеоролики на уроке английского языка, провести тестирование учащихся, проанализировать полученные результаты. Актуальностью темы является то, что в данный момент возрастает роль видео-технологий как одного из наиболее продуктивных способов изучения иностранных языков. Новизна данной работы заключается в том, что все видеоролики для уроков сняты и обработаны мною самостоятельно.

Объект исследования– современный урок английского языка в 5 классе. Предмет исследования – использование видеороликов на уроках английского языка. Теоретическая значимость данной работы заключается в анализе литературы об использовании видеороликов на уроках английского языка. Практическаязначимость обусловлена тем, что полученный материал можно будет использовать на уроках английского языка.

Глава 1. Теоретическая часть.

Безусловно, использование видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане изучения иностранного языка в целом.

В отличие от аудио или печатного текста, которые могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола, и психологическими особенностями личности говорящих. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте.

Видеоматериалы предоставляют практически неограниченные возможности для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения (при условии, что отобранные видеотексты дают необходимую основу для такого сравнения).

Очевидно и то, что видео может иметь сильное эмоционально воздействие на обучающих, служить стимулом и усилением для создания дополнительной мотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.

Я полагаю, что простая перспектива просмотра видео на уроке (и не только в группе младших школьников, но и во взрослой аудитории) может стать хорошим стимулом для усиления степени эффективности работы учащихся.

Для действительно эффективного использования видео на уроке необходимо убедиться в том, что:

• содержание используемых видеоматериалов соответствует реальному уровню общего и языкового развития учащихся и корреспондируется с содержанием серии уроков по теме;

• длительность используемого видеофрагмента непревышает реальные возможности урока/ этапа урока;

• ситуации видеофрагмента предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся;

• контекст имеет определенную степень новизны или неожиданности;

• текст видео сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной и реалистичной учебной задачи, понятной ученикам и оправданной всей логикой урока.

• видеоаппаратура настроена и проверена заранее, привычна в использовании для учителя;

• видеофрагмент известен самому учителю и заранее поставлен на начало просмотра.

Часто учителя, особенно молодые и недостаточно опытные, сетуют на то, что в процессе просмотра видео учащиеся отвлекаются от урока, плохо себя ведут, воспринимают начало просмотра как сигнал к развлечению. Безусловно, далеко не все на уроке зависит от учителя, ситуации могут быть самыми разными, но чаще всего подобные ситуации возникают, когда преподаватель:

• не учел реальные интересы и возможности учащихся при выборе видеофрагмента;

• не достаточно четко объяснил цель задания и то, как его выполнение будет оцениваться или повлияет на ход
дальнейшей работы;

• забыл или не сумел продумать дополнительные опоры для успешного выполнения предложенных
заданий для групп слабых/ средних и сильных учеников;

• первый раз использует видео;

• сам не уверен в необходимости и эффективности такой работы.

Несомненно, самым удобным для учителя является использование учебных видеоматериалов к УМКесли таковые имеются. Данное утверждение основывается на том, что учебные видеокурсы разработаны авторами профессионально и поэтому:

• удачно дополняют и расширяют учебный материал, представленный в других компонентах УМК (фактический, языковой, речевой, социокультурный);

• видеокассеты идут в комплекте с книгой для учителя, в которой представлены текстовые расшифровки всех видеосюжетов, а также разработана система языковых и речевых упражнений с учетом конкретного уровня учащихся, что экономит время учителя на подготовку уроков и снимает целый ряд сложностей;

• при условии, что тематика и уровень учебного общения данного УМК совпадает с другим УМК, выбранным в качестве базового, видеокурсы могут использоваться автономно.

К недостаткам данных материалов можно отнести их цену, часто недоступную для учителя и родителей, а также то, что совпадение различных УМК по тематике и набору языкового и речевого материала редко бывает достаточно полным для реальной возможности использования видеокомпонента УМК автономно от других компонентов курса.

Помимо учебных видео можно с успехом использовать такие видеоматериалы как:

• художественные и документальные фильмы;

• мультфильмы;

• видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач;

• музыкальные видеоклипы;

• рекламу;

• видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира;

• различные компьютерные программы с видеорядом и т.д.

После отбора материала, следующим этапом работы является продумывание той деятельности, которую будут осуществлять учащиеся под руководством педагога. Создавая собственные или адаптируя уже имеющиеся упражнения, важно принимать во внимание, что видео-урок – это процесс, состоящий из трех этапов:

1) предпросмотрового (pre-viewing)

2) демонстрационного (while-viewing)

3) постпросмотрового (post-viewing).

Каждый из них включает в себя несколько видов упражнений. При планировании учитель имеет возможность выбрать наиболее подходящие, соответствующие цели и задачам его урока.

Виды упражнений на предпросмотровом этапе могут быть следующими:

мозговой штурм;

прослушивание музыкального отрывка, беседы, дискуссии;

чтение текста;

заполнение таблицы;

описание картинок/ иллюстраций/ фото;

расположение иллюстраций в правильном порядке;

высказывание предположений относительно содержания видео-отрывка;

вопросно-ответная форма интерактивного взаимодействия;

ассоциации;

отработка и знакомство с новой лексикой.

Второй этап – демонстрационный – имеет еще название активного этапа. И он может включать такие упражнения как:

заполнение таблицы;

беззвучный просмотр;

просмотр с паузой;

поисковый просмотр;

направляемый просмотр;

свободные записи и заметки;

записи и заметки по заданной схеме;

расположение предложений/ картинок/ абзацев в правильном порядке;

расположение эпизодов просматриваемого отрывка в правильном порядке;

классификация информации;

поиск символов;

сопоставление слов и словосочетаний.

Работа на постпросмотровом этапе помогает формировать навыки письма и говорения. Все языковые трудности уже сняты и учитель направляет дискуссию, предоставляя учащимся речевые образцы и создает условия для творческой работы, осуществляемой в таком виде как:

дискуссия;

викторина;

оценка просмотренного;

обмен мнениями;

создание проекта/ постера/ плаката;

написание объявления/ доклада;

ролевая игра;

описание;

создание окончания истории;

решение проблемы;

написание отзыва.

Итак, учитель имеет широкий арсенал средств для создания интересного и продуктивного урока.

Выводы по первой главе

Необходимость использования видеороликов на уроках обусловлена требованием времени и не вызывает никаких сомнений. Современные дети живут в мире компьютерных технологий. Поэтому учителю просто необходимо владеть актуальными и наиболее продуктивными методами обучения и новыми образовательными системами.

Использование видеороликов дает принципиально новые возможности для повышения эффективности процесса обучения.

Видео-урок – это процесс, состоящий из трех этапов:

1) предпросмотрового (pre-viewing)

2) демонстрационного (while-viewing)

3) постпросмотрового (post-viewing).

Каждый этап включает в себя несколько видов упражнений.

Глава 2. Практическая часть.

Проанализировав теоретический материал, я провела следующую работу. Для начала я составила список актуальных тем для создания видеороликов. Я выделила три темы:

правила чтения;

лексический материал;

грамматический материал.

Мне хотелось бы подробнее обосновать выбор данных тем.

Правила чтения.

Мои одноклассники, учащиеся 5 класса, до сих пор затрудняются при чтении английских слов. Я решила, что повторение типов чтения будет весьма актуальным для моих одноклассников. Видеоролик по данной тематике можно предложить учащимся начальных классов.

Описание видеоролика № 1.

Мною были подготовлены 12 карточек. На карточках изображены гласный звук, пример слова с данным звуком, транскрипция, картинка, соответствующая примеру. Слованакарточках: plane, cat, bee, dress, feet, pie, big, tube, nut, rose, fox, boot, fly.Показывая каждую картинку, я рассказывала короткое стихотворение. Таким образом, учащиеся могут видеть букву, слово, в котором есть данная буква, слышать, как оно читается, а рифма в стихотворении улучшает запоминание.

Лексический материал.

Одним из показателей владения иностранным языком является богатый словарный запас. С каждым годом мы знакомимся и записываем в словарь все больше английских слов по различным темам. Как правило, значение новых слов мы ищем в словаре или догадываемся по картинке. Мне захотелось создать видеоролик по теме «Животные», используя игрушки. Эта тема была у нас в 5 классе, но словарный диктант показал, что написание отдельных животных вызывают затруднения у моих одноклассниках.

Описание видеоролика №2.

Показывая игрушечных животных, на экране появляется английское слово.

Явыбраласледующихживотных: a horse, a dog, a hen, a donkey, a cow, an ox, a bee, a cock, a chicken, a sheep, a goat.

Грамматический материал.

В этом году на уроках английского языка мы познакомились с PresentsContinuous. Сравнивая это время с PresentsSimple, у нас возникли трудности с порядком слов в предложении. С целью закрепить новый материал, я решила снять видеоролик.

Описание видеоролика №3.

Я подготовила 15 карточек со словами и предложила моим одноклассникам построить из них предложения. Каждый ученик должен был выбрать слово и встать в предложении на своё место. Для данного задания я выбрала следующие предложения:

Ilikeapples.

I dont like apples.

Do I like apples?

She likes apples.

She doesn’t like apples.

Does she like apples?

I am studying English.

I am not studying English.

AmIstudyingEnglish?

Задачи моего исследования заключаются не только в создании видеороликов, но и в использовании их на уроках английского языка. Так мною были разработаны несколько заданий к полученным видеороликам. Задания выполнялись на постпросмотровом этапе. Лист с заданиями в Приложении.

Учащиеся моего класса успешно выполнили задания. 100% одноклассников проявили интерес к данной работе на уроке.

Выводы по второй главе

Для подбора видеороликов необходимо учитывать тематику и актуальность материала. Мною были выбраны три основные темы для видеороликов. Я подготовила и продемонстрировала видеоролики на уроке английского языка. Учащимся моего класса было предложено выполнить задания после просмотра видеороликов. Одноклассники не только успешно выполнили задания, но и отметили интересный урок. А что касается меня, то подготовка видеороликов стала увлекательным и полезным занятием, которое я планирую продолжать.

Заключение

Целью данной исследовательской работы было создание видеороликов и использование их на уроках английского языка. Для достижения цели мною были решены поставленные задачи. Я изучила литературу по данной тематике, составила список тем для видеороликов, сняла видеоролики, обработала отснятый материал, представила видеоролики на уроке английского языка, провела тестирование учащихся, проанализировала полученные результаты. Результаты моего исследования показали, что:

использование видеороликов дает принципиально новые возможности для повышения эффективности процесса обучения;

применение видеоролика на уроке английского языка может состоять из трёх этапов, каждый из которых включает в себя несколько видов упражнений;

успешное выполнение заданий моими одноклассниками доказывает эффективность применения видеороликов на уроках английского языка.

Кроме того, исследование показало, что урок с применением видеоролика вызвал повышенный интерес у моих одноклассниках. Полученные выводы подтверждают моюгипотезу.

Список литературы и сайтов

1. А.П.Гореликова. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках английского языка с использованием видеоматериалов. - "Каро", Санкт-Петербург, 1998г.

2. Ю. И. Верисокин Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе № 5 2003 г. стр.31

3. Использование видео на уроках иностранного языка – Биробиджан Областной институт усовершенствования учителей 2003

4. mirznanii.com

Приложение

Просмотри видеоролики и выполни задания!

Соедини слово и звук

plane

u:

bee

i:

dress

ou

tube

ai

nut

ʌ

rose

ei

boot

e

fly

ju:

Опиши действия, которые ты видел в видеоролике№2.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Составь предложения:

Studying/am/I/English.

Don’t/like/apples/I.

She/like/does/apples?

Желаю удачи!!!!!

Просмотров работы: 887