Введение
В истории человечества есть много моментов, запечатленных в искусстве, музыке, литературе, однако зачастую эти события связаны не с самыми благополучными периодами в жизни людей. Так, первая мировая война нашла свое отражение в творчестве многих российских и зарубежных поэтов и писателей. Интересным является тот факт, что несмотря на то, что писали они на разных языках: русском, французском, немецком и т.д., художественные приемы, использованные ими, были очень похожи. Данный факт обусловил актуальность настоящего исследования.
В России Николай Гумилев является одним из наиболее выдающихся поэтов, работавших в годы Первой мировой войны. В Великобритании особо выделяют фигуру Ричарда Олдингтона. Таким образом, стихотворения этих двух поэтов составили предмет нашего исследования. Объектом выступили архаичные образы в произведениях Р. Олдингтона и Н. Гумилёва.
Цель исследования – провести сравнительный анализ поэзии Р. Олдингтона и Н. Гумилёва, посвященной Первой мировой войне.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
провести отбор стихотворений Ричарда Олдингтона и Николая Гумилёва, посвященных Первой мировой войне, для сравнительного анализа;
выделить и сравнить архаичные образы в описании Первой мировой войны Р. Олдингтоном и Н. Гумилевым;
сделать вывод на основе проделанного анализа.
Изучением этого вопроса занимались следующие ученые: И.А. Снегирев, Г.И. Чулков и другие.
Архаичные образы в поэзии Р. Олдингтона и Н. Гумилёва
Одним из ярких представителей английской «окопной поэзии» является Ричард Олдингтон. Некоторые его произведения принципиально выделяются из «подчеркнуто реалистичного» способа описания военной действительности. В этих стихотворениях присутствует архаичная образность, которая в начале 20 века считалась устаревшей. В стихотворении «Огневая завеса» артиллерийская подготовка представлена как битва богов:
«Взмахи орлиных крыльев над Прометеем,
Битва богов, поражаемых молотом Тора».
Они восходят к мифам времен «Илиады» и «Старшей Эдды».
Язык архаичной поэзии также используется Р. Олдингтоном для описания смерти в стихотворении «Возлюбленная»:
«Она явится
в кликах ликований,
В ликах созвездий,
Кивая дымовым плюмажем
Со скачущих коней.
Нагнувшись, она подхватит меня
И сожмет в своих сильных объятиях,
Пронзив меня поцелуем, как раной...»
В этом фрагменте наблюдается отождествление главной героини с валькирией, спускающейся к умирающим на поле боя воинам. Ведь именно валькирия забирает жизнь война при поцелуе.
Поэзия Николая Гумилева имеет подобную стратегию. В стихотворении «Смерть» говорится, что «одна лишь достойна смерть» — и это смерть воина, а ситуация ухода из жизни представлена следующим образом:
«Свод небесный будет раздвинут,
Пред душою и душу ту,
Белоснежные кони ринут
в ослепительную высоту».
Война как сакральное действо в поэзии Р. Олдингтона и Н. Гумилёва
Война понимается Н. Гумилёвым как сакральное, архаичное действо. Вот характерный фрагмент стихотворения «Война»:
«И воистину светло и свято
Дело величавое войны,
Серафимы, ясны и крылаты
За плечами воинов видны».
Война как вневременное явление представляется Н. Гумелеву и Р. Олдингтону сакральным мифическим явлением.
Истоки подобного описания войны Гумилёвым стоит искать, прежде всего, в его личном мировосприятии. Так, Г.И. Чулков в своей рецензии на книгу стихов «Колчан» рассуждает о толстовском неприятии войны и принципиальном отличии позиции Гумилёва: «...толстовское неприятие войны в большей или меньшей степени <...> свойственно почти всем современникам. Нелицемерно принимают войну как таковую, войну как «рыцарское и благородное» состояние, а не как необходимое, но всегда ужасное зло, лишь люди такого душевного строя, который вовсе не созвучен новой жизни, новой культуры, новому религиозному сознанию. Гумилёв один из них» [2, с. 453]. Разумеется, эта характеристика несколько упрощает то, как поэт воспринимал войну. Подтверждения его неоднозначного отношения к происходящему можно найти и в «Записках кавалериста», и в некоторых неопубликованных стихотворениях.
Другой, более вероятной причиной может общая авторская стратегия Гумилёва. Наиболее ярким и выразительным примером является стихотворение «Современность». Лирический герой видит «Одиссеев во мгле пароходных контор, / Агамемнонов между трактирных маркёров».
Заключение
Использование архаичных образов в описании военных действий и понимание войны как сакрального явления неслучайно в творчестве Ричарда Олдингтона и Николая Гумилёва. Во-первых, данный способ восприятия и описания действительности укладывается в общую логику развития европейского модернизма. Во-вторых, эти образы вызваны обращением к одной литературной традиции.
Список литературы
1. Снегирев, И.А. Образная архаика в военной поэзии Николая Гумилева и Ричарда Олдингтона // И.А. Снегирев. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), С. 44-46
2. Чулков, Г.И. Поэт — воин // Н.С. Гумилёв: proetcontra. СПб.: РХГИ, 2000. С. 451-454.