Тема «Конкретная поэзия на уроках немецкого языка»

VI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тема «Конкретная поэзия на уроках немецкого языка»

Семиёшкина У.В. 1
1МБОУ СОШ№2
Русакова  В.И. 1
1МБОУ СОШ№2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Поэзия – одно из самых древних искусств в истории человечества. Когда родилась поэзия, не знает никто. Но у людей появилось желание выразить свои чувства не обыденной речью. Так рождаются первые стихи.

«Поэзия содействует нравственному совершенствованию человека во все времена, развивая его воображение и таким образом, его способность к любви, которая есть суть нравственности, ибо любовь — это выход за пределы своего «я»и слияние с тем прекрасным,что заключено в чьих-то, не наших мыслях, деяниях или личности (ШЕЛЛИ)

Я очень люблю читать стихи, в том числе стихи немецких поэтов. Некоторые в оригинале, но чаще пока на русском языке.

Понравившиеся стихи я заучиваю наизусть. Мне казалось, что я сама так никогда не смогу писать. Но однажды на уроке Валентина Ивановна познакомила нас со стихами Конкретной поэзии. Нам очень понравилось. Уже в 4 классе мы сочиняли эти необычные стихи. Следует отметить, что и мне, и моим одноклассникам было очень интересно выполнять эту работу. Со временем у меня появилось огромное желание узнать об истории появления Конкретной поэзии, об авторах этих стихов.

Объектом исследования являются Конкретная поэзия.

Предметом исследования являются различные виды стихов Конкретной поэзии.

Цель работы : разработка и описание учебного пособия "Конкретная поэзия на уроках немецкого языка"

Для достижения цели следует решить следующие задачи:

изучить литературу по данному вопросу;

познакомиться с различными формами стихов немецкой Конкретной поэзии;

провести занятия с учениками МБОУ СОШ №2 по созданию стихов Конкретной поэзии;

создать учебное пособие " Конкретная поэзия на уроках немецкого язык"и описать работу с ним.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования разработанного учебного пособия при изучении немецкого языка.

Гипотеза: я предполагаю, что работа со стихами Конкретной поэзии на уроке и при подготовке домашнего задания повысит интерес к изучению немецкого языка.

При исследовании использовались следующие методы:

анализ литературы;

описательно- аналитический;

анкетирование;

обобщение.

Исходя из темы, целей и задач структура работы такова – введение, основная часть и заключение.

Основная часть состоит из трёх частей. Имеется список использованной литературы и приложение.

1 Конкретная поэзия как экспериментальное направление

в литературе Германии.

Конкретная поэзия появилась в рамках экспериментальной литературы немецкоязычного пространства во второй половине XX века. Она является наиболее востребованным направлением данного периода и причисляется к разряду неоавангардного искусства. Пережив период бурного развития в 60-е годы, она уже в середине 70-х сошла со сцены так же быстро, как и появилась, хотя в 80-х заговорили уже в международном масштабе о перспективах развития постконкретной поэзии.

В конкретной поэзии нашел отражение скепсис немецких поэтов по отношению к языку, который был характерен для послевоенной литературы. Язык как инструмент фашистского господства должен был смениться языком, свободным от политических злоупотреблений. «Конкретная поэзия» взяла на себя задачу обновления языка, объявив его материалом для экспериментов. Элементы языка (слова, словосочетания, синтаксические структуры, а также буквы, звуки и слоги, пунктуация) изымались из их привычных взаимосвязей и становились предметом для экспериментов. Конкретная поэзия целиком концентрируется на языке, причем язык больше не является средством описания или передачи фактов, мыслей и эмоций: он сам становится «целью и предметом» стихотворения. В конкретной поэзии язык представляет самого себя. Язык в «конкретном» стихотворении не указывает ни на что, кроме самого себя. Нет больше стихотворения , есть лишь реальность языкового знака как такового. Поэт ставит себя в равные условия с читателем, демонстрируя в первую очередь "предметы" (в широком смысле), а не "образы". Никакого насилия над "предметами" и над читателем, это равноправный диалог. В конкретной поэзии существуют два основных направления – акустическое и визуальное. Акустические тексты вызывают определенное воздействие, когда их слушают. Визуальные тексты требуют образной презентации.

Ярким примером немецкоязычной конкретной поэзии может стать текст Тима Ульрикса (1940, Германия) «ordnung / unordnung» («порядок / беспорядок»):

Ключевое слово «порядок» находит свою реализацию в визуальной упорядоченности букв; нарушение порядка, обнаружение беспорядка подчинено языковой игре: часть суффикса –un переходит в отрицательный префикс un-, превращение порядка в беспорядок подкрепляется нарушением визуальной упорядоченности букв.

Сходное явление можно наблюдать и в программном тексте ОйгенаГомрингера (1925, Боливия) «schweigen» («молчание»).

Концентрация на ключевом слове – «молчание» - как бы достигает своего апогея на месте пробела внутри текста, пустоты, которая, в отличие от слова, имеющего, по сути, ту же семантику, обладает гораздо более внушительным семантическим потенциалом:

Молчание не как слово (пусть даже не произнесенное вслух, а написанное), а как пауза на месте отсутствия слова, эмпирически возможное молчание, реализация молчания через пустоту, акустического через визуальное. Становится явным тот факт, что процесс смыслопорождения в данном тексте регулируется не одними лишь средствами языка.

Текст Вернера Хербста (1943, Австрия) «einwortstirbtaus» («слово вымирает») включает в себя геометрический элемент – пирамиду; предикат в тексте остается неизменным («вымирает»), а субъектом становятся поочередно «wort» («слово»), ort («место»), затем две буквы («rt») и одна («t»):

С сокращением количества букв увеличивается, однако, потенциальное количество слов, в составе которых присутствуют данные буквы и комбинации букв: «растущая» на глазах пустота – знак присутствия на этом месте в прошлом определенных слов. Постепенная редукция слова «wort» визуализирует и динамизирует сам процесс вымирания, а остающаяся в итоге пустота, что интересно, тоже согласуется с упомянутым выше предикатом, т.е. согласно визуально-языковой логике этого текста, вымирает абсолютно все, и даже пустота – нуль,ничто – не избежит этой участи.

В другом тексте А. Кнотека «sichentwickeln» («развиваться») динамизация текста происходит за счет создания фигуры спирали, причем ключевой глагол, формирующий «тело» спирали, своим пространственным расположением подчеркивает центробежный характер развития:

Клубок разматывается до прямой, слово в некотором смысле оказывается тавтологично наблюдаемому процессу, но, тем не менее, именно оно визуализирует его.

Зародившись уже давно, конкретная поэзия получила свое развитие в период постмодернизма. Однако до сих пор лингвистам так и не удалось прийти к общему мнению по поводу её определения.

Рассматриваемое явление, действительно, многогранно и практически не поддаётся однозначной трактовке, поскольку находится на стыке поэзии, графики, живописи, фотографии и ряда других искусств. Т. Хархур пишет: «Где-то на извилистой границе между изобразительным искусством и литературой, в туманных низинах, где живопись особенно близко подходит к поэзии, рождается новый жанр в искусстве – визуальная поэзия».

Данное определение перекликается с характеристикой, которую даёт конкретной поэзии Ю. Гик: «Визуальная поэзия – это жанр искусства, находящийся на стыке литературы и традиционного изобразительного творчества (живописи, графики)». С. Е. Бирюков считает, что «визуальная поэзия – это поэзия под микроскопом. Это преувеличенная поэзия или преувеличение поэзией собственных прав». К. Кэмптон предлагает следующую трактовку этого термина: «Визуальным стихотворением можно назвать стихотворение, сочиненное или придуманное так, чтобы его было сознательно видно».

Мы принимаем за основу определение М. С. Асылбековой: «Визуальный поэтический текст это результат соединения двух видов деятельности – поэтической (словесной) и изобразительной (графической)». Его можно дополнить указанием на то, что при этом продукт этой деятельности представляется в виде фигуры или объекта на плоскости или в пространстве.

2. Классификация стихов Конкретной поэзии

Исследователи, занимающиеся проблемой конкретной поэзии, предлагают несколько её классификаций. М. С. Асылбекова, положив в основу визуальный принцип, предлагает следующую классификацию:

геометрические изображения – фигурные стихи, в которых текст расположен в виде строго геометрической фигуры;

изображения под конкретные предметы – фигурные стихи, внешняя форма которых повторяет очертания какого-либо предмета или живого существа;

абстрактные живописные изображения, определяемые автором в качестве стихотворений – принадлежность таких фигурных стихов к жанру визуальной поэзии, как правило, устанавливается самим автором или только благодаря их расположению в контексте других стихотворений.

Данная классификация, на первый взгляд, кажется простой и понятной, однако не всегда возможно отнести тот или иной пример конкретной поэзии к одной из трех групп, поскольку «геометрические изображения», порой совпадают с «изображениями под конкретные предметы». Так, например, фигурное стихотворение в виде звезды может быть рассмотрено и как геометрическая фигура, и как небесное тело, которое принято графически передавать именно геометрической звездой. Еще одним примером может стать визуальное стихотворение в форме треугольника. Возникает вопрос: как классифицировать данное произведение – как геометрическую фигуру или пирамиду-объект? В данном случае необходимо обратиться к вербальной( словесной) составляющей произведения. Зачастую именно значение слов, из которых состоит стихотворение данного жанра, помогает установить его принадлежность к той или иной группе. Но тогда несправедливо говорить о том, что рассматриваемая нами классификация опирается лишь на визуальный принцип. Целесообразно было бы объединить вербальную и графическую составляющие, чтобы четко сформулировать принцип, по которому можно классифицировать примеры конкретной поэзии.

Именно это наблюдается в работе Ю. Гика, который предлагает классификацию, основанную на наличии вербальных компонентов в произведении (слов, слогов, букв) и их расположение на бумаге:

нестандартное расположение текста на плоскости (в виде изогнутой линии, уходящей за горизонт);

фигуры, состоящие из текста или его элементов (фигурная поэма, например, в виде сердца или шара, заполненная словом или словами);

буквы как значимые элементы композиции картины (например, буквы в виде капель дождя падают с неба и в совокупности составляют единый текст);

текст как фон или часть фона (фрагменты текста расположены в виде фона, на заднем плане произведения, в то время как на переднем плане – либо рисунок, либо основной текст);

изображение как слово или часть слова (такие произведения больше напоминают ребусы, неизменно несущие в себе двойной смысл);

текст, как элемент схем, структур, диаграмм (текст в данной категории выступает в качестве дополнения к схеме, например, слово, написанное вкруговую, формирует круг, а горизонтально – прямую, тем самым дополняя схему, не выбиваясь из её ткани);

анаграмма (многократное повторение одного слова или словосочетания приводит к смешиванию букв, и как результат – появляется новое слово);

эксперименты с авторским алфавитом (каждый автор приводит свое видение алфавита, вкладывая в него новый смысл);

нестандартное расположение текста на плоскости (текст помогает расшифровать изображение.

Эта классификация более детализирована и дает возможность шире взглянуть на проблему.

Поскольку лингвистическими составляющими конкретной поэзии считаются буквы, слоги, слова и текст, то по вербальным признакам рассматриваемый жанр можно классифицировать на следующие группы:

морфемная – вербальным компонентом стихотворения являются морфемы (буквы и слоги);

лексемная – вербальным компонентом стихотворения являются отдельные слова или одно и то же слово;

текстовая – вербальным компонентом стихотворения является текст или связанные между собой фразы. Зачастую это рифмованные строки, которые приближают рассматриваемый жанр поэзии к традиционному;

смешанный тип – в вербальной составляющей можно выделить как отдельные буквы, так и слова или фразы. Причем комбинация подобного «смешения» может быть различна.

Таким образом, применяя данную классификацию, можно наиболее точно определить тип произведения конкретной поэзии, что необходимо для детального лингвистического анализа стихотворения такого относительно неизученного жанра.

Нельзя не согласиться с В. Колотвиновым: «За что мы любим визуальную поэзию? За ее магическую способность превращать обыденное слово в электрическое свечение образа простым сложением с геометрией листа, за парадоксальную свободу скрещивать пространство и воображение. За трагическую силу углубить простую запятую до коридора памяти, нанизывая на воспоминания ироничные улыбки фотографических осколков стертых десятилетий. За то, что она помогает нам изменять наше сознание».

2. Организация работы с учебным пособием «Конкретная поэзия на уроках немецкого языка»

В наши дни иностранные языки становятся одним из главных факторов как социально–экономического, так и общекультурного прогресса общества. Иностранный язык выполняет огромную роль в формировании личности и повышении образования, ведь с помощью него можно получить непосредственный доступ к духовному богатству другой страны, получить возможность непосредственной коммуникации с представителями других народов. Поэтому неудивительно, что в последнее время в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам. . Теперь знание двух и более языков – это несомненный атрибут любого современного высокообразованного человека. Владение иностранным языком стало настоящей потребностью, без него уже невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру. Новые политические и социально–экономические изменения в России в последние десятилетия, ее стремление активно и плодотворно сотрудничать с западными странами существенно повлияли на расширение функции иностранного языка как предмета и привели к переосмыслению цели, задач и содержания обучения иностранным языкам. Новая политическая обстановка, расширение международного сотрудничества и международных контактов требуют сегодня более глубокого владения иностранным языков.

Но. к сожалению, я наблюдаю. что у некоторых моих одноклассников падает интерес к изучению немецкого языка. Из бесед с учителями иностранного языка Русаковой В.И и Селезнёвой О.Н. выяснилось, что необходимо постоянно использовать на уроках такие формы работы, которые побуждали бы учеников к творческой деятельности, затрагивали бы их интересы. На наш взгляд одним из таких средств является Конкретная поэзия, которая широко используется в Германии как для изучения родного, так и иностранных языков.

Наиболее из распространённых учебно - методических комплексов для изучения немецкого языка является на сегодняшний день УМК И.Л. Бим "Шаги." Мы проанализировали учебники данного методического комплекса.

Анализ УМК показал, что учебники не содержат информацию о Конкретной поэзии.

Поэтому для повышения интереса к изучению немецкого языка, для повышения творческой деятельности учеников предлагается использовать учебное пособие " Конкретная поэзия на уроках немецкого

Учебное пособие «Конкретная поэзия на уроках немецкого языка» представляет собой сборник стихов Конкретной поэзии. В нем представлены стихи поэтов Германии и стихи учеников МБОУСОШ с углубленным изучением отдельных предметов №2 г. Лебедянь. Стихи условно разделены на следующие группы:

1) стихи для совершенствования произносмтельных навыков;

2) стихи для изучения лексических единиц;

3) стихи для изучения грамматики;

4) стихи для развития речевого умения.

Данные стихи на наш взгляд способствуют развитию интереса школьников к изучению немецкого языка. Разделение стихов в учебном пособии условное, так как каждое из стихов Конкретной поэзии может быть использовано для решения любой учебной задачи.

Цель представленного учебного пособия многоаспектна:

Учебный аспект: обучение фонетике, лексике, грамматике немецкого языка, учить высказываться по проблеме (составление рассказа по содержанию стихов Конкретной поэзии).

Познавательный аспект: знакомство с литературой Германии.

Развивающий аспект: развитие интереса к изучению ИЯ на основе представленного пособия,

Воспитательный аспект:

мотивирование учащихся к изучению ИЯ и культуры страны изучаемого языка, формирование при этом позитивного отношения к народам-носителям изучаемого языка и их культуры;

способствование интеллектуальному и эмоциональному развитию учащихся, развитие их творческих способностей;

стимулирование познавательной активности учащихся, формирование у них потребности в самостоятельном приобретении знаний;

развитие межкультурной компетенции учащихся.

Стихи для совершенствования произносительных навыков.

А. В стихотворении Е. Гомрингера «Ветер» можно ярко увидеть понятие «закрытый слог» и объяснить краткость гласных звуков.

Работая над произношением звуков [ŋ] можно использовать стихотворение Эрнста Яндла «Пинг-понг»:

На этом же стихотворении отрабатывается и краткость звуков[o] и [i], объясняется понятие «Закрытый тип слога». Дифтонг [аі] можно отработать на стихотворении другого представителя конкретной немецкой поэзии Е. Гомрингера «Молчание»:

Для изучения лексических единиц на всех ступенях обучения рекомендуется использовать:

- пиктограммы - буквы и их расположение показывают представляемый предмет. Эти стихи позволяют легче заучивать слова к различным темам.

- Gittergedichte - стихи, где есть какое-то ключевое слово, оно может находиться как в начале слова, так и в середине.

ABC-Gedichte- какое-то событие, приключение и т.д. представлены отдельными словами на каждую букву алфавита. Примером могут являться стихи

Infinitiv- Gedichte -стихи ,которые состоят только из неопределённой формы глаголов по любой лексической теме. Данный вид представленн стихами

Diamant - стихи, которые состоят из 7 строк и 16 слов по определённой теме. В пособии представлены стихотворением " Winter"

Elfchen”. - Такое название они получили потому, что состоят только из 11 слов. С их помощью можно тренировать кроме лексики, например, различные грамматические явления: употребление существительных с предлогом, склонение имен прилагательных, порядок слов в простом предложении и т.п.

Правило для сочинения стихотворения «Elfchen» в 5 строк и 11 слов, включая артикли:

1-ая строка: одно слово – прилагательное (цвет)

2-ая строка: два слова – название предмета (существительное)

3-ья строка: три слова – более подробное описание предмета (Где он?

Что делает?)

4-ая строка: четыре слова – предложение с описанием действия (часто начинается со слова «я»)

5-ая строка: одно слово – завершение.

Sieben - стихи состоят из 7 строк . В первой строке даётся понятие, в 5 последующих идёт расшифровка этого понятия, в заключительной 7 строке подводится итог одним словом. в пособии дан пример- стихотворение "Mischwald"

Стихи для изучения немецкой грамматики.

На примере стихотворения EugenGomringer «sehentrennenverbinden» рассмотрим неопределённые формы глаголов или Infinitiv. Смысл этого стихотворения в том, что в жизни бывают различные ситуации, когда можно делать два действия одновременно, как и в этом стихотворении: смотреть и разделять, разделять и соединять, соединять и смотреть, разделять и смотреть, смотреть и соединять. При работе с данным стихотворением необходимо напомнить детям, что неопределённую форму глаголов называют также словарной формой. Именно в такой форме глаголы стоят в словаре. Показателем этой формы является окончание en.

. Можно предложить учащимся подставить в данное стихотворение свои три глагола и объяснить смысл получившегося стихотворения.

Рассмотрим стихотворение RoswithaFröhlich «Frage». Несмотря на то, что это стихотворение маленькое, оно имеет глубокий смысл: нужно не только говорить самому, но и к другим прислушиваться.

На примере этого стихотворения мы предлагаем объяснять грамматическое правило «Спряжение глаголов в Präsens». Обращаем внимание на личные окончания глаголов. В первом лице единственного числа окончание глагола –e. Во втором лице единственного числа окончание st. В первом лице множественного числа на en. В третьем лице единственного числа окончание t. Если основа глагола оканчивается на буквы t, d, то к личному окончанию добавляется гласная –е. Необходимо обратить внимание детей на то, что при спряжении глаголов с отделяемыми приставками приставки стоят в конце предложения.

После чтения и толкования этого стихотворения, учащимся предлагается сформулировать это правило . Также можно предложить детям по аналогии сочинить своё стихотворение с другими глаголами, например:

Ich esse

Du isst

Er isst

Wir essen

Und wer kocht?

На данном примере необходимо акцентировать внимание детей на том, что у сильных глаголов изменяется коренная гласная. В данном случае е меняется на i.

Следующее стихотворение может успешно представить притяжательные местоимения. Следует напомнить учащимся, что в немецком языке, как и в русском, существуют 3 лица и два числа (единственное и множественное). Каждому личному местоимению в определенном лице и числе соответствуют притяжательные местоимения. На примере данного стихотворения можно представить притяжательные местоимения и попросить детей сопоставить личные и притяжательные местоимения.

Для тренировки употребления притяжательных местоимений в речи можно предложить учащимся подстановочное упражнение: поиграть с местоимениями, поменять их местами и растолковать смысл измененного стихотворения.

На этапе презентации грамматического материала по теме «Образование степеней сравнения прилагательных» используется стихотворение VolkerErhardt «Linksistlinkeralsrechts…». предлагается объяснить смысл данного стихотворения.

Учащимся объясняется, что в немецком языке существуют три степени сравнения. Это положительная, сравнительная и превосходная степени сравнения. Положительная степень сравнения совпадает с неопределённой формой, сравнительная степень прилагательного образуется с помощью суффикса-er-. Превосходная степень образуется с помощью суффикса-ste(n).

В предложении положительная степень сравнения употребляется с союзом «wie», сравнительная с союзом «als», превосходная степень прилагательного употребляется с предлогом «am».

Детям предлагается заучить данное стихотворение или часть стихотворения, чтобы запомнить, что есть 3 степени сравнения прилагательных.

При объяснении грамматического материала «Образование временных форм глаголов» берётся стихотворение FritzViebahn «Zukunftsproblem».

Внемецком языке существуют такие формы глагола, какPräsens, Präteritum, Perfekt, Plusquamperfekt, FuturumIundFuturumII.

Perfekt образуется при помощиPräsens вспомогательного глагола haben или sein и PartizipII основного глагола.

PartizipII слабых глаголов образуется с помощью приставки ge- и суффикса –t-. PartizipII сильных глаголов, в свою очередь образуются с помощью приставки ge-и суффикса –(e)t. У сильных глаголов в PartizipII меняется корневая гласная. Plusquamperfekt образуется, при помощи Präsens вспомогательного глагола haben или seinPartizipII основного глагола.

Сложная форма будущего времени FuturumI образуется при помощи Präsens вспомогательного глагола warden и Infinitiv основного глагола. FuturumII образуется из вспомогательного глагола werden в Präsens и инфинитива II основного глагола.

Предлагается подставить в это стихотворение свои глаголы, по аналогии с правилом.

При презентации личных окончаний притяжательных местоимений можно использовать стихотворение Rudolf Otto Wiemer.

Как и предыдущие это стихотворение имеет глубокий смысл - то, что на каждом человеке лежит персональная ответственность по отношению к другим людям и к окружающему миру. Гитлер для этого молодого человека фашист, человеконенавистник. Поэтому он говорит: «это не мой Гитлер». «Винтовка» означает для него «Борьбу». Он против этого и говорит: «это не моя винтовка». Но помимо глубокого смысла с помощью этого стихотворения можно презентовать личные окончания притяжательных местоимений. Местоимения в именительном падеже, употребляющиеся с существительными женского рода имеют окончание –е, среднего и мужского рода не имеют личных окончаний. Для тренировки этого правила учащимся с предлагается подставить в это стихотворение собственные притяжательные местоимения или существительные и представляют свое толкование получившегося стихотворения.

Предлагаем рассмотреть ещё одно стихотворение Rudolf Otto Wiemer. В этом стихотворении бросаются в глаза множество неопределённых числительных. Смысл этого стихотворения заключается в персональной ответственности людей. Часто люди переживают в повседневной жизни такие ситуации, например, всем известно, что разводить костёр в лесу это опасно. Все это знают, но если случится пожар, то никто не признается и все делают вид, что никто не виноват.

Стихотворение «partizip perfekt» подходитдля объяснения грамматического материала «Partizip II». Предлагается прослушать правило, относительно образования Partizip II. Partizip II слабых глаголов образуется с помощью приставки ge- и суффикса –t-. PartizipII сильных глаголов, в свою очередь образуются с помощью приставки ge-и суффикса -t-. У сильных глаголов в Partizip II меняется корневая гласная.

Для закрепления усвоенного материала учащиеся подбирают глаголы, с данными глаголами образуют Partizip II и вставляют в это стихотворение.

Предлагаются следующие приёмы работы:

- прочитайте стихотворение

- найдите сильные и слабые глаголы, выпишите их в два столбика

- найдите Partizip II от глагола с суффиксом –IEREN, обратите внимание на отсутствие приставки GE- у подобных глаголов

- найдите глаголы, которые образуют время PERFEKT со вспомогательным «haben» и «sein»

- составьте предложения в PERFEKT, используя слабые глаголы

- составьте предложения в PERFEKT, используя сильные глаголы

- составьте предложения в PERFEKT с глаголами, требующими в качестве вспомогательного «haben»

- составьте предложения в PERFEKT с глаголами, требующими в качестве вспомогательного «sein »

Объясняя тему «Порядок слов в повествовательном предложении», можно использовать произведение Эрнста Яндла «Чёрная тайна».

В нём представлен речевой образец, который является иллюстрацией к правилу: сказуемое в повествовательном предложении всегда находится на втором месте..

На этом же стихотворении можно объяснить тему «Прямой и обратный порядок слов в немецком повествовательном предложении».

Э. Яндл «Ordnung» («Порядок») , это его стихотворение помогает объяснить тему «Отрицательное значение приставки -UN».

Стихи для развития речевого умения.

Данные стихи , на наш взгляд, являются стимулом для высказывания по проблеме, которая необычном образом содержится в каждом из них.

3. Рекомендации по применению учебного пособия

" Конкретная поэзия на уроках немецкого языка.

Для более эффективного применения учебного пособия «Конкретная поэзия на уроках немецкого языка» следует придерживаться следующим рекомендациям:

- ознакомьтесь со структурой учебного пособия;

- перед написанием стихов по образцу из пособия, следует объяснить к какому виду относиться стихотворение;

- работу с учебным пособием можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме;

-после работы по сочинению собственных стихов предложить провести обмен опытом;

- материал учебного пособия можно использовать на уроках, при оформлении стенгазет и при подготовке внеклассных мероприятий.

Заключение

Использование стихов Конкретной поэзии на уроке - один из важных резервов в повышении мотивации у школьников на разных этапах обучения иностранному языку, включение их в активную работу. Интересным моментом в работе над стихами Конкретной поэзии является сочетание стихов с изобразительной деятельностью. Стихотворения позволяют учащимся познакомиться с культурой и обычаями страны изучаемого языка, что всегда вызывает большой интерес у учащихся. В этих стихах существует проблема, поэтому они могут служить хорошим поводом для начала разговора, введения в тему.

Стихи конкретной поэзии представляют собой «пластический материал», из которого можно создать все. В игре слова можно изменять, преобразовывать, совершенствовать, т.е. учиться, чувствовать слово», его многозначности. Такие стихи можно применять на всех этапах обучения немецкому языку.

Стихи в основном отображают близкие и созвучные учащимся явления окружающего мира, действия, поступки.

Чтобы доказать эффективность использования пособия «Конкретная поэзия на уроках немецкого языка» мы решили провести занятие в некоторых классах. Для этого мы выбрали следующие классы: 4а, 7а и 11 класс. Ученикам было сообщено, что такое Конкретная поэзия, какие бывают виды стихов, были представлены образцы и они должны были по желаю сочинять свои стихи по предложенным образцам. Тему стихотворения ученики выбирали сами. Следует отметить, что работа проходила очень оживлённо, никто не остался равнодушным. Работы ребят представлены в пособии «Конкретная поэзия на уроках немецкого языка». В конце работы ученикам было предложено ответить на следующие вопросы:

- было ли вам интересно заниматься данной работой;

-хотели ли вы, чтобы данная работа использовалась на уроках.

Ответ был единодушный, что было интересно и все хотели бы продолжить .

Таким образом, можно выделить следующие положительные моменты использования стихов Конкретной поэзии на уроках иностранного языка на разных этапах обучения:

1. Более прочно усваивается и расширяется лексический запас учащихся.

2. Стихотворение помогает более прочно усвоить и активизировать грамматические структуры.

3. При заучивании стихотворения совершенствуются произносительные навыки, закрепляются правила фразового ударения..

4. В процессе работы над стихотворением повторяются и активизируются многие программные темы.

5.Повышается мотивация и интерес к изучению немецкого языка.

6. Учащиеся не испытывают страха перед языком, не боятся говорить.

Конкретная поэзия способна сделать изучаемый материал личностно значимым.

Проанализировав все вышесказанное, можно констатировать, что использование Конкретной поэзии на уроках немецкого языка на разных этапах обучения иностранному языку является эффективным способом повышения мотивации и интереса у учащихся, их активности и работоспособности, а также развития фонетических, лексических и грамматических навыков.

Список литературы

Азовкина, А.Н. Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения [Текст] / А.Н Азовкина //Иностранные языки в школе. – 2003. - № 2.- С. 48-51.

Dietrich Krusche,Rüdiger Krecher ''Anspiel"(Konkrete Poesie im Unterricht Deutsch als Fremdsprache" Bonn 1992

3.Кудрявцева Т.В. Новейшая немецкая поэзия( 1990- 2000-е г.г.); основные тенденции и художественные ориентиры.

4. Яковлева Л.Н. « Немецкая литература: читаем вместе»Пособие для учащихся. М. Просвещение, 1995г.

Приложение №1

Учебное пособие

«Конкретная поэзия на уроках немецкого языка»

Изучение немецкой лексики

Пиктограммы

REINHARD DÖH

ERNST JANDL

Markierung einer Wende

1944

Krieg

Krieg

Krieg

Krieg

Krieg

Krieg

Krieg

Krieg

Krieg

Krieg

Krieg

Krieg

1945

Krieg

Krieg

Krieg

Krieg

Mai

Gittergedichte

Infinitiv

Diamant

Sieben

Elfchen

Изучение немецкой грамматики

BURCKHARDGARBE

fürsorge

ich für mich du für dich er für sich wir für uns ihr für euch

jeder für sich

ROR WOLF

Farben

rotes Hemd rote Hose rote Stutzen rotes Hemd rote Hose weiße Stutzen rotes Hemd schwarze Hose schwarze Stutzen blaues Hemd blaue Hose weiße Stutzen gelbes Hemd blaue Hose gelbe Stutzen grünes Hemd grüne Hose grüne Stutzen grünes Hemd weiße Hose schwarze Stutzen schwarzes Hemd weiße Hose schwarze Stutzen blaues Hemd weiße Hose blau-weiße Stutzen weißes Hemd grüne Hose grün-weiße Stutzen gelbes Hemd schwarze Hose schwarz-gelb geringelte Stutzen rot-weißes Hemd weiße Hose weiße Stutzen rot-weiß gestreiftes Hemd schwarze Hose schwarz-gelbe Stutzen blau-weiß quergestreiftes Hemd weiße Hose weiße Stutzen rotes Hemd mit weißem Brustring schwarze Hose schwarze Stutzen weißes Hemd mit rotem Brustring rote Hose rote Stutzen oder ganz in Weiß

ERNST JANDL

die zeit vergeht

lustig luslustigtig lusluslustigtigtig luslusluslustigtigtigtig lusluslusluslustigtigtigtigtig luslusluslusluslustigtigtigtigtigtig lusluslusluslusluslustigtigtigtigtigtigtig luslusluslusluslusluslustigtigtigtigtigtigtigtig

Lehrer: Ich lese ihnen ein Gedicht von Roswitha Frohlich vor!

Frage

ich rede

du redest

wir reden

und wer hort zu?

Das Gedicht ist klein, aber se hat einen tiefen Sinn: Man muss nicht nur selbst reden, sondern den anderen zuhoren konnen.

Sie konnen wohl auch solche Gedichte machen.

ich esse

du isst

er isst

wir essen

und wer kocht?

Изучениенемецкойфонетики

TIMM ULRICH

ebbeebbeebbeebbeebbe

ebbeebbeebbeebbe flut

ebbeebbeebbe flutflut

ebbeebbe flutflutflut

ebbe flutflutflutflut

flutflutflutflutflut

ebbe flutflutflutflut

ebbeebbe flutflutflut

ebbeebbeebbe flutflut

ebbeebbeebbeebbe flut

ebbeebbeebbeebbeebbe

ebbeebbeebbeebbe flut

ebbe flutflutflutflut

flutflutflutflutflut

ebbe flutflutflutflut

ebbeebbeebbeebbe flut

ebbeebbeebbeebbeebbe

ebbeebbeebbeebbe flut

ebbeebbeebbe flutflut

ebbeebbe flutflutflut

ebbe flutflutflutflut

flutflutflutflutflut

TIMM ULRICHS

Ordnung Ordnung

Ordnung Ordnung

Ordnung Ordnung

Ordnung Ordnung

Ordnung Ordnung

Ordnung unordn g

Ordnung Ordnung

Ordnung Ordnung

Ordnung Ordnung

Ordnung Ordnung

Ordnung Ordnung

Приложение №2

Стихиучеников

МБОУСОШсУИОП №2 г.Лебедянь

S C H U L B A N K

M I T S C H U L E R

S C H U L T A S C H E

L I N E A L

L E H R B U C H

***

Braut

Braut und Brutigam

Brautigam und Ringe

Ringe und Braut

Braut und Brutigam und Ringe

Hochzeit

Денисова Алина 7 “А» класс

SONNE

Z O O

W A R M

S C H W I M M E N

M E E R

F E R I E N

***

TIGER

TIGER UND ELEFANT

ELEFANT

ELEFANT UND AFFE

AFFE UND LöWE

LöWE

LöWE UND AFFE UND TIGER UND ELEFANT

TIERE

Солдатов Даниил 7 «А» класс

***

Kuh

Kuh und Schaf

Kuh und Schwein

Schwein

Schaf und Schaf und Schwein

Farm

ГунинаАнна 7 «Б» класс

S C H W I M M E N

O B S T

M A I E N G A F T

M ö W E

E B E R E S C H E

R A D F A H R E N

СтефановаКатя 8бкласс.

Regen

Regen und Wind

Wind

Wind und Sonne

Sonne

Sonne und Wind und Regen

Wetter

ДодеркоДанил 7 «А»

Ich existiere

Sie existiert

Wir existieren

Wer lebt?

***

Ich sehe die Welt

Wir können die Welt sehen

Sie sehen die Welt

Aber wir alle sehen anders

***

Was ist der Sinn des Lebens?

Was ist der Sinn des Lebens?

Was ist der Sinn des Lebens?

Tod!

***

Blass

Wasilewa Tanya

Fröhlich, seltsam,neugierig

Sie sieht mich an

Freundin!

Blass

Geliebte Mutter

Süss, schön , beste

Ich bin sehr in sie verliebt

Nur!

***

Schwarz

Computer «Samsung»

Ultradünn,kompakt,modern

Hilft mir, mich von Problemen ablenken

Kamerad!

***

Ich versuche zu lernen

Sie versuchen zu lernen

Warum können sie nicht versuchen, und sie 5?

Unfair!

ЗубареваНастя 11 «А»

Grün

Groβer Baum

Steht, Schön , Alt

Ich sitze unter dem Baum.

Leben!

ЛаскееваНастя 11 «А»

***

Braum

Flaumiger Hund

Richtig, lustig, niedlich

Lebt zu Hause und bewacht

Freund!

Grün

Terribler Panzer

Fhrt, schisst, gewinnt

Ich liebe diesen Panzer

IS-2

БолдинАлександр 11 «Б»

***

Weiβe Wolke

Gerauschlose Ruhe

Schwimmt allein in dem Himmel

Schönheit

Suβigkeiten,

Suβigkeiten und Eis,

Eis und Kuchen,

Suβigkeiten und Eis und Kuchen

Freunde!

АкельеваДаша

***

Farben

Farben und Pinsel

Pinsel

Pinsel und Papier

Farben

Farben und Papier

Farben und Pinsel und Papier

Zeichnung

***

Rose

Rose und Lilie

Lili

Lilie und Tulpe

Rose

Rose und Tulpe

Rose und Lilie

Rose und Lilie und Tulpe

Blumenstauβ

***

Familie

Familie und Stadt

Stadt

Stadt und Russland

Familie

Familie und Stadt

Familie und Russland

Familie und Stadt und Russland

Die Heimat

Freude

Freude und Glück

Glück und Liebe

Freude

Freude und Glück

Freude und Liebe

Freude und Glück und Liebe

Der Frieden

ЖдановаАнна 11 «Б»

Regen

Regen und Wind

Wind

Wind und Sonne

Sonne

Sonne und Wind und Regen

Wetter

ДодеркоДанил 7 «А»

Stoff

Stoff und Nadel

Nadel und Faden

Stoff und Nadel und Faden

Hemd

ДанилкинаУльяна 7 «А»

Löwe

Löwe und Tiger

Tiger

Tiger und Hyne

Hyne

Hyne und Löwe

Zoo

ШаховАртём 7 «Б»

Mann

Mann und Frau

Frau

Frau und Telefon

Telefon

Mann und Telefon

Mann und Frau und Telefon

Gesprch

Литвиненко Алина 7 «Б»

Просмотров работы: 411