Введение
С первых дней жизни, ребенка окружают нужные и интересные для его развития игрушки. Самые первые игрушки малышей - погремушки. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она - важнейшее средство психического развития. Магазинные полки буквально пестрят разнообразными упаковками, и игрушек у современного малыша не просто много, а огромное количество.
Однако, далеко не все игрушки с прилавков даже самых дорогих магазинов стоит покупать любимому малышу, ведь часть из них может нанести вред физическому или психическому здоровью ребенка.
Ни для кого не секрет, что выпуск игрушек – это бизнес, способ заработать. В погоне за яркостью и конкурентной ценой может пострадать самое главное - качество. Не смотря на то, что все игрушки проходят проверку, в продажу регулярно попадают некачественные и даже вредные товары.
В последние годы появились новые технологии и рецептуры изготовления материалов для игрушек, обусловливающие широкий набор факторов химической и физической природы, которые могут негативно влиять на здоровье детей.
Цель исследования: установить наличие токсичных веществ на детский организм, входящих в состав игрушек
Задачи:
1) Изучить литературу по данной теме, провести анализ различных источников СМИ о воздействии вредных веществ, входящих в состав игрушек, на детский организм
2) Экспериментальным путем установить наличие токсичных веществ в детских игрушках
3) Составить рекомендации родителям по правильному выбору детской игрушки.
4) Проанализировать данные, полученные в ходе исследования, и сделать выводы.
Актуальность: Детская игрушка, воплощая в себе социальный опыт, накопленный людьми в общественно - исторической практике, является одним из значимых факторов социализации ребенка. Роспотребнадзор, бьет тревогу: около 52% некачественной китайской продукции приходится на детские игрушки.
Предмет исследования: влияние детских игрушек из ПВХ и резины, на детский организм
Объект исследования: детские игрушки из ПВХ и резины.
Методы исследования: 1) наблюдение; 2)сбор информации; 3) эксперимент; 4) анализ; 5) анкетирование
Гипотеза: в состав детских игрушек входят химические вещества, которые могут пагубно влиять на развитие и здоровье ребенка.
1.Теоретическая часть
1.1. История возникновения игрушек из ПВХ и резины
Игрушки появились ещё в первобытном обществе и на протяжении всего своего существования преобразовывались и меняли своё назначение. Согласно мнению многих учёных, игрушки появились в первобытном обществе вместе с орудиями труда. В то время они и выглядели в форме оружия, орудий труда, которые широко использовались первобытными племенами, предметов быта, с помощью которых дети осваивали некоторые жизненно необходимые действия.
По мнению археологов, уже в ІІІ тысячелетии до нашей эры игрушки появились в Древнем Египте. Это были маленькие фигурки кошек, собак, тигров, коров, сделанные из дерева. В это же время использовались и сложные техники в изготовлении игрушек с подвижными частями тела. Большое количество игрушек археологи нашли на раскопках Помпеи. В Древней Греции и Риме были очень популярны трещотки и погремушки.
Открытие вулканизации каучука дало производителям кукол новый материал – резину, для изготовления небьющихся кукол, которые выглядели так же хорошо, как фарфоровые, но были практически бессмертными в руках играющего ребёнка. За эту инновацию коллекционеры кукол должны благодарить Чарльза Гудиера. Именно он наткнулся на способ вулканизации резины, который позволил сделать материал достаточно жёстким для производства разных вещей, в том числе игрушек. Гудиер пытался смешивать разные вещества, а одним холодным вечером в 1839 году случайно задел обработанный серой кусок резины и уронил его на горячую плиту; так был открыт новый материал. Он не запатентовал своё изобретение, и многие другие изобретатели взяли его идею.
Сокращение ПВХ расшифровывается как поливинилхлорид. ПВХ – один из самых распространенных видов пластмасс, получаемых путем термической обработки (нагревания) из нефти и хлора. Путем добавления различных присадок и добавок на производстве получают материал с различными свойствами: от кожзаменителя до имитации резины.Потенциальная угроза исходит не от самого поливинилхлорида, который вполне безобиден. Однако в его производстве могут быть использованы в качестве добавок вредные для организма вещества – такие, как фталаты, альдегиды, фенол. И при нагревании они могут выделяться из изделия. Несмотря на свою сравнительную крепкость, ПВХ переносит нагрев только до 65° С. Стоит помыть игрушку горячей водой, и она начнет разрушаться.
1.2. Химический состав игрушек из ПВХ и резины
В игрушках уровень бисфенола, фталатов, формальдегида, поливинилхлорида, фенола, свинца, ртути, кадмия может превышать 30%, что абсолютно недопустимо. Особо вредны подобные «сюрпризы» для самых маленьких, ведь именно они пробуют на вкус, в результате чего появляются проблемы с почками, печенью, желудком, иммунной системой, а также множество различных аллергических реакций.
1.2.1. Химический состав пластмассовых игрушек:
Пластмассы (пластические массы) или пластики — органические материалы, основой которых являются синтетические или природные высокомолекулярные соединения. Под действием нагревания и давления способны формироваться и сохранять после охлаждения или отвердения заданную форму. Производство синтетических пластмасс основано на реакциях полимеризации, поликонденсации или полиприсоединения исходных веществ, выделяемых из угля, нефти или природного газа (винилхлорид, стирол, этилен). При этом образуются высокомолекулярные связи с большим числом исходных молекул. Полимеры на сегодняшний день занимают лидирующую позицию в списке материалов для изготовления игрушек, их доля составляет 80%. В состав пластмасс вводят особые химические вещества – пластификаторы, стабилизаторы. Именно эти добавки представляют собой предмет для обсуждения в вопросе химической безопасности пластика. Если при этом используется сырье низкого качества или нарушается технология изготовления, пластмассы получаются низкого качества, склонные к выделению во внешнюю среду химических веществ разного класса опасности.Чаще всего на этикетке пластмассовой игрушки в качестве материала можно прочитать: полипропилен, полимерные материалы, пластик, игрушка пластмассовая, ПВХ.
1.2.2. Химический состав резиновых игрушек:
Популярные «резиновые» игрушки для малышей сегодня, как правило, производятся из поливинилхлорида (ПВХ), или пластизоля.
Поливинилхлорид– широко используемый термопластичный полимер. Пластизоль - это жидкий ПВХ, который способен затвердевать при нагреве. В зависимости от пропорции ПВХ смолы и пластификатора консистенция готового материала сильно варьируется, от мягкой до твёрдой.
Пластизоли представляют собой частицы специальных сортов полимеров в жидком пластификаторе. Известно множество различных пластизолей, однако широкое промышленное применение (для изготовления детских игрушек, мячей, брелоков, обуви, одежды, посуды, и многого другого) в настоящее время нашли лишь пластизоли на основе поливинилхлорида (ПВХ-пластизоли), дисперсии в пластификаторе виниловых смол. Большинство наполненных композиций ПВХ (и не только пластизолей) содержат карбонат кальция.
Технологии производства этих игрушек становятся более безопасными, однако химический состав остаётся, в целом, прежним: основа – поливинилхлорид, пластификатор - фталат, антиоксидант - фенол и другие. Некоторые игрушки производят из материала без фталатов.
Нанесение ворса на объемные изделия применяется менее широко. В настоящее время таллиннская фабрика Тегур выпускает детские резиновые игрушки с наклеенным ворсом. Волокно приклеивается к игрушкам составом из: наирита Б, феноло-формальдегидной смолы № 101 (или глифталевой смолы) с добавками канифоли, окиси цинка и окиси магния. Растворитель - смесь бензина с этилацетатом.
1.3.Действие токсичных веществ на организм ребенка
Для малыша игрушка – незаменимый инструмент познания окружающего мира, позволяющий овладевать новыми действиями, решать новые и все более трудные задачи. Поэтому взрослым следует со всей ответственностью подходить к выбору игрушек – не только учитывать возраст ребенка, но и удостоверяться в их санитарно-гигиенической безопасности
Бисфенол (С15Н16О2) негативно влияет на мозг, вызывая задержку развития и провоцируя раковые заболевания.
Фталаты (С8Н6О4), накапливаясь в организме, могут влиять на работу почек и печени, вызывать астму и другие заболевания органов дыхания.
Формальдегид (СН2О) способен вызвать аллергические реакции, сильное раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей. Формальдегид действует на центральную нервную систему, вызывает дерматиты.
Как вещество поливинилхлорид ((С2Н3Сl)n) не токсичен, а вот газ фосген, необходимый для его производства, очень опасен. И если такая игрушка нагреется, она начнет выделять вредные канцерогены, негативно влияющие на эндокринную систему.
Фенол (C6Н5ОН) - разрушает иммунную систему ребенка, кроме того , он оказывает раздражающее действие на слизистую оболочку рта, носоглотки, верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта.
свинец (Рb) - негативно сказывается на умственных способностях и даже может привести к смерти ребенка.
Ртуть (Нg) - чрезвычайно ядовитое вещество, даже очень малые количества, которого могут стать причиной неврологических и ряда других заболеваний.
Кадмий (Сd) - разрушает костную систему, приводит к анемии.
1.4. Симптомы отравления детей токсичными веществами
Отравление бисфенолом:
Сбои в работе репродуктивной системы, проблемы на различных стадиях деления клеток, изменения в поведении и психоэмоциональной сфере, нарушение эндокринных функций, среди которых - сахарный диабет, раннее половое созревание
Отравление фталатами:
У детей может развиться гиперактивность.
Отравление формальдегидом:
спастический кашель, затрудненное дыхание, головокружение, чувство страха и тревоги, нарушение координации движений, судороги, отек легких.
Отравление поливинилхлоридом:
Раздражительность, нарушение памяти, головокружение, головные боли, расстройства ориентировки, эйфория, возможна потеря сознания.
Отравление фенолом:
Слабость, головокружение, повышенное слюноотделение, головная боль,
возбуждение, чихание, кашель, эритроциты в моче.
Отравление свинцом:
Снижение уровня гемоглобина, что приводит к таким симптомам:
Бледность кожных покровов, быстрая утомляемость, головокружение, головные боли, звон в ушах. Поражение пищеварительной системы (желудка, поджелудочной железы, печени, кишечника) проявляется отсутствием аппетита, тошнотой, запорами, сладким вкусом во рту, болями в животе по типу колики.
Отравление ртутью:
Общая слабость организма, приступы сильной головной боли, полная потеря аппетита, неприятные ощущения и болезненность при попытке человеком проглотить пищу или жидкость, возникновение неприятного привкуса металла в ротовой полости, повышенное выделение слюны, кровотечение и отёчность дёсен, постоянная тошнота с частыми приступами рвоты,
примеси крови и слизи в рвотных и каловых массах, невыносимые спазмы в животе и груди, сильный кашель с мокротой, одышка и затруднённое дыхание, резкое возрастание температуры тела, обнаружение, при диагностике, частичек данного вещества в моче сильный озноб больного.
Отравление кадмием: различают две категории интоксикации
Острая форма: сильная сонливость, вялость и апатия, боль в животе, одышка, боль в грудине, удушливый кашель, тошнота и рвота, помутнение сознания, обильный понос, сильная головная боль, сконцентрированная в области лба, бледность кожных покровов, боль в поджелудочной железе, привкус металла в ротовой полости.
Хроническое течение: угнетение иммунной системы; частые простудные, инфекционные заболевания, сухость кожного покрова, постепенное развитие гипертонии, выпадение волос, желтизна эмали зубов, дисфункция почек, временные сбои сердечного ритма, ухудшение общего состояния, периодическая ломота в суставах, снижение обонятельной функции, постепенное снижение веса без видимых на то причин, повышенная сонливость, вялость, отек слизистой оболочки носовых пазух, частые запоры, боль в пояснице, частые приступы головной боли, нарушение памяти, снижение концентрации, повышенная раздражительность, частое вздутие живота, дисбактериоз, частые приступы тошноты, беспричинная рвота, не связанная с приемом пищи; головокружение.
1.5. Знаки качеств на упаковках игрушек
С проблемой ядовитых игрушек уже не первый год сталкиваются многие страны мира. Но опасные игрушки можно выявить самим, не обращаясь к экспертам.
Знак ЕС ставят на своих игрушках производители, чтобы показать, что продукция изготовлена в соответствии с требованиями директивы о безопасности игрушек. Он дополнительный, и не является знаком качества или безопасности. Однако он служит как бы паспортом для игрушки и обеспечивает ее свободную перевозку по Евросоюзу.
Знак 0-3 на возраст ребенка, для которого игрушка может быть опасной в связи с особенностями конструкции. Обычно кроме знака указываются конкретные требования безопасности по эксплуатации игрушки.
Поливинилхлорид (ПВХ, винил, PVC) – универсальный полимер общетехнического назначения. Производится из хлора и продуктов нефтепереработки Строение поливинилхлорида определяет высокую прочность, химическую устойчивость, водостойкость, устойчивость к воздействию света и ультрафиолета, стойкость к низким температурам и стиранию. На основе ПВХ изготавливаются: оконные профили, пенопласты, трубы, линолеум, натяжные полотки. ПВХ широко применяется в электротехнике, мебельной промышленности, бытовой технике и даже производстве одежды и обуви.
Полипропилен (PP) — полимер пропилена (пропена). Менее плотный материал, чем полиэтилен, но более термостойкий. Максимальная температура эксплуатации полипропилена 120—140ºС. Все изделия из полипропилена выдерживают кипячение, и могут подвергаться стерилизации паром без какого-либо изменения их формы или механических свойств.
Знак ЕАС применяется для маркировки продукции, прошедшую определенную проверку на соответствие качества данной продукции требованиям и нормативным документам технического регламента Таможенного союза.
Этот знак вы увидите на упаковке товара, который сделан из переработанного сырья, либо пригоден для последующей переработки. Нанесение этого знака не контролирует никакая организация, и поставить его на тюбик может кто угодно.
Использует для изделий маркировку, чтобы подчеркнуть отказ от использования бисфенола. Также обращает внимание на то, что ассортимент продукции соответствует требованиям безопасности, предъявляемым к пластмассе как в Европе, так и в США1
___________________________
Приложение1 Фото 1 Знаки качества на упаковках игрушек
2. Практическая часть
Исследование № 1
Тема: Наличие сертификатов качества на игрушки в торговых точках
Цель: Сопровождаются ли игрушки сертификатами качества в торговых точках?
Ход работы:
1. Приобрести игрушки на территории Саракташа, в торговых точках: в аптеке «Медуница» и в магазинах, специализирующихся на продаже детских игрушек, проверяя наличие сертификатов качества.3
2. Изучить данные полученных сертификатов качества.2
3. Рассмотреть соответствие сертификата данной игрушке.
4. Сделать вывод о проделанной работе на основе полученных данных.
5. Закрепить фото в приложении.
Результат исследования:
При покупке игрушек, нам были предоставлены сертификаты качества.
Игрушка под №1 сопровождалась сертификатом качества.
К игрушке под №2 сам сертификат соответствия не был предоставлен, но адрес, где можно его получить, был указан.
К игрушкам под №3,4 сертификаты долгое время не выдавались.
По истечении 5 дней был дан сертификат сомнительного содержания (не были прописаны игрушки, которые должны быть в продаже, нет описания из чего сделаны, не был прописан производитель).
____________________
Приложение 2 Фото 2 Сертификаты, взятые из аптеки «Медуница» , из магазинов, специализирующихся на продаже детских игрушек
Приложение 3 Фото 3 Купленные игрушки.
Иследование№2
Тема:Исследование детских игрушек на содержание токсичных веществ в лабораторных условиях
Цель:Выявить в каких образцах присутствуют токсичные вещества.
Оборудование: Термостат, сосуд Дьюара, заполненный жидким азотом, анализатор токсичности.
Нами были проведены исследования игрушек, под руководством врача-консультанта, в центре гигиены и эпидемиологии , альтернативным опытом (in vitro)
В исследованиях INVITRO используются самые разнообразные тест – объекты: Изолированные клетки (сперматозоиды крупного рогатого скота)
Этот метод нашей стране нашел применение в токсиколого-гигиенических исследованиях для оценки токсичности следующих объектов:
А) Химические соединения
Б) Разнообразных товаров бытовой химии
В) Продукции полимерных и других материалов
Г) Отходов, поступающих в окружающую среду
Д) Оценки качества воды в системах хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Основные требования к процедурам измерения тест – реакций при использовании методов in vitro состоят в возможности получения требуемого «отклика» на появление в контролируемом образце опасных токсикантов в максимально сжатые сроки. Это, как правило, требует использования специальных контролирующих устройств с элементами автоматизации, обеспечивающими преобразование регистрируемых тест – реакций в нормируемые величины.
Эти нормируемые величины (оценка) при использовании методов invitro должны позволять на основе полученных результатов замеров сделать заключение о степени опасности контролируемого образца.
На этом основании вводят определённые оценочные значения степени токсичности контролируемого образца (индекс токсичности). Он может только указывать на вероятность наличия или отсутствия опасных концентраций токсических загрязнений, что в дальнейшем должно подтверждаться результатами соответствующего химического контроля.
Ход исследования:
1.В качестве приготовления вытяжки использовать дистиллированную воду.
2.Вытяжки из испытуемых материалов или изделий приготовить в соответствии с нормативно-технической документацией для данного вида изделий.4
3.Приготовить рабочие растворы.
4.Для определения степени токсичности опытного раствора необходимо сравнить его с контрольным раствором.5
5.Сделать исследуемую вытяжку, используя дистиллированную воду, исследуемую игрушку, а в другой колбе произвести контроль глюкозно-цитратной среды и поставить в термостат на 37 градусов, согласно нормативно-техническим документам.6
6.Использовать сперматозоиды быка, являющиеся клетками млекопитающих и обладающие высокой чувствительностью к воздействию испытуемых химических веществ и смесей сложного состав, а их подвижность характеризовать как фундаментальные процессы жизнедеятельности клетки.
7.Судить о функциональном состоянии сперматозоидов по характеру движения и продолжительности периода подвижности. Степень влияния (токсичность) химического соединения оценивать по времени подвижности сперматозоидов при температуре + 40ºС. Использовать сперму быка, сохраняемую до эксперимента в виде гранул в замороженном виде в жидком азоте. В таком виде обменные процессы у сперматозоидов полностью приостанавливаются. Находясь в состоянии глубокого анабиоза, сперматозоиды, тем не менее, сохраняют свои биологические свойства. После оттаивания они являются нормальными и полноценными в биологическом плане. Таким образом, использование замороженной спермы имеет неоспоримое удобство в организации и постановке испытания (эксперимента). Замороженная сперма может храниться неограниченно долго. Замороженную в парах азота сперму крупного рогатого скота в виде гранул весом 0,1 – 0,15 г8 можно получать в областных станциях искусственного осеменения. Гранулы хранятся в токсикологической лаборатории в сосудах Дьюара,7 заполненных жидким азотом при температуре - 196ºС.
8.Испытания вытяжек на токсичность провести на анализаторе токсичности.9
В случае с анализатором токсичности изучаемый объект/ рабочий раствор с клетками/ поместить в плоский стеклянный капилляр, у которого нижнюю поверхность можно считать предметным стеклом, а верхнюю поверхность – покровным стеклом. Луч лазера проходит через капилляр с раствором и объектив/ точно такой же, как в микроскопе. Увеличенное изображение клеток попадает на фотодиод, который реагирует на изменение освещенности. Чем больше подвижных сперматозоидов, тем чаще изменяется освещенность фотодиода. Чем чаще меняется освещенность, тем больше количество импульсов на выходе оптико-электронной схемы. Количество импульсов регистрируется компьютером, и эти значения появляются на экране монитора. При наступлении полной неподвижности спермиев освещенность фотодиода остается постоянной, и на экране монитора компьютера появляются одни нули. Таким образом, можно сделать вывод, что все сперматозоиды в данной пробе погибли.
9.Испытуемый образец считать нетоксичным для целостного организма млекопитающих, если индекс токсичности соответствует 70-120% .
В случае получения значений индекса токсичности меньше 70% и больше 120% образец признать токсичным.
Результат исследования:
Игрушка под №1 по результатам опыта, имела индекс токсичности 96.7%, что является не токсичным.10 Игрушка под №2 имела индекс токсичности 87.1%, что является не токсичным. Игрушка под №3 имела индекс токсичности 119,8%, что является границей токсичности. Игрушка под №4 имела индекс токсичности 74,6%, что является границей токсичности.
___________________________________________
Приложение 4 Фото 4 Подготовка эксперимента
Приложение 5 Фото 5 Приготовление рабочих растворов
Приложение 6 Фото 6 Термостат
Приложение 7 Фото7 Сосуд Дьюара, заполненный жидким азотом
Приложение 8 Фото 8 Замороженная, в парах азота, сперма, крупного рогатого скота.
Приложение 9 Фото 9 Анализатор токсичности
Приложение 10 Фото 10 Результаты исследования
Исследование№3
Тема: Исследование в домашних условиях детских игрушек на наличие неприятного запаха и стойкости цвета
Цель: Выявить наличие неприятного запаха от игрушек и определить их стойкость цвета
Ход работы:
1. Определить запах игрушки, его характер.
2. Посмотреть, остается ли на руках после игры какой-либо запах.
3. Приготовить раствор, имитирующий слюну.
4. Капнуть слюну на стерильную вату и приложить к игрушке в течение 2 часов.
5. Рассмотреть игрушку после проделанного опыта.
6. Сделать вывод.
Результат исследования:
Опытным путем, в домашних условиях мы доказали, что некоторые игрушки имеют специфический запах. При вскрытии игрушки под №3 и №4 был резкий, неприятный запах, а у игрушек под №1.2 запаха не было.
После нанесения раствора имитирующего слюну, игрушка под №3 оставила свой цвет краски на ватном диске, это свидетельствует о том, что краска на игрушке была некачественной.11
__________________________________________
Приложение 11 Фото 11 Игрушка, которая оставила свой цвет краски на ватном диске
Исследование№4
Тема: Выявление предпочтений у взрослых при покупке игрушек в торговых точках.
Оборудование: анкета-опросник.
Цель: Выявить насколько серьезно люди относятся к покупке выбранной игрушки.
Ход работы:
1.Составить анкету-опросник, исходя из наиболее часто задаваемых вопросов, связанных с приобретением игрушек.
2.Провести опрос среди родителей учащихся 10 «А» класса МОБУ «Саракташская СОШ №2».
3.Провести анализ результатов опроса.
4.Сделать вывод о проделанной работе на основе полученных данных.
Результат исследования позволили сделать следующие выводы:
В Анкетировании участвовали 10 людей, в возрасте от 35-50 лет.
1) На первый вопрос, 80% людей ответили «Да».
2) А на второй вопрос, 70% респондентов ответили «Нет».
3) 60% участников в третьем вопросе ответили «Нет».
4) На 4 вопрос «Обращаете ли вы внимание на наличие упаковки при покупке игрушки?», 30% людей ответили «Нет»
5) 60% человек не интересуются сертификатом качества игрушек.
6) 100% людей покупают игрушки в магазинах.
7) У 10% респондентов, были случаи в жизни, когда ребенок пострадал от некачественной игрушки.12
______________________________________________
Приложение 12 Фото 12 Проведение опроса среди родителей учащихся 10 «А» класса
3. Заключение:
После изучения теоретического материала и выполнения практической части, было выявлено, что игрушки, не имеющие сертификат, содержащие едкие запахи и плохую стойкость цвета, обладают сомнительным качеством, которое может подвергнуть детей к тяжелым последствиям. В лабораторных условиях проводят исследования, где устанавливают присутствие токсичных веществ. Таким образом, испытуемый образец можно считать нетоксичным, если индекс токсичности соответствует 70-120%.
В случае получения значений индекса токсичности меньше 70% и больше 120% образец признать токсичным.
Чтобы уберечь ребенка от отрицательного воздействия опасных игрушек, были созданы рекомендации о правильном выборе качественной игрушки:
1.Выбирайте игрушки не содержащие ПВХ.
2.Ознакомьтесь с правилами безопасного использования игрушек.
3.Покупайте игрушки у проверенных производителей, в специализированных магазинах, не приобретайте их с рук.
4. Все игрушки должны иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств- членов Таможенного союза. (EAC)
5. Требуйте сертификат у продавцов. Они обязаны Вам его предоставить.
6. Проверьте, какие возрастные ограничения указаны на упаковке.
7.Игрушки не должны выглядеть агрессивными. (Если производитель не смог нанять хорошего художника и создать гармоничный образ, возможно ,он сэкономил на технологии.
8. Не нагревайте игрушки из ПВХ, не мойте их горячей водой, не стерилизуйте паром, это может привести к выделению вредных веществ.
4. Список литературы
1. Альтернативные методы исследований (экспресс - методы) для токсиколого – гигиенической оценки материалов, изделий, и объектов окружающей среды. Кафедра социальной гигиены и организации санэпидслужбы с курсом основ лабораторного дела МПФ ППО ММА имени И.М Сеченова - Москва, 1999г.
2. Истории происхождения игрушек [Электронный ресурс].URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/04/02/istoriya-proishozhdeniya-igrushki
3. Максимова Т.М., Белов В.Б., Лушкина Н.П. и др. Состояние здоровья, условия жизни и медицинское обеспечение детей в России. - М.: Per Se, 2008
4. Общие требования безопасности и методы испытаний. Механические и физические свойства. [Электронный ресурс].URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-53906-2010
5. Программа «Человек и закон» [Электронный ресурс].URL: https://www.1tv.ru/shows/chelovek-i-zakon/vypuski/chelovek-i-zakon-vypusk-ot-29-09-2017
6. Ревич Б.А. Опасность токсикантов для здоровья // Экологический Атлас России. М., «Карта»
7. Р. И Каюмов, А.П Еськов Экспресс - оценка общей острой токсичности методом in vitro с использованием спермы быка в качестве клеточного тест – объекта - Москва, 1997 г.
8. Учебные материалы для детского сада и школы. Публикации школьных учителей, педагогов и воспитателей ДОУ. [Электронный ресурс].URL: https://www.maam/ru
Глоссарий
1.АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (МЕТОДЫ INVITRO)– это методы биологического тестирования, основанные на оценке степени опасности исследуемого образца по реакции специально подготовленных тест - объектов.
2.ТЕСТ – ОБЪЕКТ – это специально подготовленный живой организм.
3.Сосуд Дьюара- сосуд, предназначенный для длительного хранения веществ при повышенной или пониженной температуре. Перед помещением в сосуд Дьюара вещество необходимо нагреть или охладить. Постоянная температура поддерживается пассивными методами, за счет хорошей теплоизоляции и/или процессов в хранимом веществе
4.Анализатор токсичности- включает в себя блок пробоподготовки, измерительный блок, персональный компьютер, принтер.
5. Фотодиод- приёмник оптического излучения, который преобразует попавший на его фоточувствительную область свет в электрический заряд.
6. Термостат - прибор для поддержания постоянной температуры
Приложение
Приложение 1 Фото 1. Знаки качеств на упаковках игрушек.
Приложение 2 Фото2. Сертификаты, взятые из аптеки « Медуница» из магазинов, специализирующихся на продаже детских игрушек.
Приложение 3 Фото 3. Купленные игрушки
Приложение 4 Фото 4.Подготовка эксперимента.
Приложение 5 Фото 5. Приготовление рабочих растворов.
Приложение 6 Фото 6. Термостат.
Приложение 7 Фото 7. Сосуд Дьюара, заполненный жидким азотом.
Приложение 8 Фото 8. Замороженная, в парах азота, сперма, крупного рогатого скота.
Приложение 9 Фото 9. Анализатор токсичности.
Приложение 10 Фото 10. Результат исследования.
Приложение 11 Фото 11. Игрушка, которая оставила свой цвет краски на ватном диске.
1)Учитываете ли вы возрастные ограничения при покупке игрушки? (да/нет)
2)Является ли цена игрушки основным фактором при определении ее выбора? (да/нет)
3)Возвращаете ли вы некачественную игрушку обратно в магазин? (да/нет)
4) Обращаете ли вы внимание на наличие упаковки при покупке игрушки? (да/нет)
5) Интересуетесь ли вы у продавца информацией о наличии сертификата качества и безопасность приобретаемой игрушки? (да/нет)
6) Где вы предпочитаете покупать игрушки? ( магазин, аптека, базар )
7) Были ли в вашей жизни случаи, в которых ребенок пострадал от некачественной игрушки?
Приложение 12 Фото 12. Проведение опроса среди родителей учащихся 10 «А» класса.