Сравнение и анализ состава детских антисептиков

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнение и анализ состава детских антисептиков

Семиохина П.А. 1
1Ресурсный Центр "Медицинский Сеченовский Предуниверсарий"
Нестерова О.В. 1
1Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

В современном мире появляется все больше различных приспособлений, помогающих упростить жизнь людям. Относительно недавно на российском рынке начали появляться особые детские антисептики, предназначенные для обработки поверхностей, с которыми контактирует ребенок. Это могут быть игрушки, столы, стульчики и даже матрацы от кроваток. В современном российском обществе родители привыкли обходиться подручными средствами, такими как обычная мыльная вода. Среди некоторых родителей существует даже мнение, что дезинфецировать комнату и поверхности, с которыми контактирует ребенок необязательно, якобы потому что ребенок в первый год жизни должен максимально приспособиться и привыкнуть к окружающей среде. Так ли это на самом деле, я и попыталась выяснить в своей работе.

Актуальность моей работы заключается в том, что с появлением средств есть риск появления некачественной продукции, и, как следствие, возникновение пагубного влияния таких средств на организм детей, в особенности младенцев.

Цель: Изучить составы детских антисептиков для обработки поверхностей, выявить нарушения и отклонения от норм в составе определенных тестовых марок.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1) Изучить научную и патентную документацию о составе и использовании детских антисептиков

 2) Проанализировать составы в соответствии с нормами для детских антисептиков определенных марок, если такие нормы существуют (ГОСТ), и соответственно определить какое же средство лучше и безопаснее

3) Сделать выводы по проделанной работе

2.Исторический опыт

Антисептик — это вещество, препятствующее росту бактерий и других микроорганизмов. Его действие основано на способности угнетать жизнедеятельность микроорганизмов, что в конечном результате приводит к их гибели. Антисептики предотвращают появление процессов воспаления на поверхности открытых ран.

Отдельные упоминания о применении антисептиков можно обнаружить в работах врачей, начиная с древних времён, но они не являются научно обоснованными. Так великий  Гален в своих операциях использовал вино в качестве антисептика.

Однако антисептик, как вещество, предупреждающее процесс гниения, осмысленно начинает применяться только с середины XIX века. В это время хирурги уже научились успешно проводить операции, но с лечением ран все же были серьёзные проблемы. Часто пациенты умирали даже после несложных операций.

Ситуация изменилась, когда хирург Джозеф Листер в 1865 году для лечения открытой раны применил повязку, смоченную в карболовой кислоте. Однако карболовую кислоту ещё в 1860 году использовал французский аптекарь Лемер. Джозеф Листер, изучив работы Луи Пастера о том, что причиной гниения являются микроорганизмы, пришёл к выводу, что в рану больного они попадают как с рук хирурга так и из воздуха.

В 1867 году Листер опубликовал статью: «О новом способе лечения переломов и гнойников с замечаниями о причинах нагноения», где изложил основы своего антисептического метода лечения ран. Это был огромный прорыв в медицине. Но  предложенное Джозефом Листером применение карболовой кислоты в качестве антисептика имело много противников. Это связано с тем, что карболовая кислота имеет сильное раздражающее действие на ткани пациента, а также на руки хирурга.

Стоит отметить, что к решению данной проблемы ещё до Джозефа Листера приблизился русский хирург Николай Иванович Пирогов, который для лечения ран применял вещества, обладающие антисептическими свойствами — камфорный спирт, хлорную известь, нитрат серебра и другие. Но к сожалению, он не создал цельного учения о применении антисептиков, хотя и был близок к этому.

Затем благодаря развитию химии начали появляться новые антисептические средства. Они стали менее токсичными для тканей пациента и его организма. А когда началась Первая Мировая война, для лечения огнестрельных ран понадобились более сильные антисептики. Так начинается массовое производство химических антисептиков.

В 30-е годы XX столетия появляются сульфаниламидные препараты, подавляющие рост бактерий и влияющие на определённые группы микроорганизмов. Таким образом, в мировой медицине появляется качественно новый антисептик.

Сейчас же появилось огромное множество различных антисептиков. Это намного упростило жизнь современного человека.

3.Анализ научной литературы

При изучении мной научной и патентной литературы на данную тему, я выяснила, что из-за достаточно недавнего появления данных антисептических средств на российском рынке, эта тематика была изучена очень мало российскими специалистами.

4.Основная часть

После изучения мной различных источников, я не нашла даже ГОСТ на данный вид антисептиков, поэтому решила сама изучить состав данных антисептических средств, выбранных мной тестовых марок, и сравнить дозировки этих веществ с нормой, необходимой для поддержания здоровья ребенка.

Мной были выбраны антисептики Образец 1 и Образец 2, являющиеся наиболее популярными и продающимися в магазине «Детский мир».

Ниже представлен точный разбор составов этих средств:

Антисептик Образец 1:

  1. Вода из артезианского источника 30% и более
  2. Неионогенное ПАВ (<5%): это поверхностно-активные вещества, за счет которых и происходит очищение поверхности. Именно неионогенное ПАВ не опасно для организма ребенка, оно биоразлагаемо, а также благоприятно действует на область обработки.
  3. Анионное ПАВ (<5%): это другой вид поверхностно-активных веществ, самое эффективное и самое дешевое из всех видов ПАВ. Этот вид опасен для здоровья кожи ребенка, вызывает раздаражение.
  4. Солюбилизатор: это еще один вид ПАВ, являющийся сильным растворителем и также в фармакологических и медицинских средсвах замещающий спирты. В качестве солюбилизатора могут использовать производные органических кислот и спиртов, эфиры сахарозы. Наиболее популярные это глицерин, полиэтиленгликоль и пропиленгликоль. Этот вид безопасен для организма ребенка.
  5. Консервант: вещество, включающееся в состав средств для регулировки содержания микроорганизмов на допустимом уровне. Чаще всего в антисептиках используют либо сорбиновую либо бензойную кислоту. За счет этих компонентов данный антисептик не может быть гипоаллергенным.
  6. Отдушка: вещество, придающее запах средству. Очень аллергенно, также у маленьких детей при частом применении средства с большой дозой отдушки может развиться астма.
  7. Гидроксидихлордифениловый эфир (<5%): это высокоактивная антимикробная добавка, растворяющаяся в ПАВах.

Таким образом, можно сделать вывод, что антисептическое средство Образец 1 аллергенно, может вызвать раздражение, а также дерматит кожи ребенка, но все вещества, имеющие антимикробные эффекты не привышают допустимых значений по содержанию их в средстве.

Антисептик Образец 2:

  1. Вода
  2. Неионогенное ПАВ (<5%)
  3. Триметилундециленамидопропиламмоний сульфат (<5%): вещество вида ПАВ, отвечающее за образование пены, а также обладающее противогрибковым действием. Может вызывать аллергию.
  4. Комплексообразователь (<5%): вещество, применяющееся для удаления тяжелых металлов и различных примесей с поверхности, помогает улучшить очищающую способность средства. Чаще всего используют фосфаты и цеолиты. И те и другие пагубно влияют на организм человека при превышении нормальной дозировки.
  5. Экстракт ореха мыльного дерева (<5%): экстракт, за счет которого средство приобретает приятный аромат. Обладает пенящимся действием. Не аллергичен.
  6. Консервант (<5%)

Судя по составу данного антисептика, средство Образец 2 аллергенно, но в отличии от другого антисептика не вызывает кожные раздражения, также все вещества употреблены  в средстве не превышая нормы.

5. Заключение

На основании проделанной мной работы были сформулированы выводы, соответствующие задачам.                                                        

Выводы:

  1. Изучена научная литература и патентная документация о составе и использовании детских антисептиков.
  2. Были сравнены составы двух антисептических средств
  3. Сделаны выводы о проделанной работе

 

6. Библиографический список (Список использованной литературы):

1) https://biakhim.com.ua/produkty/basf/syre-dlya-bytovoj-khimii/tinosan-hp-100

2) https://pcgroup.ru/blog/solyubilizatory-poleznye-pav/

3) Асептика. Антисептика Автор: Грачев Б. Д., Батаков Е. А., Алексеев Д. Г. Год: 2010

4)https://www.neboleem.net/polijetilenglikol.php

5) Асептика и антисептика Автор: Фроленко С. Год издания: 2001

6)https://www.babyblog.ru/user/id1174679/31926

7)https://ecomagic.com.ua/articles/1425-mylnye-orehi-opisanie-.html

8)http://www.ruhim.ru/article/kompleksoobrazovatel.htmhttp://www.ruhim.ru/article/kompleksoobrazovatel.htm

 

Просмотров работы: 362