Введение
Ежегодно в нашей школе традиционно проводится Единый урок по безопасности в сети Интернет.
Ни для кого не секрет, что глобальную сеть и социальные сети большинство пользователей используют для общения, пытаясь найти друзей и единомышленников. Особенно это касается юных пользователей, для которых общение выходит на первый план. По официальной статистике практически у каждого ученика четвертого класса нашей страны есть учётная запись в социальной сети. Юные пользователи сети не обращают внимания на возрастные ограничения, и большинство регистрируются до 11 лет, а некоторые и ранее.
Не раз я слышал, что пользователи социальной сети сталкиваются с определенными опасностями. В последнее время даже средства массовой информации освещают такие случаи. У меня нет своей страницы в социальной сети, поэтому я решил проверить гипотезу о том, что пользователи социальных сетей подвержены определенным опасностям. Быть может, это вовсе не так, и социальные сети достаточно защищены и обеспечивают безопасность своим пользователям. Объектом исследования является социальная сеть, а предметом – опасности социальной сети.
Цель: выявить опасности, подстерегающие пользователей социальных сетей и рассказать о них в информационном видеоролике.
Задачи:
Изучить источники информации по данному вопросу.
Провести анкетирование среди обучающихся начальной школы с целью подтверждения или опровержения поставленной гипотезы.
Создать информационный видеоролик для проведения классных часов по данной тематике.
В ходе работы над проектом будут использованы теоретические методы (анализ, синтез и обобщение) и эмпирические методы (анкетирование, эксперимент при создании информационного видеоролика) исследования.
Надеюсь, что работа может быть полезна обучающимся, их родителям, которые могут помочь своим детям быть защищенными при использовании социальных сетей, и классным руководителям, которые могут использовать созданный информационный видеоролик при проведении классных часов в рамках ежегодного Всероссийского единого урока по безопасности в сети Интернет.
Основная часть
Опасности социальной сети
С целью подтверждения или опровержения поставленной гипотезы, было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 27 обучающихся 4а и 4к классов /Приложение 1/.
По данным проведенного анкетирования 78% (21 человек) являются пользователями социальных сетей, т. е. имеют свой социальный аккаунт /Приложение 2/. Из них 86% (18 человек) имеют страницу в социальной сети Vk.com и 14% (3 человека) зарегистрированы в Одноклассниках. 52% (11 человек) опрошенных заявило, что посещает социальную сеть часто, 14% (3 человека) – очень часто, а остальные 34% (7 человек) – редко или очень редко. Большинство юных пользователей используют социальную сеть для общения с друзьями, просмотра новостей о друзьях и прослушивания аудиозаписей. 52% (11человек) имеет в социальной сети до 50 друзей, 34% (7 человек) имеет до 100 друзей, 14% (3 человека) – более 100 друзей.
15 участников анкетирования (71%), имеющих аккаунты в социальной сети, признались, что родители владеют информацией об их социальной жизни, 6 участников (29%) ответили отрицательно или воздержались от ответа.
Причем все юные пользователи, имеющие свои социальные аккаунты, уже сталкивались с определенными проблемами в социальной сети. Из них 81% (17 человек) не знают или затрудняются ответить, как можно защитить себя. Рассмотрим эти проблемы подробнее и определим возможные способы защиты.
7 школьников (34%) уже сталкивались с проблемой взлома аккаунтов в социальных сетях. Они отметили, что от их имени были разосланы письма друзьям с просьбой оказания материальной помощи. Как известно, большинство пользователей размещает личную информацию о себе, которая открыта только для определённого круга пользователей, находящихся в списке друзей. Но если аккаунт взломан, то эта информация становится доступной всей сети Интернет. К причинам, по которым осуществляется взлом аккаунтов в социальных сетях, относят: любопытство, шантаж, запуск вируса, вымогательство и другие. Иногда некоторые злоумышлинники используют фишинговые сайты, т. е поддельные, или страницы, которые очень похожи на настоящие. С их помощью осуществляется кража паролей от аккаунтов.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо:
использовать пароль, содержащий не меньше восьми знаков и включающий заглавные и строчные буквы, цифры и специальные знаки;
периодически менять пароль;
использовать антивирусный продукт с модулем «Антифишинг».
Тем, кто оказался в такой ситуации, необходимо:
незамедлительно сменить пароль;
обратиться в службу технической поддержки.
17 опрошенных четвероклассников (81%) отметили, что нередко в друзья добавляются незнакомцы разного возраста. Интересно, что юные пользователи добавляют таких незнакомцев, желая увеличить количество друзей и тем самым самоутвердиться.
Не все знают, что существует такое понятие — груминг — установление дружеских отношений с преступной целью. Злоумышленник знакомится обычно под видом ровесника, входит в доверие, пытается узнать личную информацию и предлагает встретиться.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо:
следить за информацией, которая размещена на личной странице в социальной сети, не выкладывать свои личные данные (домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, места посещения секций, время возвращения домой, место работы родителей и другие);
при общении обязательно использовать псевдоним;
не размещать и никому не посылать свои фотографии;
быть осторожными при общении с незнакомыми людьми, не рассказывать о себе.
Тем, кто оказался в такой ситуации, необходимо:
немедленно рассказать родителям о новых странных «друзьях»;
не соглашаться на личные встречи или в случае острой необходимости прийти на встречу в сопровождении родителей.
С проблемой траты денег сталкивались 0% опрошенных обучающихся, что очень порадовало. Однако известны случаи, когда юные пользователи подписываются на дорогостоящие сервисы, в том числе игровые из-за своей невнимательности и неосторожности. Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей с целью причинения материального или иного ущерба.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо:
перед тем, как воспользоваться развлекательными услугами, убедиться, что услуги бесплатны;
стараться остерегаться новых предложений и услуг, так как все они требуют вложения крупной суммы денег (например, повышение рейтинга в социальной сети и другие);
советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться определенной услугой.
Тем, кто оказался в такой ситуации, необходимо:
ни в коем случае не отправлять смс сообщения на какие-либо номера;
обратиться за помощью к родителям.
3 человека (14%) по приглашению незнакомцев вступали в подозрительные социальные группы. Нужно знать, что в таких группах могут обсуждаться способы причинения боли и вреда, способы чрезмерного похудения, способы самоубийства, наркотики и другие опасные темы. Такие группы несут негативные последствия для психического и физического здоровья.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо:
категорически отклонять приглашения вступать в такие группы;
критически оценивать содержание информации в таких группах;
советоваться с родителями по поводу обсуждаемой информации.
Тем, кто оказался в такой ситуации, необходимо:
ничего не скрывать от родителей, делиться эмоциями с родителями, даже если они негативные;
всегда помнить, что самое ценное – это жизнь и её надо беречь.
5 человек опрошенных пользователей (24%) получали ссылки на вредоносные программы — различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и другие), которое может нанести вред компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными и даже использовать компьютер для распространения своих копий на другие компьютеры, рассылать спам с адреса электронной почты или профиля социальной сети.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо:
не открывать файлы, присланные незнакомыми людьми;
самостоятельно не запускать и не скачивать файлы из сомнительных источников;
стараться не нажимать на рекламные баннеры, даже если они кажутся очень заманчивыми;
не переходить по ссылкам на сомнительные сайты или ресурсы.
Тем, кто оказался в такой ситуации, необходимо:
отключить компьютер от Интернета;
провести полную антивирусную проверку компьютера;
в случае обнаружения вируса, червя или троянской программы, следовать указаниям производителя антивирусного программного обеспечения, хорошие антивирусы предлагают лечение зараженных объектов, помещение подозрительных объектов в карантин и удаление троянских программ и червей.
3 человека (14%) сталкивались с сетевой травлей. Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство. К сожалению, часто не все школьники признаются в таких проблемах. Чаще всего обидчиками являются одноклассники и другие знакомые сверстники, которые пишут оскорбительные сообщения и комментарии. Есть и определенные люди, которые специально провоцируют и «раздувают» конфликты. Таких людей называют троллями, а их деятельность – троллингом.
Чтобы не попасть в такую ситуацию, необходимо:
не сообщать свои данные агрессору (реальное имя, фамилию, адрес, телефон, номер школы и другие);
не открывать доступ к своей страничке незнакомым людям;
следить за размещаемой информацией на странице в социальной сети;
игнорировать сообщения от незнакомых, агрессивных и подозрительных личностей.
Тем, кто оказался в такой ситуации, необходимо:
немедленно обратиться за помощью к родителям;
сделать снимок экрана с оскорблениями и переслать его модераторам ресурса или написать письмо в техподдержку с просьбой удалить аккаунт хулигана;
избавиться от неприятного собеседника, добавив его в «черный список».
5 человек опрошенных пользователей (24%) выбрали пункт «другие случаи», не указав, какие именно.
Проведенное анкетирование подтвердило наличие опасностей, которые подстерегают пользователей социальной сети.
Чтобы предостеречь пользователей школьного возраста, мною был создан информационный видеоролик с использованием информационного сервиса PowToon (https://www.powtoon.com).
При создании видеоролика были проделаны следующие шаги:
Шаг 1. Разработка концепции видеоролика.
Шаг 2. Поиск подходящего программного обеспечения или ресурса сети Интернет для воплощения концепции видеоролика.
Шаг 3. Подготовка текстового материала (сочинение стихотворения).
Шаг 4. Подготовка графического материала (подбор иллюстраций).
Шаг 5. Подбор фона видеоролика.
Шаг 6. Размещение объектов (персонажей, реквизитов) на сценах видеоролика.
Шаг 7. Оформление подписей.
Шаг 8. Настройка анимации объектов на каждой сцене (появление, исчезновение) с помощью ленты времени.
Шаг 9. Настройка переходов между сценами ролика.
Шаг 10. Озвучивание сцен видеоролика.
Шаг 11. Предварительный просмотр и редактирование сцен видеоролика.
Шаг 12. Сохранение и публикация созданного видеоролика.
Необходимо отметить, что работа на сервисе PowToon не вызвала особых затруднений не смотря на то, что с данным англоязычным ресурсом ранее я не работал. Возможности сервиса понятны на интуитивном уровне. Единственным недостатком сервиса является то, что он платный.
Надеюсь, что созданный видеоролик поможет избежать опасностей социальной сети неопытным пользователям /Приложение 3 https://yadi.sk/i/KxtO28sBr0TXdw/.
В ходе работы над проектом я убедился, что действительно, юные пользователи социальных сетей подвержены опасным ситуациям, угрожающим благополучию, здоровью и жизни. Выяснил, с какими именно проблемами сталкивались юные пользователи социальной сети. Проведенное анкетирование подтвердило мою гипотезу о том, что пользователи социальных сетей сталкиваются с опасностями и позволило их определить.
На практике опасностей избегают лишь те, кто не пользуется социальной сетью. Неоспоримым остается тот факт, что живое общение и настоящих друзей не заменит ни одна социальная сеть. Именно такого взгляда я и придерживаюсь. Однако если быть грамотным информационным пользователем, уверен, что избежать проблем можно. Информационные источники помогли определить меры предупреждения и защиты от опасностей социальной сети.
В процессе работы над проектом был создал информационный видеоролик, в котором выявленные опасности визуализированы с помощью информационного сервиса PowToon.
Надеюсь, что воспитательные службы школ города будут использовать созданный информационный видеоролик при проведении различных мероприятий, посвященных безопасности в сети, а значит, моя работа принесет практическую пользу и поможет избежать встречи с теми самыми опасными «друзьями».
Список литературы
Анна Левченко. Дети онлайн: опасности в Сети. – М.: ООО «Издательство «Э», 2015
Галина Мурсалиева. Дети в сети. Шлем безопасности ребенку в интернете. – М.: Издательство «АСТ», 2017
Иван Жуков. Компьютер и Интернет с нуля. Для любого возраста. Максимально понятно. — Москва: Издательство «АСТ», 2018
Портал «Дети России онлайн»: [Электронный ресурс]. URL: http://detionline.com/
Портал «Лига безопасного интернета»: [Электронный ресурс]. URL: http://ligainternet.ru/.
Портал «Сетевичок»: [Электронный ресурс]. URL: сетевичок. рф
Приложение 1
Уважаемые обучающиеся!
Перед Вами анкета. Пожалуйста, ответьте на вопросы. Анкета является анонимной. Вся полученная информация будет использована только для написания работы. Спасибо за помощь!
Анкета
Имеешь ли ты собственную страницу в социальной сети (отметь)?
☐да
☐нет
Какой социальной сетью ты пользуешься (отметь)?
☐Вконтакте
☐Одноклассники
☐другие
Как часто ты посещаешь социальную сеть (отметь)?
☐очень редко
☐редко
☐часто
☐очень часто
Чем тебя привлекает социальная сеть (отметь)?
☐общение с друзьями
☐поиск новых друзей
☐просмотр видео
☐прослушивание аудиозаписей
☐просмотр фотографий
☐игры и приложения
☐новости о друзьях
☐другое
Сколько друзей у тебя в социальной сети (отметь)?
☐до 50
☐от 50 до 100
☐более 100
С какими случаями ты сталкивался в социальной сети (отметь)?
☐мой аккаунт взламывали
☐мне приходилось тратить деньги
☐ко мне в друзья добавлялись незнакомцы
☐мне предлагали вступить в странные сообщества
☐мне оправляли опасные ссылки
☐меня обзывали и унижали
☐другие случаи
☐не сталкивался
Знают ли родители о твоей социальной жизни (отметь)?
☐да
☐нет
Знаешь ли ты как защититься от опасностей в социальной сети (отметь)?
☐знаю
☐не знаю
☐затрудняюсь ответить
Приложение 2
Результаты анкетирования
Диаграмма 1 Диаграмма 2
Диаграмма 3 Диаграмма 4
Диаграмма 5 Диаграмма 6
Диаграмма 7 Диаграмма 8
Приложение 3
Информационный видеоролик «Опасные “друзья”» /https://yadi.sk/i/KxtO28sBr0TXdw/
Сцена 1
Сцена 2
Сцена 3
Сцена 4
Сцена 5
Сцена 6
Сцена 7
Сцена 8