СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ С ПОМОЩЬЮ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ С ПОМОЩЬЮ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ

Гончарова Н.А. 1
1ГБПОУ Южно-Уральский многопрофильный колледж
Воропанова И.О. 1
1Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Южно-Уральский Многопрофильный Колледж"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Одна картинка стоит 1000 слов.

Все гении, работающие с большими объемами информации, подсознательно понимали, графическое отображение информации более наглядно и информативно и обязательно отражали это в своих работах тем или иным способом. В работах Л. да Винчи (имеется в виду его рабочие тетради), Дарвина, Эйнштейна, Пушкина и др. вы обязательно найдете множество всяких схем, рисунков, символов.

Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее. По довольно простой причине - когда мы визуально работаем с информацией, мы гораздо сильнее задействуем правое полушарие.

Информационная насыщенность современного мира требует специальной подготовки учебного материала перед его предъявлением обучаемым, чтобы в визуально обозримом виде дать учащимся основные или необходимые сведения. Такую возможность могут предоставить ментальные карты.

Целью исследования является изучение возможности создания информационных ресурсов с помощью ментальных карт.

Задачи исследования:

ознакомиться с понятием «ментальная карта»;

рассмотреть технологию и принципы построения ментальных карт;

изучить информационные ресурсы для построения ментальных карт;

проанализировать возможности применения ментальных карт.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Понятие «ментальная карта»

Ментальные карты – это техника визуализации мышления. Информация, изображаемая в графическом виду на большом листе бумаги. Она отражает связи между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Методика разработана психологом Тони Бьюзеном.

Ментальные карты реализуются в виде древовидной схемы, на которой изображены: слова, идеи, задачи и другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи.

Рисунок 1. Преимущества ментальных карт

Основы построения

Рассмотрим технику построения ментальных карт:

ментальная карта всегда строится вокруг центрального объекта, то есть центральной идеи;

каждое слово и каждый рисунок в умной карте, в свою очередь, сам становится центром для очередной ассоциации;

все основные темы и идеи, нарисованные и записанные, должны быть связанны с объектом внимания, центральной идеей и они должны расходиться от центрального образа в виде ветвей;

в ментальной карте ветви, в виде плавных линий, обозначаются и поясняются с помощью ключевых слов или образов;

вторичные идеи будут в карте изображены в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; и третичные и более высокого порядка строятся по тем же принципам;

все ветви формируют связанную одним целым (центральной идеей) узловую систему.

За последние несколько лет, появились возможности строить ментальные карты не только на бумаге, и с использованием специальных программ.

1.3 Сферы применения

Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам (например, «деревьям» или диаграммам связей). Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации, прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов:

мощно усиливает эффективность нашего восприятия;

понимание и запоминание упрощается и убыстряется;

автоматически включается креативный механизм мышления.

Данные особенности ментальных карт обуславливают их возможные сферы применения:

1. Презентации: проведение деловых встреч и переговоров.

2.Планирование: времени, бюджета, разработка новых идей для бизнеса или любого мероприятия, составление планов на неделю, месяц и т.д.

3.Мозговой штурм: генерация идей, коллективное решение задач.

4. Принятие решений: ментальная карта даёт чёткое видение предмета.

5. Обучение: систематизация материала, его структурирование.

Технологии с применением ментальных карт в процессе обучения могут использовать как преподаватели, так и студенты:

конспектирование. Создание конспектов лекций, прочтения книг и учебников, написание рефератов и курсовых работ. Чтобы разобраться в новой области;

запоминание. Подготовка к экзаменам, запоминание списков и прочее. Изучение любого материала может идти быстрее, если фиксировать основные мысли в форме ментальной карты;

онлайн сотрудничество. Группы в онлайн программах позволяют админам незаметно давать и отменять доступ к ментальным картам;

анализ. Ментальные карты могут хранить и структурировать огромные объемы информации. Они отображают иерархию, показывают взаимосвязи между отдельными узлами;

оптимизированное время учебы. Ментальные карты помогают объединить школьную и домашнюю работу.

Рисунок 2. Сферы применения

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Обзор программных продуктов для построения ментальных карт

Программ для построения ментальных карт в мире существует более 200. Их можно условно разделить на три группы: платные, бесплатные и online-программы.

Платные программы

К платным программам относятся следующие программные продукты:

Mindjet MindManager;

ConceptDrawMindMap;

iMindMap.

MindjetMindManager – коммерческое ПО для управления картами.

Рисунок 3. Окно MindjetMindManager

ConceptDraw MINDMAP — программное обеспечение для создания и работы с ментальными картами, разработанное компанией CS Odessa. ConceptDraw MINDMAP используется в различных областях бизнеса и менеджмента. Особенности:

специальные символы для привлечения внимания к идее;

мощный инструмент экспорта в HTML;

диалоговое окно форматирования карты позволяет изменить стиль всей карты сразу.

Преимущества:

очень простая навигация, ничего лишнего;

мощный графический модуль, возможность рисовать линии, добавлять красивые картинки из библиотеки.

Рисунок 4. ConceptDraw

Программа iMindMap, разработанная Тони Бьюзеном совместно с Крисом Гриффитсом. iMindMap проста в использовании. Ее можно использовать для создания ментальных карт, мозговых штурмов, обучения, планирования, презентации. Преимущества:

красивый дизайн веток. Также можно менять их угол наклона;

картинки можно добавлять в любое место на карте;

стоимость значительно ниже, чем на продукт компании Mindjet.

Особенности:

нет возможности вставлять диаграммы и таблицы;

возможность нарисовать в карте собственный рисунок;

создание нескольких карт в одном пространстве.

Рисунок 5. Окно iMindMap

Бесплатные программы

Рассмотрим следующие бесплатные программы:

FreeMind;

xMind;

The Personal Brain.

FreeMind — это бесплатная программа, которая служит для построения и визуализации баз знаний. Программа написана на Java. FreeMind предлагает несколько режимов работы с картой. Основным является режим MindMap, в котором и происходит создание и редактирование карты. Интерфейс рабочего листа выдержан в классическом стиле — максимум места для самой карты, панели инструментов по ее краям. По центру располагается центральный элемент карты, задающий ее тему. Далее к нему добавляются дочерние узлы, из которых постепенно и вырастает готовая карта. К узлам карты можно привязывать изображения, текстовые документы, другие файлы. Преимущества:

интуитивно понятное управление;

наличие основных функциональных возможностей для построения MindMaps;

одновременно можно работать с несколькими открытыми картами;

возможность сохранять карту в различных форматах (jpeg, pdf, html.).

Особенности:

необходимо перед инсталляцией программы установить Java;

невозможно прикреплять документы и файлы к веткам;

графические элементы достаточно низкого качества.

Рисунок 6. FreeMind

Программа xMind— это открытое программное обеспечение для проведения мозговых штурмов и составления карт, разрабатываемое компанией XMindLtd. Эта программа помогает пользователю фиксировать свои идеи, организовывать их в различные диаграммы. В диаграмму могут быть добавлены маркеры, ярлыки, текстовые пометки, ссылки, аудио-файлы и графические изображения.

XMind часто используется для управления знаниями, на совещаниях и в управлении задачами. Преимущества:

имеется возможность создать свою собственную тему;

богатый выбор маркеров, дающих возможность указания приоритета;

выбор цвета фона и текстуры (обоев) из набора;

создание линий разных цветов и линий конической формы.

Рисунок 7. xMind

Программа ThePersonalBrain пользуется популярностью у пользователей за нестандартный подход к созданию ментальных карт. Преимущества:

простой и понятный интерфейс;

записи можно объединять ссылками;

карту можно рассматривать в различных плоскостях;

к блокам можно прикреплять файлы, папки и ссылки;

возможность создавать каталог картинок.

Применяемый в Brain подход дает возможность организовывать информацию в виде связанных между собой мыслей, представляющих отдельные записи базы знаний.

Рисунок8. ОкноThe Personal Brain

Online программы

Рассмотрим следующие бесплатные программы:

SpiderScribe.net;

Mindomo.com;

Bubbl.us;

Mind42.com.

SpiderScribe.net – это бесплатный веб-сервис для создания ментальных карт, организации мозгового штурма. Интерфейс на английском языке, но сервис очень прост в использовании.

После регистрации доступна доска со всеми необходимыми для творчества функциями. Типы карт:

частные (по умолчанию) – карта видна только владельцу;

опубликованная карта в Интернете – карта видна всем.

Достоинства:

предполагает удаленное взаимодействие;

нет ограничения на количество карт.

Рисунок 4. Информационные революции

Mindomo.com –это веб-сервис для создания мощных диаграмм связей, позволяющий превращать их в презентации, делиться с коллегами, работать над ними в команде, синхронизировать в облаке. У версии есть недостатки: ограничение на 3 активных карт и заявлен показ рекламы. С помощью Mindomo можно полностью разработать выполнение какого-либо проекта.

Функции, которые может предложить Mindomo:

проверка орфографии;

совместная работа в режиме реального времени;

защита паролем;

синхронизация на iOS и Android;

несколько макетов (круговая, концепт, организационная схема).

Преимущества:

поддерживает большинство оперативных систем и браузеров;

поддержка нескольких языков.

Рисунок 9. Mindomo

Mind42 – это веб-сервис для создания ментальных карт. Преимущества:

возможность работы над картой нескольких пользователей;

несколько человек могут одновременно работать над картой.

Особенности:

перед входом в сервис необходимо пройти регистрацию;

картинки из файлов добавляются только в виде ссылки.

Рисунок 10. Mind42

Bubbl.us – сервис для построения ментальных карт. Простой и доступный интерфейс, возможность совместной работы, хороший дизайн готовых карт. Сервис на английском языке.

Преимущества:

возможность распечатывать, помещать в блог или на сайт карту;

можно сохранить карту как рисунок, а также отправить на e-mail.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования сделаны следующие выводы:

Процесс создания ментальных карт достаточно прост и интуитивно понятен.

Ментальные карты применяются в различных сферах человеческой деятельности.

В образовании существует множество вариантов их использования.

Рынок программных продуктов для создания ментальных карт разнообразен. Начиная с простых бесплатных с минимальным набором возможностей до платных программ, с возможностью подключения видео и звука.

Некоторые программы позволяют создавать ментальные карты в группах и on-line.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Балан И. В. Использование ментальных карт в обучении [Текст] / И. В. Балан – Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 58-59.

Лаврентьева Н.Б. Технология учебного проектирования: информационная карта: метод [Текст] / Н.Б. Лаврентьева, Т.С. Федорова. – Барнаул: АлтГУ, 2001. – 22 с.

Лаврентьев Г. В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов (Часть 2). [Электронный ресурс]/ Лаврентьева Н. Б., Неудахина Н. А URL:http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava

Мюллер Х. Составление ментальных карт[Текст] /Х. Мюллер – Издательство Омега – Л, 2007. – 126c.

Просмотров работы: 91