Символы России в среде программирования Scratch 2.0

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Символы России в среде программирования Scratch 2.0

Коцуренко А.М. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Захарищева О.В. 1
1МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых…»

В. Орлов

Во всем мире есть давняя традиция - каждой стране иметь герб, флаг и гимн. Они нужны как образ этой страны, выражение патриотизма её граждан. Вот почему отношение к своему символу — это и отношение к своему Отечеству, своей Родине.

Чтобы воспитать уважительное отношение к символам своего государства, необходимо их хорошо знать и уметь отличать среди других символов. Поэтому изучение государственной символики очень актуальная тема в любом обществе, в любой стране. Все это явилось основанием для написания мною работы по данной теме. Я решила выбрать эту тему для создания творческого проекта. Мне стало интересно, почему у нашей страны именно такие символы, почему орёл именно двуглавый. Почему флаг имеет именно три цвета, и каким он был раньше? Как создавался гимн России? А самое главное для меня стало интересно, как можно рассказать своим друзьям и одноклассникам о символах России.

Вид проекта: информационно – практико – ориентированный, творческий.

Цель проекта: создание мультфильма на тему государственной символики в среде программирования Scratch 2.0.

Перед собой определила следующие задачи:

Узнать об истории возникновения государственной символики.

Рассмотреть, какие символы есть в нашем городе Верхняя Салда.

Определить, что знают школьники (мои одноклассники) о государственной символике.

Познакомиться с программой Scratch 2.0.

Научиться создавать мультфильмы и мини-игры в среде Scratch 2.0.

Создать анимационный фильм о символах нашей страны.

1. Теоретическая часть

Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Символы — это условные знаки или изображения, имеющие для человека и целого народа очень важное значение. Например, бескрайние просторы полей и белые березы — это символы России, восходящее солнце — символ Японии. А есть символы, которые представляют страну и народ, ее населяющий. Это государственные символы. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, государственный флаг и государственный гимн. Есть они и у нашей страны.

Во всем мире есть давняя традиция - каждой стране иметь герб, флаг и гимн. Они нужны как образ этой страны, выражение патриотизма её граждан. Вот почему отношение к самому символу — это и отношение к своему Отечеству, своей Родине.

Чтобы воспитать уважительное отношение к символам своего государства, необходимо их хорошо знать и уметь отличать среди других символов. Поэтому изучение государственной символики очень актуальная тема в любом обществе, в любой стране. Необходимо узнать, что такое герб, гимн, флаг.

1 .1. Герб России

«У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный».
В. Степанов

У каждой страны есть особая атрибутика, которая отличает её от других государств, подчеркивает независимость и историческую самобытность нации. Она называется державной символикой и включает в себя гимн, флаг и эмблему!

Этот знак государственного отличия представляет собой красный геральдический щит, в середине которого находится золотой двуглавый орёл. В левой когтистой лапе птица держит державу, а в правой – скипетр.

На каждой из голов находится корона, а наверху ещё одна, большего размера. Все три царских убора соединены золотой лентой.

В центре щита, на груди орла размещено ещё одно красное полотно. На нем сюжет, знакомый каждому русскому человеку: Георгий Победоносец убивает змея.

Существует множество икон и картин, иллюстрирующих эту легенду. Это самое узнаваемое изображение святого. На эмблеме он представлен как серебряный всадник на серебряном коне, одетый в синий плащ. Чудовище под копытами лошади черного цвета.

Фактически орел фигурировал на гербах многих князей задолго до того, как стать официальным символом государства. Официально считается, что в варианте, максимально похожем на современный, герб впервые начал фигурировать примерно во времена Ивана Грозного. До этого такой же символ присутствовал у Византийской Империи, которая считалась Вторым Римом. Орел двуглавый на гербе России призван показывать то, что она является прямым преемником Византии и Третьим Римом. В разные периоды, вплоть до появления большого герба Российской Империи, этот символ постоянно видоизменялся и обрастал различными элементами. В результате появился самый сложный в мире герб, который существовал вплоть до 1917 года.

1.2. Возникновение флага России

«Разноцветный флаг России –
Белый, синий, красный цвет.
Самый для меня красивый,
Краше флага в мире нет.
Честь и правда в этом флаге,
Кровь, пролитая в бою,
Смелость, доблесть и отвага,
Вера в Родину мою!»

М. Бебина

Флаг России – один из главных и самых узнаваемых государственных символов. 22 августа 1991 года над Белым домом в Москве впервые был официально поднят трехцветный российский флаг, заменивший в качестве государственного символа красное полотнище с серпом и молотом [7].
Его история началась гораздо раньше, несколько веков назад. Основателем этого флага считается Петр I, но трехцветное полотнище использовалось в качестве флагов на кораблях еще до этого.

В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации, но существует множество символических значений.

Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали:
белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Другим распространенным толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

В дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

белый - цвет свободы;
синий - цвет Богородицы;
красный цвет - символ державности.

Было также толкование этих цветов (подобно символике династического флага Романовых), как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

белый цвет - символ православной веры;
синий цвет - символ царской власти;
красный цвет - символ русского народа;

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».
Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».

Утвержден Указом Президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года "О Государственном флаге Российской Федерации". Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.

Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотно, на котором изображены три горизонтальные полосы, одинаковые по размеру – белого, синего и красного цвета. Никакой официальной трактовки этих цветов не существует, хотя есть несколько вариантов. Считалось, например, что белый символизирует свободу, синий – это символ Богоматери, а красный означает державность. Так объясняли оттенки флага несколько веков назад. Сегодня говорят, что белый – это чистота, синий – стабильность, а красный – мощь.

1.3. История Государственного гимна России

«Мотив и гордый, и знакомый
Звучит по радио с утра.
Так просыпается страна
Под звуки Гимна — знак особый.
И нам не стоит забывать —
При звуке Гимна
Надо встать».

А. Александров

Гимн (Приложение 1) является одним из трех государственных символом любой страны современного мира. Каждая нация располагает своим собственным торжественно-музыкальным произведением. Как правило, слова гимна кратко отражают суть государственного устройства, политическую позицию и т.д. История российского гимна ярко демонстрирует, как Россию бросало из одной крайности в другую на определенных исторических рубежах.

Россия некоторое время вообще обходилась без государственного гимна. Тогда церемонии принятия заморских послов и прочие события государственного характера проводились под те или иные церковные песнопения. Все это продолжалось вплоть до конца 1780-х годов. Временем, когда взяла свое начало история русского гимна, можно считать конец правления императора Петра I. Именно тогда самодержец издал приказ исполнять ораторию «Преображенский марш Петра Великого» на всех официальных государственных мероприятиях. Это сделало Преображенский марш самым главным и значимым в стране музыкальным произведением.

В декабре 2000 — феврале 2001 в Думу были внесены 5 законопроектов о тексте гимна. Президент В. В. Путин внёс текст С. В. Михалкова. Законопроект был рассмотрен Государственной Думой 7 марта 2001 года и в качестве официального гимна Российской Федерации был принят текст С. В. Михалкова.

1 .4. Символы Верхней Салды

Возникновение нашего города связано с развитием на Урале демидовских заводов. В 1759 году императрица Елизавета отвела Демидову Салдинскую лесную дачу, где в 1760 году возник Нижнесалдинский завод, а 6 декабря 1778 года был получен первый чугун на Верхнесалдинском заводе. Этот день считается днем образования города. С пуском Верхнесалдинского завода в 1778г. был завершен хозяйственный комплекс нижнетагильской группы заводов, который насчитывал 9 единиц.

В серебряном поле зеленое стропило, прорастающее вверху липовым деревом с червлеными цветами, сопровождаемое внизу черным молотом (чекмарем-колотушкой). Щит увенчан короной установленного образца.

Краткая трактовка символики гербовой композиции:

Липа в верхней половине щита - гласная эмблема, указывающая на имя города. Соцветия соотносятся с понятиями «процветание», «рост» или «обретение плодов». Стропило, и чекмарь указывают на гербовые эмблемы рода Демидовых, сыгравших значительную роль в развитии края. Сочетание узкого стропила – «подпоры», с молотом для выделки листового металла показывает на роль металлообработки в развитии города, а дамасцированность (украшение орнаментом) поля показывает, что в деле обработки металлов (титана) жители города достигли немалых успехов.

2. Практическая часть

2. 1. Анкетирование

Изучив и проанализировав литературу по данной теме, я пришла к выводу, что тема государственной символики интересна и важна. Для того чтобы стать настоящим гражданином страны, необходимо обладать достаточными знаниями в этой области. Я решила выяснить, интересуются ли мои одноклассники историей российской символики. Для этого я провела анкетирование среди учеников своего класса, и вот что получилось:

На вопрос : какие государственные символы вы знаете ? [Приложение 2]

Ребята ответили : флаг , герб и гимн (17 ответов)

На вопрос : знаете ли вы значение цветов флага России ?

Ребята ответили : небо , кровь и свобода ( 6 таких ответов )

На вопрос : где используется государственный герб России ?

Ребята ответили : администрация ( 18 ответов )

На вопрос : сможете ли вы назвать дату празднования Дня Государственного флага России ?

Ребята ответили : июль ( 3 ответа ), август (5 ответов), остальные не смогли ответить.

На вопрос : какая символика есть у нашей области и города Верхняя Салда ?

Ребята ответили : флаг , герб ( 15 таких ответов )

При анализе анкет и общении с одноклассниками, выяснилось, что большинство учащихся не обладают достаточными знаниями по данной теме.

Исходя из этого, я решила создать анимационный фильм «Государственная символика», чтобы в доступной форме рассказать своим одноклассникам, и другим школьникам о символах нашей страны и города Верхняя Салда.

2.2. Разработка программы в Scratch

Для разработки анимационного фильма мне пришлось освоить среду программирования Scratch 2.0.

Скретч - визуальная событийно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов. Название произошло от слова scratching — техники, используемой хип-хоп-диджеями, которые крутят виниловые пластинки взад-вперёд руками для того, чтобы смешивать музыкальные темы[2].

Скретч создан как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего. Скретч 1 был написан на языке Squeak, Скретч 2 ориентирован на работу онлайн и переписан на Flash и ActionScript. Скретч разрабатывается небольшой командой программистов для детей[3] в Массачусетском технологическом институте. Текущая версия — 2.0, выпущена 9 мая 2013 года.

В 2008 году Скретч был портирован для микроконтроллерного модуля Arduino. Проект носит название S4A[4].

Программы на Скретче состоят из графических блоков, подписи к которым зависят от выбранного для интерфейса языка. Может быть выбран один из 50 языков интерфейса, включая русский. Для подключения интерфейса на новом языке используются стандартные gettext-файлы [6].

Содержание программы в Приложении 3.

Заключение

При работе над проектом я узнала об истории возникновения государственной символики, изучила информацию о гербе нашего города Верхняя Салда. В ходе анкетирования я определила, что знают школьники (мои одноклассники) о государственной символике.

Мной был создан мультфильм на тему государственной символики в среде программирования Scratch 2.0.Ребятам, которым я показала этот мультфильм было очень интересно, теперь они лучше запомнят информацию о государственной символике, и ещё они тоже захотели научиться создавать мультфильмы.

Эта работа сблизила меня с программированием и я узнала что такое Scrаtch, и как он пригодится мне в будущем.

Список информационных источников

Детская энциклопедия «Познавательный журнал для девочек и мальчиков» № 12-2009

Голованова М.П герб-флаг-гимн России: Науч.-поп.изд.для детей – М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», 2004.

Залесский К.А. Статья «Россия: возвращение трёхцвета». 1994 .

Книга про флаги Флаги что есть что. Ганс Райхардт и Гарри Д. Шурдель ISBN 3-7886-0411-5 (Германия) ISBN 5-85050-077-4 (Росийская Федерация)

Филипова Л.В. и др. Успех. Путешествие по России: энциклопедия для детей. – М.: Просвещение, 2013..

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%87_(%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F)

http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/60-stikhi-pro-gorod-verkhnyaya-salda.html

http://www.calend.ru/holidays/0/0/529/

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Текст программы для главного персонажа

Текст программы для фоновых изображений

Текст программы для персонажа Самолёт

Т екст программы для персонажа Гостья

Просмотров работы: 215