На сегодняшний день невозможно представить себе какую-либо область деятельности, обходящуюся без использования справочной информации о предмете. QR-коды наиболее эффективны в этом направлении, когда необходимо найти информацию, имея сотовый телефон с приложением в руках, что делает это действие довольно привлекательным, интерактивным и уникальным. QR-код — считываемая компьютером оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана. При считывании информации с помощью мобильного приложения используется элементы игры. А «игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»[ Сухомлинский В.А. «О воспитании»].
Таким образом, актуальность исследованияобъясняется тем, что с использованием QR - кодов в образовании происходит развитие познавательного интереса.
Объектом исследования является использование QR- кодов в обучении.
Предметом исследования выступают создание QR- кода в специальной программе http://qrcoder.ru/ и развитие познавательного интереса к заданию с помощью QR - изображения.
Цель исследования – проверить эффективность активизации познавательного интереса у учащихся к заданию, созданного с помощью QR- изображений.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
Исследовать важность данной проблемы у обучающихся 7 – 11 классов и выявить эффективность применения QR -кодов в образовании.
Определить эффективность создания QR - кодов в специальной программе http://qrcoder.ru/..
Оценить перспективы от применения QR -кодов.
В процессе исследования использовались методысистемного, психологического и информационного анализа. В качестве информационной базы были использованы материалы, научные труды специалистов.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме; систематизация полученной информации; обобщение выводов.
эмпирические: опросно – диагностические методы (интервьюирование, беседы) и др.;
статистические: анализ статистических данных.
Научная новизна:
Исследованы направления и эффективность применения QR - кодов.
Оценены перспективы от создания QR - кодов в специальной программе http://qrcoder.ru/
Теоретическая значимость исследования состоит в исследовании влияния применения QR- кодов в обучении на развитие познавательной активности учащихся нашей гимназии.
Практическая значимость выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, связана с тем, что выполненное исследование направлено на применение QR- кода в образовании и содержит практическое приложение, использования QR- кода в образовании . Работа может быть интересна как учащимся, а также использована учителями.
Теоретические выводы и практические рекомендации, полученные в результате исследования, могут быть использованы школьниками и учителями различных регионов.
Этапы работы
Подготовительный (Подборка и изучение материала по данной теме, выделение проблем. Подборка вопросов для анкетирования)
Анкетирование (Анкетирование учащихся школы по разработанным анкетам)
Обработка анкет и анализ полученных результатов (Работа включает в себя выбор программного обеспечения для обработки анкет. Обработка данных и анализ результатов.)
Разработка сценария проведения мероприятия с использованием QR- кода (На этом этапе на основе специального приложения http://qrcoder.ru/ создаются QR- коды с заданиями для использования в мероприятии.)
Апробация применения QR -кодов: МОУ гимназия № 7
Презентация проекта (Представление итогового проекта для обсуждения и оценивания.)
Методы исследования. Анализ информационных источников, статистическая обработка результатов.
Введение
В настоящее время QR-коды можно встретить на большом количестве плакатов, упаковок и товаров, их размещают на рекламных стендах, в музеях, справочниках. Наибольшее признание он получил среди пользователей мобильной связи: необходимо установить программу, которая сможет распознать информацию, которая моментально заносится в мобильный телефон в виде текста , графики и т.п., позволяет добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, отправлять SMS-сообщения и т. д. QR-коды активно используются музеями, в туризме, где информацию в виде QR-кодов располагают вдоль туристических маршрутов. Отсканировав таблички с QR - изображениями, люди могут узнать информацию об объекте.
1. Теоретическая часть «Описание применений QR- кодов»
QR-код (англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования) — товарный знак для типа матричных штрихкодов (или двумерных штрихкодов), изначально разработанных для автомобильной промышленности Японии. Штрихкод — считываемая машиной оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана.
QR-код состоит из чёрных квадратов, расположенных в квадратной сетке на белом фоне, которые могут считываться с помощью устройств обработки изображений, таких как камера, и обрабатываться до тех пор, пока изображение не будет надлежащим образом распознано. Затем необходимые данные извлекаются из шаблонов, которые присутствуют в горизонтальных и вертикальных компонентах изображения.
QR-код и штрихкод
Если в штрихкодах зашифровываются «палочки», то в QR-кодах – «квадратики». Штрихкоды применяются исключительно для нумерации продуктов и товаров, а QR-коды – более универсальный инструмент. Он позволяет закодировать не только номера, но и другую нужную информацию, так как технология QR-кодов позволяет зашифровать больший объем информации.
QR-код - это матричный код (двумерный штрих-код), разработанный компанией "Denso Wave". Аббревиатура QR (quick response) означает "быстрый отклик". Возможность распознавания кодов сканирующим оборудованием делает их такими популярными в рекламе, торговле, производстве, логистике. В QR-код можно закодировать любую информацию, текст, URL. Для создания кодов существуют сайты-генераторы, где каждый может поэкспериментировать. А для считывания кодов необходима простая программа, которая устанавливается на более - менее современный мобильный телефон.
2. Экспериментальная часть «Реализация применения QR- кода на практике»
Эксперимент 1. Выявление представлений учащихся о QR- кодах.
Цель: проанализировать знания и представления учащихся о QR- кодах.
Для того чтобы грамотно представить работу, необходимо не только ознакомится с мнением, может и ошибочным других. Для этого проведем анкетирование учащихся. (приложение 1)
По результатам анкетирования учащихся 7 – 11 классов (всего 155 оппонентов) проведена оценка правильного представления о QR- кодах :
На первый вопрос « Знаете ли ВЫ , что изображено?", учащиеся 7-9 классов ответили:
« ДА» - 84%
« НЕТ» - 16%,
А, учащиеся 10 - 11 классов ответили:
« ДА» - 95%
« НЕТ» - 5%,
Мы делаем вывод, что учащиеся 10 - 11 классов на 11% больше интересуются данным видом информации.
На второй вопрос «Знаете ли вы с какой целью используется QR-код?»
7-9 класс, ответили:
« ДА» - 84%
« НЕТ» - 16%,
А, учащиеся 10 - 11 классов ответили:
« ДА» - 95%
« НЕТ» - 5%
Аналогично, с первым вопросом.
На третий вопрос :«Назовите страну, в которой был впервые использован QR код».
Учащиеся 7-9 классов |
Учащиеся 10- 11 классов |
|
«Верно» |
19% |
48% |
«Не верно» |
26% |
22% |
«Не знаю» |
55% |
30% |
Из учеников 7-9 классов только 1/5 указала правильно "Япония", а из учеников 10-11 классов около половины оппонентов. Остальные либо неправильно, либо указали, что не знают.
На следующий вопрос : «Знаете ли Вы, что существуют приложения для сканирования QR-кода?»
Учащиеся 7-9 классов |
Учащиеся 10- 11 классов |
|
«Знают» |
84% |
93% |
«Не знают» |
16% |
7% |
Вывод: Из показаний учащихся отчетливо видно, что учащиеся знают о существовании приложения для сканирования QR-кода. Где-то и при каких-то обстоятельствах обращали на это внимание.
На следующий вопрос: «Пользуетесь ли вы таким приложением?».
Учащиеся ответили так:
Учащиеся 7-9 классов |
Учащиеся 10- 11 классов |
|
«ДА, пользуемся» |
29% |
35% |
«Нет, не пользуемся» |
71% |
65% |
На заключительный вопрос анкеты : "Что Вы хотели бы узнать про QR-код?" учащиеся распределились таким образом:
Учащиеся 7- 9 классов |
Учащиеся 10 - 11 классов |
|
« Историю» |
25 % |
30 % |
« Применение» |
19 % |
20 % |
«Приложения» |
7 % |
5 % |
«Создание » |
39 % |
38 % |
«Ничего» |
10 % |
7 % |
Таким образом, учащиеся нашей гимназии хотели бы узнать и историю создания QR - кодов, а также границы применимости, создание собственных QR-кодов.
В практической части необходимо провести практические занятия с использованием QR - кодов и без них. Провести сравнительный анализ активизации познавательного интереса обучающихся к заданиям.
Цель: проанализировать эффективность QR- кодов при решении практических задач творческого характера
Проанализировав анкеты, мы выяснили, что школьники готовы для изучения информации о QR- кодах, готовы использовать мобильные приложения и учиться создавать самостоятельно QR - коды.
С этой целью мы провели квест (приложение 2) с учащимися, разделив класс на две группы: первая работа с карточками, где были записаны задачи, а вторая должна была расшифровать задания с помощью мобильного приложения и также решить данные задания. Несмотря на то, что второй группе необходимо было еще дополнительное время на расшифровку условий, она справилась быстрее и была увлеченнее первой. Познавательная активность явно была выше.
Описание QR-квеста
Предварительная подготовка: научить детей работать с приложением и читать закодированную там информацию; закодировать информацию с помощью QR-кода, распечатать QR-коды и разместить их в нужных местах (для создания QR-кода использован сервис https://trustthisproduct.com/free_qr_code_generator.php); обеспечить свободный доступ к сети интернет через WI-FI.
Работа с карточками. Необходимо предоставить правильное решение . Учитывается скорость работы группы.
Эксперимент 3 . Применение QR-кодов при лингвокультурологическом обмене .
Цель: установить контакт с учащимися из Франции, попытаться объясниться с ребятами , используя QR- коды .
Для составления QR-кодов мы выбрали из всего многообразия сервис http://www.qrcoder.ru . Создание кода происходит довольно быстро и не займет слишком много времени и сил. В настоящее время существует огромнейшее количество специальных сервисов, позволяющих в несколько кликов сгенерировать такой код, который можно сохранить на компьютер и впоследствии использовать там, где только пожелаете. Например, русскоязычный он-лайн сервис для создания QR-кода http://www.qrcoder.ru позволяет в несколько кликов закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, sms-сообщение. Нами были созданы следующие задания и все они были представлены QR-кодом (приложение 3). Вопросыбылиследующие:
№1 Le chiot avec le collier coûte 110 roubles. Le chiot est plus cher que le collier de chien sur 100 roubles. Combien coûte un collier?
№2 Jura a une certaine somme d'argent. Si Jura achète un bonbon,il en a un reste 1 rouble. Sur deux bonbons il manque 3 roubles. Combien de roubles coûte un bonbon?
№3 La chenille rampe le long du mur. La hauteur du mur est de 100 briques. Chaque jour, la chenille grimpe sur 3 briques et chaque nuit elle tombe de 2. Combien de jours la chenille escaladera-t-elle le mur?
№4 8809 = 6 2172 = 0 6666 = 4 9313 = 1 8193 = 3 4500 = 2 7713 = 0 6581 = ?
№5 Pete et Kole ont acheté une boîte de bonbons. A chaque boîte contient 12 bonbons. Pete de sa boîte a mangé quelques bonbons, et Kole de sa boîte a mangé autant de bonbons que il reste dans la boîte de Pete. Combien de bonbons il en reste pour deux chez Pete et Kole ?
21 век – это век высоких информационных технологий и большинство людей имеют мобильные устройства, где может быть установлено такое приложение. QR-код прост и удобен в использовании. В образовании, это очень эффективный метод привлечений детей к учебно-познавательной деятельности, ведь, которые позволяют считать данный код в считанные секунды и получить подробную информацию о какой-то учебно-познавательной задаче. Почти для каждой модели телефона подойдёт приложение ReaderKaiwa. QR Droid – это более серьёзная программа, которая даёт возможность считывать, создавать собственные QR-коды. Для обладателей операционной системы IOS тоже есть приложение для считывания подобных кодов – это Neoreader. Если нет смартфона или по каким-либо причинам нет возможности воспользоваться перечисленными выше программами, то поможет расширение для браузера GoogleChrome – Qrreaderbeta, который расшифровывает любой код, попавшийся на пути в Интернете.
Заключение.
Применение QR-кодов способствует достижению нескольких важных целей при обучении школьников:
- усиление мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт дополнительных мотивов игрового, соревновательного, познавательного и др. плана;
- внедрение в учебный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;
- использование при обучении новые виды учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности, активизирующих учебную деятельность учащихся;
- придать работе над учебным материалом новую организационную форму, привлекательную для школьников;
- развитие личностных качеств, которые не имеют спроса в учебном процессе, а также самооценки обучаемых .
Информационные источники
Литус К.Д., Напалков С.В. QR-КОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13951 (дата обращения: 25.03.2019).
Приложение 1
Анкета для обучающихся
Знаете ли Вы, что изображено?
а) да Если «ДА» , то указать что _____________________
б) нет
Знаете ли вы с какой целью используется QR-код?
а) да, знаю
б) нет, не знаю
Страна, в которой впервые был использован QR-код?
а) Франции Укажите цель применения:______________________
б) Японии
в) России
г) не знаю
Знаете ли Вы, что существуют приложения для сканирования QR-кода?
а) да, знаю
б) нет , не знаю
Пользуетесь ли Вы таким приложением?
а) да Если «ДА» каким способом ______________________
б) нет
в) никогда не делал этого ( не встречал в своей жизни)
Что Вы хотели бы узнать про QR-код?
а) историю создания
б) применение
в) Как пользоваться приложением и в чем его преимущества?
г) Как создаются QR-коды?
д) Все
е) Ничего
ж) другое , указать__________________________
Хотели бы Вы иметь у себя мобильное приложение, читающее QR- коды?
а) да
б) нет
Приложение 2
QR - квест
№1 |
Павел с сыном и Семен с сыном были на рыбалке. Павел поймал столько же рыб, сколько и его сын Игорь, а Семен втрое больше, чем его сын. Всего они поймали 35 рыб. Как зовут сына Семена? Кто сколько поймал рыб? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№2 |
В квартире живут домашние животные: собаки и кошки. Из всех животных только одно не является собакой, при этом все питомцы, кроме одного, - кошки. Сколько всего кошек и собак? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№3 |
В хозяйстве имеются куры и овцы. Сколько тех и других, если известно, что у них всех вместе 30 голов и 74 ноги? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№4 |
В шкафу вперемешку лежат 15 носков черного цвета и 20 носков белого цвета. Какое минимальное количество носков необходимо достать (не глядя), чтобы получить пару одного цвета? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№5 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№6 |
Щенок вместе с ошейником стоит 110 рублей. Щенок дороже ошейника на 100 рублей. Сколько стоит ошейник? |