АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ QR КОДА

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ QR КОДА

Маховицкая П.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 7 Волгограда"
Брюхова И.А. 1
1МОУ гимназия № 7 г. Волгограда
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На сегодняшний день невозможно представить себе какую-либо область деятельности, обходящуюся без использования справочной информации о предмете. QR-коды наиболее эффективны в этом направлении, когда необходимо найти информацию, имея сотовый телефон с приложением в руках, что делает это действие довольно привлекательным, интерактивным и уникальным. QR-код — считываемая компьютером оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана. При считывании информации с помощью мобильного приложения используется элементы игры. А «игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.»[ Сухомлинский В.А. «О воспитании»].

Таким образом, актуальность исследованияобъясняется тем, что с использованием QR - кодов в образовании происходит развитие познавательного интереса.

Объектом исследования является использование QR- кодов в обучении.

Предметом исследования выступают создание QR- кода в специальной программе http://qrcoder.ru/ и развитие познавательного интереса к заданию с помощью QR - изображения.

Цель исследования – проверить эффективность активизации познавательного интереса у учащихся к заданию, созданного с помощью QR- изображений.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

Исследовать важность данной проблемы у обучающихся 7 – 11 классов и выявить эффективность применения QR -кодов в образовании.

Определить эффективность создания QR - кодов в специальной программе http://qrcoder.ru/..

Оценить перспективы от применения QR -кодов.

В процессе исследования использовались методысистемного, психологического и информационного ана­лиза. В качестве информационной базы были использованы материалы, научные труды специалистов.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме; систематизация полученной информации; обобщение выводов.

эмпирические: опросно – диагностические методы (интервьюирование, беседы) и др.;

статистические: анализ статистических данных.

Научная новизна:

Исследованы направления и эффективность применения QR - кодов.

Оценены перспективы от создания QR - кодов в специальной программе http://qrcoder.ru/

Теоретическая значимость исследования состоит в исследовании влияния применения QR- кодов в обучении на развитие познавательной активности учащихся нашей гимназии.

Практическая значимость выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, связана с тем, что выполненное исследование направлено на применение QR- кода в образовании и содержит практическое приложение, использования QR- кода в образовании . Работа может быть интересна как учащимся, а также использована учителями.

Теоретические выводы и практические рекомендации, полученные в результате исследования, могут быть использованы школьниками и учителями различных регионов.

Этапы работы

Подготовительный (Подборка и изучение материала по данной теме, выделение проблем. Подборка вопросов для анкетирования)

Анкетирование (Анкетирование учащихся школы по разработанным анкетам)

Обработка анкет и анализ полученных результатов (Работа включает в себя выбор программного обеспечения для обработки анкет. Обработка данных и анализ результатов.)

Разработка сценария проведения мероприятия с использованием QR- кода (На этом этапе на основе специального приложения http://qrcoder.ru/ создаются QR- коды с заданиями для использования в мероприятии.)

Апробация применения QR -кодов: МОУ гимназия № 7

Презентация проекта (Представление итогового проекта для обсуждения и оценивания.)

Методы исследования. Анализ информационных источников, статистическая обработка результатов.

Введение

В настоящее время QR-коды можно встретить на большом количестве плакатов, упаковок и товаров, их размещают на рекламных стендах, в музеях, справочниках. Наибольшее признание он получил среди пользователей мобильной связи: необходимо установить программу, которая сможет распознать информацию, которая моментально заносится в мобильный телефон в виде текста , графики и т.п., позволяет добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, отправлять SMS-сообщения и т. д. QR-коды активно используются музеями, в туризме, где информацию в виде QR-кодов располагают вдоль туристических маршрутов. Отсканировав таблички с QR - изображениями, люди могут узнать информацию об объекте.

1. Теоретическая часть «Описание применений QR- кодов»

QR-код (англ. Quick Response Code — код быстрого реагирования) — товарный знак для типа матричных штрихкодов (или двумерных штрихкодов), изначально разработанных для автомобильной промышленности Японии. Штрихкод — считываемая машиной оптическая метка, содержащая информацию об объекте, к которому она привязана.

QR-код состоит из чёрных квадратов, расположенных в квадратной сетке на белом фоне, которые могут считываться с помощью устройств обработки изображений, таких как камера, и обрабатываться до тех пор, пока изображение не будет надлежащим образом распознано. Затем необходимые данные извлекаются из шаблонов, которые присутствуют в горизонтальных и вертикальных компонентах изображения.

QR-код и штрихкод

Если в штрихкодах зашифровываются «палочки», то в QR-кодах – «квадратики». Штрихкоды применяются исключительно для нумерации продуктов и товаров, а QR-коды – более универсальный инструмент. Он позволяет закодировать не только номера, но и другую нужную информацию, так как технология QR-кодов позволяет зашифровать больший объем информации.

QR-код - это матричный код (двумерный штрих-код), разработанный компанией "Denso Wave". Аббревиатура QR (quick response) означает "быстрый отклик". Возможность распознавания кодов сканирующим оборудованием делает их такими популярными в рекламе, торговле, производстве, логистике. В QR-код можно закодировать любую информацию, текст, URL. Для создания кодов существуют сайты-генераторы, где каждый может поэкспериментировать. А для считывания кодов необходима простая программа, которая устанавливается на более - менее современный мобильный телефон.

  2. Экспериментальная часть «Реализация применения QR- кода на практике»

Эксперимент 1. Выявление представлений учащихся о QR- кодах.

Цель: проанализировать знания и представления учащихся о QR- кодах.

Для того чтобы грамотно представить работу, необходимо не только ознакомится с мнением, может и ошибочным других. Для этого проведем анкетирование учащихся. (приложение 1)

По результатам анкетирования учащихся 7 – 11 классов (всего 155 оппонентов) проведена оценка правильного представления о QR- кодах :

На первый вопрос « Знаете ли ВЫ , что изображено?", учащиеся 7-9 классов ответили:

« ДА» - 84%

« НЕТ» - 16%,

А, учащиеся 10 - 11 классов ответили:

« ДА» - 95%

« НЕТ» - 5%,

Мы делаем вывод, что учащиеся 10 - 11 классов на 11% больше интересуются данным видом информации.

На второй вопрос «Знаете ли вы с какой целью используется QR-код?»

7-9 класс, ответили:

« ДА» - 84%

« НЕТ» - 16%,

А, учащиеся 10 - 11 классов ответили:

« ДА» - 95%

« НЕТ» - 5%

Аналогично, с первым вопросом.

На третий вопрос :«Назовите страну, в которой был впервые использован QR код».

 

Учащиеся 7-9 классов

Учащиеся 10- 11 классов

«Верно»

19%

48%

«Не верно»

26%

22%

«Не знаю»

55%

30%

Из учеников 7-9 классов только 1/5 указала правильно "Япония", а из учеников 10-11 классов около половины оппонентов. Остальные либо неправильно, либо указали, что не знают.

На следующий вопрос : «Знаете ли Вы, что существуют приложения для сканирования QR-кода?»

 

Учащиеся 7-9 классов

Учащиеся 10- 11 классов

«Знают»

84%

93%

«Не знают»

16%

7%

Вывод: Из показаний учащихся отчетливо видно, что учащиеся знают о существовании приложения для сканирования QR-кода. Где-то и при каких-то обстоятельствах обращали на это внимание.

На следующий вопрос: «Пользуетесь ли вы таким приложением?».

Учащиеся ответили так:

 

Учащиеся 7-9 классов

Учащиеся 10- 11 классов

«ДА, пользуемся»

29%

35%

«Нет, не пользуемся»

71%

65%

На заключительный вопрос анкеты : "Что Вы хотели бы узнать про QR-код?" учащиеся распределились таким образом:

 

Учащиеся 7- 9 классов

Учащиеся 10 - 11 классов

« Историю»

25 %

30 %

« Применение»

19 %

20 %

«Приложения»

7 %

5 %

«Создание »

39 %

38 %

«Ничего»

10 %

7 %

Таким образом, учащиеся нашей гимназии хотели бы узнать и историю создания QR - кодов, а также границы применимости, создание собственных QR-кодов.

В практической части необходимо провести практические занятия с использованием QR - кодов и без них. Провести сравнительный анализ активизации познавательного интереса обучающихся к заданиям.

Эксперимент 2. Решение творческих заданий с использованием и без QR-кодов.

Цель: проанализировать эффективность QR- кодов при решении практических задач творческого характера

Проанализировав анкеты, мы выяснили, что школьники готовы для изучения информации о QR- кодах, готовы использовать мобильные приложения и учиться создавать самостоятельно QR - коды.

С этой целью мы провели квест (приложение 2) с учащимися, разделив класс на две группы: первая работа с карточками, где были записаны задачи, а вторая должна была расшифровать задания с помощью мобильного приложения и также решить данные задания. Несмотря на то, что второй группе необходимо было еще дополнительное время на расшифровку условий, она справилась быстрее и была увлеченнее первой. Познавательная активность явно была выше.

Описание QR-квеста

Предварительная подготовка: научить детей работать с приложением и читать закодированную там информацию; закодировать информацию с помощью QR-кода, распечатать QR-коды и разместить их в нужных местах (для создания QR-кода использован сервис https://trustthisproduct.com/free_qr_code_generator.php); обеспечить свободный доступ к сети интернет через WI-FI.

Работа с карточками. Необходимо предоставить правильное решение . Учитывается скорость работы группы.

Эксперимент 3 . Применение QR-кодов при лингвокультурологическом обмене .

Цель: установить контакт с учащимися из Франции, попытаться объясниться с ребятами , используя QR- коды .

Для составления QR-кодов мы выбрали из всего многообразия сервис http://www.qrcoder.ru . Создание кода происходит довольно быстро и не займет слишком много времени и сил. В настоящее время существует огромнейшее количество специальных сервисов, позволяющих в несколько кликов сгенерировать такой код, который можно сохранить на компьютер и впоследствии использовать там, где только пожелаете. Например, русскоязычный он-лайн сервис для создания QR-кода http://www.qrcoder.ru позволяет в несколько кликов закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, sms-сообщение. Нами были созданы следующие задания и все они были представлены QR-кодом (приложение 3). Вопросыбылиследующие:

1 Le chiot avec le collier coûte 110 roubles. Le chiot est plus cher que le collier de chien sur 100 roubles. Combien coûte un collier?

2 Jura a une certaine somme d'argent. Si Jura achète un bonbon,il en a un reste 1 rouble. Sur deux bonbons il manque 3 roubles. Combien de roubles coûte un bonbon?

3 La chenille rampe le long du mur. La hauteur du mur est de 100 briques. Chaque jour, la chenille grimpe sur 3 briques et chaque nuit elle tombe de 2. Combien de jours la chenille escaladera-t-elle le mur?

4 8809 = 6 2172 = 0 6666 = 4 9313 = 1 8193 = 3 4500 = 2 7713 = 0 6581 = ?

5 Pete et Kole ont acheté une boîte de bonbons. A chaque boîte contient 12 bonbons. Pete de sa boîte a mangé quelques bonbons, et Kole de sa boîte a mangé autant de bonbons que il reste dans la boîte de Pete. Combien de bonbons il en reste pour deux chez Pete et Kole ?

21 век – это век высоких информационных технологий и большинство людей имеют мобильные устройства, где может быть установлено такое приложение. QR-код прост и удобен в использовании. В образовании, это очень эффективный метод привлечений детей к учебно-познавательной деятельности, ведь, которые позволяют считать данный код в считанные секунды и получить подробную информацию о какой-то учебно-познавательной задаче. Почти для каждой модели телефона подойдёт приложение ReaderKaiwa. QR Droid – это более серьёзная программа, которая даёт возможность считывать, создавать собственные QR-коды. Для обладателей операционной системы IOS тоже есть приложение для считывания подобных кодов – это Neoreader. Если нет смартфона или по каким-либо причинам нет возможности воспользоваться перечисленными выше программами, то поможет расширение для браузера GoogleChrome – Qrreaderbeta, который расшифровывает любой код, попавшийся на пути в Интернете.

Заключение.

Применение QR-кодов способствует достижению нескольких важных целей при обучении школьников:

- усиление мотивации обучаемых к самостоятельной учебно-познавательной деятельности при обучении за счёт дополнительных мотивов игрового, соревновательного, познавательного и др. плана;

- внедрение в учебный процесс дополнительных (электронных) методических образовательных ресурсов;

- использование при обучении новые виды учебных поисково-познавательных заданий обобщающей и систематизирующей направленности, активизирующих учебную деятельность учащихся;

- придать работе над учебным материалом новую организационную форму, привлекательную для школьников;

- развитие личностных качеств, которые не имеют спроса в учебном процессе, а также самооценки обучаемых .

Информационные источники

Литус К.Д., Напалков С.В. QR-КОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-4.;

URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13951 (дата обращения: 25.03.2019).

Приложение 1

Анкета для обучающихся

Знаете ли Вы, что изображено?

а) да Если «ДА» , то указать что _____________________

б) нет

Знаете ли вы с какой целью используется QR-код?

а) да, знаю

б) нет, не знаю

Страна, в которой впервые был использован QR-код?

а) Франции Укажите цель применения:______________________

б) Японии

в) России

г) не знаю

Знаете ли Вы, что существуют приложения для сканирования QR-кода?

а) да, знаю

б) нет , не знаю

Пользуетесь ли Вы таким приложением?

а) да Если «ДА» каким способом ______________________

б) нет

в) никогда не делал этого ( не встречал в своей жизни)

Что Вы хотели бы узнать про QR-код?

а) историю создания

б) применение

в) Как пользоваться приложением и в чем его преимущества?

г) Как создаются QR-коды?

д) Все

е) Ничего

ж) другое , указать__________________________

Хотели бы Вы иметь у себя мобильное приложение, читающее QR- коды?

а) да

б) нет

Приложение 2

QR - квест

№1

Павел с сыном и Семен с сыном были на рыбалке. Павел поймал столько же рыб, сколько и его сын Игорь, а Семен втрое больше, чем его сын. Всего они поймали 35 рыб. Как зовут сына Семена? Кто сколько поймал рыб?

 

№2

В квартире живут домашние животные: собаки и кошки. Из всех животных только одно не является собакой, при этом все питомцы, кроме одного, - кошки.

Сколько всего кошек и собак?

 

№3

В хозяйстве имеются куры и овцы. Сколько тех и других, если известно, что у них всех вместе 30 голов и 74 ноги?

 

№4

В шкафу вперемешку лежат 15 носков черного цвета и 20 носков белого цвета. Какое минимальное количество носков необходимо достать (не глядя), чтобы получить пару одного цвета?

 

№5

8

8

0

9

=

6

2

1

7

2

=

0

6

6

6

6

=

4

9

3

1

3

=

1

8

1

9

3

=

3

4

5

0

0

=

2

7

7

1

3

=

0

6

5

8

1

=

?

 

№6

Щенок вместе с ошейником стоит 110 рублей. Щенок дороже ошейника на 100 рублей. Сколько стоит ошейник?

 

Приложение 3

Просмотров работы: 644