ВВЕДЕНИЕ
Человечество погибнет не от атомной бомбы,
а от различных отходов, в том числе и бытовых
Нильс Бор
На сегодняшний день одним из основных и самых важных экологических проблем на планете является утилизация мусора. Актуальность проблемы утилизации твердо-бытовых отходов (ТБО) возрастает с каждым годом. После появления искусственных материалов наши отходы будут оставаться на свалках десятки и сотни лет, отравляя землю, воду и воздух. Вопрос раздельного сбора отходов и их переработки является наиболее актуальным в решении экологических проблем современных городов.
До последнего времени во всех странах мира твердые бытовые отходы пытались ликвидировать двумя способами:
путем сжигания на открытых свалках или в специальных печах, при этом в обоих случаях появлялись дополнительные источники загрязнения воздуха;
путем захоронения в могильниках, что опасно вымыванием веществ и загрязнением грунтовых вод, просадкой грунта.
Выходом из создавшейся ситуации может быть рециклизация отходов, то есть их вторичная переработка.Практически все бытовые отходы – это прекрасное сырье для некоторых видов производства, которое уже давно используется во многих европейских странах [1]. Но самое важное – это сырье очень дешевое. Например, пластик. Вторичное сырье будет стоить минимум в 2 раза дешевле. А применять его возможно во всех сферах, кроме упаковки продуктов питания или медицинских препаратов.
В данном вопросе очень важна экологическая культура населения. Так при введении раздельного сбора отходов жители столкнутся с определенными неудобствами, ведь теперь вместо одного пакета для мусора надо организовать несколько по видам отходов. Экологическая культура и грамотность населения позволит изменить сложившееся мнение и привычный уклад в соответствии с новыми требованиями.
Цель исследования: организация и проведение экологических мероприятий, среди обучающихся МКОУ Нерастанновской СОШ, направленных на формирование социо-культурной среды, обеспечивающей успешность социализации детей и подростков.
Задачи: способствовать
осознанию обучающимися всей важности экологической проблемы по утилизации твердых бытовых отходов;
осмыслению обучающимися о важности раздельного сбора мусора;
психологической готовности к грамотному разделению сбора мусора;
формированию знаний и навыков экологической культуры по сбору твердых бытовых отходов.
Для решения задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез данных из информационных источников, абстрагирование, обобщение, систематизация экспериментальных данных;
- эмпирические: экспериментальный, сравнительно-сопоставительный анализ экспериментальных данных;
- математические: расчеты и вычисления по формулам, визуализация с помощью таблиц, графиков и диаграмм.
ГЛАВА I. БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ
1.1. Откуда берется мусор?
Откуда же берется мусор? Его производит сам человек, вся созданная человеком промышленность производит сначала продукты пользования, которые затем становятся мусором. Есть продукты длительного потребления – автомашины, телевизоры, холодильники, велосипеды и т. д. А есть те, что используются от года до пяти лет. Это обувь, одежда, предметы домашнего обихода. Но есть и то, что используется неделю, месяц, а иногда всего один день. Все эти вещи рано или поздно становятся отходами. Например, батарейки, пластмассы, автомобильные аккумуляторы. Попадая в природную среду, они начинают выделять ядовитые вещества, которые попадают в реки и грунтовые воды. Попав на свалки, многие химические соединения, из которых и состоит мусор, например полиэтилен, разлагаются крайне медленно, а при сжигании выделяют в атмосферу диоксины – ядовитые вещества.
Вспоминаются слова, сказанные в середине прошлого века выдающимся физиком Нильсом Бором: «Человечество погибнет не в атомном кошмаре – оно задохнется в собственных отходах» [2].
1.2. Способы утилизации отходов
Рассмотрим способы утилизации отходов, их положительные и отрицательные стороны. Существует 3 пути решения проблемы утилизации отходов:
1 – организация свалок, 2 – сжигание, 3 – вторичная обработка
Организация свалок. Захоронение отходов.
Захоронение отходов на полигонах. Полигоны – это официальное название санкционированных свалок. Отходы на полигонах выгружаются из контейнеров или кузова и разравниваются с помощью специальной техники. Слой мусора определенной толщины периодически покрывают грунтом, после чего снова насыпают отходы. Отходы, содержащие много органических веществ, начинают постепенно перегнивать.
Токсичные твердые промышленные отходы обезвреживают на специальных полигонах и сооружениях. Для предотвращения загрязнения почв и подземных вод отходы подвергают отверждению цементом, жидким стеклом, битумом. Захоронение, утилизация токсичных твердых промышленных отходов производится на специальных территориях.
Достоинства:
Позволяет забыть о проблеме утилизации отходов.
Создаётся видимость - если закопать ТБО, то они исчезнут.
Не требует постоянных и крупных капиталовложений.
Недостатки:
Подземные свалки не заметны, на первый взгляд, но на поверхности земли над ними почва отравлена. Более того, с поверхности почв над свалками часто испаряются едкие токсичные вещества. Находящиеся в почве отходы отравляют её, попадая через подземные воды в водоёмы.
Затраты на борьбу с последствиями губительного влияния захоронений отходов т.е. на охрану природы, здравоохранение, во много раз превышают расходы на строительство заводов по переработке ТБО.
Требуются новые огромные территории.
Сжигание мусора
Пластмассовые бутылки и другая упаковочная тара не разлагается, как обыкновенный мусор, что наносит непоправимый ущерб экологии. Использованная пластмассовая тара может быть сожжена. Однако этот путь утилизации экологически небезопасен, так как в атмосферу поступает много вредных веществ.
Достоинства:
Позволяет единовременно избавиться от большого количества мусора.
Удобно в больших городах и на крупных предприятиях, так как позволяет избавляться от отходов по мере их поступления.
Недостатки:
Ядовитые газы, выбрасываемые в атмосферу с дымом, провоцируют тяжелые заболевания у людей, способствуют образованию озоновых дыр.
Из-за постоянных выбросов дыма в атмосферу над предприятиями образуются плотные дымовые завесы.
После сжигания отходов остаётся ядовитый пепел, который, тоже приходиться утилизировать [3].
1.3. Пути решения утилизации мусора
Для достижения глубокой переработки (90 и более %) необходимо внедрение селективного сбора отходов, а значит — участия всех граждан нашей страны. Ведь смешиваясь в общем баке, один вид полезной продукции загрязняет другой, не менее полезный. И именно этот «коктейль» мы называем мусором. Раздельно собранные отходы — это не мусор, это вторичное сырье, из которого можно получать нужные нам товары, не увеличивая нагрузку на окружающую среду.
Организация управления отходами требует серьезного совершенствования. Приходится признать, что до сих пор, к большому сожалению, перерабатывается и в дальнейшем используется лишь незначительная часть отходов, и вместо того, чтобы стать важным источником в качестве вторичных ресурсов, твердые бытовые отходы (ТБО) и крупногабаритный мусор (КГМ) становятся в буквальном смысле головной болью для органов местного самоуправления. Как показывает практика и западный опыт, задача минимизации отходов вполне реальная и выполнимая.
Наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка отходов.Переработка, по сравнению с захоронением и сжиганием, – самый эффективный способ решения проблемы. Кроме того, он позволяет экономить энергию и беречь окружающую среду. Но из-за того, что люди не осознают необходимости утилизации бытового мусора, а государство не организует целенаправленного сбора тары, заводы по переработке пластиковой упаковки простаивают.
Основной проблемой в переработке является сортировка мусора. Вот как сортируют мусор в других странах:
В Германии принято сортировать мусор по разным контейнерам. Этому придается большое значение, и прежде всего – из экологических соображений: рассортированный мусор можно подвергать повторной переработке. Мусор необходимо сортировать не только в собственном доме или общежитии, но и на всей территории университета и в других общественных местах, например, на вокзале или в аэропорту. В желтый контейнер или желтый мешок выбрасывают все упаковочные материалы, отмеченные знаком «Зеленая точка», например, пустые алюминиевые банки, пластиковую упаковку, пакеты от молока и сока. «Желтые мешки» можно бесплатно получить в городской ратуше. Кроме того, мешки для сбора мусора продаются в супермаркетах.
Контейнер для бумаги. Большие и маленькие голубые контейнеры предназначены для сбора бумаги и картона: старых газет, журналов, рекламных проспектов, книг, бумажных и картонных упаковок. В последнее время появляется все больше пунктов приема бумаги и картона, в которых за килограмм макулатуры выплачивается небольшая денежная сумма.
Контейнер для стекла. Существуют и специальные контейнеры для стекла, разделенные в зависимости от его цвета – белого, зеленого или коричневого. При сортировке стекла необходимо учесть два момента. Во-первых, в эти контейнеры нельзя выбрасывать стеклотару многоразового использования. Во-вторых, прежде чем выбросить бутылку или банку в контейнер для стекла, с нее нужно снять крышку (и выбросить ее в желтый контейнер). При покупке напитков в такой стеклотаре за упаковку берется залог, который возвращается при сдаче пустых бутылок.
Коричневые контейнеры предназначены только для органических отходов (компоста), т.е. пищевых отходов, несъедобных частей фруктов или овощей, яичной и ореховой скорлупы, кофейных фильтров, использованных чайных пакетиков, а также садового мусора, например, листьев и скошенной травы.
Отходы, которые не содержат вредных веществ, однако не подлежат переработке и повторному использованию, выкидывают в контейнеры для «остального мусора». Таким мусором являются, например, зола, использованные пылесборники, резина, предметы гигиены, натуральная и искусственная кожа.
Вредные для окружающей среды отходы утилизируются отдельно. Так, батарейки и аккумуляторы, содержащие ядовитые вещества, собираются в специальные маленькие коробки. Их можно взять в магазине или супермаркете, а затем туда же сдать, чтобы их содержимое могло быть правильно утилизировано [4].
1.4. Основные направления в переработке ТБО
Основные этапы переработки отходов. Отходы, поступающие на заводы, прежде всего, проходят контроль на содержание радиоактивных веществ. Вручную из массы ТБО извлекают крупные предметы – чугунные батареи центрального отопления, колеса автомобилей, железные кровати и т.п. Производится отбор вторичного сырья – макулатуры, цветных металлов, стекла. Отсортировываются также изделия из пластмассы и полиэтилена. Из них получается вторичное сырье – пластмассовая крошка, которая сортируется по цвету и расфасовывается. Далее из мусора с помощью магнитов выделяют лом черных металлов (состоящий, главным образом, из консервных банок и пробок от пивных бутылок). Этот металлолом прессуют и направляют в переплав на металлургические производства других заводов. Автомобильные покрышки также подлежат отдельной переработке; из них получают пирокарбон – черный порошок, широко используемый для производства резины, пластмасс, очистки сточных вод и почвы.
Пищевые и садовые отходы используются для получения удобрений, текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги, металлолом направляется в переплавку. Бывшие в употреблении пластмассовые изделия могут быть использованы вторично. Из переработанного пластика снова делают бутылки. Так, в США уже несколько лет ведутся исследования о возможности изготовления шпал из переработанной пластмассы. Во влажных условиях такие шпалы не будут гнить. На Тайване из пластмассы делают волокна, основу для линолеума. В Тюмени бутылки перерабатывают в черепицу, в Набережных Челнах делают мебель для летних кафе. Применение переработанной пластмассы теоретически не ограниченно и пока единственное исключение – ее вторичное использование для изготовления пищевой упаковки [5].
ГЛАВА II. УРОВЕНЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ЖИТЕЛЕЙ ПОСЕЛКА НЕРАСТАННОЕ
2.1. Практическая работа «Бытовые отходы нашей семьи»
Цель работы: определить общее количество бытовых отходов, накапливающихся в моей семье за неделю, их распределение по категориям; выявить возможность уменьшения каждой категории отходов.
Необходимую информацию я получила, выполнив следующие задания:
1. В течение недели собирала все твердые отходы, появляющиеся в доме, рассортировывая их по категориям: бумага, металл, пластмасса, стекло.
2. Пищевые отходы, скапливающиеся за день, взвешивала ежедневно, перед тем как их выбросить.
3.Составила список основных продуктов и материалов, входящих в каждую категорию.
4. Взвесила отходы каждой категории и определила общий суммарный вес.
5. Разделила полученное число на количество членов семьи, так я установила количество отходов, приходящееся на одного члена семьи[6].
Результаты моей работы таковы:
В среднем за неделю на семью в количестве 5-ти человек скапливается бытовых отходов:
1. Пищевых отходов – 0,516 кг
2. Стекла – 0,150 кг
3. Бумага – 0,084 кг
4. Пластмасса – 0,345 кг
5. Металл – 0,050 кг
Вывод: в среднем один участник эксперимента производит 6,87 кг мусора в месяц. Население поселка Нерастанное составляет 1567 человек. Таким образом, за месяц все жители посёлка могут произвести 10765 кг бытовых отходов.
2.2.Анкетирование жителей поселка Нерастанное
Следующим этапом моей работы стало анкетирование жителей поселка Нерастанное. В программе Google-диск я создала анкету для обучающихся школы и их родителей, и разместила ее в Школьном портале и на официальном сайте Нерастанновской средней общеобразовательной школы https://nerschool.edumsko.ru/.
В анкетировании приняло участие 115 человек, получены следующие результаты (Приложение 1). Оказалось, что большинство (98%) опрошенных знают, что такое раздельный сбор мусора. Многие (67%) готовы сортировать свои отходы. На вопрос есть ли «вторая жизнь» бытовых отходов, положительно ответили практически все (95%). Надо сказать, что результаты меня порадовали. Всего 10% из числа опрошенных не готовы сортировать и выбрасывать мусор в разные контейнеры. Чтобы еще повысить уровень экологической грамотности населения поселка необходимо привлечь как можно больше внимания к проблеме отходов.
2.3. Участие в международном проекте Globallab
«Глобальная школьная лаборатория» (сокращенно ГлобалЛаб) – это и проект, и обучающая среда, основанная на использовании новых технологий, прежде всего Интернет. Одна из основных идей проекта заключается в том, что школьники в разных частях земного шара выполняют согласованные наблюдения и измерения по стандартному протоколу, а потом сравнивают и анализируют совместно полученные результаты. Я решила поучаствовать в международном сетевом образовательном проекте «Глобальная школьная лаборатория». В данном проекте я нашла подходящую тему, в которой приняла участие. В данном проекте приняло участие 253 человека с разных уголков мира. Всю интересующую информацию можно посмотреть по ссылке:
https://globallab.org/ru/project/users/musor_ugroza_ili_vozmozhnost.ru.html#.XJEWEqu3rIU
2.4. Школьные мероприятия по теме: «Раздельный сбор мусора»
В течение учебного года в нашей школе проходили следующие мероприятия, посвященные раздельному сбору мусора, основная цель которых – это привлечение внимания обучающихся к данной проблеме:
1) Единые классные часы по теме: «Раздельный сбор мусора»
Целью проведения таких классных часов является экологическое просвещение и воспитание обучающихся образовательной организации в области раздельного сбора отходов.
2) Общешкольное мероприятие «Экологическая эстафета»
Целью проведения данного мероприятия было формирование нового экологического сознания и мировоззрения у воспитанников, повышение экологической культуры.
3) Экологическая акция «Добрые крышечки»
Учащиеся нашей школы приняли участие в российском эколого-благотворительном волонтерском проекте «Добрые крышечки». Ребята собирали и приносили в школу пластиковые крышечки. Самые активные учащиеся и классы были награждены грамотами и подарочками (ручки из переработанного пластика и карандаши из переработанной газеты), которая вручала инициатор этой акции, Шукалова Светлана Андреевна, родитель нашей ученицы. Наибольшее количество крышечек набрал наш класс и самой активной учащейся стала я. Все крышечки, собранные в школе были переданы в организацию по переработке пластика.
4) Экологическая акция «Сдай батарейку – спаси ежика»
Целью проведения данной акции является формирование экологической культуры воспитанников и повышение экологической грамотности и сознательности детей и их родителей.
5) Установка разных контейнеров в помещениях школы
Проведение такой полезной работы повышает репутацию любого учебного заведения. А ученикам с детства прививается культура, и желание заботиться о благополучии планеты.
Кабинет географии Кабинет химии Кабинет математики
6 ) Экологическая программа от Фонда рационального природопользования по сбору и утилизации электрооборудования «Школа утилизации: электроника»
Целью данной программы является снижение экологического вреда от захоронения электронного мусора, а также формирование навыков экологически ответственного поведения, ресурсосбережения, культуры раздельного сбора опасных отходов. Более подробную информацию этой программы вы можете посмотреть на сайте https://eko-fond.ru/electronics/.
7) Внеклассное мероприятие «Здоровье планеты в наших руках»
3 апреля 2019 года в нашей школе прошел муниципальный семинар классных руководителей общеобразовательных учреждений городского округа Чехов «Ученическое самоуправление как инструмент развития воспитательной системы школы». В 1 классе прошло внеклассное мероприятие «Здоровье планеты в наших руках», в котором обучающиеся старших классов обратили внимание проблеме утилизации твердых бытовых отходов.
ГЛАВА III. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ п/п |
Мероприятия |
Ответственные |
1 |
Единые классные часы по теме: «Раздельный сбор мусора» (сентябрь) |
Зам.директора по ВР Никитина Е.А. Классные руководители |
2 |
Общешкольное мероприятие: «Экологическая эстафета» (октябрь) |
Зам.директора по ВР Никитина Е.А. Классные руководители Учителя физической культуры |
3 |
Экологическая акция: «Добрые крышечки» (ноябрь) |
Зам.директора по ВР Никитина Е.А. Классные руководители Обучающиеся 1-11 кл |
4 |
Экологическая акция: «Сдай батарейку – спаси ежика» (декабрь) |
Зам.директора по ВР Никитина Е.А. Классные руководители Обучающиеся 1-4 кл |
5 |
Практическая работа: «Бытовые отходы нашей семьи» (январь) |
Классный руководитель Жукова Е.Г. Обучающаяся 7 класса Громова А. |
6 |
Установка разных контейнеров в помещениях школы (февраль) |
Зам.директора по ВР Никитина Е.А. Зам.директора по безопасности Лазарева Н.П. |
7 |
Участие в международном проекте Globallab (февраль) |
Классный руководитель Жукова Е.Г. Обучающаяся 7 класса Громова А. |
8 |
Экологическая программа от Фонда рационального природопользования по сбору и утилизации электрооборудования «Школа утилизации: электроника» (март) |
Зам.директора по ВР Никитина Е.А. Зам.директора по безопасности Лазарева Н.П. Обучающиеся 10-11 кл |
9 |
Анкетирование жителей поселка Нерастанное (март) |
Зам.директора по ВР Никитина Е.А. Классные руководители Обучающиеся и родители 1-11 кл |
10 |
Проведение муниципального семинара классных руководителей общеобразовательных учреждений городского округа Чехов «Ученическое самоуправление как инструмент развития воспитательной системы школы» Внеклассное мероприятие «Здоровье планеты в наших руках» (апрель) |
Директор школы Стешко А.В. Зам.директора по ВР Никитина Е.А. Классные руководители 1-11 кл |
11 |
Повторное анкетирование жителей поселка Нерастанное (май) |
Зам.директора по ВР Никитина Е.А. Классные руководители Обучающиеся и родители 1-11 кл |
3.1.Кадровое обеспечение проекта
Директор школы
Стешко Алла Васильевна
Заместитель директора по воспитательной работе
Никитина Елена Александровна
Классные руководители
1-11 классов
Обучающиеся и родители
1-11 классов
3.2.Схемы и механизмы проекта
Взаимосвязь экологического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения. Экологическое воспитание должно стать органической частью. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.Этот проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов.
Учителя нашей школы занимаются экологическим воспитанием обучающихся. Во время урочной и внеурочной деятельности, а так же на классных часах, на различных школьных мероприятиях освещаются вопросы экологической культуры населения. Всю информацию обо всех наших мероприятиях мы отображаем в нашем школьном пресс-центре. На базе нашей школы функционирует центр «Школьные новости», которые еженедельно отображают школьные мероприятия и все это транслируется на местном телеканале.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Например, дальнейшая информированность жителей поселка по данному вопросу с помощью различных информационных стендов и листовок, которые смогли бы привлечь внимание к экологической проблеме жителей военного городка.
Мы должны бережно, с любовью относиться к окружающей среде, ведь в результате человеческой деятельности, в результате неграмотности, халатности, разгильдяйства возникают многие экологические причины, приводящие к экологическому кризису. В жизненно важном деле охраны природы и ее рациональном использовании каждый человек может и должен что-то делать. Пусть даже малое, но нужное и полезное в его работе и жизни. Только совместными усилиями можно сохранить природу для нас и для тех, кто придет к нам на смену.
Качество разделения мусора зависит от активности и сознательности участников процесса на всех этапах. Разделение мусора находится под ответственностью каждого отдельно взятого гражданина страны. В самом деле, чтобы система выборочного сбора мусора приносила ожидаемые результаты, необходимо активное участие каждого, кто выбрасывает мусор. Для этого необходимо: 1) экологическое воспитание обучающихся; 2) информированность общества. Немаловажным отмечен факт воспитания экологической культуры у граждан с детского возраста. Ведь мы – будущей нашей нации. Следовательно: работы по улучшению экологического состояния поселка нужно делать уже сегодня. Завтра будет поздно.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Интернет-источники:
Актуальность сортировки и переработки мусора:
https://greenologia.ru/othody/utilizaciya-i-pererabotka/problema-sovremennosti.html
Откуда берется мусор?
http://www.cbs-novoch.ru/list_item/stsenarii-meropriiatiy/my-vse-passazhiry-odnogo-korablia-po-imeni-zemlia
Способы утилизации отходов:
https://vtorothodi.ru/utilizaciya/problema-utilizacii-othodov
Пути решения утилизации мусора:
https://otherreferats.allbest.ru/ecology/00212161_2.html
Основные направления в переработке ТБО:
https://www.docme.ru/doc/533719/kak-ih-sobirayut--udalyayut-i-pererabatyvayut
Бытовые отходы нашей семьи:
https://infourok.ru/material.html?mid=28416
Приложение 1
Результаты анкетирования жителей поселка Нерастанное
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Диаграмма 3.