Не вся вода, которую мы пьем, полезна для здоровья

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Не вся вода, которую мы пьем, полезна для здоровья

Бурмантова Е.Р. 1
1МОУ СОШ№5
Кабак В.З. 1Дзюдзе Д.А. 1
1МОУ СОШ№5
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вода – источник жизни на Земле, великая природная ценность, покрывающая 71% поверхности нашей планеты, самое распространенное химическое соединение и необходимая основа для существования всего живого на планете. Высокое содержание воды в растениях (до 90%) и в теле человека (около 70%) лишь подтверждает важность этого компонента, не имеющего вкуса, запаха и цвета.

Её очень много в нашем организме и это главный фактор поддержания комфортных условий существования человека. Вода имеет жидкое текучее состояние, что является одним из ее уникальных свойств по сравнению с другими веществами. Ведь на Земле кроме воды больше нет ни одного вещества, находящегося в нормальных условиях в жидком, готовом для употребления виде, в изобилии и сравнительно простой доступности для организмов. Кроме того, ни одно другое жидкое вещество не может обеспечить весь спектр жизненно необходимых процессов в живом организме, которые происходят при участии воды.

Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Это было отмечено еще в глубокой древности, но сейчас, в связи с ухудшением экологической ситуации, проблема, связанная с качеством воды, стала еще более актуальной.

Поэтому цель нашей работы: ознакомиться с качеством питьевой воды в школе и жилом доме.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературные источники о качестве воды, ее значении в жизни человека.

2. Провести анкетирование среди учащихся о «Влияние воды на жизнедеятельность человека»

3.Опытным путем проверить качество питьевой воды в кабинетах химии-биологии и питьевой воды из-под крана в жилом доме и в школе.

4. Проанализировать результаты исследований, сделать выводы.

Гипотеза: Мы предполагаем, что вода, текущая из крана в жилом доме и школе пригодна для питья.

Глава I. Литературный обзор

1.1. Круговорот воды в организме

Одно из условий существования всего живого – постоянное содержание воды, количество поступления которой в организм зависит от образа жизни человека, его возраста, физического здоровья, факторов внешней среды. В течение суток до 6% имеющейся в организме воды подвергается обмену; в течение 10 дней обновляется половина ее общего количества.

В последнее время специалисты подсчитали, что человек все-таки должен выпивать воды в чистом виде около 2 литров в день, чтобы не допустить даже малейшего обезвоживания.  Абсолютно здоровый человеческий организм в идеале должен иметь состояние водного равновесия, называемое иначе водным балансом. Вода в жизни человека играет побудительную роль, наполняя энергией и жизненными силами.[1]

1.2 Биохимические свойства воды

Сохранение упругости и объема живой клетки было бы невозможным без воды, равно как и значительная часть химических реакций организма, протекающих именно в водных растворах. Незаменимой столь ценную жидкость делает ее теплопроводность и теплоемкость, обеспечивающая терморегуляцию и защищающая от температурных перепадов.

Биологическое значение воды достаточно велико, так как эта бесценная жидкость является основной средой при протекающих в организме внутренних процессах. В процентном соотношении наличие воды в организме выглядит следующим образом (Приложение №1).

Глава III.Материал и методика исследования

2.1 Материал исследования

В качестве материала были использованы данные анкетирования. В опросе участвовали ученики МОУ СОШ №5 в возрасте 14-18 лет, в количестве 71 человека.

Для проведения опытов нами было использовано оборудование:

Лабораторно-химический комплекс (ЛХК) - пробирки, химические пипетки, стеклянные палочки, фоновый экран, бюретки, конические колбы, конические воронки, штатив, индикаторная бумага. (Приложение №10)

Реактивы: концентрированная соляная кислота, концентрированный 3%- раствор пероксида водорода, 10%-раствор роданида калия, 10% раствор дихромата калия, 10%-ный раствор нитрата серебра, 0,1% водный раствор метилового оранжевого, буферный раствор, раствор перманганата калия, образцы воды, NH4OH, 50% раствор уксусной кислоты, концентрированная азотная кислота.

2.2. Методика исследования.

В ходе работы нами была использована методика из методического пособия «Проведение учебно-исследовательских и проектных работ для ЛХК», а так же использовались методы экспериментально-теоретического и эмпирического уровня: изучение литературных источников; выборка нужной информации из них; анкетирование; наблюдение; экспериментальные опыты в кабинете химии-биологии и дома.

Работа осуществлялась в несколько этапов.

Этап №1. При написании проекта нами было опрошено 71 ученик 9-11 классов. Учащиеся отвечали на вопросы анкеты, например: «Можно ли очистить воду в бытовых условиях от различных примесей?», «Можно ли пить сырую воду?» и т.д. По результатам опроса были составлены таблицы, диаграммы, сделаны выводы.

Этап №2. На этом этапе был проведен эксперимент №1 на тему

«Химический состав воды»

1. «Определение уровня pH в питьевой воде»

Цель: определить уровень pH в питьевой воде. (Значение pH воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно-бытового назначения регламентируется в пределах 6,5-8,5.)

Налили исследуемую воду в стакан.

Опустили в нее универсальную индикаторную бумагу.

Сравнили показатели индикатора эталонной шкалой pH.

2.«Определение содержания железа в питьевой воде»

Цель: определить содержание железа в питьевой воде и оценить соответствие СанПиНа по данному показателю.

Открыли водопроводный кран и сливали воду в течении 2-3 минут.

В пробирку налили 10 мл. исследуемой воды. Добавили 2 капли концентрированной соляной кислоты и 1 мл. раствора пероксида водорода. Хорошо перемешали содержимое с помощью стеклянной палочки.

К полученному раствору добавили 0,2 мл. раствора роданида калия. Хорошо перемешали. Примерную концентрацию определили с помощью таблицы. (Приложение №2)

Для еще большей точности был проведен еще один эксперимент по выявлению железа в воде. В пробирку помещали 10 мл исследуемой воды, прибавляли по 1 капле концентрированной азотной кислоты, несколько капель раствора пероксида водорода и примерно 0,5 мл раствора роданида калия. При концентрации 0,1 мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высокой - красное.

3. «Определение хлорид-ионов в питьевой воде»

Цель:определить содержание хлорид-ионов в воде и оценить соответствие требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 по данному показателю.

Для отбора пробы воды открыли водопроводный кран и сливали воду в течение 2-3 минут.

В пробирку налили 5 мл воды и добавили три капли 10%- ного раствора нитрата серебра.

Использовали черный фон - экран для оценки результата эксперимента.

4. «Определение временной жесткости воды»

Цель: Опытным путем научиться определять временную жесткость воды.

Взяли 50 мл. Исследуемой воды, добавили 2-3 капли индикатора метилового-оранжевого.

В бюретку налили 0,1М хлороводородную кислоту для титрования.

Установили уровень на нулевом делении и по каплям добавляли кислоту в воду до изменения окраса от желтого до оранжево-розового.

Определили израсходованный объём кислоты на титрование. Опыт повторили 3 раза, наливая бюретку до нулевого деления и ополаскивая колбу для титрования. Расхождение в объёме не должно превышать 0,05мг.

Вычислили средний объем соляной кислоты Vсред(HCl).

Рассчитали временную жесткость воды в мол/л по формуле.

 Жводы = , где СHCl - концентрация и объем соляной кислоты, которая потребовалась для титрования, V( H2O) - объем воды, взятой для исследования, 1000-коэффициент перерасчета моля в моль.

5. «Определение катионов меди в питьевой воде»

Цель: определение катионов меди в питьевой воде (концентрации меди в природных водах обычно составляют десятые доли мг/л, в случае обнаружения меди в питьевой воде в количестве более 1,0 мг/л, проводят корректировку состава воды с помощью катион обменных смол.)

В фарфоровую чашку поместили 3 – 5 мл исследуемой воды

Выпаривали досуха и на периферийную добавили каплю концентрированного раствора аммиака.

Появление интенсивно – синей или фиолетовой окраски свидетельствовало о присутствии ионов меди.

6. «Определение катионов свинца в питьевой воде»

Цель: определение катионов свинца в питьевой воде.

В пробирку с водой внесли 1 мл 50% раствора уксусной кислоты,

перемешали.

Добавили 0.5 мл 10% раствора дихромата калия.

При наличии в исследуемой пробе ионов свинца выпадет желтый осадок хромата свинца.

Этап№3. Определение органолептических показателей воды.

На этом этапе провели исследования органолептических показателей воды в кабинетах химии-биологии и воды, которая используется в домашних условиях.

1.Определение прозрачности воды по методу Снеллена, сущность которого состоит в прочтении стандартного шрифта сверху через водяной столб.

Прозрачность зависит от цвета воды и ее мутности, которые характеризуют наличие в ней взвешенных примесей.

Анализируемую воду выливают в цилиндр до отметки, предположительно соответствующей прозрачности воды, затем цилиндр устанавливают над шрифтом так, чтобы его дно находилось на 4 см выше шрифта. Добавляя или отливая воду из цилиндра, устанавливают предельную высоту столба воды, при которой чтение шрифта еще возможно. Определение прозрачности проводят в хорошо освещенном помещении, но не на прямом солнечном свету.

Определение чистоты воды на механические примеси и на вкусовые качества.

Налили в стакан воду, визуально исследовали на механические примеси, попробовали на вкус.

2. Домашний эксперимент.

Определение чистоты воды на масличную пленку.

Наполненную бутылку с водой поставили на двое суток в тёмное место. По истечении данного срока проверяли состояние содержимого бутылки. Если вода стала зеленоватой и на её поверхности образовалась маслянистая плёнка, а на стенках бутылки появился налёт, то вода непригодна для питья. Если же изменений не возникло, то вода чистая.

Определение чистоты воды на наличие накипи.

Прокипятили воду в заранее тщательно вымытой ёмкости в течение 15 минут. Затем слили содержимое посуды и тщательно осмотрели её стенки на наличие подозрительной накипи. Если в воде содержится большое количество оксидов железа, то накипь будет тёмно-серого цвета. Если вода содержит повышенное количество солей кальция и оксидов, то осадок будет иметь светло-желтый оттенок.

Определение чистоты воды на наличие накипи путем испарения.

Капнули небольшое количество воды на поверхность зеркала и подождали 2 минуты, пока жидкость испарится. Если после испарения остался след, то вода имеет какое-то количество посторонних примесей, если же поверхность зеркала осталась чистой, то вода не загрязнена.

Определение чистоты воды с помощью перманганата калия.

Проверили качество воды в домашних условиях с помощью обыкновенной марганцовки. Растворили небольшое количество данной субстанции в воде и понаблюдали за реакцией раствора. Если вода приобретала желтоватый оттенок, то она непригодна к употреблению.

Глава III.Результаты исследований.

3.1 Анкетирование

В опросе приняли участие обучающихся в возрасте 13-18 лет. Они отвечали на вопросы анкеты (Приложение № 3).По результатам опроса результаты были занесены в таблицу (Приложение №4),и составлены диаграммы, сделаны выводы.

Вывод:

на вопрос « Влияет ли вода на ваше здоровье?» большинство учеников согласны с тем, что вода оказывает существенное влияние на его организм.

1 .Влияет ли вода на ваше здоровье?

Рис. 1. Диаграмма 1

2 .Как вы думаете, какую воду нужно пить, чтобы не навредить организму?

Вывод:

69% учеников знают о полезных свойствах воды и придерживаются определенных правил в её употреблении.

Вывод:

на этой диаграмме видно, что 65% опрошенных нами учеников знают способы очистки воды и применяют это в быту.

3.Можно ли очистить воду в бытовых условиях от различных примесей?

Р ис.2. Диаграмма 2

20%

65%

Вывод:

51% учеников считает, что пить сырую воду из-под крана или из любого водного источника нельзя, объясняя тем, что в сырой воде могут быть возбудители заболеваний, паразиты и другие вредные вещества и примеси. 41% не жалеют своего здоровья, употребляют сырую неочищенную воду, а остальные респонденты просто не владеют информацией.

Рис. 3. Диаграмма 3

Рис.4 Диаграмма 4

41%

4 .Можно ли пить сырую воду?

Вывод:

на прилавках магазинов, в рабочих помещениях, в кабинетах стоят бутыли с различной водой, поэтому у каждого из нас есть возможность выбора питьевой воды. 61% респондентов интересуется качеством употребляемой воды, умеют выбрать нужную для себя воду.

5.Интерисует ли вас качество употребляемой воды?

23%

61%

17%5.Интересует ли вас качество употребляем воды?

Рис.5. Диаграмма 5

6.Пьете ли вы в школе воду из-под крана?

Вывод:

Основная часть учащихся (70%) пьет воду из кулеров, поставленных в кабинетах.17% опрошенных приносят воду собой.13% пьют воду из разных источников.

17%

13%

70%

Рис.6 Диаграмма 6

3.2 «Исследования химического состава воды»

3.2.1. «Определение уровня pH в питьевой воде»

Вывод: значение pH воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно-бытового назначения регламентируется в пределах 6,5-8,5. Уровень pH в исследуемой нами воде не превышает норму и равен 6,5.

Цель: определить уровень pH в питьевой воде из-под крана в кабинетах химии-биологии.

Рис.7

3.2.2. Определение содержания железа в питьевой воде

Цель: определить содержание железа в питьевой воде и оценить соответствие СанПиНу по данному показателю. (Приложение № 5)

Вывод: в результате эксперимента было выявлено, что концентрация железа в воде менее 0,05 мг/л. Для большей точности эксперимент был проведен дважды, так же было выявлено, что в не слитой воде концентрация железа больше и равна 0,1 мг/л. В результате дополнительного эксперимента, было выявлено, что концентрация соответствует результату первых экспериментов - 0,05 мг/л.

3.2.3. «Определение хлорид-ионов в питьевой воде»

Цель: определить содержание хлорид-ионов в воде и оценить соответствие требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по данному показателю. (Приложение №6)

Вывод: в ходе исследованиямы обнаружили, чтопитьевая вода содержит более 100 мг/л хлорид-ионов т.к. наблюдался белый объемистый осадок. В методике, при данном результате, рекомендуется повторить анализ, разбавив воду дистиллированной водой в соотношении 1:1 Полученный результат оценили с помощью таблицы 3 и умножали содержание хлорид-ионов на два. Мы наблюдали опалесценцию или слабую муть, значит содержание хлорид-ионов от 1-10 мг/л. Умножив данное значение на два, мы пришли к выводу, что содержание хлорид-ионов в школьной воде составляет от 2-20мг/л.

ПДК хлорид-ионов в питьевой воде согласно требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 не более 350 мг/л, поэтому в нашей воде нет превышений нормы.

3.2.4 «Определение временной жесткости воды»

Цель: Опытным путем научиться определять временную жесткость воды.

Определение временной жесткости производили раствором 0,1 М соляной кислоты. Результаты определения временной жесткости представлены в таблице №.4. (Приложение №7)

Вывод: вычислив по расчетной формуле жесткость воды, мы получили значение равное 0,432 ммоль/л. Сравнив показатели с данными значениями общей жесткости (см. приложение 1), определили, что вода в кабинетах химии-биологии является мягкой.

3.2.5. «Определение катионов меди в питьевой воде»

Ц ель: определение катионов меди в питьевой воде

Вывод: концентрация меди в природных водах обычно составляет десятые доли мг/л, в случае обнаружения меди в питьевой воде в количестве более 1,0 мг/л, проводят корректировку состава воды. В исследуемой нами воде не произошло окрашивание при добавлении концентрированного раствора аммиака — это свидетельствует, о том, что в воде нет катионов меди.

Рис.8

3.2.6. «Определение катионов свинца в питьевой воде»

Цель: определение катионов свинца в питьевой воде.

Вывод: по результатам исследования было выявлено, что в воде отсутствуют катионы свинца, так как не выпал желтый осадок, характерный хромату свинца.

Рис. 9

4.Определение органолептических показателей воды.

4.1. Органолептические показатели воды в кабинетах химии-биологии. (Приложение №8)

4.1.1. Кабинеты химии-биологии

4 .1.2. Определение прозрачности воды по методу Снеллена.

Вывод: на высоте 24 см текст остается видным значит вода чистаявода, используемая в кабинетах химии и биологии, чистая, без посторонних примесей и запахов.

Цель: Определение прозрачности воды по методу Снеллена

Рис. 10

4.2. Определение чистоты воды в домашних условиях:

4.2.1. Определение примесей воды. (Приложение № 9)

Вывод: вода, используемая в домашних условиях, имеет примеси в небольших количествах: накипь на стенках сосудов, после выпаривания виден остаток солей, хотя она пригодна для питья.

Заключение

Проведенное анкетирование среди учащихся школы, показало, что большинство учеников согласны с тем, что вода оказывает существенное влияние на его организм, знают ее полезные свойства, придерживаются определенных правил в её употреблении.

Считают, что сырая вода из-под крана или из природного водоёма –опасная, в ней много примесей, она является средой обитания возбудителей различных заболеваний, там могут содержаться яйца паразитических червей и опасные химические вещества. Поэтому целью нашей работы была проверка качества питьевой воды в школьных кабинетах и в жилых домах.

Проведённые эксперименты показали, что питьевая вода в кабинетах отвечает всем требованиям СанПиНа: водородный pH составляет 6,5; вода является мягкой, т.к. временная жесткость составляет 0,432 ммоль/л; концентрация катионов железа менее 0,05 мг/л; содержание хлорид-ионов - от 2 до 20мг/л, катионы меди и свинца не обнаружены, органолептические показатели в норме.

Вода, поступающая в наши краны, течет по старым трубам, поэтому она может иметь желтоватый цвет и привкус железа.

Присутствие в воде катионов железа не угрожает нашему здоровью. Однако повышенное его содержание в воде (более 0,3 мг/л) в виде различных соединений придает воде неприятную красно-коричневую окраску, ухудшает её вкус, вызывает развитие железобактерий. При употреблении такой воды, где содержание железа выше нормы, человек рискует приобрести различные заболевания печени, аллергические реакции.

Содержание в воде катионов кальция и магния сообщает воде так называемую жесткость, приводящая к накоплению солей в организме и, как следствие – к заболеваниям суставов, образованию камней в почках, желчном и мочевом пузырях.

Медь и её соединения широко распространены в окружающей среде, поэтому их часто обнаруживают в природных водах. Концентрация меди может увеличиваться за счет вымывания из материалов труб и арматуры, что придает воде неприятный вяжущий привкус. Но наиболее опасными являются катионы свинца, которые могут попасть в воду через загрязненную почву, например, из разлитого бензина или через наши собственные водопроводные трубы. Это может привести к нарушению работы кишечника и почек, отрицательно влиять как на центральную, так и периферическую нервные системы, портит зубы, волосы и ногти.

Для обеззараживания воды используются хлор, пить воду без обработки крайне опасно любому человеку. Избыток хлора может спровоцировать воспаление слизистых оболочек рта, пищевода, развитие бронхиальной астмы, а также кожные воспалительные процессы.

Исходя из выше изложенного, можно прийти к следующему выводу, что вода, поступающая по водопроводной сети в школу безопасна и пригодна для употребления, но следует помнить о том, что в других источниках она может иметь повышенное содержание различных ионов, поэтому:

Гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.

Предложения:

Пейте ту воду, в качестве которой вы не сомневаетесь.

Меньше пейте бутилированную воду, так как она не содержит полезных веществ.

Пейте ровно столько воды, сколько требует ваш организм.

Берегите воду, потому что она является основой нашей жизни, помогает сохранить наше здоровье.

Список литератур

https://www.syl.ru/article/169819/new_voda-v-jizni-cheloveka-biologicheskoe-i-ekologicheskoe-znachenie-vodyi

Методическое пособие по использованию лабораторного комплекса для учебной практической и проектной деятельности по химии Часть 1,2 лабораторные опыты и практические работы для базового и углублённого уровней./Под ред. Проф. Д.т.н. В.С.Пичугина-М.:РА «ИЛЬФ», 2016-240 С.,илл.Авторы: О.В.Кучковская, к.х.н.,А.Н.Хорошев, к.т.н.

Приложения

Система организма

Содержание,%

Жировые ткани

25

Кости

до 28

Печень

до 69

Мышцы

75

Почки

до 82

Мозг

до 85

Кровь

92

Приложение №1

Приложение №2

Типы природной воды по значению общей жесткости

Тип воды

Жесткость, ммоль/л

Очень мягкая

Меньше 1,5

Мягкая

1,5-4

Средней жесткости

4-8

Жесткая

8-12

Очень жесткая

12

Приложение № 3

Анкета «Влияние воды на жизнедеятельность человека»

Дорогой друг! Мы собираем информацию о влиянии качества воды на жизнедеятельность человека, поэтому просим тебя ответить на несколько вопросов.

1. Ваш возраст?

2. Ваш пол?

3. Влияет ли вода на ваше здоровье?

А) Да Б) Нет В) Не знаю

4. Как вы думаете какую воду нужно пить, чтобы не навредить организму?

А) Бутилированную Б) Из-под крана В) Очищенную через фильтр в домашних условиях

Г) Любую

5.Можно ли очистить воду в бытовых условиях от различных примесей?

А) Да Б) Нет В) Не знаю

6.Можно ли пить сырую воду?

А) Да Б) Нет В) Не знаю

7.Интересует ли вас качество употребляемой воды?

А) Интересует Б) Не интересует В) Иногда нахожу полезную информацию

8. Пьете ли вы в школе воду из-под крана?

А) Да, пью из-под крана Б) Нет, пью из кулера В) Нет, приношу собой

Приложение № 4

«Результаты анкетирования»

Таблица №1

Вопрос

Ответ

Кол. ответов

Процентное соотношение %

Ваш пол?

А) Женский

Б) Мужской

А)32

Б)39

А)45.07 %

Б)54.93 %

Ваш возраст?

А)14

Б)15

В)16

Г)17

Д)18 и старше

А)19

Б)16

В)17

Г)13

Д)5

А)26.761 %

Б)22.535 %

В)23.944 %

Г)18.31 %

Д)7.042 %

Влияет ли вода на ваше здоровье?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

А) 66

Б) 3

В) 2

А) 92.958 %

Б) 4.225 %

В) 2.817 %

Как вы думаете, какую воду нужно пить, чтобы не навредить организму?

А) Бутилированную Б) Из-под крана

В) Очищенную через фильтр в домашних условиях

Г) Любую

А) 17

Б) 1

В) 49

Г) 4

А) 23.944 %

Б) 1.408 %

В) 69.014 %

Г) 5.634 %

Можно ли очистить воду в бытовых условиях от различных примесей?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

А) 46

Б) 11

В) 14

А) 64.789 %

Б) 15.493 %

В) 19.718 %

Можно ли пить сырую воду?

А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

А) 29

Б) 36

В) 6

А) 40.845 %

Б) 50.704 %

В) 8.451 %

Интересует ли вас качество употребляемой воды?

А) Интересует

Б) Не интересует В) Иногда нахожу полезную информацию

А) 43

Б) 12

В) 16

А) 60.563 %

Б) 16.901 %

В) 22.535 %

Пьете ли вы в школе воду из-под крана?

А) Да, пью из-под крана

Б) Нет, пью из кулера

В) Нет, приношу собой

А) 9

Б)50

В)12

А)12,676%

Б)70,423%

В)16,901%

Приложение № 5

Таблица №2

Окрашивание при рассмотрении

Содержание железа, мг/л

Наблюдения

Сбоку

Сверху

 

Нет

Нет

Менее 0,05

Едва заметное желтовато-розовое

Чрезвычайно слабо-желтовато-розовое

0,1

Очень слабо-желтовато-розовое

Слабо желтовато-розовое

0,3

Слабо-желтовато-розовое

Светло-желтовато-розовое

0,5

Светло-желтовато-розовое

Желтовато-розовое

1

Сильно-желтовато-розовое

Желтовато-красное

2

Светло-желтовато-красное

Ярко-красное

3

Приложение № 6

Таблица №3

Осадок и помутнее

Концентрация хлоридов, мг/л

Наблюдения

Опалесценция или слабая муть

1-10

 

Сильная муть

10-50

Образуются хлопья, но осаждаются не сразу

50-100

Белый объемистый осадок

Более 100

Приложение № 7

Таблица№4

«Результаты титрования воды раствором 0,1М соляной кислоты»

эксперимента

Результат мл.

Наблюдение

1

0,15

 

2

0,2

3

0,3

Средний объем соляной кислоты Vсред(HCl), мл.

0, 216

Приложение № 8

Таблица №5

«Органолептические показатели воды»

Наименование показателя

Характеристика

Наблюдения

Внешний вид

Прозрачная жидкость, без посторонних примесей.

 

Цвет

Прозрачная жидкость, не имеющая каких-либо оттенков.

Вкус и запах

Отсутствие ощутимого запаха и вкуса.

Приложение № 9

Показания

Вывод

Наблюдения

Изменение цвета, появление маслянистой пленки

По результатам опыта изменений не возникло, следовательно, вода чистая.

 

Определение наличия солей кальция и оксидов в воде.

После кипячения на дне ёмкости образовалось небольшое количество светло-желтых осадков, что свидетельствует о повышенном содержании солей кальция и оксидов в воде.

 

Определение наличия примесей.

После испарения воды на зеркале остался небольшой осадок, что может говорить о том, что в воде присутствует какое-то количество примесей.

 

Определение пригодности воды для питья.

При добавлении перманганата калия, вода приобрела пурпурный цвет, что свидетельствует о том, что вода пригодна для питья.

 

Приложение №10

Лабораторно-химический комплекс кабинета химии (ЛХК)

Просмотров работы: 33