Введение
Еще каких-то 20-30 лет назад жители нашей страны и не предполагали, что устройство под названием «мобильный телефон» станет неотъемлемой частью жизни россиян.
Раньше для передачи сообщений на расстояние использовали свист, гонг, звон колоколов и барабанный бой, а то, и информация отправлялась с гонцами на лошадях. Однако все эти методы были несовершенны. К слову, чтобы передать сигнал как можно дальше, приходилось создавать промежуточные пункты, на которых дежурили люди. Звук в этом случае поступал к адресату по цепочке и всё было очень долгим процессом. Конечно, можно было решить и эту проблему, например, передавать информацию через воду и металл. В этом случае сигнал распространялся бы быстрее и затухал гораздо позже.
Актуальность: Сегодня, одним из благ цивилизации является мобильный телефон – переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения. Именно, благодаря мобильному телефону появились слова «мобильность», «мобильный». И если слышим данные слова, то сразу понимаем, что говорится об оперативности, собранности и т.д. Сотовый телефон, является неотъемлемой частью жизни людей всей нашей планеты. Но не все из них знают, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье и какие осторожности нужно соблюдать при пользовании сотовыми телефонами. В настоящее время, сотовая связь, одна из распространенных всех видов мобильной радиосвязи, поэтому чаще всего мобильным телефоном называют сотовый телефон. Одновременно, наряду с сотовыми телефонами, мобильными являются и спутниковые телефоны, и радиотелефоны, и аппараты магистральной связи.
Тема моего исследования «Мобильный телефон в жизни современного человека: друг? Или враг!?» Я, выбрал данную тему, так как я, «дружу» с мобильными гаджетами с 5-ти лет и мне интересно как они появились, как были созданы. Интерес был ещё и потому, что мои близкие рассказывали о том, какое было время без сотовых телефонов, как ходили на почту, если были дальние междугородние переговоры. У нас в семье сохранились стационарные телефоны.
Объект исследования: мобильный сотовый телефон.
Предмет исследования: эволюция развития использования мобильного сотового телефона, а также изучение положительных и отрицательных сторон влияния сотового телефона в жизни человека.
Цель исследования: формирование грамотного представления о пользе и вреде сотового телефона.
Гипотеза исследования: чем больше информации получит человек об исследуемом объекте- мобильном сотовом телефоне, тем осторожнее будут пользователи соблюдать правила пользования сотовым телефоном, будут стремиться избавиться от вредных привычек и тем самым не будут подвержены пагубному влиянию сотовой связи.
Мной определены слeдующиe зaдaчи:
1.Изучить и обобщить теоретические источники об истории мобильных телефонов и их появлении;
2.Выяснить влияние мобильных телефонов на развитие человека и на его здоровье;
3.Провести сравнения в части положительного и отрицательного влияния;
4. Обобщить и систематизировать собранную информацию.
5. Сделать выводы о необходимости осуществления контроля или самоконтроля за использованием мобильного телефона без вреда здоровью.
6. Разработать предложения о безопасном использовании сотового телефона.
Методы исследования: изучение литературы и интернет-ресурсов, наблюдение, обобщение, систематизация и анализ полученных данных; оформление полученной информации в виде предложений.
Практическая значимость: Исследуя данную тему, я больше узнаю о мобильных телефонах. Занимаясь спортом, я могу использовать их для своего физического и психологического развития между обычными тренировками, буду учиться с их помощью контролировать промежуточные результаты и идти к намеченным целям. Разработанные мной предложения, надеюсь будут полезны – школьникам помогут им использовать умные технологии при занятии спортом и организации своего учебного и свободного времени, научат заботиться о своем здоровье.
Глава1. О мобильном сотовом телефоне
Что же означает слово «телефон»?
Телефон – это аппарат для передачи и приёма звука, в том числе и человеческой речи на расстоянии (от древне-греческого «далеко»+ «голос или звук».)
Сотовый телефон – компактное сложное высокотехнологичное электронное устройство мобильной связи, включающий в себя приёмо-передатчик, специализированный контроллер управления, интерфейсные устройства, дисплей, аккумулятор.
Мобильный телефон- переносное средство связи, предназначенное преимущественно для голосового общения.
Самые первые телефоны были механическими приборами, которые базировались на распространении звука в сплошных средах, например: воздух или другие физические средства, в отличие от электрических приборов, использующих электромагнитные сигналы. Сегодня, кажется, как то смешно, но создание мобильного телефона стало возможным, благодаря трубам. Может быть поэтому иногда мобильные телефоны называют трубами или трубками? А всё началось с того, что ещё в 968 году, китайский изобретатель Кунг-фу-винг передавал звук через трубы. Но разговоры через трубы используются и сегодня при передаче звука на небольшие расстояния между фиксированными точками (на судах, предприятиях и др). «Верёвочный телефон» тоже был известен много веков. В нём две диафрагмы соединялись бечёвкой или проводом.
Тысячелетие за тысячелетием люди общались, только используя распространение звука в сплошной среде — воздухе. Для передачи сообщений на большие расстояния использовались примитивнейшие методы, вроде свиста, гонга или барабанного боя. Изобретению устройства, которое для передачи и приёма звука использовало свойства электричества, предшествовало появление электрического телеграфа успешное применение в течение первой половины XIX века.1849—1854 гг. Шарлем Бурселем, инженером-механиком и вице инспектором парижского телеграфа, разработана идея телефонирования. Теоретически действия телефона были изложены в 1854 году в диссертации, но практического применения не было.
В 1860 году в США иммигрант итальянского происхождения Антонио Меуччи продемонстрировал устройство, которое могло передавать звуки по проводам, и названное им Телекрофон. Меуччи подал заявку на патент своего изобретения в 1871 году.
В 1861 году немецкий физик и изобретатель Иоганн Филипп Рейс продемонстри-ровал устройство , которое передавало музыкальные тона и человеческую речь по проводам. Рейс назвал устройство Телефон.
Телефон, запатентованный в США 1876 году Александром Беллом, назывался «говорящий телеграф». Трубка Белла служила по очереди и для передачи, и для приёма человеческой речи. В телефоне А. Белла не было звонка, вызов абонента производился через трубку при помощи свистка. Дальность действия этой линии не превышала 500 метров.
В 1877-1878 годах Томас Эдисон предложил использовать в угольных микрофонах вместо угольного стержня угольный порошок и угольный микрофон без изменения проработал до 1980 года, а кое где и до настоящего времени работает.
31 декабря 1898 года открылась телефонная линия Москва — Петербург.
Начало XX в. ознаменовано настоящим телефонным бумом. Во всем мире шло активное строительство телефонных станций, которых к 1910 г. стало более 10 тысяч, и междугородних линий, обслуживающих более 10 млн телефонов. Всего за каких-то полвека телефон прошел путь от несбыточной мечты изобретателей и энтузиастов до самого массового явления, позволяющего миллионам людей общаться на расстоянии. Именно с этого времени человечество уже не может представить себе жизнь без этого аппарата.
1.2 Эволюция мобильного сотового телефона
В 1969 г. мировые лидеры телекоммуникационного рынка стали думать об усовершенствовании проводного аппарата. Они хотели, чтобы каждый абонент имел свой номер, который был бы актуален не только в стране, где оформлен, но и за рубежом. Выпускник Стокгольмской технической школы Эстен Мякитоло был одним из первых, кому пришла в голову такая идея. Однако для практической реализации концепции Мякитоло требовались мощные технологии, которые появились только в 1980-х гг. Поэтому только в 1983 г. компания Motorola смогла выпустить первый в мире сотовый телефон, а экспериментальные звонки с опытного образца производились в 1970-х гг.
Это была трубка весом около 0,8 кг 8 и размерами 22,5х12,5х3,75 см. Аккумулятор позволял общаться целых 35 минут, но вот заряжать его приходилось чуть больше 10 часов. Конечно, с современными устройствами не сравнить, но для того времени это был огромный прорыв. У Motorola очень быстро появились конкуренты, которые стали с каждым разом выпускать все более усовершенствованные и интеллектуальные модели. Так, со временем в телефоне появились калькулятор, будильник, календарь, фотокамера и многие другие приложения и функции. В 2000-х гг. стали появляться телефоны с операционной системой, что превратило их в персональные компьютеры.
Сегодня с помощью смартфона можно не только позвонить другу или отправить сообщение. Смартфон может устанавливать связь со спутниками, делать широкомасштабные снимки, проигрывать музыку, не говоря уже о чтении книг, просмотре фильмов и работе в режиме многозадачности.
9 сентября 1991 в СССР появился первый оператор сотовой связи стандарта NMT-450 — ЗАО «Дельта Телеком». Цена телефона Mobira - MD 59 NB2 (массой около 3 кг) с подключением составляла около 4000 долл., минута разговора стоила около 1 долл. За первые четыре года работы «Дельта Телеком» подключила 10 000 абонентов.
1983 г. |
– первый коммерческий сотовый телефон на рынке США |
1889 г. |
– выпущен сотовый телефон, микрофон которого размещался на крышке (флипе) Motorola micro Tac (Великобритания) |
1891 г. |
– первый звонок по мобильному телефону в России |
1893 г. |
– произведен 1 мобильный телефон со встроенными часами (США) |
1992 г. |
– IBM Simon является первым в мире смартфоном (США) |
1996 г. |
– произведен Nokia Communicator (Великобритания) |
1996 г. |
– выпущен первый сотовый телефон «раскладушка», Motorola start TAC (Великобритания) |
1997 г. |
– выпущен первый мобильный телефон, который может работать 350 часов без подзарядки Philips Spark (Россия) |
1997 г. |
– первый мобильный телефон с цветным экраном Siemens S10 |
1999 г. |
– выпущен сотовый телефон с технологией WAP Nokia 7110 (США) |
2000 г. |
– первый Iphone со встроенной фотокамерой (Япония) |
2002 г. |
– первый мобильный телефон со встроенной цифровой камерой Samsung V 200 (Китай) |
2013 г. |
– японская компания NEC представила первый в мире телефон Medias X N-06E с жидкостной системой водяного охлаждения |
2014 г. |
– первый в мире голографический смартфон Takee1 (Китай) |
2014 г. |
– главный флагман Samsung Galaxy S5 (Корея) |
Нужно отметить, что сотовый телефон и базовая станция поддерживают постоянный радиоконтакт. При перемещениях сотовый телефон периодически переключается с одной базовой станции на другую, выбирая станцию, от которой исходит более мощный сигнал. Даже когда телефон находится в режиме ожидания вызова, и разговор не ведется – он работает в пульсирующем режиме. Компьютер сети всегда знает, с какой базовой станцией данный мобильный телефон поддерживает устойчивую радиосвязь. Компьютер связи хранит время переговоров и место нахождения абонента. Некоторые модели сотовых телефонов поддерживают и функцию слежения за перемещениями абонента – вы всегда сможете увидеть на карте, где находится человек в данный момент. С каждым годом моделей мобильных телефонов становится все больше, а их функции постоянно усложняются. У каждого мобильного оператора есть набор услуг - это картинки, мелодии, последние новости, справка. Со временем мобильные телефоны стали не только средством связи, но и предметом роскоши, модным аксессуаром.
1.3 Мобильный телефон в жизни современного человека
В настоящее время сотовая связь самая распространенная из всех видов мобильной связи, поэтому часто мобильным телефоном называют сотовый телефон, хотя кроме него сотовыми являются также спутниковые телефоны, радиотелефоны, пейджеры, и аппараты магистральной связи.
Мобильная связь – это радиосвязь между абонентами, местоположение которых может меняться. Сотовая связь – один из видов мобильной радиосвязи, в основе которого лежит сотовая сеть. Большинство людей сейчас не представляют свою жизнь без сотового телефона. Современный мобильный телефон - это не просто средство связи, это такой аксессуар, что вполне может заменить ручку и блокнот, часы и др. Он приносит множество возможностей. Главное – это экономия времени, удобство. Может существовать возможность общаться с родственниками, друзьями без непосредственного контакта, но в постоянном режиме. Мобильный телефон позволяет чувствовать себя намного уверенней и безопасней, ведь он в любой момент может позвонить своим родным, друзьям, знакомым и попросить о помощи, либо о чём-нибудь другом. Современный мобильный аппарат - это маленький компьютер, который, помимо установления качественной связи, может подключаться к сети Интернет, снимать цифровые фотографии и даже видеоролики; экран телефона стал цветным и у каждого мобильного оператора есть набор услуг - это картинки, мелодии, последние новости, справка. По виду сотовый телефон напоминает что-то среднее между карманным приемником и маленькой телефонной трубкой. На его корпусе расположены кнопки вызова и набора номера, а также экран, на который выводятся различные сведения о самом аппарате, его функциях и меню, телефонных звонках и многом другом. Мобильные телефоны стали частью нашей жизни, как телевизоры или компьютеры. Знакомство детей с сотовым телефоном всё чаще происходит в юном возрасте. К сожалению и я, и мои одноклассники на переменах играют в игры в телефоне, тратят много времени на разговоры по мобильному.
Глава 2 Мобильный телефон друг? Или враг!?
Вопрос о влиянии мобильных телефонов находится еще на стадии изучения, да и использование мобильного телефона в России началось сравнительно недавно, то изданий на данную тему очень мало, в основном этот вопрос освещается в средствах массовой информации (газетах и журналах) или на сайтах Всемирной сети Интернет. И конечно мнений, возражений, суждений множество. Мнение экспертов по вопросу о влиянии мобильных телефонов на здоровье неоднозначно, но большинство склоняются к тому, что сотовые телефоны на детские организмы действительно влияют отрицательно. Готовясь к данному проекту, я постарался изучить информацию о влиянии мобильных телефонов на организм человека и представить в моём проекте и одну и другую стороны. По мнению врачей более сильное воздействие мобильных телефонов на организм проявляется у детей, подростков, поэтому необходимо знакомить детей с полезными советами по использованию мобильных телефонов и призывать соблюдать меры предосторожности. Но мнения у всех врачей, учёных, родителей и нас школьников разные.
В 2019 году группа российских ученых завершила длившееся 14 лет исследование по воздействию излучения сотовых телефонов и смартфонов на детей. Выяснилось, что у активных пользователей мобильников замедлилась реакция на световые и звуковые сигналы, заметно возросло число ошибок при письме. А также снизились показатели работоспособности, ослабли внимание и смысловая память. К доводам ученых прислушались в надзорных ведомствах и Роспотребнадзор, и Рособрнадзор выпустили рекомендации по ограничению использования гаджетов в школах. Однако ряд ученых по-прежнему отрицает доказанность их негативного воздействия на мозг и другие органы человека. Ученые из Института биохимической физики им. Н.М.Эмануэля РАН и Российского национального комитета по защите от неионизирующего излучения завершили многолетнее исследование влияния электромагнитного излучения мобильных телефонов на психофизиологические показатели школьников, аналогов которому в мире нет. На базе подмосковного лицея организовали мониторинг показателей детей – пользователей мобильной связи. Результатами уникального наблюдения стали дети-школьники, которые пользуются мобильными гаджетами. Были сформированы 2 группы: основная группа, в которую входили дети – пользователи мобильных телефонов (1161 человек) и ещё была сформирована контрольная группа, участники которой обходились без этих устройств (370 человек). В итоге выяснилось, что у детей, использующих мобильные телефоны, замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции по сравнению с контрольной группой. Также в 39,7% случаев у пользователей гаджетов зарегистрировали увеличение показателя утомляемости (в 30,3% он был значительным), в 50,7% — снизился показатель работоспособности. Кроме того, исследователи выяснили, что только у 8,5% детей уровень сформированности мелкой моторики руки находится в пределах возрастной нормы. Одновременно, с 2014 года (т.е. последние пять лет до завершения исследования) в лицее проводился комплекс профилактических мер, в который вовлечены все участники образовательного процесса (школьники, родители, педагогический состав и администрация). Комплекс профилактических мероприятий был направлен на снижение негативного воздействия мобильных телефонов. И эти мероприятия дали свои результаты. Было установлено, что безопасный режим пользования (наушники, громкая связь, сообщения SMS, MMS) статистически значимо улучшают все психофизиологические показатели. Так происходит потому, что источник излучения находится дальше от формирующегося детского мозга. Хочу обратить внимание, что сегодня в интернете много различных опросов, на предмет: мобильный телефон это «хорошо» или «плохо»? Какое влияние мобильный телефон оказывает на человека, школьника и т.д. Но все эти опросы в процентах очень сомнительны и некорректны. Поэтому я, решил исследовать вопрос о плюсах и минусах использования мобильного телефона иначе.
Плюсы «+» |
Минусы «--« |
1).Посредством мобильного телефона можно находиться в постоянном режиме с окружающим миром: позвонить родителям, друзьям; экстренным службам (в случае необходимости) воспользоваться калькулятором в случае необходимости расчёта; посмотреть последние новости в интернете и социальных сетях; воспользоваться будильником; передавать файлы, фото, видеосъёмка и письма на расстоянии, при этом всё абсолютно бесплатно. |
1). Всё это удобно и возможно, но только исключительно в случае, если мобильный телефон заряжен или есть дополнительное зарядное устройство. В случае, отсутствия зарядки мобильный телефон превращается в ненужное устройство. |
2). Посредством мобильного телефона можно слушать аудиокниги, музыку любимые песни, независимо от места нахождения. |
2).Данное возможно в любом местонахождения, но исключительно если Вы вне улицы/дороги или не на уроке, или не за рулём автотранспорта, или не находитесь в маршрутке. В противном случае, невнимательность может оказаться трагедией и самый минимальное это проедите свою остановку. |
3)Мобильный телефон очень удобен в размещении и его возможно разместить в сумке, кармане брюк, куртки и т.д. |
3). Удобно, но нужно знать, что сам телефон является распространителем инфекций и бактерий. И не следует размещать мобильный телефон с продуктами. На корпусе мобильного телефона находится больше бактерий, чем на дверных ручках, клавиатурах, подошвах обуви и даже сиденьях туалета. Значит, постоянно нужно соблюдать дезинфекцию корпуса телефона. |
4).Мобильный телефон безвреден, когда находится в неактивном режиме . |
4).Мобильный телефон - источник высокочастотного электромагнитного излучения. Его воздействие на человека аналогично воздействию излучения, применяемого в микроволновых печах Вред мобильного телефона наносится не только, когда по нему разговаривают, но и когда он просто лежит включенным. В неактивном режиме телефон раз в несколько секунд связывается с базовой станцией, передавая ей небольшое количество информации и, следовательно, просто ношение мобильного телефона не вреднее разговоров по нему. |
5).Сегодня, уже существуют наручные часы с использованием функций мобильного телефона |
При большой интенсивности поля вред будет. Многое зависит от конкретной модели телефона |
6). Излучение телефона проникает в биоткань |
Никто никогда не доказал его негативного влияния на организм человека. Другое дело, что там происходит на клеточном уровне, — вот этого никто толком не знает. Но интенсивности, вызванные мобильным телефоном — низкие. |
Изучая вопрос о влиянии мобильных телефонов и рассматривая/обсуждая сравнения можно утверждать, что «дружба и вражда» с мобильными телефонами зависит от уровня развития самого пользователя мобильного телефона. Если пользователь будет внимательным, собранным, то многих минусов использования мобильного телефона удастся избежать и мобильный телефон- друг. Но если пользователь мобильного телефона пренебрежёт, даже самыми малыми действиями в части внимательности, то это может обернуться к нехорошим последствиям и мобильный телефон-враг. Всё зависит от нас пользователей. Но хочу отметить, что у большинства школьников и моих одноклассников, знания о мерах безопасности мобильных телефонов достаточно поверхностные. Кто то может сказать, что телефон в портфеле, кто то может сказать, что все меры безопасности -сказки. Большинство пользователей не замечают изменений в своем организме во время пользования мобильным телефоном. Но мне кажется, что об изменениях можно узнать только в случае специального профессионального наблюдения, как минимум раз в году. На вопрос «Нужен ли сотовый телефон в школе?» утвердительно ответили все. Изучив и рассмотрев все подходы к теме проекта «Мобильный телефонв жизни современного человека: друг? Или враг!?» мы с моим руководителем пришли к выводу, что необходимо разработать памятку с рекомендациями по использованию мобильного телефона.
2.1 Рекомендации по использованию мобильного телефона
1. Ограничьте время разговоров по мобильному телефону. Чем короче разговор, тем безопаснее для здоровья;
2. По возможности – используйте беспроводные наушники (Bluetooth);
3. Прежде чем подносить телефон к уху – дождитесь соединения;
4. Носите телефон в чехле вдали от тела, жизненно важных органов – в портфеле, сумке, и никак не на поясе, шее, в кармане и т.п.;
5. Не используйте телефон в закрытых металлических помещениях (лифт, железобетонные строения), автомобилях.
6. Не осуществляйте звонки при низком заряде батареи или низком уровне связи;
7. Не используйте мобильный телефон перед сном, не кладите его под подушку – бессонница, нервные расстройства.
8. Чаще протирайте мобильный телефон дезинфицирующими средствами.
9.При выборе телефона, учитывайте уровень излучения SAR (это уровень излучения мобильного телефона). Помните, чем меньше значение SAR, тем менее опасен мобильный телефон.
10.Смотрите на дисплей телефона не более 15 минут.
11.Находясь дома класть его на расстоянии не менее 50 см от себя.
12.Не используйте телефон в машине, самолете и других видах наземного и воздушного транспорта, так как это приводит к сбою приборов техники и увеличению электромагнитного воздействия.
13.В театре и кино отключайте телефон, это создает помехи для усилительных приборов, мешает игре актеров.
14.Учитывайте свои биоритмы, чтобы не навредить своему здоровью.
15.Старайтесь не использовать телефон в учебных заведениях, лифтах, подземных помещениях и в транспорте, т.к. обычно в таких зданиях блокируется прием сигнала, а если телефонная сеть ловит, то от вашего мобильного телефона исходит еще большее излучение, чем когда-либо.
16.Контролируйте уровень заряда аккумулятора, при слабой зарядке – уровень излучение сотового аппарата возрастает.
17.Выбирайте место, где уровень сигнала связи больше. При слабом сигнале – уровень излучения телефона возрастает.
Заключение
В результате проделанной работы я узнал об истории появления мобильных телефонов, определил, чем они полезны и как влияют на здоровье.
Однозначного ответа на вопрос: «Мобильный телефонв жизни современного человека: друг? Или враг!?» нет! Но лучше знать об опасности, применять меры, чем потом устранять ее последствия. Исследования учёных показали, что для развлечений мобильные устройства применяются в два раза чаще, чем для активной и здоровой жизни.
Я, постарался разобраться сам и при необходимости смогу помочь первоклассникам (школьникам младших классов) понять, что использовать мобильные телефоны нужно разумно, без вреда собственному здоровью. Большинство подростков, в том числе и моих одноклассников активно пользуются разнообразными мобильными телефонами, но не все понимают, какой вред они могут наносить здоровью. Для привлечения школьников к ведению здорового образа жизни мной подготовлены Рекомендации по использованию мобильного телефона.
Это исследование позволило мне понять, что увлечение мобильными телефонами не следует считать исключительно вредной привычкой, их можно использовать с пользой для здоровья и развития подростков. Эта тема важна и актуальна, ведь технический прогресс не должен ухудшать качество жизни, что подтверждается принятием Национальных проектов до 2024 года. Все изобретения, которые ведут и увлекают нас в виртуальный мир, нужно использовать без вреда для жизни и здоровью.
Считаю, что цель исследования достигнута.
Список использованных источников и литературы
Адаменко М.В. Мобильные телефоны или Секреты тайной радиосвязи/М.В.Адаменко- М:ДМК Пресс-296с ISDN 5-94074-408-7
Болотов, Б.В. Здоровье человека в нездоровом мире / Б.В. Болотов. СПб.: Питер, 2013. - 512 c.
Статья «История. Самые первые гаджеты» [Электронный ресурс] https://fishki.net/1249716-istorija-samye-pervye-gadzhety-12-foto.html (дата обращения 01.03.2020)
Лицкевич С. Сотовый телефон: друг или враг? / «Советская Белоруссия». №24 (21021), 26 января 2001 г.
Муртазин, Эльдар От "кирпича" до смартфона. Удивительная эволюция мобильного телефона / Эльдар Муртазин. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 234 c.
Шведова А. Волны страха: мир хочет знать всю правду о сотовых телефонах.https://m.vuzlit.ru/2239400/volny_straha_hochet_znat_pravdu_sotovyh_telefonah[Электронный ресурс] (дата обращения 21.02.2020)
Статья «Глубина проникновения», [Электронный ресурс] https://iz.ru/917164/anna-urmantceva/opasnaia-sviaz-uchenye-dokazali-vrednost-mobilnykh-telefonov-dlia-detei(дата обращения 21.02.2020)
10