Тайны мультипликации или мультфильм своими руками

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Тайны мультипликации или мультфильм своими руками

Ищуков И.С. 1
1МОБУ СОШ №8 им. А.Г. Ломакина
Черныш Е.Н. 1
1МОБУ СОШ №8 им. А.Г. Ломакина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Актуальность темы

Самое любимое занятие детей – смотреть мультики. Мультики бывают разные – длинные и кроткие, нарисованные и пластилиновые. Каждый мультфильм рассказывает свою историю. Мультфильмы завораживают настолько, что иногда забываешь обо всем на свете. Это отличное начало для детских фантазий. Увидев один раз цветной, красивый мир, ребенок начинает сам придумывать истории. Мне стало интересно, а могу ли я самостоятельно оживить свои фантазии? Что для этого нужно? Сложно ли это? Хватит ли у меня для этого сил? Когда был создан первый мультик и для кого? Я решил ответить на эти и другие вопросы, работая над моим новых научным проектом «Тайны мультипликации или мультфильм своими руками».

Гипотеза исследования: Если быстро листать разные картинки, то можно увидеть, что объекты на картинках оживают.

Объект исследования: мультипликационные фильмы.

Предмет исследования: история создания мультипликационных фильмов, интересные факты о мультипликации, процесс создания мультипликационного фильма.

Цель исследования: раскрыть секрет создания мультипликационных фильмов.

Задачи исследования:

Узнать об истории возникновения мультипликации

Найти интересные факты о мультфильмах

Узнать, как создается мультфильм

Написать сценарий и создать свой собственный мультипликационный фильм

Методы исследования:

Поиск информации в сети Интернет.

Анализ информации.

Систематизация знаний и их изложение в виде рассказа.

Создание мультипликационного фильма

Значимость и прикладная ценность работы: работа может быть использована на уроках рисования, для расширения умственного кругозора детей и взрослых, которые желают узнать секреты мультипликации.

2. История мультипликации

Сто пятьдесят лет назад не было ни смартфонов, ни телефонов, ни даже телевизоров. Однако история появления современных мультиков имеет достаточно большой, яркий и интересный путь развития человеческой смекалки и опыта. Сначала я предлагаю разобраться с тем, что вообще означает слово мультипликация. Мультиплика́ция (от лат. multiplicatio «умножение, увеличение, возрастание, размножение» ←multi «много») — технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой [1]. Наряду с термином мультипликация часто используется еще один термин – анимация. Анима́ция (от лат. animatio «оживление; одушевление» ← anima «душа») — более широкое понятие, в основе которого лежит иллюзия оживления созданных художником объёмных и плоских изображений или объектов предметно-реального мира, запечатлённых на кино- и видеоплёнке или на цифровых носителях, включая и мультипликацию [1].

Из разных статей в Интернете я узнал, что одним из первых изобретений для анимации картинок было устройство, которое называется Тауматроп. Тауматроп переводится как чудо вращение. Смысл заключается в том, что на круглом картоне с двух сторон изображаются две разные картинки. Если этот кружок начать быстро вращать, картинки совмещаются и создается эффект анимации. Заставить вращаться тауматроп можно разными способами. На рис 1 показан мой тауматроп, который вращается за счет раскручивания резинок, продетых с двух сторон и тауматроп, который можно быстро вращать, прокручивая палочку через ладошки.

Идею автоматизации процесса анимации с помощью тауматропа я нашел в статье [2]. В этой статье предложили использовать конструктор Эврика для того, чтобы вращать карточку с изображением. Я попробовал, и у меня получилось! Мое устройство для вращения тауматропа показано на рис. 2.

   

Рис. 1 – Мои тауматропы

Рис. 2 – Устройство для вращения тауматропа

К сожалению, на фото не видно анимационного эффекта, поэтому посмотреть видео тауматропа на резинке можно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=zRbDSy1NJFM, тауматропа на палочке по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=dLNqoCC6hDo, а автоматизированное устройство по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=yg3lqsP3qb4.

Считается, что изобрёл тауматроп английский врач Джон Айртон Пэрис, после того как он прослушал доклад, сделанный Питерем Марком Роже в Лондонском королевском сообществе в 1825 году. В своем докладе Роже рассказывал о том, что наш глаз сохраняет зрительные впечатления от того, что он увидел, даже когда объект уже исчез из поля зрения.

В 1826 году доктор Пэрис наладил изготовление и производство своей игрушки, а через пару лет написал книгу для детей, в которой сложные научные знания предлагалось осваивать через весёлые игры и игрушки, в том числе тауматроп [3].

Следующим шагом в развитии анимации стало появление так называемых волшебных панорам, или как их называли фенакистоскопы. В основе фенакистоскопа также лежит эффект сохранения картинки глазом. Считается, что изобрел фенакистоскоп бельгийский физик Жозеф Плато в конце 1832 года [4].

Фенакистоскоп состоял из двух дисков, закрепленных на одной оси. Наиболее успешно было соединение двух вращающихся в разные стороны дисков: нижний с рисунками, последовательно изображающими стадии движения, верхний с прорезями[5]. В первом диске по краю шли прорези, а на втором были рисунки последовательных действий, так как показано на рис. 3.

Другой версией фенакистоскопа (на мой взгляд более простой в создании) являлся один диск с рисунком и прорезями. Для того, чтобы увидеть анимацию, нужно было встать перед зеркалом. Диск надо было отвернуть от себя (то есть повернуть его лицом к зеркалу). После этого надо крутить диск и смотреть в щель. На рис. 4 показаны примеры таких фенакистоскопов.

     

Рис. 3 – Устройство фенакистоскопа

Рис.4 – Однодисковый фенакистоскоп

Я решил попробовать сделать свой собственный фенакистоскоп. Для этого я нашел картинку в интернете, на которой последовательно изображены разные действия. Я наклеил эту картинку на картон и вырезал круг. Папа помог мне закрепить мой картонный диск на деревянной палочке с помощью гвоздя (рис. 5). Полученный эффект превзошел все мои ожидания! Мне очень понравилось!

 

Рис. 5 – Мой фенакистоскоп

Днем рождения мультипликации считается 20 июля 1877 года. В этот год был изобретен аппарат, способный «одушевлять» рисунки. Его придумал талантливый изобретатель, инженер-самоучка Эмиль Рейно. Он сделал во Франции в академии сообщение о своих работах и продемонстрировал сконструированный им аппарат праксиноскоп – нечто вроде механической игрушки с лентой, испещренной картинками, и вращающимся зеркальным барабаном [6]. Аппарат Эмиля Рейно был устроен таким образом, что для рассматривания движущихся рисунков использовалась специальная шестеренка, которая двигала бумажную ленту перед объективом шестерёнка. Чтобы шестеренка могла протягивать ленту, использовались специальные прорези на ленте – перфорация [5]. Аппарат Эмиля Рейно и пленка с перфорацией показаны на рис. 6.

   

Рис. 6 – Аппарат Эмиля Рейно

Бурное развитие анимации началось в начале 20 века. Сразу несколько человек примерно в одно время и независимо друг от друга начали работу над созданием анимационных фильмов. Джордж Меллис случайно изобрел технику съемки, называемую «stop-motion». Суть этой техники заключалась в следующем: Мелис снимал кадр, затем менял что-то в снимаемой сцене, затем снимал следующий кадр и так далее. После чего, быстро сменяя эти кадры, добивался анимационного эффекта [7].

Уолт Дисней был первым, кто использовал звук в анимации. Дисней также был одним из пионером в использовании цвета в анимации. Одним из наиболее существенных нововведений студии Диснея было изобретение многоплоскостной камеры, позволявшей получать эффекты параллакса, вытянутых форм фигур, глубины и нечеткости. Его студией создано множество анимаций, персонажи которых известны по сей день (Микки Маус, Плутто, Гуффи и т.д.) [7]. Пожалуй, самым известным персонажем Уолта Диснея является Мики Маус, придуманный еще в 1928 году (Микки Маусу уже почти 100 лет!!!). За это время он много раз менялся, но всегда оставался веселым и забавным, за что его и полюбили дети (рис. 8)

Рис. 8 – Такой разный Микии Маус

3. Опрос одноклассников

Прежде чем перейти к созданию мультфильмов, я провел анкетирование в классе. Своим одноклассникам я задал 6 вопросов. Я хотел узнать, много ли мои одноклассники знают о современной мультипликации и будет ли им интересна тема моего исследования. Всего было опрошено 24 человека в 4А классе нашей школы.

На вопрос «Ты знаешь, как делают мультфильмы?» и на вопрос «Ты пробовал сам делать мультфильмы?» примерно половина опрошенных ответили «Нет». А на вопрос «Ты хотел бы сам научиться делать мультики?» большинство ответили «Да». Все это подтвердило актуальность выбранной мной темы. Результаты опроса приведены на рис. 9-11.

Вопрос «Какой твой самый любимый мультфильм?» вызвал самые разные ответы: все 24 ответа были разные! Это еще раз доказывает насколько сильно сейчас развита мультипликация. Все дети любят смотреть мультики, и каждый находит для себя мультик по вкусу.

На вопрос «Как ты думаешь, сколько нужно картинок, чтобы сделать мультфильм длиной 1 минута?» никто не ответил правильно. Но 1 человек был близок к правильному ответу. Если делать мультфильм по всем правилам, то требуется нарисовать 24 кадра, которые будут проигрываться за одну секунду! Так как в одной минуте 60 секунд, то всего потребуется 1440 кадров!!! Сто лет назад все кадры рисовали вручную, и это было очень долго! Сейчас, с появлением компьютеров, процесс создания мультфильмов упростился. Художник может копировать кадры и немного их изменять. Но и этот процесс занимает много времени!

На последний вопрос «Ты знаешь, когда был снят первый мультфильм?» все 24 человека ответили «Нет». Первый мультфильм был создан в 1914 году, больше ста лет назад! Результаты моих опросов приведены в виде графиков на рисунках 12-13.

   

Рис. 9 – Вопрос 1

Рис. 10 – Вопрос 2

   
   

Рис. 11 – Вопрос 3

Рис. 12 – Вопрос 4

 

Рис. 13 – Вопрос 5

4. Виды мультфильмов

Мультфильмы делятся на разные категории в зависимости от того, из чего создаются кадры для мультфильма. Над созданием каждого мультфильма трудится большая команда. Сценарист придумывает сценарий. После этого художник, режиссёр и сценарист делают раскадровку. Каждое движение в кадре должно быть зафиксировано в новом кадре. После того, как все кадры отсняты, их монтируют. А потом мультфильм озвучивают. Создание одного мультфильма занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Итак, разберемся, какие все-таки бывают мультфильмы

Рисованные мультфильмы. В этих мультфильмах все кадры нарисованы художником. Художники могли использовать некоторые хитрые приемы. Например, нарисовать фон на пленке и накладывать его на кадр, где только меняется движение героя. Но все-равно это был очень трудоемкий процесс. На смену рисованным мультфильмам, приходят мультфильмы компьютерные. Они совмещают талант художника и возможность компьютера по обработке и копированию кадров. На рис. 14 и 15 показаны старый рисованный кадр и новый компьютерный.

Пластилиновый мультфильм. В пластилиновом мультфильме все декорации и герои деланы из пластилина. Кадры мультфильма получаются путем фотографирования каждого кадра. Самым известным пластилиновым мультфильмом в нашей стране является мультик «Пластилиновая ворона», и из современных зарубежных мультиков – мультик про барашка Шона (рис. 16)

Кукольные мультики. Так же бывают мультики кукольные. Для кукольного мультика нужны куклы, у которых есть подвижные части. Меняя положение кукол и их частей (поворот головы, положение рук и ног), создается анимация. Самым известным примером кукольного мультика в нашей стране является мультик «38 попугаев» (рис. 17а).

Песочный мультик. Для песочных мультиков используется специальное устройство. Снизу стекло подсвечивается лампой. На поверхность стекла наносится песок. После этого на песке можно рисовать разные узоры. Каждый нарисованный кадр нужно фотографировать (рис. 17б).

   

Рис. 14 – Старый рисованный кадр (1931 год)

Рис. 15 – современный компьютерный кадр

   

Рис. 16а – Пластилиновая ворона

Рис. 16б – Барашек Шон

   

Рис. 17а – Кукольный мультик

Рис. 17б – Песочный мультик

5. Создание мультфильмов своими руками

Конструктор Киноптик. Первый анимационный фильм, который я заснял, не является в полном смысле мультфильмом, собранным из множества кадров. Скорее он основан на оптических свойствах нашего глаза. На этот Новый год нам с сестрой подарили магнитный конструктор Киноптик. На его магнитных элементах нанесены рисунки с вертикальной штриховкой. Из этих элементов можно складывать различные картины. Сверху на картину необходимо положить пленку с черными вертикальными полосками. Когда пленка сдвигается горизонтально вдоль картины, создается эффект движения: элементы передвигаются, бабочки и пчелки машут крыльями. На рис. 18 показан пример картин из конструктора Киноптик.

   

Рис. 18 – Конструктор Киноптик

К сожалению, на фото не виден эффект анимации, поэтому посмотреть видео можно по ссылкам https://www.youtube.com/watch?v=p1bYNndx61w и https://www.youtube.com/watch?v=9KbMbqn1D48

Первый мультфильм. Волшебные бусины. Это первый мультфильм, который я попробовал создать. Делал я его с помощью приложения на телефон «Stop Motion Studio». Приложение позволяет фотографировать кадры, потом собирать их в один ролик, накладывать поверх ролика звук. Также в этом приложении можно добавить вставку в начале и в конце фильма с надписями. Так как это был первый пробный мультик, то большого сценария здесь не было. Моей сестре подарили набор с волшебными водяными бусинами. Я одолжил у нее этот набор. В мультфильме на поле для бусин в каждом кадре появляется каждый раз новая бусина, пока не получится машина. После этого бусины сбрызгиваются водой, остаются полежать. И о чудо! Бусинки склеиваются между собой и получается настоящая фигурка. Потом я выложил на поле остальные фигурки из бусин, которые сделала моя сестра, и передвигал их по кругу, таким образом создавая анимацию. Важно отметить, что в приложении мне было достаточно отснять один полный круг для перемещения фигурок. А потом кадры можно копировать. Таким образом фигурки будут кружиться столько кругов, сколько мы захотим. На рис. 19 показан процесс создания мультфильма, а на рис. 20 – кадры из мультфильма.

   

Рис. 19 – Создание мультфильма Волшебные бусины

   

Рис. 19 – Кадры из мультфильма Волшебные бусины

Нам пришлось переоборудовать комнату под импровизированную студию. Сделать дополнительный свет с помощью ламп и торшера. Зафиксировать телефон на специальной подставке. Но в домашних условиях и в импровизированной студии, да еще и без опыта, трудно было добиться того, чтобы картинка в кадре оставалась неподвижной. Также я сразу и не заметил, что круг из разных фигурок находится не в центре кадра, а смещен влево. Как говорится, первый блин комом. Зато на этом мультфильме я научился пользоваться приложением «Stop Motion Studio» и понял основной принцип съемки мультфильма. В первом мультфильме у меня было всего 87 кадров. Видео этого мультфильма доступно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=duSMWpCr_og.

Второй мультфильм. Дерево. Набравшись опыта после первого мультфильма, я решил снять более серьезный мультфильм. Во-первых, я решил выложить надпись из пластилина, как это делают в настоящих мультиках. Во-вторых, у меня появился сценарий мультфильма. Идея мультика была показать жизнь одного дерева. Оно вырастает. Весной у него появляются зеленые листики, летом на дереве зацветают цветы. Вокруг него летают бабочки и стрекозы. Осенью цветы опадают, а листики постепенно становятся желтыми. Желтые листья опадают и их уносит ветром. Остаются голые ветки, на которые ложится первый снег.

На рис. 21 показан процесс создания мультфильма, а на рис. 22 – кадры из мультфильма.

   

Рис. 21 – Создание мультфильма Дерево

   

Рис. 22 – Кадры из мультфильма Дерево

Моей младшей сестре понравилось мне помогать. В этот раз мультфильм получился длиннее. Его продолжительность 1 минута! Для этого мы отсняли 280 кадров! Видео этого мультфильма доступно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=0T4hojGKxY4.

Третий мультфильм. Волшебная веревочка. Я решил пойти еще дальше. И как настоящий художник нарисовать настоящий рисованный мультфильм. Идея моего мультика была в том, что на экране будет живая веревочка, которая будет раскачиваться, падать и ползать по экрану. Каждое движение веревочки – это небольшое изменение предыдущего. Для того, чтобы нарисовать кадры, я разделил лист бумаги А4 на 4 части. Каждый лист я пронумеровал. После этого я соорудил следующую конструкцию. Между двух книг я положил стекло. Под стекло я положил телефон с включенным фонариком. Дальше я накладывал лист для следующего кадра на предыдущй и рисовал следующий кадр. Мне было видно, где находилось изображение предыдущего кадра, и я легко мог немного его сдвинуть (рис. 23). В итоге у меня получилось около 200 листов с кадрами. Если с одной стороны закрепить листы прищепками и быстро перелистать страницы, то картинка оживает. Моя анимационная книга выглядит так, как показано на рис. 24.

   

Рис. 23 – Рисую мультик

Рис. 24 – Анимационная книга

Для того, чтобы посмотреть, как будет выглядеть анимация моего мультфильма на экране, я сфотографировал все кадры с помощью приложения «Stop Motion Studio». Видео этого мультфильма доступно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=i0S7VlTBsH0.

Четвертый мультфильм. Дорога. Это тоже рисованный мультфильм. Он создается по принципу рисования на доске. В моей любимой передаче Научпок таким образом рисуют картинки, когда рассказывают интересные факты. Я решил попробовать сам сделать подобную анимацию. Для этого необходимо каждый раз добавлять новый элемент и делать фотографию очередного кадра. Я сфотографировал все кадры с помощью приложения «Stop Motion Studio». Несколько раз я специально оставлял руку в кадре, чтобы было видно, что идет процесс рисования. Процесс создания мультфильма показан на рис. 25. Видео этого мультфильма доступно по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=G-Ca3cWroKU.

 

Рис. 25– Создание мультфильма Дорога

Заключение

Я изучил историю создания мультфильмов, познакомился с правилами создания мультфильмов, а также узнал какие бывают виды мультфильмов. Также я смог сделать два устройства для анимирования картинок и самостоятельно снял несколько мультфильмов. Я понял, что процесс создания мультфильма является очень сложным и кропотливым. На создание мультфильма длиной одна минута, у меня ушел целый день! Мне очень понравилось работать над данным проектом!

Список литературы

Википедия. Мультипликация [Электронный ресурс] - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

Мастер-класс «Тауматроп: ускоряемся!» [Электронный ресурс] - https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-taumatrop-uskorjaemsja.html

Презентация -Туматропы оптическая игрушка [Электронный ресурс] - https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-tumatropy-optichieskaia-ighrushka.html

Фенакистископ — старинная оптическая игрушка [Электронный ресурс] - https://storm100.livejournal.com/219288.html

Чудесное окно: история мирового кино [Электронный ресурс] - http://www.myshared.ru/slide/1334917/

История мультипликации [Электронный ресурс] - https://obuchonok.ru/node/4560

История анимации [Электронный ресурс] - http://animation-ua.com/ru/shkola/istorija-animacii/96-history-of-animation

Просмотров работы: 537