Как настроить свои биологические часы

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Как настроить свои биологические часы

Галянов М.С. 1
1МБОУ "СОШ № 6"
Чеканова Людмила Леонидовна Непотюк Любовь Михайловна 1Непотюк Л.М. 1
1МБОУ "СОШ № 6"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Переход учащихся из начальной школы в основную считается кризисным периодом. Педагоги и психологи говорят о том, что этот переход связан со снижением иммунной защиты, снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Переход ученика из одной школы в другую в этот период, требует от него колоссальных физических, эмоциональных и интеллектуальных затрат. Класс, в котором я учусь, был сформирован из учеников 3-х разных школ города, поэтому показатели заболеваемости демонстрируют сложность в периоде привыкания. Анализируя полученные данные за 3 четверти, можно сделать вывод, что ученикам необходима помощь (Приложение 1).

Цель работы: составить индивидуальный план для поддержки и корректировки биоритмов ученика.

Задачи:

Изучить источники информации по данной теме;

Выявить и проанализировать индивидуальные биоритмы ученика;

Выявить результаты поддержки и корректировки биоритмов ученика;

Гипотеза: если ученику провести диагностику его биоритмов и проводить поддержку и корректировку биоритмов, то можно констатировать факт сохранения его здоровья.

Объект исследования: обучающийся.

Предмет исследования: биоритмы обучающегося;

Методы исследования:

Анализ статистических данных, литературных источников;

анализ полученных диагностических данных;

беседа;

работа с игровым тренажером

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Понятие биологические ритмы

Биологические ритмы - циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. Биологические ритмы (биологические часы) наблюдаются почти у всех животных и растений, как одноклеточных, так и многоклеточных. Биологические ритмы (биение сердца, частота дыхания и т.д.) относительно самостоятельны. Биологические ритмы (биологические часы) — дают возможность организмам приспосабливаться к циклическим изменениям окружающей среды (суточным, сезонным и др) [2].

«Биоуправление» – это современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной биологической обратной связи. Основной задачей биоуправления является обучение навыкам саморегуляции, облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а оборудование делает доступной информацию, в обычных условиях не воспринимаемую. 

Исследования биоритмов человека

Интерес к биологическим ритмам человека прослеживается на протяжении двух с половиной тысячелетий и восходит к периоду Древней Греции. Так древнегреческий врач Герофил обнаружил, что пульс человека меняется в течение дня. В 1632 году английский естествоиспытатель Джон Врен в своем «Трактате о травах» впервые описал дневные циклы тканевых жидкостей в организме человека, которые он, следуя терминологии Аристотеля, назвал «гуморы». В 1779 году В. Гуфеланд  обратил внимание на универсальность ритмических процессов в биологии: каждый день жизнь повторяется в определенных ритмах, а суточный цикл, связанный с вращением Земли вокруг своей оси регулирует жизнедеятельность всего живого, включая организм человека. Первые серьезные научные исследования в этой области начали проводиться в начале 20-го века,  в том числе российскими учеными И.П. Павловым, В.В. Вернадским, А.Л. Чижевским и другими [3] .   Начиная с 30-х годов ХХ века наметился   прогресс в исследовании биологических ритмов. В 1959 году  Ашофф совместно с  Колином  Питтендригом сформулировали основные понятия хронобиологии (биоритмологии). В 970 году отечественный ученый Ухтомский ввел понятие «Хронотип человека» — типичный для данного человека характер суточной активности: «жаворонки», «совы», «голуби»

( Приложение 2).

Около ста лет назад работая независимо друг от друга, психолог Герман Свобода, отоларинголог Вильгельм Флисс, открыли эмоциональный и физический биоритмы, и преподаватель Фридрих Тельчер, исследовал интеллектуальный ритм человека (Приложение 3).

Биоритмология (хронобиология) - сравнительно молодая, быстро развивающаяся наука. К настоящему времени у человека изучены многие сотни физиологических процессов, ритмически меняющихся во времени (Приложение 4).

Новосибирские сотрудники ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики СО РАМН в 2001 году создали программно-аппаратный комплекс (игровой лечебно-оздоровительный тренажер) «БОС-ПУЛЬС».

«БОС-ПУЛЬС» предназначен для диагностики стресса, лечения и повышения устойчивости к стрессу. Рекомендуется применять самостоятельно и в сочетании с другими видами биоуправления, активизируя механизмы саморегуляции. Компьютерный игровой тренажер включает в себя несколько игровых сюжетов, носящих явный или скрытый соревновательный характер. Ход соревнования регулируется динамикой регистрируемого физиологического параметра: это может быть частота пульса, кожная температура. Выиграть соревнование пациент сможет в том случае, если научится управлять своей физиологической функцией в ситуации виртуального соревновательного стресса. Красочные игровые сюжеты, созданные с использованием современных мультимедийных средств, повышают мотивацию тренирующегося, способствуют более эффективному закреплению навыков саморегуляции (Приложение 5).

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анализ и корректировка биоритмов ученика

Историк Фрэнсис Бэкон сказал: «Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать». Возникает вопрос: «Почему в какие - то дни ты прекрасно себя чувствуешь, получается все что задумал, в другие все валится из рук, одолевает страх и раздражение? Чтобы познать себя, определить свои индивидуальные особенности, необходимо воспользоваться методиками диагностики психологии и биоритмологии. За консультацией я обратился к школьному психологу Непотюк Любовь Михайловне, которая помогла составить план обследования и определить индивидуальные особенности и мои затруднения. Исходя из результатов тестирования, можно сделать вывод, что я отвечал на вопросы достоверно, о чем нам показывает шкала лжи = 4 б, у меня был выявлен высокий уровень нейротизма, что может говорить об эмоциональности, изменчивости интересов, впечатлительности, склонность к раздражительности. В целом, можно сказать, что сопоставляя все данные, мой темперамент - меланхолик. Согласно тесту Остберга мой хронотип- жаворонок, значит самое эффективное время физической и интеллектуалной нагрузки приходится на время с утра до 12 часов дня, затем перерыв с 12 до 16 и новый подъем до 19 часов. Обследование моего поведения в состоянии стресса показало, что я не всегда правильно веду себя в стрессовой ситуации. Иногда умею сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда «завожусь» из-за пустяка и потом об этом жалею. Я испытываю повышенную общую тревожность в школе. Также, было выявлено, что у меня наблюдается высокие показатели по трем шкалам: страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданию окружающим и низкая сопротивляемость стрессу (приложение 6). Полученные результаты заставили меня задуматься и обратиться за помощью к школьному психологу, ее рекомендации я стал соблюдать каждый день.

Используя современные информационные технологии (компьютерные программы, глобальную сеть Интернет, биотренажёры) и помощь руководителя учителя информатики Чекановой Людмилы Леонидовны, я смог получить с помощью компьютерной программы Биоритмы 1.0 физический, эмоциональный и умственный биоритмы за определенный промежуток времени. Я сравнил графики с датами контрольных работ по 4 учебным предметам и выяснил, что в эти дни у меня был спад во всех трех биоритмах, затем я сравнил графики с датами участия в соревнованиях по кикбоксингу и смог увидеть, почему мне было тяжело на состязаниях (приложение 7). Чтобы справиться со страхом, раздражительностью и тревогой я стал планомерно работать над настройкой своих биологических часов с помощью игрового биотренажера БОС-ПУЛЬС. В течение 3 месяцев я проходил тренировки, регулировал свой пульс, на графиках видна динамика улучшения моих результатов, а это значит, что у меня вырабатывается устойчивый навык контроля за своим эмоциональным биоритмом. По итогам 3-х четвертей у меня нет пропусков уроков по болезни, медсестра констатировала в медкарте 1 группу здоровья, (приложение 8).

Заключение

Проведя исследование данной темы, я смог окунуться в теорию вопроса и узнать, что изучением биоритмов занимались древние ученые, такие как Герофил, Джон Врен. Советские ученые И.П. Павлов и В.В. Вернадский внесли существенный вклад в распространение теории закономерностей биоритмов от окружающей среды. Достижения биоритмологии в содружестве с другими науками дает возможность изучить свои биологические часы: выявить закономерности, проанализировать полученные данные и периодически производить настройку своих внутренних часов.

Я считаю, что гипотеза моей исследовательской работы подтвердилась. Изучив свои биоритмы (биологические часы) проанализировав их, я смог получить консультации специалистов, чтобы не только их поддерживать, но и корректировать, а значит работать над собой. Сегодня в сильно меняющемся мире: высокий ритм жизни, влияние окружающей среды, отсутствие экологических продуктов, для человека важно не только рационально использовать внутренние ритмы организма, но и найти пути управления ими.

Список источников информации

Биологические ритмы /Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- М.: Мир, 1984.

Большая Советская энциклопедия, изд. «Большая Советская Энциклопедия», Москва, 1978;

Новый энциклопедический словарь, изд. «Большая Российская энциклопедия / Рипол Классик», Москва, с.1455, 2008;

Биологические ритмы здоровья /Гриневич В.//Наука и жизнь, 2005, № 1.

ТимченкоА. Н. Основы биоритмологии: учебно-методическоепособие / А. Н. Тимченко. – Х. : ХНУимениВ. Н. Каразина, 2012. – 148 с;

Источники из Интернета

http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/Ecol/10_2_4.html

https://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/BIOLOGICHESKIE_RITMI.html

https://boslab.ru/products/biofeedback_games/pulse_prof.php

https://www.psyfactorplus.com/--1-c140e

Приложение 1

Уровень заболеваемости учащихся 5 классов МБОУ «СОШ № 6»

(2018-2019гг)

Приложение 2

 

Х Р О Н О Т И П Ы Ч Е Л О В Е К А

На данный момент ученые предполагают, что существует три основных хронотипа организма человека.

Первый тип – «жаворонки», или люди утреннего типа. Эти люди встают рано, практически с восходом солнца, и пик их интеллектуальной и физической активности приходится на утро и первую половину дня.

Второй хронотип – «совы», или люди вечернего типа. Они являются полной противоположностью жаворонков, утром «совы» довольно вялые, и пик их активности приходится на вторую половину дня. Вследствие большой вечерней активности, люди данного типа поздно ложатся спать.

Третий хронотип – «голуби» люди с промежуточной активностью. Этот тип впадает из крайности в крайность, или, иными словами, может быть активен как в первой, так и во второй половине дня. Время засыпания и пробуждения является неопределенным.

Приложение 3

 

Теория 3 биоритмов

Физический биоритм (физический цикл) формируется за счет магнитного поля самой Земли при вращении расплавленного жидкого металлического ядра Земли вокруг своей оси, длительностью примерно 23 дня. Физический цикл характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения.

Эмоциональный биоритм (эмоциональный цикл) равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение человека. Он зависит от влияния двух Лунных циклов, от так называемого сидерического, длительностью около 27,3 земных суток, возникающего за счет периода обращения Луны вокруг Земли и второго, синодического месяца, длительностью примерно 29,5 земных суток. Это время необходимо для возврата Луны на свое первоначальное место относительно Солнца,

Третий  назвали интеллектуальный биоритм (интеллектуальный цикл). Он зависит от вращения Солнца по своей орбите относительно Земли и Луны.

Он самый длительный - составляет 33 дня  и характеризует работу полушарий головного мозга, мыслительные способности человека, его интуицию и интеллект.

Приложение 4

 

Биоритмы человека

Приложение 5

БИОУПРАВЛЕНИЕ

программно-аппаратный комплекс (игровой тренажер)

«БОС-ПУЛЬС»

 

Марк работает с биотренажером

П

 

Работа с психологом

риложение 6

 

1.Опросник Айзенка (подростковый)

Один из вариантов опросника Айзенка EPI – подростковый опросник Айзенка, разработанный для детей и подростков возрастом от 10 до 15 лет.

Данный личностный опросник предназначен для диагностики и изучения индивидуально-психологических особенностей и характерологических проявлений лиц подросткового возраста.

Психологическое заключение по результатам исследования:

Сырые баллы по ключу и итоговые данные

Шкала

Сырой балл

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Интроверсия

8

0−8

9−15

16−24

Нейротизм

18

0−8

9−13

14−24

Шкала лжи

4

достоверный результат – меньше 5

Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS) С. Хобфолл

(русскоязычная версия Н.Водопьяновой, Е.Старченковой)

Диагностика уровня школьной тревожности методикой Филлипса

ФИО: Галянов Марк Семенович, 5 б класс,11 лет.

Дата: 26.12.2019 г.

Время: 11:40.

Шкала общей школьной тревожности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

[ 0

11 ]

[ 12

16 ]

[ 17

22 ]

 

[ повышенный уровень тревожности ]

Переживание социального стресса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

[ 0

5 ]

[ 6

8 ]

[ 9

11 ]

 

Фрустрация потребности в достижении успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

[ 0

6 ]

[ 7

9 ]

[ 10

13 ]

 

Страх самовыражения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

[ 0

2 ]

[ 3

4 ]

[ 5

6 ]

 

Страх ситуации проверки знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

[ 0

2 ]

[ 3

4 ]

[ 5

6 ]

 

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

[ 0

2 ]

[ 3

4 ]

[ 5

5 ]

 

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

[ 0

2 ]

[ 3

4 ]

[ 5

5 ]

 

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

[ 0

4 ]

[ 5

6 ]

[ 7

8 ]

 

Результаты теста ОСТБЕРГА

1 вопр

2 вопр

3 вопр

4 вопр

5 вопр

6 вопр

7 вопр

8 вопр

1балл

2 балла

1балл

1балл

0 баллов

0 баллов

2 балла

0баллов

ИТОГО:

7 баллов

 

Приложение 7

Биоритмы в дни соревнований КИКБОКСИНГ 2018- 2019 год

 

Соревнования

31-01. 04.2018

 

Результат -3 место

Умств. Пик 100

Физич. Упадок -40/-60

Эмоц. спад -10

 

Умств. упадок -0

Физич. пик 95

Эмоц. спад -10/-20

Соревнования

15-16. 05.2018

Результат -3 место

 

Соревнования

26-28. 04.2018

Умств. 80/90

Физич. спад -90/-100

Эмоц. 80/90

Результат -3 место

Замеры пульса в спокойном состоянии перед игрой

Замеры пульса в игре «Вира»

Замеры пульса в игре «Магические кубики»

 

Приложение 8

Результативность тренировочных упражнений за 3 недели

Просмотров работы: 16