"Живое" письмо памяти

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"Живое" письмо памяти

Мироненко К.Е. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Лабытнанги
Каляева Н.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Лабытнанги
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Близится 75-летняя годовщина со дня победы в Великой Отечественной войне. Нет ни одной семьи, которую бы не коснулась война. Гибли старики, женщины и дети…

Говорят, что у войны не детское лицо, но это не так… А знают ли мои одноклассники о подвигах своих сверстников в годы Великой Отечественной войны? Результаты опроса выявили, что их имена мало известны моим сверстникам: 12% (5 человек) знают имена юных героев, 66% (27 человек) не знают и 12% (5 человек) затрудняются ответить /Приложение 1/.

Эти ребята отдали жизнь, спасая жизнь не одного и нескольких, а целых миллионов людей. Зная об их подвигах невозможно быть безучастными ко всему в современном мире, не возможно не хотеть быть похожими на них, не возможно не любить Родину так, как любили они.

Последнее время проводится много мероприятий для воспитания патриотизма. Как известно патриотизм – это любовь к Родине, и без сомнения, знание страниц её истории. Поэтому считаю, что мои сверстники должны знать историю своей страны в годы Великой Отечественной войны, знать тех героев, кто отдавал жизни за мирное небо над нашими головами, и ни в коем случае не позволять переписывать страницы истории, как происходит это в последнее время. В этом заключается актуальность моей работы.

Современных школьников мало интересуют исторические книги и статьи. Их мир заполнен современными гаджетами и информационными технологиями.

В большинстве образовательных учреждений действуют запреты на использование школьниками смартфонов и планшетов. Но, на мой взгляд, можно успешно использовать эти устройства в образовательных и воспитательных целях, в частности для воспитания патриотизма подрастающего поколения.

Гипотеза: технология дополненной реальности может стать средством информирования и воспитания патриотизма современных школьников.

Цель моей работы: создать «живое» письмо памяти с помощью технологии дополненной реальности для проведения акции «Забыть их нельзя», направленной на информирование и воспитание патриотизма школьников.

Задачи:

изучение источников литературы по данной теме;

поиск и анализ возможностей соответствующего программного обеспечения для подготовки «живого» письма памяти;

создание «живого» письма памяти с помощью технологии дополненной реальности;

проведение акции «Забыть их нельзя».

Объектом исследования является технология дополненной реальности, а предметом исследования – воспитательные и образовательные возможности технологии дополненной реальности в условиях современной образовательной школы.

В ходе работы над проектом были использованы теоретические методы (анализ, синтез и обобщение) и эмпирические методы (анкетирование, эксперимент при создании письма) исследования.

Надеюсь, что работа будет полезной моим сверстникам, педагогам при проведении классных часов, а также организациям по работе с молодёжью и их руководителям, которые познакомятся с новой формой, которую можно использовать с целью воспитания гражданской позиции и патриотизма.

Основная часть

 

Технология дополненной реальности

Анализ современных информационных технологий на базе гаджетов позволил определить используемую технологию для подготовки «живого» письма памяти. Речь идет о дополненной реальности, которая вошла в современную жизнь и используется в различных сферах жизнедеятельности людей. Дополненная реальность (англ. «augmentedreality») может помочь найти нужное место в незнакомом городе и желаемый товар на полке супермаркета, узнать о картине на выставке и памятнике на площади, примерить одежду в интернет-магазине. Эта технология используется во многих сферах жизнедеятельности человеческого общества.

Дополненная реальность – технология, позволяющая наложить на реальный мир дополнительный контент с целью дополнения сведений об окружающем мире и обеспечения простоты восприятия информации. Дополненная реальность позволяет «оживить» любое изображение при наведении на него камеры своего устройства – смартфона, планшета, ноутбука.

Огромным плюсом использования этой технологии является её наглядность, информационная полнота и интерактивность.

Дополненная реальность отличается от виртуальной тем, что она дополняет и помогает нам по-другому осознать окружающую среду. Виртуальная реальность погружает нас в несуществующий мир, внушая нам другую реальность.

Технология дополненной реальности описывалась как в фантастических фильмах, так и в научно-фантастических произведениях. Первым рассказал об этой технологии в 1901 году создатель «Страны Оз» Л.Ф. Баум в своем рассказе «Волшебный выключатель». В нем писатель повествует о том, как с помощью специальных очков, можно увидеть, каков человек на самом деле: хороший или злой, мудрый или глупый, добрый или жестокий. А в «Волшебнике Изумрудного Города» А.М. Волкова были зелёные очки, которые превращали бесцветный город, украшенный стекляшками, в изумрудный. Это и есть эффект «дополненной реальности», превращающий обыденное в нечто потрясающее.

Существует множество приложений для создания дополненной реальности, платных и бесплатных. Меня заинтересовало мобильное приложение HP Reveal, которое позволяет накладывать так называемые «ауры» (видео, картинки, фотографии и другие файлы) на объекты реальности и оживлять страницы журналов, фотографии, афиши и другие объекты массового пользования посредством наведения камеры телефона на объекты.

Создание «живого» письма памяти

Мною было создано письмо памяти с помощью программы Adobe Photoshop /Приложение 2/. Для оживления письма памяти были подготовлены видеофайлы с фрагментами документального фильма о пионерах-героях1 и загружены в память моего смартфона. Приложение HP Reveal позволило «оживить» письмо памяти для проведения акции «Забыть их нельзя».

Для «оживления» письма мною были следующие основные шаги /Приложение 3/:

Шаг 1. Установка приложения HP Reveal.

Шаг 2. Регистрация аккаунта в приложении.

Шаг 3. Создание аур в приложении для оживления письма памяти.

С помощью приложения HP Reveal мне удалось оживить письмо с помощью технологии дополненной реальности. Теперь каждый школьник, установив в телефон HP Reveal, может прочитать «живое» письмо памяти с помощью камеры своего устройства /Приложение 4/.

Проведение акции «Забыть их нельзя»

Письмо памяти готово. В рамках акции «Забыть их нельзя» я рассказал о детях-героях Великой Отечественной войны /Приложение 5/. Их имена забыть нельзя: Валентин Котик, Зинаида Портнова, Леонид Голиков, Марат Казей и другие. Их подвиги неоценимы…

Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку... Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. На последнем допросе в тюрьме в городе Полоцке гитлеровцы выкололи ей глаза и отрезали уши. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

О нем рассказывали легенды: как Володя водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах... Володя был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Командующий Крымским фронтом, узнав о гибели Володи Дубинина, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени.

Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В рамках проводимой акции я рассказал лишь о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

Подаренное «живое» письмо памяти расскажет ребятам более подробно о юных героях, о тех, чьи мена забыть нельзя…

Заключение

В ходе работы над проектом я убедился, что технология дополненной реальности может стать средством информирования и воспитания патриотизма современных школьников. Считаю, что цель работы реализована, а поставленная гипотеза подтверждена на практике.

Мною была проведена акция «Забыть их нельзя», в рамках которой мне удалось рассказать о немногих из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы. А ведь все они строили планы на будущее, мечтали о простом человеческом счастье, и, несомненно, стали бы выдающимися людьми: инженерами, строителями, космонавтами или учеными-изобретателями. Война оборвала их короткие, но героические жизни.

Созданное с помощью дополненной реальности «живое» письмо памяти, подаренное в рамках проведенной акции, станет символом почтения и расскажет ребятам более подробно о юных героях.

Убежден, что работа будет полезна моим сверстникам, педагогам при проведении классных часов, а также организациям по работе с молодёжью и их руководителям, которые познакомятся с новой формой, которую можно использовать с целью воспитания гражданской позиции и патриотизма.

Список использованных источников и литературы

 

Новиков М.Ю. Использование технологий дополненной реальности при обучении информатике в школе.

URL: http://journals.uspu.ru/attachments/category/790/40.pdf. (дата обращения: 12.12.2019).

Даулеткали Ч.Т., Басири К., Нурлыбаев Т.А. ДОПОЛНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 23(43). URL: https://sibac.info/journal/student/43/122961 (дата обращения: 08.03.2020).

Катханова Ю.Ф. Технология дополненной реальности в образовании / Ю.Ф. Катханова, К.И. Бестыбаева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 289-291. – ISSN 2411-9679. doi:10.21661/r-112521

Истоки победы. АиФ «Детская Энциклопедия» № 9. 06/09/2007. URL: https://aif.ru/archive/1697479

Приложение 1

Приложение 2

«Живое» письмо памяти

Приложение 3

Алгоритм создания аур для оживления письма памяти

Установить приложение HP Reveal:

Создать аккаунт (Createanaccount)в приложении и осуществить вход (Login):

Создать ауры для оживления письма:

выбрать значок «+»:

создать изображение (исходный слой), сделав фотографию портрета на письме:

создать наложение-видео (второй слой), выбрав видео из памяти мобильного устройства (Device – Upload – Gallery – Video):

указать название наложения-видео в строке Name (optional) и нажать Done (сделано):

выбрать позицию наложения-видео на исходном слое, перетащив и изменив размеры, нажать Next (далее):

указать название ауры в строке Name (required) и поставил галочку в строке ***’s PublicAuras:

выбратьSubmit (представить) и Done (сделано):

Приложение 4

Инструкция пользователя для чтения «живого» письма памяти

 

Установите бесплатное приложение HPReveal на свой смартфон или планшет, осуществите регистрацию, указав почту, имя и пароль.

 

Откройте приложение HP Reveal, осуществите вход, в строке поиска введите название канала nkalyaeva и нажмите на значок.

Выберите из списка канал nkalyaeva и подпишитесь, нажав кнопку Follow.

Вернитесь на главный экран и нажмите . Наведите камеру устройства на «живое» письмо памяти. Наслаждайтесь просмотром видео!

Приложение 5

Фотоотчет о проведении акции «Забыть их нельзя»

1Документальный фильм «На войне маленьких не бывает» (1986, киностудия Министерства обороны СССР, режиссер А. Берлин)

Просмотров работы: 49