Создание компьютерной игры «Лабиринт» в среде Scratch

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание компьютерной игры «Лабиринт» в среде Scratch

Калюта Н.П. 1
1МБОУ Атепцевская СОШ
Сарьян В.С. 1
1МБОУ Атепцевская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

24 сентября 2019 года в рамках национального проекта «Образование» в моей школе состоялось открытие Центра цифрового и гуманитарного образования "Точка роста". На мастер-классах студий современного дополнительного образования нам рассказали, что компьютер можно использовать не только для развлечений, но и для программирования. Заинтересовавшись созданием анимаций, игр и мультфильмов, я стал посещать «Скретч-студию». На этих алгоритмических уроках я познакомился с программой «Scratch».Известно, что многие дети и даже взрослые любят играть в компьютерные игры, номало кто может создавать свои собственные игры. Для создания оригинальной игры необходимо научиться программировать.

Цель работы: создание игры «Лабиринт» в среде Scratch.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:

изучить среду программирования Scratch и ее возможности;

разработать игру «Лабиринт» в среде Scratch;

представить создание игры пользователям.

Объект исследования: среда программирования «Scratch».

Предмет исследования: принципы создания компьютерной игры в среде «Scratch».

Гипотеза: каждый может научиться создавать игры с помощью программы Scratch, проявляя своё воображение и творческие способности.

Методы исследования: поисковый, сравнение, сопоставление, анализ.

Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык, изобразительное искусство.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1.Что такое Scratch?

Одно из самых удивительных занятий нашего времени - программирование. Повелителей компьютеров называют программистами. Они знают слова языков программирования, которым подчиняются компьютеры, и умеют соединять их в компьютерные программы.

В 2003 году группа исследователей под руководством Митчела Резника из MIT Media Lab решила сделать общедоступный язык программирования. Через 4 года появился Скретч (Scratch). Делать в нем компьютерные программы смогли даже дошкольники. [1]

Скретч (Scratch) – это среда программирования, которая позволяет создавать собственные анимированные интерактивные истории, игры и модели. Проектами в Скретч можно делиться с другими пользователями из разных стран. В Скретче можно играть с различными объектами, изменять их внешний вид, передвигать их по экрану, регулировать формы взаимодействия между объектами. Это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков – команд.

В названии языка скрывается отсылки к нескольким метафорам (использование слова в переносном значении с учетом его сходства с другим предметом или явлением):

Scratch – царапина, скрип, перо, каракуля, старт

Old Scratch – (шутл.) – сатана, дьявол

Scratch-cat – злючка

Scratch paper – черновик

To start from the Scratch – начинать с нуля, на пустом месте

Создавая этот язык, программисты определили основную цель проекта – развить у детей творческие способности, логическое мышление, свободу в использовании информационных технологий. Использовать Scratch можно для разных целей, например, для создания анимированных открыток, презентаций, игр, мультфильмов.[2]

1.2. Интерфейспрограммы Scratch

Для создания любой программы в Скретч используются разноцветные кирпичики, из которых можно собрать простейшие алгоритмы. Также в основе этой программы – герой (спрайт). Он и выполняет инструкции созданного алгоритма.

Без труда освоить среду Scratch нам позволяет простой и понятный интерфейс. Познакомимся с внешним видом программы среды Scratch более детально.

Интерфейс программы состоит из трёх основных частей (рис.1):

• Сцена, на которой будут происходить все действия;

• Блоки команд, разделенные на цветовые категории;

• Место, в котором будет составляться программа для проекта.

Рис.1. Интерфейс среды Scratch

Слева располагается Сцена, на которой, как в театре, происходят все действия героев. В программе есть библиотека фоновых изображений (фонов), из которой можно выбрать любую из них и использовать в своём проекте. Также есть расширенные возможности, а именно загрузка с компьютера своего фона, скаченного из интернет – ресурсов. [5]

Рис.2. Блоки команд среды Scratch Рис.3. Блок движения

Основа Scratch – разноцветные блоки (рис.2), которые различаются по цвету и функциям. Благодаря различному цвету блоков команд, их легко запомнить. Наиболее часто используемый блок – блок движения (рис.3).

Справа находится область скриптов, в котором мы как конструктор Лего будем собирать скрипт (алгоритм). Для того чтобы собрать программу, нужно переместить нужную команду из набора блоков в данную область (рис.4).

Рис.4.Составление программ в среде Scratch

В Scratch имеется большое количество разработанных объектов, сцен, звуков и персонажей. Так же в Scratch есть возможность рисовать своих персонажей, изменять их, создавать свои сцены и объекты. Но самое интересное – возможность создавать собственные игры.

Глава 2. Технологический этап выполнения проекта

2.1. Технология создания компьютерной игры с помощью Scratch

Определение темы игры

Распространённым видом компьютерных игр является лабиринт. Слово "лабиринт" греческого происхождения, и переводится как подземные ходы или подземелье. В таком подземелье можно заблудиться и остаться там очень надолго. Главное – найти выход из лабиринта. Со временем игра «Лабиринт» стала одной из самых популярных игр, развивающих логическое мышление.[3]

Управляя клавишами вверх, вниз, вправо, влево надо пройти лабиринт и перейти на следующий уровень. В каждом последующем уровне появляются новые нововведения (телепорты, появляющиеся стены т.д. и т.п.). Главное условие – не касаться стен и собрать необходимые предметы.

Создание игры

1.Запускаем Scratch и выбираем фоны. Некоторые фоны создавались мною с помощью программы Paint на компьютере, а некоторые – были загружены из библиотеки Scratch (рис.5).

Рис.5. Фоны игры «Лабиринт» в среде Scratch

Сам лабиринт я нарисовал, используя возможности графического редактора Scratch. Для того, чтобы на следующих уровнях вид стен изменялся, я использовал несколько фонов. Внешний вид каждого фона создавался с помощью инструментов рисования в разделе «Костюмы» (рис.6).

Рис.6. Раздел «Костюмы фонов» игры «Лабиринт» в среде Scratch

2.Выбираем из библиотеки необходимые спрайты: Penguin2Talk, Snowflake, Star3, Star2, Button2. Главным спрайтом созданной мною игры является пингвин. Для того чтобы он перемещался по лабиринту я написал скрипты, используя блоки движение, перо и управление (рис.7).

Рис.6. Спрайты игры «Лабиринт» в среде Scratch

3.Прописываем для каждого спрайта алгоритм – скрипт (рис.8).

Рис.8.Скрипты игры «Лабиринт» в среде Scratch

При подготовке движения спрайтов использованы следующие приемы работы в программе [6]:

находим вкладку «Скрипты», далее – «События» и устанавливаем зеленый флажок, который при нажатии запускает скрипт;

программируем движение скриптам, используя блоки «Управление», «Сенсоры» и «Движение» и условие «если клавиша «стрелка направо нажата, то «изменить х/y на 10». При этом пингвин при нажатии клавиши «стрелка вправо» будет двигаться направо, далее мы можем сменить ему костюм, для этого зайдем в блок «Внешность» и выбираем «Сменить костюм на следующий» и также не забываем изменять фон;

программируем предметы, которые пингвину надо собрать. Для этого во вкладке «Внешний вид» выбираем «изменить цвет на 25», используя команду «повторять всегда». Теперь эти спрайты мигают. В тот момент, когда пингвин коснулся предмета (Снежинки или Звездочки), последний исчезает. Это происходит благодаря команде «спрятаться» во вкладке «Внешний вид» [7]. После того, как пингвин собрал все предметы и дошел до выхода, программа переключается на следующий уровень. Всего в игре 3 уровня.

Переходим в полноэкранный режим (рис. 9), запускаем игру нажатием на «зелёный флажок» (рис. 10).

Рис.9.Переход в полноэкранный режим в среде Scratch

Рис.10. Запуск игры в среде Scratch

Сохраняем проект.

Более подробно с разработкой игры можно ознакомиться по ссылке https://scratch.mit.edu/projects/384211530 [5].

2.1. Изучение мнения других пользователей

Игра, разработанная в программе Scratch, была представлена 20 учащимся 3 «Б» класса. Каждый из них сыграл в игру «Лабиринт».После прохождения игры одноклассникам было предложено анкетирование (приложение 1), в результате которого было выявлено (рис.12):

80% учащихся проявили интерес к игре;

100% учащихся поняли правила игры и управление клавишами;

100% учащихся заинтересовались созданием компьютерных игр.

Рис.12. Результаты анкетирования

Заключение

В ходе исследования цель, поставленная в работе, была достигнута, все поставленные задачи – выполнены.

При проектно-исследовательской деятельности были использованы различные информационно-технологические и программистские издания.

Была изучена история разработки программы Скретч.

Был продуман и реализован сценарий игры.

Была создана компьютерная игра с помощью Scratch.

Была изучена англоязычная версия программы.

При работе в Scratch не требуется знания сложных языков программирования, так как здесь предоставлены все необходимые графические средства для создания требуемого алгоритма.

Одним из самых трудных этапов реализации проекта – этап работы со скриптами движения и управления героев, а также выбор сценария, так как хотелось создать интересную и понятную игру.

Используя Скретч, я научился лучше формулировать свои идеи, воплощать их в жизнь, делиться результатами.

Я считаю, что создание данной игры в среде Scratch проявил интерес к программированию у моих одноклассников.

В дальнейшем я планирую:

провести мастер-класс по созданию игры для своих одноклассников;

изучить англоязычную версию программы;

разработать мультфильм в Scratch для младшего брата.

Список используемой литературы

https://www.smore.com/uu8k-scratch

https://docplayer.ru/25887197-Uchimsya-gotovit-v-srede-skretch-pridumay-zaprogrammiruy-podelis.html

https://coollib.net/b/305591-devid-makkalou-vechnaya-tayna-labirinta/read

http://letopisi.org/index.php/Scratch

https://scratch.mit.edu/projects/384211530

Еремин Е.А. Газета «Информатика». Среда Scratch – первое знакомство. – М.:Первое сентября, 2008 – №20 (573) – С. 17–24.

Учитесь со Scratch, сообщество учителей, родителей и просто творческих людей. /scratch/

Приложения

Приложение 1

Опросник анкеты

Играешь ли ты в компьютерные игры?

Да

Нет

Знаком ли ты со средой Скретч?

Да

Нет

Тебе понравилась игра«Лабиринт»?

Да

Нет

Понятны ли инструкции к игре?

Да

Нет

Легко ли управлять клавишами в игре?

Да

Нет

Предложил бы ты эту игру своим сверстникам?

Да

Нет

Хотел бы ты научиться создавать собственные игры в среде Скретсч?

Да

Нет

ФИО

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

1.

Анастасия А.

+

+

+

+

+

+

+

2.

Дмитрий А.

+

+

+

+

+

-

+

3.

Семён Ж.

+

-

+

+

+

-

+

4.

Владислав З.

+

+

+

+

+

+

+

5.

Вячеслав К.

+

+

+

+

+

+

+

6.

Ульяна К.

+

+

+

+

+

+

+

7.

Марианна К.

+

+

+

+

+

+

+

8.

Мария К.

+

+

+

+

+

+

+

9.

Павел И.

+

-

+

+

+

+

+

10.

Анна К.

+

+

+

+

+

-

+

11.

Иван К.

+

+

+

+

+

+

+

12.

Виктория Л.

+

+

+

+

+

+

+

13.

Богдан Л.

+

+

+

+

+

+

+

14.

Вероника М.

+

+

+

+

+

+

+

15.

Виктория М.

+

+

+

+

+

+

+

16.

Иван М.

+

+

+

+

+

+

+

17.

Максим Р.

+

+

+

+

+

+

+

18.

Полина Г.

+

+

+

+

+

+

+

19.

Денис Ч.

+

-

+

+

+

+

+

20.

Яна Ю.

+

+

+

+

+

-

+

Просмотров работы: 14