Введение
24 сентября 2019 года в рамках национального проекта «Образование» в моей школе состоялось открытие Центра цифрового и гуманитарного образования "Точка роста". На мастер-классах студий современного дополнительного образования нам рассказали, что компьютер можно использовать не только для развлечений, но и для программирования. Заинтересовавшись созданием анимаций, игр и мультфильмов, я стал посещать «Скретч-студию». На этих алгоритмических уроках я познакомился с программой «Scratch».Известно, что многие дети и даже взрослые любят играть в компьютерные игры, номало кто может создавать свои собственные игры. Для создания оригинальной игры необходимо научиться программировать.
Цель работы: создание игры «Лабиринт» в среде Scratch.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
изучить среду программирования Scratch и ее возможности;
разработать игру «Лабиринт» в среде Scratch;
представить создание игры пользователям.
Объект исследования: среда программирования «Scratch».
Предмет исследования: принципы создания компьютерной игры в среде «Scratch».
Гипотеза: каждый может научиться создавать игры с помощью программы Scratch, проявляя своё воображение и творческие способности.
Методы исследования: поисковый, сравнение, сопоставление, анализ.
Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык, изобразительное искусство.
Глава 1. Теоретическая часть
1.1.Что такое Scratch?
Одно из самых удивительных занятий нашего времени - программирование. Повелителей компьютеров называют программистами. Они знают слова языков программирования, которым подчиняются компьютеры, и умеют соединять их в компьютерные программы.
В 2003 году группа исследователей под руководством Митчела Резника из MIT Media Lab решила сделать общедоступный язык программирования. Через 4 года появился Скретч (Scratch). Делать в нем компьютерные программы смогли даже дошкольники. [1]
Скретч (Scratch) – это среда программирования, которая позволяет создавать собственные анимированные интерактивные истории, игры и модели. Проектами в Скретч можно делиться с другими пользователями из разных стран. В Скретче можно играть с различными объектами, изменять их внешний вид, передвигать их по экрану, регулировать формы взаимодействия между объектами. Это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков – команд.
В названии языка скрывается отсылки к нескольким метафорам (использование слова в переносном значении с учетом его сходства с другим предметом или явлением):
Scratch – царапина, скрип, перо, каракуля, старт
Old Scratch – (шутл.) – сатана, дьявол
Scratch-cat – злючка
Scratch paper – черновик
To start from the Scratch – начинать с нуля, на пустом месте
Создавая этот язык, программисты определили основную цель проекта – развить у детей творческие способности, логическое мышление, свободу в использовании информационных технологий. Использовать Scratch можно для разных целей, например, для создания анимированных открыток, презентаций, игр, мультфильмов.[2]
1.2. Интерфейспрограммы Scratch
Для создания любой программы в Скретч используются разноцветные кирпичики, из которых можно собрать простейшие алгоритмы. Также в основе этой программы – герой (спрайт). Он и выполняет инструкции созданного алгоритма.
Без труда освоить среду Scratch нам позволяет простой и понятный интерфейс. Познакомимся с внешним видом программы среды Scratch более детально.
Интерфейс программы состоит из трёх основных частей (рис.1):
• Сцена, на которой будут происходить все действия;
• Блоки команд, разделенные на цветовые категории;
• Место, в котором будет составляться программа для проекта.
Рис.1. Интерфейс среды Scratch
Слева располагается Сцена, на которой, как в театре, происходят все действия героев. В программе есть библиотека фоновых изображений (фонов), из которой можно выбрать любую из них и использовать в своём проекте. Также есть расширенные возможности, а именно загрузка с компьютера своего фона, скаченного из интернет – ресурсов. [5]
Рис.2. Блоки команд среды Scratch Рис.3. Блок движения
Основа Scratch – разноцветные блоки (рис.2), которые различаются по цвету и функциям. Благодаря различному цвету блоков команд, их легко запомнить. Наиболее часто используемый блок – блок движения (рис.3).
Справа находится область скриптов, в котором мы как конструктор Лего будем собирать скрипт (алгоритм). Для того чтобы собрать программу, нужно переместить нужную команду из набора блоков в данную область (рис.4).
Рис.4.Составление программ в среде Scratch
В Scratch имеется большое количество разработанных объектов, сцен, звуков и персонажей. Так же в Scratch есть возможность рисовать своих персонажей, изменять их, создавать свои сцены и объекты. Но самое интересное – возможность создавать собственные игры.
Глава 2. Технологический этап выполнения проекта
2.1. Технология создания компьютерной игры с помощью Scratch
Определение темы игры
Распространённым видом компьютерных игр является лабиринт. Слово "лабиринт" греческого происхождения, и переводится как подземные ходы или подземелье. В таком подземелье можно заблудиться и остаться там очень надолго. Главное – найти выход из лабиринта. Со временем игра «Лабиринт» стала одной из самых популярных игр, развивающих логическое мышление.[3]
Управляя клавишами вверх, вниз, вправо, влево надо пройти лабиринт и перейти на следующий уровень. В каждом последующем уровне появляются новые нововведения (телепорты, появляющиеся стены т.д. и т.п.). Главное условие – не касаться стен и собрать необходимые предметы.
Создание игры
1.Запускаем Scratch и выбираем фоны. Некоторые фоны создавались мною с помощью программы Paint на компьютере, а некоторые – были загружены из библиотеки Scratch (рис.5).
Рис.5. Фоны игры «Лабиринт» в среде Scratch
Сам лабиринт я нарисовал, используя возможности графического редактора Scratch. Для того, чтобы на следующих уровнях вид стен изменялся, я использовал несколько фонов. Внешний вид каждого фона создавался с помощью инструментов рисования в разделе «Костюмы» (рис.6).
Рис.6. Раздел «Костюмы фонов» игры «Лабиринт» в среде Scratch
2.Выбираем из библиотеки необходимые спрайты: Penguin2Talk, Snowflake, Star3, Star2, Button2. Главным спрайтом созданной мною игры является пингвин. Для того чтобы он перемещался по лабиринту я написал скрипты, используя блоки движение, перо и управление (рис.7).
Рис.6. Спрайты игры «Лабиринт» в среде Scratch
3.Прописываем для каждого спрайта алгоритм – скрипт (рис.8).
Рис.8.Скрипты игры «Лабиринт» в среде Scratch
При подготовке движения спрайтов использованы следующие приемы работы в программе [6]:
находим вкладку «Скрипты», далее – «События» и устанавливаем зеленый флажок, который при нажатии запускает скрипт;
программируем движение скриптам, используя блоки «Управление», «Сенсоры» и «Движение» и условие «если клавиша «стрелка направо нажата, то «изменить х/y на 10». При этом пингвин при нажатии клавиши «стрелка вправо» будет двигаться направо, далее мы можем сменить ему костюм, для этого зайдем в блок «Внешность» и выбираем «Сменить костюм на следующий» и также не забываем изменять фон;
программируем предметы, которые пингвину надо собрать. Для этого во вкладке «Внешний вид» выбираем «изменить цвет на 25», используя команду «повторять всегда». Теперь эти спрайты мигают. В тот момент, когда пингвин коснулся предмета (Снежинки или Звездочки), последний исчезает. Это происходит благодаря команде «спрятаться» во вкладке «Внешний вид» [7]. После того, как пингвин собрал все предметы и дошел до выхода, программа переключается на следующий уровень. Всего в игре 3 уровня.
Переходим в полноэкранный режим (рис. 9), запускаем игру нажатием на «зелёный флажок» (рис. 10).
Рис.9.Переход в полноэкранный режим в среде Scratch
Рис.10. Запуск игры в среде Scratch
Сохраняем проект.
Более подробно с разработкой игры можно ознакомиться по ссылке https://scratch.mit.edu/projects/384211530 [5].
2.1. Изучение мнения других пользователей
Игра, разработанная в программе Scratch, была представлена 20 учащимся 3 «Б» класса. Каждый из них сыграл в игру «Лабиринт».После прохождения игры одноклассникам было предложено анкетирование (приложение 1), в результате которого было выявлено (рис.12):
80% учащихся проявили интерес к игре;
100% учащихся поняли правила игры и управление клавишами;
100% учащихся заинтересовались созданием компьютерных игр.
Рис.12. Результаты анкетирования
Заключение
В ходе исследования цель, поставленная в работе, была достигнута, все поставленные задачи – выполнены.
При проектно-исследовательской деятельности были использованы различные информационно-технологические и программистские издания.
Была изучена история разработки программы Скретч.
Был продуман и реализован сценарий игры.
Была создана компьютерная игра с помощью Scratch.
Была изучена англоязычная версия программы.
При работе в Scratch не требуется знания сложных языков программирования, так как здесь предоставлены все необходимые графические средства для создания требуемого алгоритма.
Одним из самых трудных этапов реализации проекта – этап работы со скриптами движения и управления героев, а также выбор сценария, так как хотелось создать интересную и понятную игру.
Используя Скретч, я научился лучше формулировать свои идеи, воплощать их в жизнь, делиться результатами.
Я считаю, что создание данной игры в среде Scratch проявил интерес к программированию у моих одноклассников.
В дальнейшем я планирую:
провести мастер-класс по созданию игры для своих одноклассников;
изучить англоязычную версию программы;
разработать мультфильм в Scratch для младшего брата.
Список используемой литературы
https://www.smore.com/uu8k-scratch
https://docplayer.ru/25887197-Uchimsya-gotovit-v-srede-skretch-pridumay-zaprogrammiruy-podelis.html
https://coollib.net/b/305591-devid-makkalou-vechnaya-tayna-labirinta/read
http://letopisi.org/index.php/Scratch
https://scratch.mit.edu/projects/384211530
Еремин Е.А. Газета «Информатика». Среда Scratch – первое знакомство. – М.:Первое сентября, 2008 – №20 (573) – С. 17–24.
Учитесь со Scratch, сообщество учителей, родителей и просто творческих людей. /scratch/
Приложения
Приложение 1
Опросник анкеты
Играешь ли ты в компьютерные игры?
Да
Нет
Знаком ли ты со средой Скретч?
Да
Нет
Тебе понравилась игра«Лабиринт»?
Да
Нет
Понятны ли инструкции к игре?
Да
Нет
Легко ли управлять клавишами в игре?
Да
Нет
Предложил бы ты эту игру своим сверстникам?
Да
Нет
Хотел бы ты научиться создавать собственные игры в среде Скретсч?
Да
Нет
№ |
ФИО |
Номер вопроса |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
1. |
Анастасия А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2. |
Дмитрий А. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
3. |
Семён Ж. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
4. |
Владислав З. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5. |
Вячеслав К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6. |
Ульяна К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7. |
Марианна К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8. |
Мария К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
9. |
Павел И. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
10. |
Анна К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
11. |
Иван К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
12. |
Виктория Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
13. |
Богдан Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
14. |
Вероника М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
15. |
Виктория М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
16. |
Иван М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
17. |
Максим Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
18. |
Полина Г. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
19. |
Денис Ч. |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
20. |
Яна Ю. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |