Содержание образа «Я-виртуальное» у пользователей в сети Internet (на примере сельских школьников )

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Содержание образа «Я-виртуальное» у пользователей в сети Internet (на примере сельских школьников )

Неустроева В.В. 1
1МБОУ "Тандинская СОШ им.М.Н.Готовцева"
Федосеева Е.С. 1
1МБОУ "Тандинская СОШ им.М.Н.Готовцева"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня жизнь современного человека немыслима без Интернета и связанных с ним компьютерных технологий. Всемирная паутина (World Wide Web) становится своеобразной площадкой виртуальной коммуникации для множества пользователей, способной беспрепятственно соединить «всех со всеми» при условии их включенности в эту паутину. Интернет привлек много пользователей  именно тем, что предоставил людям возможность примерить новую личность. Чаты и форумы полны виртуальными пользователями самых разных возрастов с постоянно меняющимися никами и аватарами.   Данный факт отмечается многими отечественными и зарубежными исследователями

(Б. Шнейдерман, Л. Н. Бабанин, А. О. Прокшина, В. А. Солодовник и О. К. Тихомиров). Например, А. Е. Войскунский с соавторами указывают: информационные технологии сами по себе не могут влиять только лишь отрицательно на личностное развитие в юношеском возрасте [2].

  Наше село Танда Усть-Алданского улуса  является труднодоступной местностью. В декабре 2018 года село подключено к оптической связи. На данный момент 80% населения имеет скоростной интернет 10Мбит.

Я являюсь  активным пользователем сети Internet.За время пользования  изучила его просторы, посетила множество разных сайтов и  форумов. На каждом из них  заметила, что виртуальная личность  представлена с помощью таких средств самовыражения, как ник (никнейм), аватар, подпись. Недавно появились еще и юзербары, которые  постепенно заменяют подписи.  А еще я обнаружила, что  у всех пользователей  средства  индивидуализации  разные: по картинке, подписи и нику можно совсем немного узнать о характере, увлечениях и образе человека. Мне стало интересно, как  старшеклассники нашей школы выбирают свой аватар, и что означают для них эти средства самовыражения в виртуальном мире. 

Выбранная мною тема  для исследования сейчас очень актуальна, так как   среди

пользователей сети  Internet   все больше  детей и подростков, которые по-разному пользуются возможностью самовыражения в сети  Internet.

Цель: Изучить основные  средства выражения  индивидуальности  личности в  Интернете

Задачи:

1.    Изучить социально-психологический портрет  виртуальной личности; 

2.    Определить  особенности формирования «Я-виртуальное» в киберпространстве;

3.    Провести  практическое исследование и анализ полученных результатов;

4.    Разработать рекомендации для старшеклассников в виде буклета;

Объект исследования: «Я-концепция» современного человека

Предмет исследования : «Я-реальное» и «Я-виртуальное» как элементы «Я-концепции» 

Гипотеза исследования: «Я-виртуальное» обладает рядом особенностей и далеко не всегда совпадает с «Я-реальное»

Методы исследования:

1.      Теоретические: анализ состояния исследуемой проблемы, изучение литературы.

2.      Индуктивные: изложение отдельных фактов и выделение на их основе общих закономерностей: анализ, сравнение, обобщение.

3.      Практические:

-анкетирование

-тестирование по методикам “Методика самооценки Дембо Рубинштейн»,                                     

«Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г.Айзенка)», Семантический дифференциал Ч. Осгуда (СДО)
онлайн тестирование на сайте http://www.psytests.org

- корреляционный анализ по Спирмену на сайте http://www.medstatistic.ru

Новизна исследования  Впервые исследована проблема «Я-реальное» и «Я-виртуальное» современных старшеклассников на примере сельских школьников

Экспериментальная база исследования В исследовании приняли участие старшеклассники 9-11 классов МБОУ «Тандинская СОШ им.М.Н.Готовцева» Усть-Алданского улуса. Выборка -27 человек.

Практическая значимость работы

 Результаты данной исследовательской работы могут быть использованы педагогами, педагогами-психологами в изучении личности старшеклассников

 

ГЛАВА 1 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ «Я-РЕАЛЬНОЕ» И «Я-ВИРТУАЛЬНОЕ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

1.1. Понятие «Я-концепция» в современной психологии

В качестве самостоятельного понятие «Я-концепция» стало формироваться ещё на рубеже XIX-XX столетий, когда активно обсуждались представления о двойственной природе человека как субъекта познающего и познаваемого. Затем, уже в 50-х годах прошлого века оно развивалось феноменологической и гуманистической психологической наукой, наиболее яркими представителями которой были Абрахам Маслоу и Карл Роджерс. Они рассматривали единое человеческое «Я» как основополагающий поведенческий и развивающий фактор. Так, появившись в зарубежной литературе по психологии, в 80-е и 90-е годы XX века термин «Я-концепция» стал частью и отечественной психологической науки. Несмотря на то, что понятие «Я-концепция» является одним из фундаментальных в современной психологии, взгляды ученых на его содержание весьма неоднозначны. Одним, например, рассматривают его в качестве совокупности определенных когнитивных схем, которые направлены на себя. Другие отождествляют ее с понятием самосознания, третьи определяют ее как детерминанту поведения. Например, В.А. Лабунская рассматривает Я-концепцию в качестве совокупности всех представлений человека относительно различных сторон своей личности и организма.  Р.Берне полагает, что рассматриваемый термин представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе.

Несколько иной точки зрения придерживается  Д.Майерс, утверждая, что Я-концепция – это не что иное, как убеждения, с помощью которых человек определяет себя.

 Таким образом развитие личности каждого человека, а также его деятельность и поведение всегда обусловлены воздействием «Я-концепции» [7]. 

1.2.  Образ «Я» в виртуальном   пространстве

Виртуальный  мир -  это мир созданный искусственно, путем подмены

окружающей действительности информацией, генерируемой компьютером. 

Распространение новейших информационных технологий  явилось одной из причин возникновения «виртуальной личности». Поэтому, создавая свою виртуальную личность,  пользователю виртуального пространства необходимо придать ей  облик. Виртуальная реальность и виртуальный мир, виртуальные проблемы и виртуальные возможности, виртуальные желания и виртуальные удовольствия − понятия, рисующие в воображении современного человека место, где сбываются все мечты, решаются проблемы, удовлетворяются желания. А между тем виртуальная реальность жестока, жестока и безжалостна, кто бы что ни говорил.

В  различных источниках я часто встречала мнение о том, что  потребность в создании виртуальной личности, отличающейся от реальной, чаще всего выявляют у подростков, для которых наиболее остро стоит вопрос самоидентификации, игры, общения. К   основным чертам  виртуальной личности  относятся:

1)     бестелесность личности;

2)     анонимность.

Авторы пишут, что «под анонимностью  в данном случае следует понимать не  отсутствие имени, а сокрытие реального имени.

3)     свобода наделять виртуальную личность любым набором характеристик; 4) возможность иметь несколько виртуальных личностей одновременно.

Можно выделить следующие формы общения в Internet :

•      чат; 

•      форум;

•      блог;

•      переписка по электронной почте.

      Анонимность  пользователя  при общении  в сети Интернет  позволяет создавать о себе

любое впечатление по своему выбору. "В виртуальной среде вы вообще можете быть кем хотите, выглядеть как угодно, словом, у вас нет ограничений характерных для материального мира"   - так об этом пишет Евграфов И. в «Психологии киберпространства». Виртуальная  личность может стать осуществлением мечты, неосуществимой в реальности.

 Анонимность  пользователя  при общении  в сети Интернет  расширяет  возможности

самовыражения человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление по своему выбору, но и казаться тем, кем он захочет.  

Но это не всегда хорошо. 

Анонимность в сети Internet может означать и вседозволенность. Случаи сетевого хулиганства, терроризма и даже экстремизма – известны. Поэтому в некоторых странах анонимное общение запрещено. Например, пользователям в Китае запрещено оставлять свои комментарии в различных блогах анонимно. Интересно и важно отметить, что события, происходящие в виртуальной среде, могут оказывать влияние на реальную жизнь пользователя, иногда благоприятное, а иногда отрицательное и даже разрушительное.

Итак, можно сделать вывод, что виртуальная личность включает в себя:

Ø  наличие разработанного образа;

Ø  имя, соответствующее идее;

Ø  стремление к уникальности, неповторимости образа;

Ø  погружение в образ;

Ø  продуманная тактика поведения виртуальной личности в сети.

Можно  заключить, что виртуальная личность отличается от реальной  личности тем, что она не имеет материального тела и состоит исключительно из знаков и действий  в виртуальном мире. 

Для создания виртуальной личности пользователи пользуются различными средствами самовыражения. Чаще всего это: ник (никнейм) и аватар[3]. 

1.3.  Основные  средства выражения  индивидуальности  личности в  сети Internet

Общение в сети ведется не между конкретными людьми, а между сформированными ими самим образами. Эти образы называют аватарами [1].

История возникновения аватаров покрыта сплошной тайной. Так точно и неизвестно кто первый начал использовать аватар, и как пришла ему данная идея. Можно отметить, что само название аватар несет в себе божественное создание, а, как известно всё, что связанно с богом для человека является тайной. Вот как объясняется слово аватар в книге «Мифы народов мира»: «Аватара - в индуистской мифологии нисхождение верховного божества Вишну на Землю, его воплощение в смертное существо ради спасения мира, восстановления закона и добродетели или защиты своих приверженцев». Например, бог Индра-громовержец в одной из своих аватар был червём. Небезызвестный Кришна из Махабхараты был, говорят, аватарой бога Вишну. У последнего вообще много аватар было. И черепахой он побыл и ещё кем-то. Даже Будда в индуизме считается его аватарой. При этом аватары вели вполне самостоятельное существование, но где-то в них была божественная сущность, которая как-то проявлялась. И у одного бога могло быть несколько аватар одновременно. 

Таким, каким аватар есть на сегодняшний день, он обязан компьютерным играм.

В 1985 году в 4-ой части компьютерной игры Ultima в качестве представления пользователя в игровом мире (эго) стали использовали понятие аватар.  Также этот термин использовался в ролевой игре Shadowrun (1985) и онлайновой ролевой игре Habitat (1987). 1994-1996 годы ознаменовались периодом расцвета интернет-чатов. В них была

возможность устанавливать для себя произвольную картинку небольшого размера. Это позволило ещё одним способом передавать эмоции, настроение. 

Люди копировали чьё-то поведение, разыгрывали из себя другую персону или

вымышленного героя. Эти картинки так же стали называть аватарами.

Стремительное развитие Интернета в последующие годы привело к активному использованию термина аватар в блогах, форумах, сервисах мгновенных сообщений и других социальных ресурсах/сервисах.Аватар является визуальным отображением пользователя во многих системах, где у него есть свой профиль и он может редактировать информацию о себе. Он служит как более наглядное выражение какой-либо черты характера, внутренних взглядов, позициий, вкусов и предпочтений, да в конце концов просто настроения пользователя.

Как известно, визуальная информация лучше воспринимается пользователями, чем текст. Поэтому само наличие аватаров вполне закономерно и будет актуальным ещё очень долго из-за своей простоты и эффективности.

Итак, в Интернете аватара – представляет собой небольшую картинку, вполне адекватно отражающую внешность пользователя, характер и внутреннее состояние. Это графический объект, воплощающий в себе суть личности пользователя, «своеобразный слепок вашей души» (http://avatarchik.ru). Иногда как синоним используется понятие «юзерпик». Userpic - неологизм от сочетания двух слов user + picture (картинка).

В сети Internet по аналогии с этой древней традицией аватаром стали называть разные проявления человека (на разных форумах, в разных играх, в чатах и проч.), где аватар обычно обозначает персонаж заданный картинкой рядом с сообщением или в профиле. Такое определение аватара содержится в Правилах проекта  Ответы@mail.ru:  «это  ваш образ - картинка, наиболее полно отражающая ваш внутренний мир, ваш характер, ваше Я».  «Я» переживается пользователем сети всегда как двойственное образование. С одной стороны - как объект, существующий в реальности, с другой - сетевая маска - аватара. 

Американский психолог Дж. Сулер говорит о четырех возможных сценариях поведения личности в пространстве сети: 

остаться самим собой,  говорить от имени дискретной части своей целостности,  принять выдуманные индивидуальности  остаться полным анонимом, то есть сделаться человеком-невидимкой.

Следует заметить, что процесс взаимодействия аватары и конкретного носителя обладает свойством обратной связи: как носитель формирует аватару, так и аватара влияет на конкретного носителя. Сколько же аватар может быть у отдельной личности? В индуизме предполагается, что отдельный человек может быть одновременно аватарой нескольких богов. Нечто подобное мы видим и в сети. Одна личность способна поддерживать несколько аватар. Как правило, формирование аватары имеет индивидуальный смысл и определяется типом социальной группы, в которой аватараактивна. 

Аватара, в сущности, имя, точнее псевдоним, который в сетевом общении получил

обозначение - «ник». Ник применяется для сокрытия нежелательных, но существующих качеств, либо для добавления несуществующих, но желаемых, т.е. ник, есть овеществление идеального образа собственного «я». 

Итак, аватар является непременным атрибутом каждого завсегдатая мест публичного общения в сети Интернет. Аватаром сопровождаются все высказывания  пользователя на любом форуме, блоге. Аватар есть и на почтовой страничке пользователя. В отсутствии аватара  современный пользователь, лишен какой бы то ни было оригинальности, он становится  лишь одним из очень многих подобных. 

Интересно отметить, что в разных источниках  слово «аватар» употребляют то в женском

роде «аватарка», то в мужском – «аватар». Я думаю, что смысл аватара -  максимально полно передать  тот образ, в каком  человек себя видит.  

Просмотрев  доступные материалы об аватарах, я попробовала их  классифицировать. 

Получилась классификация по изображению на  картинке:

Ø  знаменитости;

Ø  части тела (в основном  глаза, губы, руки, пальцы);

Ø  мультяшки (герои мультфильмов или фрагменты мультфильмов);

Ø  природа (пейзажи,  растения)

Ø  животные;

Ø  спорт;

Ø  техно (машины,  различная техника); 

флаги, эмблемы, лозунгии др.

Ø  аниме (японская мультипликация).

Ø  манги, обычно с сохранением графического стиля и других особенностей.

Ø  скриншоты из компьютерных игр и фильмов.

Ø  разное.

Чат (беседа, болтовня)  - специфический вид общения в сети Интернет, когда в

установленном месте (на каком-то сайте) сталкиваются два или более человека и ведут разговор в режиме реального времени. При этом сайт играет  роль “доски”, на которой пишут участники свои сообщения. Общение в сети происходит в основном в чатах и форумах, где почти однообразноскладывается устойчивое сетевое сообщество. 

В центре этого сообщества группа людей, которые имеют статус модератора, т.е.

обладают правом правки сообщений других участников сообщества. 

Вторая большая группа – «пользователи». Участники сообщества, которые на равных

могут общаться друг с другом. Но эти люди должны разделять определенные нормы поведения в сообществе, если эти нормы нарушаются, то пользователь изгоняется из сообщества. Интересно, что нормы поведения определяются не только этическими стандартами: не употреблять ненормативную лексику, не осуществлять любые виды дискриминации, но и системнообразующим интересом сообщества и мнением модераторов. 

Третья группа участников – «гало», состоит из пользователей всемирной сети, не

разделяющих кодекса сообщества. Внутри этой большой группы есть очень разные фракции. Это и неофиты, которые еще не знакомы с кодексом, но готовые его разделить, это люди принципиально не согласные с кодексом норм сообщества и боты: системы искусственного интеллекта, и.т.д. 

У пользователей сети есть потребности, предметом которых выступает сетевое общение:

потребности в сотрудничестве, самоутверждении и коммуникации. 

Потребность в самоутверждении может носить характер научного или художественного творчества, коммуникативной активности, социальной карьеры, стремления к лидерству, саморазвития личности. 

Потребность в сотрудничестве состоит в поиске единомышленников в сети. 

Потребность в коммуникации состоит в том, что Интернет позволяет преодолевать дефицит общения, возникающий в обыденной жизни, и проявляется в стремлении пользователей найти в Интернете группу по интересам, принять ее ценности и найти свое место в этой группе[4]. 

Вывод по 1 главе. Таким образом, «Я-реальное» противопоставляется в психологии «Я-виртуальное». Первое – это, какой человек есть на самом деле, второе – то, каким он хочет быть или казаться.

ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «Я-РЕАЛЬНОЕ» И «Я- ВИРТУАЛЬНОЕ»

Во второй главе исследования отражено эмпирическое исследование специфики «Я-реальное» и «Я-виртуальное». Кроме того, дано описание диагностических средств, представлены и обобщены результаты исследования и проведен их анализ.

Перед проведением экспериментальной части исследования нами были сформулированы следующие задачи:

1.                 Выявить  степень вовлеченности испытуемых в виртуальную (интернет) среду;

2.                 Определить доминирующую Я-концепцию испытуемых;

3.                 Выявить зависимость степень личностной идентичности респондента в виртуальном пространстве от уровня его самооценки.

В эксперименте приняли участие 27 учеников 9-11 классов МБОУ «Тандинская СОШ им.М.Н.Готовцева».

При проведении исследования применялись следующие методики:

-анкетирование

-Методика самооценки Дембо-Рубинштейн

- Методика «Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г.Айзенка)»

-Методика «Семантический дифференциал Ч. Осгуда (СДО)»
онлайн тестирование на сайте http://www.psytests.org

- Корреляционный анализ Спирмена на сайте http://www.medstatistic.ru онлайн калькулятор  для расчета коэффициента корреляции Спирмена

Для выявления степени вовлеченности испытуемых в виртуальную (Internet) среду среди старшеклассников 9-11 классов проведено анкетирование.

Анкета «Исследование средств самовыражения подростков в сети Internet»

табл.1.

Вопросы:

Ответы:

1

Пол

Муж:12,     Жен:15

2

Являетесь ли вы пользователем сети Интернет?

Да: 27,        Нет:0  

3

Что для вас значит общаться в Интернете?

Всё(Жизнь): 1

Провождение времени: 13

Поиск нужной информации:12

Поиск друзей по интересам: 2

Разное: 5

Не смогли ответить:0

4

Что такое чат?

Знают:14

5

Что такое ник?

Знают:18

6

Что такое аватар?

Знают:18

7

Что такое блог?

Знают:12

8

Что такое форум?

Знают:9

9

 Что такое е-мэйл?

Знают:15

10

Пользуетесь ли вы в сети аватарами, никами, подписями?

Да:19,         Нет:8

11

Чем руководствовались, когда выбирали эти средства самовыражения?

Не смогли ответить:6

Характер:2

Имя и Фамилия:6

Понравилась картинка:5

Модное кино (группа, мультик и т.д.):2

Другое:1

 

12

Ваш аватар содержит изображение:

Знаменитости:2

Аниме:1

Животное:0

Части тела:0

Дети:1

Фэнтези:0

Природа:3

Мультяшки:0

Игры:2

Спорт:0

Своё фото:11

Другое:8

13

Чем вы пользуетесь?

Instagram:22

WhatsApp:27

ВКонтакте:12

Telegram:7

YouTube:19

Twitter:3

14

Сколько у вас подписчиков в соц.сети Instagram?

 

15

Как часто заходите в соц.сети?

Часто:14

Иногда:13

16

Сколько времени проводите в Интернете?

3-4ч. в день: 13

6-7ч. В день:11

Больше 10ч.в день:3

17

Что вы предпочитаете, общаться…

В виртуальном мире:4

В реальном мире:23

 

Как видно из анкетирования все обучающиеся 100% пользуются сетью в поисках информации и времяпровождения.

•         При выборе средств самовыражения в основном руководствовались:

  1. До сих пор не смогли ответить-27,4%.
  2. Характер-9%.
  3. Имя Фамилия-27,4%.
  4. Понравилась картинка-22,7%.
  5. Модное кино(группа,  мультик  и т.д)-9%
  6. Другое-4,5%

2.1. Исследование личности старшеклассников

Методика «Определение темперамента (модификация Личностного опросника Г.Айзенка)»

Методика представляет собой сокращенный вариант Личностного опросника Г.Айзенка и служит для определения таких важнейших характеристик, как общительность и эмоциональная устойчивость, которые Айзенк рассматривал как составляющие темперамента. Методика состоит из сорока вопросов, ответы на которые позволяют узнать свой темперамент и соотнести его с будущей профессиональной деятельностью.  По итогам исследования в нашей школе по методике Айзенка выявили следующее:

Сангвиники -9-33,34%                                                

Флегматики -11- 40,74%                                       

Холерики – 4- 14,81%

Меланхолики-3 – 11,11%.                                                                                

 диаграмма 1

Как видно из исследований, в нашей  школе преобладают флегматики и сангвиники. Сангвиник — уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека веселого, эмоционального, общительного, живущего настроением. Он легко переживает неудачи, создает приятный микроклимат в любом коллективе, но не всегда выполняет свои обещания, порой слишком поспешен в делах и суждениях и излишне самоуверен.

Флегматик — спокойный, сдержанный. Он плохо приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным и вялым, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и не подвержен панике в стрессовых ситуациях

Изучение Аватарок  с 9-11классы

При изучении аватарок выявлено следующее

диаграмма 2

Как видим из диаграммы 2, большинство ребят выставляют свое фото, или не выставляют фото. Имеются также картинки природы, знаменитостей.

Аватарки учащихся по типу темперамента

диаграмма 3

Как видно из диаграммы 3 , свое фото выставляют сангвиники, холерики, меланз\холики. Нет фото у меланхоликов и флегматиков. Картинки присутствуют у сангвиников и флегматиков.

2.2.  Образ «Я-реальное» и   «Я-виртуальное»

Методика самооценки Дембо - Рубинштейн

 

Предлагаемая методика измерения самооценки представляет собой вариант известной методики Дембо — Рубинштейн, модифицированной и нормированный на отечественной выборке А. М. Прихожан.

диаграмма 4

Как видно из тестирования у старшеклассников наблюдается очень высокий и средний уровень самооценки.  Низкий уровень самооценки наблюдается у 2 обучающихся.

Самооценка учащихся (по темпераментам)

Далее мы изучили уровень самооценки по типу темперамента

диаграмма 5

Как видно из диаграммы 5 очень высокий уровень самооценки наблюдается у холериков, сангвиников, средний уровень у флегматиков, сангвиников. Низкий уровень самооценки у меланхоликов.

Методика «Семантический дифференциал Ч. Осгуда» (СДО)
онлайн тестирование на сайте http://www.psytests.org

 Тестирование по данной методике проводился в онлайн режиме.  Преимущество онлайн тестирования, это автоматическое заключение результата. На тестирование с данной методики отводилось 5 минут на каждого тестируемого. Средние показатели обработаны на программе Exsel

Испытуемым предлагалось описать свое виртуальное «Я», идеальное «Я» и реальное «Я»

•         Среднее значение по фактору «Оценка» (реальное «Я») -8,85

•         Среднее значение по фактору «Силы» (идеальное «Я»)-6,0

•         Среднее значение по фактору «Активность»(виртуальное «Я»)- 5,9

2.3.Корреляционный анализ «Я –реальное» и «Я-виртуальное»

Предназначение корреляционного анализа сводится к выявлению наличия зависимости между различными факторами. То есть, определяется, влияет ли уменьшение или увеличение одного показателя на изменение другого. Коэффициент корреляции варьируется в диапазоне от +1 до -1. При наличии положительной корреляции увеличение одного показателя способствует увеличению второго. При отрицательной корреляции увеличение одного показателя влечет за собой уменьшение другого. Чем больше модуль коэффициента корреляции, тем заметнее изменение одного показателя отражается на изменении второго. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена – это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.

Для корреляционного анализа мы взяли 2 переменные фактору «Оценка» и фактору «Активность». Корреляционный анализ мы провели на онлайн калькуляторе для расчета коэффициента корреляции Спирмена  на сайте . http://www.medstatistic.ru

Проведя корреляционный анализ, получилось, что:

Коэффициент корреляции Спирмена (ρ) равен 0.759 Связь между исследуемыми признаками - прямая, теснота (сила) связи по шкале Чеддока – высокая Число степеней свободы (f) составляет 25 Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0.382. 
ρнабл > ρкрит, зависимость признаков статистически значима (p<0,05). Таким образом, Я реальное и Я виртуальное статистически значимы.

Выводы по 2 главе.

В виртуальном мире полностью отражается внутренний мир человека. Старшеклассники активные, уверенные в себе выставляют своё фото, стеснительные, замкнутые обучающиеся выставляют на своем аватаре в основном картинки. Обучающиеся нашей школы в основном пользуются сетью Internet в поисках информации (44,4%) и  времяпровождения (48,1%).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После масштабного распространения интернета, многие люди потеряли связь с реальной жизнью и с головой погрузились в виртуальный мир.
Есть масса примеров зависимости от всемирной паутины, что стало серьезной проблемой человечества. Но есть и положительные стороны, ведь некоторые люди добились серьезных успехов в виртуальном мире.

Виртуальная или реальная жизнь, что лучше? Человек может прожить без доступа к интернету, даже если он зависимый.

На основании проделанной работы мы можем сделать ряд выводов:

1. «Я-реальное» противопоставляется в психологии «Я-виртуальное». Первое – это, какой человек есть на самом деле, второе – то, каким он хочет быть или казаться.

2. Виртуальная личность отличается от реальной  личности тем, что она не имеет материального тела и состоит исключительно из знаков и действий  в виртуальном мире.

3. В виртуальном мире полностью отражается внутренний мир человека. Старшеклассники активные, уверенные в себе выставляют своё фото; стеснительные, замкнутые обучающиеся выставляют на своем аватаре в основном картинки .

4. По результатам корреляционного анализа  по Спирмену , «Я-реальное» и «Я-виртуальное» статистически значимы, таким образом, выдвинутая нами гипотеза «Я-виртуальное» обладает рядом особенностей и далеко не всегда совпадает с «Я-реальное» подтвердилась.

5. Жить без гаджета в 21 веке крайне не комфортно, но жить в гаджете тоже не вариант. Какие бы доводы не приводились, но реальная жизнь намного лучше. Без реальной жизни прожить не получится. 

Возможно, нашу жизнь скрашивают некоторые моменты и даже удаленное общение приносит эмоции, но они далеки от настоящих.

Так давайте подарим наше время лучше  своим близким, родным, друзьям!

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинская Е.П.,   Жичкина        А.Е.    Стратегии самопрезентации в Интернет и их связь с реальной идентичностью, 1999г. С.70-76

2.Войскунский А.Е. Исследования Интернета в психологии. http://www.cyberpsy.ru

3.Горный       Е.        Онтология     виртуальной личности//     Сетевая          словесность. http://www.netslova.ru/gorny/selected/ovl.html

4.Россохин, А.В. Виртуальное счастье или виртуальная зависимость (опыт психологического анализа исс) / А.В. Россохин // Личность в измененных состояниях сознания / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова. – М: Смысл, 2009. – С. 516–523

5. Онлайн тестированиеhttp://www.psytests.org.

6 Онлайн калькулятор  для расчета коэффициента корреляции Спирменаhttp://www.medstatistic.ru

7.Психоанализ – роль социальных факторов. . http://www.studme.org›


Просмотров работы: 257